Вы здесь

Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов. Новая Москва (О. О. Рассохин, 2009)

Новая Москва

Жанр: комедия.

Год выпуска: 1938.

Режиссер: Александр Медведкин.

В главных ролях: Даниил Сагал, Нина Алисова. В ролях: Мария Блюменталь-Тамарина, Мария Барабанова, Павел Суханов, Лидия Смирнова, Александр Граве.


Маршрут | Улица Тверская – Охотный Ряд – Химки – Остоженка.

Улица Остоженка


Сюжет фильма | Молодые инженеры-москвичи, находясь где-то на очередной великой стройке в Сибири, хотят помочь родному городу и придумывают «живую модель Москвы». То есть мечтают показать советским гражданам – вот во что должен превратиться их главный город после того, как будут реализованы сталинские градостроительные планы.

Советская агитка заявлена как комедия. Однако смеяться там не над чем, по крайней мере современному зрителю фильм вряд ли покажется смешным. Интересна «Новая Москва» только двумя фактами.

Первое. Если есть желание, то можно пощекотать нервы и посмотреть, что же планировали сделать с городом большевики (гостиница «Москва», уничтоженное Зарядье и взорванный храм Христа Спасителя – все это только начало реализации всех планов).

Второе. Сталин запретил фильм к показу. Есть версия, что старую Москву взрывали, по его мнению, слишком наглядно (были даже кадры, как «несознательные» москвичи протестовали против уничтожения домов), а Сталин не хотел допускать и мысли среди подданных, что его грандиозные планы кому-то могут не понравиться.

Есть еще одна версия, не кажущаяся такой уж неправдоподобной. По мнению великого вождя всех времен и народов, в кадрах слишком много внимания уделено первому вождю пролетариата Владимиру Ульянову. Его профиль, вместе с профилем Сталина, сверкал огнями на городском празднике (забавное и одновременно жутковатое зрелище) и появлялся – как вершина большевистской мысли о прекрасном – на крыше Дворца Советов, в финале демонстрации модели. Кто его знает? Дворец Советов так и не построили, это да. Но эти грандиозные кадры с вознесенным в поднебесье Лениным, указующим верную дорогу товарищам, наполнены тучей бомбардировщиков – «сталинских соколов».

Места съемок

Охотный Ряд

Где нам показали новую Москву? Главным образом, вблизи Кремля.

Один из героев фильма, молодой художник Федя Утин, рисовал уходящую натуру (собственно, уже из-за этих кадров фильм мог быть под запретом). «Сегодня не изобразишь, завтра не увидишь. Или сломают все к чертям, или обязательно что-нибудь выстроят. Ну, вся Москва ходуном ходит!» – говорит вгорячах наивный Федя.

Охотный Ряд на пересечении с Тверской


Охотный Ряд


Дальше в комедии показывают жуткие кадры. Только-только пожилая героиня фильма произносит: «А вот и сестричкин дом», – старый особняк взрывают у нее на глазах. За взрывом высится гранитная махина.

И Федя, и бабушка в платочке наблюдают разрушения старого города в районе Охотного Ряда. В этих местах в середине 1930-х были построены первые советские монументальные монстры: здание Госплана (ныне Госдума) и гостиница «Москва». Об этих объектах мы уже рассказали в связи с фильмом «Третья Мещанская», в кадрах которого Охотный Ряд был еще от них свободен.

Площадь перед гостиницей «Москва»


Впрочем, «Новая Москва» так и задумывалась: долой старое, до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим! Гостиницу «Москва» и вправду построили, потом до основанья, а потом – новую, внешне – ту же.


Как добраться | Ст. метро «Театральная», «Охотный ряд».

Улица Горького (бывшая – и ныне – Тверская)

Улица Горького (в отрезке от Охотного Ряда до Пушкинской площади) к этому моменту уже выстроена и представлена в фильме такой, какой мы видим ее сегодня: небольшие дома разрушены, губернаторский дворец (современная мэрия, Тверская, 13) отодвинут вглубь на несколько метров. Появились новые большие дома в имперском стиле. Тверская стала широкой и массивной.

Начало Тверской улицы. Излюбленный вид режиссеров


Художник Федя сначала хватается за голову и пытается дозвониться каким-то чиновникам (из будки, стоявшей в начале улицы Горького), которые якобы могут повлиять на разрушение живописного вида старой Москвы. Но, случайно услышав, что в Москву привезли живую модель нового города («Там площади и улицы двигаются!»), мгновенно переходит на сторону новых строителей.

