Вы здесь

Моонзунд 1941. «Русский солдат сражается упорно и храбро…». ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ ПО ЗАХВАТУ ОСТРОВОВ НЕМЕЦКИМ КОМАНДОВАНИЕМ (май – август 1941 года) (Сергей Булдыгин, 2013)

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ ПО ЗАХВАТУ ОСТРОВОВ НЕМЕЦКИМ КОМАНДОВАНИЕМ (май – август 1941 года)

Немецкое командование, в частности кригсмарине, придавало большое оперативное значение Моонзундским островам. В докладе[63] «Применение Кригсмарине при захвате Балтийских островов» отмечалось: «Значение островов по сравнению с первой Мировой войной стало даже больше, так как они могли быть воздушными базами – не только как аэродромы подскока для ВВС, действующих над полем боя, но и для налетов на территорию Рейха и занятые восточные территории. Сухопутные войска в дальнейшем продвижении на Петербург не могли надолго оставлять эти острова в своем тылу, и ВМС тоже не могли утвердить свое господство над входом в Финский залив, пока на островах были базы вражеских ВМС и ВВС, имея к тому же в виду, что Ханко тоже в руках врага. Особенно важным было, что снабжение сухопутных войск до Риги и Пернау очень скоро должно было идти по морю, но пока острова были в руках русских, из-за их фланкирующего положения по отношению к Ирбенскому проливу, стоило ожидать больших помех и потерь».

Карта 2а. (ее лучше поставить после карты 2, все равно карты не нумеруются). Подпись: «Схема расположения батарей береговой обороны из доклада генерал-лейтенанта береговой службы А.Б. Елисеева (ЦВМА РФ Ф. 161. Оп. 6. Д. 28. Л. 4».


Острова находились в полосе наступления немецкой группы армий «Nord». Первоначально командование сухопутных войск предлагало командованию кригсмарине провести морской десант на острова по образцу 1917 года, но морское командование немцев заявило, что не в состоянии обеспечить эту операцию[64]. Первый документ под названием «Мысли по поводу операции против Балтийских островов из северной Эстонии» был составлен в оперативном отделе штаба группы армий[65] 29 апреля 1941 года. По мнению немецкого командования, на предстоящую операцию по захвату островов влияли следующие факторы.

1. Советский флот на Балтийском море имеет преимущество перед немецкими ВМС. Поэтому десантная операция по типу проведенной в 1917 году невозможна.

2. Слабость немецкого флота позволяет занять Эзель (Сааремаа) только из северной Эстонии и может быть компенсирована мощью люфтваффе.

3. Необходимость занятия островов связана с недостаточной развитостью железных и автомобильных дорог в Прибалтике и организации снабжения морским путем.

4. Возможность захвата островов появится только после организации каботажного сообщения до Ирбенского пролива.

5. Острова находятся в стороне от главного удара группы армий, поэтому для их захвата могут использоваться незначительные силы, и захватываться они должны последовательно. Причем первым должен быть Сааремаа, для открытия сообщения в Рижский залив.

6. В то же время, если советские войска начнут эвакуацию островов, необходимо предусмотреть возможность захвата их внезапным ударом. При этом воздействие советского флота должно быть маловероятным или предотвращено с помощью люфтваффе.

7. С оперативной точки зрения атака островов будет проведена после разгрома основных сил советских войск. Поэтому необходимо будет использовать возможность принудить гарнизон к сдаче без широкомасштабных боевых действий с помощью сильных авианалетов и пропагандой.

8. В тактическом отношении атака островов из северной Эстонии имеет характер форсирования очень широкой реки.

Для проведения операции командование группы армий планировало выделение одной пехотной дивизии, усиленной несколькими дивизионами тяжелой артиллерии и одним армейским зенитным батальоном. Люфтваффе должны были выделить два парашютных батальона, один зенитный дивизион, два разведывательных авиаотряда (дальний и ближний), а также боевые бомбардировочные, штурмовые и истребительные авиагруппы. Кригсмарине выделяли персонал переправочных средств, команду для приемки береговых батарей и портовых сооружений, а также необходимое количество из имеющихся на Балтике подводных лодок и торпедных катеров и флотилию вооруженных мотоботов, тральщиков.

