4. Эгоизм, востребованный Цивилизацией
Понятие эгоизма раскрывается любым толковым словарём или интернет-поисковиком. Не будет лишним ещё раз с ним ознакомиться. Но самое существенное, что обнаружится при этом – нет в нём ничего, хоть сколь-нибудь позитивного в отношениях людей, числом от двух и более.
И тем не менее, на индивидуальном эгоизме построена целая концепция общественного развития, предполагающая в конечном счёте некоторое экономическое чудо-процветание, при условии невмешательства государства в подобный эгоизм и его последствия.
Упрощённая (без спецтерминов) суть концепции в том, что каждый член общества должен иметь свободно выбираемый род деятельности и организовать её таким образом, чтобы доходы перекрывали расходы. И если ты обладаешь организаторскими способностями, владеешь знаниями экономических законов и юриспруденции, а также устойчивостью в конкурентной борьбе – то превышение именуется делововой прибылью. А если ничего подобного в себе не обнаружишь – за прибыль сойдёт банальная нажива (навар) на природе, на обществе и государстве. Но проще всего – на массовом рыночном покупателе, по расхожему принципу: не обманешь – не проживёшь!
В наиболее жёсткой и неприкрытой форме эгоизм проявляется в диком животном мире – в качестве хищнической агрессии, обеспечивающей существование за счёт других особей. Но как эгоизм приобрёл чуть ли не самые превосходные степени оценки в обществе разумных людей? Выходит – уровнями индивидуального развития, ещё не слишком далеко ушедшими от примитивных животных? Либо заведомым обманом. И вот тут-то весьма кстати преимущества рационального разума.
Наверное, уже нет дураков, чтобы за последствия открытого обмана нести ответственность себе в убыток. А спрятать его на время в глубине души, представ перед обществом исключительно высоконравственной Личностью, с добродушной улыбкой, распростертыми объятиями, неизбывной любовью и к ближним и к дальним и неутомимым радением за всеобщее благо.
Со всем, чем легко заслужить доверие общества и соорудить стену непогрешимости, а за этой стеной и творить выгодные себе замыслы и планы.
Но добро бы подобное явление было исключением из общих доброжелательных правил. Современный эгоизм, принципиально раскрепощённый под знаком свободы Личности и прочно закреплённый юридической неприкосновенностью – переплавляется во всеобщий легальный эгоцентризм, свободно генерирующий феномен «оборотней» во всех без исключениях сферах социальной жизни и деятельности.
Нет и бесполезно искать иные мотивы коррупции, мздоимства, стяжательства, продажности, предательства, карьеризма по головам коллег, измены Родине с более выгодной страной и всех новейших талантливейших преступлений перед обществом. Но особенно там, где эгоизм облачается хоть какой-то толикой властных полномочий, как официальных, так и тех, что устанавливаются естественным порядком – грамотных над безграмотными, профессионалов над не профессионалами, имущих над неимущими, врачевателей над беспомощными больными, хитрых над доверчивыми.
Это он опустил всё разнообразие и богатство дружбы, любви и деловых равнопартнёрских отношений – до примитивного секса, а секса до скотской порнографии. А в том и парадокс, что в ряде обществ с полной свободой нравов – любое преступление не будет таковым, если отнести его к свободному бизнесу, во главе с замечательным успехом – максимально извлечённой для себя выгодой.
Когда мать начинает недоумевать, как мог сын – примерного поведения, отлично успевавшего по всем предметам в учёбе, разносторонне способного в развитии, вдруг совершить противоправный поступок – это недоумение можно развеять немым вопросом: для кого предназначались превосходные качества – для себя любимого или и для тех, с которыми (хочет кто или нет) – придётся плечом к плечу шагать по жизни.
Воспитай его в заведомо коллективистском духе – с естественно вытекающем из этого высшим демократически-централизованным управлением – сколько бы сил, средств и времени, растрачиваемых на ликвидацию последствий эгоцентризма, сэкономила Цивилизация в своём развитии!