Житие святой блаженной Матроны Московской
Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Всего в 20 километрах от этого села находится знаменитое Куликово поле, на котором 8 сентября 1380 года войска русских княжеств под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского одержали победу над татаромонголами, решив тем самым судьбу не только России, но и всей Европы. На бой с золотоордынцами князя благословил сам игумен земли русской Сергий Радонежский и дал ему в подмогу богатырей-иноков. Вот почему рождение Матроны в таком значимом для России месте уже служит знаком ее богоизбранности.
Родители Матроны – Димитрий и Наталия – относились к крестьянскому сословию. Людьми они были благочестивыми, честными, много трудились, но жили впроголодь. Печь в избе топилась по-черному, дров не имелось, поэтому, чтобы согреться, жгли солому. После того как она прогорала, мать выгребала из печи золу и укладывала в нее детишек. Так она могла быть спокойна, что до утра они не замерзнут.
К тому времени, когда родилась Матрона, в семье уже было трое детей: двое сыновей, Иван и Михаил, и дочь Мария. Никакой радости ожидание еще одного чада родителям не доставило, ведь они были уже немолоды, в доме царила нищета. Поэтому четвертый ребенок воспринимался только как лишний рот, кормить которого не было ни сил, ни средств. В связи с этим мать, еще будучи беременной, решила избавиться от нежеланного приплода. В патриархальной крестьянской семье об убийстве младенца во чреве матери не могли даже и подумать – это был страшный грех. Однако в то время существовало большое количество приютов, где незаконнорожденные и дети из бедных семей воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.
В соседнем с Себино селе Бучалки как раз находился такой приют, основателем которого был князь Голицын. Вот в этот приют Наталия и решила отдать новорожденного.
Осуществить задуманное Наталии помешал вещий сон. В нем еще не родившаяся дочь явилась ей в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села на ее правую руку. Проснувшись, Наталия поняла, что это знамение, и отказалась от мысли отдать ребенка в приют.
В положенный срок Наталия родила слепую девочку и полюбила свое несчастное дитя всем сердцем. В Священном Писании говорится, что Всеведущий Бог иногда избирает Себе служителей задолго до их рождения. Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Так и с Матроной. Господь избрал ее для особого служения и с самого начала возложил на нее тяжелый крест, что она с покорностью и терпением несла всю свою жизнь.
При крещении девочку назвали Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы, жившей на заре христианства. День ее памяти отмечается православной церковью 9 (22) ноября.
Святая Матрона Константинопольская родилась в V веке в городе Пергия Памфлийская (Малая Азия). Еще в раннем детстве Матрона отличалась набожностью. Она часто ходила в храм и молилась об искуплении своих грехов.
В возрасте 25 лет Матрона вместе с мужем и маленькой дочерью переехала в Константинополь, где при храме встретила двух стариц, отличавшихся особым благочестием, Сусанну и Евгению. По их примеру Матрона начала вести жизнь в постоянном посте и воздержании, чему очень противился ее муж.
Жизнь в миру тяготила женщину, и преподобная все же решила оставить семью, дабы полностью посвятить себя Богу. Чтобы укрепиться в своем решении, она помолилась Богу и спросила у Него благословения. Ночью она увидела чудесный сон, в котором женщина спасалась от преследования мужа в толпе иноков. Этим сном Бог давал Матроне благословение на ее новую жизнь.
Поручив дочь Феодотию заботам старицы Сусанны, Матрона коротко остригла волосы, надела мужское платье, отправилась в мужской монастырь преподобного Вассиана и выдала там себя за евнуха Вавилу. Чтобы никто не догадался о том, что она женщина, Матрона приняла обет молчания и день за днем проводила в непрестанном труде.
Однажды один из иноков заметил, что у нее проколоты уши. «Меня так любил в детстве воспитатель, что он надевал на меня разные украшения», – соврала в ответ на его недоуменный вопрос Матрона.
Через некоторое время игумену монастыря, преподобному Вассиану, привиделся вещий сон, раскрывший ему правду о трудолюбивом евнухе. Такой же сон увидел и настоятель другого монастыря – блаженный Акакий. Преподобный Вассиан призвал праведницу к ответу и, когда она во всем призналась, поверил в чистоту ее помыслов. Он благословил Матрону и отправил в женский монастырь в Емесе, где святая приняла постриг.
Смирение и добродетели Матроны служили примером для всех сестер монастыря, поэтому после смерти настоятельницы обители ей была предложена эта должность, и преподобная ее с благодарностью приняла.
