Вы здесь

Мозырь и евреи. История, холокост, наши дни. IV О холокосте в Мозыре (Маргарита Акулич)

IV О холокосте в Мозыре

«Воскресение 22 июня 1941 года началось, как обычно… Только через несколько дней, когда у городского военкомата выстраивалась и быстро таяла очередь призывников, а затем Левитан начал называть города, оставленные Красной Армией под натиском нацистов, стало тревожно. Над городом появились самолеты „Юнкерс“, недосягаемые для советских зениток, пассажирское движение по Припяти прекратилось». (доктор Леонид Смиловицкий, «Девушка из Госбезопасности»)

4.1 Перед созданием гетто. Об ограблении и унижении евреев перед созданием гетто

Перед созданием гетто


Фото из источника в списке литературы [44]


В 1939-м году проходила перепись населения. В соответствии с ней проживавших в Мозыре представителей еврейской национальности было 6 307 чел., они составляли 36,09 процентов от общего количества проживавших в городе людей.

Некоторые из мозырских евреев за 2 месяца до войны покинули город, но далеко не все. Многим из еврейских людей эвакуироваться не удалось. Из числа не эвакуированных было больше всего людей, семьи которых были многодетными, людей больных, старых, женщин. Мужчины оказались в меньшинстве из-за их призыва в армию.

Оккупация Мозыря длилась два года и пять месяцев – с двадцать второго августа 1941-го года по четырнадцатое января 1944-го года.

Немцы во время этой оккупации вели себя как сущие дьяволы врываясь дома евреев, грабя и физически уничтожая их, расстрелянные человеческие тела на улицах просто лежали, их никто не убирал.

Об ограблении и унижении евреев перед созданием гетто




У нацистов была цель идентифицировать евреев, чтобы отмежевать их от других мозырчан, изолировать их. Оккупанты в первую очередь занялись регистрацией мозырских евреев. Создавались «еврейские» списки, в них заносились все люди, в роду которых были евреи включительно до 3-го поколения. Среди евреев были покрестившиеся до войны согласно христианским правилам граждане, немцы с этим не считались, занося их в списки наравне с иудеями.

После получения данных о евреях города, нацисты стали забирать у них ценные вещи и деньги, приказав сдать их в предельно сжатые сроки. Кроме того, мозырских евреев принудили к ношению на одежде отличительных знаков – желтых нашивок из ткани, или нарисованных желтой краской полос, или желтых повязок.

Нацисты хотели не просто физически уничтожить людей-евреев, им надо было обеспечить их унижение, оскорбление их человеческого достоинства. Ради этого германцы сгоняли старых евреев и требовали, чтобы они носили воду из Припяти на гору, пока они не падали от усталости. Упавшие изможденные старики затем уничтожались, а их тела велено было не убирать три дня. Известен еще случай унижения людей немецким солдатом, заставившим двух еврейских людей очищать о грязи мотоциклы, а затем – непрерывно танцевать целый час.

4.2 О создании юденрата. О переселении мозырских евреев в гетто

О создании юденрата


Оккупационной властью в Мозыре было предпринято создание юденрата, являвшегося административной структурой предназначавшейся якобы для того, чтобы управлять еврейскими гражданами. Но это на самом деле был своего рода совет, организованный ради обеспечения связи между еврейским населением и нацистами и выполнения нацистских приказов. Из-за этого происходила дополнительная изоляция евреев от других жителей Мозыря.

Вот список членов юденрата по состоянию на семнадцатое декабря 1941-го года [43]:

«Гофштей Лейзер Гецелевич (1863 г.р.), Лельчук Натан Абрамович (1908 г.р.), Койфман Ейша Израилевич (1891 г.р.), Бердичевский Иосиф Янкелевич (1890 г.р.), Кацман Янкель Нисанович (1876 г.р.), Наровлянский Ицко Нохимович (1902 г.р.), Радомысельский Иосиф Лейбович (1876 г.р.), Шехтман Хацкель Иоселевич (1876 г.р.), Герфер Абрам-Нисель Гиршович (1869 г.р.), Миндлин Абрам Мовшевич (1897 г.р.), Белкин Борис Абрамович (1875 г.р.), Равикович Меер Элевич (1894 г.р.)».

