Вы здесь

Мой гениальный ребенок. ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА МЫШЛЕНИЯ БОГАТОГО И УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА (С. Р. Давлатов, 2011)

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА МЫШЛЕНИЯ БОГАТОГО И УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА


Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Коко Шанель


Если внимательно проанализировать образ жизни людей, то можно заметить, что мышление бедного человека отличается от мышления богатого человека. Вы можете сказать своим детям: «Стань успешным!», но успеха он не добьется. Вы должны сделать так, чтобы ребенок сам принял решение стать успешным. Часто родители заставляют учиться детей там, где, по их представлениям, учиться престижно и выгодно.

Допустим, сын хочет стать врачом, но ему говорят: «Иди и учись на экономиста или инженера». Он идет и учится, но у него нет тяги к этой сфере. И он никогдане использует полученные знания, а диплом будет пылиться. Такое образование – потеря времени и денег. Нет, мы должны с раннего возраста показывать нашим детям пример мышления успешных людей, которое основано на анализе информации, на конкретных фактах.

Успешные люди размышляют, наблюдают, делают выводы. Чем больше человек анализирует, чем больше информации имеет, тем правильнее решения, которые он принимает. Тот же, кто принимает решение без анализа, часто ошибается, а потом говорит: «Мне почему-то показалось, что так лучше». Если не думать, ошибка обеспечена.

Поэтому в самом начале мы развиваем у ребенка способности анализировать и принимать решения, основываясь на конкретных фактах. Мы ему показываем структуру мышления богатых и бедных – богатые мыслят так, поэтому живут в достатке, а бедные мыслят так, поэтому живут в бедности. Объясняем, что если ребенок пойдет по одной дороге, то будет жить в бедности и нужде, а пойдет по другой – будет жить в достатке и изобилии. Пусть выбирает сегодня, а не в 40 лет.

И у ребенка в голове начинается складываться план относительно собственного будущего, он начинает сам принимать обоснованные решения. Этот навык остается с ним на всю жизнь. Это не означает, что стоит один раз рассказать ребенку, как стать успешным, и он станет успешным. Снова и снова вы должны демонстрировать ему технологию успеха. Вспомните школу. Когда мы учились, нам давали прописи и мы старательно выводили в них каждую букву алфавита – раз за разом, пока написание не становилось идеальным.

У нас часто не хватает терпения, чтобы правильно воспитать своих детей. Мы чуть что кричим на них, показываем свою власть, заставляем их делать что-то, вместо того, чтобы объяснять.

В 2009 году я был в Китае, на острове Хайнань, и видел, как китайцы обучали козу ходить по канату. Какое терпение надо иметь, чтобы научить этому животное! Коза же не понимает, чего от нее хотят.

Думаю, метод здесь только один, повторять и повторять до тех пор, пока не получится. Китайцам удалось обучить животное, а мы порою не можем обучить своих детей.

Это похоже на подготовку олимпийского чемпиона – ежедневные продолжительные тренировки. А если мы ими пренебрегаем, значит, неосознанно формируем лень, слабый характер, безволие. Одним словом – создаем лентяя и хронического неудачника. Выбирайте сами.


Притча

Сундук учителя


Однажды Учитель принес сундук и сказал своим ученикам:

– Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разрубить сундук топором, но безуспешно.

– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

– Ты прав. Образование – сундук с кладом, а труд – ключ к нему.

Только овладев знаниями, вы сможете получить этот клад.


Деньги и их значение

Мы должны обстоятельно объяснять детям, что такое деньги и для чего они нужны. Многие говорят: «Я бедный потому, что у меня дети». Однажды я спросил одного человека: «Почему вы до сих пор не богаты?» Он ответил: «Потому, что у меня семья, дети, их нужно поставить на ноги, мне уже 50 лет, жизнь моя уже прошла». Так думает он. Я спросил: «Вы хотите сказать, что ваши дети были причинойвашей бедности?» Он ответил: «Нет, я так не говорил». Пришлось снова повторить свой вопрос: «Но почему же вы до сих пор не богаты?» И снова я услышал тот же ответ: «У меня дети». «Но получается, что ваши дети стали причиной, оправданием вашей бедности. То есть если бы их не было, то вы были бы богаты?» – переспросил я. Он задумался и ответил: «Да, так получается».

