Хм… Конечно, я всё понимаю, многие из Вас, кто прочитает монолог сочтет меня циничным, толстокожим, ужимистым и припишет кучу различных ярлыков, штампов и прочей дребедени – как и заведено в наш быстроразвивающийся двадцать первый век.
Ни в коем случае не претендую на человека истины в последней инстанции, для этого у нас есть другие людишки, но камень в свой огород кидать не позволю. Ни толстокожий, ни жадный я…нет, просто есть вещи, которые в последнее время поперек горла стоят. И далее идет исключительно моя субъективная оценка и взгляд на происходящее.
Утро. Час пик. Ты спускаешься в переполненный, различного сорта людьми, торопившихся успеть к началу рабочего дня, вестибюль метро. Кто-то тебе на ногу успеет наступить, кто-то непременно толкнет плечом, а в самом вагоне какой-нибудь горе-путешественник или клерк, обязательно сочтет нужным тыкнуть тебе под нос своим грязным, полным различными предметами, рюкзаком на спине. И вот, уже изрядно понервничав, делаешь, казалось бы, последний рывок – осуществляешь пересадку на нужную ветку и среди лиц, предлагающих купить дипломы, различные забавы для себя и детей натыкаешься на попрошайку, нищего, «попавшего в беду» – как угодно можно называть, результат один – он будет давить на жалость и просить «помочь, хоть чем-нибудь».
Но жалость отчего-то не выбивается! Даже наоборот!
Стоит исхудавшая цыганка, рядом с ней толпится пара детей-цыган, не считая грудного ребенка, который почему-то молчит постоянно, вокруг духота, шум, цоканье каблуков, а он молчит, завернутый в вонючие простыни. Единственное, что просыпается в таком случае, это желание спасти ребенка, если там есть кого ещё спасать, конечно. И вот они все жалостливым взглядом пронизывают тебя, требуя им помочь. Не хочу – насмотрелся.
Есть и другая крайность – здоровый, высокий парень с весьма опущенной головой и тусклым взглядом, но в достаточно чистой одежде, впереди выставляет чемодан и табличку: «Украли всё. Помогите на билет, пожалуйста». Вопрос только как же он, миленький в метро, попал? Договорился с контролерами, чтобы впустили, надавил на жалость? Тогда почему нельзя договориться с проводниками поезда? Там не равнодушные люди работают! Или попросить позвонить домой прохожего? Номер телефона можно не помнить, но есть интернет, социальные сети, полицейские. Выход есть! Главное-желание. Но у парня большое желание в метро постоять подзаработать, глядишь и найдутся менее циничные люди, чем я. И нашлись, поделюсь без лукавства, подошла на вид, успешная женщина сорока пяти лет и всучила ему зеленую купюру – 1000 рублей, должно хватить хоть на хлебушек.
Вообще, ситуации, когда молодые люди стоят в метро и просят денег на билет – не редкость. Мода такая что ли? Конечно, большая часть – это девушки. И в большинстве случаев у них крадут документы и деньги – уехать не могут. Однажды, когда ещё не был пропитан городским цинизмом, я решился одной из таких девушек помочь. Дело происходило в подземном пешеходном переходе, который выводил на один из многочисленных московских вокзалов. Стоит девушка, полновата, с мокрыми глазами и держит перед собой табличку "Помогите уехать, меня обокрали!" Я подошел к ней вплотную и заговорил – мне хотелось выяснить при каких обстоятельствах её всю обчистили, куда ей ехать и сколько стоит билет. И что же получил в ответ? Испуганное лицо собеседницы, словно она встретила одного из героев фильма ужасов, начала мычать и выдавливать из себя отрывистые слова. Из них я не понял ничего! Развернулся, недовольно фыркнул и отправился дальше. Нынче помощь такая не в чести!
