Вы здесь

Мороженое от Натали Вуали. История с хрустом французской вафельки и… улыбкой (Натали (Наталья) Вуали (Белова))

История с хрустом французской вафельки и… улыбкой

Творчество не любит пускать в свою душу лень, но она с этим никак не может смириться и прячется по углам моей квартиры, вылезая в самый неподходящий момент. Нет, дорогуша, не соблазняй меня. Сегодня точно у тебя ничего не получится, потому что я люблю мороженое, и наша любовь взаимна. И не пытайся ревновать и строить козни: третий лишний. А пока есть порох в пороховницах, а ягоды в ягодицах не помеха, я начну писать! Порох своей взрывной волной окончательно прогонит лень из моего дома, а легкий волнующий fleur настроит на творчество. А насчет ягод в ягодицах не сомневайтесь: это моя тема. У русских женщин они всегда на своем месте и всегда в самом соку. Еще в Париже на репетиции мне из-за них здорово доставалось: «Вуаля, Натали, сократи, как это по-русски, свои… ягоды». Легко сказать, сократи, как в том анекдоте: «Прекрати, убери». Убрал, но не прекратил. Ягодичные мышцы – наш бренд, можно сказать наше национальное достояние. И если вы, французы, этого не понимаете, значит завидуете. Я, как могла, успокаивала себя, но нападки продолжались. И однажды я не выдержала. Я рассказала им анекдот про мужа, который, уходя на работу, нежно шлепнул жену по ягодицам. Они задрожали. Пришел с работы, а они всё еще дрожат… И не потому что такие большие, а потому что в нашей стране самый короткий рабочий день! Когда мой темпераментный монолог перевели на французский, весь зал катался со смеху. «Так-то лучше», – подумала я, вспомнив про Бородино. Есть мороженое с таким названием. Угощу, не поленюсь. А то забывать стали…

Если говорить о французском мороженом, то оно не такое вкусное, как наше, и стоит недешево. Французы почему-то убеждены, что мороженое придумали они, но это не так. С этим вопросом никто до сих пор до конца не может разобраться. Еще в 1295 году Марко Поло привез в Европу рецепт неизвестного десерта, при изготовлении которого использовали не только лед, но и селитру. Мороженое стала набирать популярность, и без него уже не обходился ни один торжественный обед. Каждый повар имел свой секретный рецепт этого лакомства. Иметь своего мороженщика для аристократии было так же важно, как сегодня держать в богатом доме садовника. Мороженое для знати нередко становилась причиной интриг, зависти и раздора. Переманить знатного кондитера у соперницы стало важнее, чем отбить любовника! Но в один прекрасный момент ситуация приобрела новый оборот. Екатерина Медичи привезла во Францию своего повара, искусного мороженщика. Советники короля Франции потребовали выдачи рецепта. Пришлось подчиниться. Рецепт стал государственным достоянием и тайной, за разглашение которой наказывали строже, чем за расхищение государственной казны. Высший свет французского двора поедал мороженое в несметном количестве. Даже сам «король-солнце» Людовик XIV обожал это лакомство. В угоду королевским фантазиям изобретали и придумывали всё новые и новые сорта. В 1649 году французский кулинар Жерар Тирсен придумал ванильное мороженое, и ледяной десерт обрел новую волну популярности.

На этой вершине итальянец Прокопио де Колтелли открыл первое кафе-мороженое в Париже. По данным историков кулинарного дела, в этом кафе в 1782 году посетителям предлагалось на выбор более восьмидесяти сортов мороженого. Любовь к мороженому не ослабевает, и кафе Прокопа успешно работает и сегодня. Конкуренты ловкого и предприимчивого итальянца не дремали, и спустя годы количество кафе и ресторанчиков с любимым десертом неумолимо росло. В 1843 году американка Нэнси Джонс изобрела ручную мешалку для приготовления мороженого. Работала мешалка по принципу ручного миксера. Домохозяйка Нэнси так увлеклась своим детищем, что не сообразила его запатентовать, и через два года подобный механизм запатентовал некий господин Янг. В 1902 году был изобретен промышленный охладитель мороженого, и началась эпоха его массового производства.

В XIX веке в обиход входит картонный стаканчик, а вот изобретение вафельного рожка в 1903 году приписывают итальянцу Моркьони, который в том же году его и запатентовал. Патент, конечно, хорошо, но слава гораздо лучше! Слава к вафельным рожкам пришла мгновенно и решительно. Всё случилось в 1904 году на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе. Владелец киоска Э. Хамви, сириец по происхождению, продавал мороженое и, когда у него закончились блюдца, стал крутить рожки из вафель. От нового лакомства публика была в восторге. Через несколько лет расторопный сириец создал компанию по производству вафельных рожков. Промышленное производство рожков стало на поток. Фантазия производителей на этом не останавливалась. В 1920 году было запатентовано мороженое в виде брикетов и эскимо. Следует отметить, что эскимо тогда было без палочки. Палочку запатентовал Христиан Нельсон лишь в 1922 году. Удивительно, сколько же лет понадобилось уму человеческому, чтобы додуматься до такого простого решения!