Видите, как думают бедные. А как думают богатые? Богатые говорят: «Я должен быть богатым, потому что у меня есть дети». Обратите внимание, что главное – как себя настраивать и какую цель перед собой поставить. Если человек думает: «У меня дети, поэтому я бедный», то он так и останется бедным и должен с этим смириться, потому что сам запустил такую программу в своем сознании. Но можно изменить программу.

Очень большое значение имеют слова, используемые в нашем лексиконе. Если вы используете слова, которые поддерживают мышление бедных, значит, вы формируете у ребенка финансовую программу, направленную на бедность. На самом деле вы этого не хотите, но в итоге так и получится. Ваш ребенок бессознательно всю свою взрослую жизнь будет реализовывать программу бедняка.

Финансовая программа формируется в детстве окружающей действительностью – тем, что ребенок слышит и видит, а в итоге тем, о чем он мечтает. А мечтает он, опираясь на то, что видит вокруг. Вспомните свое детство: кому вы подражали, на кого хотели быть похожим? Это герои фильмов, актеры, может быть, родственники. Сегодняшние дети точно такие же, какими были мы, только они смотрят другие фильмы. Их окружает другая реальность – Интернет, компьютерные игры. И в этой реальности очень много ненужной информации и бесполезных занятий, которые могут разрушить личность ребенка и сформировать оченьплохую финансовую программу.

Вы заметили, что современные молодые люди, которые оканчивают вузы, хотят больше зарабатывать, иметь автомобиль, квартиру, добиться признания, мечтают о карьере, но часто не имеют способностей, которые соответствовали бы этим устремлениям? Молодежь нередко ищет легкую дорогу к успеху, но не хочет трудиться.

На сегодня одна из важнейших социальных проблем на территории СНГ – это безработица. Но поверьте, компании страдают от нехватки кадров, от текучести персонала – это общая проблема. Дело не в отсутствииработы, а отсутствии у людей знаний, умений, которые соответствовали бы вызовам нового времени.

Мы не можем сказать, что, прочитав эту книгу, используя нашу методику, ваши дети с легкостью станут гениальными. У вашего ребенка что-то получится, а что-то – нет. Но в любом случае вы будете в выигрыше, если ребенок чему-то научится. В добрый путь!


Бедные говорят: «Деньги портят детей».

Богатые говорят: «Деньги развивают способности».


Многие бедные родители говорят: «Деньги портят детей, не давайте их детям!» А теперь вопрос: портят деньги или нехватка знаний? Ясно, что нехватка знаний. Бедные люди не понимают этого. Просто никто их не учит обращению с деньгами.

Да, деньги порождают соблазны, но, если правильно воспитывать детей, если давать им знания по управлению своими финансами, если говорить, что деньги дают возможности реализовать свои мечты, помогать другим людям, тогда дети в будущем сумеют стать успешными и достойными членами общества.

Ведь деньги сами по себе нейтральны, не хорошие и не плохие, все зависит от человека, который ими владеет, от того, на что он их использует – на заботу о близких, образование, добрые дела или на пустые развлечения, дорогие безделушки и прочее в таком духе.

Богатые говорят, что деньги развивают способности. Они действительно вдохновляют, помогают, и человек начинает раскрываться. С деньгами он становится более уверенным в себе. И мы с вами должны обучить ребенка принципам управления деньгами, подтверждая их поступками, объяснять их важность.


Притча

Лучший рассказ


«Сегодня мы изучим обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости этой процедуры.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли.

– Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

– «Бодхисаттва входит во дворец», – это значит, насыпь чай в чайник, – добавил второй.

– «Струя греет чайник», – это значит, кипящей водой следует залить чайник, – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил им учителя.

– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

– Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил,– заметил кто-то.

– Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Бедные говорят: «Деньги – это корень всех зол».

Богатые говорят: «Корень всех зол – отсутствие денег».


Обычно в трудных ситуациях члены семьи собираются вместе и, общаясь, вольно или невольно, начинают говорить, что все несчастья, все трудности, все проблемы из-за этих денег: если бы не одалживали деньги, то не было бы таких проблем. Родители твердят сыну: «Мы тебе говорили, что не надо было брать в долг, теперь-то ты понял, что из-за этих денег ты мучаешься?»

А богатые считают, что корень всех зол не деньги, а их отсутствие. Отсутствие денег – это действительно причина всех трудностей. Без них невозможно вовремя получить лечение – мы заметили, что люди в последнюю очередь думают о своем здоровье, тянут с лечением до последней минуты. Отсутствие денег не дает возможности вовремя погасить кредит, да и сами долги появляются из-за отсутствия денег. И у человека вместо одной появляются две проблемы – нет денег, есть долги.

