Вы здесь

Мои питомцы (сборник). С вопросами и ответами для почемучек. Память зверя (В. В. Чаплина, 2016)

Память зверя

Однажды к нам в Зоопарк привезли гепарда. До этого я ни разу не видела гепардов, а только читала о них в книгах. Читала, что это ловкий, красивый хищник. Что он хорошо привыкает к человеку и что его даже учат охотиться.

Когда транспортный ящик приставили к клетке и открыли дверцу, оттуда вышел пятнистый, похожий на леопарда, зверь. Впрочем, это было только первое впечатление. Приглядевшись, можно было увидеть его тонкие, стройные, как у борзой собаки, ноги и такое же стройное туловище.

Гепард вышел не спеша и сразу подошёл к поёнке. Долго и жадно лакал воду, потом, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улёгся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лёг. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришёл служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось несъеденным.

Пришлось вызвать врача. Врач в Зоопарке был старый и опытный. Много разных зверей прошло через его руки, многих вылечил он. А ведь лечить дикого зверя совсем не легко. Вот и сейчас надо осмотреть гепарда, выслушать его, а он лежит и даже не приподнимается. Однако по тому, как тяжело и порывисто вздымались бока зверя, врач предполагал, что он простудился в дороге и у него воспаление лёгких.

Надо было срочно дать больному лекарство, но и это оказалось не просто. Пищу зверь не принимал, а когда ему подмешали лекарство в воду, не стал и пить.

Гепард слабел с каждым днём. Глаза у него ввалились, шерсть взъерошилась, а когда он вставал, то было видно, как от слабости дрожали его лапы.

Около больного зверя дежурили круглые сутки. На ночь ставили к решётке электрический обогреватель, чтобы согреть зверя, и по многу раз предлагали ему то еду, то питьё. Воду гепард пил, а от еды продолжал отказываться. Такая продолжительная голодовка беспокоила и нас – работников секции и, конечно, врача.

– Надо что-то предпринять, – сказал однажды он. – Зверь погибнет, если его не накормить.

Накормить! Легко сказать – накормить больного зверя! Уж кто-кто, а я-то хорошо знала, как это трудно. Попробуйте что-нибудь дать, если он не только не ест, но даже не встаёт. А когда ему подносили мясо к самой пасти, отворачивался и всё равно не ел.

Мне было очень жаль гепарда. Ведь действительно, если не принять какие-то меры, он может погибнуть. И тут мне пришла в голову мысль: а что, если просто войти в клетку и попробовать его покормить из рук. Когда я поделилась своими мыслями с врачом, он только замахал руками:

– Что вы, что вы, разве можно так рисковать!

Напрасно я убеждала, что риска никакого нет. Да и какой риск, если гепард так ослаб, что еле держится на ногах. И вообще, по всему его поведению видно, что он совсем не дикий и не злобный. К тому же я совсем не собиралась заходить к нему, не предохранив себя от возможной опасности.

Однако все мои доводы оказались напрасны. Зайти в клетку больного зверя мне не позволили. Тогда я решила действовать самостоятельно – ведь, в конце концов, я была заведующей секцией и могла поступить так, как считала нужным.

Но это совсем не значило, что я действовала опрометчиво. Совсем нет. Прежде всего я позвонила в зооцентр, откуда к нам прибыл гепард. Там я узнала, что он прислан для цирка и у нас находится временно. Значит, я не ошиблась, что зверь почти наверняка ручной. Правда, и ручного хищника, который меняет хозяина, надо прежде узнать, надо с ним познакомиться. Но вот на это «познакомиться» у меня и не было времени. Его заменяло какое-то внутреннее убеждение, что зверь меня не тронет.

Этому внутреннему чувству я очень верила. И нужно сказать, что за многие годы работы со зверями оно меня ни разу не обмануло. И всё-таки, когда наконец все ушли, я, прежде чем войти в клетку к гепарду, сделала некоторые приготовления. Просунула в клетку шланг и положила его так, чтобы в нужный момент он оказался под руками. Потом пустила небольшую струю воды и, направив её в сторону стока, вошла в клетку.

Гепард повернул в мою сторону голову, но не попытался встать. Он даже не приподнялся, когда я подошла к нему вплотную. Присев рядом, я ровным, спокойным движением взяла из миски кусочек мяса и поднесла к самой морде зверя. Гепард чуть-чуть оскалил зубы и отвернулся. Однако по тому, как он это сделал, я поняла, что он не злится, а просит оставить его в покое. Но оставить его в покое было нельзя. Так же спокойно я предложила ему опять мясо, теперь уже с яйцом, потом просто яйцо, потом мясо с молоком. Гепард от всего отказался и только в одном случае провёл языком по моей руке, случайно смоченной молоком.