Россия богата на таланты. Кто-то отлично рисует, кто-то сочиняет стихи – у всех разные виды творчества. Но кушать хочется всем. Музыканты нашли отличный способ заработка – играть в электричках, в метро, в пешеходных переходах. Кто где! Как правило, собственным творчеством нас уличные музыканты нечасто балуют. Это в основном мировые баллады, легендарные хиты, песни с душераздирающим содержанием (в основном этим промышляют цыгане, исполняющие тонким, противным голосом песни на расстроенной гармошке, смысл которых сводится к тому, что они сироты, никто их в этом мире не любит). К данным исполнителям можно относится по-разному: любить, игнорировать, ненавидеть. Себя отношу ко вторым и дико раздражаюсь, когда ко мне, словно на сладкое, начинают слетаться люди, просящие помочь музыкантам финансово в развитии. А кто мне поможет? В конце концов, я не заказывал оркестр, не просил сыграть мне любимую мелодию. Если мне надо послушать классную музыку – пойду на концерт. А здесь, извините, никто не требовал и не звал. Поэтому игнорирование.
«Сила в правде» – таков был основной девиз главного героя фильма Алексея Балабанова «Брат». Я подписываюсь. Мне импонируют люди, которые не скрывают своих намерений. Они так и пишут: «Не хватает на бухло», «Старость пришла, а деньги нет и выпить хочется» «На чекушку только». И уже ты понимаешь, на что даешь деньги человеку и стоит их ли давать вообще? Ведь может случиться так, что за твои сто рублей он сходит и возьмет бутылку. И она может оказаться для него фатальной. Твоя вина тоже в этом будет. А вообще таких людей жаль, но это болезнь, которую надо лечить, как и сотни других.
Вот и подобрался к теме болезней. Стоит снова вернуться в метро и не только, да рассказать про ещё один вид попрошаек, которых всё-таки, к сожалению, подавляющее большинство. Пробирающие до мурашек таблички, наподобие таких как: «Умирает сын, помогите», «Помогите спасти мать», «Не хватает на операцию дочери» и прикладывают к табличкам фотографии онкологических больных детей, родителей… а безногие попрошайки, в военной форме, заглядывающие из вагона в вагон или «мать с ребенком» с диагнозом детским церебральным параличом или с каким-либо другим «страшным» диагнозом? ЧП в такой могучей стране! Люди, казалось бы, должны броситься искать средства, чтобы помочь, но мало кто торопиться. И здесь проблему надо искать не столько в людях, сколько во власти. Жители огромнейшей страны, победившие фашизм, вроде как должны жить достойно, с высоким уровнем жизни, достатком, но властолюбцы довели население до такой степени, что у подавляющего числа людей уровень жизни за чертой бедности. Нищие! А у жителей крупных городов, такое количество проблем и стрессов, что им не до чужого горя, проблем, состраданий. Надо со своими разбираться. От того и не трогает. Ни меня, ни, как показывают мои собственные наблюдения, окружающих. Как бы раздирающе не было сказано, написано. Хотя, пожалуй, лгу. Трогает, но небольшой процент, а может и большой? Может я заблуждаюсь? Иначе было бы всё по-другому…
Ни в метро, ни в электричках, ни на городских улицах нищих меньше не становится! Значит, это эффективно? Значит, это я, как многим уже, наверное, показалось, толстокож и жаден? Камень кидать в свой огород не позволю. А что, если нас с вами обманывают? У меня нет доказательств, только сторонние разговоры, слухи, статьи из СМИ, о том, что попрошайничество – это хороший, с высокой прибылью, бизнес! С каждым днем, с каждым новым нищим в метро, я в этом убеждаюсь. Циничны не мы, циничен мир. И если мокрые глаза, потускневший взгляд, душераздирающая надпись приносит большие деньги, то почему бы не зарабатывать на жизнь? Моральная сторона – это второстепенно. Там на верху рассудят кого куда.
Хм… Порой странное чувство одолевает, когда мимо тебя с дрожащей рукой проходит «нуждающийся», а ты берешь и отворачиваешь голову. То после, когда он пройдет, ты задумываешься, а что, если ему, и правда, нужно? И пытаешься найти в кармане какую-то мелочь, а потом передумываешь опять… Сердобольных много, а мне позвольте остаться кем я есть. Я лучше помогу своему другу, ближнему, знакомому, в конце концов, а на всех меня не хватит. И не стремлюсь…