Глава вторая. Добро пожаловать в мир, малыш!
На протяжении девяти месяцев среду, окружающую нерожденного ребенка, за нас обеспечивает природа. Мы никак не влияем на подготовку этой среды – только заботой о здоровье и благополучии матери. Но как только ребенок выходит из материнской утробы, мы сталкиваемся с задачей подготовки новой среды. И тут мы получаем возможность сознательно подготовиться к удовлетворению потребности младенца в самоформировании. Поскольку основными характеристиками, необходимыми для этого процесса, являются удержание внимания и воля, мы должны как можно быстрее сосредоточиться на их развитии. Первые недели жизни – это период важнейшего и стремительного развития. Мы не можем упускать это драгоценное время. Наша задача – обеспечить возможности для концентрации не просто в первые недели – в первые же дни жизни ребенка.
Представим себе спальню новорожденного. Что мы ожидаем увидеть в этой комнате? Кроватку, пеленальный столик, возможно, кресло-качалку для взрослого. То есть мы уже говорим: «Это место, где младенец не бодрствует». Как только ребенок просыпается, ему нужно находиться в таких местах квартиры или дома, где кипит жизнь. У детей практически нет возможности бодрствовать в собственной комнате или сосредоточить на чем-то свое внимание. А давайте обсудим, как сформировать среду, в которой младенец сможет проводить время в одиночестве, занятый собственными мыслями и делами – порой даже несколько часов.
Среда, способствующая сосредоточенности, заставит младенца оттачивать свои навыки. И нам нужно найти верный баланс между его проблемами и поддержкой со стороны. Сделать это можно, только поняв путь развития ребенка и пройдя по нему.
На первый взгляд комната для младенца, по Монтессори, кажется скромной и простой – особенно когда мы сравниваем ее с яркими детскими, которые встречаются повсеместно. Но в скромной детской есть атмосфера покоя – а это как раз то, чего не хватает в переполненных игрушками детских. Скромная детская не просто успокаивает – она прекрасна в своей простоте.
Недавно мы побывали в семье, где ожидают первого ребенка. Будущие родители только что закончили наши родительские курсы. Они приглашают нас в комнату малыша. Стены выкрашены в небесно-голубой цвет. На стенах нет никаких украшений, кроме пейзажной фотографии в рамке. Фотография висит рядом с креслом-качалкой – ребенок будет видеть ее, когда мама положит его на плечо и похлопает по спинке, чтобы помочь отрыгнуть после кормления. Большое окно обеспечивает естественное освещение. Потолок светлый, теплого оттенка. В углу комнаты лежит большой футон (напольный матрас) размером с двуспальную кровать. Жесткие кремовые подушки отгораживают его от стен. Футон застелен чистой, гладкой простыней. На нем стоит «корзинка Моисея» (такую переносную корзину продают в детских магазинах, можно также заказать ее через Интернет) – в ней ребенок проведет свои первые ночи. На одной стене возле футона висит зеркало, мы также видим крюк для подвешивания мобилей – подвижных фигурок. На низкой деревянной полке стоит небольшая корзинка и лежит маленькая серебряная погремушка. Поскольку сейчас зима, в комнате есть специальный обогреватель, безопасный для маленьких детей. Обогреватель поддерживает желательную температуру. Деревянный пол за пределами футона покрыт яркими ковриками-половичками.
Та зона, где находится кресло-качалка, предназначена для ухода за ребенком. Здесь – подставка для ног и небольшой столик, на котором лежат салфетки, стоят небольшие часы и стакан с водой для матери. Другая зона предназначается для переодевания ребенка. Небольшой деревянный комод высотой примерно метр служит также пеленальным столиком. Для столика родители запасли дюжину специальных белых прорезиненных фланелевых покрывал – мать нашла их в магазине тканей и обрезала так, чтобы ими было удобно покрывать поверхность. Рядом с комодом – простая корзинка для использованных подгузников. Крышка корзинки открывается и закрывается с помощью педали. Вторая небольшая корзина предназначена для салфеток и испачканных покрывал.
В комоде аккуратно сложены маленькие хлопковые салфетки, стоит миска, где можно замачивать эти салфетки в теплой воде, лежит стопка тканевых подгузников и масса средств для ухода за новорожденным (оливковое масло, вазелин, не содержащий нефти, присыпка без талька). В трех ящичках справа сложена одежда, а слева, в ящике побольше, стоит корзинка для грязного детского белья в стирку. На стене над комодом висит прямоугольный тканевый держатель с кармашками. В кармашках разместились разные полезные предметы: термометр, ватные шарики, ножницы для ногтей, щетка для волос и т. п.
