3. Уровень жизни
Об уровне жизни молодежи московского мегаполиса можно судить по данным приведенным на рис. 3.1–3.3 и табл. 3.1–3.3.
Рис. 3.1. Среднедушевой доход (в % от числа ответивших, n = 1947)
Таблица 3.1. Источники доходов (в % от числа ответивших)
Окончание таблицы 3.1
Рис. 3.2. Основные виды расходов (в % от числа опрошенных)
Таблица 3.2. Оценка доступности социальных услуг (в % от числа ответивших)
Приведённые данные достаточно красноречивые и не требуют пространных комментариев.
По субъективным оценкам уровня своего материального благополучия (рис. 3.3) респонденты распределились следующим образом (конечно, такая дифференциация весьма условна): высокий уровень – 4,6 %; достаточно высокий – 52,7 %; средний – 33.2 %; низкий – 7,9 %; очень низкий – 1,6 %.
Рис. 3.3. Субъективные оценки своего имущественного статуса (К какой из следующих групп населения Вы могли бы отнести свою семью?) (в % от числа ответивших, n = 1954)
Сравнение этих данных с ответами на вопрос о величине среднего душевого дохода в месяц свидетельствует об очень скромных представлениях большинства россиян, в том числе молодых о «высоком» уровне достатка.
Так, имеют среднедушевой доход в месяц до 5 тыс. руб. – 3,7 %. А ведь эта сумма едва ли достаточна даже для пропитания, а тем более, оплаты жилищно-коммунальных услуг, транспорта, особенно в большом городе.
Еще 17,7 % имеют душевой доход в месяц от 5 до 10 тыс. руб., что, по сути, не обеспечивает даже прожиточный минимум всех членов данной группы. Ведь лишь верхняя планка уровня доходов этой группы только-только совпадает с ним (табл. 3.3)
Таблица 3.3[1]
В 2013 году прожиточный минимум в Москве, в среднем, составит 10,456 тысячи рублей, в том числе для трудоспособного населения – 11,763 тысячи рублей, для пенсионеров – 7,137 тысячи рублей и для детей – 9,037 тысячи рублей[2].
При этом 12 % москвичей получают зарплату ниже прожиточного минимума; 36 % жителей столицы являются низкообеспеченными, их доход не превышает 3 «минимумов». 31 % имеют доходы ниже среднего – от 3 до 7 прожиточных минимумов (эти данные официальной статистики вполне согласуются с нашими). Средние доходы в Москве – 45 900 руб.[3], не самые высокие в России, чего не скажешь о имущественной дифференциации. В Москве индекс социальной дифференциации (отношение зарплаты 10 % самых высокооплачиваемых сотрудников к 10 % самых низкооплачиваемых) самый высокий в стране. По мнению главного научного сотрудника управления заработной платы и доходов населения НИИ труда и социального страхования Роберта Яковлева в столице зарплата 10 % самых высокооплачиваемых сотрудников превышает зарплату 10 % самых низкооплачиваемых в 50 раз. (По официальной статистике, этот разрыв составляет 35,4)[4].
Более или менее сносно может существовать в современной Москве следующая группа респондентов с душевым доходом от 10 до 20 тыс. руб. в месяц, таковых среди наших молодых респондентов 34,1 %.
Следующая категория – люди со среднедушевым доходом от 20 до 30 тыс. рублей ($700–1000), которую отметило 29 % респондентов, да и категория респондентов с доходами от 30 до 50 тыс. рублей ($1000–1500), которую отметило всего 9,3 % респондентов также не являются показателем высокого уровня жизни (особенно по европейским меркам).
Поэтому вызывает некоторое сомнение реальный материальный статус более чем половины опрошенных, относящих себя к достаточно высокой категории (по уровню благосостояния). Ведь людей с душевым доходом менее 5000 руб. с полным правом надо относить к категории нищих (таковых – 3,7 %), но так себя самооценивают лишь 1,6 %. Люди с доходами 5–10 тыс. (17,7 % респондентов) – безусловно бедные, а к таковым себя относят всего 7,9 %. и т. п.
