Вы здесь

Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков. Ранние описи Кирилло-Новоезерского монастыря (1581–1628 гг.) ( Сборник статей, 2015)

Ранние описи Кирилло-Новоезерского монастыря (1581–1628 гг.)

Т. В. Сазонова


Основанный в начале XVI в. Кирилло-Новоезерский монастырь, несмотря на свое периферийное положение и сравнительно небольшие размеры (во второй половине XVII в., в годы расцвета обители, в ней проживало 24 старца), являлся религиозным и экономическим центром округи, распространяя свое духовное влияние за пределы Белозерья вплоть до Москвы[400].

Высокая степень сохранности архива второй половины XVI–XVII в. выделяет Кирилло-Новоезерский монастырь из числа других небольших обителей. Значительное место среди монастырских документов занимают описи, в которых фиксировалось принадлежавшее обители имущество. Всего за XVI–XVII вв. сохранилось 11 описей – 1581, 1614, 1628, 1631, 1632, 1634, 1638, 1646, 1649, 1657, 1662 гг., находящихся в разных архивохранилищах. Из этих документов мною в 1997 г. опубликована опись 1657 г.[401] Также известно о пяти не дошедших до нас описях, упоминающихся в монастырской документации[402].

Для настоящей публикации подготовлены три наиболее ранние описи Кирилло-Новоезерского монастыря – 1581, 1614 и 1628 гг. Первые две находятся вместе с другими описями XVII в. в сборнике, хранящемся в Архиве СПбИИ РАН[403]. Он был вывезен из монастыря с другими документами членом Археографической комиссии М. Г. Курдюмовым в 20-е годы XX в. По мнению З. В. Дмитриевой, сборник сформирован и переплетен в 1858 г.[404]

В отличие от других описей из его состава опись 1614 г. сохранилась в виде копии XIX в. Судя по последней записи в документе, подлинник находился в архиве Белозерского уездного суда.

Опись 1628 г. хранится в Государственном историческом музее[405] в Собрании А. С. Уварова, который, вероятно, вывез ее из монастыря с другими древними рукописями.

В описи 1581 г. на титульном листе имеется заголовок: «Книги переписные Кириловы пустыни Белаго на Ново озере церьквам, а в церьквах образом, и книгам, и ризам, и сосудам церьковным, и вьсякому монастырскому строению». У других описей заголовки более позднего времени.

Для анализа описей мною в 2013 г. была предложена терминология, обычно применяемая при работе с актовым материалом[406].

В описях Кирилло-Новоезерского монастыря можно выделить три части: преамбулу, основную часть и заключительную часть. Преамбула, в свою очередь, может состоять из пяти клаузул: датум (время написания), интитуляция (от кого исходит), инскрипция (кому адресовано), инструкция (что предписывается делать) и констатация (что сделано). Основная часть – иначе дескрипция, т. е. описание монастыря и вотчины. Заключительная часть может состоять из двух клаузул: аппрекации (заключительное благопожелание) и сигнума (сведения о писце).

В каждой отдельно взятой описи могут присутствовать не все клаузулы. Их наличие в ранних описях Кирилло-Новоезерского монастыря видно из табл. 1.

Три публикуемые описи начинаются с датума – даты составления описи, например, опись 1581 г. – «лета 7089 июля в 8 день».

Далее у всех трех описей следует интитуляция – указание на инстанцию, от которой исходит документ, на основании которого проводилась опись. Во всех трех случаях монастыри ревизовались по распоряжению светских властей. Самая ранняя опись – 1581 г. – отражает следы того времени, когда монастыри находились в компетенции великокняжеского дворецкого[407]: «По государеве цареве и великаго князя грамоте дворецкаго князя Федора Ивановичя Хворостинина за приписью государева дияка Гаврила Михева».


Таблица 1

Наличие клаузул формуляра в описях Кирилло-Новоезерского монастыря


Интитуляции описей, проводившихся по царскому распоряжению, обязательно содержат указание на распоряжение царя. Так, опись 1614 г. совершалась «по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русия указу, по показной памяти воеводы Петра Ивановича Чихачева да дьяка Шестаго Копнина», а опись 1628 г. – «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказной памяти воеводы Григорья Ивановича Свиньина да дьяка Михаила Светикова».

В инскрипции фигурирует адресат грамоты или наказной памяти, т. е. тот или те, кому предстоит непосредственное проведение описи. Эта клаузула присутствует во всех описях. В описи 1581 г. адресатом выступает «крестьянин Яковлев сын Елбузин», в описи 1614 г. – «белозерец посадский человек Игнатий Иванов сын Коротыгин», в описи 1628 г. – «подьячий Дружинка Жданов да пушкарь Семен Инков».

Далее идет инструкция, т. е. программа проведения описи. В описи 1614 г. она краткая: «Велына белозерцу посадскому челавеку Игнатью Иванову сыну Коротыгину на Новоезеро в Воскресенской монастырь Кирилла Белаго отписать новому строителю старцу Савватию, да старцу Андрияну, да келарю Веньямину, да казначею старцу Герасиму, да старцу Филарету, да старцу Кирилу».

В описи 1628 г. инструкция, напротив, пространная: «Приехав в Белозерской уезд в Новозерской манастырь в Кирилову пустыню Белого, велено перед игуменом Герасимом, да перед келарем старцом Кирилом, и перед братьею казначея старца Мисаила Санкова в манастырьской во всякой казне в приходе и в росходе счесть, и манастырьская всякая церковная и денежная казна, и чья дача, и хто дал вкладом переписати именно в двои книги, да х тем книгам игумену и келарю велено руки приложыти. Да одне книги оставити в том в Новозерском манастыре за игуменской и за братцкими руками, а другие книги за руками же велено привести на Белоозеро к воеводе к Григорью Ивановичю Свиньину да к дьяку к Михаилу Светикову».

В описи 1581 г. инструкция отсутствует, на ее месте находится констатация. Констатация представляет собой перечисление действий, которые уже совершены лицами, ответственными за проведение описи, и следует непосредственно после инструкции. В 1581 г. «крестьянин Яковлев сын Елбузин в Белоозерском уизде на Новоозере, на острову, Кирилову пустыню Белаго отписал игумену Пимину, да старцу Селиверсту, да старцу Тихону, да старцу Серапиону, да старцу Васьяну. В церькве образы и у образов кузнь, и сосуды церьковные, и ризы, и книги, и свечи, и колокола, и все строение церьковное, и рухлядь всякую монастырскую, и на конюшне лошади, и на коровье дворе животину всякую рогатую созрив, переписал по прежному отписному списку белоозерскаго городового приказщика Леонтья Ашанина 87-го году, что был он отписал черному священнику Ефремью, да старцу Селиверсту, да старцу Тихону, да старцу Серапиону, да старцу Лаврентью, да старцу Васьяну, что прибыло и что убыло. После отписи городового прекащика Леонтья Ашанина отдал игумену Пимину и старцам все сполна по сем отписным книгам»[408].

