СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА НА ОСТРОВАХ ДО ВОЙНЫ
Возможность вновь использовать оперативное значение Моонзундских островов появилась после заключения 28 сентября 1939 года договора между СССР и Эстонией о взаимопомощи. На основании этого договора были подписаны соглашения о размещении советских войск и базировании флота на территории Эстонии: в районах городов Палдиски, Хаапсалу, на островах Сааремаа и Хийумаа. Советские войска размещались на время войны в Европе, но не более чем на два года, КБФ на период сооружения баз получил право в течение двух лет базироваться в Рохукюла и Таллине. Был оговорен порядок снабжения и посещения судами третьих стран районов базирования флота, причем полностью сохранялся суверенитет Эстонии, но учитывались и интересы советского флота[23].
Период, когда КБФ действовал в Эстонии в условиях ее независимости, продолжался почти год – с октября 1939 до августа 1940 года. В этот период, с ноября 1939 по июль 1940 года, береговая оборона на Моонзундских островах несколько раз реорганизовывалась. Сначала приказом НК ВМФ от 4 ноября 1939 года была сформирована Береговая оборона Балтийского района (БОБР) КБФ с управлением в Палдиски, во главе с комбригом С. И. Кабановым. Осенью 1939 года береговые батареи сооружались в первую очередь для прикрытия советских военно-морских баз в Лиепае и Палдиски. С декабря 1939 года на основании решения[24] Комитета Обороны при СНК СССР от 15 ноября 1939 года было увеличено количество советских частей на морском побережье Прибалтики и началось строительство береговой обороны на островах. В дальнейшем на основании приказа НК ВМФ от 31 января 1940 года управление командующего БОБР переформировали в управление коменданта БО Балтийской ВМБ. В обоих случаях воинские части на Моонзундских островах входили сначала в состав БОБР, а затем в состав БалтВМБ.
С самого начала пребывания флота в Прибалтике командование ВМФ и КБФ особое внимание уделяли Моонзундским островам, исходя из их стратегического положения и значения в общей системе обороны. Острова, занимая ключевую позицию по отношению к западному побережью Эстонии, Рижскому и Финскому заливам, служили серьезным препятствием для высадки десантов на их побережья. Только подавив береговую оборону и овладев Моонзундскими островами, противник мог через Пярну нанести удар на юг и восток – во фланг и тыл нашим армиям, дислоцировавшимся в Прибалтике. Кроме того, захватив острова, противник отрезал бы Рижский залив от Балтийского моря и поставил бы под фланговый удар силы, выходящие в Балтийское море из Финского залива. Береговая оборона их и Рижского залива должна была взаимодействовать с береговой обороной военно-морских баз Ханко и Лиепая, осуществлять прикрытие минных рубежей в устье Финского залива и в Ирбенском проливе. Необходимо было не допустить повторения захвата Моонзундских островов в годы Первой мировой войны. Для создания мощной противодесантной обороны надо было построить более 30 артиллерийских батарей (80 орудий). По оценкам комиссии адмирала И. И. Грена, этого количества было достаточно, чтобы противостоять прорыву и десанту морского противника[25].
Летом 1940 года под давлением СССР в Эстонии были начаты внутриполитические преобразования. Сначала после советского ультиматума президент Эстонии назначил просоветское правительство. Затем были проведены выборы в Государственную Думу Эстонии. Выбранные делегаты обратились с просьбой к Верховному Совету СССР о включении советской Эстонии в состав СССР. Эта просьба была удовлетворена в августе 1940 года. Одновременно происходило наращивание советских сил в Эстонии. Штаб КБФ в течение 15–16 июля несколькими эшелонами передислоцировался в Таллин. Здесь же была образована Главная база КБФ, комендант береговой обороны ГлВМБ КБФ размещался в Палдиски. С 10 сентября 1940 года из состава береговой обороны ГлВМБ КБФ была вновь выделена Береговая оборона Балтийского района (БОБР) с подчинением ее коменданта Военному Совету КБФ.
К концу сентября 1940 года система базирования и береговой обороны КБФ в советских республиках Прибалтики была следующей. В Таллине и Палдиски располагалась Главная база КБФ (ГлВМБ). В нее входила береговая оборона островов, прикрывающих подходы к Таллину: Найссаар и Аэгна, а также острова западнее Палдиски: Вяйке-Пакри и Суур-Пакри. В ГлВМБ располагались основные силы КБФ: штаб КБФ, эскадра, 2-я бригада подводных лодок. На Моонзундских островах располагалась Береговая оборона Балтийского района (БОБР). В Латвии – Либавская военно-морская база (ЛибВМБ). В состав ЛибВМБ входили военные порты, части береговой обороны и тыла ВМФ в Лиепае, Вентспилсе и Риге. В самой Лиепае базировался отряд легких сил (ОЛС) КБФ, управление 1-й бригады подводных лодок с 3-м и 4-м дивизионом подводных лодок. В Риге – 1-й и 2-й дн ПЛ 1-й бр ПЛ. Береговая оборона ЛибВМБ была предназначена для защиты морских портов и Ирбенского пролива с его южного берега.
Осенью 1940 года на острова прибыла 3-я отдельная стрелковая бригада. Первоначально она входила в состав КБФ, но затем в ноябре 1940 года была передана ПрибОВО. На острове Хийумаа с мая 1941 года на строительстве укреплений находилось два стрелковых батальона 16-й сд. На островах, также летом 1940 года, был развернут 10-й пограничный отряд, входивший в состав ПрибПО.