Всё гениальное просто. Я вспоминаю историю зубной пасты известной мировой марки. У производителей резко снизились продажи. Совет акционеров призвал на помощь ведущих менеджеров, и всё безуспешно. Проходивший мимо рабочий на ходу бросил гениальную подсказку: «Сделайте в тюбике побольше дырку». И дело пошло! Утром, открывая тюбик с пастой, я с улыбкой думаю: «Как легко обмануть народ». История всемирного обмана – это песня. Не зря один умный человек, Фрэнк Заппа, философски заметил: «Во Вселенной есть два самых распространенных элемента: водород и глупость». В продолжение нашей темы я бы добавила: третий самый распространенный и самый вкусный элемент во Вселенной – это мороженое!




Кто, когда его придумал, спорят по сей день.

Разбираться в этом деле мне, признаться, лень.

В странах, где зимой морозы, дело было так:

Ставил молоко на блюдце всяк, кто не дурак.

А куда? Что за вопрос?! Ну конечно, на мороз!

Позже стали добавлять ягоды и фрукты,

Сахар, соки, а потом прочие продукты.

В жарких странах всё не так: заморозка не пустяк…

Где же людям лёд достать? И сосулек не видать.

Это знает лишь она, с белой шапкою гора!

Умный гору обойдет, любознательный найдёт

У подножья снег и лед. Вот загадка, вот успех.

Ягоды вмерзали в снег. Чтобы лакомство отведать,

Надо очень быстро бегать! Лёд растает, и тогда

Побежит из рук вода…

Льдинка с ягодкой – конфета, так возникла

эстафета.

Сладок ледяной узор, на восток бросаем взор.

Жил в Китае император. Слышишь, стражи голоса?

Для него кондитер делал просто чудо-чудеса!

Знать секретов не могу императора Тангу,

Личный повар тайну знал, он ночами над продуктом

Как волшебник колдовал…

Утром спать ложился рано, охраняла дом охрана.

Мне известно лишь одно: брал он сливки, сок, вино,

Замораживал проворно, добавляя апельсин

и гранатовые зерна.

Стража! Тихо, не болтай. Покидаем мы Китай!

В жарких странах горный снег звал на подвиг и успех,

Круглый год он там лежал, и султан своих верблюдов

На добычу снаряжал.

Для султана ерунда, жёны хвалят – это да!

А без холода беда, вместо лакомства – вода!

К праздникам коней седлал, отправлялись рано…

Счастлив был и сам султан, и гарем султана.

А теперь созрел вопрос, кто же нам секрет привёз?

Итальянец Марко Поло. Был в истории такой

Путешественник, писатель, приоткрывший

мир иной.

Говорят, нашли записки, что писал своей рукой.

Их в Италию с востока много лет он вёз домой.

Но французы не зевали: проследили и отняли,

И Людовика гонец вмиг доставил во дворец.

На приеме короля пировали… О-ля-ля…

Жаль, прошло то время, жаль. Удивлять

умел Версаль!

И Париж не зря столица: потеряли гости лица,

Парики с голов свалились, и усы зашевелились…

Удивленье налицо! Ну зачем после десерта

Подают гостям яйцо?! Что это такое белое, большое,

Всмятку или крутое?

Тут послы и обомлели, мимо стула чуть не сели.

Не яйцо? Что за продукт? Может быть, заморский фрукт?

Шептались настороженно. Это же мороженое!

И в России не тужили. Угощать у нас любили.

На балу у Екатерины, государыне родной

Торт мороженый слепили в виде замка. Ой-ой-ой!

Блюдо ромом поливали, музыканты замолкали,

Слуги свечи задували и всё это поджигали!

От восторга и красы у гостей текли носы,

И, разинув рот, вельможи замирали: боже, боже…

На весь крещеный мир восклицали: Монплезир!

Потом, впрочем, как и положено, открыли

кафе-мороженое.

Открыл итальянец Потапио, для краткости

просто Потап.

Годам тормозить не положено. Промчался

столетий этап…

Кафе и сегодня работает. Оно и сегодня Потап.

Стоит, впрочем, как и положено, в Париже, в столице чудес.

А где оно расположено? Напротив театра Франсез!