Умные родители советуют своим детям всегда сохранять про запас немного денег, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Из-за отсутствия средств можно потерять друзей, уважение родных, если они попросили помочь, а у тебя нет финансовой возможности. Ты даже не можешь сделать подарок на день рождения любимой…

Итак, отсутствие денег – корень всех зол. Объясняя это, подчеркивайте необходимость всегда откладывать, сохранять какую-то сумму. Пусть это станет привычкой.

Обычно, когда ты зарабатываешь определенную сумму, тут же появляются соблазны ее истратить, и сознание словно шепчет: «Можно сейчас потратить, а завтра снова заработаю». Поэтому обязательно говорите ребенку: «Всеплохое начинается с безденежья. Просто люди не планируют свои расходы, не откладывают, а когда деньги заканчиваются, начинаются проблемы. Отсутствие денег порождает неуверенность, страх перед нуждой, начинаются переживания, которые могут довести до сильного стресса».

Тот, кто понял, что в нашей жизни деньги занимают очень важное место, кто знает, что без них невозможно реализовать свою мечту, тот победит нужду и будет жить хорошо.

Отсутствие денег порождает споры, разногласия, приходится просить в долг, продавать имущество, в том числе и недвижимое, причем, по заниженной цене. Люди принимают ошибочные решения, легко теряют контроль над ситуацией. Запомните, что расточительство – дорога к бедности. Мы не говорим, что надо отказывать себе во всем, просто надо научиться управлять возможными рисками и контролировать расходы.

Отсутствие денег – это потеря возможностей. В жизни часто бывает, что появляется благоприятный шанс начать свое дело, но вы не можете ее использовать из-за отсутствия стартового капитала. Повторим еще раз: отсутствие денег – это причина многих проблем.


Бедные говорят: «Деньги не имеют значения».

Богатые говорят: «Деньги – это власть, но не та, о которой мечтают политики…»


Деньги дают человеку возможности. Они – инструмент достижения целей. Они дают контроль над жизнью – у вас появляются деньги, получаете возможность решить насущные задачи, избавляетесь от проблем.

Но если у вас нет денег, тогда проблемы обретут власть над вами.

Когда проблемы управляют нами, наше сознание парализуется до тех пор, пока не появится решение. Человек чувствует себя бессильным, словно у него связаны руки, он впадает в панику, ему кажется, что выхода нет. Проблемы накапливаются день за днем, требуют действий, но любой шаг стоит денег, а их нет.

Иногда человек, пытаясь справиться с ситуацией, влезает в долги. Тогда, помимо собственно проблемы, власть над ним обретают кредиторы. С уверенностью могу сказать, что, когда вы берете в долг, чаще всего эти деньги не решают проблем. Но какое-то время вам кажется, что вы отступили на шаг от пропасти. На самом деле, если представить, что вы были в яме, то теперь она стала еще глубже, и выбраться из нее труднее.

Когда вы берете деньги в долг, – у вашего кредитора появляется власть над вами. И не важно, кто он такой, какое у него образование и положение в обществе. Рано или поздно вы вернете долг, но последствия того, что вы были должником, не заставят себя ждать – ваша психика будет надломлена. Как надпись, выбитая на камне, это воспоминание останется в вашем сознании до конца жизни.

Деньги – это большая власть. «Если хочешь превратить человека в раба, дай ему деньги», – есть такая поговорка. Это не просто слова, а реальность. Всегда акцентируйте внимание ребенка на том, что тот, у кого есть деньги, обретает власть над ситуацией, и управлять своей жизнью ему намного легче.


Бедные говорят: «Деньги не главное».

Богатые говорят: «Все начинается с денег».


Вы должны понимать, что фраза «Деньги не главное» некорректна. По сравнению с чем не главное? Этого никто не объясняет, каждый думает по-своему, здесь нет конкретики. Считается, что деньги не главное по сравнению со счастьем, человечностью, любовью, уважением.

Но на самом деле невозможно сказать, что является главным. Например, что для вас важнее – уважение или понимание, любовь или счастье? Левый глаз или правый? Глупо это сравнивать.

