Епархиальный дом
Если идти по Садовому кольцу от станции метро «Маяковская» в сторону Цветного бульвара и свернуть после Петровки в Лихов переулок, то почти сразу увидишь красное кирпичное здание старой постройки, история которого заслуживает отдельного рассказа. Это Московский епархиальный дом.
В конце 2015 года закончилась реставрация уникальной исторической соборной палаты, которая – вот парадокс! – находится под охраной государства, в отличие от всего дома. Только одна палата. Хотя, как говорят в Мосгорнаследии, это дело времени и дом тоже может получить охранный статус.
26 ноября 2015 года столичный Департамент культурного наследия провел небольшую экскурсию для журналистов по только что отреставрированному зданию. Его более века назад возводили в том числе и на деньги царской семьи. До революции 1917 года здесь был настоящий центр народного просвещения, культуры, духовного образования. Сейчас в доме расположился православный Свято-Тихоновский богословский институт.
Правда, показали нам дом только частично, сконцентрировавшись на соборной палате. Именно в ней состоялось историческое заседание, участники которого почти все были репрессированы.
В соборную палату мы прошли под бдительным оком дежурного. Он и в самой палате не сводил с нас глаз. Но мы позабыли обо всем, как только поднялись на второй этаж по мраморной лестнице со скудным освещением и очутились в зале, достойном любого дворца.
Это по истине царское великолепие. И даже представить невозможно, какого труда оно стоило реставраторам, по крупицам восстанавливавшим все утраченное за несколько десятилетий. А уничтожено было почти все. Помогли в восстановлении многочисленные фотографии, сделанные во время заседания того самого исторического собора.
В советское время от былого великолепия не осталось и следа. В здании устроили киностудию документальных фильмов. А в этой удивительной палате заложили кирпичами все окна и превратили в кинозал для служебного пользования. К концу 1980-х Епархиальный дом пришел в упадок и стал терять свой архитектурный облик: была разобрана колокольня, перепланированы комнаты. Только знатоки Москвы могли узнать в нем некогда блистательный объект культурного наследия.
Ложное банкротство киностудии «поспособствовало» тому, что здание попало в частные руки. Еще чуть-чуть, и от дома вообще бы ничего не осталось. Эпопея со спасением дома дошла аж до президента страны.
Первые лица государства помогли в том, что в 2004 году бывший Епархиальный дом передали Русской православной церкви. К 2010 году соборную палату – сердце дома – все-таки признали объектом культурного наследия. Только после этого столичные власти смогли привлечь сюда реставраторов.
«В итоге палате вернули дореволюционный облик, – рассказал главный археолог города Леонид Кондрашев. – Конечно, досконально все восстановить невозможно. Но специалисты максимально использовали архивные данные, фотографии, чтобы вернуть первоначальную планировку».
По словам главного архитектора проекта Сергея Куприянова, реставраторы обнаружили незначительные фрагменты лепнины. Но именно эти исследованные элементы позволили восстановить декоративное убранство зала.
Потолок тоже восстанавливали по фотографиям, потому что ранее его переделали, понизили, нарастили, разобрали перекрытия. Именно в это время был утрачен декор, который восстанавливали с нуля. Первоначально восстановленная высота зала составляла девять метров.
Элементы лепнины обнаружили после того, как сняли слои поздней штукатурки. А на нее строители не скупились, что и спасло часть отделки. Это было в 1940-е годы, когда делали кинозал и сбивали только выступающие элементы, остальные фрагменты декоративного убранства удалось сохранить.
На восточной стене обнаружили элементы декора с треугольными филенками, что задало тон реставрации.
«Собранные осколки по крупицам помогли нам сложить общую картину палаты, – отметил Сергей Куприянов. – Первоначальные цвета восстановили в результате лабораторных исследований».
Незадолго до нашей ознакомительной экскурсии состоялось освящение палаты и дома. Оно было приурочено к празднованию 1000-летия преставления князя Владимира. На церемонии освящения присутствовали мэр Москвы Сергей Собянин и патриарх РПЦ.
«Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в реконструкции Московского епархиального дома и строительстве храма, – сказал, обращаясь к присутствующим, патриарх Кирилл. – Это место имеет очень большое значение не только для Москвы, но и для всей России, для всей нашей церкви и верующих. Если бы на протяжении тысячелетия православная церковь не сохраняла своего единства, не было бы России, Украины и Белоруссии в том виде, в каком они сегодня существуют. Сегодня церковь продолжает соединять людей, исцеляя их от ран и всех болезней».
В Епархиальном доме возродятся не только богослужение, но и образовательная и просветительская работа.
Во время церемонии освящения выступил и ректор Православного университета Владимир Воробьев: «В начале XX века храм был возведен всего за два года. Благодаря помощи святейшего патриарха Кирилла Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет обретает сегодня свой новый дом. Там, где проходил знаменитый Собор Русской православной церкви 1917–1918 годов, будет размещен богословский факультет нашего вуза».
Здание Московского епархиального дома было построено по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира, будущего священномученика. Московский епархиальный дом создавался им как центр религиозного образования, просветительской, издательской и миссионерской деятельности.