В награду за свои добродетели Матрона получила от Господа дар целительства. И вскоре молва о чудесах, которые творили ее молитвы, разлетелась далеко за пределы монастыря. Дошли слухи и до мужа Матроны. Он пришел к стенам монастыря и стал просить, чтобы его допустили к настоятельнице. Однако Матрона, предвидя последствия, приняла решение уйти из монастыря и стать затворницей. Она отправилась через Иерусалим, гору Синай в Берит. В окрестностях этого города святая и поселилась в заброшенном языческом храме.
Когда горожане узнали о ее местонахождении, они стали приходить к храму, чтобы испросить у праведницы совета и помощи. Немало язычников обратила подвижница в христианскую веру.
Множество молодых девушек и женщин стекались к затвору преподобной, чтобы посвятить себя служению Христу, и селились неподалеку. Вскоре на этом месте была основана новая обитель.
Через некоторое время насельницы обители во главе со своей настоятельницей перебрались в Константинополь, где с благословения преподобного Вассиана заложили основы нового монастыря. Этот монастырь был известен строгостью устава и высокой добродетелью населявших его сестер.
Умерла Матрона в возрасте 100 лет, 75 лет из которых праведница отдала служению Богу. Перед смертью ей было видение, что она удостоилась места в раю.
Таинство крещения маленькой святой сопровождалось чудом, которое свидетельствовало о ее богоизбранности. После того как священник окунул девочку в купель, все бывшие в храме увидели, что над младенцем поднимается столб легкого дыма, источающего тонкий аромат. Об этом событии рассказывал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, лично присутствовавший при таинстве.
Священник, крестивший Матронушку, почитаемый в селении человек, которого прихожане считали блаженным праведником, увидев столб дыма, очень удивился: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят».
После того как отец Василий трижды окунул девочку в купель и, завернутую в тряпицу, передал в руки крестной, он произнес: «Таковые – жертва Богу от всего общества; она – наша ограда». Эти слова поразили присутствующих в церкви прихожан: о какой ограде можно было говорить, когда находящаяся в его руках девочка была слепой, убогой – ей бы от своих недугов огородиться.
Однако отец Василий твердо уверовал в богоизбранность ребенка. Он сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». А чуть позже добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет его смерть. Так все и случилось.
Однажды среди ночи Матронушка вдруг проснулась и сказала матери, что отец Василий скончался. Испугавшись, Димитрий и Наталия побежали к дому священника, где их действительно ждала печальная весть – отец Василий, их пастырь, отошел ко Всевышнему.
Имелся у Матроны и внешний, телесный знак, свидетельствующий о ее богоизбранности. На груди девочки была небольшая выпуклость в форме креста – нерукотворный нательный крестик. И такая святость исходила от него, что в детстве Матронушка часто снимала с себя крестик, полученный при крещении. Однажды, когда маленькой святой было шесть лет, мать стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», – отвечала девочка. «Милая дочка, – опомнилась Наталия, – прости меня! А я-то все тебя ругаю…».
Очевидцы рассказывают, что как-то в дом, где жила Матронушка с родителями, зашел седобородый старец и попросил вынести ему воды. Услышав эту просьбу, слепая девочка уверенно подошла к ведру с водой, взяла ковш, наполнила его и подала старцу. Тот попил, после чего положил свою ладонь на голову Матроны и сказал: «Спаси тебя Христос!». Когда старик ушел, Димитрий задумчиво посмотрел ему вслед и, обращаясь к жене, высказал предположение: «Очень похож на Николая Угодника. Не он ли?». Наталия удивилась: «Неужто сам Никола?». После этой встречи со старцем, в образе которого Матроне явился сам Николай Чудотворец, и появилась на груди у девочки выпуклость – нерукотворный крест.
Подруги Наталии рассказывали, что она часто жаловалась на свою новорожденную малышку: «Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно».
В среду и пятницу по православной традиции должно соблюдать пост. Маленьких детей Церковь от поста освобождает. Однако в житиях святых, например Серафима Саровского, очень часто встречается упоминание о том, что еще в младенчестве избранник Божий отказывался в эти дни от материнской груди.
Матрона родилась не просто слепой, у нее совсем не было глаз. Плотно сомкнутые веки плотно закрывали пустые глазницы. Совсем как у той птицы, что видела Наталья во сне задолго до рождения дочери. Но взамен Господь дал девочке духовное зрение. Еще в раннем детстве по ночам она тихонько, стараясь не шуметь, чтобы не потревожить спящих родителей, пробиралась в святой угол, непонятно как доставала с полки иконы, клала их на стол и до утра сидела с ними.