Уловив это движение, я тут же обмакнула в молоко руку и поднесла к гепарду, но он понюхал и отвернулся. Ага, догадалась! Значит, он хочет пить не молоко, а воду. Надо этим воспользоваться. Я обмакнула в воде кусочек мяса и предложила его гепарду. На этот раз он не отвернулся. С жадностью стал он слизывать воду и как-то незаметно для себя проглотил этот маленький кусочек мяса. Следующий кусочек я тоже обмакнула в воду, и гепард тоже его съел. Так он проглотил их несколько, потом тяжело вздохнул, устало опустил голову на лапы и закрыл глаза. Осторожно, но уверенно я положила руку на его голову. Гепард вздрогнул, чуть приоткрыл глаза и закрыл снова. Значит, доверяет. На первый раз достаточно.

Хотя внутри у меня от этой маленькой победы всё пело и ликовало, из клетки я вышла так же сдержанно и спокойно, как и вошла. Зверь, даже ручной, не любит резких и порывистых движений, особенно если человек ему ещё незнаком. Но стоило мне очутиться вне клетки, как уже, не сдерживая своей радости, я помчалась на ветеринарный пункт. Было уже поздно, но я всё же надеялась кого-нибудь там застать.

Я не ошиблась. Наш милый, старый доктор Айболит, ну конечно, он здесь! Здесь, со своим неизменным и таким же старым чемоданчиком. Сколько переработанных часов! Сколько бессонных ночей, проведённых в Зоопарке! Вот и сейчас стрелка часов пододвинулась к двенадцати ночи, а Владимир Петрович ещё здесь и, если понадобится, останется до утра.

– Ест! Ест! Ест! – без передышки выпалила я, вбегая в кабинет.

– Кто ест? Что ест? – ворчливо спрашивает доктор.

Он уже привык к таким бурным вторжениям и относится к ним с добродушным спокойствием. Узнав же, что ест гепард, вскочил, зачем-то спрятал, а потом надел очки и поспешил за мной.

Как приятно делиться радостью с человеком, который тебя понимает. Мы стоим около клетки гепарда, и я рассказываю подробно, стараясь не упустить ни одной мелочи. Владимир Петрович слушает внимательно, не перебивая. Все эти маленькие подробности ему нужны. Нужны, чтобы лучше обдумать, как лечить четвероногого пациента. Потом он лезет в чемоданчик, достаёт какие-то порошки и протягивает их мне.

– Надо постараться дать их гепарду не реже трёх раз в день, – говорит он. – Перед этим не поить. Ну, а как давать, знаете?

Знаю ли? Конечно, да. Нужно снять с мяса плёнку, завернуть в неё порошок, а полученную капсулу вложить в кусочек мяса и дать зверю. Не давать перед этим пить – тоже знаю почему. Ведь съел же гепард смоченное водою мясо, ну и опять съест, только уже с лекарством.

Утром я снова вошла в клетку к гепарду. Он встречает меня как знакомую. Не вздрагивает, когда я кладу на его голову руку, осторожно берёт мясо и съедает несколько кусочков. Среди них и тот, с лекарством, которое дал врач. Теперь можно надеяться, что зверь поправится. И действительно, как только гепард начал есть, его глаза вскоре оживились, заблестели. А однажды, когда я зашла в клетку с очередной порцией мяса, он вдруг поднялся со своего места и пошёл мне навстречу.

От такой неожиданности я чуть не выронила миску, но вовремя опомнилась. Показать зверю свою растерянность опасно. Словно ничего не произошло, я присела на корточки и протянула гепарду мясо. Гепард, как и прежде, взял из рук кусочек мяса и потянулся за другим.

Он съел почти всю порцию. Потом облизался и, словно кошка, громко мурлыча, стал тереться о мои ноги. Не скоро ушла я в этот день из клетки, уж очень не хотелось расставаться с ласковым зверем. Он уже улёгся, а я ещё долго сидела рядом и гладила его бока, такие исхудавшие за время болезни.

После этого раза я уже совсем смело заходила в клетку к гепарду. Мне очень нравился этот ласковый, приветливый зверь. Да и он тоже привык ко мне. Бывало, ещё издали увидит меня или услышит мой голос, сразу бросается к решётке.

Прижмётся лбом к прутьям и следит за мной – подойду к нему или нет.

Назвали гепарда Люкс. Эту кличку ему дали потому, что так его назвал служитель. Да и гепард на неё откликался.