«Все начинается с денег», – говорят богатые. Но что под этим подразумевается? Если у вас с человеком хорошие отношения сложились благодаря общим финансовым делам, то такая дружба будет крепкой. У меня есть друзья, с которыми мы подружились через бизнес. И это настоящие друзья. Бывает, конечно, и наоборот: например, многие родственники, которые вместе начинали дело, потом перессорились, потому что пришли в бизнес через родственные отношения. Но в любом случае запомните: прочная дружба существует там, где есть правильный расчет.

Все начинается с денег еще и потому, что они помогают сбываться мечтам и реализовывать идеи, дают людям решительность, надежду, побуждают к действиям. Поверьте, без денег большинство людей чувствуют себя неуверенными, сомневаются и ничего не делают. Еще один отрицательный момент – часто ссоры происходят именно из-за отсутствия финансовых средств.


Бедные говорят: «Деньги – просто бумага».

Богатые говорят: «Деньги – это благосостояние».


Родители говорят своим детям, что деньги – это просто бумага, не осознавая, к чему это приведет. В душе они хотят, чтобы дети стали успешными. Но надо учитывать, что дети воспринимают наши слова, как больные – слова врачей, а больной редко спорит с доктором. Когда ребенок слышит, что деньги – просто бумага, у него формируется этот образ, дополненный представлением, что богатые – не совсем порядочные люди.

А богатые считают, что деньги – это благосостояние. Благодаря деньгам совершаются добрые поступки. Можно помогать родителям и просто старикам, живущим в домах престарелых, можно сделать много хорошего для детей-сирот, дать возможность талантливым, способным ребятам получить образование. Деньги при правильном управлении могут принести много хорошего.


Бедные говорят: «Деньги – причина разногласий».

Богатые говорят: «Все разногласия происходят от отсутствия денег»


Бедные считают, что деньги создают разногласия, а богатые говорят: «Все разногласия происходят от отсутствия денег». Ведь в семье ссорятся не из-за денег, а из-за их нехватки, например, когда не могут дать детям хорошее образование из-за отсутствия финансовых возможностей. А друзья выясняют отношения из-за того, что один из них вовремя не отдал долг.


Бедные говорят: «Большие деньги получают нечестным путем».

Богатые говорят: «Все лучшее в мире создано благодаря наличию денег».


Бедные говорят: «Чего только люди не делают ради денег! Они продают наркотики, оружие, убивают, воруют. Они игнорируют закон и попирают человеческие ценности». В этой книге мы подробно объясним, почему отдельные люди становятся такими, хотя у них тоже когда-то были светлые мечты, высокие цели, хорошие намерения. Если человек в детстве не может получить что-то для него важное, у него может появиться настолько жгучее желание обрести это во что бы то ни стало, что оно порой побеждает разум.

Поэтому такой человек хочет добиться своего любым путем, законным или незаконным – не имеет значения. Его разум слаб и не может противостоять желаниям, уже в детстве такой человек начинает хитрить, обманывать, а потом и воровать. А когда взрослеет, с легкостью уходит в криминальный мир. Все люди в глубине души хорошие, а плохими их делают боль, обида и непонимание.

Но ведь все в мире создано благодаря деньгам. Посмотрите на современную технику, самолеты, компьютеры, автомашины. Все это стоит громадных денег. Поэтому нам нужно показывать своим детям все достижения цивилизации и объяснять, что это все создано с помощью денег.


Притча

Хозяин или слуга?


Однажды к учителю пришел богатый господин и сказал:

– Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих разума и чувств, волии упорства. Пусть они слушаются вас», – говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

– Я рад, – улыбнулся учитель. – Но зачем ты снова пришел?

– Помогите мне справиться с чувствами. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников жилища и земли. В последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

– Твое сердце не очерствело, если оно слышит голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой ученик, – произнес учитель.


Бедные говорят: «Деньги – это мучения».

Богатые говорят: «Деньги – это удовольствие».


Наверное, вы слышали слова: «Ты так много работаешь, мучаешься, зачем тебе столько трудиться, хватит уже, поживи чуть-чуть для себя, отдохни». У меня в семье тоже порою говорят: «Зачем так много работать?» Мой брат постоянно упрекает: «Ну зачем тебе все это? Живи нормальной жизнью». Однажды я ответил ему так: «Ты прав, те люди, которые живут нормальной жизнью, достигают преклонного возраста, воспитывают детей, а потом их дети своих детей и так далее, но про них всех через несколько поколений никто не вспомнит. Я не хочу просто жить и ни о чем не думать, когда в мире есть миллионы детей, о которых нужно позаботиться, которым можно чем-то помочь. Зачем им страдать и испытывать те же трудности, что были у нас? Почему бы не научить их добиваться своих целей и не повторять чужих ошибок?»