Рис. 7. Комендант СУС, полковник А.С. Константинов


Для захвата островов немецким командованием рассматривалось три варианта операции. Первый план был предварительно назван «Ezel I». Предпосылкой к проведению операции должен был стать захват Курляндского полуострова и Риги. После этого кригсмарине обеспечивали разминирование Ирбенского пролива и сосредоточение переправочных средств в Пярну и Виртсу. В случае охраны минных полей в проливе советскими кораблями и береговой батареей на Сырве они должны быть подавлены или уничтожены ударной авиацией. Данный вариант операции предполагался в том случае, если «враг еще не приготовился к обороне или подготовился слабо на о. Муху (Моон) и южном берегу Эзеля»[66]. Суть операции заключалась во внезапной высадке усиленного пехотного полка на восточном побережье Муху и прорыве передовых подвижных частей на запад к Ориссарской дамбе. Захват плацдарма в районе дамбы на восточном берегу Сааремаа рассматривался немецким командованием как ключ к успешному захвату всего острова. Для сохранения дамбы в исправном состоянии было желательным применение воздушного десанта.

Другим вариантом операции являлся захват полуострова Сырве. Он предполагал овладение береговой батареей на полуострове и ее уничтожение для обеспечения свободного судоходства через Ирбенский пролив. Десант сосредотачивался бы в Вентспилсе и высаживался на перешейке полуострова в западной или восточной его части с последующим наступлением на юг. Недостатки этого варианта, по мнению немецкого командования, состояли в необходимости преодоления минных полей, в противодействии советской береговой артиллерии и флота, а также в трудностях, связанных со снабжением. Этот вариант считался наименее перспективным.

Рис. 8. Военный комиссар БОБР, дивизионный комиссар Г.Ф. Зайцев


Третьим вариантом была последовательная атака островов из Виртсу на остров Муху и далее на Сааремаа. При подготовке наступления желательным был захват островов Вормси и Кейсулайд. В первом случае это было необходимо для перекрытия морского канала в Моонзунде, во втором – для прикрытия северного фланга морской десантной операции. В случае быстрого преодоления сопротивления советских войск необходимо было по дорогам острова Муху прорваться в дамбе. В случае если сразу прорвать оборону не удалось бы, необходимо было сосредотачиваться в лесу у Куйвасту с последующим наступлением к дамбе. Для того чтобы не дать уничтожить дамбу и отрезать пути отступления советским войскам с Муху, немецкое командование планировало применение двух парашютных батальонов. В случае необходимости рассматривался вопрос дополнительных морских десантов на северо-востоке Сааремаа, в районе Лейзи и Йыйсте и на юго-востоке в районе Саарекюла. Сосредоточение и подготовку войск для десанта планировалось проводить в районе Виртсу – Лихула.

Значительная роль в операции отводилась люфтваффе. Они должны были обеспечить в период подготовки воздушную разведку. Для этого необходимо было провести высотную аэрофотосъемку островов. Непосредственно перед операцией надо было установить наличие и местоположение всех советских кораблей и береговых батарей. В ходе операции необходимо было обеспечить тактическую разведку и артиллерийскую авиационную корректировку. Авиация отвечала за подавление советского ВМФ в Рижском заливе и прикрытие сосредоточения переправочных средств. При необходимости следовало подавить береговую батарею на полуострове Кюбассар. В ходе операции люфтваффе поддерживали десантные войска и высадили воздушный десант в районе Ориссарской дамбы. Кригсмарине предоставляли оснащение и обеспечивали передислокацию переправочных средств, снабжали войска спасательными жилетами. Кроме этого они проводили траление маршрута десанта и осуществляли его морское прикрытие.

После определения исходных данных подготовка к операции началась на нижестоящих уровнях командования. Уже 20 мая 1941 года командующий саперными войсками группы армий «Nord» генерал-лейтенант доктор фон Шёвен докладывал об имеющихся средствах сухопутных войск для форсирования пролива. В первую очередь это были штурмботы. Они находились на вооружении роты штурмботов, предназначенной для 4-й танковой группы (70 штук). Кроме этого, в составе группы армий имелось 39 мостостроительных колонн типа «В». В составе каждой из них имелось шесть штурмботов. Таким образом, всего в распоряжении саперных войск находилось 304 штурмбота. Они также могли вести на буксире десантные надувные лодки. Кроме того, войска могли сооружать самодельные паромы. Для переправы можно было также использовать три действующих гражданских паровых парома через реку Мемель (Неман).