В НК ВМФ была введена должность заместителя начальника строительного управления (СУ) по вопросам базового и берегового строительства в Прибалтике, на которую был назначен Б. Л. Лившиц[26]. Для строительства береговой обороны на эстонском побережье был создан 1-й особый строительный отдел, начальник отдела – военинженер 1-го ранга А. И. Евстигнеев (в Латвии – 2-й особый строительный отдел, 3-й ОСО на Ханко). В подчинении 1-го ОСО были развернуты особые линейные строительства (ОЛС). Они располагались: в районе полуострова Пакри – ОЛС № 01; на островах Суур-Пакри и Вяйке-Пакри – ОЛС № 02; в Палдиски – ОЛС № 03; на острове Хийумаа – ОЛС № 04; на острове Сааремаа – ОЛС № 05. Для строительства сооружений в Прибалтике проводился особый призыв со специальным отбором, из него формировались четыре инженерных батальона: с 33-го по 36-й (35-й в Вентспилсе)[27].
Рис. 5. Комендант БОБР, генерал-лейтенант А.Б. Елисеев.
Таким образом, к началу июня 1941 года на Моонзундских островах находилось несколько частей и соединений НКВМФ, НКО и НКВД. Самым крупным соединением КБФ был БОБР. В его составе была вся береговая артиллерия, ПВО, связь, саперы и госпиталь. Эти части, находящиеся на Сааремаа, напрямую подчинялись коменданту БОБР. Для руководства частями БОБР на Хийумаа был создан Северный укрепленный район во главе с комендантом. Он подчинялся коменданту БОБР. В декабре 1940 года первый комендант БОБР, генерал-майор береговой службы С. И. Кабанов, убыл на учебу. В его отсутствие обязанности коменданта исполнял начальник артиллерии БОБР капитан В. М. Харламов. В июне 1941 года комендантом БОБР был назначен генерал-майор береговой службы А. Б. Елисеев[28]. Список командного состава БОБР находится в приложении № 1.
Схема управления БОБР, при которой северным сектором на Хийумаа руководило управление СУС, а южным на Сааремаа непосредственно БОБР, не в полной мере обеспечивала его живучесть и непрерывность. Поэтому уже 1 октября 1940 года комендант БОБР, генерал-майор береговой службы Кабанов, в докладе на имя командующего КБФ предлагал для руководства береговой обороны южного сектора на Сааремаа сформировать отдельное управление. Кроме этого, он предлагал перенести командный пункт БОБР в район Хаапсалу либо, в крайнем случае, создать его в районе Кейгусте. По мнению коменданта, это позволило бы, уделяя одинаковое внимание обоим секторам, лучше управлять и использовать все силы и средства обороны островов[29]. Однако реализованы эти предложения не были.
Связь на островах строилась с использованием гражданских линий связи: телеграфная Курессааре – Палдиски; телефонная Курессааре – Кихельконна, Курессааре – Церель, Церель – Микельбака, Кярдла – Палдиски, Кярдла – Тахкуна. Этого было недостаточно. Поэтому в довоенный период силами, сначала эстонского министерства почт и телеграфа, а затем управления связи Эстонской ССР проводились работы по наращиванию линий связи. Наиболее подробно описание создания инфраструктуры связи дано в справке «По вопросу оборудования о-вов Эзель и Даго средствами телефонно-телеграфной связи и радиосвязи»[30]. К 18 июня эстонскими подрядчиками были проложены следующие линии:
Таблица 1
Всего на Сааремаа было построено 240 км линий связи, на которых находилось 1828 км телефонных и 356 км телеграфных проводов. На Хийумаа было построено 105 км линий с 980 км телефонных и 148 км телеграфных проводов. В Курессааре и Кярдла были оборудованы телефонные станции на 100 номеров каждая. В Курессааре оборудован телеграф. Все работы на островах в 1940 году обошлись в 830 тыс. рублей, что составило 40 % от всех средств, отпущенных на строительство связи по театру КБФ. В 1941 году планировалось освоить еще 350 тыс. рублей. В их числе были ассигнования на прокладку подводного кабеля на направлениях Виртсу – Куйвасту, Пярна – Паммана и Суурсадам – Рохукюла. Кабель был сделан и загружен на кабельное судно «Кабельный», но в связи с началом войны проложить кабели не смогли.
Значительные усилия предпринимались для совершенствования радиосвязи. Связьмортрест и цех связи артиллерийского ремонтного завода смонтировали 16 радиостанций корабельного типа (по 8 на Сааремаа и Хийумаа) и 3 полевые радиостанции (соответственно 2 и 1). Со складов для БОБР было отпущено 41 полевая радиостанция, 2 р/ст «11-АК», 25 р/ст корабельных, 24 приемника, 11 зарядных станций «ОЭС-3».
К началу войны телефонная проволочная связь была проведена от штаба БОБР в Курессааре ко всем батареям на Сааремаа, кроме батареи на полуострове Нинаст (использовалась линия гражданской связи). То же самое было сделано от штаба СУС в Кярдла к батареям на Хийумаа. На постоянных батареях были смонтированы мощные радиостанции, радиосвязь с временными береговыми батареями обеспечивалась полевыми рациями. Резерва для радиосвязи и проволочной связи не было[31]. Связь островов с материком осуществлялась кабелем гражданской связи, связь острова Сааремаа с островом Хийумаа тоже через кабель гражданской связи, допускавшей переговоры только по одному проводу, что совершенно не обеспечивало управление.