Деньги – это удовольствие. Тот, кто считает, что деньги – это мучения, не сможет почувствовать даже запах богатства. Представьте, как вы проходите мимо кафе, где делают шашлыки, – там такой запах, что хочется немедленно зайти и отведать! Но если человек думает, что деньги – это мучения, то он и богатства не заметит, просто пройдет мимо, совсем рядом, ничего не почувствует, потому что настроен на бедность и нужду.


Притча

Два брата


Жили два брата, младший был успешным, а старший кое-как обеспечивал свою семью. Часто младшего брата упрекали за то, что он не заботится о старшем. И тот пытался учить брата зарабатывать деньги, показывать ему, как это делать, на своем примере, но старший учения не воспринимал. Ведь обычно старшие считают себя умнее младших.

Тем не менее младший брат часто помогал старшему, но однажды заметил, что тому неудобно постоянно принимать его помощь. Старший брат был очень гордым. И все равно родственники не переставали делать младшему замечания. Тогда младший позвал старшего в путешествие. Он собрал караван, и они отправились в далекий путь.

Однажды в дороге им пришлось проходить по мосту через реку. И младший брат, заметив, что старший со своим верблюдом идет сразу за ним, подумал, что это самый удобный момент помочь, не вызывая подозрений. Он достал из кармана мешочек с золотом и незаметно бросил его на мосту, чтобы брат мог его найти.

Через некоторое время караван остановился для отдыха. И младший брат спросил старшего, видел ли он что-нибудь в дороге. И очень удивился, услышав отрицательный ответ. Он еще раз спросил, действительно ли брат прошел по мосту и, получив утвердительный ответ, воскликнул: «Не может быть, чтобы ты ничего не нашел!»

Тогда старший рассказал, что когда подошел к мосту, то подумал, сможет ли он пройти по нему с закрытыми глазами, затем прошел его вслепую и теперь гордится этим. Младший брат вздохнул и сказал: «Если Бог не дал тебе, значит, никто не сможет дать».


Лозунг прошлого века: «Учись, чтобы зарабатывать!»

Лозунг сегодняшнего дня: «Работай, чтобы учиться!»


«Учись, чтобы зарабатывать», – это девиз прошлого века. «Учись, чтобы найти хорошую работу», – такой подход был у наших родителей.

«Работай, чтобы учиться» – вот новый подход, актуальный в XXI веке. И он правильный, потому что, практикуя, быстрее учишься. Например, если вы хотите открыть свой бизнес, но не хватает знаний, открывайте и учитесь на практике. Занимаясь только теорией, вы не научитесь ничему и никогда. В теории невозможно понять, что такое материнский инстинкт, что такое отцовское чувство – все это нужноиспытать самому. Точно так же в бизнесе – нужно работать самому, чтобы разобраться во всем.


Притча

Цена труда


Один торговец ежедневно давал своему сыну серебряную монету и говорил: «Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги». Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал.

Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.

Однажды торговец обратился к своим родственникам: «Если мой сын придет к вам и попросит денег, не давайте». Затем он позвал сына и сказал ему: «Иди сам зарабатывай деньги».

Сын пошел к родственникам и стал просить денег, но ему отказали. Тогда он вынужден был наняться чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив одну серебряную монету, принес ее отцу. Отец сказал: «Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги».

– Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется, – ответил сын.

– Сколько раз я давал тебе по одной монете, а ты уносил ее и спокойно бросал в воду. Ты думал, что эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь работать, не узнаешь цену труда.


Бедные говорят: «Бедность – это честность и правда».

Богатые говорят: «Богатство – это благо и изобилие».


Большинство бедных людей убеждены, что необязательно быть богатым, можно оставаться бедным, но честным. Здесь кроется логическая ошибка: мы же не говорим, что плохо быть честным. Неправильно бедность связывать с моральными качествами.

Нельзя говорить: «Если ты бедный, значит, честный и всегда говоришь правду, но если ты богатый, значит, замешан в темных делах и можешь солгать, обмануть». На самом деле это не так. Быть честным и достойным человеком может каждый независимо от уровня благосостояния. Богатые это понимают и говорят: «Богатство – это благо и изобилие».


Бедные говорят: «Бедность – это судьба».

Богатые говорят: «Богатство – это выбор».


