Вы здесь

Мой гениальный ребенок. ГЛАВА 2. ВИДЫ ДЕНЕГ (С. Р. Давлатов, 2011)

ГЛАВА 2

ВИДЫ ДЕНЕГ

Деньги – это общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, – при условии, что он это может!

Вильгельм Швебель


Говоря о деньгах, многие имеют в виду знакомые всем купюры. При этом ко всем остальным вещам они относятся далеко не столь трепетно и бережливо.

На самом деле деньги – это не только наличные, но и активы, товар, ценные бумаги, услуги, техника, оборудование, патенты, изобретения, интеллектуальная собственность.

Наличными деньгами мы расплачиваемся в магазинах, тратим их на развлечения, откладываем и носим с собой. Без них невозможно представить себе нашу повседневную жизнь. Выходя из дома, каждый из насберет с собой наличные, чтобы оплатить проезд, пообедать в кафе, купить газеты, позвонить друзьям, купить подарок женеи т. д. Наличные в кармане дают уверенность и позволяют вести себя с достоинством в любой ситуации.

Наличные деньги – самые дорогие деньги, при нехватке наличности человек готов продать свои активы дешевле, чем они стоят, или взять кредиты под высокие проценты. Но это лишь один вид денег – существуют другие.


Активы


Об активах можно рассказать ребенку так. Дом, в котором мы живем, имеет свою цену, мебель тоже купили за деньги, и автомобиль обошелся нам в определенную сумму. Все это и есть деньги, только они имеют другую форму; поэтому их называют «активы», они могут подорожать или стать дешевле.

Однажды мне пришлось объяснять, что такое активы, собственному ребенку. Я пришел с работы домой и вдруг увидел, что дочка разрисовала цветными мелками паркет. Ей было четыре года. Я спросил ее, почему она это сделала, ведь родители так не делают, где она этому научилась? Она ответила, что выходила на улицу, и увидела, как соседний мальчик рисовал на асфальте квадратики, затем она вместе с другими детьми играла, всем было весело, и она решила порисовать дома.

Я тогда подумал: «А кто же виноват в случившемся, как сделать, чтобы такое не повторялось?» После анализа ситуации решил, что виноват я сам, ребенок не знал, что этого делать нельзя. Посадив дочку к себе на колени, я обратил ее внимание на обои и сказал: «Если ты будешь рисовать на этих обоях, то испортишь их. Ты можешь рисовать и на дверях, и на мебели, и на полу, но тогда мнепридется больше работать, чтобы снова купить все это и сделать ремонт, у меня будет меньше времени на прогулки с тобой, меньше денег, чтобы повести вас куда-то, меньше денег, чтобы что-то купить тебе».

Дочка любит ходить в парк, в цирк, любит шоколад и другие сладости, именно поэтому мне пришла в голову мысль мотивировать именно таким образом. Потом я спросил, есть ли у нее деньги? Она показала мне мелкие купюры, которые ей дала мама. Тогда я снова спросил: «Ты же не порвешь их?» Она ответила: «Нет, никогда». «Тогда почему ты можешь испортить обои, пол – это ведь тоже деньги, только другого вида?»

Больше я никогда не видел, чтобы что-то было нарисовано на полу, обоях и дверях. Она у нас самая старшая, и младшие повторяют то, что она делает. Она подает пример бережного отношения к вещам. Я купил детям детскую доску для рисования, и теперь у меня нет проблем с ними, это очень радует.

Попробуйте, думаю, у вас тоже получится. Приводите свои примеры, мотивируйте тем, что любят ваши дети.


Вещи


Таким же образом можно объяснить ребенку, что вещь – это тоже вид денег, они бывают разными – одежда, обувь, игрушки, книги, продукты питания. И как человек оберегает наличные деньги, точно так он должен оберегать и эти вещи.

Объясните ясно и доступно, чтобы ребенок понял. Например: «Посмотри на костюм, который я ношу. Чтобы сшить его, работали как минимум 12-15 человек. Кто-то выращивал хлопок, кто-то из хлопка сделал ткань, кто-тоее красил. На швейной фабрике ткань кроили, затем из нее сшили костюм, потом этот товар отправился в магазин. Чтобы носить этот костюм, мне пришлось купить его – то есть отдать за него деньги.