Рис. 6 Командир Прибалтийской ВМБ, контр-адмирал П.А. Трайнин (послевоенный снимок).
Рассмотрим более подробно ход строительства батарей береговой артиллерии. Сначала рассмотрим этот процесс на Сааремаа. Первыми к концу 1940 года были сооружены три трехорудийных 130-мм батареи: в районах Ундва, Карузе и Кюбассар. Первые две были на временных деревянных основаниях, последняя на бетонном основании. Кроме этих батарей на полуострове Сырве строилась башенная 180-мм батарея. Сметная стоимость работ по строительству только 315-й батареи составляла 20 млн руб. (без стоимости матчасти). В ценах 1937 года это огромная сумма, общие затраты на сооружение батарей на островах Сааремаа и Хийумаа превышали стоимость строительства электростанции Днепрогэс. В общей сложности на строительстве трудилось около 40 тыс. человек. Работы велись в три смены, т. е. круглосуточно. Из выделенных ВМФ финансов на 1940–1941 годы 90 % было вложено в освоение западных районов. Однако оборонительное строительство завершить не успели[32].
В основном было завершено строительство 130-мм батарей на Сааремаа. К началу войны заканчивалось возведение постоянных береговых 180-мм четырехорудийных батарей: башенной на полуострове Сырве и открытой на полуострове Нинаст. Что касается батареи на Сырве, там были произведены все строительные работы и большая часть монтажных. Из строительных не закончены: обсыпка одного блока, обваловка КП, траншеи теплопровода, отопление башен, обваловка дальномерной вышки – и совершенно не произведена маскировка. По монтажным работам не проложен резервный кабель от коммунальной электростанции, не полностью установлены электромоторы в блоках, не закончена регулировка систем подачи и ПУС. На батарее Нинаст не закончены теплопровод, вышки для дальномеров, обсыпка КП, совершенно не сделано газоубежище, не завершена маскировка. Из монтажных работ не доведены до конца монтаж системы ПУС, прокладка кабелей, монтаж котельной[33]. Предполагалась к установке на южном побережье полуострова Кейгуст открытая 180-мм батарея, однако затем было решено ее строить на полуострове Нинаст, а на ее месте в 1941 году возвести 152-мм батарею. В районе Паммана строилась 100-мм четырехорудийная батарея.
Теперь рассмотрим историю строительства береговых батарей на острове Хийумаа. Наиболее подготовленными были 152-мм батарея на мысе Серош, 130-мм батарея в районе Ристна и 100-мм 149-я батарея в районе Палли. В процессе строительства находились 130-мм батареи на полуостровах Тахкуна (26-я) и Тофри (44-я). На острове Хийумаа к началу войны заканчивалось строительство 180-мм четырехорудийной башенной батареи на полуострове Тахкуна. 24 июня батарея была отстреляна. Строительные и монтажные работы были примерно на уровне батареи на Сырве.
С 1941 года приступили ко второй очереди строительства. Оно предполагало установку еще более мощных артиллерийских систем: на Осмуссааре – четырехорудийной 406-мм батареи, на Сааремаа и Хийумаа – по одной четырехорудийной 305-мм батарее, там же по одной 180-мм башенной батарее. Кроме этого, планировалось построить на Сааремаа две 152-мм и одну 130-мм батарею и на Хийумаа одну 152-мм батарею[34]. Строительство второй очереди планировали завершить к июлю 1942 года[35].
Система ПВО островов складывалась постепенно. Для зенитного прикрытия 15-й окаэ в Кихельконда была развернута 231-я озенбат. Затем для прикрытия береговых батарей было развернуто еще пять отдельных батарей 76-мм зенитных орудий. На Сааремаа: 510-я озабат, для прикрытия 315-й ББ и 512-я озабат, для прикрытия 24-й и 25-й ББ. На Хийумаа: 507-я и 508-я озабат на полуострове Тахкуна, для прикрытия 316-й и 26-й ББ.
Коменданту БОБР также подчинялись: 4-я орс, 10-я осапр и госпиталь на 50 коек в Курессааре. К началу войны боезапасом были обеспечены только действующие батареи, продовольствием гарнизон был обеспечен на семь суток, бензина имелось всего 0,3 т. Артиллерийский и стрелковый боезапас БОБР показан в приложении № 2. Общая численность гарнизона острова Сааремаа с оперативно-подчиненными частями равнялась 10 306 человекам. Общая численность гарнизона острова Хийумаа с оперативно-подчиненными частями равнялась 3426 человекам[36].
Карта 2. Дислокация частей БОБР на 1 сентября 1941 г.
С конца 1939 года на Сааремаа базируется 15-я оаэ гидросамолетов, входившая в состав 15-го разведывательного ап. Строительство аэродромов на Сааремаа проводила 4-я отдельная аэродромно-строительная рота[37]. Обе эти части подчинялись командующему ВВС КБФ. На островах находилось шесть аэродромов. К началу войны было закончено оборудование и сдан в эксплуатацию гидроаэродром в Кихельконна. Одновременно было закончено строительство летного поля на постоянном бомбардировочном аэродроме Когула. В процессе строительства находился аэродром в Асте. В Курессааре аэродром использовался пограничной авиацией. Был почти завершен аэродром в Сандла, но его выбор оказался неудачным, и работы впоследствии были свернуты[38]. Все эти аэродромы находились на Сааремаа. На Хийумаа построили истребительные аэродромы в Путкасе (постоянный) и Вали (оперативный)[39].