В комнате минимум мебели, но при этом предусмотрены четыре зоны, необходимые ребенку:
• зона для сна,
• зона для переодевания,
• зона для кормления и ухода,
• зона для деятельности.
Почти все, что находится в детской, отличается малой высотой. Каждый предмет можно будет приспособить под изменившиеся потребности ребенка. Полка достаточно прочная и надежно закрепленная – ребенок сможет опереться на нее, когда будет учиться ходить. Кроме того, там можно сложить его игрушки. В комод ребенок сможет убирать свою одежду, когда подрастет и начнет одеваться самостоятельно.
Разумно организованная среда предоставляет ребенку пространство и для того, чтобы полежать, и для активной деятельности. Даже новорожденный ребенок в такой среде сможет переворачиваться и перемещаться на небольшие расстояния. Когда ребенок лежит на спине, он может сосредоточиваться над подвешенным над местом его сна мобилем и следить за медленным движением симпатичных фигурок. Когда ребенок лежит на животе, он может поднимать голову и смотреть на свое отражение в зеркале, специально для этой цели повешенном над футоном. Стараясь поднимать головку, ребенок будет тренировать мышцы, держать голову все дольше и дольше. Очень скоро он сможет охватить взором всю комнату. Лежа на животе, малыш будет работать ногами и развивать мышцы рук, постоянно отталкиваясь от матраса. И в один прекрасный день он подтянет колени и поползет по комнате за чем-то, что покажется ему привлекательным.
Позанимавшись на родительских курсах, наши родители не забудут дать своему малышу погремушку, а затем другую. Погремушки научат ребенка хвататься за предметы, а кроме того, станут материалом для исследований и открытий. Когда малышу исполнится три месяца, мобиль опустят, чтобы он мог до него дотянуться и ухватиться. Он будет пытаться снова и снова – и в конце концов ухватится за заветную цель. Со временем хватка станет более крепкой. Ребенок начнет удерживать предметы и тянуть их в рот для изучения. Когда он подрастет и научится сидеть, родители дадут ему деревянную коробку с отверстием для мячика (мячик должен быть достаточно большим, чтобы малыш его не проглотил). Это научит ребенка не просто помещать мячик в коробку через отверстие, но и позволит развить интеллект путем удержания внимания.
Для развития интеллекта младенцу нужны задачи требуемого уровня сложности – не слишком простые, но и не слишком сложные. Известный американский психолог 1950-х годов Дж. Маквикер Хант назвал эту ситуацию «проблемой совпадения». Он высоко ценил Монтессори, которая сумела найти уникальное решение этой дилеммы. Сосредоточенность, которая развивается в ребенке благодаря «совпадению» с окружающей средой, Монтессори сделала краеугольным камнем своей образовательной теории. В среде Монтессори дети, вне зависимости от возраста, сосредоточиваются глубоко и интенсивно, поскольку каждый материал обеспечивает повышение уровня сложности – таким образом, ребенок всегда находит задачу, соответствующую его потребностям.
Когда те, кто приходит в школы Монтессори, видят, как увлеченно дети взаимодействуют со средой, они начинали испытывать нечто вроде благоговения, и школы Монтессори приобретают в их глазах некую духовность. В самом деле, способность человека замереть, сосредоточив внимание на окружающей среде, является самым духовным его качеством. Мы вошли в этот мир, как некий новый вид. Мы сотворены из праха, как все остальные, но сумели превратить этот прах в иное существо – и каждый из нас неповторим. Человека делают не гены и не ДНК. Наша судьба – всю жизнь строить собственную личность через обучение и опыт. Если вы сомневаетесь в этом, посетите класс Монтессори для детей в возрасте от восемнадцати месяцев до трех лет и посмотрите, как сосредоточены и поглощены дети окружающей средой. Они изо всех сил работают над собой, чтобы превратиться в полноценных людей, способных к независимости, координации своих движений и действий, речи и обладающих волей.
