Вы здесь

Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет. Глава третья. Открытие мира (Л. Л. Джессен)

Глава третья. Открытие мира

Дети в возрасте до трех лет значительно отличаются от взрослых в умении сосредоточивать внимание. Взывать к здравому смыслу малыша бесполезно. Маленькие дети пока еще не способны к абстрактному мышлению, у них пока еще не развито абстрактное воображение, поэтому они не могут сознательно выбирать, на чем сосредоточить свое внимание. Иначе говоря, они не могут выбрать объект внимания, опираясь на собственный интеллект. Но в то же время маленькие дети обладают уникальной способностью впитывать свойства окружающей среды посредством контакта с ней. Мария Монтессори называла эту способность «впитывающим разумом». Впитывающий разум – это основа универсальной приспосабливаемости человека. Поскольку младенец впитывает все факторы окружающей среды, мы должны очень внимательно подойти к ее организации. Не будет открытием сказать, что такую среду следует создавать на универсальных принципах красоты, простоты и порядка. Выбирайте для детской спокойные, а не кричащие цвета, простые, а не сложные рисунки. Идеальный вариант – светлые стены без всяких рисунков. Чем более нейтральным будет фон, тем легче младенцу сосредоточить внимание на предметах, специально помещенных в его комнату для концентрации внимания и исследования.

Еще раз повторим: впитывающий разум ребенка реагирует на факторы окружающей среды – но в то же время он обладает способностью выбора. Более того, он может тщательно исследовать среду с помощью всех пяти органов чувств: не только зрения, но и слуха, осязания, обоняния и вкуса. Когда к исследованию среды подключены все чувства, это ведет к концентрации интереса и внимания.

Обоняние и вкус связаны с питанием и в момент рождения являются наиболее развитыми. Зрение и слух при рождении развиты в меньшей степени, но и они, если нет никаких отклонений, подключаются очень быстро. Осязание как инструмент исследования среды активно задействуется чуть позже, хотя хватательный рефлекс относится к врожденным рефлексам и осязать ребенок может с первых дней жизни.

Исследуя предметы с помощью органов чувств, ребенок привыкает к тем или иным предметам. Поэтому родители должны регулярно (раз в неделю или хотя бы в месяц) менять предметы, помещенные в его среду.

Монтессори называла детей в возрасте до шести лет «чувственными исследователями». Свой образовательный метод для дошкольников она основывала на том факте, что маленькие дети учатся с помощью чувств. Но ее метод так и остался бы теоретической выкладкой, если бы она не предложила материалы, с помощью которых детям в возрасте до шести лет учиться легче всего. Благодаря таким материалам дети в школах Монтессори во всем мире учатся заинтересованно и сосредоточенно. Материалы Монтессори просты, их легко осваивать, поэтому дети всегда с интересом подходят к процессу обучения.

Что именно нужно предоставить младенцу – чувственному исследователю, обладающему впитывающим разумом? Прежде всего материалы должны быть конкретными. Маленькие дети не могут познавать мир отвлеченно, с помощью абстрактного мышления, а значит, перед ними только один путь – начать познавать конкретный мир и с помощью конкретных предметов. Этот путь постепенно приведет их к абстрактному мышлению и будет способствовать продолжению процесса самоформирования.

Для развития детям необходимы конкретные предметы, свойства которых они смогут опробовать (определить) с помощью органов чувств.

Самое главное, чтобы предметы, с которыми будет иметь дело маленький ребенок, принадлежали не к вымышленному, а к реальному миру. Поскольку вопрос о роли фантазий в жизни маленьких детей вызывает массу разногласий, мы повторяем: все, что взрослые дают детям для чувственного исследования мира, должно отражать реальный мир. Знакомство маленьких детей с реальным миром станет основой для развития воображения и творческого мышления в начальной школе, когда впитывающий разум уступит место здравому смыслу и размышлению. Ощущения, которые не несут информации о мире, бесполезны для малышей. Хуже того, они могут дать ложную информацию и нанести серьезный вред. Маленькие дети могут навредить себе и другим детям. Они могут, к примеру, выпрыгнуть из окна, разбивать какие-то предметы, могут драться с другими детьми, идентифицируя их с вымышленными персонажами, потому что в мультфильмах и телепередачах они постоянно видят подобные действия, но пока еще не осознают ни степени реальности, ни реальные последствия.

