Девушка с характером
Жанр: комедия.
Год выпуска: 1939.
Режиссер: Константин Юдин.
В главных ролях: Валентина Серова, Эмма Цесарская. В ролях: Всеволод Санаев, Александр Антонов, Андрей Тутышкин, Павел Оленев, Петр Репнин, Сергей Блинников, Михаил Румянцев. Первые роли в кино Михаила Глузского и Анатолия Соловьева.
Маршрут | Комсомольская площадь – Охотный ряд – Большой Каменный мост – Крымский мост.
Крымский мост
Сюжет фильма | Простая сельская девушка, храбрая и честная Катя Иванова, не может мириться с порядками, которые заведены в зверосовхозе, где она работает. Катя ссорится со своим директором-бюрократом и отправляется в город искать справедливости.
Напевая бодрую песенку «У меня такой характер, ты со мною не шути!», храбрая героиня собирает нехитрые пожитки и отправляется через лес на станцию Тихая (где-то на Дальнем Востоке). По дороге в Москву девушка переживает несколько комических ситуаций (в том числе задерживает шпиона-диверсанта!) и наконец попадает в столицу. В большом городе Катя устраивается продавцом в магазин меха, потом – на завод грампластинок и везде всем подряд рассказывает о красоте и великом будущем Дальнего Востока.
Тем временем все ее жалобы рассмотрены. Бюрократ из зверосовхоза снят с должности, а Катя, наоборот, назначена руководителем этого хозяйства.
С группой новых идейных товарищей, с которыми она познакомилась в столице, Катя возвращается в родные места – «вершить великие дела», как говорят герои.
Вот такой фильм про новую Россию. Местами забавный, наивный и немного трогательный.
Москва в нем «играет» ключевую роль. Столица СССР для девушки из далекой-далекой провинции кажется недостижимой мечтой. Но у Кати есть благородная цель, поэтому она никого и ничего не боится. Исключение составляли только столичные милиционеры. Все-таки приезжая, а с документами и прочим необходимым для проживания в Москве у нее были проблемы.
Места съемок
Комсомольская площадь
Изначально Москва в «Девушке с характером» представлена так же, как и в большинстве других фильмов про приезжих: Комсомольская площадь, машины, суета, героиня в восторге и растерянности одновременно.
И так же, как, например, героиня фильма «Девушка без адреса», девушка с характером (кстати, тоже Катя Иванова) теряет на вокзале своего нового друга, с которым познакомилась в поезде. Потом она ищет своего потенциального возлюбленного в течение всего фильма.
Комсомольская площадь (площадь Трех вокзалов)
Небольшое отступление. Поклонникам старого советского кино нетрудно заметить, что «Девушка без адреса» (снятая двадцатью годами позже) и «Девушка с характером» похожи не только названием. Эльдар Рязанов остроумно поступил с киноагиткой 1930-х. В конце 1950-х он снимает свою первую «Катю Иванову» в фильме со схожим названием и очень похожей ситуацией. А в 1991-м, на волне постперестроечного обличительного кино, на экранах появляется третья «Катя Иванова» – полная противоположность советским героиням. У персонажа «Небес обетованных» трагичная судьба, и вслед за первой «Катей» она поет совсем другую песню. Мы все помним кадр, когда героиня Ольги Волковой в отчаянии произносит: «Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой страны… нигде не была…» Но это будет еще совсем не скоро.
Здание Ленинградского вокзала
Ярославский вокзал
Возвращаемся к нашему фильму. И если уж волей судеб все приезжающие в Москву герои оказываются на площади Трех вокзалов, то непременно нужно рассказать и об этом месте.
В XVIII веке вся территория, где расположены теперь вокзалы, называлась Каланчевское поле. Имя «Комсомольской» площадь получила только в 1932 г. в честь молодых строителей метрополитена.
Сама же привокзальная площадь образовалась во второй половине XIX века, во время активного строительства первых железных дорог.
В начале 1850-х годов был построен Николаевский вокзал Московско-Петербургской железной дороги (ныне Ленинградской Октябрьской железной дороги); он представляет собой копию Московского вокзала в Северной столице. С Ленинградского вокзала идут поезда в Северную столицу, Карелию, прибалтийские страны и в Финляндию.
Современный Казанский вокзал
После Николаевского вокзала, в 1862 г., на Каланчевской площади открылся Ярославский вокзал. Он был построен по проекту знаменитого московского архитектора начала XX века Ф. Шехтеля. C этого вокзала начинается самое большое железнодорожное путешествие в мире: от Москвы до Владивостока. Кроме того, поезда с Ярославского вокзала идут в города Китая и Монголии.