Владыка Владимир благословил для постройки Епархиального дома проект известного московского зодчего Петра Алексеевича Виноградова (1858–1910). По проекту здание возводилось в «русском» стиле с использованием мотивов древнерусского каменного узорочья. Постройка состояла из двух основных частей: административного корпуса с колокольней и храма во имя Равноапостольного князя Владимира.
Особое внимание уделялось росписи и убранству храма, что было поручено выдающемуся иконописцу и реставратору – Василию Павловичу Гурьянову (1867–1920), первому реставратору Троице-Сергиевой лавры.
Строительство Епархиального дома началось в марте 1901 года в Лиховом переулке на земельном участке, принадлежавшем обществу любителей духовного просвещения.
Строительство велось быстро. Как сообщали «Московские епархиальные ведомости» (№ 24 от 1901 года), уже 14 июня 1901 года состоялось освящение престола нового храма, которое совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир с 3 епископами, 10 архимандритами, протопресвитером Большого Успенского собора Кремля протоиереем Владимиром Марковым, многочисленным духовенством при пении хора Чудова монастыря. В основание престола была положена доска с надписью: «Да благословит Господь создание во славу Его святого имени и да изведет от места сего слово жизни, питающее всякую душу, жаждущую истины и спасения, и отметающихся да наставит на путь правды».
5 ноября 1902 года построенный Епархиальный дом был освящен. На постройку было израсходовано 355 000 рублей. Деньги были получены от многочисленных жертвователей, среди которых был и митрополит Московский Владимир. Большие суммы были внесены миссионерским обществом, попечительством о бедных духовного звания, Кирилло-Мефодиевским братством, братством Святителя Петра.
30 декабря 1902 года состоялось освящение храма во имя Равноапостольного великого князя Владимира. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Московский и Коломенский в сослужении преосвященнейших: Пар-фения, епископа Можайского, Трифона, епископа Дмитровского и многочисленного духовенства. Пел хор Общества любителей церковного пения.
Протоиерей Иоанн Мансветов в слове, произнесенном при освящении, сказал: «Храм этот по своему идейному значению выделяется из ряда других подобных. Он не просто назначается для духовных нужд, подобно приходским храмам. Его значение и назначение выше и шире. Он есть храм просвещения – есть оплот Веры Православной. Под осенением этого святого храма и его покровителя – святого благоверного князя Владимира – первого просветителя земли Русской – в настоящем храме собраны все возможные просветительские средства – как духовное оружие для предстоящей просветительской и миссионерской деятельности этого дома».
Во время литургии в Епархиальный дом прибыл генерал-губернатор Москвы Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
В храме совершалось ежедневное богослужение с ежедневной проповедью. В будничные дни обязанности чтецов исполняли воспитанники старших классов Московской духовной семинарии. Воскресные и праздничные литургии пели хор рабочих московских фабрик, организованный комиссией общеобразовательных курсов для рабочих под руководством С. А. Солнцева, и хор общества любителей церковного пения. Очень часто проходили архиерейские службы. По воскресеньям совершались великие вечерни с общим народным пением, после которых проводились с присутствующими в храме беседы религиозно-нравственного содержания. Постоянно в храме раздавались бесплатно листки и брошюры.
Обширное помещение в здании занимала библиотека с богатым книгохранилищем. Библиотека создавалась из коллекций книг, поступивших из собраний протоиереев Александра Иванцова-Платонова и Григория Смирнова-Платонова, Николая Боголюбского. При библиотеке находилась читальня, в которой каждый желающий мог найти все выходящие в России газеты и журналы.
В Епархиальном доме размещались редакции двух духовных журналов: «Московских церковных ведомостей» и «Воскресных бесед».
Рядом с епархиальной библиотекой находились библиотека и архив братства Святителя Петра. Здесь размещалось и само братство со своим Советом. К открытию Епархиального дома это общество трудилось на ниве миссионерства и просвещения более 30 лет.
Одно из более обширных помещений в доме занимало Кирилло-Мефодиевское братство. Кроме того, в доме располагались епархиальный училищный совет и отдел распространения духовно-нравственных книг, широко известный своей полезной деятельностью по изданию, распространению и бесплатной рассылке духовной литературы. Здесь также находилось православное миссионерское общество с редакцией журнала «Православный Благо-вестник», которое занималось просветительской деятельностью в Сибири, Японии, Китае.
Попечительство о бедных духовного звания, занимавшее помещение в нижнем этаже, заведовало богадельнями и приютами: крупными (Горихвостовским, Толстовским, Георгиевским, Островским, Медведниковским) и большим количеством меньших, устроенных при городских кладбищах и при некоторых церквях.
В доме помещались духовно-цензурный комитет, церковно-археологический музей с уникальными собраниями предметов церковной старины. Члены комитета и бесчисленные благотворители помогали многим храмам на западных окраинах России и в Закавказье.
Епархиальный дом стал родным домом для общества любителей церковного пения и его хора. Общество записывало и издавало старинные церковные напевы, учредило премии и выдавало их ежегодно за лучшие сочинения для церковных хоров.
С 1918 года в Епархиальном доме начались занятия Православной Народной академии – уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским.