Эти деньги получил тот, кто посадил этот хлопок, кто возделывал его. Тот, кто этот хлопок очищал, красил. Тот, кто соткал материю и сшил из нее костюм. Потом свою долю получат крупные закупщики, от которых одежда отправится в магазины, где покупатель сможет рассмотреть ее, сделать выбор и при желании купить. Нельзя так же забывать о службах доставки и собственно магазинах, которые торгуюткостюмами в розницу. Получается, что за все это платим мы, потому что нам нужна хорошая качественная одежда, мы не можем ходить голыми».

Но у ребенка может возникнуть вопрос: «Почему наши деньги должны работать на других? И когда же они будут работать на нас?» Нужно ответить так: «Когда ты будешь этот костюм носить. Не один-два месяца, а несколько лет. За это время вещь окупит потраченные на нее деньги. И чем больше времени ты носишь одежду, тем выгоднее для тебя.

Но если вещь используется мало, тогда она не будет работать на тебя, не оправдает затраченных на нее денег, а ты будешь в убытке, потому что деньги, которые отдал, будут выброшены на ветер.

Запомни, приобретенная вещь – товар – это один из видов денег». Купите ребенку одежду, в которой он мог бы играть в песочнице и ходить под дождем, и объясните, что он должен самостоятельно надевать ее при необходимости и следить за ее сохранностью. Скажите ему, чтобы он надевал, когда будет выходить играть на улицу, объясните так, чтобыон сам все делал самостоятельно, был организованным, и со временем он научится все делать сам.

Это очень помогает в воспитании у детей бережного отношения к своим вещам. Управление деньгами начинается в детские годы. Со школьного возраста ваш ребенок должен бережно относиться ко всем материальным ценностям.


Притча

Богатство и бедность


Пришли однажды Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают: «Кто из нас красивее?» Испугался человек: «Скажу, что Бедность красивее, Богатство рассердится и уйдет, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает». Подумал немного и говорит:

– Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь. Стали Бедность и Богатство прохаживаться туда-сюда, пытаясь завоевать его расположение и выиграть спор. Поглядел на них человек и говорит:

– Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты, Богатство, просто прекрасно, когда идешь навстречу мне.


Ценные бумаги


Объяснить ребенку, что такое ценные бумаги, трудно, но можно. Например, сказать, что ценная бумага похожа на денежную купюру, но дает определенные права на собственность – предприятия, выпускающие различные товары и оказывающие различные услуги. То есть приобретаяценные бумаги, ты покупаешь часть предприятия. Если ты покупаешь акции известной компании, то становишься ее совладельцем. А покупая облигации, ты даешь деньги в долг компании на какое-то время. И потом они возвращаются с процентами, то есть ты получаешь прибыль.

У детей, да и у всех людей, визуальное восприятие лучше, чем слуховое. Можно десять раз рассказывать о чем-то безрезультатно, а один раз покажешь – человек сразу все понимает. Поэтому желательно рассказывать о таких сложных вещах, как ценные бумаги, используя визуальные образы – с помощью картинок, рисунков и т. д. А еще лучше: сходите с ребенком на биржу, где продаются акции. Скажите, что биржа – это рынок, подобный тем, где продают мясо, зелень и фрукты. Здесь же вместо шейки, филе или крылышек можно купить или продать разное количество акций разных компаний.

Объясните ребенку, что ценные бумаги – это очень перспективный рынок, который позволяет человеку делать грамотные долговременные инвестиции.


Услуги


Я преподаватель, а значит, продаю свои услуги – преподаю определенный предмет, делюсь своими знаниями и каждый месяц получаю за это зарплату. Мои знания и умения стоят денег. Получается, услуги – это тоже деньги. Мне платят зарплату не потому, что я хороший парень, а потому, что мои умения имеют свою цену. Это деньги в форме информации и идей, профессионально представленных.

Ребенок должен понять, что, используя знания и умения правильно и законно, можно стать состоятельным.

Если мы это показываем на примерах, он начинает понимать, что богатства можно обрести, используя свои знания и способности. И когда он захочет стать богатым, он пойдет по пути приобретения знаний и использования их для достижения своей мечты.

Все богачи в мире – это умные, образованные люди, но не все умные и образованные – богачи, потому что знания сами по себе не приносят богатства, надо уметь использовать их. А этому необходимо учиться. И желательно начинать в детском возрасте, когда обучение проходит легко. И главное – в этом возрасте формируется характер.


Бытовая техника и промышленное оборудование


Современные дети очень хорошо разбираются в технике, лучше, чем мы в их возрасте. Моя младшая дочка, ей всего два с половиной года, умеет включать и выключать телевизор, переключать каналы, ставить диски. Увидев это, я задумался попытался вспомнить, а когда же я научился этому.