Сомнение подтверждает анализ структуры доходов/ расходов. Например, для 27,8 % семей респондентов материальная помощь родственников и др. близких людей является единственным, основным или весьма значимым источником доходов. Или, почти 85 % отметили среди трех основных статей расходов – расходы на покупку продуктов, почти 60 % – коммунальные платежи, 45 % – покупку одежды и обуви и т. д. (см. рис. 3.2). Трудно согласиться с тем, что это основные статьи бюджета высокообеспеченных людей.
Отвечая на вопрос о доступности для себя (членов своей семьи) социально-экономических благ от 1/5 до 1/4 респондентов отметили что им «не доступно» или «скорее недоступно» получение качественного медицинского обслуживания; качественные услуги учреждений культуры; качественные услуги спортивных учреждений. Для почти 40 % не доступно (трудно доступно) получение качественного санаторно-курортного лечения, а почти для каждого седьмого – получение качественного высшего образования (см. табл. 3.2).
Здесь надо добавить что молодежь, позиционирующая себя представителями самых обеспеченных, в материальном плане, групп («Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, однако для нас затруднительна покупка действительно дорогих вещей (квартиры, дачи)», «Мы ни в чем себе не отказываем, можем позволить себе покупку квартиры, дачи и другое») на 3/4 не являются самостоятельными субъектами и продемонстрированный уровень достатка относится, прежде всего, к заслугам их родителей.
Как видно из данных табл. 3.1 для абсолютного большинства респондентов единственным или основным источником средств существования является заработная плата. Почти для 30 % (как уже указывалось), значимым источником средств является помощь родных. В том числе для почти трети из них – основным или единственным. Для 8–18 % таковыми источниками являются стипендии, пособия, пенсии (последние, в основном, для молодых инвалидов). Сбережения и доходы от сдаваемого внаем, аренду имущества имеют значимость как источники дохода для трети (примерно) опрошенных, но относятся к компетенции родителей большинства на них указавших.
Важнейшей статусной характеристикой является независимость материального положения человека. Данные, приведенные на рис. 3.4 представляют распределение ответов на вопрос: «В какой степени Вы материально зависите от родителей (других людей)?».
Рис. 3.4. В какой степени Вы материально зависите от родителей (других людей)? (в % от числа ответивших, n = 1943)
Корреляционный анализ показал что: полностью или в большей мере независимы материально от кого-то только люди 3-й и 4-й возрастных групп (23–26 и 27–30 лет) имеющие работу; на противоположном полюсе (полностью или в большей мере зависимы) самые молодые (более трёх четвертей), школьники, неработающие студенты, девушки (две трети).
И это все – логично, если не сказать банально. К сожалению, нет ни одного молодого инвалида, который позиционировал бы себя как материально ни от кого независимого.
В табл. 3.4 представлены данные, отражающие статус материальной независимости респондентов в корреляции с фактором образования.
Таблица 3.4
Как видно из приведенных данных, среди материально независимых респондентов людей с высшим образованием немногим более трети; со средним общим или средним профессиональным и незаконченным высшим примерно по четверти (+/–1–2 %). Но вот в группе людей со средним общим или средним профессиональным почти 40 % материально независимых, больше чем в любой другой общности респондентов, сгруппированных по признаку «образование». Среди молодых людей имеющих высшее образование полностью, или в большей мере, зависят от других 23 % (правда, это на 4/5 женщины, а у нас женщины, традиционно, всегда более зависимы материально от кого-то чем мужчины).
Из этого следует вывод – образование важный фактор обретения материальной независимости, но, отнюдь, не гарантирующий последней.
Дальнейший анализ показал, что практически каждый пятый из материально несамостоятельных, имеющих высшее образование не имеет работы, а если имеет, то, в основном, не по специальности, не соответствующую уровню образования и квалификации такого респондента.