Что значит «судьба»? Многие люди убеждены, что существует предначертанный путь, и если тебе суждено быть бедным, то судьбу не изменить. Эти представления дошли до нас от наших предков. Очень многие понятия, принципы, сама философия жизни были восприняты нами в виде менталитета, традиций, обычаев.

Говорят, что когда-то был проведен следующий эксперимент. Пять обезьян поместили в клетку, а сверху на прутья положили банан. Когда обезьяны увидели этот банан, то начали прыгать, пытаясь егодостать, и при каждой попытке их обливали холодной водой из шланга. Причем, каждый раз, когда одна из обезьян пыталась достать банан, обливали водой всех. Так продолжалось до тех пор, пока они не смирились – смотрели на банан, но ничего не предпринимали, страх победил желание.

В клетку привели новую обезьяну, и она, увидев банан, тоже попыталась достать его. Но остальные обезьяны напали на нее. Она не поняла, почему, но усвоила, чтотрогать банан нельзя. Потом привели еще одну обезьяну, история повторилась. Привели и третью – и снова случилось то же самое. Потом убрали из клетки всех обезьян, которых обливали водой, остались только те, которых не обливали. И вот, когда к ним впустили новенькую – на нее напали, как только она попыталась взять банан. Так у обезьян сформировалась традиция.

Точно так же и в людском обществе – многие понятия, обычаи, традиции запрещают нам что-то, но не объясняют, чем вызван запрет. Большинство людей воспринимают бедность как судьбу, потому что они выросли в бедных семьях. Им кажется, что так и надо жить, они не верят, что возможно что-то изменить. Но не стоит нам оставаться бедными, если существуют возможности стать богатыми.

Запомните, богатство – это выбор. Казалось бы, бедным оставаться очень легко: достаточно ничего не делать и говорить, что это судьба. На это способны все люди, большого ума здесь не надо. Но на самом деле для того, чтобы быть бедным требуется больше усилий, чем для того, чтобы быть богатым. Вы знаете, какую нервную систему нужно иметь, чтобы мириться с бедностью? Каждый день убеждать себя, что не надо мечтать, к чему-то стремиться. Банан висит, но он недосягаем, смотри и молчи.

Нам надо выбрать одно из двух – бедность или богатство. Бедность выбирается неосознанно, иногда из-за недостатка знаний, из-за отсутствия воли и упорства.


Бедность – это роскошь, а богатство – это труд


Только бедный человек позволяет себе покупать всякую ерунду. Заходишь в дом такого человека, и чувствуешь себя, как на барахолке, столько у него в доме всякого старого хлама. Если не верите, попробуйте сами заглянуть в дом бедного и посмотрите, сколько там всяких ненужных вещей. А потом пойдите и посмотрите на дом людей из среднего класса. У них тоже полно ненужных вещей, но все же их меньше. И наконец, навестите богатых людей, чтобы убедиться, что у них в доме вещей, которые не имеют никакой ценности, нет. Богатый человек не тратит деньги на всякую ерунду. Он купит не десять плохих костюмов, а один хороший. Не друг за другом десять некачественных телевизоров, каждого из которых хватило бы ненадолго, а один хороший. Богатый покупает только то, что можно продать. Запомните, бедность – это роскошь, а богатство – это труд.


Притча

Веселый визирь


У одного султана, славившегося своей справедливостью, был визирь, который всегда ходил с улыбкой на лице и в хорошем настроении. А это, понятное дело, у людей вызывает зависть. И вот по дворцу поползли слухи, мол, что-то тут не так. Доложили султану, что, похоже, визирь шпионит в пользу другого государства.

Каждый вечер он запирается в дальней комнате и сидит там, а чем занимается – неизвестно. Видать, неспроста. И как-то раз султан со свитой внезапно нагрянул в ту комнату. Дверь распахнули, а там пусто, только на стене висит старый потрепанный халат, весь в заплатках, да стоптанные сапоги рядом стоят.

Удивился султан, говорит визирю: «Ты что тут делаешь? И зачем тебе это старое тряпье?» Визирь ответил: «Я прихожу сюда, чтобы смотреть на этот халат и эти сапоги. В них я когда-то пришел к тебе, о великий султан, и благодаря твоей щедрости, моим знаниям и трудолюбию стал визирем. Я вспоминаю, откуда я вышел, и сравниваю с тем, кем я стал сейчас. И улыбаюсь, радуюсь, и жизнь кажется мне прекрасной».