В августе 1917 года начал работу Поместный собор Русской православной церкви. Заседания собора преимущественно проводились в помещении большого зала Епархиального дома, получившего наименование Соборной палаты. Осенью 1917 года собор принял историческое решение о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви; здесь проводились выборы кандидатов на патриарший престол. 4/17 ноября 1917 года были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Выборы завершились на следующий день в храме Христа Спасителя избранием патриархом святителя Тихона.
Законодательная деятельность собора посвящена была главным образом переустройству церковного управления и установлению нового строя церковной жизни в соответствии с изменившимися ее условиями в зависимости от произошедшего изменения условий жизни государственной и общественной.
Изданные Священным собором и Святейшим Патриархом послания, вызванные современными собору событиями, призывали народ возвратиться к заповедям Христовой веры и к мирной жизни: одно послание призывало ко всеобщему покаянию и одно обращено специально к благовестникам (миссионерам). Собором установлено было молебное пение о спасении державы Российской и особое покаянное моление.
Работа собора продолжалась 13 месяцев. Почти все время соборяне работали в условиях гонений со стороны большевиков. 25 февраля 1918 года был зверски убит Почетный председатель собора и создатель Епархиального дома митрополит Киевский и Галицкий Владимир. В дальнейшем пострадали и приняли мученическую смерть многие члены собора, более 40 из них причислены к лику святых как новомученики. 20 сентября 1918 года работа Поместного собора была насильственно прервана.
А 15 июня 1922 года Епархиальный дом был окончательно закрыт. Разграблены его музейные коллекции, библиотеки, уничтожено убранство Владимирского храма.
С 1924 года здание занимал Главполитпросвет, который начал его перестройку. В большом зале заседаний был оборудован кинотеатр «Артес»; кинобудка с аппаратурой устроена в помещении бывшей колокольни, куда пробили проем из зрительного зала – бывшей Соборной палаты. Экран навешивался на металлический занавес, отделявший прежде палату от храма. Остальные помещения были переданы Академии коммунистического воспитания имени Крупской. Часть комнат второго этажа была оборудована под жилье для сотрудников академии.
В 1926 году здание полностью переходит в распоряжение академии. Производятся новые перестройки; ликвидируется уникальный металлический занавес, отделявший зрительный зал от помещения бывшей церкви Равноапостольного Владимира, и на его месте строится каменная перегородка.
В июле 1929 года Академия коммунистического воспитания переводится в другое здание, а прежнее, в Лиховом переулке, передается Химико-технологическому институту имени Менделеева, который использовал для своих нужд лишь часть помещений, а остальные сдавал в аренду различным учреждениям.
24 апреля 1930 года здание получает акционерное общество «Межрабпомфильм» для устройства «фабрики по производству кинофильмов имени Рот-Фронт». Бывший Епархиальный дом перестраивают и приспосабливают для нужд киностудии.
В доме производятся крупные перестройки в стиле конструктивизма. Над правым крылом надстраивают четыре этажа. В таком же стиле был переделан фасад, выходящий на Лихов переулок. Этим руководил известный архитектор Вячеслав Олтаржевский.
Летом того же 1930 года были снесены колокольня и купол с Владимирского храма. Здание утратило свой первоначальный облик.
Наследником кинофабрики стала возникшая на ее основе Центральная студия документальных фильмов – крупнейшая в Советском Союзе студия хроникально-документальных фильмов (ЦСДФ). Здесь, кстати, создавалась первая в СССР звуковая картина «Путевка в жизнь».
В первые дни Великой Отечественной войны в доме поместился отдел кинохроники. Сюда присылались только что отснятые пленки с мест ожесточенных боев.
В годы перестройки ЦСДФ пережила сложные времена и утратила здание как собственность. После ложного банкротства, которому подверглась киностудия, дом в Лиховом переулке, 6, как уже говорилось выше, перешел в частные руки.
Более 10 лет велась борьба за возвращение Русской православной церкви здания бывшего Епархиального дома. В 2004 году дом возвратили церкви и передали для нужд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В доме будут размещены фундаментальная библиотека университета, музей, учебные и административные помещения ПСТГУ.
Грандиозная работа проведена по очистке подвала, который был завален многолетними отходами от кинопроизводства. ЦСДФ было брошено огромное количество разнообразных химических веществ, в том числе и большие баки с неизвестными реактивами. Их вывозом и утилизацией занималась специализированная фирма. Система канализации практически была разрушена из-за многолетнего слива в нее химреактивов. Подвал и здание были загромождены не только тоннами отходов, но и производственным мусором. Сегодня весь мусор вывезен. Проведено лечение кирпичной кладки.
Сейчас строится храм во имя Святейшего Патриарха Тихона, который будет расписан иконописцами ПСТГУ.
17 ноября 2008 года, в канун дня памяти патриарха Тихона (5/18 ноября 1917 года – день интронизации Святителя), над восстановленным куполом Князь-Владимирского собора был поднят крест.
Дом еще только начинает новую жизнь. Он как будто отряхивается от прожитых тяжелых лет и вспоминает свое предназначение. Как, впрочем, пытаются его сегодня вспомнить и многие из нас.