Вы здесь

Мой Таиланд (взгляд изнутри). Глава 1. Пхумипон Адульядет Рама IX (Евгений Шан)

Глава 1

Пхумипон Адульядет Рама IX

Октябрь для Таиланда добавился ещё одной памятной датой, день смерти кроля Рама IX. Скорбная дата для всего народа, день памяти любимого короля Пхумипон Адульядета. В детстве я слышал, что когда объявили о смерти Сталина, советский народ плакал. Я воспринимал это как гиперболу. Здесь я убедился, что народ действительно скорбит об уходе Отца нации. Так называла его и моя жена, «мой Король», так называли его многие. Это поистине, великая фигура в истории не только Королевства Таиланд, но и всей Юго-Восточной Азии, всего мира. Я познакомился с Сиамом при его правлении, при его правлении я поселился тут, во многом благодаря и его политике тоже. Поэтому я, русский человек, вместе с кусочком кедра и фигуркой Будды из Нонг Кхай на гайтанчике на шее, ношу и изображение это великого человека.


Родившийся в семье короля в изгнании, Рама IX получил университетское образование в Швейцарии, там же прожил до 18 лет, лишь единожды посетив свою родину. Попал автомобильную аварию, но это не сломило его воли к жизни. Читая о нём, наблюдая все его достижения и любовь тайцев к своему королю, остаётся только удивляться его энергии, его инженерным навыкам и политической дальновидности. Он реально жил для своего народа. Сколь много он успел сделать за годы своего правления!

Королевская власть в Таиланде стала конституционной монархией в 1932 году. Была революция, хоть и бескровная, но решительная, власть передали парламенту. Король перестал играть существенную роль в стране. Но возвращение Рамы IX и его коронация дали Таиланду и его народу настоящего лидера. Раздавленная распрями и войнами страна объединилась вокруг молодого монарха. Это были годы Второй Мировой войны, реальная угроза подчинения либо Японии, либо США существовала очень зримо. Это казалось каким-то чудом, Пхумипон Адульядет сумел это сделать. При чём, государственный строй только укреплялся. Не претендуя на возврат абсолютной власти, король принялся за дело. Возможно, для страны он оказался тайским Петром I, реформатором, хотя методы его оказались куда как человечнее и действеннее, чем у русского царя.

Многие в своё время слышали о Золотом треугольнике Азии, опиумном треугольнике между Бирмой, Лаосом и Сиамом. Здесь выращивалось и производилось большая часть опиума в мире. Самый криминальный регион Азии действовал почти весь 20-й век. О нём писались приключенческие романы и снимались боевики. Король Рама IX сумел переломить положение. Северные провинции Таиланда были переориентированы на интенсивное сельскохозяйственное производство редких для Сиама фруктов, кофе и чая. Наркотики поставлены под строжайший запрет вплоть до смертной казни или пожизненного заключения. Как и положено в Азии. Но одними запретами дело не ограничилось, потому и сдвинулось так успешно. Имея инженерное образования и кипучую энергию, Пхумипон Адульядет путешествовал по всем своим регионам, сам принимая участие в проектировании и изысканиях. Строительство ирригационных сооружений, каналов и дамб позволило сделать урожайными многие плодородные земли, которые страдали от нестабильности водного режима. Так появилась возможность яблоневых садов, клубничных полей вместо плантаций мака. Крестьянам выдавались льготные кредиты на развитие. Горные районы – благоприятное место для выращивания кофе и чая, эта отрасль тоже получила своё развитие.

Вторым шагом в развитие сельского хозяйства оказался прорыв в животноводстве. Молочное производство начало развиваться под покровительством короля и уже в 60-ые годы все школьники Таиланда имели бесплатное молоко от правительства для укрепления своего здоровья. Таиланд во многом принял индийские принципы в буддизме. Мясо крупных животных тут не едят, на волах только пахали рисовые поля. Развитие птицеводства позволило к сегодняшнему дню накормить всех граждан и приезжих яйцами и мясом цыплят, и стать одним из мировых экспортёров курятины.

Уважение к королю в каждой тайской семье очень трепетное. В каждом доме есть его портреты, у каждого двора есть золотой флаг с королевским гербом. Но рассказы, что за хулу короля тут же сажают в тюрьму несколько надуманы, как и недопустимость вытянуть ноги, сидя на полу в сторону его портрета или изображения Будды. Это элементарная вежливость, так делать не принято. А уважение к имени и изображению короля не имеет каких-либо фанатичных проявлений. Может страшные рассказы о том, что жена заявила в полицию на мужа фаранга, несколько утрированы? В нашей семье всё более-менее спокойно. Первые дни после кончины короля, хотя её можно было уже предвидеть, вся страна погрузилась в какое-то оцепенение. Молчание. Перестала играть музыка на улицах и пляжах Паттайя, перестали идти развлекательные передачи по телевидению. Люди на какое-то время перестали даже смеяться. Телевизионные передачи с интервью людей, реально общавшихся с королём, наполнили эфир. Они рассказывали о своём короле и плакали. А рассказывать было о чём. Король ездил по стране, работал, встречался с людьми.