Богатство воображения в более старшем возрасте зависит от глубины и содержания чувственных впечатлений в первые годы жизни. Для формирования основы детям нужно очень многое. Но в первую очередь им нужно то, что символизирует абсолютную истину и может быть обнаружено на нашей планете в каком угодно месте – в Америке, Европе, Азии, Африке или Австралии, да хоть в Антарктиде. Им нужно понимать, из чего состоит Земля и что при любых обстоятельствах остается неизменным: песок – это песок, грязь – это грязь, растения – это растения; на всей планете действуют одинаковые законы, и все вещества обладают сходными свойствами. Да, действительно, в разных местах человеческие потребности удовлетворяются по-разному, но потребности фундаментальные – в одежде, крове и пище – абсолютно универсальны. Картинки, песенки и сказки, которые – внимание! – являются результатом фантазии взрослых, уже сформировавшихся людей, не несут в себе полезной для ребенка в возрасте до шести лет информации об окружающем мире.

Что бы там ни говорили скептики, альтернатива фантазиям есть. Уже само пребывание на природе, в естественной обстановке, дает маленьким детям полезнейший, основанный на реальности опыт. Младенец, которого вывезли в коляске на прогулку, просыпается и видит, как облака бегут по голубому небу, он слышит нежный шелест листвы, он ощущает на лице дуновение ветерка, чувствует запах коры, разогревшейся на жарком солнце. Однажды малыш поднимется и ощутит под босыми ногами прохладу зеленой травки. Эти ощущения не просто приятны – это основа нашего понимания собственной универсальности, даже осознания своей духовности – то есть, по сути, абстрактной концепции, но без которой – никак.

Младенцы начинают изучать мир еще до своего рождения. Конечно, у эмбриона нет никаких знаний, но со временем, созревая в утробе матери, плод начинает ощущать некие вкусы и звуки; он различает свет и тень; он ощущает, что его крохотное тело окружено жидкостью, которая сохраняет постоянство температуры; он сосет свой пальчик, он ощупывает собственное лицо – все это важный для него опыт. За девять месяцев у еще не родившегося человека накапливаются определенные знания, и рождение не становится для него абсолютным потрясением. В системе Монтессори совокупность полученных до рождения знаний называется «отправными точками». Самое главное (и важное) для ребенка заключается в том, что, появляясь на свет, он уже знает свою мать. Он узнает ее сердцебиение, ее голос, он знаком с ритмом ее движений.

После рождения ребенка нам не нужно думать о том, чтобы знакомить его со средой, в которую он попадает, – с образом нашего (и его) дома. Ребенок уже впитал все это – хорошо, пусть не впитал, но уже подготовлен к тому, что среда будет именно такой – на эмоциональном уровне. Для нас, взрослых, это означает, что сознательная подготовка к появлению ребенка должна проводиться до его рождения. И подготовка эта заключается не в том, чтобы перестроить или перекрасить дом, не в том, чтобы пригласить родственников и друзей по случаю дня рождения, а в том, чтобы помочь развитию новой личности в первые дни жизни. Вот на этом и нужно сосредоточить все свое внимание и все силы.

Что же мы можем дать новорожденному, чтобы он чувственно познавал мир и день ото дня развивал свою уникальную способность к самоформированию, к превращению в человека своего «времени, места и культуры»?

Для начала – обеспечим ребенку полноту визуальных впечатлений, предоставим возможности для фокусировки взгляда и развития зрения.

Мы уже говорили об устройстве спального места для ребенка на полу – на невысоком матрасе. Разовьем эту тему. С пола ребенок сможет увидеть гораздо больше, чем если будет спать в кроватке. Проверено, ребенок, бодрствующий на матрасе, получает визуальную карту своей комнаты еще до того, как начинает двигаться. Для создания визуальной карты нужно время. Повторяющийся опыт позволяет визуальным впечатлениям отпечататься в мозгу младенца. Благодаря этому опыту малыш пополняет и закрепляет необходимую визуальную информацию, которой будет пользоваться чуть позже. Накопленная информация поможет ребенку оценить расстояния между различными точками комнаты и связать эти точки со скоростью и временем перемещения до них. Таким образом, с самого начала, буквально с самых первых дней, ребенок закладывает чувственную основу будущих физических движений. Выбор спального места готовит ребенка к следующим этапам его развития; если выбор сделан правильно, младенческий разум впитывает новую информацию, поступающую от органов чувств, и перерабатывает ее. Ребенок постепенно осознает свои потребности и продолжает процесс обучения. И, знаете, он счастлив, потому что возможности для обучения (опять же при правильном выборе спального места) совпадают с его возрастными способностями.