Это еще раз подчеркивает остроту проблем для молодых людей связанных с «Невозможностью найти прилично оплачиваемую работу «по душе», «Невозможностью реализации своего личностного потенциала», «Сложностями с трудоустройством, боязнь потерять работу», на которые указали как на актуальные личные проблемы от 15 до 25 % всех опрошенных. А около половины последних, как раз, материально несостоятельные респонденты с высшим образованием.
Важным показателем уровня жизни является жилищная обеспеченность.
О жилищных условиях респондентов дают представление данные, представленными рис. 3.5–3.8.
Примерно 40 % респондентов проживает в квартирах родителей. Более четверти имеют собственное жилье. Применение многомерного корреляционного анализа, дополненного неформальным интервью анкетёров с респондентами позволяет утверждать, что абсолютное большинство собственников квартир получило их с помощью родителей или в дар от последних.
Около трети респондентов считают что они остро нуждаются в улучшении жилищных условий, и примерно столько же заявили: «Особой необходимости нет, но все же мы хотели бы улучшить свои жилищные условия» (см. рис. 3.6).
Известно что Москва – один из самых «дорогих» городов мира, прежде всего по стоимости жилья. Тем не менее 29,7 % всех опрошенных планируют приобрести жильё в ближайшие 2–3 года. Рис. 3.7 иллюстрирует варианты этих планов.
Рис. 3.5. Жилищные условия (в % от числа ответивших, n = 1948)
Рис. 3.6. Нуждаемость в улучшении жилищных условий (в % от числа ответивших, n = 1945)
Рис. 3.7. Планы на улучшение жилья (Планируете ли Вы улучшать свои жилищные условия в ближайшие 2–3 года? Если да, то каким образом?) (в % от числа ответивших, n = 1796)
30,7 % ответивших (а это 27,6 % от всех опрошенных) пессимистичны в оценках своих перспектив на улучшение каким-либо способом жилищных условий.
Из 35,1 % (см. рис. 3.8) всех респондентов, недавно улучшивших свои жилищные условия около 30 % – молодые семьи (респонденты имеющие супруга). Среди них: треть получили квартиры в дар; несколько человек указали, что получили жилье от государства; остальные «Купили жилье на собственные накопления», «Купили по «жилищному» сертификату», «Купили жилье по ипотеке». Но среди последних только каждый 10-й экономически независим.
Среди других респондентов, указавших на улучшение своих жилищных условий (70 % в группе) почти все проживают с родителями, следовательно имели ввиду не себя, не собственную семью, и, скорее всего, реального участия в этом не принимали, или участие было ограниченным.
Рис. 3.8. Если за последний год Вы улучшили свои жилищные условия, то каким образом? (в % от числа ответивших, n = 703)
Вывод, в этой связи, увы, банален – абсолютному большинству молодых москвичей не под силу самим (без помощи родных) приобрести себе приличное жилье.
Важным показателем уровня и качества жизни людей является структура досуга. Но сегодня полноценная реализация досуговых потребностей, в соответствии со своими наклонностями, далеко не всегда возможна для значительной части молодых людей. Поэтому программой исследования предусматривался анализ форм и масштабов вовлеченности молодежи в различные виды досуговой деятельности (см. табл. 3.4).
В соответствующий блок вопросов инструментария был включен набор из 14 наиболее распространенных видов молодежной досуговой деятельности, а в шкалу измерения такие шкальные позиции как: «хотел бы (заниматься тем или иным видом), но не имею возможности» и «никогда не хотел бы это делать».
Представленные в таблице данные демонстрируют, что доминирующими видами досуга у современной российской молодежи являются наиболее дешевые. На первом месте – просмотр TV и видео. Постоянно и часто этим видом занимают свой досуг 63,7 % всех опрошенных молодых людей (21 % +42,7 %). Второе и третье места, в структуре досуга, занимают чтение и посещение друзей, близких – 58,5 % (17,6 % + 40,9 %) и 54,5 % (9,4 % + 45,1 %), соответственно. Эти же виды, как наиболее доступные, занимают последние места по количеству отметивших четвертую альтернативу – «хотел бы, но не имею возможности».
