Вы здесь

Мозырь и евреи. История, холокост, наши дни. III О художнике Табенкине Илье Львовиче (Маргарита Акулич)

III О художнике Табенкине Илье Львовиче

Фото из источника в списке литературы [28]

3.1 Основные сведения о Табенкине Илье Львовиче. О картинах Ильи Табенкина до начала 1960-х годов

Основные сведения о Табенкине Илье Львовиче

Рождение Табенкина Ильи Львовича произошло в 1914-м году (пятнадцатого ноября) в городе Мозыре. А из жизни он ушел в 1988-м году (одиннадцатого декабря), скончавшись в Москве.

Он был живописцем, графиком. Его жизнь с 1923-го года проходила в Москве, где он и работал.

В 1932-м году состоялось его поступление в «Московское художественное училище памяти 1905 года», он был в о время семнадцатилетним юношей. Среди других его преподавателей выделялся Михаил Ксенофонтович Соколов, оказавший на творческое становление Табенкина Ильи Львовича существенное влияние.


Табенкин Илья «Автопортрет с дудочкой» 1960-е Бумага, сепия 19х14,5 Фото из источника в списке литературы [29]


Учебу пришлось прервать в 1934-м году из-за ареста за пересылку заключенному красок. Далее он был в тюрьме, ссылке, концлагерях.

Продолжение обучения проходило в «Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова». Когда началась Вторая мировая, его эвакуировали в Самарканд, там Табенкин и учился дальше. Сотрудниками института в 1943-м – 1949-м годах были: Осмеркин А., Уфимцев В., Лабас А. При поступлении в институт он утаил свое судимое прошлое.


Табенкин Илья «Мой отец» 1947 Холст, масло 54,5х49,5 Фото из источника в списке литературы [30]


Закончив институт, Илья Табенкин осуществлял работы для художественного комбината и стал членом Союза художников Союза ССР.

В период 2005-го – 2006-го годов проходили его выставки, и о нем, и о его творчестве начали писать.

К столетнему юбилею художника в 2013-м году, не дожившего до него, Московский музей современного искусства в альянсе с Галереей «Веллум») приурочили большую ретроспективную выставку.

О нахождении в настоящее время произведений Ильи Табенкина написано в статье «Табенкин Илья Львович» [31]:

«Произведения Табенкина находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в частных собраниях в России, США, Великобритании, Италии, Германии, Финляндии».

И ничего не написано о его произведениях в Беларуси…

О картинах Ильи Табенкина до начала 1960-х годов


Табенкин Илья «Натюрморт» 1946 Холст, масло 65х48 Фото из источника в списке литературы [30]


Работа Ильи Табенкина в период до начала 1960-х годов согласовывалась с московской традиционной школой, им создавались созерцательного характера пейзажи, раскрывающие русскую жизнь. Это было отражением казенного соцреализма, явно не нравившегося Илье Табенкину. Но, вероятно, он просто находился в поисках чего-то другого, нехотя и в какой-то мере по инерции делающего, что требуется. Ведь ему приходилось работать не только для души. Однако, постепенно он превращался в известного сегодня миру Табенкина.


Табенкин Илья «Портрет сестры» 1940-е Картон, масло 38,5х30,5

Фото из источника в списке литературы [30]


Вот что написал об Илье Табенкине его сын, Лев Табенкин [32] :

«Не входил Табенкин в молодежные (преимущественно еврейские) круги, в которых зарождалось нонконформистское искусство: принадлежа к предыдущему поколению, он по натуре своей отличался меньшей рассудочностью, язвительностью, в меньшей степени осознавал себя интеллектуалом, чем появившиеся в то время диссиденты. Социальный бунт и главенствующее положение в культуре никогда не были его целью – одно только искусство…»

3.2 О творчестве Ильи Табенкина с 1960-х годов до начала нового пути.

Натюрмортные произведения Ильи Табенкина

О творчестве Ильи Табенкина с 1960-х годов до начала нового пути


Табенкин Илья «Без названия» 1960-е Холст, масло. Фото из источника в списке литературы [33]


В 1960-х годах наблюдался отказ Ильи Табенкина от традиционного направления в искусстве, началось и создание им первых формалистических работ с превалированием цвета в противовес превалированию формы.

Посредством применения цвета Илья Табенкин стремился к передаче эмоциональных переживаний, схожих с мистическим видением окружающей его реальности. В 1968-м году он и Карл Фридман, Виктор Попков, а также Евгений Расторгуев приняли участие в выставке, называвшейся «Группы шестнадцати».

1970-е годы для художника ознаменовались формированием его собственного своеобразного стиля, отражающего поддерживаемые им его философские нюансы. В 1960-х годах Табенкина еще можно было назвать в полной мере фигуративным (в то время человек с его эмоциями являлись неотъемлемой чертой работ мастера). Но в 1970-х годах его натюрморт превратился в аскетичный, передающий трансцендентальный опыт.

Интересно, что на творчестве Табенкина именно 1970-х годов сказалось влияние творчества Соколова Михаила Ксенофонтовича, оригинального мастера, близкого кругу «Маковца». Его сдержанный стиль угадывается в работах Ильи Табенкина 1970-х годов, особенным образом созвучных работам Соколова.

Табенкин занимался написанием натюрмортов, изготовлением фигурок с применением таких материалов как гипс, папье-маше и пластилин.

Если верить воспоминаниям о нем, его более всего привлекала загадочность, ведь именно благодаря ей творчество трансформируется в искусство.