С соседскими ребятишками Матронушка играла мало. Дети часто дразнили, обижали ее, а порой откровенно издевались: стегали крапивой, не боясь, что она увидит обидчика и пожалуется родителям. Они сталкивали маленькую страдалицу в яму, а потом с любопытством наблюдали, как она на ощупь карабкалась по склону, чтобы выбраться из ловушки. Все нападки и унижения святая девочка сносила молча, не помышляя даже о том, чтобы дать отпор своим мучителям. Она редко выходила из дома, стараясь как можно реже попадаться им на глаза, и проводила дни в уединении.
Дом Никоновых находился недалеко от очень красивого храма Успения Божией Матери. На службу в этот храм сходились жители нескольких окрестных деревень. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и с самого раннего возраста брали ее с собой на богослужения. Матронушка буквально выросла в храме, вдыхая аромат ладана и вслушиваясь в пение хора и проникновенный голос священника. Сначала сидела на руках у родителей, потом стояла, держась за руку матери, а затем и самостоятельно. Если девочки долго не было дома, мать всегда знала, где ее найти. У малышки в церкви имелось излюбленное место – слева от входной двери, у западной стены. Там она, не шелохнувшись, выстаивала все время богослужения. Маленькая святая знала наизусть все церковные песнопения и часто подпевала певчим, получив от рождения дар непрестанной молитвы, который она пронесла через всю жизнь.
Глядя на молящуюся Матронушку, односельчане с удивлением замечали, как светилось личико слепой девочки во время церковной службы. Такие лица, говорили они, наверное, были у праведников, каждый миг жизни которых наполнен радостью служения Господу.
Мать любила и жалела свою калеку-дочь. Очень часто, прижимая ее к себе, она с горечью говорила ей: «Дитя ты мое несчастное!», на что Матронушка с искренним удивлением говорила: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша». Уже в детстве она хорошо понимала, что от Бога ей дано гораздо больше, чем другим.
В возрасте 7–8 лет у Матронушки открылся дар предсказания, духовного рассуждения и исцеления больных. Близкие стали замечать, что девочка словно видит людей насквозь, заглядывает им в душу, и открываются ей человеческие грехи и помыслы. Она могла предсказать опасность – стихийные бедствия, общественные катаклизмы и чрезвычайные происшествия. К ней начали обращаться за помощью люди, и никому она не отказывала: больных исцеляла, скорбящих утешала, заблудших направляла на путь истинный. Молва о Матроне распространилась по всей округе, и к избе Никоновых со всех окрестных уездов, а порой и из соседних губерний потянулись вереницы усталых путников, проделавших нелегкий путь в надежде получить совет в тяжелой житейской ситуации. На подводах везли больных, от которых отказались доктора, и девочка лечила их от хвори, ставила на ноги.
Ксения Ивановна Сифарова, одна из родственниц Матроны, рассказывала, как однажды девочка сказала матери, что завтра в их деревне случится большой пожар, в огне сгорит множество дворов, но им бояться нечего – огонь обойдет их дом стороной. Так оно и случилось. Наутро вся деревня была объята пламенем, огонь вплотную подобрался к избе Никоновых, но внезапно ветер переменился, и дом, в котором жила Божья избранница, уцелел.
Вскоре жизнь семьи резко переменилась. В благодарность за чудесное исцеление люди оставляли родителям Матронушки продукты, одежду и прочие вещи в подарок. Девочка, от которой мать хотела избавиться еще до появления ее на свет, как от лишнего рта, сама стала кормилицей всей семьи.
Прозорливость дочери часто поражала ее родителей. Отец и мать Матроны обычно ходили на церковную службу вместе. Но однажды, а это был церковный праздник, Димитрий отказался сопровождать жену в храм и остался дома. Дома он вместе с Матроной встал перед образами, молился и пел. Наталия же, находясь в церкви, никак не могла сосредоточиться на службе и все время думала о муже: «Вот, не пошел». И так разволновалась, что не слышала ни одного слова из литургии. Когда же женщина вернулась домой, дочь встретила ее словами: «Ты, мама, в храме не была». Мать удивилась: «Как не была? Я только что пришла и вот раздеваюсь!». А маленькая пророчица не унимается: «Вот отец был в храме, а тебя там не было». Так дочь преподала матери урок: не важно, где пребывает тело христианина, важно, что наполняет его душу.
