Вы здесь

Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет. Глава четвертая. Рука и мозг (Л. Л. Джессен)

Глава четвертая. Рука и мозг

Никогда не давайте разуму больше, чем даете рукам.

Мария Монтессори

Мария Монтессори, как никто другой, поняла роль руки в развитии человеческого интеллекта, ну, разве что Дарвин опередил ее. Мы знаем, что человек – это единственный вид, способный к щипковой хватке большим и указательным пальцами. Однако мы редко задумываемся над тем, что все достижения человека – в науке, технике, медицине или искусстве – являются результатом сочетания нашего интеллекта и этой уникальной хватки, до автоматизма характерной для взрослого человека. У ребенка такие действия руки, направляемые интеллектом, создают обратную информационную связь: рука дает информацию мозгу, мозг на основании этой информации управляет рукой, рука получает новую информацию (в новом направлении) и передает ее мозгу. Таков, упрощенно, постоянный процесс обучения и развития. Когда развитие ребенка идет естественным образом – в соответствии с планом природы, по которому рука и разум действуют совместно, достигаются поразительные результаты.

Монтессори открыла роль руки в формировании интеллекта путем интуитивного наблюдения. Немного подумав, она довела свое открытие до логического завершения, выделив особую роль руки как средства обучения в первые месяцы жизни. А что сегодня? Сегодня все больше неврологических исследований подтверждает выводы Монтессори о роли руки в развитии интеллекта, и ни один другой образовательный метод пока еще не отменил этот важнейший фактор.

В этой главе мы проследим развитие руки в первые три года жизни ребенка и обсудим рекомендации Монтессори родителям, которые должны способствовать этому развитию[9].

Для чего предназначена человеческая рука? С нами, взрослыми, все понятно: без рук… как без рук. А если иметь в виду младенца? Чем рука полезна ему?

При рождении рука – это аванс, недоразвитое орудие. И первая задача малыша – подготовить руку, превратить ее в орудие, которым можно пользоваться. В то же время с помощью руки младенец собирает информацию о том мире, в котором оказался.

Процесс миелинизации нервных волокон, соединяющих руку и мозг, начинается еще в утробе матери и завершается навыками сосания пальца и касания лица[10].

Поскольку рука младенца – это недоразвитое орудие, поначалу она способна лишь к неточным, случайным движениям. Эти движения приблизительно совпадают с тем уровнем информации, который доступен для мозга младенца: сначала младенец может оценить лишь чувство фактуры (какая она – поверхность) и понять, что большой палец во рту – это отличная штука. Иными словами, уровень мышечных навыков и координации совпадает с уровнем ментального развития; рука и мозг функционируют синхронно. Но по мере взросления ребенка в этой чувствительной сфере совпадения ментального развития с развитием физическим могут возникнуть проблемы. Если развитие мозга опережает развитие руки, возникает конфликт, и рука перестает питать разум. То есть когда навыки руки и, следовательно, информация, поступающая в мозг, несбалансированы, недоразвитая рука тянет мозг назад. Такой дилеммы Мария Монтессори и стремилась избежать, обеспечивая максимальную поддержку для развития руки ребенка с самых первых лет жизни.

При рождении хватка у младенца поразительно энергичная. Если осторожно погладить его ладошку, он тут же ухватится за ваш палец – с такой силой, что может даже повиснуть на пальце всем своим маленьким тельцем. Вас это удивляет? А ничего удивительного – детеныши некоторых животных вцепляются в мех матери, чтобы выжить, – это инстинктивное действие связано с историей эволюции. В любом случае через три-четыре месяца этот инстинкт у младенца исчезает.

Но следует различать инстинктивную и сознательную хватку. Рука и кисть младенца действуют как единое целое. Они «зачерпывают и подтягивают». Если рука младенца вступает во взаимодействие с предметом, ребенок может подтянуть предмет к телу. Но в этом движении нет осознанной цели. Кроме того, младенец пока еще не может сгибать руку в запястье. Его рука просто захватывает и просто подтягивает то, что оказывается в пределах досягаемости. Примерно через два месяца рефлективная хватка исчезает, но сознательное хватание еще не развито в полной мере. Миелинизация нервных волокон, управляющих рукой младенца, еще не завершилась, поэтому сознательное хватание в неврологическом отношении пока что невозможно.

Хватка младенца становится осознанной (и целенаправленной) только в три-пять месяцев. Кроме того, в три-пять месяцев младенец может целенаправленно смыкать пальчики вокруг предмета, чтобы получить информацию о нем и передать ее в мозг. Вы еще не поняли, насколько это важно? – теперь ребенок может сознательно обеспечивать постоянную связь между рукой и мозгом.

Если к трем-пяти месяцам целенаправленное хватание и удерживание предмета не сформировалось, ребенку приходится полагаться на других людей, которые могут вложить предметы в его ручки. Хорошо, вложить – вложили, но младенец может отбросить предмет прежде, чем получит от него достаточно информации. Одно влечет за собой другое: если младенец по возрасту может дотягиваться до предметов и хватать их, но не использует эту возможность, то и в изучении этих предметов он окажется в зависимом положении. И та, и другая ситуация (и положительная, и не очень) оказывает серьезное влияние на развитие у младенца воли и независимости. Разум уже впитал сигналы окружающей среды: а) «Я способен» и б) «Я не способен». Не удерживая предмет в руках достаточно долго, младенец не может научиться тому, что должен узнать с помощью этих предметов. И часто в этом виноваты мы, взрослые. Родители, которые постоянно подкладывают ребенку новые предметы, не развивают его, а создают барьеры на пути его развития.

Конец ознакомительного фрагмента.