Когда Люкс окончательно поправился, его решили перевести из клетки в комнату. Особенно на этом настаивал врач. Время было зимнее, а помещение, где находился гепард, посещала публика. Дверь постоянно открывалась, и ослабевший зверь мог заболеть снова.

Поместили гепарда в одну из свободных комнат попугайника. Комната была тесноватая, но зато тёплая и светлая. Ухаживать за Люксом пришлось мне. Перегона в комнате не было, а ко мне он так привык, что я ходила к нему без опаски.

В этой комнате Люкс прожил всю зиму и всю весну. Наступило лето, и вот, когда я уже надеялась, что гепард останется в Зоопарке, за ним вдруг приехали из цирка. Напрасно директор, врач и я уговаривали оставить гепарда в Зоопарке. Никакие наши уговоры не помогли: ручной, ласковый зверь был нужен и дрессировщику.

Тяжело было мне расставаться со своим любимцем, но делать нечего. Еле сдерживая слёзы, я сама посадила гепарда в транспортную клетку. Зверь, очевидно, почувствовал разлуку. Крепко, как никогда, прижался он головою к моим рукам, долго лизал их, потом вскочил и нервно заметался по тесной клетке.

Но вот несколько человек подняли клетку и поставили её на грузовик. Машина как бы предупреждающе фыркнула и медленно тронулась. Она уже скрылась за воротами, а я всё стояла и смотрела ей вслед. Как-то не верилось, что это разлука. Казалось, что обязательно встретимся – ведь бывает же так!

Однако сколько я потом ни читала афиши цирка, сколько ни была там, надеясь увидеть в выступлениях гепарда, – всё было напрасно.

Прошло четыре года. И вот однажды я узнала, что в Зоопарк привезли для киносъёмки зверей из цирка, и пошла их посмотреть.

Одни животные находились в транспортных клетках, другие были помещены в свободное здание, где зимою находились животные. Около транспортных клеток стояла женщина.

– Что, нашими зверьми интересуетесь? – спросила она, а узнав, что я сотрудница Зоопарка, добавила: – У нас ещё гепард есть, только он после болезни ослеп. Вот и держим его отдельно. В доме сидит. Хотите, покажу?

Гепард! Неужели Люкс? Я быстро вошла в помещение. Там в одной из клеток лежал и ел мясо гепард. До этого мне казалось, что если я увижу Люкса, то обязательно узнаю. А вот теперь стояла и мучительно думала – он это или не он. Видно, за четыре года в моей памяти стёрлось «лицо» зверя, и сколько я ни вглядывалась, вспомнить его не могла.

– Скажите, – наконец обратилась я к служительнице, – его зовут Люкс?

– Каем зовут, – охотно ответила служительница.

Кай! Значит, не он. Я хотела уже отойти, но тут вдруг заметила, что гепард перестал есть и как-то напряжённо прислушивается. Потом нервно и резко мяукнул и замолчал, глядя куда-то мимо меня. Я обернулась. Сзади никого не было.

– Что это он так смотрит? – спросила я.

– Да кто его знает. Слепой, а словно зрячий на вас уставился.

Действительно, слепой зверь определённо «смотрел» на меня. Но почему? Неужели…

– Люкс! Люкс! – позвала я.

Гепард вскочил и бросился к решётке.

– Не Люкс, а Кай, – поправила меня служительница.

Но я уже знаю, что это Люкс, и открываю дверь клетки.

– Осторожно! Что вы… укусит!.. – кричит служительница.

Но я не слушаю. Не успеваю сделать и нескольких шагов, как гепард уже тычется слепой мордой, стараясь нащупать мои руки. Но вот нашёл, прижался всей головой и замер. Молчит изумлённая служительница. Молчу и я. Да и что говорить!

Так через четыре года разлуки, с другой кличкой и ослепший, узнал меня зверь.

Справочное бюро

Кто такой гепард?

Гепард – хищный зверь из семейства кошачьих, обитающий в Африке. Отличается высокой скоростью бега (свыше 120 км/ч) во время преследования добычи. Мчаться столь стремительно способен лишь короткое время. Если гепарду не удастся догнать быстроногую добычу (например, антилопу) в первые минуты преследования, он оставляет её в покое.

Что, гепард хорошо приручается и с ним ходят на охоту?

Гепард, как и другие кошачьи, например леопард или тигр, приручается гораздо легче, если попадает в условия неволи котёнком. Взрослые звери поддаются дрессировке гораздо труднее, а иногда с ними так и не удаётся наладить отношения.




А как ветеринар узнаёт, чем болен зверь?