Ринда засобиралась почтить память любимого короля Рамы IX в Бангкок. Я тоже. Мы выбрали время и поехали. Ночевали у сродной сестры в кондо, рано утром она нас подбросила к дворцовой площади, кондо её находится в центре города. Но даже без этого добраться до Большого Королевского Дворца не сложно. С раннего утра от всех автостанций и вокзалов с определённым интервалом ходят автобусы, до площади бесплатно. Перед тем как пройти магнитную рамку и влиться в очередь паломников к королю, можно поесть бесплатно жареного риса, попить чаю или кофе. Одеты все в строго чёрное, мужские костюмы, женские блузы и юбки, всё траурного цвета. Официально, белый цвет тоже является траурным, если ещё и приколоть чёрный бантик, но я в белом никого не увидел. Школьники и студенты в своей форме, и тоже с бантиками. Очередь извивается по Дворцовой площади и выходит к ограде дворца. В самом начале можно взять зонт, чтобы не пекло голову. При входе под тенты зонты возвращаются волонтёрам, и они их уносят в начало, новым людям. Под тентами уже установлены стулья для ожидания, так как движение очень медленное. Периодически разносят воду и лёд, влажные салфетки в ящиках-холодильниках. Иногда проходят волонтёры и раздают ребятишкам кексики или конфеты, чтоб они подкрепились. В сторонке стоят спец автобусы, биотуалеты.

Ближе к полудню движение застопорилось совсем, на какие-то час полтора. Во дворец приехала королева-мать, все вынуждены подождать. Пластиковых кресел много, но их всё равно не хватает, люди садятся отдыхать прямо на брусчатку. Хорошо, что под тентами. Ват Прха Кео «Храм изумрудного Будды», где находится тело умершего короля, ежедневно посещают около 10000 человек, и всё устроено лучшим образом. Нет ни давки, ни суматохи, ни недовольства. Изредка проходят волонтёры с мусорными мешками, им отдают обёртки от конфет, пластиковые бутылки из-под воды, прочий небольшой мусор. Сегодня день рождения Королевы Сирикит, в два часа по полудню салют из девяти орудий и, движение возобновляется. Мы уже близко, входим во внутренний двор дворца. Я уже был тут два раза ранее, но сегодня совершенно другое настроение. Опять проверка на рамке металлоискателе, но паспорт у меня так и не спросили, может уже чем-то стал похож на местного? Загорелостью и безупречным дресскодом.

В зале Храма нефритового Будды помещён королевский саркофаг. Сооружение это очень сложное, выполнено из золотых пластин в точном соответствии с древними канонами. Тело умершего короля помещается в специальную капсулу на верху этого сооружения. Он там, в вертикальном положении в «позе младенца», система трубок соединяет капсулу с нижними уровнями саркофага, куда стекает жидкость бренного тела. Перед помещением тела в саркофаг, оно немного натирается бальзамами, в дальнейшем никаких больше манипуляций не делается. Тело мумифицируется уже само. Через год после смерти оно будет кремировано. Запаха в помещении никакого нет, курятся благовония в скромном количестве, корят несколько больших свечей и работают вентиляторы. Люди входят в одну дверь, партия опускается на колени перед саркофагом, почтительно кланяется телу короля. Несколько минут молчания. Затем выходим, чтоб дать место следующей партии паломников. На выходе из дворца каждому выдают фото короля с письменами на обороте. Желающие могут купить фотоальбом.

Надо сказать, что покойный король был ещё и очень творческий человек. Он играл на саксофоне и сочинял джазовые композиции, никогда не расставался с фотокамерой. Фотографом он был с самой студенческой скамьи, и я его понимаю. Мы оба прошли весь путь фотографии от плёночных камер к цифровым. Я видел его фотоработы, они поражают своей скромностью, любовью к жизни и своеобразным духом свободы. Красота на фото его жены передана очень искренне и с нежностью. Чувствуется, какой мир был в семье величайшего короля современности, который правил дольше всех королей – 71 год.


Мы выходим на Дворцовую площадь со стороны памятника династии, она пуста, закрыта для туристов, только паломники быстро расходятся на улицы Крунтэп, Бангкока, Города Ангелов. Нас встречает сестра после рабочего дня, и мы едем в какой-нибудь торговый центр обедать в любимом KFC. Не знаю, какое чувство у Ринды. Я чувствую себя прикоснувшимся к великой истории, я горд, что я застал этого короля живым, я доволен, что смог отдать честь его телу. Люди такого уровня не так часты в мире. Именно они делают человечество человечеством, а не стадом животных бегущих по пустыне к кормушкам и ломающих всё на своём пути. Расхожая фраза, что каждая нация имеет такого правителя, какого она заслуживает, в моём мозгу переворачивается наизнанку. То, каким мы видим тайцев и Сиам сейчас, во многом заслуга и их короля тоже.

Пхом бпен пха ранн пат тук чаадт пай, Ваш вечный последователь. Это своеобразная дань памяти великому королю и тайская клятва следовать его заветам, под которой могут подписаться и многие фаранги, уважающие эту страну.