Таблица 3.4. Досуговые потребности/структура досуга (в % от числа ответивших)
В следующую группу видов досуга (по распространенности в молодежной среде) входят более затратные, а, следовательно и менее популярные: посещение кинотеатров (8,4 % + 38,9 % = 47,3 %), поездки (походы) «на природу» (8,4 % + 34,3 % = 44,7 %), занятия физкультурой и спортом (9,9 % + 32,3 % = 42,2), посещение театров, музеев, концертов, выставок (5,4 % + 26,2 % = 31,6).
Более 30 % (представители дифференцированных групп с высоким уровнем среднедушевого дохода) часто или постоянно посещают рестораны, бары.
Интеллектуальными видами – посещение театров, музеев, занятия художественным творчеством занимается незначительная часть молодежи.
Впрочем, это относится и к чтению. Когда-то мы были самой читающей страной. При колоссальных тиража общество испытывало книжный голод.
А сегодня – более трети молодых читают редко, а есть такие что и вообще не читают. И это несмотря на возможности Интернета. К тому же качество потребляемого чтива в большинстве случаев оставляет очень желать лучшего.
О неудовлетворенности сферой досуга, ввиду недоступности для значительной части молодежи многих ее видов, свидетельствует выбор респондентами четвертой альтернативы: около 40 % опрошенных хотели бы, но не имеют возможности заниматься туризмом в пределах страны и более 40 % зарубежным туризмом; более чем каждый четвертый хотел бы, но не может заниматься художественным творчеством; около 20 % не имеют возможности посещать театры, музеи, выставки и концерты; более 17 % хотят, но не могут позволить себе занятия физкультурой и спортом; почти четверть хотели бы посещать клубы по интересам, но также не имеют такой возможности; даже простая поездка за город, «на природу» недоступна для 13,2 %.
Выбор альтернативы «другое» подразумевал указание что именно.
По 4/5 респондентов отметивших в этой графе постоянно + часто указали на Интернет который, таким образом тоже входит в 1 группу наиболее популярных видов досуга (кстати тоже – дешевый). При этом только 1 респондент из 2000 отметил, по поводу интернета, «Хотел бы, но не имею возможности». 20 %, указавших на альтернативу «другое» «хотели бы, но не имеют возможности» заниматься: серфингом (в том числе на Гавайях, Австралии и др. экзотических местах), ходить под парусами на яхте, вообще путешествовать по миру (с комфортом), коллекционировать (часто – картины, антиквариат, иконы, награды, старинные монеты и т. п. дорогие виды коллекционирования).
Рассматривая проблему досуга молодежи надо иметь ввиду некоторые соображения, которые эту проблему обостряют.
Проведение большей части своего свободного времени у телевизора или компьютера (самые распространенные виды досуга) имеет гораздо больше негативных, чем позитивных последствий для здоровья молодых людей и для развития делинквентного поведения, так как львиная доля нынешних телепередач и видеоматериалов приходится на крайне низкопробную продукцию (о чем уже упоминалось). В результате формируется делинквентные типы поведения, стимулируются психические заболевания, гиподинамия и т. д.
Занятия спортом, по большей части сводятся к самым простым формам физкультуры (что само по себе является, безусловно позитивным моментом), так как занятия в секциях стоят достаточно дорого, а бесплатных мало. Дорого стоит и приличное спортивное снаряжение.
Также практически отсутствуют бесплатные музыкальные и хореографические школы, изостудии, художественные кружки и т. п., а те, что есть имеют ограниченный спектр форм и направлений. Поэтому и занятия художественным творчеством, в соответствии со своими наклонностями, опять же доступны далеко не всем желающим.
Что же касается туризма, то он, по большей мере, самодеятельный, т. е. самый дешевый. Организованные турпоходы и поездки, познавательные экскурсии также дороги.
Ряд такого рода соображений можно продолжать.
В заключение можно добавить следующее:
• в молодежной среде, как и во всем российском обществе, фиксируется достаточно заметная имущественная дифференциация;
• московская молодежь, как и москвичи в целом, по сравнению с большинством других регионов России имеют более высокий уровень и качество жизни.