Безопасное плавание в водах Моонзунда обеспечивали два участка гидрографической службы[40]: Островной и Моонзундский с управлениями в Курессааре (остров Сааремаа) и Хаапсалу (материковая часть Эстонии), начальники – капитан-лейтенанты И. П. Чишко и М. И. Махонин соответственно. В состав участков входили: два манипуляторных отряда гидрографической службы в составе 18-го Курессааре и 16-го (Хаапсалу) манипуляторных пунктов, военно-лоцманская станция Охраны водного района (ОВР) БОБР с управлением в Трииги (остров Сааремаа), начальник – лейтенант Т. М. Кудинов. Они обслуживали маяки и огни: о. Сааремаа – маяки Кюбасааре, Сырве, створные огни Ромассаар, Орисааре, Кихельконна, портовые огни Трииги; о. Хийумаа – маяки Кыпу, Луйдя, Ристна, Тахкуна, створные огни Кертель, Сыру, Хельтермаа; о. Вормси – маяк Вормси, створные огни Норбю; о. Муху – створные огни Рауги, портовые огни Куйвасте; острова Виирелайд и Вильзанди – одноименные маяки; о. Кассар – створные огни Орьяку; о. Кессулайд – створные огни Кессу; о. Абрука – одноименные створные огни. Кроме того, в состав Гидрографической службы БОБР организационно входили также 4 гидрометеорологические станции – в Курессааре (1-го разряда), на полуостровах Сырве (обе первые – на острове Сааремаа) и Тахкуна (на острове Хийумаа), а также на острове Вильзанди (все три последние – 4-го разряда). В распоряжении службы имелись гидрографические суда «Вест» и «Вал». Кроме них, в оперативных документах БОБР упоминаются гидрографические промерные мотоботы ГО-20, ГО-22 и ГО-23 («ГО» – сокращение от «Гидрографический отдел»; иногда они именуются также «ГЭ» – «Гидрографическая экспедиция»), а также несколько гидрографических катеров типа «КМ» (катер моторный), но без указания каких-либо их номеров или обозначений. Основную часть личного состава Гидрографической службы БОБР составляли вольнонаемные служащие ВМФ.
Для сухопутной обороны островов была сформирована 3-я отдельная стрелковая бригада, в составе двух стрелковых и одного артиллерийского полков. Бригада формировалась за счет личного состава ВМФ и первоначально предполагалась для включения в состав БОБР. Формирование бригады проходило в г. Кингисепп. В августе 1940 года она была передислоцирована на Сааремаа. В состав бригады входили: 46-й и 79-й сп, 39-й ап, 69-й опулб, 111-й оптдн, 32-й озадн, 174-й осапб, 206-й обс, 19-й военно-подвижной полевой госпиталь. Все части бригады были моторизованы. В составе каждого стрелкового полка имелось два стрелковых и один пулеметный батальон. Части бригады размещались следующим образом. Северо-западнее Курессааре располагался 46-й стрелковый полк 39-й артиллерийский полк (без одного дивизиона). Его основной военный городок строился в районе озера Кару-Ярви. Основной задачей 46-го сп была оборона побережья западных бухт острова: Тагалахт и Кюдемалахт. Севернее Курессааре, в Асте находился 79-й сп (без одного батальона). В Техумарде располагался 69-й опб, в Кярла – 32-й озадн. Северо-восточнее Курессааре, в Рео дислоцировался 111-й оптдн. На перешейке полуострова Сырве располагался 174-й осапб. В Курессааре дислоцировались штаб бригады, один батальон 79-го сп, 206-й обс, автотранспортная рота, полевая почта и госпиталь[41]. Это было самое многочисленное соединение на островах.