Всевышний не раз испытывал свою избранницу. Однажды глубокой осенью сидела Матронушка на завалинке. Мать, видя, что дочь замерзла, позвала ее в дом: «Что же ты сидишь? Холодно, иди в избу». На что Матрона ответила: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать, уверенная, что в доме никого из чужих нет, сказала: «Там нет никого». Тогда Матрона ей объяснила: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!».
Как-то Матрона говорит матери: «Мама, готовься, у меня скоро будет свадьба». Наталия очень удивилась и рассказала о случившемся отцу Василию – она всегда так делала, когда поведение девочки ставило ее в тупик. Священник пришел в дом Никоновых и причастил девочку. Он часто причащал Матронушку на дому по ее желанию.
Прошло несколько дней. Вдруг Наталия, выглянув в окно, увидела, что к дому приближается большое количество людей, пешком и на телегах. Шествие действительно было похоже на свадебный поезд. Все эти люди шли к Матроне, чтобы она вылечила их от мук телесных и душевных. Мать бросилась к дочери: «Матрюшенька, да что же это такое?». А та отвечает: «Я же тебе говорила, что будет свадьба».
В отрочестве Матроне представилась счастливая возможность побывать во многих святых местах. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова часто совершала паломнические поездки в Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву лавру, в храмы Москвы и Петербурга, по другим святым местам России. И сопровождала ее в этих странствиях маленькая пророчица.
Во время паломничества в Кронштадт 14-летняя Матрона встретилась со святым праведным Иоанном Кронштадтским. По окончании службы в Андреевском соборе он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее девочкой и во всеуслышание сказал: «Вот идет моя смена – восьмой столп России». Уже тогда великий прозорливец предвидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.
Святой Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев) появился на свет 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Родился он слабым, и отец с матерью, опасаясь, что младенец скоро умрет, поторопились окрестить его сразу же после рождения. При крещении ребенка нарекли Иоанном в честь празднуемой в этот день памяти преподобного Иоанна Рыльского. Вопреки ожиданиям малыш окреп и вскоре ничем не отличался от своих сверстников. Семья Иоанна была очень бедной. Но еще в раннем детстве набожные родители заложили в мальчике твердый фундамент веры. Иоанн рос сосредоточенным, любил природу и богослужения.
В возрасте 9 лет на последние деньги, которые с трудом собрал отец, Иоанн поступил в Архангельское приходское училище. Грамота давалась ему с трудом, что повергало мальчика в крайнее отчаяние. И тогда он молился Богу.
Как-то раз, в один из таких тяжелых моментов, глубокой ночью, когда все воспитанники спали, Иоанн встал на молитву и молился особенно усердно. Господь услышал его, и Божественная благодать осенила его. По словам Иоанна, словно «завеса спала с его очей». Он вдруг ясно вспомнил последний урок, и в уме его прояснилось. С тех пор отрок стал одним из лучших учеников. В 1851 году Иоанн Сергиев с отличием окончил семинарию и в том же году поступил в Петербургскую духовную академию.
Столичная жизнь не испортила юношу – он по-прежнему усердно молился Богу и прилежно учился.
Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн нашел работу в канцелярии Академии с жалованьем 9 рублей в месяц. Эти деньги он полностью отсылал матери. В 1855 году юноша блестяще окончил Академию, был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте, находящемся в окрестностях Петербурга.
С первых дней своего рукоположения батюшка отец Иоанн искренне служил Господу и людям. Он молился, учил и помогал многим. Его усердие не всегда находило отклик в душах прихожан – некоторые осуждали его, смеялись над ним, считая его не вполне нормальным.
На Божественной литургии, которую отец Иоанн служил каждый день, он молился горячо и требовательно. Просил Бога за богатых и бедных, за знатных и простых. И Господь принимал его молитвы, что знаменовалось чудесами. К Иоанну стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга. Постепенно молва о нем прокатилась по всей России, достигнув и заграницы.
Сотни писем и телеграмм приходили в Кронштадт. Отец Иоанн читал их и сразу же начинал горячо молиться. Десятки тысяч людей приезжали к батюшке за молитвой и благословением.
Отец Иоанн говорил просто и ясно, сердечно и от души. Его проповеди печатались огромными тиражами и распространялись по всей России. Позже было издано собрание сочинений отца Иоанна, включавшее в себя нескольких крупных томов.
Особой популярностью у верующих пользовался пастырский дневник «Моя жизнь во Христе». В него отец Иоанн записывал благодатные мысли и чувства, которых удостоился «от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы».
Конец ознакомительного фрагмента.