Зеркало, которое мы предлагаем повесить напротив спального места, еще больше способствует поставленной задаче – подталкивать ребенка к саморазвитию. (Здесь надо сразу оговориться, что в первые недели после рождения зрения у младенца нечеткое, он видит только крупные предметы, да и то на небольшом расстоянии; фокусировать взгляд он научится примерно к четырем месяцам.) Зеркало показывает иной – отраженный образ комнаты. Ребенок видит в нем отражения других людей, которые входят в детскую, чтобы поиграть или поговорить с ним. Со временем он понимает (конечно, не только благодаря зеркалу, но и ему в том числе), что можно изучать другие лица, а не только лицо матери в момент кормления. Наконец, ребенок видит отражение самого себя и начинает связывать свои движения с движениями в зеркале; так он потихонечку начинает осознавать самого себя.

Старайтесь, чтобы во время бодрствования малыш как можно больше времени проводил на животике и пытался поднимать головку. Визуальные впечатления, связанные с зеркалом, способствуют такой практике.

Визуально изучать мир помогают и подвешенные над спальным местом ребенка мобили. Ребенок (напомним, пока еще испытывающий сложности с фокусировкой зрения) постепенно начинает следить за яркими объектами, следить за их движением, начинает распознавать цвет и объем.

Мобили лучше всего менять каждые две недели, чтобы они не наскучивали малышу и по-прежнему привлекали его внимание.

Самые первые мобили можно сделать самостоятельно, и меняться они должны в определенной последовательности.

• Сначала – плоские черно-белые геометрические фигуры, отражающие свет.

• Затем, через две недели, – три октаэдра из цветной фольги, желательно чистых основных цветов.

• Затем, еще через две недели, – пять пенопластовых шариков, обмотанных цветными нитками разных оттенков одного цвета и подвешенных на разной высоте: от самого темного к самому светлому.

• Затем, еще через две, – стилизованные фигурки из легкой цветной фольги, которые будут колыхаться от легкого движения воздуха.

• И, наконец, – стилизованные деревянные фигурки, окрашенные в пастельные цвета.

Необходимую визуальную информацию о мире младенец впитывает – «сосредоточиваясь и следя» (Монтессори) – за своими мобилями. Важно понимать, что мобили – это вовсе не случайный выбор и уж, конечно, не развлечение для ребенка. Мобили дают первое представление о мире форм и цветов. Новизна увлекает малыша не просто так, а как способ познания мира, но мы слишком часто забываем об этом и используем новизну, чтобы ребенок чем-то занялся и не отрывал нас от взрослых дел. Кому-то это покажется занудством, но мы все же считаем нужным повторить еще и еще раз: цель новизны – научить ребенка чему-то, чего он прежде не знал, чему-то, что поможет ему понять окружающий мир; это и есть ее основное предназначение. Взрослые слишком часто вообще не думают о том, чем занять ребенка, что ему предложить. Им кажется, что сойдет любой предмет, кроме опасных. Но если мы хотим создать оптимальную среду для развития ребенка, то прежде всего мы должны «включать голову» и думать о том, насколько наши действия соответствуют поставленной цели.

Мобили полезны лишь в первые месяцы жизни, и назначение в рамках этих месяцев у них разное. В первые недели они помогают развитию визуальных способностей – концентрации внимания и слежения. Когда этот этап пройден, ребенок готов к сложностям нового уровня. Теперь мобиль надо подвесить на такой высоте, чтобы ребенок мог достать до него и толкать фигурки руками. Постепенно он начинает понимать, что его движения влияют на мобиль, и он осознанно вступает в контакт с элементами мобиля. Эти усилия приводят к концентрации и способствуют установлению контроля над движениями рук.

На следующем этапе предметы надо подвешивать на эластичной тесьме, так как ребенок уже готов объединить визуальное изучение с изучением тактильным. Очень важно, чтобы предметы, подвешенные к мобилю, соответствовали этой цели. На наш взгляд, идеально подойдет деревянное кольцо диаметром около десяти сантиметров и толщиной примерно в сантиметр. Ребенок попытается ухватиться за него, и в один прекрасный момент ему это удастся, а потом он потянет кольцо в рот.

Важно! Предметы должны быть достаточно прочными, у них не должно быть острых или шероховатых граней, и они должны быть достаточно большими, чтобы ребенок случайно не проглотил их.