Создавая среду, способствующую концентрации, очень важно помнить, что если ребенок, кроме своего занятия, заметит что-то еще, концентрация будет нарушена. Аплодируя, хваля, целуя или еще как-то поощряя ребенка, взрослый отвлекает его внимание на себя. И хотя он действует из самых лучших побуждений, он нарушает сосредоточенность ребенка. Избыток подобных действий переключает внимание ребенка, а в таком состоянии очень трудно сосредоточиться на выполняемой задаче – причем в любом возрасте. Чтобы понять это, достаточно вспомнить те проблемы, с которыми часто сталкиваются спортсмены или ораторы. Стоит сосредоточиться на зрителях или слушателях, и легкость исчезает. Когда ребенок глубоко и конструктивно сосредоточен на каком-то деле, очень важно не отвлекать его внимания. Пусть он занимается своим делом, а вы занимайтесь своим.
Таким образом, мы с вами пришли к тому, что ребенку необходима среда, которая обеспечивала бы ему достаточный уровень сложности и поддержки. В такой среде ребенок сможет заниматься чем-либо самостоятельно, не привлекая к своей деятельности взрослого. Создавая среду детской, вы должны сначала выделить место для сна, поскольку это место будет определять, чем ребенок сможет заняться, проснувшись. Кроватка, в которой обычно спит малыш, – не самое вдохновляющее для него место. А чем же можно ее заменить? Лучше всего, чтобы с того места, где он спит, ребенок мог видеть всю комнату, поэтому низкий матрас, как в примере выше, подходит идеально. Зеркало на стене рядом с ним – вот еще один способ осматривать комнату. Мобиль, подвешенный примерно в четверти метра над ребенком, заинтересует его в первые месяцы жизни. Не забывайте только менять подвесные предметы по мере того, как ребенок начнет к ним привыкать.
Возможность перемещения по всей комнате открывает для ребенка новый, интересный мир. Вдумчиво подобранные материалы, способствующие постепенному развитию ребенка и постоянно доступные для него, гарантируют заинтересованность в любой момент времени. И, наконец, мы должны позволять ребенку спокойно проводить время в своей комнате, не отвлекая его без нужды. Мария Монтессори создала именно такую детскую комнату, элегантную в своей простоте, недорогую и с легкостью трансформирующуюся с учетом развития потребностей младенца.
Мы вкратце описали, как реальная супружеская пара использовала эти принципы в собственном доме. Давайте же теперь повторим основные принципы четырех основных зон – зоны сна, зоны переодевания, зоны кормления и зоны деятельности. И тогда вы решите, как наилучшим образом использовать их для собственного ребенка.
Постель ребенка должна быть большой и располагаться на полу. Лучше всего использовать двуспальный матрас высотой сантиметров десять[5]. Даже самый маленький ребенок, получив возможность неограниченного движения, очень скоро попытается преодолеть расстояние, отталкиваясь и подтягиваясь. Добравшись до края матраса, он обычно инстинктивно откатывается назад. Однако, поскольку высота матраса составляет всего десять сантиметров, нет ничего страшного в том, если он с него свалится. Рекомендуем скатать несколько полотенец или шерстяных одеял и положить их у краев матраса, чтобы ребенку было легче скатываться на пол.
Для сна используйте только простыню. Накрыть ребенка можно небольшим одеялом, как в кроватке или коляске. Поверх простыни положите пеленку, чтобы простыню не приходилось слишком часто менять и стирать. Заправлять одеяло в пододеяльник не нужно.
Постель должна располагаться в углу комнаты, чтобы открытыми оставались только две стороны – это ограничивает возможность оказаться на полу. Вдоль стены положите скатанное одеяло или плотные подушки, как это сделали наши ученики. Еще одна наша ученица рассказывала, что, когда ее ребенку было от четырех до шести месяцев и он очень активно двигался, она стелила возле матраса, на котором он спал, мягкий ковер. Падая на пол, ребенок не ударялся, хотя и ощущал перемещение на пол. Так он усвоил границы своей постели естественным и безопасным способом.
Кроватки, которые сегодня широко используются, по задумке должны были обеспечивать безопасность детей. Предполагалось, что они исключают возможность падения и ограждают от всякого рода бытовых опасностей. Но на самом деле современные кроватки опасны. Дети, которые уже научились стоять, пытаются перебраться через бортики и, разумеется, падают – чаще всего головой вниз. В такой ситуации случаются очень серьезные травмы позвоночника или сотрясение мозга. Кроме того, подросшим детям трудно дается переход к нормальной постели. Они привыкают спать в кроватке и начинают сопротивляться переменам, особенно если перемены эти совпадают с необходимостью уступить кроватку младшему брату или сестре. У малыша нет опыта сна вне замкнутого пространства, и падения на пол становятся для него серьезной проблемой. Когда же ребенок начинает жизнь на невысоком матрасе-футоне, переход можно осуществить постепенно, от трех до пяти лет, увеличивая высоту матраса, а затем и ножек кровати раз в три-четыре месяца. После пяти лет ребенок может спать на нормальной взрослой кровати.