Опытный ветеринарный врач может определить заболевание зверя по внешним признакам: особенностям дыхания, движениям хвоста и даже по глазам. Чаще всего звери в зоопарке страдают от простуды и отравлений, вызванных поеданием нежелательных угощений, которые приносят посетители.

Неужели гепарду холодно в такой шубе?




Повышенная температура тела вызывает у зверей, как и у человека, сильный озноб. Гепард – «южанин» по своему происхождению, не приспособленный к суточным перепадам температуры, характерным для нашего климата. До полной адаптации к новым климатическим условиям обитатели африканской саванны подвержены простудным заболеваниям.

Что, цирковой гепард не бросается на людей?

Выступающие на цирковой арене дикие звери (львы, леопарды, тигры) проходят длительную подготовку. Дрессировщик, работающий с хищниками, обучает их выполнять соответствующие команды. Звери привыкают к яркому освещению и громким звукам (например, аплодисментам зрителей). Всё, вместе взятое, снижает у них стрессовое состояние, а значит и агрессивность.

Что такое ручной зверь?

Ручной зверь – это зверь, который вырос или длительное время имел постоянные контакты с человеком. Он приручен к определённому поведению и не выражает агрессивность намерений по отношению к людям.


Верблюды


Неужели звери боятся воды?

Дикие кошки (например, тигры, леопарды и ягуары) не боятся воды и охотно купаются в жару. Однако сильной струёй воды из шланга можно охладить пыл разъярённого зверя и предотвратить его нападение.


Ягуар


Почему автор не испугалась, когда гепард провёл языком по её руке?

Если зверь лижет руку, тем самым он высказывает своё «расположение» к человеку. Подобное особенно характерно для псовых (например, собак) и менее выражено у кошачьих.




Можно ли так обращаться с диким зверем, гладить его и вообще прикасаться к нему?

Гладить дикого зверя, даже живущего в зоопарке, позволительно лишь человеку, который прекрасно чувствует психологическое состояние животного и знает, когда подобное обращение допустимо. Автор книги и относилась к категории людей, беззаветно любящих животных и понимающих тонкость их поведения.


Гепард – сильный и опасный зверь, не терпящий вольностей в обращении


Неужели острый нюх дикого зверя не скажет ему о спрятанном в куске мяса лекарстве?

У хищных зверей прекрасно развито обоняние. Обычно лекарственный препарат используют в виде капсулы с плотной оболочкой, «маскирующей» запах. Капсулу прячут в куске мяса.




Почему нельзя показывать зверю растерянность?




При контактах с хищниками нельзя показывать свой страх, неуверенность и тому подобные действия. Такое поведение может вызвать у зверя непроизвольный рефлекторный ответ в виде агрессии. Так хищники ведут себя во время взаимных конфликтов. Проявивший слабость немедленно подвергается нападению.


Что значит откликался на кличку?

Откликаться на кличку гепард мог, не издавая звуков. Например, поднимал голову или приближался к сетке вольера. Животные (особенно домашние) быстро привыкают к кличкам и окликаются.


Ньюфаундленд


Что такое перегон в клетке, в зоопарке?

Перегоном в зоопарке называют перемещение животных из одной клетки (вольера) в другую. Этот процесс осуществляют, используя помещения, снабжённые дверями или специальными проходами.


Зимой слоны живут в зоопарке в тёплых помещения


Даже дикие животные привыкают к человеку или тут гепард был благодарен автору за спасение во время болезни?

Дикие звери, находящиеся в неволе, привыкают к людям. Им скучно в вольерах без «природной» нагрузки. Особое расположение они могут проявлять к тем, кто относится к ним с любовью и заботой. И гепард не был исключением. Он ответил любовью на любовь.




Часто ли кошачьи выступают в цирке?

Выступление на арене с дикими кошками всегда вызывает восторг зрителей. Однако подготовка хищников требует от дрессировщиков не только смелости, но упорства и терпения, прежде чем их питомцы начнут безукоризненно выполнять все команды. В качестве цирковых артистов используют тигров, львов и гепардов. Гепарды в подобной роли выступают крайне редко. Широко известен «Театр кошек» Юрия Куклачёва, где выступают домашние питомцы.

Что, все кошки, даже гепарды, мяукают? А львы тоже говорят «мяу»?

Маленькие котята диких кошек все без исключения издают жалобный писк – «мяуканье». У взрослых зверей звуки, напоминающие мяуканье, чаще всего характерны для самок, ухаживающих за потомством. Для самцов мяуканье или что-то в этом роде характерно в период брачных отношений. Звуки, издаваемые гепардом, слышны на очень большом расстоянии – более 2 км, что позволяет легко общаться с детёнышами и другими гепардами.


Малыши кошачьих все хороши