Опись 1628 г. отличается от остальных тем, что составлялась не при передаче монастыря новому настоятелю, а в результате проверки деятельности казначея. Поэтому за довольно пространной инструкцией следует еще более обширная констатация, в которой перечислены действия не только подьячего Дружинки Жданова и пушкаря Семена Инкова, но также казначея старца Мисаила и игумена Герасима.

Основная часть каждой описи – дескрипция, представляет собой описание монастыря и его вотчины. Дескрипция несоизмеримо больше преамбулы и заключительной части. Во всех случаях описание соответствует программе, заданной в инструкции и констатации. Изложение идет последовательно от объекта к объекту, преимущественно описываются содержащиеся в них ценности.

Дескрипция во всех описях начинается с главного храма Воскресения Христова. Приводится очень подробное описание икон иконостаса, описание ценностей, находящихся в алтаре, в том числе священных сосудов и риз. Таким же образом описываются верхний придел Николы Чудотворца, часовня с гробницей преподобного Кирилла Новоезерского, теплая церковь Пречистой Богородицы с трапезой и келарской. В них описываются иконы с указанием размера и фона, далее в разной последовательности – постройки и другие объекты монастырской вотчины.

Устойчивого формуляра дескрипций выявить не удалось, так как порядок и степень подробности описания объектов менялся от описи к описи. Например, описание колоколов в описи 1614 г. помещено между описаниями часовни и монастырской казны, в описи 1628 г. оно находится между грамотами и книгами. Мельница в 1581 г. упоминается при описании вотчины, в 1614 г. она указана среди монастырских построек, а в 1628 г. ее нет вовсе.

Порядок описания объектов в дескрипциях публикуемых описей позволяет увидеть следующая таблица.


Таблица 2

Порядок описания имущества в описях Кирилло-Новоезерского монастыря




Бо́льшую часть объема описей занимает описание икон, находившихся в церквах и иных монастырских помещениях. Оно включает в себя имя изображенного на иконе святого и приклада: «Да образ собор Ивана Предотеча, а у него пелена выбойчата, обложена крашениною черною». Далее в большинстве описей (в разной последовательности) зафиксировано содержимое книгохранительницы, ризницы и монастырской казны.

Описание книг, хранившихся в монастыре, включено в каждую опись. В описи 1581 г. указаны в основном только названия книг и их размер. В описях 1614 и 1628 гг. указаны застежки, места издания и степень сохранности. Например, в 1614 г.: «Псалтырь со избранными псалмы, в полдести, печать московская, жукы медные, застежка одна, переплетена в черной ветхой коже».

Грамоты в казне описаны кратко, только с указанием имени выдавшего их государя. Денежная казна не представлена лишь в описи 1581 г.

В описи 1628 г. отмечен вкладной характер вещи, указаны имена вкладчиков и даты вкладов. В других описях такие статьи отсутствуют.

При описании недавно приобретенных ценностей особо отмечается, что они «вновь прибыли». В книге 1628 г. то, что «вновь прибыло», упоминается по ходу описания, в 1581 г. такие ценности перечисляются отдельно, в 1614 г. указаний на прибыль и убыток нет.

Перечень братии включается в описи только с 1646 г. В описи 1614 г. особо подчеркивается, что слуг и служебников в монастыре нет.

В 1581 г. указаны названия деревень и количество дворов в них, в 1614 г. – только общее число деревень без дворов, зато записан размер оброка, который монастырь собирал с крестьян. В 1628 г. сведений о вотчине нет.

То, что содержится в описях после дескрипции, можно охарактеризовать как заключительную часть. Две из трех публикуемых описей (1581 и 1614 гг.) заканчиваются дескрипцией и заключительной части в них нет. В описи 1628 г. заключительная часть представлена текстом о передаче казны новому казначею, обычным для приходо-расходных книг. Во всех трех описях отсутствуют имеющиеся в заключительной части более поздних описей сигнум – сведения о писце и аппрекация – благопожелание[409].

Полнота описей, наличие тех или иных клаузул и их взаимное расположение связаны как с личностью составителя, так и с программой описания. В целом последовательного усложнения формуляра описей Кирилло-Новоезерского монастыря не выявлено.

Опись 1581 г. является наиболее ранней из сохранившихся описей Кирилло-Новоезерского монастыря. Она содержит самые первые сведения о вотчине монастыря, его храмах, книгах, грамотах. Опись 1614 г. отражает последствия Смутного времени, в ней зафиксированы следы пребывания поляков в Кирилло-Новоезерском монастыре и в его вотчине. Опись 1628 г. интересна тем, что проводилась не при смене настоятеля, а для проверки деятельности казначея, так как в монастыре возник внутренний конфликт. Поэтому в преамбуле к тексту оговаривается непосредственное распределение полномочий между игуменом, келарем и казначеем.

Археографическое описание публикуемых рукописей

1. 1581 г. июля 8. – Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря: Архив СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. 14 л.; л. 1 об. и 13 – чистые..Подлинник. Рукопись писана одним почерком темно-коричневыми чернилами, аккуратной, четкой скорописью. Потетрадной нумерации нет. Фолиация архивная, простым карандашом в правом верхнем углу. В рукописи три тетради, первая и вторая по восемь листов, третья тетрадь – шесть листов; листы 10–11 об. проклеены белой бумагой. На всех листах пятна от воды. На листе 1 – заголовок, написанный основным почерком: «Книги переписные Кириловы пустыни Белаго на Новоозере церьквам, а в церьквах образом, и книгам, и ризам, и сосудам церьковным, и вьсякому монастырскому строению». После текста затерта запись, сделанная тем же почерком: «А переписные книги». В нижней части этого же листа указана дата составления описи от сотворения мира и от Рождества Христова черными чернилами почерком более позднего времени. Другим почерком коричневыми чернилами сделана запись, высчитывающая, сколько прошло лет после смерти преподобного Кирилла Белого, – также почерком более позднего времени. Последний лист с филигранями чистый. После текста на листе 14 (без филиграней) – краткое содержание описи, написанное тем же почерком и теми же чернилами, что и запись о дате описи на л. 1. Вероятно, все эти записи относятся к XIX в. На верхнем поле л. 2 – запись синим карандашом: «1581 г.». Им же в тексте сделаны подчеркивания. Скрепы на нижнем поле л. 2–12 об.: «К сем отписным книгам игумен Пимин Кирила Белаго пустыни руку приложил и вместо братьи своея»; «К сем отписным книгам старец Тихон руку приложил». Филигрань: Дельфин, по альбомам не отождествляется.