Время идет, ребенок продолжает совершать новые открытия. Для дальнейшего чувственного изучения мира ему нужны погремушки, которые и сменяют мобили. Манипулируя погремушками, малыш осознает, что то, что он держит в руках (осязательное ощущение), как-то связано с теми формами, которые он видит. Постепенно визуальные, осязательные и звуковые ощущения (мы говорим о погремушке, которая, напомним, гремит) связываются между собой. Ребенок самостоятельно приходит к выводу, что разные движения (например, быстрые и медленные, плавные и резкие) вызывают разные звуки: громкие и тихие, приятные и неприятные. Также ребенок ощущает разницу фактур и температур: например, металл может быть холодным, но если подержать его в руке, он нагревается, а дерево всегда теплое. Открытием становится и связь между размером и весом: предметы одинакового размера, но изготовленные из разных материалов могут иметь разный вес, и т. п.

Постепенно ребенок начинает осознавать возможности собственных рук – руки двигаются, руками можно ощупывать предметы разных форм, можно хватать разные предметы, можно удерживать или бросать их. Теперь ребенок не просто получает информацию посредством рук, но еще и учится использовать руки для осознанного манипулирования. Ребенок переходит на новый уровень развития сосредоточенности. Он уже готов приступить к исследованию бытовых предметов окружающей его среды.

Готов – но пока еще не может делать это самостоятельно, ведь он еще даже ползать не умеет.

А что, если помочь малышу? Дайте ему исследовать (подержать в руках, попробовать «на зубок» и т. д.) бытовые предметы, которые будут для него безопасны. Поскольку ребенок быстро привыкает к новым предметам, почаще меняйте их. Когда через несколько недель вы снова дадите ребенку знакомый предмет, он будет изучать его на новом уровне – его мозг ушел вперед и готов к получению новой информации. Вообще, это полезно – давать, спустя время, предметы, уже знакомые ребенку: он познает их более глубоко и полно. Повторение жизненно важно для развития сосредоточенности и приобретения истинных знаний на каждом этапе жизни ребенка – и младенчество не исключение. Именно в первые месяцы жизни закладывается основа для использования повторения в процессе обучения.

Вы можете предложить те же бытовые предметы для развития речи. Ваша задача проста – называть то, что вы даете малышу: «Это – ложка», «Это – лопатка», «Это – щеточка»… Частые упоминания – пища для впитывающего разума. Сознательно использовать язык мы, взрослые, начнем на более позднем этапе, когда знания и интерес ребенка к предметам углубляются.

Подготовиться к развитию речи и, забегая вперед, чувства порядка можно и еще одним способом – разделив предметы по категориям и разложив их по разным корзинам – в прямом смысле. Это поможет ребенку понять, что в нашем мире определенные предметы объединены в группы. В одну корзину можно сложить предметы, которым место в ванной. В другую – предметы из спальни. В третью – из кухни.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда ребенок покидает свое спальное место и начинает ползать по всему дому, начинает самостоятельно изучать все, что попадается ему на пути.

В этот период ребенку уже не нужно, чтобы мы, взрослые, сознательно давали ему те или иные предметы. Он самостоятельно обнаруживает то, что его интересует, – в каждой комнате найдется что-нибудь интересное. Вау, да тут все интересно!

Еще до наступления этого периода нам, родителям, очень важно продумать организацию своего дома, а точнее, любого места, куда, движимый страстью исследователя, доползет малыш. Вопросов – море: разумно ли это? разумно ли, что эта комната обустроена именно так, а не иначе? можно ли назвать обстановку комнаты упорядоченной и функциональной? а красивой? Мы ведь все хотим, чтобы ребенок открыл для себя красивую, упорядоченную среду и чтобы он, как говорится, с младых ногтей, впитал в себя этот порядок. Пока ребенок еще не научился ползать и ходить, у нас есть время изменить среду: найти место для всего и все разложить по местам. Зная, что потом ребенок переставит все с ног на голову, – ну и пусть.

Мы, взрослые, должны продумать все так, чтобы впоследствии было легко и просто убираться и наводить порядок. Проверьте каждый шкаф, каждый ящик и коробку. Убедитесь, что в доме нет предметов, опасных для маленького ребенка. Уберите все потенциально опасные предметы в недоступные для ребенка места. Дети в возрасте до шести лет пока еще не обладают здравым смыслом, присущим нам, взрослым, и они готовы изучать все, что попадает им в руки; эта способность пробуждается в них гораздо раньше, чем мы ее осознаем.

Наша очередная главная задача (сколько их еще будет!) – дать ребенку возможность исследовать упорядоченный мир дома, и при этом мы должны быть абсолютно уверены в полной безопасности. (См. также главу 5: От ползания к координации.)