Я вырос в деревне, у нас был магнитофон, и старшая сестра постоянно прятала его в сундуке. Чтобы послушать кассету, мне приходилось уговаривать сестру, быть послушным, помогать по дому и в огороде, ухаживать за домашними животными. И только тогда я получал возможность послушать музыку. В нашей деревне магнитофоны были только у нескольких людей. Сегодня жизнь изменилась, стала намного лучше, унас есть все. Наши дети не знают тех трудностей, которые мы испытывали в детстве, поэтому так важно объяснить им ценность домашней техники.

На фабриках, заводах, в цехах есть оборудование, на котором производятся продукты питания, одежда, парфюмерия, игрушки и многое другое. Можно все это показать ребенку, а если нужно, отвезти его на промышленное предприятие, чтобы он сам все увидел. И объяснить ему, что это тоже деньги – люди используют оборудование, и оно приносит доход.

Надо донести до ребенка понятными словами, что любая техника: стиральная машина, телевизор, телефон, плеер, автомобиль и т. д. – это тоже деньги. И их тоже нужно беречь.


Патент, изобретения, интеллектуальная собственность


Если человек придумывает что-либо полезное, значит, его изобретение стоит денег. Тогда он становится изобретателем – и получает патент на свое творение. Его идеи будут работать, он получит патент, который будет приносить доход. Надо объяснить, что проектор, компьютер, сотовый телефон изобрели конкретные люди – ребенку все эти вещи знакомы, и он быстро поймет, о чем речь.

Люди, которые создали новое лекарство, помогают миллионам других людей, изобретатели, которые создают самолеты и другую современную технику, облегчают жизнь на земле.

Говоря об этом, надо направлять ребенка на путь получения образования и интеллектуального развития. И подчеркивать, что все эти изобретатели добились таких результатов благодаря тому, что хорошоучились в школе.

Ребенок должен понимать, что учиться выгодно. Надо сказать ему: «Если ты будешь хорошо учиться, все станетвозможным, легче будет реализовать свои мечты, надо сегодня хорошо учиться, чтобы завтра стать состоятельным и достойным человеком».

Это похоже на труд фермера, который весной сажает семена, а осенью собирает урожай. Молодые годы – это время, когда надо сеять – приобретать навыки, развивать способности, укреплять характер, чтобы завтра получить хорошие всходы.

Все запатентованные изобретения – интеллектуальная собственность – это тоже деньги. И важно, чтобы вы, родители, объяснили это своему ребенку, а также связали данную тему с необходимостью старательно учиться.


Притча

Значение денег


Шел сильный дождь, шумел ветер, поэтому Лао не расслышал стука в дверь и пошел открывать, только когда весь дом затрясся от сильных ударов. У ворот, держа на поводу навьюченного мула, стоял странно одетый человек. Он заговорил сначала на чужом языке, но потом, увидев непонимание, начал говорить на здешнем диалекте, с трудом подбирая слова:

– Я перешел через горы. Я устал и голоден. Можно ли у вас переночевать иностранцу?

– Мы рады тому, кто идет с миром. Заходи в дом, ты получишь еду и постель.

Сон был крепок, а на утро путник увидел голубое небо, солнце и вершины гор. Время собираться в дорогу.

– Прощай, хозяин. Благодарю за ночлег. Вот, держи.

– Что это?

– Это? Деньги.

– Прости, но в наших краях нет ничего подобного. Объясни, зачем даешь ты мне эти предметы?

– Ты пустил меня в дом, накормил, дал новую одежду и еду в дорогу. Я же даю тебе за это деньги. Тот, у кого много денег – самый уважаемый человек.

– Спасибо, я понял. У нас нет такого обычая, но я вижу, что он мудр.

– Прощай!

– Да помогут тебе боги!

Через час Лао был в доме у кузнеца.

– Сделай мне, мастер, сто дисков с эмблемой моего рода. Мой сын поможет тебе. Дело в том, что вчера вечером пришел ко мне один чужестранец, и он рассказал…

А через некоторое время по всей этой небольшой стране распространился обычай: если кто-то делал другому человеку приятное, тот давал ему серебряный диск с эмблемой своего рода.

Эти диски хранят дома или мастерят из них ожерелья. И тот, у кого много таких дисков, – самый уважаемый человек в этих краях.