2. 1614 г. сентября 21. – Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря: Архив СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663; 16 л. Копия XIX в. Подлинник, судя по последней записи в документе, прежде находился в архиве Белозерского уездного суда. Рукопись писана темными и светлыми коричневыми чернилами, одним почерком, на казенной бумаге XIX в. В правом верхнем углу правого листа рукописи – рельефный штамп с изображением двухглавого орла. Фолиация проставлена простым карандашом. Перед текстом (л. 17) на бумаге без филиграней и герба заголовок почерком XIX в.: «Писцовая книга 7123 года строителю старцу Саватию со старцами Андрианом, келарем Вениамином, да казначею Герасиму, старцам Филарету и Кирику». Заголовок прерывается пересчетом даты от сотворения мира: под чертой высчитан (неправильно) 1629 г., зачеркнут и записан другими, более темными чернилами и другим почерком правильный – «1614». Текст написан третьим почерком. Многие слова прочитаны неверно: «показной» вместо «наказной» (памяти, л. 18), «кавер» вместо «наверху» (л. 21), «отисаные починки» вместо «отписные починки» (неверные чтения в тексте настоящей публикации исправлены и в археографических примечаниях показаны изначальные написания рукописи). Текст правлен другим почерком и более темными чернилами: слова, неправильно прочтенные переписчиком, исправлены непосредственно по тексту; над словами, которые правщик не смог прочесть, он написал «не понимаю» (л. 25 об.) или «не понимаю, наврано» (л. 23); лишние, по мнению правщика, слова он заключил в круглые скобки (л. 21, л. 24 и 24 об.). В некоторых местах имеются подчеркивания, на полях напротив подчеркнутых фрагментов – помета «зри». На л. 31 сделана запись: «Найдено в архиве Белозерского уездного суда». После текста на той же бумаге, на которой написан заголовок (л. 17), тем же почерком следует краткое содержание описи. На л. 30 об. переписчик скопировал рукоприкладства строителя Савватия, Игнашки, георгиевского попа Федорища, причем часть скрепы написана другим почерком.

3. 1628 г. июля 31. – Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря: ОР ГИМ. Собр. Уварова. Д. 1116, 33 л. Подлинник. Переплет поздний (XIX в.); на форзаце – изображение герба графов Уваровых, на котором черными чернилами написан № 1116. Лист 1 рукописи – бумага XVIII в. синего цвета; второй лист – плотная желтоватая бумага без филиграней; третий и четвертый листы – XVII в. ветхие, оборваны, подклеены более плотной бумагой. Рукопись писана одним почерком. На л. 24 имеется вставка более светлыми чернилами: «Данье Микитины жены Васильевича Годунова Анны Ивановны и сына ее Алексея Никитича». В рукописи встречаются выполненные вязью заглавные буквы. Записи: на первом листе без фолиации в правом верхнем углу черными чернилами: «Ув. 1116». На втором листе заголовок почерком XIX в.: «Книга отписная Новозерского монастыря», ниже: «№ # 2»; на следующем листе: «Книга отписная Новоезерского монастыря», на следующем листе красным карандашом написано: «7136», под чертой – «1628»; на обороте черными чернилами – «5 руб». Фолиация начинается только с л. 5 – в правом верхнем углу черными чернилами. Сохранилась буквенная нумерация тетрадей (2-й, 3-й, 4-й). Просмотр показал, что первая тетрадь содержит 4 листа, тетради 2–5 – по 8 листов, шестая тетрадь – 2 чистых листа. На л. 7 видны следы правки другими, тоже черными чернилами. На полях красной вертикальной чертой отмечены вклады царя Михаила Федоровича, патриарха Филарета, князей А. Н. Трубецкого, А. Н. Годунова и других влиятельных вкладчиков. Скрепы на нижнем поле л. 1–33: «К сем книгам игумен Герасим руку приложил. К сем книгам келарь старец Кирило руку приложил».

Филигрань: Кувшинчик двуручный с буквами МР на тулове с навершием в виде виноградной грозди, типа – Дианова, Костюхина, № 783[410].

№ 1

1581 г. июля 8. – Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря.


(л. 1) Книги переписные[411] Кириловы пустыни Белаго на Новоозере церьквам, и в церьквах образом, и книгам, и ризам, и сосудам церьковным, и вьсякому монастырскому строению.

(л. 2) Лета 7089-го июля в 8 день по государеве цареве и великаго князя грамоте дворецкаго князя Федора Ивановичя Хворостинина за приписью государева дияка Гаврила Михева крестьянин Яковлев сын Елбузин в Белоозерском уизде на Новоозере на острову Кирилову пустыню Белаго отписал игумену Пимину, да старцу Селиверсту, да старцу Тихону, да старцу Серапиону, да старцу Васьяну в церькве образы и у образов кузнь, и сосуды церьковные, и ризы, и книги, и свечи, и колокола, и все строение церьковное, и рухлядь всякую монастырскую, и на конюшне лошади, и на коровье дворе животину всякую рогатую, // (л. 2 об.) созрив, переписал по прежному отписному списку белоозерскаго городового приказщика[412] Леонтья Ашанина 3–87-го году[413], что был он отписал черному священнику Ефремью, да старцу Селиверсту, да старцу Тихону, да старцу Серапиону, да старцу Лаврентью, да старцу Васьяну, что прибыло и что убыло после отписи городового прекащика Леонтья Ашанина отдал игумену Пимину и старцам все сполна по сем отписным книгам.


В большой церкве в Воскресение Христове.

Деисус на лазоре семи пядей, в нем семь образов: образ «Предстая Царица одесную Царя», а с правую сторону архангил // (л. 3) Михаил, да апостал Петр, да Иван Златауст, а с левую сторону архангил Гаврил, да апостал Павел, да Никола Чюдотворец.

Да двери царьские, и столпцы, и сень, и евангелисты на лазоре, а на них Благовещение с евангелисты, а на столпцех святители да архидьяконы.

Да перед диисусом паникадило медное о четыре шанданы, невелико.

На сиверских дверех Благоразумен разбойник на красках.

Да вверху, над диисусом, три образы: Спас, да Пречистая, да Иван Предотечя на празелене, полупядницы.

Да промеж царьских дверей и сиверских деисус семь образов на беле, четырех пядей. //

(л. 3 об.) Да на левой стороне три образы местных на золоте.

Образ Воскресение Христово, а у него шесть гривен серебряных витых.

Образ Пречистые Одегитрие, у нее гривна медная басменая, да четыре гривны серебряные витые.

У Воскресения Христова и у Пречистые пелена одна, крашенина зелена, а обложена около выбойкою.