Эта часть главной улицы Москвы считается самой шумной и оживленной. Здесь большое число магазинов и ресторанов; есть известные театры, скверы и переулки. Обратите обязательно внимание на сохранившиеся здания, которые нелегко распознать среди сталинских гигантов. Ближе к Пушкинской площади, например, если идти через центральную арку дома № 17, попадете в Большой Гнездниковский переулок. В самом начале этого переулка стоит знаменитый московский Нирнзее (№ 10). Это первый московский «небоскреб» со столетней историей. Его построил немецкий архитектор Э. Нирнзее для одиноких служащих с неплохим достатком. Поэтому дом в шутку называли «домом холостяков». В престижном доме были все удобства для обеспеченных людей из среднего класса. На крыше предполагалось устроить столовую с «зоной отдыха» и смотровой площадкой. В подвале должен был разместиться небольшой концертный зал. Но планам удалось реализоваться лишь частично, помешала Первая мировая война.

Первый небоскреб Москвы


Позже дом стал известен в среде кинематографистов. Летом 1915 г. кинорежиссер Владимир Гардин (первые экранизации «Анны Карениной» и «Войны и мира») совместно с предпринимателем В. Венгеровым создали здесь собственную кинофирму «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». На крыше дома расположился съемочный павильон.

Непременно сходите посмотрите. Может быть, еще успеете. Этот дом уже продан под «перестройку», и судьба его, как кажется, сегодня уж решена.

Почти напротив дома № 17 по Тверской стоит богатый особняк с потрясающим внутренним дизайном (№ 14). Это знаменитый Елисеевский гастроном.

Гастроном на Тверской


В конце XVIII века статс-секретарь Екатерины Великой пригласил Матвея Казакова строить дворец для своей жены Е. Козицкой на углу Тверской и Успенского переулка. После смерти Козицкой дворец перешел к ее дочери – княгине А.Г. Белосельской-Белозерской. А после – к внучке, Зинаиде Волконской. Молодая княгиня открыла здесь салон, где собирались известные художники и литераторы того времени.

Считается, что в этом доме проездом в Сибирь останавливалась невестка хозяйки дома княгиня Мария Волконская, жена сосланного декабриста. Она прощалась здесь со своими московскими друзьями. Эти проводы описаны Некрасовым в поэме «Русские женщины».

В конце 1890-х годов дом купил петербургский миллионер Г. Елисеев. Здание реконструировали и перестроили под шикарный магазин.

Магазин продолжал работать даже после революции, превратившись из «Елисеевского» просто в гастроном № 1. Но он был (и остается) не менее популярным, чем раньше.

В доме № 10 в позапрошлом веке находился магазин знаменитого на всю Россию булочника Ивана Филиппова. По легенде, за его калачами на Тверскую ездили не только со всей Москвы, но даже присылали из Петербурга для стола императора. В Москве имя Филиппова часто вспоминают в связи с историей о… таракане, нечаянно запеченном в сайке, которая оказалась на столе генерал-губернатора А.А. Закревского. Разгневанный губернатор немедленно вызвал к себе Филиппова и указал на обнаруженное насекомое. Булочник был страшно напуган, но не растерялся. «Это изюм, Ваше превосходительство», – сказал Филиппов и уверенно съел кусочек сайки с «изюмом». «И что же, вкусно?» – ядовито спросил генерал. «А вот я вам пришлю еще дюжину, сами попробуете», – ответил булочник. Вернувшись в пекарню, он на глазах у удивленных хлебопеков вывалил лоток с изюмом в тесто, и через час новинка оказалась на столе у Закревского. Так и появились в Москве знаменитые филипповские сайки с изюмом.

Спустя время сын Филиппова рядом с магазином открыл кофейню с зеркальными окнами и мраморными столиками. Ее интерьер отделывали известные художник П. Кончаловский и скульптор С. Коненков. В наше время здесь также находится кофейня.

Здесь продавались булочки от Филиппова


Величественное здание № 13 на противоположной стороне принадлежит городской мэрии.

В 1782 г. архитектор Матвей Казаков построил великолепный двухэтажный дворец для генерал-губернатора Москвы З.Г. Чернышева. В конце XVIII века дворец становится постоянной резиденцией московских генерал-губернаторов.

Бывшая резиденция московских генерал-губернаторов. Нынешняя мэрия.


Во время реконструкции улицы Горького в 1930-х годах здание передвинули на 13,6 метра вглубь, чтобы оно не выступало за новую красную линию. А в 1944–1946 гг. его достроили двумя этажами (архитектор Д. Чечулин).

Напротив мэрии находится Тверская площадь и памятник основателю города, киевскому князю Юрию Долгорукому.

Будьте внимательны и не пройдите мимо арки в доме № 6. Во дворе дома – старинное здание подворья Саввино-Сторожевского монастыря (1907 г.).