Все части 3-й осбр находились в штатах мирного времени. По схеме мобилизационного развертывания МП-41[42] округа отмобилизования частей округа не проводилось, и они вступали в войну в прежних штатах. Оба стрелковых полка бригады (46-й и 79-й) содержались в штате[43] стрелкового полка укрепленного района (9/994). Они состояли из управления, строевых, основных и обслуживающих подразделений. В числе основных подразделений были: школа МКС, два стрелковых батальона, пулеметный батальон, батарея ПТО, артиллерийский дивизион, школа МКС арттллерийских подразделений, минометная батарея. Штатная численность каждого полка: КНС – 230, МНС – 451, РС – 1815, всего – 2494. На вооружении каждого полка по штату должно было находиться: 12 76-мм орудий, 12 120-мм минометов, 9 45-мм ПТО, 12 82-мм минометов, 12 12,7-мм пулеметов, 80 станковых пулеметов, 124 ручных пулемета, 54 50-мм миномета, 6 танков Т-27, винтовок 1753. Отдельный пулеметный батальон (69-й) содержался в штате[44] пулеметного батальона УР (9/904-В). Он состоял из управления, строевых подразделений, основных подразделений и подразделений обслуживания. В составе основных подразделений находилось четыре пулеметных роты, три артиллерийско-пулеметных взвода, пять отдельных пулеметных взводов и отделение ПТО. Численность батальона по штату: 76 комначсостава, 117 МНС, 182 РС, всего 375 чел. Штатное вооружение: 9 76-мм орудий, 11 45-мм ПТО, 53 ст. пулемета, 32 ручных пулемета. Артиллерийский полк бригады (39-й) содержался в штате[45] артиллерийского полка дивизии (5/22). Он состоял из управления, строевых основных подразделений и подразделений обслуживания. В составе вторых были школа МКС, три дивизиона: 1-й дн 76-мм пушек, 2-й и 3-й дн – 1-я батарея 76-мм пушек, 2-я и 3-я 122-мм гаубиц. Штатная численность полка: начальствующего состава – 123, младшего начальствующего состава – 215, рядового состава – 970, всего – 1308. Он имел по штату на вооружении 20 76-мм пушек, 16 122-мм гаубиц, 3 зенитно-пулеметных комплекса. Фактически в бригаде к началу войны имелось 5529 7,62-мм винтовок, 193 7,62-мм снайперских винтовки, 68 7,62-мм самозарядных винтовок, 201 пулемет «Максим», 108 50-мм минометов, по 24 82-мм и 120-мм минометов, 42 45-мм противотанковых орудия, 20 76-мм дивизионных пушек образца 1936/39 года, 24 76-мм пушки обр. 1902/30 года, 16 122-мм гаубиц обр. 1910/30 года, 12 76-мм зенитных пушек образца 1931 и 1939 годов. По плану артиллерийского управления ПрибОВО в первой половине 1941 года планировалось перевооружение бригады артиллерийскими орудиями. Вместо устаревших 76-мм пушек бригада со складов округа получала 76-мм дивизионные пушки Ф-22. Имеющиеся гаубицы передавались в 180-ю сд 22-го СК. Вместо них из центра должны были поступить 122-мм гаубицы образца 1938 года. На складах бригады находился следующий боезапас: 33 502 ручные гранаты, 16 200 50-мм мин, 2394 мины для 82-мм миномета, 970 мин для 120-мм миномета, 5053 осколочных и 5135 бронебойных снаряда для 45-мм ПТО, 6846 осколочно-фугасных и 2156 шрапнельных снарядов для 76-мм дивизионных орудий, 2545 осколочных снарядов для 122-мм гаубиц, 3504 шрапнельных и 1922 гранаты для 76-мм зенитных орудий[46].
По состоянию на 21 июня 1941 года численность бригады была следующей: начальствующего состава – 665, младшего нач. состава – 952, рядового состава – 5840, всего – 7457[47]. Уже в ноябре 1940 года 3-я осбр была передана в состав НКО. В ПрибОВО она до мая подчинялась командующему 8-й армией, а затем была включена в состав формирующейся 27-й армии. Перед войной 1-й сб 79-го сп находился на Хийумаа.
Список командования бригады находится в приложении № 1. Наиболее подготовленным и опытным командиром в составе управления бригады был заместитель командира бригады, полковник Николай Федорович Ключников. К началу боев на островах ему было 45 лет. Еще в 1915 году он окончил в Киеве школу прапорщиков. С декабря 1918 года в рядах Красной армии. С 1931 года он командовал 22-м сп 8-й сд, а в 1936 году стал начальником штаба этой дивизии. С августа 1937 года – командир 4-й сд в Белорусском военном округе. В феврале 1938 года ему присвоено воинское звание комбриг. С марта этого же года – член ВКП (б). С апреля 1939 года он исполняет обязанности командира 5-го СК в этом же округе. В декабре его во главе 4-й сд отправляют на Советско-Финляндскую войну, на Карельский перешеек. Задачей дивизии было прорваться по льду озера Сувантоярви в тыл финнам. Наступление началось 25 декабря 1939 года. Уже к исходу 27 декабря части дивизии, понесшие тяжелые потери, были отброшены на исходные позиции[48]. В январе 1940 года комбриг Н. Ф. Ключников выводится в резерв Управления комсостава НКО и снижается в звании до полковника. С февраля 1940 года он командует запасным полком на Северном фронте[49].
Перед войной, в мае, в ПрибОВО был разработан план прикрытия отмобилизования, развертывания и сосредоточения (план прикрытия). В соответствии с ним на Моонзундских островах был развернут участок прикрытия № 1. Его командиром являлся командир 3-й осбр. Задачи участка:
а) не допустить высадки морских и воздушных десантов противника на острова;
б) выделить не менее трех дивизионов артиллерии для усиления береговых батарей КБФ на оборону Ирбенского пролива и организовать взаимодействие с морским флотом и авиацией ПрибОВО для отражения противника при его попытках прорваться в Рижский залив;
в) огнем береговой артиллерии содействовать операциям КБФ и войск ЛВО по воспрещению форсирования устья Финского залива.
С 15 июня в ПрибОВО было начато формирование четырех отдельных танковых батальонов. Один из них – 12-й – предназначался для 3-й осбр. На вооружении этих частей должны были быть танкетки Т-27, которые поставлялись из внутренних округов и с Дальнего Востока. Были даже назначены некоторые командиры в эти батальоны. В частности, в 12-й отб было назначено 8 командиров. Однако в связи с начавшейся войной решение по формированию этих батальонов не было реализовано.