И наконец, чуть позже остальных, в 1864 г., был построен Рязанский (с 1894 г. Казанский) вокзал. Проект здания принадлежит архитектору А.В. Щусеву. В конце XX века прошла крупномасштабная реконструкция вокзала. В 1990 г. были построены новые залы, переходы к станциям метро и на Комсомольскую площадь. А образовавшийся в ходе перемен подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала, стал самым протяженным в столице. Поезда с Казанского отправляются на Кавказ, Сибирь, Урал, Поволжье и в города Казахстана и Узбекистана.
Но застройка Комсомольской площади на этом не закончилась.
В 1920-х годах недалеко от Казанского вокзала был построен по проекту А. Щусева Центральный дом культуры железнодорожников. История Дома культуры тех времен тесно связана с такими великими именами, как И. Дунаевский и Л. Утесов, которые долгие годы работали на его сцене. Сегодня в ЦДКЖ идут театральные антрепризы. (Узнать о них подробнее можно по телефону Дома культуры 266-29-38. Адрес: Комсомольская пл., 4).
Центральный дом культуры железнодорожников
Во второй половине XX века появились еще два значительных объекта. С 1950-х Комсомольскую площадь заключает здание в 28 этажей гостиницы «Ленинградская» (ныне «Хилтон»), одной из семи сталинских высоток. С другой стороны стоит огромное здание универмага «Московский», построенного в 1983 г.
Переименованная в «Хилтон» гостиница «Ленинградская»
Сегодняшнее наименование – площадь Трех вокзалов – появилось совсем недавно – 3 августа 2003 г., в День железнодорожника. Тогда же состоялось открытие памятника первому российскому министру путей сообщения Павлу Мельникову, который в 1833 г. вместе с Николаем Крафтом разработал проект первой российской железной дороги между двумя столицами.
А еще с этих мест началась история московского метро. В 1935 г. в Москве открылась первая линия метрополитена от станции «Парк культуры» до станции «Сокольники». Пробная поездка прошла по участку «Комсомольская» – «Красносельская» – «Сокольники».
Один из самых больших универмагов СССР – «Московский»
Фабрика Бабаева на Малой Красносельской улице
Каждая из станций первой ветки метро по-своему уникальна. Так, например, проект станции «Красные ворота» (архитекторы А. Фомин и Н. Андриканис), представленный в 1938 г. на Международной всемирной выставке в Париже, завоевал Гран-при. А станция «Комсомольская-кольцевая» (архитекторы А. Щусев, В. Зорин и др.) до сих пор пользуется большой популярностью среди зарубежных туристов: станционный зал расписан мозаичными портретами русских полководцев, от Александра Невского до Михаила Кутузова и Александра Суворова. Все очень масштабно и грациозно одновременно.
Что еще можно посмотреть в районе Комсомольской площади и прилегающих кварталов?
Между ст. метро «Комсомольская» и «Красносельская» на Малой Красносельской улице, д. 7, находится старейшее кондитерское предприятие в стране – фабрика Бабаева.
Впервые будущий кондитерский гигант заявил о себе в 1804 г. С 1880-х годов фабрика стала известна в России и мире (она лауреат нескольких международных выставок) как «Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей». В конце XIX века фабрика получила статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». После революции стала «Кондитерской фабрикой им. П.А. Бабаева», увековечив имя бывшего ее рабочего, ставшего председателем Сокольнического райисполкома (ныне – Кондитерский концерн Бабаевский). Замечательный образец московской купеческой архитектуры прошлого столетия. Да и улочка, где находится фабрика, тоже типична для старой Москвы. Тихая и несуетливая. Настоящая противоположность вечно грохочущей и не спящей вокзальной площади.
Такова история старого московского района. Согласитесь, он заслуживает внимания. Жаль одного. Любопытный как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории район в наше время не пользуется, мягко говоря, популярностью у туристов и горожан, которые всегда стремятся обойти его стороной. Это легко объяснить – площадь Трех вокзалов считается одним из самых криминальных мест столицы. И, по большому счету, так оно и есть. Остается только надеяться, что когда-нибудь ситуация в историческом месте изменится в лучшую сторону.
Как добраться | Ст. метро «Комсомольская».
Охотный Ряд
А в фильме тем временем, пока героиня борется за справедливость и устраивается на работу, зрители видят Москву 1930-х годов. Уже построены Госплан (теперь Госдума), гостиница «Москва» и расширен Охотный Ряд.
