Вы здесь

Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития. 4. Социальная защита (А. А. Сазонов, 2013)

4. Социальная защита

Проблема социальной защиты молодежи стоит в ряду актуальных социальных проблем российского общества и государства. О ее актуальности свидетельствуют и результаты нашего исследования. В частности, исследованием был зафиксирован факт того что несмотря на более высокий уровень дохода, чем в среднем по России, московская молодёжь нуждается в социальной поддержке государства. Особенно это касается молодых семей, молодых инвалидов и семей имеющих инвалидов в своем составе.

На рис. 4.1 представлено распределение ответов на вопрос о необходимости такой поддержки.


Рис. 4.1. В какой мере Вы нуждаетесь в поддержке со стороны государства для решения Ваших проблем и проблем Вашей семьи? (в % от числа ответивших, n = 1952)


Как видно из приведённых данных больше половины респондентов нуждается в поддержке в той или иной степени, причем почти 10 % – остро.

Чуть более 30 % позиционировали себя как самодостаточных, не нуждающихся в поддержке государства. Около 15 % затруднились ответить на этот вопрос. Но при этом корреляционный анализ показал, что большинство представителей категории респондентовне нуждающихся в поддержке государства– люди из младшей возрастной группы (15–18 лет), находятся на иждивении родителей и живут в семьях с высокими доходами.

О видах желаемой поддержки показано в табл. 4.1.


Таблица 4.1 (в % от опрошенных)


Как мы видим, из приведённых данных, в целом по выборочной совокупности молодых респондентов мегаполиса, потребность в поддержке со стороны государства ощущается, в первую очередь, в оказании бесплатной медицинской помощи (28,9 % отметили эту позицию от опрошенных респондентов), получение бесплатного профессионального образования – 26,3 %, в помощи по трудоустройству на подходящую работу – 24,8 %, в поддержании порядка и законности – 21,3 %; во вторую очередь поставлены проблемы выплаты компенсаций и пособий (на лекарства, транспорт, оплату жилья и т. д.) – 13,1 %, стабильности установленных политических и экономических норм и правил – 12,5 %. В иных видах социальной помощи со стороны государства нуждаемость молодых меньше, на них указало от 2,7 до 8,2 % респондентов (см. табл. 4 1). Еще 1,1 % опрошенных отметили позицию «другое». Почти все отметившие ее имели ввиду помощь в получении жилья.

Приведенные данные позволяют с достаточной вероятностью судить о проблемах молодых людей, рассматриваемых в контексте вопроса социальной защищенности, и вполне коррелируются с другими, также полученными в ходе исследования, а именно: с результатами ответов на прямые вопросы анкеты «Какие проблемы в первую очередь осложняют жизнь лично Вам (Вашей семье)?» (где респондентам предлагалось отметить 5 наиболее острых проблем из предложенного списка в 14 позиций) и «Какие проблемы сегодня, на Ваш взгляд, наиболее остры для Москвы?» (7 ответов из 29 позиций) (см. рис. 4.2, табл. 4.2); о доступности некоторых видов услуг, в частности – получение качественного медицинского обслуживания, получение качественного санитарно-курортного лечения, получение качественного высшего образования; а также с субъективными оценками своего материально-имущественного статуса.

Из приведенных данных можно сделать выводы, например о том, что около 30 % респондентов неудовлетворенны уровнем медицинского обслуживания в государственных лечебницах. А качественные медицинские услуги очень дороги. Не случайно 18,4 % респондентов на вопрос о их доступности ответили: «скорее недоступны, чем доступны», а еще 3,5 % – однозначно – «недоступны». Ещё проблематичнее для молодых людей получение качественного санитарно-курортного лечения – 25,7 % и 12,6 % соответственно. При этом проблемы со здоровьем, как очень актуальные для себя (членов своей семьи) отметило более 17 %.

На втором месте, по востребованности среди молодежи форм государственной поддержки стоит помощь в получении бесплатного профессионального образования. Сложившаяся в настоящее время ситуация в высшей школе характеризуется сокращением количества бюджетных мест в вузах, что вынуждает молодых людей, их семьи платить за образование. Причем размер оплаты напрямую зависит от престижа выбранной специальности и вуза. Это заставляет многих студентов работать параллельно с обучением, что зачастую сказывается на качестве получаемых знаний и навыков.


Рис. 4.2. Наиболее острые проблемы, осложняющие жизнь респондентам и их семьям (в % о т числа опрошенных)


Таблица 4.2. Мнения респондентов о наиболее острых проблемах Москвы (в % от числа опрошенных)


На первом месте в рейтинге проблем молодежи (по количеству отмечаний) стоят материальные трудности, которые и обуславливают во многом выбор молодежью форм государственной поддержки.

Острой проблемой для молодежи остается проблема трудоустройства. Сегодня молодому человеку, даже в Москве, непросто найти работу с хорошим заработком и нормальными условиями, в соответствии со своими специальностью и квалификацией. Особенно от этого страдают выпускники вузов, молодые специалисты. В городе около 10 % молодых людей, имеющих профессию – являются безработными, а работают по специальности около 68–70 %. Не случайно третье место среди наиболее востребованных форм государственной поддержки стоит у молодежи помощь по трудоустройству на подходящую работу. В ней нуждается четверть опрошенных и абсолютно столько же указало на проблему невозможности найти прилично оплачиваемую работу «по душе», а еще 18,4 % на сложности с трудоустройством, боязнь потерять работу и 15,7 % на невозможность реализации своего личностного потенциала (который реализуется в большей мере в профессиональной деятельности). Подобные параллели можно продолжать проводить и дальше.