К 25 мая немецкое командование выработало замысел операции по захвату островов. Операция носила название «Beowulf»[67] и имела два варианта. «Beowulf I» проводился в случае, если возникла бы необходимость немедленного занятия островов и при этом упорное сопротивление не ожидалось. Высадка в этом случае проводилась бы из Курляндии в Курессааре, с последующим наступлением на юг, на полуостров Сырве, и на север, на остров Муху. Вариант «Beowulf II» предполагался после захвата Таллина. В этом случае высадка производилась из района Виртсу на восточное побережье острова Муху. Подготовка операции от сухопутных войск проводилась командованием 18-й армии, от люфтваффе колюфтом[68], приданным командованию 18-й армии, от кригсмарине – морским командующим «С».

В июне 1941 года в рамках подготовки к операции «Beowulf» в Готенхафене силами 128-го строительного батальона было начато строительство 20 паромов «Siebel», предназначенных для использования в операции. С целью подготовки предназначенных для высадки судов и тренировки их команд в рамках морского командования «С» был создан учебный отряд «Ostsee». Состав кораблей и судов этого соединения показан в приложении 4. В его состав включили 128-й паромный батальон. Он состоял из штаба и двух паромных рот. В каждой роте находилось 10 паромов «Siebel». К 25 июня батальон переводился в Пиллау (Балтийск). Кроме 128-го паромного батальона, в состав учебного отряда входили[69] 5 тяжелых артиллерийских плавучих батарей (SAT), 2 легкие артиллерийские плавучие батареи (LAT), 6 каботажников, 8 буксирных караванов, состоящих из 6 буксиров и 48 барж, 20 мотоботов и моторных катеров, а также плавбаза «H.27» и госпитальное судно «Pitea». 13 июня 1941 года командование 18-й армии получило указание готовить к операции «Beowulf I» 291-ю пехотную дивизию. Для операции «Beowulf II» соединение пока не было определено.

За два дня до начала войны командование 18-й армии приняло решение о проведении операции «Beowulf I». В ходе операции 291-я пд должна была осуществить морскую десантную операцию в Курессааре с дальнейшим наступлением на Сырве и Муху. Высадку намечалось произвести четырьмя волнами из двух портов: на западном берегу Курляндии в Вентспилсе и восточном – Роя:

– «1 волна – грузится в Рое – состоит из усиленного пехотного полка с самокатными, пулеметными, зенитными, артиллерийскими, саперными и связными частями и 2 рот штурмботов;

– 2 волна – грузится в Рое – состоит из штабов, морского штурмового отряда, артиллерийских и связных частей;

– 3 волна – грузится в Виндаве – состоит из пехотного полка, артиллерийских частей и основной массы снабжения;

– 4 волна – грузится в Рое – как 3-я, однако там только оставшаяся часть снабжения»[70].

Состав 1-й волны: 505-й пехотный полк, 10-й пулеметный батальон, 403-й самокатный батальон, 291-й саперный батальон, 2-й дивизион 291-го артиллерийского полка, подразделения 291-го батальона связи, велосипедный эскадрон 291-го разведывательного батальона, 1-я рота 31-го армейского зенитного батальона, две роты штурмботов. Всего 5631 человек. Высадка десанта должна была производиться в бухте Суур-Кател. Морской командующий «С» подготавливал морские транспортные средства, переводил их в Роя, проводил погрузку, доставку и высадку десанта. Чистое время в пути десанта 1-й волны составляло 11 часов. Время выгрузки десанта, по расчетам, составляло 12 часов. Если для погрузки 2-й волны необходимо было 3 часа, то следующая волна прибывала только через 37 часов, 3-я волна через 50 часов, а 4-я волна через 6 дней. При этих расчетах предполагалось, что движение судов будет проходить без помех, по прямому курсу, посадка и высадка произойдут беспрепятственно, не случится поломок, повреждений судов и потерь в их командах, снабжение судов будет осуществляться в необходимом объеме, вся операция пройдет при благоприятных погодных условиях. Ко времени ее начала, по мнению морского командующего «С», КБФ еще сохранит полное господство на море в районе островов. Советские эсминцы будут действовать в Рижском заливе и после взятия немцами Риги. За советскими войсками сохранится и значительное превосходство в воздухе.

