Вы здесь

Мониторинг дополнительного профессионального образования в России. 1. Включенность населения в систему дополнительного профессионального образования (по материалам массового опроса «Евробарометр») (Е. М. Авраамова, 2016)

1. Включенность населения в систему дополнительного профессионального образования (по материалам массового опроса «Евробарометр»)

1.1. Масштабы включенности работающего населения в систему дополнительного профессионального образования

По данным исследования «Евробарометр», по состоянию на апрель 2015 г. 45 % работающего населения России за предыдущие пять лет так или иначе получали дополнительное профессиональное образование. Пол в данном вопросе практически не имеет значения, чего не скажешь о возрасте. Чаще заботятся о повышении уровня своего образования люди до 35 лет, в двух младших возрастных когортах таких наблюдается около половины (рис. 1). С увеличением возраста данный показатель уменьшается, и в самой старшей возрастной когорте меньше трети ее представителей повышали свой профессиональный уровень за предыдущие пять лет.


Рис. 1. Доля включенных в систему ДПО россиян различного возраста, 2015 г., % от работающего населения


В значительной степени на включенность населения в процесс получения дополнительного образования влияет уровень уже имеющегося образования. Как показано на рис. 2, около 60 % тех, чей уровень образования превышает среднее специальное, в предыдущие пять лет были включены в систему дополнительного образования. Среди имеющих только среднее специальное образование таких насчитывается уже треть. И лишь 9-15 % тех, чье образование не превышает средней школы, повышали за последние пять лет уровень своего образования.


Рис. 2. Доля включенных в систему ДПО среди россиян с различным уровнем образования, 2015 г., % от работающего населения


Надо отметить, что размер и тип поселения в меньшей степени, чем уровень образования, влияют на включенность россиян в систему дополнительного образования. Так, даже в сельских поселениях свыше трети работающего населения за последние пять лет повышали свой профессиональный уровень. В городах, особенно административных центрах субъектов Российской Федерации, включая Москву, данный показатель самый высокий – около 50 % (рис. 3). Тем не менее разрыв между Москвой и селами по доле получавших ДПО не очень велик и составляет всего 14,5 % – это намного меньше, чем разрыв в 55,1 % между полярными по уровню их образования группами. Таким образом, для активности в сфере ДПО сейчас не так важно, где живет человек, как то, каков его исходный образовательный уровень.


Рис. 3. Доля включенных в систему ДПО среди россиян в различных типах поселений, 2015 г., % от работающего населения


Профессиональный статус человека, от которого зависит востребованность повышения квалификации, также влияет на включенность работников в систему дополнительного образования (рис. 4). Значимость этого влияния, впрочем, меньше, чем для такого фактора, как образование, хотя и больше, чем для места жительства.


Рис. 4. Доля включенных в систему ДПО среди россиян из разных профессиональных групп, 2015 г., % от работающего населения


Наиболее часто за последние пять лет совершенствовали свое образование руководители и профессионалы (50 % и более), причем специалисты в бюджетной сфере (например, врачи и педагоги) делали это на 7 % чаще, чем остальные специалисты. Такая разница между специалистами бюджетной и небюджетной сфер объясняется тем, что первые в отличие от вторых обязаны периодически подтверждать свою квалификацию и проходить обучение (например, врачи раз в пять лет проходят сертификацию, включающую обучение). Сравнительно реже получали дополнительное образование бизнесмены и самозанятые, хотя и среди них соответствующий показатель превышал 45 %. Чуть более 40 % работников силовых структур (военнослужащие, работники правоохранительных органов) и рядовых офисных сотрудников также проходили дополнительное обучение в течение предыдущих пяти лет. В наименьшей степени были включены в этот процесс рабочие, среди которых рассматриваемый показатель составляет только 25,3 %.