Поскольку ребенок спит на полу, комнату следует организовать с учетом требований безопасности. Сделать это нужно с самого начала, а лучше всего еще до рождения малыша, чтобы впоследствии не потребовалось серьезных изменений. Дверь должна надежно закрываться. Следует подумать и о безопасности на лестнице, если у вас свой дом. Такая мера поможет родителям спать спокойно – они будут уверены, что ребенок не выберется из комнаты самостоятельно. Позволим себе реплику: ваш малыш будет спать на матрасе, и вы тем самым предоставляете ему свободу; от вас в этом случае требуется одно – обеспечить ему безопасность. А вот если бы он спал в кроватке, вы бы его свободу ограничили, и вовсе не факт, что тем самым избавили бы от разного рода угроз.
Тщательно изучите всю детскую комнату. Закройте все электрические розетки. Если в комнате есть лампа, провод должен проходить между столом и стеной, чтобы ребенок не мог сдернуть лампу со стола или дотянуться до розетки. Окна должны располагаться на безопасной высоте, в противном случае всегда проверяйте, закрыты ли они, или установите решетки. На полу не должны валяться мелкие предметы. Ежедневно проводите влажную уборку. При должном подходе в детской создается самая безопасная среда для ребенка.
Зеркало. В нашем примере родители использовали большое квадратное зеркало, изготовленное из толстого небьющегося стекла. Его повесили достаточно низко, чтобы ребенок мог видеть себя, когда научится поднимать головку. А пока этого не произошло, зеркало будет расширять горизонты малыша, позволяя видеть всю комнату даже из положения лежа.
Крюк для подвешивания мобилей можно закрепить на потолке, но можно и на стене. Мобили необходимы для удержания внимания ребенка. Меняйте их, чтобы они ему не надоели.
В комоде можно держать детскую одежду, подгузники и другие предметы ухода. Поверхность комода в первые месяцы будет служить пеленальным столиком.
Шкафчик. В шкафчик положите то, что понадобится ребенку в более поздний период, когда он немного подрастет. Очень удобны корзинки для хранения погремушек, тканевых мячиков, а затем и других развивающих игрушек, соответствующих возрасту ребенка.
Важно, чтобы комод и шкафчик были, во-первых, закреплены, а во-вторых, достаточно высоки, чтобы ребенок не мог забраться под них, когда со временем начнет самостоятельно обследовать свою комнату.
Задача родителей не ограничивается подготовкой безопасной среды – это всего лишь условие существования ребенка. Гораздо более важная задача – с первых дней жизни научить его сосредоточивать внимание. А для этого нужно следовать несколькими принципам. Прежде всего станьте наблюдателями субъективного, а не объективного опыта своего малыша. Другими словами, наблюдая за тем, как ребенок занимается чем-то, попробуйте понять, что он чувствует. Некоторые действия удаются детям очень хорошо, но в то же время вызывают скуку. Типичный пример – ребенок старшего возраста готовится к экзамену и сдает его на «отлично», но сам процесс ему не нравится. Действия сами по себе не всегда говорят нам о субъективном опыте ребенка. И если взрослый ребенок может сказать: «Мне это скучно», то, наблюдая за малышом, важно быть очень внимательным и прислушиваться к голосу интуиции. Только так вы научитесь распознавать глубокую концентрацию (которая возникает тогда, когда ребенку интересно) и отличать ее от бездумной игры. Когда полуторагодовалый малыш катает машинку по ковру, приговаривая «рры, рры», его деятельность случайна и не имеет смысла. Конечно, нет ничего плохого в том, что он играет именно так, но в этом возрасте нужно поощрять сосредоточение внимания на определенных аспектах реальности, которые подтолкнут его к обучению.
Внимательно следите за ребенком, чтобы не пропустить моменты интереса с его стороны, то есть моменты сосредоточенного внимания. Трехлетний малыш может увлеченно откручивать и закручивать крышечку флакончика с лаком. Сама кисточка и лак его не интересуют (к счастью), а вот заниматься с крышечкой он может бесконечно. Для него откручивание и закручивание крышечки является целенаправленной деятельностью, в процессе которой он сосредоточивается на работе рук, оттачивает движения запястья и пальцев и осознает устройство механизма крышечки. То есть это – осмысленная деятельность. Взрослые должны распознавать целенаправленную, осмысленную деятельность детей в каждый конкретный момент времени и отличать ее от деятельности бессмысленной. И для этого им нужно развивать в себе скрытые способности к наблюдению.