Да образ собор Ивана Предотечи, а у него пелена выбойчята, обложена крашениною черною.

Да на правой стороне образ Николы Чюдотворца местной на[414] беле, вверху Спас, да Пречистая, да Иван Предотечя, да архангелы, // (л. 4) а по полям святители и преподобные отцы, а винцы у них золочены.

Да образ местной Николы Чюдотворца на празелене з диянием, винцы золочены.


Да на тяблех.

Десять образов пядниц на золоте Пречистые, да шесть образов Пречистые Умиленных, да четыре образы Спасовых на золоте, пядницы.

Да образ Спасов Нерукотворенный на золоте, пядница.

Да образ Умиленной, обложен медью.

Да четыре образы Николы Чюдотворца на золоте, пядницы, у одного образа гривна серебряная, басменая, да две гривны витых.

Да образ на золоте Никола Чюдотворец Великоридцкий з диянием, пядница. //

(л. 4 об.) Образ Николы Чюдотворца обложен медию, у него гривна серебряная витая.

Два образа Воскресения Христова на золоте, пядницы.

Образ на золоте «Хвалите Господа с небес», пядница.

Образ «О тебе радуетца» на золоте, пядница.

Образ Успение Пречистые на золете, пядница.

Два образа Рожества Христова на золоте, пядницы.

Образ Еньмануил Иисус Христос. Образ Пречистые Умиление, оба на лазоре.

Образ Пречистые Одегитрие на лазоре.

Образ Кирила чюдотворца на лазоре, пядница.

Образ дву пядей Святая Троица на лазоре[415]. //

(л. 5) Да три образы на лазоре: на одном[416] Ануфрей, да Никола, да Екатерина, а на другом Макарей чюдотворец да Марья Египетцкая, а на третием Леонтей Ростовский, да Сергий, да Кирил.

Образ Введение Пречистые на золоте, пядница.

Образ Андрий апостол да мученица Евлампия на золоте, на одной дцке.

Образ Георгий Страстотерпец на золоте, пядница.

Образ Пятница святая на золоте з деянием, пядница.

Образ архангил Гаврил на золоте, пядница.

Образ Иван архиепискуп Наугородцкий на золоте.

Образ Ильи пророка Огненое в схожение на золоте, пядница. //

(л. 5 об.) Образ святая Пятница на бели.

Образ Николы Чюдотворца на золоте, дву пядей.

Образ Егорей святый на празелене, дву пядей.

Образ на золоте, пядница, на нем Никола Чюдотворец, да царь Констянтин, да святая Елена.

Образ на золоте, пядница, Никола Чюдотворец.

Образ Страстотерпца Христова Георгия[417] на золоте, пядница.

Образ Успение Пречистые на беле, пядница.


Да в олтаре.

На престоле Евангелие в десть, апракос, обволочено крашениною, на плаща мидяное Распятие Христово, по углом евангелисты // (л. 6) мидяные.

Да крест синялной древян, обложен медью.

Другой крест синялной, обложен сребром.

Престол оден[418] крашениною синею.

Воздух, тафта черчятая, обложен тафтою алою.

Двои сосуды церьковные оловянные, а покровцы на них тафтяные черчятые.

Два кадила медные с кровлями.


Да в олтаре же риз.

Ризы безинные белы, оплечье камчятое.

Двои ризы выбойчятые белы, оплечья камка желта.

Да ризы постные крашенинные, оплечье крашенинное.

Два стихари поповские, один выбойчятой бел, а другой полотенной, оплечья выбойчятые полосатые.

Три патрахели: одна отласная, // (л. 6 об.) другая бархатная, третяя крашенинная, да поручи бархатные.

Да две ширинки: одна с тряпки, а другая безтряпковое, шиты шолком.

Да стихарь дияконской с уларем, выбойчятой, белой.

В придиле, вверху на полатех, в Николе Чюдотворце.

Диисус семь образов на лазоре.

Двери царьские, и столпцы, и сень на краске.

Образ[419] Николы Чюдотворца з диянием на празелене трех пядей, а пелена кушачная, обложена крашениною. Перед ние свичя местная.

Да образ Николы Чюдотворца з деянием на празелене трех пядей, // (л. 7) пелена кушачная же, обложена крашениною.

Образ Николы Чюдотворца на золоте дву пядей, вверху Воплощение Пречистые, по полем святые отцы.

Да образ Пятница на одной тске[420] на золоте: Воскресение Христово да Покров Пречистые, да Федор Тиран с матерью, да Никола, да Сергий, да Пятница.

Да образ Николы Чюдотворца на золоте, пядница.

Да образ на одной дске на золоте: Воплощение Пречистые, да Сергий, да Кирил.

Да образ Спасов на золоте, пядница, а по полем Сидор Ростовский да Меркурей мученик.

Да образ Святая Троица на золоте, дву пядей.

Да образ Николы Чюдотворца на беле, дву пядей, вверху образ Спасов Нерукотворенный, да Пречистая, // (л. 7 об.) да Иван Предотечя, а по полям писаны образы святых отец, и мученик, и мучениц.

Образ на золоте, пятьница, на одной дске: Иван Златауст, да Власей святый, да Захарья пророк, да святая Феодора.

Да образ на краске, пядница, преподобный Варламей.

Образ Николы Чюдотворца в пол-пядницы на золоте.

Да образ Николы Чюдотворца на краске, пядница.

А в олтаре престол оболочен крашениною синею. И покровцы все крашенинные.


В чясовне над преподобным Кирилом.

Гробница облочена крашениною черною, а покров на горобнице отлас вишневой посконной, на нем крест нашит отлас темно-синь.


Да в чясовне же образов.

Образ Пречистые на краске, дву пядей, по полям написаны святые отцы.

Образ // (л. 8) на беле, пядница, Афонасей и Кирил Александрийские.

Образ Никита святый на золоте, пядница.

Образ Воскресение Христово на краске.

Образ апостол Марко да Иван Листвичник на беле, пядница.

Образ на золоте на одной дске: Спаса и Пречистые, да Иван Предотечя, да Козма и Демьян, да святитель Тимофий, да царица Александра, да Марья Египетцкая.

Да образ Умилиние на золоте, пядница.

Да свечя местная.


В прибыле после Леонтьевы отписи Ошанина.

Церковь Пречистые Одегитрие[421] топлая и с трапезою и с келарскою.

А в церкве двери царьские, и столпцы, и сень на празелене.

Благовещение с евангилисты на празелене.

Образ местной Пречистые // (л. 8 об.) Одегитрие на золоте, шти пядей, две гривны серебряны, золочены, пелена мухоярная, черчятая, обложена зенденью дымчятой, а на ней вышит крест золотом. А перед нею свичя местная.

В олтари престол облочен мухояром черчятым, пелена крашенинная.