Таким образом, чаще всего в систему дополнительного образования включена городская молодежь до 35 лет, имеющая образование не ниже неполного высшего и проживающая в крупных городах, включая административные центры и столицу. Как следствие, наибольшее распространение дополнительное образование имеет среди руководителей и специалистов, и особенно в бюджетной сфере, поскольку учителя и врачи обязаны периодически проходить обучение и подтверждать свою квалификацию. Такие же тенденции наблюдались и в 2014 г. Однако отсутствие динамики в этой области не означает, что кризис не сказался на включенности работающего населения страны в систему дополнительного образования. Поскольку рассматривается период последних пяти лет, то при такой постановке вопроса эффект от влияния кризиса в этой области, скорее всего, можно будет оценить в более поздних волнах мониторинга.

1.2. Формы дополнительного образования, которые выбирают различные группы россиян

Качество ДПО во многом зависит от того, какую именно его форму выбрал тот или иной человек. Как показано на рис. 5, наиболее часто за предыдущие пять лет работающие россияне, повышающие свой уровень образования, выбирали программы государственных университетов (38,3 %) и коммерческие курсы (28,9 %). Дистанционные формы обучения выбирали лишь 11,2 % рассматриваемого контингента. Еще меньше было тех, кто проходил курсы повышения квалификации или переподготовки от предприятия или государственных социальных служб (например, центров службы занятости). Все остальные формы дополнительного образования, включая самостоятельное обучение и программы зарубежных курсов, использовались россиянами в последние годы гораздо реже.


Рис. 5. Формы дополнительного образования, использовавшиеся работающими россиянами, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет


Как правило, в течение пяти лет получавшими дополнительное образование использовалась какая-то одна его форма. Однако попадаются и россияне, использовавшие две и более его форм, и вероятность встретить таковых в разных группах разная. Это хорошо видно при обращении к показателю среднего числа форм ДПО, использовавшихся в течение последних пяти лет в разных группах. Так, в возрастной когорте 26–35 лет этот показатель 1,19 против 1,11 среди тех, кому от 46 до 54 лет; у имеющих высшее или незаконченное высшее образование он 1,18 против 1,07 в группе работников со средним специальным образованием; в Москве он 1,29 против 1,09 в селах; среди руководителей он 1,28 против 1,00 у силовиков и т. д.

Однако за этими общими цифрами скрывается очень разная картина спроса на качественный человеческий капитал разных групп на отдельных локальных рынках труда. Так, специалисты небюджетной сферы в Москве с ее широким рынком труда использовали за прошедшие пять лет в среднем 1,42 формы ДПО. Больше этот показатель был только у московских руководителей, которым также приходится работать в сложной и, видимо, более конкурентной, чем в других типах поселений, среде – 1,55. В то же время у живущих в других типах поселений руководителей или специалистов, работающих вне бюджетной сферы, этот показатель был несопоставимо меньше (табл. 1). При этом проживающие в разных типах населенных пунктов специалисты-бюджетники, повышение квалификации которых находится под контролем государства и достаточно жестко регламентируется, характеризовались гораздо меньшими разрывами в числе форм ДПО, которые они использовали.


Таблица 1. Среднее количество форм дополнительного образования, которое получили работающие россияне из разных профессиональных групп за последние пять лет, 2015 г.


Выбор конкретных форм получения дополнительного образования зависит при этом от многих факторов. Прежде всего, существуют выраженные предпочтения тех или иных его форм в разных возрастных когортах (табл. 2). Так, программами российских вузов за последние пять лет чаще пользовалась в этих целях работающая молодежь до 35 лет. Молодые люди до 25 лет также в большей степени, нежели остальные, предпочитали в тот же период дистанционное образование при различных вузах (12,3 %) или имеющиеся в них курсы и даже отдельные лекции (10,9 %). Коммерческие курсы чаще интересовали работающих россиян в возрасте старше 25 лет: до трети работников в возрасте 26–45 лет из числа как-либо участвовавших в получении ДПО в предыдущие пять лет выбирали именно эту его форму. Интересно, что «поклонники» практически всех видов онлайн обучения, включающего и самостоятельные его формы, чаще всего встречаются среди россиян 36–45 лет. Наконец, курсы повышения квалификации и переквалификации при поддержке предприятий или государственных социальных служб чаще всего выбирают представители старших возрастных когорт: за последние пять лет без малого 20 % всех участвовавших в получении ДПО работающих россиян старше 46 лет заканчивали такого рода курсы.