Для строительства ДОТов на островах весной 1941 года сформировали 95-е управление начальника строительства (УНС) и два строительных участка: 115-й на Хийумаа и 114-й на Сааремаа[50]. Начать строительство ДОСов не успели. Как сказано в отчете генерала А. Б. Елисеева: «…К началу войны это строительство не сделало ни одной точки благодаря, главным образом, затяжке окончательного решения штабом ПрибОВО по посадке сооружений и позднего поступления материалов и рабочей силы»[51]. Силами передислоцированной на Сааремаа роты 351-го стройбата на западное побережье завозили и складировали стройматериалы (цемент и арматура). На строительстве военных городков для 3-й осбр работала 293-я отдельная строительная рота. Начиная с мая, приступили к строительству на западном побережье Сааремаа и Хийумаа батальонных районов обороны. На Сааремаа их строили части 3-й осбр, на Хийумаа – 1-й сб 79-го сп 3-й осбр, 3-й сб 156-го сп и 3-й сб 167-го сп. Последние два стрелковых батальона были из состава 16-й сд.
После обострения советско-германских отношений и нарастания угрозы столкновения двух держав система базирования КБФ стала приобретать более оборонительный характер. Кроме внешнеполитических факторов, в наркомате ВМФ было решено, что будет целесообразнее сосредоточить оборону обоих берегов Ирбенского пролива и пролива Соэл в одних руках. Поэтому перед началом войны нарком ВМФ начал коренную реорганизацию системы базирования и береговой обороны КБФ в Прибалтике. В соответствии с принятым решением[52] БОБР расформировывался. Северный сектор БОБР передавался (кроме 44-й батареи) и переименовывался в Передовой сектор ГлВМБ. ЛибВМБ переводилась в разряд маневренной ВМБ. С управлением в Усть-Двинске формировалась Прибалтийская ВМБ (ПрибВМБ). Реорганизацию планировалось завершить к 30 июля 1941 года. Основными частями формируемой ПрибВМБ были: Береговая оборона Рижского залива и Либавская военно-морская база 2-го разряда.
В ходе формирования новой ВМБ необходимо было провести целый комплекс организационных мероприятий. Командование, штаб и отдел политической пропаганды (ОПП) ПрибВМБ формировались из аналогичных органов управления бывшей ЛибВМБ. Управление, штаб и ОПП ЛибВМБ 2-го разряда находились на стадии формирования. В Риге формировался гидрографический район ПрибВМБ и военно-морской госпиталь на 50 коек. На островах и вдоль латвийского побережья Балтийского моря развертывались посты СНиС. В подчинение командира ПрибВМБ должен был войти 5-й дивизион «морских охотников». Для этого в его состав из 2-го дн СКА, дислоцированного в Кронштадте, передавались бы катера МО № 131, 132 и 133. В составе 5-го дн СКА они имели бы номера 511–513 соответственно[53].
Дислоцированная в Усть-Двинске 85-я местная стрелковая рота переводилась на другой штат и увеличивалась со 160 до 230 человек. Из Лиепаи в Даугавгриву планировалось перевести управление Охраны водного района ЛибВМБ (переименовывалось в ОВР ПрибВМБ), отделение связи ВМБ. Из Риги в Лиепаю – управление участка СНиС, телефонно-телеграфный центр и гидрографический участок. Из Усть-Двинска в Вентспилс – 10-й железнодорожный артиллерийский дивизион, из Лиепаи в Вентспилс – 7-я отдельная железнодорожная эксплуатационная рота. Осуществить в полном объеме все эти организационные мероприятия помешала война. К ее началу намеченные мероприятия начали проводиться в жизнь. Отряд легких сил и управление 1-й бригады подводных лодок было передислоцировано в Усть-Двинск.
Управление Береговой обороны Рижского залива (БОРЗ) дислоцировалось в Курессааре. Управление было создано путем переименования Управления коменданта БОБР. Вся БОРЗ делилась на два сектора: Эзельский и Ирбенский. Руководство Эзельским сектором возлагалось непосредственно на коменданта БОРЗ. В этом секторе формировалось управление 206-го адн в составе 317-й, 24-й и 25-й батарей. Кроме этого дивизиона в секторе были отдельные батареи: 44-я на острове Хийумаа и 43-я на острове Сааремаа. После вступления в строй, в состав сектора передавалась 355-я батарея (4—180-мм). В составе Эзельского сектора оставалась также 10-я саперная рота. В Курессааре развертывался военно-морской госпиталь на 100 коек и формировался участок СНиС для обеспечения Эзельского сектора.
Управление Ирбенского сектора БО было создано путем переименования Управления сектора БО бывшей ЛибВМБ с дислокацией в Вентспилсе. В составе Ирбенского сектора развертывался 207-й адн. Его управление формировалось, и в его состав включались 40-я и 46-я береговые батареи и 513-я и 514-я зенитные батареи. Также в состав сектора входил в полном составе 10-й ажддн. В состав сектора входило три отдельные батареи: в районе Вентспилса – 45-я и на мысе Сырве (Сааремаа) – 315-я. Строящаяся на мысе Сырве 338-я батарея (4—305-мм) также включалась в состав сектора. В этот же сектор из Лиепаи переводилась 7-я отдельная эксплуатационная железнодорожная рота. Ирбенскому сектору подчинялись береговые батареи в Риге. Они переводились на сокращенный штат. В Вентспилсе формировался отдел тыла ПрибВМБ и участок СНиС. Береговые артиллерийские батареи в Лиепае объединялись в 208-м адн. В составе береговой обороны оставалась 18-я оаждбат. Здесь же оставался участок СНиС.