Крест синялной, медной, двоеной.


В церькве в Воскресение Христове в прибыле.

Диисус меж царьских дверей и сиверских.

Да того деисуса шесть образов: Иван Богослов, Василей Кисарицкий, Иван Зьлатауст, Григорей Богослов, Андрий Первозванный, Никола Чюдотворец.

В прибыле же Никола Чюдотворец и в дияние на биле.

В прибыле же образ, пядница, Дух святый на краске на сенинной. //

(л. 9) Образ Пречистые на золоте, пядница.

Образ Николы Чюдотворца на золоте, пядница.

В прибыле же ширинка с тряпки, шита шолком, и золотом, и серебром.

В Воскресение же Христове в прибыле после Леонтьева писма Ошанина четыре свичи поставных.


Книг в церьквах.

Евангилие, тетрь, облочено камка багрова, плаща и науголники серебряные и позолочены, а на плаще Распятие Христово, по углом евангилисты, застежки и в ысподе науголники мидяные.

Да книга Василей Великий, в десть.

Да книга Правила святых отец, в десть.

Апостал апракос, в десть.

Беседы Златаустовы, в десть.

Прелоги обе половины, в десть. //

(л. 9 об.) Треодь постная, в десть.

Треодь цветная, в полдести.

Синоксарь, в полдесть.

Два Охтаика на восмь гласов, в польдесть.

Два Ермолоя под знамя, в четверть[422].

Треодь о раслабленом, в польдесть.

Псалтырь с трепари.

Две Псалтыри без следования, в полдесть.

Келейное правило, в четверть.

Охтай на харатье, в десть.

Исак Сирин, в десть.

Трефелой, в десть.

Кануны собраные, в полдесть.

Полууставье, в полдесть.

Служебник, в четверть.

Трефелой, в полдесть.

Бытья, в полдесть.

Златаустьиньных святых 13–слов[423], в полдесть.

Послание, в полдесть.

14–Златая Чепь[424], в полдесть.

Притчя Соломана, в полдесть.

Исаино пророчество, в полдесть.

Зерцало, в полдесть.

Григорей Синаидцкой, в полдесть.

Нил, в четверть. //

(л. 10) Служебник, в полдесть.

Мения общая, в полдесть.

Златауст, в четверть.

Псальтырь с следованьем.

Патерик, в десть.

[425]Жытие Кирила Белоозерскаго чюдотворца–15, в полдесть, в коже.

Дамаскин, в полдесть.

Чясовник, в четверть.

Святцы и кануны, в тетратех, в четверть.

Правило келейное, в полдесть, в коже.

Сенаник, в четверть.

Кануны собраные килейные, в четверть.

Евангелие тетрь, в полдесть.

Богослов, в десть.

Устав, в десть.

Охтаец, в полдесть.

Псалтырь со избранными псалмы, в полдесть.

Мения сентябрь мисяц, в полдесть.

Псалмы Давыдовы, в полдесть.

Книга с начяла, указ да пазхалья, а в ней жития Алексия да Варлама и кануна их, в полдесть, // (л. 10 об.) тетрать в коже.

Кануны и указ, в полдесть.

Охтаец, в четверть, на восмь гласов под знамя.

Певчий Сенаник в коже, в полдесть.

Да шесть книг, а в них семь мисец мений месячных.

Да Мения мисячная август.


В прибыле кних после Леонтьева писма Ошанина.

Апостал апракос, в полдесть.

Чястословец, в полдесть[426].

Постригалник, в полдесть.

Богородичник, в полдести.

Служебник, в полдести.

Кануны в тетратех, в полдести.


На колоколнице.

Двои колокола, одне меншие, а другие болшие.


А в казне.

Грамота жаловалная и даная // (л. 11) государева царева и великаго князя Ивана Васильевичя всея Руси на починки, несудимая, и подписана на царьское имя.

Да грамота же царьская жаловалная, что имати оброк, хлеб и денги у приказщиков.

Да грамота дмитрополичья[427], жаловалная.

Да грамота писца Федора Хидерщикова ободная в Мондоме.

18–А дал те грамоты старец Варлам Резвой в дом к Воскресению Христову по своей дще[428], да крепость[429] на двор на Федоровский Дудин в городе на посаде, да крипость[430] же закладную на заможскую деревню на Поздину.

Да четыре скатерти столовые.

Да седло лядское.

Да шуба боранья.

Да кафтанишко заечинное под сукном ветчяным.

Три хомутишка.

Три пилы снастые

Двои вожжи ворваньи.

Пять мереж ветщаных переметных.

Япанчя сера[431].

Полость черна. //

(л. 11 об.) Прибыли в казне после Леонтьева писма Ошанина.

Двенатцать сукон сермяжых белых и черных.

Да кафтан сермяжной.

Оловянник болшей.

Мушорма оловянная.

Два котла медных.


В поварне.

Судов шесть.

Котлов медных: три болших, три менших.

Да горшок медной.

Три сковородки медных белых.

Три сковородки же медяные.

Солоница оловянная.

Три шанданы железные.

Кандия медная.


Да на ковалне.

Два бурава болших судовых.

Три молоты болших, два малых.

Пятеры клещи.

Тритцать две крицы железа[432].

На конюшенном дворе лошадей.

Четыре кобылы.

Восмь меринов.

Два жерепца.

Четверо жеребят. //


(л. 12) На воловье дворе.

Дватцать коров.

Десятеро телят.

Да в жытнице.

Молоченаго хлеба пятнатцать четвертей ржы да пять четвертей овса.


А земли монастырские.

Починок Кобылин, в нем пять дворов.

Починок Олексин Бор, два двора.

Починок Ражаев, в нем четыре дворы.

А все починки жывущие.


Да мелница на рике на Нове, а в ней двои жернова, да толчея, да двор мелничной.

А доходу на монастырь с починков три рубля с четвертью за вьсякие доходы.

А на монастыре.

Восмь килей.

Да поварня исть варить.

Да погреб[433], над ним сушило.

Да казенной онбар деревянной.

Да жытница мучная.

Ковалница.

Дворец гостин. //

(л. 12 об.) К сем книгам крестьянин Яковлев печать свою приложыл. А у книг игуменова рука, старца Тихона рука.


Архив СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 2–12 об. Подлинник.

№ 2

1614 г. сентября 21. – Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря.


(л. 18) Книги отписные Новоезерскаго монастыря отчины 123 года.

Лета 7123 сентября в 21 день по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русия указу по наказной[434] памяти воеводы Петра Ивановича Чихачева да дьяка Шестаго Копнина[435] велына белозерцу посадскому челавеку Игнатью Иванову сыну Коротыгину на Новоезеро в Воскресенской монастырь Кирилла Белаго отписать новому строителю старцу Савватию, да старцу Андрияну, да келарю Веньямину, да казначею старцу Герасиму, да старцу Филарету, да старцу Кирилу.