Вывод по предстоящей операции был следующий: «Операция ставит перед ВМС требования, которые в данный момент имеющимися средствами выполнить невозможно (нехватка морских транспортных средств, господство на море и превосходство в воздухе – у противника). Требуемые силы прикрытия – это минимально возможные. Решительный противник может, даже при заграждении Ирбенского пролива и Моонзунда, из баз в Аренсбурге и Пернау, а также других небольших баз, с помощью малых боевых средств в море и своими ВВС, чрезвычайно чувствительным транспортным судам, растянутым друг от друга на большое расстояние, практически неподвижным, нанести такие тяжелые потери, что либо для высадки останутся уж очень малые силы, либо под вопрос встанет подвоз снабжения и остальных волн.

Так как операция «Beowulf II» сопровождается значительно меньшим риском, ее навигационное и мореходное проведение намного легче, и от противника на море, предположительно, уже не следует ожидать большого противодействия, то «Beowulf I» следует предпринимать только тогда, когда к этому отчаянно принудит ситуация»[71].

Против ВВС КБФ действовало немецкое авиакомандование «Ostsee» в составе:

– 125-й морской группы разведки и поиска мин, в составе штаба и 1-й (12 единиц He-60), 2-й (12 единиц He-60), 3-й эскадрилий (12 единиц Ar-196);

– 806-й прибрежной бомбардировочной группы в составе штаба и 2-й эскадрильи (12 единиц Ju-88A) и 3-й эскадрильи (12 единиц Ju-88A).

Противником КБФ в Балтийском море была немецкая военно-морская группа «Nord». Командиру группы подчинялись: командующий силами охранения на Балтике, военно-морской командующий в Дании, а также командующие береговой обороной Западной Балтики, Померании и Восточной Балтики. В апреле 1941 года, перед нападением на СССР, была введена должность военно-морского командующего «С», зона ответственности которого была от Лиепаи до Риги. В мае этого же года была введена должность военно-морского командующего «D» с зоной ответственности от Риги до Таллина[72].

Основным принципом действий кригсмарине летом 1941 года на Балтике было сдерживание КБФ в Финском и Рижском заливах. Главная задача стояла перед сухопутными войсками, которым предписывалось, наступая по юго-восточному побережью Балтийского моря, лишить КБФ его баз. По мнению немецкого руководства, после того как у КБФ останется только Кронштадт, у него будет два пути: прорываться для интернирования в Швецию или прорываться через всю Балтику, Датские проливы и вдоль северного побережья Норвегии в Мурманск. Вот в этих случаях и наступит очередь сражения крупных надводных кораблей. Возможен был также перевод части кораблей КБФ через Беломорско-Балтийский канал. Его планировалось предотвратить разрушением шлюзов авиацией.

К началу войны на востоке немцы выделили для действий против КБФ штаб Командующего крейсерами (BdK), с находящимся в его оперативном подчинении штабом Начальника тральными соединениями «Норд» (FdM Nord). В Финском заливе действовал штаб Начальника миноносцев (FdT). Рассмотрим состав[73] действовавших против КБФ сил кригсмарине (кроме Финского залива). КБФ в июне 1941 года противостояли не очень большие силы немцев. Западные проливы Балтийского моря в Копенгагене охраняла группа броненосцев в составе линкоров «Schlesien» и «Schleswig-Holstein». Там же в Дании, в Хельсингёре, базировалась 3-я флотилия торпедных катеров. Самым близким к советским портам был порт Мемель (ныне Клайпеда, Литва. – Авт.). На эту немецкую ВМБ базировались: 17-я флотилия[74], 1-я группа 31-й флотилии тральщиков, часть 5-й флотилии торпедных катеров. Охрану водного района Мемеля осуществляли катера БО. В Пиллау (ныне Балтийск, Россия. – Авт.) базировались 3-я флотилия торпедных катеров и четыре минных заградителя. Далее на запад располагалась важная ВМБ в Готенхафене (ныне Гдыня, Польша. – Авт.). В ней дислоцировались 22-я флотилия подводных лодок, 5-я флотилия тральщиков, 3-я флотилия сторожевых кораблей и прорыватель «Sperrbrecher 6». В Штольпемюнде (ныне Устка, Польша. – Авт.) базировалась 4-я флотилия катеров БО. В Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце, Польша. – Авт.) базировались 15-я и 18-я флотилии тральщиков, прорыватель «Sperrbrecher 11».