На ожидания молодых людей поддержки со стороны государства и выбор форм поддержки влияет, определенным образом, как показал анализ данных, их возраст, образование, семейное положение, инвалидность или наличие в семье члена семьи-инвалида и, как оказалось, этнический фактор (несколько неожиданно для нас выявленный в ходе анализа)

В табл. 4.3 показаны распределения 1080 респондентов, которые обозначили как свою национальность, так и необходимость в поддержке со стороны государства. Хотя выборочные совокупности для русских и представителей других национальностей отличаются более чем на порядок (1080 и 75), видно значительное отличие почти по всем параметрам.


Таблица 4.3


Окончание таблицы 4.3


Получается, что нерусские меньше русских нуждаются в бесплатной медицинской помощи; легче устраиваются на работу и получают образование (нуждающихся в помощи в получении бесплатного профессионального образования, помощи по трудоустройству на подходящую работу среди русских в 2 и более раза больше чем среди нерусских); им гораздо меньше нужны порядок и законность, стабильность установленных политических и экономических норм и правил.

Зато среди нерусских (по сравнению с русскими) более чем в 3 раза больше нуждающихся в помощи и гарантиях при получении ссуд и кредитов на открытие своего дела (т. е. ориентированных на собственный бизнес в Москве); в 2,5 раза больше нуждающихся в невмешательстве государства в их личную и деловую жизнь, в 1,5 раза больше – в оказании бесплатной юридической помощи.

Объяснение приведенным эмпирическим данным требует, по нашему мнению, дополнительных более целенаправленных социологических исследований, (лучше всего проводимых в мониторинговом режиме), что позволит понять не только глубинные причины выявленных фактов, но и тенденции их развития в будущем.

Серьезной проблемой социальной защищённости молодежи остается проблема молодых инвалидов, семей с инвалидами.

На сегодняшний день в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7 % населения). Среди них очень много молодых людей и детей. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45 % от числа первично признанных инвалидами граждан. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в России рождается 50 тыс. детей – инвалидов с детства. В последние годы наблюдается увеличение численности инвалидов вследствие военной травмы. Инвалиды и семьи имеющие в своем составе инвалидов, относятся в нашей стране к одной из наиболее депривированных социальных групп.

Вообще наличие инвалида в семье резко снижает ее жизненный уровень. Например, корреляционный анализ показал что у молодых представителей указанной группы (семьи, имеющие в своем составе инвалидов) уровень жизни, в целом, более чем на треть ниже среднего по всему массиву. А таковых оказалось 9,7 % среди всех респондентов. Причем 80,4 % в данной группе живут в семьях с 1 инвалидом, 15,5 % с 2-мя, по 1,0 % с 3-мя и 4-мя, 2,1 % – более чем с 4-мя. 72 человека указали что они сами являются инвалидами (это 3,6 % от всех опрошенных).

Все инвалиды и три четверти семей с инвалидами отметили что нуждаются в поддержке государства, средний показатель по массиву опрошенных – 55 %; почти все инвалиды и половина семей с инвалидами заявили что остро нуждаются в ней и без помощи государства им не обойтись. Среди всех респондентов – 10 %; ни один из представителей этой группы не ответил что у него нет проблем, а 26,6 % всех респондентов отметили, что никаких серьезных трудностей для них не существует; большинство инвалидов и представителей семей с инвалидами относят себя к имущественно-статусным группам которым «На продукты питания денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения» (в целом по массиву – 7,9 %) или которые «…едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на продукты питания» (в целом по массиву таких лишь 1,6 %); треть молодых инвалидов нигде не работает и не учится (в целом по массиву – 6,7 %); не выявлено ни одного молодого инвалида, который позиционировал бы себя как материально ни от кого независимого; на просьбу ответить о наиболее актуальных для себя проблемах только инвалиды указали (в графе «другое») на проблему создания собственной семьи. Среди 72 опрошенных инвалидов только 12 «чувствуют себя вполне полноценным, мало отличающихся от других членов общества». Еще 10 молодых инвалидов считают что: «Я имею свое место в жизни общества, которое меня вполне устраивает». 9 человек думают: «Я не чувствую себя достаточно полноценным, мои возможности ограничены». Еще 21 осознает что: «Чувство ущербности мешает ему жить и быть, как все». Затруднилось ответить на вопрос «Если Вы являетесь инвалидом, то чувствуете ли себя полноценным членом общества?» 18 респондентов-инвалидов. Один ответил: «Особенно не задумываюсь о своей полноценности».

Все это свидетельствует о перманентной нерешаемости проблем инвалидов вообще и молодых инвалидов, в особенности.

В целом, опираясь на результаты анализа эмпирических данных, можно констатировать что большинство представителей молодежи, в том числе и московской, нужно относить к депривантам, т. е. слабо защищенным, в социальном плане людям. Прежде всего это относится к молодым семьям, молодым инвалидам, молодым семьям с инвалидами в своем составе.

Социальная защищенность молодежи – как обобщенная характеристика эффективности: системы мер социальной защиты, деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики, действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных гарантий – на сегодняшний день не вполне адекватна реальной социально ситуации, и объективным потребностям развития молодежи и всего российского общества.