И Игнатей Коротыгин тот Воскресенской манастырь Кирила Белаго переписал: церкви, и в церквах образы, и книги, и сосуды служебныя, церковныя, и в казне деньги и государевы жалованные грамоты, и записи межевыя, и кабалы монастырские, и в житницах молоченой, и в гумне стоячей хлеб, и на конюшенном дворе лошади, и на воловьем[436] дворе коровы и всякой скот, и пашню манастырскую, // (л. 18 об.) и всякое монастырское строение, и приказал ведати строителю старцу Савватию, да старцу Андрияну, да келарю Веньямину, да казначею Герасиму да старцу Филарету, да старцу Кириллу.

А в том монастыре церковь Воскресенье Христово деревянная, вверхе шатер с пределом Николы Чудотворца, и тот храм поделан в 120 году.


А в церкве[437] Божия Милосердия образов.

Деисус большей.

Образ Спасов «Предста Царица одесную», большей же[438].

По сторонам четырнатцать образов, писаны на призелени.

Двери царские с сенью.

На дверях писаны 4 евангелисты, и страстотерпцы, и святители, и архидиаконы на празелене.

Да пред большим деисусом паникадило медное одинатцати[439] шандалов, яблочек деревянной золочен, кисть гаруса черной.


Да местных образов.

На левой стороне царских дверей, против царских дверей праваго крыласа, Воскресение Христово на золоте, четырех пядей, у того образа шесть гривен серебряаных витых, да крест же золоченой[440] налепной, обложен серебром.

Образ Пречистыя Богородицы Одегитрие на золоте, четырех // (л. 19) пядей, цата бязининная, золоченая, поленяла, да четыре гривны серебрянных витых.

У тех же образов, у Воскресения Христова и у Пречистыя Богородицы, пелена одна, крашенина зеленая, паленяла, нашиты[441] два креста выбойчатые, обложены выбойкою же.


Образ Ивана Крестителя на золоте, шти пядей, у образа пелена выбойчатая, опушена крашениною черною.

Образ Николы Чудотворца на вохре, шти пядей, цата медная золочена, поленяла, по палям писаны святые.

На другой на правой стране царских дверей против леваго крыласа образ Успение, месной, Пречистыя Богородицы в киоте, с лика на золоте, пелена зейдейная, черчатая, на ней крест шит серебром, опушена зейденью[442] лазорево[й][443].

Местной же образ преподобнаго Кирилла Новоозерскаго чудатворца на призелени, пелена зейдень зеленая, обложена крашеной лазоревой, кисти шелковыя.

Двери северския, на них писан Благоразумный разбойник.


На тябле над // (л. 19 об.) большим деисусом.

Четыре образы Пречистыя Богородицы на золоте, пядницы.

Да четыре Спасовы образы на золоте, пядницы же.

Да два образа Спасовы Емануил на празелене, пядницы.

Да Пречистыя Богородицы, пядницы, обложены медью.

Да образ Пречистыя Богородицы на золоте, пядница, гривна серебряная витая.

Образ Ивана архиепископа Новгородскаго на золоте, пядница.

Два образа, пядницы же, на золоте, «О тебе радуется» да «Хвалите Господа с небес».

Образ Николы Чудатворца на золоте.

Образ, на одной иконе три образы, Анофрей Великий, Никола Чудатворец, Екатерина Христова мучиница, на празелени.

Образ Леонтей Ростовский на празелени.

Два образа на одной иконе, Сергий и Кирил, во облаце Спасов образ.

Да на одной же иконе три образы, Мария[444] Египтенина, Дионисия Ареопагита да Макария Египтянина, на празелене.

Да образ Прасковья, нареченная Пятница, с деянием на золоте.

Да образ Успение // (л. 20) Пречистыя Богородицы, по полям четырех святых.

Да образ Всемирное Воздвижение на золоте, пядница.

Образ Пречистыя Богородицы обложен медью сканою, в киоте, написаны по полям два святых, Феодор Стратилат да[445] Феадосей Печерский, венцы серебряные золочены.

Образ Воскресение Христово да Пречистыя Богородица на золоте, пядницы, пелены зейдень черьчатая, опушена крашениной зеленой, кисти шелковые.


Да в олтаре.

У престола образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на празелене, на другой стороне на той же иконе образ Николы Чудотворца.

На престоле же Евангелие, в полдесть, писано уставом, облачено камкою черною, камка ветха, евангелисты серебрянные.

На престоле же крест древян, обложен медью.

Престол облечен 13–крашениной червчатой, воздух тафта червчатая, обложено[446] тафтою алою.

Сосуды церковные служебные аловяные, покровцы на них зейденные палиняли, один покровец тафта // (л. 20 об.) червчатая, подложена крашению.

Потырь древяной и золочен.

Дискосы три оловяные, четвертой древяной.

Кадило медное.

Ризы миткалинные, оплечье бархат желтой цветной.

Стихарь подризной полотянной, оплечье и зарукавы зейдень лазорева.

Патрахиль дорогы полосатые, опушка крашенина багрова.

Ризы безенные, оплечье 14–камчатое.

Стихарь подризной полотянной, оплечье и зарукавы[447] зейдень лазорева.

Стихарь дьяконской выбычатой, оплечье и зарукавы бархат зелен.

Уларь выбычатая, поручи бархат зелен.

Стихарь подризной полотянной.

Две ширинки шиты шельком черным и красным, одна накищевана[448] шелком черным.

Да четыре ширинки, шиты шелком черным и золотом, безянные, накистиваны шелком черчатым.

Да миткалю с аршин.

Да ширинка безиная, шита шелком черным, шит стих владычичь.

Да двои ризы ветхи.

Да епатрахиль[449] бархат черчат, ветха, да поручи, // (л. 21) бархат червчат.

На налое пелена крашенина лазорева.

Да в олтаре над жертвенником три образа: Спасов образ, да Пречистая Богородица, да Иван Предтеча, на золоте.

Да Пречистая Богородица на золоте.

Да Никола Чудотворец на золоте.


Да в церкви же.

Три образа на призелене пядницы: образ Умиления Спаса, да Пречистая Богородица, да Иван Богослов.

Да четырнатцать образов.

Да образ над правым крыласом Спасов, в подножия и Зосима и Савватии на золоте[450] и на краске, ветхи и поленяли.

Да наверху[451] у Воскресение Христова на полатех предел Николы Чудотворца, а в том пределе образов.

Деисус вверху, семь образов на празелене, трех пядей.

Двери царские, и столбцы, и[452] на дверех сень писана на вохре.