Таблица 2. Формы дополнительного образования, которые получили работающие россияне различного возраста за последние пять лет, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет (допускалось несколько ответов)


Еще один важный фактор, влияющий на выбор работающим населением форм повышения квалификации – уровень образования (табл. 3). Программы российских и зарубежных вузов, включая дистанционное обучение, чаще выбирают те, кто имеет высшее образование. Это неудивительно, поскольку помимо качества получаемых знаний в этой группе работающих россиян ценятся также формальные признаки полученного образования (дипломы установленного образца, сертификаты и пр.). Те, кто имеет среднее специальное образование, чаще других проходят курсы повышения квалификации или переквалификации. Наконец, коммерческие курсы и все формы онлайн обучения популярнее среди тех, чей уровень образования не превышает средней школы.

Что касается характера занятости, то программы российских университетов чаще всех остальных в течение последних пяти лет использовали для получения дополнительного образования специалисты бюджетной сферы (47,7 %) и работники силовых структур (56,7 %). Среди остальных специалистов, помимо общей для всех работающих россиян склонности получать дополнительное образование преимущественно с помощью программ российских университетов (35,8 %) и коммерческих курсов (32,3 %), других предпочтений не наблюдалось. Коммерческие курсы выбирали для этой цели по 40,0 % рядовых офисных служащих и работников торговли и бытового обслуживания. Ожидаемо, что почти каждый четвертый рабочий повышал свою квалификацию или переквалифицировался с помощью образовательных программ предприятий или государственных социальных служб (23,3 %). Практически каждый четвертый бизнесмен или самозанятый (23,7 %) и каждый пятый руководитель (19,1 %) в качестве формы дополнительного образования выбирали соответствующие интернет-ресурсы (средний показатель по работающим россиянам – 15,1 %).


Таблица 3. Формы дополнительного образования, которые получили работающие россияне с различным уровнем образования за последние пять лет, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет (допускалось несколько ответов)




Необходимо подчеркнуть при этом, что и внутри отдельных профессиональных групп важным фактором выбора в пользу получения ДПО был возраст. При этом роль его в разных группах была различна. В большинстве профессиональных групп возраст получавших ДПО и не получавших его различался в среднем примерно на четыре года. Однако у специалистов-бюджетников и силовиков эта разница почти отсутствовала (была менее одного года). В то же время в других группах, например у специалистов вне бюджетной сферы и особенно у работников торговли и бытового обслуживания, она была очень значительной (табл. 4).


Таблица 4. Средний возраст представителей разных профессиональных групп, получавших и не получавших дополнительное образование за последние пять лет, 2015 г., лет


Используемые формы получения дополнительного образования различаются и в зависимости от типа населенного пункта (табл. 5). Около трети москвичей и жителей административных центров субъектов Российской Федерации в течение последних пять лет получали дополнительное образование с помощью коммерческих курсов. В то же время программы российских вузов, включая их дистанционную составляющую, а также курсы повышения квалификации или переквалификации от предприятий или службы занятости более популярны среди жителей остальных типов городов и сельской местности. Различные виды интернет-обучения популярнее в столице и крупных городах, а веб-сервисы для самостоятельного обучения – в малых городах.


Таблица 5. Формы дополнительного образования, которые получили работающие россияне за последние пять лет, в зависимости от типа населенного пункта, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет (допускалось несколько ответов)




Судя по данным исследования, можно сказать, что выбор в пользу инновационных способов получения дополнительного образования (разного рода онлайн-обучение) совершается чаще всего в условиях нехватки времени при высоком базовом уровне образования (Москва). Традиционные способы выбираются чаще теми, кому важны официальные подтверждения пройденного обучения в виде дипломов, сертификатов и пр. (специалисты и руководители), а также среди тех, кто в силу специфики профессии обязан регулярно повышать свой профессиональный уровень, как, например, учителя, врачи и военные. Наконец, образовательные программы от работодателей и службы занятости чаще востребованы среди рабочих, поскольку для них эти формы обучения зачастую не требуют дополнительных затрат (у 45,0 % рабочих обучение проходило за счет работодателя).