За домом № 6 – пешеходный Камергерский переулок, одно из самых популярных мест в Москве, с множеством ресторанов и кафе. Главная достопримечательность Камергерского – Московский художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 2008 г. МХТ праздновал 110-летний юбилей.

По правую сторону Тверской вы увидите Театр им. Ермоловой (дом № 5). Этот особняк построен в 1830 г. Возле него, на месте советской гостиницы «Интурист», возведен отель «Ритц».

Подворье Саввино-Сторожевского монастыря перенесно во двор, после расширения улицы Горького


Грандиозный отель «Ритц» на месте скромного советского «Интуриста»


Арка дома № 4 приведет вас в Георгиевский переулок, зданию Госдумы, построенному в 1970-х годах, о котором мы писали выше, выставочному залу «Новый Манеж» и далее – на улицу Большая Дмитровка, к Театру оперетты.


Как добраться | Этот отрезок Тверской улицы располагается между ст. метро «Театральная» и «Тверская».

Центр Москвы

Молодой инженер-конструктор Алеша приезжает в Москву с новыми друзьями. Мы видим, как они спускаются в метро. К тому моменту уже была открыта ст. метро «Комсомольская» на площади Трех вокзалов. Герои, судя по всему, приехали из Сибири на Казанский вокзал.

Мы снова видим новую улицу Горького, Госплан и гостиницу «Москва». Можно сказать, визитные карточки 1930-х.

В следующий раз Москва показана в районе улицы Моховая. Здесь, возле еще одного монумента сталинской эпохи – здания Библиотеки имени Ленина – висит рекламная растяжка «Сегодня открытие живой модели Москвы».

Модель, наконец, представляют публике. Аншлаг, огромное количество народа, все хотят знать, что будет с городом в ближайшем будущем. Но происходит какая-то техническая заминка, и пленка с изображением строек века начинает вращаться назад. Народ в зале хохочет (современный зритель смотрит эти кадры совсем по-другому). На месте выросших Госплана и гостиницы «Москва» – снова небольшие особняки, возвращаются храмы в Замоскворечье, меняет облик Софийская набережная. На экране – панорама настоящего города, который был до 1930-х годов.

Киноаппарат починили. И герои фильма со всей серьезностью и ответственностью рассказывают зрителям о плане сталинской реконструкции Москвы 1935 г.

Мы снова видим современную Тверскую и Охотный Ряд (в советские времена – проспект Маркса).

Далее нам рассказывают, как был построен современный Крымский мост (возле Парка культуры) и серьезно реконструирован Большой Каменный мост (если идти от Кремля до Большой Полянки).

Большой Каменный мост


Как добраться | Ст. метро «Охотный Ряд», «Театральная» (начало Тверской и Охотный Ряд), «Боровицкая» (Большой Каменный мост), «Парк культуры» (Крымский мост).

Северный речной вокзал

В объявленной «портом пяти морей» Москве возведен Северный речной вокзал в Химках, с огромной статуей Сталина (потом ее убрали).

Речной вокзал (Ленинградское шоссе, 51) был построен одновременно с каналом имени Сталина (теперь – канал имени Москвы) в 1937 г. (архитекторы А. Рухлядев и В. Кринский). Здание вокзала напоминает форму корабля. В качестве архитектурного украшения использован высокий шпиль, имеется также центральная лестница и боковые террасы.

В здании вокзала расположен ресторан, который часто снимают в кино о Москве (в том числе фильм «По семейным обстоятельствам»). Окрестные жители прозвали его «Под звездочкой» из-за звезды, венчающей шпиль над вокзалом.

Здание Северного речного вокзала без статуи Сталина


Сегодня Северный речной вокзал соединяет туристическими и транзитными водными путями Москву с городами Волги, Карелией, Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону. Летом задействованы также пригородные туристические маршруты по Химкинскому водохранилищу и местам отдыха ближайшего Подмосковья.


Как добраться | Ст. метро «Речной вокзал».

Магистраль на Юго-Запад

Зрителям «Живой модели» продолжают показывать сталинскую Москву. Мы видим, как город неумолимо превращается в огромный каменный мегаполис с гранитными набережными и небоскребами, без какого-либо намека на историческое прошлое.

Впервые идет разговор о появлении нового столичного района на Юго-Западе. По плану реконструкции там должен был разместиться новый научный центр. К Юго-Западу должна была вести огромная магистраль от гостиницы «Москва», через Дворец Советов и улицу Остоженку.

Взрывают церкви, взрывают храм Христа Спасителя, почти полностью уничтожен Зачатьевский монастырь. Остоженку планировалось выпрямить и полностью перестроить под широкий проспект.