На царских дверех писано Благовещение, да святитель Василий Великий, да Иван Златоуст.

На столбцех с архидаконов[453] образ, апостали, Никола // (л. 21 об.) Чудотворец да Кирил чудотворец[454] Белозерский в деянии, трех пядей, у образов пелены кушашатыя, ветхи, обложены кришениною лазоревой.

Образ Троица на золоте, большая пядница.

Престол облачен крашениной.

Да в той же церкве Воскресение Христово были четыре свечи местные, те свечи переломаны, воск перегрет в кругах.

Да в той же церкви у местных образов у трех, у Воскресения Христова, да у Пречистыя Богородицы, да у Предтечи две пелены дорогы двоеличные[455], подложены крашениной лазоревой, кресты шиты золотом, кисти шелковые.


Да в той же церкви Воскресения Христова в казнохранительнице церковных книг.

Книга Евангелие печатное, в десть, облачена бархатом, бархат червчатой новой, обложено // (л. 22) серебром во всю дску и позолочено, Распятие Христово и евангелисты[456].

Книга Правила святых отец, в десять, писана уставом, в коже, жуки и застежки медные.

Книга Евангелие толковое воскресное, печать литовская, в десть, в черной ветхой коже, жуки оловянные, застежка одна.

Книга Беседы евангельские, писано уставом, в десть, жуки и застежки медные, переплетена в кожу.

Книга Григория Богослова шестнацать слов, писана уставом, в десть, в красной коже, с наугольники и с жуки, три застежки медные.

Книга Апостал, печать литовская, в десть, переплетен в белой коже, застежки медные гладкие.

Книга Василий Великий писан уставом, в десть, в красной коже, застежки медные.

Книга Исак Сирин, в десть, переплетено в коже, // (л. 22 об.) застежки медные.

Книга Треодь посная, писана скорописью, в десть, переплетен в кожу, жукы медные, застежка одна.

Книга Трефолой[457], в десть, в кожи, застежка медная, другая костяная, жукы медные.

Писаны в книге стихиры, и каноны, и четьи слова на владычны праздники великим святым сентября месяца по февраль, да половина Пролога, в десть, с марта месяца по сентябрь, переплетены в кожу, жукы и застежки медные.

Книга Соборник, в десть, в коже ветхой, застежка медная, а другая костяная, в начале пишет в книге Слово Кирилла архиепископа Александрийскаго.

Книги Псалтырь со избранными псалмы в десть, печать литовская, в черной коже, жукы и застежки // (л. 23) медные.

Книга Октой перваго гласа, в десть, в ветхой коже, писан на харате[458].

Псалтырь со избранными псалмы, в полдести, печать московская, жукы медные, застежка одна, переплетена в черной ветхой коже.

Псалтырь же со избранными псалмы и Часословец с Пасхальею, в полдесть, печать литовская в коже, застежки медныя.

Часовник, в полдесять, печать литовская, приписаны святцы с трапари и с кондакы, жук и застежки медныя.

Два Часовника, оба в полдесть, печать литовская, один в коже, а другой в затылке.

Псалтырь, в полдесть, с кануны, святцы, с тропари и кондакы, в черной коже, ветхаи.

Псалтырь, в полдесть, с кануны, ветха, в затылке.

Псалтырь // (л. 23 об.) со избранными псальмы, в полдесть, ветха, в затылке же.

Три Псалтыря, в полдесть с песнями, ветхы, две в затылке, третья в коже, у одной Псалтыря приписан канон Одигитрие.

Псалтырь следованния, в полдесть, ветха, измочена, в коже, застежки медные.

Книга Потребник, в полдесть, в коже, застежки медные, жуки медные, на исподней дске и в начале пишет указ о келейном правиле.

Книга Соборник да Мытарь и фарисея, в полдесть, в тетратех, ветха, измочен.

Книга Соборник, в полдесть[459], ветх, в затылке, и в нем пишет о Бытии.

Книга Апостал субботам и неделем на весь год, в полдесть, в коже.

Да и 11-ть // (л. 24) книг Миней месяцных в полдесть, в коже, десять, одинадцетая в[460] затылке. В одной книге написано два месяца: март да апрель, и у всех Миней застежки медные.

Книги Песней Песни в полдесть и Премудрость Саломона и Иисуса Сирахова.

Книга Ивана Лествичника, в полдесть, в затылке.

Книга Златая чепь, в полдесть, ветха.

Книга Зерцало, в полдесть, ветха.

Триодь цветная, переплетена надвое, в дву книгах, обе книги в полдесть, в кожах, у одное книги медные жукы, а у другыя книги жуки на одной цке.

Книга Ивана Дамаскина, пятдесять три главы[461], в полдесть, полууставие, с кожею[462] в затылке.

Да книга старца Перфирия[463], Соборник, в полдесть, в затылке, в начале писано Златоустаго, а потом и прочих святых учительные слова.

Книга Трефолой, и в ней три месяца, с сентября несполна, в полдесть, в коже, ветха, застежки медные, писан[ы] // (л. 24 об.) стихиры и каноны святым сентября месяца, выборам передал[464].

Книга Соборник, в полдесять, писаны[465] четьи слова и владычны празницы и великим святым, переплетена в коже погатой[466], без застежек.

Книга Соборник в полдести, жукы и застежкы медные, писан сентябрь.

Часасловец[467] в полдесть, в затылке, ветх.

Минея общая, в полдесть, в затылке.

Две книги церковные Служебники, обе в полдесть, обе в коже, ветхы, и у обеих книг по одной застежке по медной.

Книга в красной коже Житие соловецких чудотворцев, в затылке.

Книга Часословец с[468] каноны, в полдесть, в черной коже, науголникы и застежкы медные.

Тетрати, в полдесть, в коже, Кирила Белозерскаго чудотворца.

Книга Ахтой с пятью гласов, в полдесть, в затылке, застежка оловянная одна.

Книга, в полдесть, Алексея митрополита да Варлоама Хутынскаго, в начале писана от Псалтыри, указ и пасхалия // (л. 25) прошлая.

Тетрать в полдесть, писано от Правил святых отец, в коже, вкратце указы различные, слова полезные.

Тетрать в полдесть, в коже, писан праздник Спасу Нерукотворенному образу, в начале писано тропари и икосы дневные.

Тетрать же в полдесть, в коже, писаны каноны толковой на Светлое Воскресение.

Книга Церковной Служебник, в четверть, в черной коже, застежка медна одна.

Книга в полдесть, в затылке, Житие Николы Чудотворца и Сергия препадобного чудатворца, Кирилла Новоезерскаго Белого.

Псалтырь с следованием, в четверть, в красной коже, жукы и застежкы медные, во влагалище кожаном.