О переселении мозырских евреев в гетто




В 1941-м году (осенью) немцами был издан указ, в котором говорилось, что евреи обязаны в срочном порядке переселяться в гетто. Один день всего понадобился для насильственного перемещения евреев города из их домов на улицу под названием «Ромашов ров». В реализации этого «мероприятия» имело место проявление активности жандармерии, местных полицаев и словацких солдат.

В 1944-м году (двадцатого января) в городе произошел арест начальника полиции Мозыря и двух полицаев, рассказавших на допросах следующее [7]:

«Я услышал крик. Выскочив из дому на этот крик, я увидел, что по ул. Слуцкой (в настоящее время – ул. Советская, – Я. Г.), где я жил, ехало четыре подводы, окруженные словаками, на которых везли стариков лет по 70 из числа евреев, остававшихся еще в домах, т.е. самостоятельно не могли передвигаться. Сопровождая их, помощник словацкого коменданта так избивал плеткой лежавших на подводе стариков и старух, что аж у меня дрожь по телу прошла».

В гетто по ул. «Ромашов ров» также были свезены евреи таких районов как Юровичский, Наровлянский, Мозырский и Ельский. Помимо этого, нацистами были согнаны сюда и цыгане (их семьи), размещение которых было поблизости с гетто на ул. Саета. Евреи и цыгане из указанных районов доставлялись в гетто местными старостами и полицаями.

4.3 Об условиях существования в мозырском гетто. О сопротивлении в гетто

Об условиях существования в мозырском гетто

Заселенные на ул. Ромашов ров евреи жили очень скученно – в каждом доме жило по пятнадцать-двадцать чел. Гетто было «закрытым» – его огородили, обеспечив охрану, выходить из него людям запретили. В этом гетто было 1 500 -2 200 человек, являвшихся его узниками, постоянно испытывающих голод, принуждавшихся к тяжкой физической работе, над ними издевались и по отношению к ним применялось насилие. При этом не было реальной медпомощи, условий, отвечающих требованиям гигиены, медикаментов.


О сопротивлении в гетто




Тридцать первого августа 1941-го года состоялся сбор людей в доме 19 по ул. Пушкина, они после брошенного жребия стали жертвами поджога дома, совершенного ради самосожжения. Жребий выпал на Сошу Гофштейн, которой было всего 19 лет. Она с помощью факела подожгла дом, в котором находились мужественные люди, а затем и сама сгорела вместе другими непокоренными еврееями, повторившими подвиг отважных защитников Масады, не пожелав принять смерть от рук врагов.

В пламени огня всего погибли примерно сорок человек. Среди них были [43];

«Гофштейн Эля (1900 г.р.), Гофштейн Фейга [1905 г.р.), Гофштейн Соша (1922 г.р.}, Гофштейн Эер (1913 г.р.), Гофштейн Хая (1915 г.р.}, Гофштейн Шлема Эерович (1935 г. р.), Гофштейн Роза (1917 г.р.), Гофман Эля (1870 г.р.), Гофман Малка (1910 г.р.), Гутман (1885 г.р.), Гутман Нисель (1860 г.р.), Домнич (1895 г.р.), Домнич (1896 г.р.), Зарецкая Броха (1887 г.р.), Зарецкий Берка (1897 г.р.), Каган Исроэл (1901 г.р.), Равинович Мовша (1905 г.р.), Рагинская Соня (1908 г.р.), Сандамирская Гнейша (1890 г.р.), Шехтман Фаня (1908 г.р.), Ицхак Фарбер».

4.4 О первой акции нацистов. О второй акции нацистов


О первой акции нацистов

Известно о существовании в Мозыре еще одного, существовавшего, видимо, не долгое время гетто по ул. Ким Боровской. Оно, скорее всего, было сборным местом перед реализацией расстрела. Гибель обитателей данного гетто, вероятно, связана с сентябрьским расстрелом 1941-го года (двадцать седьмого – двадцать восьмого. сентября 1941 – го года), когда в город было прибытие карательного отряда, действовавшего под началом гебитскомиссара Галле коменданта Мозыря.

Конец ознакомительного фрагмента.