Подводя итоги рассмотрения использования различных форм ДПО, еще раз подчеркнем: наиболее популярными формами дополнительного образования среди работающих россиян в течение последних пяти лет были программы российских вузов и коммерческие курсы, через которые прошли в общей сложности 64,6 % работающего населения, получившего дополнительное образование. Остальные формы обучения выбирали не более 11 % рассматриваемого контингента россиян. Отдельно стоит отметить представителей возрастных когорт старше 45 лет, практически каждый пятый из которых (около 18 %) в течение последних пяти лет проходил курсы повышения квалификации или переподготовку от предприятия либо службы занятости.

Форма дополнительного обучения сильно зависит от уровня образования и, как следствие, от профессиональных позиций человека. Естественно, что образовательные программы российских вузов в прямом (42,8 %) и дистанционном (13,2 %) формате чаще были доступны для той части работающих, кто имел высшее образование. На курсы повышения квалификации или переподготовки от предприятия или центра занятости чаще остальных отправлялись имеющие среднее специальное образование (16,5 %). Наконец, среди тех, кто имел за плечами только среднюю школу, наибольшей популярностью пользовались коммерческие курсы (44,4 %) и различные формы интернет-обучения (в общей сложности 22,2 %). Специалисты в бюджетной сфере и работники силовых структур значительно чаще остальных проходили дополнительное обучение в российских вузах (47,7 % и 56,7 % соответственно). В свою очередь многие рядовые офисные служащие и работники торговли и бытового обслуживания (по 40,0 %) использовали для тех же целей коммерческие курсы. Также стоит отметить сравнительно большую популярность интернет-обучения среди бизнесменов и самозанятых, а также для руководителей (соответственно в общей сложности 23,7 % и 19,1 %).

И наконец, на выбор формы получения дополнительного образования влияет и тип поселения. Работающие жители столицы и административных центров в течение последних пяти лет практически в одинаковой мере проходили дополнительное обучение и в вузах, и на коммерческих курсах. Однако интернет-образование наиболее распространено среди работающих москвичей (в общей сложности 23,1 %). Такая картина связана, прежде всего, с различиями в структуре занятости соответствующих типов поселений, с доступностью различных видов обучения для их жителей и наличием у них свободного времени на дорогу к месту обучения.

1.3. Источники финансирования дополнительного образования

Многие работающие россияне самостоятельно оплачивали полученное ими дополнительное образование (44,6 %). Для 13,5 % образование вообще было бесплатным, для 37,0 % его оплачивал работодатель, а еще для 11,5 % это делало государство. Если рассмотреть, что чаще всего оплачивали сами люди, что – работодатели, а что – государство, то окажется, что приоритетами финансирования выступают для них разные формы обучения. Государство в основном оплачивает обучение в вузах и в гораздо меньшей степени – курсы повышения квалификации. Работодатели ориентированы в первую очередь на оплату коммерческих курсов и программ повышения квалификации, предлагаемых вузами. Те же приоритеты и у самостоятельно оплачивающих свое дополнительное образование работников, только порядок их обратен (табл. 6).


Таблица 6. Распространенность финансирования различных форм дополнительного образования россиян, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет (допускалось несколько ответов)


Если посмотреть теперь на ситуацию с другой стороны, т. е. рассмотреть источники финансирования каждой из форм дополнительного образования в отдельности, то, как показано в табл. 7, большинство курсов повышения квалификации или переквалификации оплачивали либо работодатель (54,2 %), либо государство (21,6 %). Все остальные формы образования гораздо чаще (примерно в половине случаев) оплачивались работниками за свой счет. Отдельно выделяются коммерческие курсы, которые практически с равной частотой наряду с работниками финансируют работодатели. Интернет-образование в четверти случаев было бесплатным. Интересно также, что участие в программах зарубежных университетов государство оплачивало для каждого восьмого из участвовавших в них – в относительном выражении это почти столько же, сколько для программ российских университетов.