Чтобы лучше понять, что испытывает ребенок в моменты наибольшей концентрации, попробуйте вспомнить собственный опыт полной, абсолютной поглощенности каким-либо занятием. Возможно, в этом вам помогут книги американского психолога Михая Чиксентмихайи[6]. Такую поглощенность он называет «потоком», а Монтессори называла соответствующий детский опыт «работой ребенка». Она считала, что в процессе этого опыта («работы») дети занимаются самоформированием. В моменты полной поглощенности человек – взрослый или ребенок – целиком сосредоточен на развитии своего навыка. Подобная деятельность самодостаточна, она несет награду в самой себе, и нам не нужны оценки извне, деньги или признание. Она захватывает нас целиком, и мотивация к тому, чтобы заниматься именно тем, что вызывает у нас интерес, сохраняется, несмотря на все неудачи и промахи. Мы проявляем настойчивость и стремимся к совершенству. Ощущение потока хорошо знакомо художникам и спортсменам, известно оно и ученым, и поэтам, и инженерам, и учителям, и ученикам (когда они действительно увлечены).
Глубокая сосредоточенность естественна для человека. Важно и то, что она ведет к расслаблению и удовлетворению. Монтессори писала, что после сосредоточенных занятий дети становятся спокойными и счастливыми. И даже, как ни странно, они чувствуют себя отдохнувшими и демонстрируют такую щедрость духа, какой от них не ожидали прежде.
Чтобы разобраться, что помогает людям сохранять ощущение потока, Чиксентмихайи проанализировал деятельность творческих, увлеченных своей работой людей. Как оказалось, эта деятельность, чем бы они ни занимались, отличалась определенной психологической направленностью. В своем мышлении они постоянно переходили от интуиции к рациональности и обратно. Никто из них не задерживался в каком-то одном состоянии – их мышлению была свойственна переменчивость, своеобразная игривость.
Чтобы такое же игривое чередование сумели развить в себе дети, тем более дети маленькие, им необходимы условия и поддержка. Мы уже обсудили компоненты среды, которую необходимо создать в детской. Поддержка же проистекает из эмоциональной атмосферы дома. Позитивное настроение в семье освобождает детей от отвлекающих факторов и стрессов. Если же атмосфера в доме негативная, это говорит о том, что родители не обеспечивают детям поддержки, жизненно необходимой для развития способности к глубокой сосредоточенности, к потоку. Ваша задача – создать в доме такую атмосферу, в которой будут присутствовать радость и легкость. И в этом родители должны стать для своих детей образцом для подражания. Они должны как можно чаще создавать ощущение потока в собственной жизни. Им нужно обеспечить баланс между чрезмерной расслабленностью (полным отсутствием концентрации на проблемах собственных детей) и излишней серьезностью, сосредоточенностью на проблемах воспитания. Если дети в возрасте до трех лет много времени проводят вне дома, то такую позитивную эмоциональную атмосферу для них должны создать те взрослые, которые заботятся о них (например, воспитатели в детском саду).
Разбирая ощущение потока, мы с вами должны изучить и еще один элемент – влияние физических «запретов» и повторений на развитие концентрации. Мария Монтессори дает нам исключительно практический совет: если хотите добиться концентрации, вовлекайте в процесс обучения не только разум (мозг), но и тело (руку). Одновременно «делая и думая», ребенок постепенно развивает в себе способность к запрету тех движений, которые не способствуют выполнению поставленной задачи. Стимулируя повторение, Монтессори помогала детям координировать движения, необходимые для выполнения задачи, пока движения не становились автоматическими. Речь идет не просто о повторяющихся и однообразных движениях пальцев – в процессе повторения ребенок сам избавлялся от нежелательных движений. Благодаря развитию науки теперь мы знаем то, о чем Монтессори лишь догадывалась на основе своих наблюдений: устраняя определенные неврологические препоны посредством их подавления и укрепляя желательные посредством повторения, ребенок повышает эффективность собственной мозговой деятельности.