Вид Остоженки в начале улицы


Храм Христа Спасителя. Вид со стороны Берсеневской набережной


Далее писать о планах 1935 г., если честно, нет никакого желания. Окончательно превратить Москву в тяжелого каменного монстра не получилось. Но большевики, тем не менее, сделали для этого немало. Здание Госплана и гостиница «Москва», взорванное Зарядье – очевидные тому доказательства.

Показ модели тем временем завершился, пожалуй, самыми мрачными кадрами. Под гром аплодисментов зрителям показали статую Ленина, находящуюся на вершине Дворца Советов. Башню-небоскреб, будто из сказки про царство Кощея, хотели поставить на месте уничтоженного храма Христа Спасителя. В кадрах – Ульянов-Ленин. Вокруг него внезапно появляются десятки военных самолетов, музыка становится похожа на военный марш…

Финал фильма.


Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 г. Грандиозный храм должен был служить символом восстанавливающегося после боев города-победителя.

При этом сама идея построения храма следовала старинным традициям создания храмов-памятников, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Так, например, киевский князь Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В Москве на Красной площади в память о погибших в войне с Казанским ханством был построен собор Василия Блаженного и собор во имя Казанской иконы Божией Матери в память об освобождении столицы от польско-литовских захватчиков.

После различных поправок и изменений Николаем I в 1832 г. был утвержден проект строительства храма, представленный архитектором К. Тоном. Император лично избрал место для возведения храма на берегу реки, недалеко от Кремлевских стен.

Храм Христа Спасителя строился более 40 лет. Только к 1881 г. были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также подошли к концу работы по внутренней росписи.

Весной 1912 г. в сквере возле храма установили памятник императору Александру – произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина. Памятник был разрушен в 1918 г.

В этот же год появились первые признаки начинающихся гонений на церковь. Так, к концу 1920-х годов в стране закрылось более 500 храмов. В конце 1929 г. была чудовищная акция борцов с церковью – антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова. В Парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тыс. человек. Большевики жгли иконы и религиозные книги.

А 5 декабря 1931 г. главный храм России был варварски уничтожен. Его взорвали на глазах москвичей и верующих.

Воздвигнуть на месте храма желанный Дворец Советов власти так и не смогли. Долгое время на месте взрыва зияла чудовищная яма. В 1958 г. в этом месте был построен бассейн «Москва».

В годы перестройки возникло общественное движение москвичей и россиян за воссоздание храма Христа Спасителя. Храм был возрожден к 2000 г.


Как добраться | Ст. метро «Кропоткинская».

Об актерах

ДАНИИЛ САГАЛ (1909–2002 гг.) – советский актер театра и кино, народный артист РСФСР. В 1931 г. окончил студию при Театре им. В.Э. Мейерхольда. В период с 1943 по 1989 г. – актер Центрального театра Советской армии.

Фильмография: «Карьера Рудди», «Белеет парус одинокий», «Новая Москва», «Мои университеты», «Сибиряки», «Шел солдат с фронта», «Судьба барабанщика», «Блокада», «Супруги Орловы» и другие.


НИНА АЛИСОВА родилась в Киеве 16 декабря 1918 г. В 1927–1932 гг. в юном возрасте участвовала в спектаклях Киевского детского театра. В дальнейшем поступает во ВГИК и уже во время учебы снимается в кино, с ее участием выходят фильмы «Бесприданница», где она сыграла Ларису Огудалову, «О странностях любви» и фильм «Новая Москва». Окончила ВГИК в 1938 г.

С 1945 г. – актриса Театра-студии киноактера. В 1950 г. становится лауреатом Сталинской премии, и ей присваивается звание заслуженной артистки РСФСР. В 1961–1963 гг. играла на сцене Саратовского академического театра драмы. В 1961–1963 гг. преподавала актерское мастерство в Саратовском театральном училище.

Первый муж – Валентин Кадочников, художник, режиссер. Сын – Вадим Алисов, кинооператор. Это его пригласил в качестве оператора-постановщика Эльдар Рязанов для съемок своего «Жестокого романса» – ремейка «Бесприданницы», тем самым заставив советских кинозрителей вспомнить с благодарностью и его мать. Дочь – Лариса Кадочникова, актриса Киевского театра им. Леси Украинки.

Нина Алисова умерла 12 октября 1996 г. в Москве.

Фильмография: «Бесприданница», «О странностях любви», «Новая Москва», «Жена гвардейца», «Поединок», «Академик Иван Павлов», «Дама с собачкой», «Тени забытых предков», «Кремлевские куранты» и другие.