Ирмолай с охтой, в четверть, в затылке, ветх же.

Книга Ивана Дамаскина, в четверть, в затылке, и в ней дватцать три главы.

Часословец, в четверть, со святцы, в черной коже, // (л. 25 об.) ветх, один жук.

Книга Соборник, в полдесть, в затылке, в начале пишет Марка евангелиста.

Книга Ивана Богослова толковая, в полдесты[469].

Книга в полдесть, Потребник старца Мисаила.

Книга Часовник, в затылке, ветх.

Часовник же в тетратех, непереплетен.

Устав церковной 37–же в тетратех[470], в десть, в белой коже, жукы и застежкы медные.

Книга Стихириль, в полдесть, в коже красной, жук и застежка медные, даны чернаго священника Феодосия.


В том же Воскресенском монастыре.

Церковь во имя Пречистыя Богородицы Одигитрие, теплая, верх клетчатой, на подклете, с трапезою и с келарскою.

В церкове деисус большей поясной на празелени, семь образов.

Да[471] настоящий образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, месной[472], на празелене, пелена зендейная красная, опушена крашениною // (л. 26) синею. У того же образа завеса крашениная.

У Пречистыя Богородицы свеча месная.

Да у Николы Чудотворца свеча месная же.

И нет свечи в большем храму Воскресения.

Да образ Николая Чудотворца настоящей.

Двери царские на празилене, с евангелисты вверху.

У[473] дверей образ Благовещение Пречистыя Богородицы.

Образ Сергия чудотворца, въвидения Пречистыя Богородицы.

Образ Рождество Христово, на золоте.

Образ архангела Гавриила, на золоте, пядница.

Образ Введения Пречистыя Богородицы, на золоте, пядница.

Образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, на золоте, пядница, гривна витая серебряная, на поле[474] писан преподобный Кирил.

Образ Дмитрей Прилуцкай, на золоте, пядница.

Оброз преподобный Сергий и Кирил и Мортемьян, на золоте, пядница.

Образ // (л. 26 об.) Спасов, на золоте, пядница.

На тябле два образа, Спасов оброз да Пречистая Богородица.

Да пред деисусом паникадило медное невелико.

Сосуды церковныя оловяные.

Покровцы и воздухи зейдейные.

Хорургвь[475] миткалинная, кресты нашиты зейдень червчатая.

В олтаре престол, облачен выбойкою.

У престола[476] образ Пречистыя Богородица Одигитрие.

В трапезе деисус на краске, в нем три: образ Спасов, да образ Пречистыя Богородицы, да Иван Предтеча.

На другой стране образ Пречистыя Богородицы Одигитрие на краске, пядница, на поле преподобный Кирил.

Да образ Спасов, на золоте, пядница.

Да образ Благовещения, на золоте, пядница.

Да пять образов ветхы и поленяли.


В том же Воскресенском монастыре часовня.

А в ней над преподобным Кирилом чудотворцом гробница, облочена крашеныной[477] черной, // (л. 27) покровец отлас дымчат, на нем крест крашениной, шит.

Над гробницею деисус на краске, в киоте шесть образов: образ Спасов, образ Пречистыя, да Ивана Предтеча, да Введение Пречистыя.

Да крест древяной на раце врезан в иконе, в образе Троица, да Николы Чудотворца. Да в кеоте же два образа на золоте, Спасов да Николы Чудотворца.


Да по стене иконы поставлены.

Образ Спасов, обложен медью, оклад золочен, 45–тогда образ ободрали литовские люди[478].

Да образ Пречистыя Богородицы Одегитрии, на золоте, поленял.

Образ преподобнаго чудотворца Кирила Новоезерскаго чудотворца, пядница, пелена тафта черчатая, крест жемчужен мелкой.

У Кирила чудотворца свеча месная.

46–Колокола у церкви Воскресения Христова в паперти двое, а колоколницы на манастыре нет[479].


Да в монастырской казне.

Отписали строителю Савватию // (л. 27 об.) с братьею: казначею старцу Герасиму, да келарю старцу Веньямину, да старцу Андрияну, да старцу Кирилу, да старцу Филорету денег в казне осмь рублей четыре алтына две деньги.

Да в монастыре же в казне четыре скатерти: две бранных, скатерть клетчатая, скатерть в полотнищах бранная же.

Иготь медная.

Ситцо 47–для перца[480] перечное.

Веко медное.

Три яндовы[481] медных, одна лужена вся.


Да в казне же.

Государева жалованная грамота Андополския волости на отписные[482] починки: на починок Кобылинской, да починок Алексин Бор, да на починок Ортюшинской.

Другая государева жалованная грамота о хлебной и о денежной руге, что имати на Белоозере по всякой год на Николин день осенней с 12 году.

Да государева царева и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии жалованная торханная грамота // (л. 28) на Замоские деревни и на пустоши.

50–Да жалованная грамота торханная в монастырскую вотчину, писана на Гришино имя розстригино[483].

В казне же пять записей полюбовных окольных черных волостей Робозерские, да Андопольские волости, да Урозерские, да Чиногорскаго погоста на старост и на всех крестьян, что им через манастырскую межу перемешена земля не пахати и сенных покосов не косить. И кто через межу пашни пашет или сено косит, и на том по записе без суда пятдесят[484] рублей.

Двадцать кабал: три кабалы заемных, кабалы из лет вышли, денег по тем кабалам взяти не на ком.

Двадцать крепостей дворовых и вкладных и межах[485] и в пожнях.

Да на монастырских крестьян кабал на пять рублей на двадцать алтын на два алтына // (л. 28 об.) на две деньги.


В[486] поваренной избе и келарской.

И яственных поваренных четыре котла медных.

Больших два, ведер по пяти.

И два котла по два ведра, утлы и краи обложены.

Да четыре сковороткы[487] медных черных, краи обломаны, дироваты, да две белых.

Котел медный квасной.

На[488] поварне двадцать пять ведер.

На погребе два оловяника[489], переломаны.


Да в казне же.

Пять рукомойников медных.

Да две лохани медных.

Да три солоницы, одна медная, две оловяных.

Полог браной.

Да ферези шубные под сукном под белым.

Да четверы рукавицы дубленых.

Да четверы подошвы згибных.

Сукон белых, черных и серых тридцать осмь аршин.

Сермяга черна новая.

Да два кумгана[490] медных с кровлями[491].

Да два ковра ветхы. //

(л. 29) Келей на монастыре пять, кровли на них огнили и от озера подмыло, в иных и жити нельзя.

Да две житницы огнили, и хлеба держать нельзя.

Да погреб летней с сушилом, от озера подмыло.

Да хлебня с сеньми, да в хлебне и в повареной избе один хлебник, да и повар он же.

Конец ознакомительного фрагмента.