Кстати, улицу Охотный Ряд и примыкающие к ней новые здания режиссеры советского кино вообще любили демонстрировать, если нужно было отобразить градостроительную мощь советской столицы.
А ведь когда-то на этом месте было все совсем по-другому. В Охотном Ряду находились особнячки не выше двух этажей и небольшие лавки для торговли – сначала битой птицей, потом и другими товарами. На протяжении двухвековой торговой истории Охотный Ряд из скромного птичьего рынка превратился в центр московской торговли. Во второй половине XIX – начале XX века он символизировал, по мнению современников, изобилие и хлебосольство Москвы.
И даже после того, как в 1920-х рынок в центре города прекратил свое существование, для многих Охотный Ряд оставался самым значимым местом в центре города. В 1960 г. Юрий Визбор написал песню, которая в течение нескольких лет была крайне популярна среди горожан:
Когда-то здесь горланили купцы,
Москву будила зимняя заря,
И над сугробами звенели бубенцы —
Охотный ряд, Охотный ряд.
Здесь бродит Запад, гидов теребя,
На «Метрополь» колхозники глядят,
Как неохота уезжать мне от тебя —
Охотный ряд, Охотный ряд.
Вот дымный берег юности моей,
И гавань встреч, и порт ночных утрат,
Вот перекресток ста пятнадцати морей,
Охотный ряд, Охотный ряд.
В наше время Охотный Ряд снова стал местом торговли и отдыха. В начале 2000-х рядом с ним был открыт первый в Москве подземный торгово-развлекательный комплекс с ресторанами, многочисленными магазинами, кинозалом и ночным клубом (сегодня, правда, кинозал и ночной клуб закрыты, но популярности этому месту не убавило).
По-прежнему пользуются огромным спросом расположенные рядом исторические отели «Метрополь», «Националь» и открытая в 2008 г. после полной реконструкции гостиница «Москва».
Отель «Метрополь». Красивый и престижный
Отель «Националь». Фрагмент здания
Среди примечательных зданий Охотного Ряда также Колонный зал Благородного собрания (дом № 2) и здание Государственной Думы, бывший Госплан СССР (дом № 6).
Вблизи Охотного Ряда находятся несколько крупнейших театров столицы: Большой и Малый, Российский академический Молодежный, МХТ им. Чехова и Театр оперетты.
В этом же квартале расположен Центральный выставочный зал «Манеж» и несколько музеев, в числе которых:
Музей археологии (филиал Музея истории города Москвы) (Манежная пл., 1а; тел.: 924-84-90);
Государственный Исторический музей (ГИМ) (Красная площадь, 1/2; тел.: 292-11-11, 221-43-11);
музей «Воскресенские ворота на Красной площади» (филиал ГИМ) (Красная площадь, 1/2; тел.: 292–32–33; 292-37-31 – заказ экскурсий);
Научно-исследовательский зоологический музей МГУ (Б. Никитская ул., 6; тел.: 203-89-23, 203-35-69).
Как добраться | Ст. метро «Охотный Ряд».
Кремль
Государственный Исторический музей, Мавзолей и главная площадь России
Ближе к середине фильма Катя Иванова идет по Большому Каменному мосту, и в кадре появляется панорама Кремля. Редкое зрелище – присмотритесь повнимательнее. В отличие от большинства фильмов о Москве Кремль в «Девушке с характером» показан в первозданном виде. Эксклюзив кино – вид Кремлевского ансамбля еще не изменили появившиеся в 1960-х Дворец съездов и гостиница «Россия», которые полностью уничтожили великолепную панораму древней крепости.
Как добраться | Ближайшая станция метро от Большого Каменного моста – «Боровицкая». При выходе из метро отправляйтесь направо. Проходите мимо Дома Пашкова и выходите к главному мосту Москвы.
Крымский мост
Вслед за Госпланом и изменившимся Охотным Рядом мы видим в фильме еще одно знаковое сооружение Москвы 1930-х годов.
Катя Иванова едет в машине по Крымскому мосту. Этот мост просто-таки любимчик режиссеров последних десятилетий. Вот лишь несколько из недавних киноцитат: мост запечатлен в клипе певицы Леры Массква «Один телефонный звонок» (саундтрэк к кинофильму «Русалка») и, несколько ранее, в культовом фильме В. Тодоровского «Страна глухих».
Интерес режиссеров к мосту неудивителен и справедлив. Потому что Крымский мост действительно очень живописен.