Таблица 7. Финансирование различных форм дополнительного образования, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет (допускалось несколько ответов)


Около 57 % молодежи до 35 лет оплачивали свое дополнительное образование самостоятельно, в том числе за счет средств родителей. Доля тех, чье образование оплачивает работодатель, относительно велика (свыше 40 %) в возрастных когортах старше 35 лет, а максимальна – 47,7 % – среди работающих россиян в возрасте от 46 до 54 лет. Каждый пятый работающий старше 55 лет получал дополнительное образование либо за счет государства, либо бесплатно, что, скорее всего, связано с социальными программами переподготовки потерявших работу лиц предпенсионного возраста и разного рода курсов для пенсионеров в целях обеспечения их большей инклюзии. Также 17,1 % молодежи 18–25 лет бесплатно повышали уровень своего образования, при этом у них зачастую это было связано с получением основного образования.

Подавляющее большинство бизнесменов и самозанятых россиян самостоятельно оплачивали свое образование в течение последних пяти лет. Что же касается наемных работников, то, как показано в табл. 8, дополнительное образование руководителей и специалистов, особенно в бюджетной сфере, а также рабочих, сельхозработников и работников силовых структур чаще оплачивали государство или работодатель, нежели они сами. К тому же стоит отметить, что почти треть силовиков проходили курсы повышения квалификации или переподготовку в течение последних пяти лет за счет государства. На общем фоне наемных работников выделяются также рядовые работники торговли и сферы обслуживания, среди которых свыше половины сами оплачивали свое обучение. При этом бесплатное дополнительное образование представители различных профессиональных групп получали с примерно одинаковой частотой.


Таблица 8. Финансирование дополнительного образования в различных профессиональных группах россиян, 2015 г., % от работающего населения, получавшего ДПО в предыдущие пять лет (допускалось несколько ответов), ранжировано по убыванию доли оплативших ДПО самостоятельно




Таким образом, в вопросах получения дополнительного образования многим работающим россиянам приходится рассчитывать либо на собственные финансы, либо на работодателя. Участие же государства ограничивается в данном аспекте прежде всего содействием переквалификации работников предпенсионного возраста и поддержкой населения старшего возраста либо финансированием повышения квалификации или переподготовкой работников силовых ведомств. Особенно же уязвимыми с точки зрения бесплатного для них дополнительного образования представляются рядовые работники торговли и бытового обслуживания, большинство из которых вынуждены самостоятельно оплачивать свое дополнительное обучение.

Подводя итоги нашего рассмотрения источников финансирования россиянами полученного ими дополнительного образования, еще раз подчеркнем их высокую готовность к инвестированию в него не только своего времени и сил, но и собственных финансовых средств: почти половина работающего населения, прошедшего ДПО, т. е. практически каждый пятый работающий россиянин, оплачивали его самостоятельно. Относительно чаще за свой счет люди оплачивали программы российских вузов. За счет работодателя чаще всего оплачивались коммерческие курсы. Участие государства в финансировании дополнительного образования было сравнительно небольшим и в основном было связано с оплатой обучения в российских вузах. В наиболее выигрышном положении в плане финансирования их дополнительного образования находятся рабочие, сельхозработники и специалисты бюджетной сферы, среди которых менее 40 % самостоятельно оплачивали полученное в течение последних пяти лет дополнительное образование. В худшем положении рядовые работники торговли и бытового обслуживания, для которых аналогичный показатель превышает 50 %.

1.4. Барьеры для получения работающими россиянами дополнительного образования

Рассмотрим ту часть работающего населения, которая в течение последних пяти лет не получила никакого дополнительного образования. Таких, согласно данным исследования «Евробарометр», в апреле 2015 г., также как и годом ранее, насчитывалось 55,0 %. Многие из них (40,8 %[1]) просто не нуждались в получении дополнительного образования (рис. 6). Свыше 27 % не нашли на учебу времени, а 18 % – финансовых средств. Каждый восьмой (13,0 %) полагал, что повышение квалификации с помощью обучения не интересует работодателя. Все остальные причины, которые условно можно объединить в одну – недостаточная информированность[2] – по отдельности стали барьером для получения дополнительного образования менее чем для каждого семнадцатого работающего россиянина (в общей сложности 15,4 % рассматриваемого контингента). Эти показатели за последний год также не изменились.

Конец ознакомительного фрагмента.