Изменения касались и системы ПВО. Участки ПВО Балтийского района и ЛибВМБ расформировывались. В Лиепае планировалось развернуть еще один зенитный дивизион (59-й из состава 2-го полка ПВО) и все три дивизиона в городе объединить в зенитный артиллерийский полк (8-й). На острове Сааремаа развертывался 104-й зенитный дивизион. В его состав включались все зенитные батареи, дислоцированные на острове.
В период 27 мая – 15 июня 1941 года в состав БОРЗ прибыла последняя в довоенном периоде воинская часть – отдельная химическая рота (без номера). Дислоцировалась она в Курессааре. Рота находилась в непосредственном подчинении начальника химической службы БОРЗ КБФ старшего лейтенанта М. П. Цветкова. Организационно ОХР БОБР КБФ состояла из взвода химических танков (три машины Т-26), трех взводов АРС (авторазливочных станций), взвода жидкой дегазации и учебного взвода[54].
На островах располагались также пограничные войска, входившие в состав Прибалтийского пограничного округа. Побережье островов охранял 10-й Куресаарский пограничный отряд (начальник майор С.М. Скородумов, численность 1179 человек). В состав 10-го ПО входили 5 пограничных комендатур: 1-я и 2-я – на острове Даго (1–6 и 7—12 пограничные заставы соответственно; штаб 2-й комендатуры – Кердля, начальник – старший лейтенант, затем капитан П. Ф. Каблучко, начальник 1-й комендатуры – капитан А. Н. Жолос), 3-я, 4-я и 5-я – на о. Эзель (13–18, 19–24 и 25–30 заставы соответственно; в целом – 30 береговых застав). Приграничные воды охранял 2-й Балтийский морской пограничный отряд пограничных судов (начальник капитан 3-го ранга А. Н. Перфилов, численность 1474 человека), 1-й дивизион этого отряда дислоцировался в Таллине, 2-й в Лиепае, 3-й в Усть-Нарве. В составе 1-го дивизиона имелись корабли: сторожевой корабль типа ОХТ (проекта 122) «Топаз»; катера типа МО-4 – ПК-200, ПК-201, ПК-202, ПК-203, ПК-204, ПК-205, ПК-206, ПК-207, ПК-208, ПК-209, ПК-210, ПК-211; катера типа КМ-4 – К-277, К-278, К-279, К-280, К-281, К-282, К-283, К-284, К-285; катер типа МКМ – К-273; посыльное судно (буксир) «Уран» (бывший латвийский «Varonis»); катер КП-11; катера № 1, 2, 3, типа «Лимузин» (внештатные, бывшие эстонские разъездные катера). В составе 2-го дивизиона имелись следующие корабли: катера типа МО-2 – ПК-216, ПК-217; катера типа МО-4 – ПК-212, ПК-213, ПК-214, ПК-215, ПК-218, ПК-219, ПК-220, ПК-221, ПК-222, ПК-223; катер типа КМ-4 – К-296, К-297; сторожевой корабль «Коралл» (бывший литовский «Pirmunas», ранее – «Prezidentas», «Prezidentas Smetona», с сентября 1940 до января 1941 года – «Задорный»); посыльное судно «Юпитер»; катер К-267 (бывший литовский катер «Partizanas»); катера типа К – К-271, К-272; катер типа МКМ – К-274. Перед началом войны ко 2-му дивизиону был прикомандирован сторожевой корабль «Аметист» (бывший эстонский «Sulev») Ленинградского Военно-морского пограничного училища[55].
По плану мобилизационного развертывания 2-й дивизион БОПГ переходил в подчинение командира ЛибВМБ. Приграничное небо охраняла 11-я отдельная авиационная эскадрилья, базировалась на аэродроме Курессааре (командир майор Н. М. Петров, 9 СБ, 3 МБР-2). При необходимости воздушная группировка на островах усиливалась ВВС КБФ. Так, уже в ноябре 1940 года, во время учений, на аэродроме Курессааре базировалась 2-я эскадрилья 71-го ап[56]. В Пярну дислоцировались бомбардировщики 73-го ап.
По мнению военного руководства, оперативно-стратегическое положение островов определялось следующими показателями[57].
1. Расположение островов между Финским и Рижским заливами позволяло оборудовать передовые артиллерийские позиции на Сааремаа, прикрывающие вход в Рижский залив через Ирбенский пролив, и обеспечить фланг сухопутных войск, действующих на побережье Рижского залива. Организовав взаимодействие между береговыми артиллерийскими батареями на островах Хийумаа, Осмусаар и полуострове Ханко, можно так же создать передовой рубеж Главной минно-артиллерийской позиции в устье Финского залива.
2. Созданная на островах оборона обеспечивает широкий маневр флота между Финским и Рижским заливами и безопасность с моря основных военно-морских баз в Таллине и Палдиски.
3. Расположенные на островах аэродромы на 100–200 км приближают авиацию к территории вероятных противников и обеспечивают взаимодействие сухопутной и морской авиации с КБФ.
4. В случае развертывания активных действий за пределами Моонзундского архипелага удержание островов позволяет сэкономить силы КБФ по прикрытию входов в Рижский и Финский заливы и охране побережья.
Комиссией под руководством командира 3-й осбр полковника Гаврилова были разработаны основные соображения по обороне островов:
1. Оборона островов должна основываться на взаимодействии береговой артиллерии и сухопутных войск с морскими силами и авиацией.