Сегодня проблемы, связанные с вниманием, испытывают гораздо больше детей, чем прежде. С чем же это связано? Генетика наша не изменилась, методика преподавания в школах тоже. Получается, что единственной причиной является образ жизни детей? Можно предположить, что для детей более старшего возраста проблема связана с обилием отвлекающих факторов окружающей среды, но если копнуть глубже, дело в другом – просто дети не смогли выработать в себе способность к концентрации в раннем детстве, еще до школы. По Монтессори, «чувствительный период» развития длится с рождения до шести лет, и именно в этот период развивается внимание – ребенок сам должен развить в себе способность к концентрации (родители только помогают ему). Если же эта способность останется недоразвитой (как и речь, которая также формируется в «чувствительный период»), то не сохранится ли этот недостаток на всю жизнь?
Глубокая сосредоточенность ставит преграду внешним отвлекающим факторам, защищая ребенка от излишней стимуляции со стороны окружающей среды. В состоянии сосредоточенного внимания наш ум и наше тело объединяются. Для зрелого разума взрослого абстрактное обучение привычно. Мы можем учиться, просто слушая, то есть просто подключая свой ум. Но с маленькими детьми все по-другому. Регулярные занятия, обращенные исключительно к мозговой деятельности, не развивают в ребенке способность к концентрации. Ребенок находится в процессе самоформирования. Хотя дети к шести годам уже начинают потихонечку мыслить абстрактно, они делают только первые шаги в этом направлении. Монтессори совершенно справедливо утверждала, что маленьким детям легче всего усваивать новое – и развивать мыслительную способность, – когда это новое им дают потрогать и пощупать, то есть когда их разум и тело объединены. Она заметила, что лишь ближе к окончанию начальной школы дети постепенно (и каждый в свое время) приходят к абстрактным умозаключениям. Сначала, прежде чем сделать какой-то абстрактный вывод, они по возможности проверяют сами себя, обращаясь к конкретным материалам, и лишь со временем полностью отказываются от них. И что в итоге? Интенсивная сосредоточенность тех, кто воспитывался по системе Монтессори, способных обучаться чему-то в течение трех часов без перерывов в возрасте двенадцати-четырнадцати лет, всегда поражала взрослых.
Вернемся, однако, к младенцам. Задача родителей – создать такую домашнюю среду, которая помогала бы развитию сосредоточенности с самого рождения. Такая среда будет полезна не только ребенку – она будет способствовать ощущению потока всеми членами семьи. Родители должны проявлять гибкость и открытость мышления и в то же время следить за тем, чтобы в созданной ими среде поддержка сочеталась с контролем. Сохранять позитивный настрой в семейной жизни – чрезвычайно важно, но и этого недостаточно. Чтобы ребенок научился концентрировать внимание, чтобы он вырос самодостаточной личностью, вы не должны ни чрезмерно баловать своих детей, ни ставить перед ними излишне строгие ограничения. Вседозволенность отрезает ребенка от проблем, нуждающихся в решении. Излишние ограничения тормозят активность и лишают ребенка возможности учиться самоконтролю[7].
Исследования показали, что, когда родители чрезмерно жестки и целиком сосредоточены на цели, возникает дисбаланс между проблемой и поддержкой: поддержка слишком слаба, проблема слишком сложна. В такой обстановке родители и дети достигают многого, но не испытывают от своих достижений радости. Если же в доме даже при незначительных проблемах поддержка слишком сильна, в детях не развивается ответственность. Они не проявляют должной сосредоточенности, они импульсивны в своих поступках. И хотя может показаться, что они вполне счастливы, при более тесном знакомстве с ними оказывается, что они, наоборот, несчастны и раздражительны. У них нет целей, и в них не развита способность контроля собственной воли. Но тяжелее всего приходится детям, которые растут в обстановке слабой поддержки и незначительных проблем. В таких семьях потребность детей в развитии концентрации внимания полностью игнорируется. Неудивительно, что внимание таких детей чаще всего характеризуют термином «хаотическое»[8].
Для того чтобы ребенок развил в себе способность к концентрации внимания, нужно, чтобы родители поддерживали его и обеспечивали ему безопасную среду. Детям нужны проблемы, но будет лучше, если эти проблемы они попробуют решить в позитивной и безопасной среде. Такая среда позволит им направить свою энергию на собственное развитие, а не на физическое и эмоциональное выживание. Детство закладывает основы личности человека, его реакции на жизнь. Хотя человек развивается в течение всей жизни и должен проявлять гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам, развитие сосредоточенности в младенчестве – это и есть краеугольный камень его будущего самоформирования.