Единственный висячий мост Москвы проходит через реку по трассе Садового кольца и соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский Вал, выходящей на Калужскую площадь. Современное сооружение было построено в 1938 г. А раньше на этом месте находились: вначале – Никольский деревянный мост, построенный в 1789 г. по проекту А. Герарда, веком же позже – металлический мост (автор проекта В. Шпейер).
Мост получил свое название от брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на древний город.
Сегодня Крымский мост объединяет не только дороги. Он является центром любопытного квартала. В районе Крымского Вала с двух сторон находятся крайне почитаемые среди гостей столицы и москвичей заведения: Центральный дом художника (ЦДХ) с одной стороны (Крымский Вал, 10) и Парк культуры и отдыха – с другой.
Крымский мост
Если вы решите посетить ЦДХ, то обратите внимание, что на его территории находится филиал Государственной Третьяковской галереи. А за зданием ЦДХ разместился парк Искусств, где стоят памятники советской эпохи, в том числе памятник Дзержинскому, стоявший у здания КГБ, который сейчас очень многие хотят вернуть на прежнее место. Еще здесь есть несколько уютных летних кафе.
Если пройти от парка Искусств немного вперед по Якиманской набережной, можно выйти к пешеходному Патриаршему мосту. Он приведет вас к храму Христа Спасителя и Музейному городку на Волхонке (ст. метро «Кропоткинская»).
Как добраться | Ближе всего ст. метро «Парк Культуры». Можно также приехать на речном трамвайчике и выйти либо на причале возле Дома на Набережной (Берсеневской), либо возле Парка культуры и отдыха. В любом случае будет интересно пройтись по окружающим мост кварталам.
Ну, вот и все. После поездки по Крымскому мосту Катя Иванова с друзьями приезжает на вокзал, где, наконец, встречается со своим возлюбленным. Все вместе они покидают столицу и отправляются покорять земли Дальнего Востока.
«Совершайте великие дела, мы их потом превратим в песни!» – кричит вслед удаляющемуся поезду один из персонажей.
Такой вот фильм.
Об актерах
ВАЛЕНТИНА СЕРОВА родилась в Харькове 23 декабря 1917 г. Мать – актриса Клавдия Половикова; отец – Василий Половиков, инженер-гидролог. Когда будущей актрисе исполнилось 6 лет, они с матерью переехали в Москву.
Впервые Валентина Серова вышла на сцену в 10 лет. Это была небольшая роль в спектакле «Настанет время» по драме Р. Роллана в студии Малого театра. В 1930-х актриса окончила техникум театрального искусства. С 1933 г. играла на сцене Центрального ТРАМ (ныне театр «Ленком»). Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Скончалась Валентина Серова в 1975 г. в Москве и похоронена на Головинском кладбище рядом с отцом.
Фильмография: «Строгий юноша», «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Жди меня», «Глинка», «Кремлевские куранты», «Дети Ванюшина» и др.
ЭММА ЦЕСАРСКАЯ родилась в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск) 3 июня 1909 г. Училась в киношколе им. Б.В. Чайковского (1925–1928 гг.). В 1944–1963 гг. – актриса Театра-студии киноактера. Заслуженная артистка РСФСР (1935 г.).
Скончалась 28 февраля 1990 г.
Фильмография: «Бабы рязанские», «Ее путь», «Тихий Дон», «Одна радость», «Любовь и ненависть», «Вражьи тропы», «Девушка с характером», «Богдан Хмельницкий», «Майская ночь, или Утопленница», «На диком бреге Иртыша», «Нахаленок» и др.
АНДРЕЙ ТУТЫШКИН, актер, режиссер, киносценарист, родился в 1910 г. в Кишиневе. В 1930 г. окончил театральную школу при театре им. Е. Вахтангова. На сцену впервые вышел в 17 лет, еще будучи студентом театральной школы. Родному театру он отдал 20 лет, работая и актером, и режиссером. Затем был художественным руководителем Ленинградского театра музкомедии, главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. В 60-е годы фактически перестал сниматься, полностью отдавшись режиссуре. Заслуженный артист РСФСР (1946 г.).
Скончался в 1971 г.
Фильмография: снимался в фильмах «Волга-Волга», «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Мы с вами где-то встречались», «Запасной игрок», «Карнавальная ночь», «Испытательный срок», «Анна Каренина» и многих других; как режиссер снял фильмы «Мы с вами где-то встречались», «Безумный день», «К Черному морю», «Вольный ветер», «Свадьба в Малиновке», «Шельменко-денщик»; фильм «Шельменко-денщик» поставил по собственному сценарию.