2. На участках наиболее вероятной высадки необходимо создать сплошное огневое прикрытие береговой черты с ДОТ и ДЗОТ. На других участках необходимо организовать наблюдение и создать опорные пункты для небольших подразделений.
3. На входах в заливы, где вероятна высадка морских десантов, необходимо выставлять минные заграждения и простреливать их прямой наводкой противотанковой и полевой артиллерией.
4. Для предотвращения действий диверсионных групп против береговых батарей вокруг них необходимо создавать круговую оборону.
5. В местах предполагаемой высадки необходимо строительство опорных пунктов и узлов сопротивления, в районах, примыкающих к побережью.
6. В глубине островов необходимо оборудовать промежуточные рубежи обороны.
7. Для контрударов по высадившемуся десанту и уничтожения авиадесантов необходимо создавать усиленные резервы.
До войны возможный характер боевых действий противника предполагался следующий[58]:
1. Высадка десанта в нескольких местах с применением демонстрационных мероприятий на широком фронте. Перед этим в местах будущей высадки будут подавлены береговые батареи.
2. Морскому десанту будет предшествовать авиационная бомбардировка береговых батарей, узлов сопротивления и резервов.
3. Противник будет применять парашютный десант для диверсионных целей и крупные десанты для захвата некоторых объектов или рубежей.
4. Возможна высадка мелких парашютных и морских десантов для захвата берегоых батарей.
План обороны островов и места предполагаемой высадки морского и воздушного десанта показаны на 3-й карте.
В угрожаемый период на время отмобилизования и развертывания для КБФ вводился план прикрытия. Основным вариантом действий КБФ в этот период было создание минно-артиллерийских позиций, защищающих вход в Финский и Рижский заливы. «На Краснознаменный Балтийский флот возлагались следующие задачи:
– не допустить морских десантов противника на побережье Прибалтики и на острова Эзель и Даго;
– совместно с военно-воздушными силами Красной армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив;
– не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив…
– действиями флота в сочетании с оборонительными минными постановками, а также постановкой подводными минными заградителями минных банок на подходах к портам и базам, а на внутренних фарватерах – авиацией – затруднить развертывание и действия сил флота противника[59].
Оперативный план и план прикрытия оперативного и мобилизационного развертывания КБФ был утвержден наркомом ВМФ 5 апреля 1941 года. Предполагаемые этим планом действия немцев прогнозировались, исходя из опыта Первой мировой войны и десантной операции немцев в апреле 1940 года против Норвегии.
Взаимодействие войск округа и флота намечалось отработать в ходе командно-штабных учений, планировавшихся на конец июня. Учение[60] должно было быть проведено с 27 по 28 июня 1941 года. Тема учения: противодесантная оборона островов Эзель, Даго и оборона Рижского залива во взаимодействии флота с частями Красной армии. Участники учения: силы флота, 1-й авиационный корпус Красной армии, войска округа – 6-я сад, 16-я сд, управление 65-го СК, 3-я осбр, 67-я сд. Руководитель учения – начальник штаба КБФ. В учениях должна была принимать участие 12-я коаэ. Для этого она должна была перелететь на аэродромы Хийумаа[61].
Замысел учения: противник наращивает силы в восточной части Балтийского моря. В район Вентспилс подходят десантные корабли противника. Их атакуют советские ВВС, подводные лодки. В свою очередь противник атакует авиацией Палдиски и Главную Базу КБФ. Противник высаживает на побережье Курляндии воздушный десант. КБФ атакует флот противника, происходит морской бой. Противник отходит.
В отчете генерал-лейтенанта береговой службы А.Б. Елисеева «О боевой деятельности береговой обороны Балтийского района Краснознаменного Балтийского Флота за 1941 год», составленном к апрелю 1942 года, события накануне войны описаны следующим образом: «Начало военных действий и объявление войны для БОБРа не было неожиданностью. О предстоящих изменениях в обстановке БОБР был информирован Военным Советом КБФ еще 19 июня.
С этого же дня была введена оперативная готовность № 2 и части БОБРа перешли на повышенную готовность. Фактически с 19 июня были приняты и проводились следующие мероприятия.
– Был выставлен дозор из тихоходных тральщиков и катеров «КМ» в Ирбене и Соэлозунде (большим из кораблей БОБР не располагал).
– Производилась авиаразведка силами 15-й авиаэскадрильи, базируемой на Кыпу.
– По всем частям и батареям были развернуты боевые КП и введено оперативное дежурство, дежурные батареи были в боевой готовности № 2.
– Зенитные батареи вместе со штабом участка ПВО перешли на боевую готовность № 2.
– Зенитные батареи вместе со штабом участка ПВО перешли на боевую готовность № 2. (С. 11.)
В связи с этими мероприятиями и была воспринята объявленная по Флоту оперативная готовность № 2.
В ночь на 22 июня, ко времени начала войны, БОБР дополнительно был информирован о нарастающей напряженности в отношениях с фашистской Германией, и было понятно, что столкновение становится неизбежным, что вот-вот начнутся бои, поэтому надо действовать, надо крепить и совершенствовать оборону, к чему и приступили незамедлительно.
Извещение о начале военных действий, полученное 22 июня, уже не стало неожиданным. С этого дня командование БОБРа приступило к тщательному и подробному осуществлению имеющегося плана обороны»[62].