Натюрмортные произведения Ильи Табенкина


Табенкин Илья «Без названия» 1960-е – 1970-е Холст, масло 54х53,5 Фото из источника в списке литературы [34]


Об искусстве натюрморта Ильи Табенкина можно говорить, как о притче. Он писал пейзажи Иудейской пустыни, ему нравились диалоги между женщиной и мужчиной, он восхищался первыми детскими криками.

Каждая из его вещей интерпретируема с позиций Священной Истории, страниц прочитанных книг и фактов, почерпнутых художником из его собственной жизни. Его произведения можно сопоставить с визуальным выражением молитв. Глубинная его религиозность не позволяла ему допускать нарушение канонов иудаизма, поэтому он не прибегал к изображению «тварного существа», фокусируясь на внутреннем человеческом бытии. В его работах угадывается тоска, затерянность в мире во многом чужих ему шумных людей, одиночество – как в Иудейской пустыне, как в космическом молчании посреди гула разнокалиберных голосов.

Натюрморты Табенкина называют символичными. Они являются притягивающими и завораживающими, провоцирующими на отход от повседневной суеты, на долгое их созерцание с чувством страха и преклонения. Когда смотришь на его творения, не возникает сомнения, что своему созданию они обязаны Мастеру, преодолевшему какие-то серьезные препятствия, способному хранить в глубине своей души что- то, к чему нет прямого доступа.

Niemand knetet uns wieder aus Erde und Lehm, niemand bespricht unsern Staub…, Paul Celan [32]:

«Никто не вылепит нас вновь из земли и глины…» А переводят обычно: «Никто не вылепит, никто не заговорит наш прах». Именно эти стихи одного из великих поэтов XX века, именно это невольное, но в корне меняющее смысл смещение при переводе, просто при попытке понять, пожалуй, точнее всего могут объяснить поздние натюрморты Ильи Табенкина, их затягивающую, гипнотическую пустотность: невозможно подойти просто, наспех перебегая по выставочному пространству от одной работы к другой».

Илья Табенкин занимался не опосредованным, а прямым раскрытием натюрмортной семантики как отражения универсума. Разработкой подобного рода занимались также Вейсберг (друг Ильи Табенкина) и Краснопевцев. Начало данной разработке было положено в 1920-х годах ХХ столетия, примером могут служить произведения Джорджо Моранди. Есть что-то у Табенкина и от сезаннистских работ, подвергнутых тщательному переосмыслению. И конечно, на натюрмортные произведения Ильи Львовича оказали влияние графика и живопись его учителя – М. К. Соколова.

3.3 О начале нового пути и обретении инновационного стиля. О запоздалом признании художника Ильи Табенкина

Табенкин Илья «Без названия» 1970-е Холст, масло 58,5х69,5 Фото из источника в списке литературы [35]


О начале нового пути и обретении инновационного стиля

Илье Львовичу уже было далеко за пятьдесят, когда он решил сойти со своего накатанного художественного пути, перейдя к чему- то совершенно новому и яркому. Абстрактность его уникальных для российского искусства натюрмортов не каждому была понятна. Не все художники и искусствоведы ее восприняли позитивно.

Его натюрмортные произведения были новаторскими, но не относились к разряду творчески прорывных. Они в чем-то созвучны работам Дж. Моранди и Ф. Сурбарана. На их рождение, похоже, оказали влияние работы В. Вейсберга, Р. Фалька и П. Кузнецова. Некоторым его современникам они напоминали даже архитектурные эскизы. И все-таки они были инновационными и особенными. А новое слишком часто принимается в штыки. Для предложения нового требуется большая смелость.

Натюрмортные произведения Ильи Львовича были позитивно оценены В. Попковым, рассматривавшим их с позиций радикальных проявлений «сурового стиля».

О запоздалом признании художника Ильи Табенкина


Фото из источника в списке литературы [36]


Своего настоящего, полного признания художник не увидел. Оно пришло к нему после его ухода из жизни в 1988-м году. Однако он всегда верил, что его признают, говоря своему сыну Льву Ильичу: «Все после смерти». В 1988-м году эксперты Sotheby`s занимались отбором работ для участия в широко известном аукционе русского искусства в г. Москве. Отбор пал именно на работы Ильи Табенкина.


Табенкин в мастерской на Брянской улице. Фото 1980-х. Из архива Л. Табенкина. Фото из источника в списке литературы [37]


По словам российского искусствоведа Любови Агафоновой [37]:

«Он не был с искусством на „ты“, хотя имел на это право большее, чем многие. Он служил ему с гордостью и смирением, как праведник Богу, любя, но ничего не прося. Он был художником во всем, в полном безразличии к материальным благам. Он жил скромно, бедно и достойно, как пилигрим, который идет по жизни с великой мечтой».

Произведения художника, являющегося уроженцем беларуского Мозыря, украшают собрания лучших музеев России, включая Русский музей и Третьяковскую галерею. Есть они и в других странах. Но их, к сожалению, нет в музеях Беларуси.

3.4. О жизненных испытаниях, везениях Ильи Табенкина и его отдаленности от родных мест. Об участии его работ в выставках, аукционах

Табенкин Илья «Без названия» 1970-е – 1980-е Холст, масло 60х80 Фото из источника в списке литературы [38]


О жизненных испытаниях, везениях Ильи Табенкина и его отдаленности от родных мест


Ильи Табенкин в детском возрасте был травмирован и у него из-за этого имелся горб. Он прошел через тюрьму и сталинские лагеря, ему пришлось остаться в Средней Азии на поселении.

Но он через все это прошел, выжив и не попав вновь в лагерь в начале 1940-х годов, в этом ему, несомненно, повезло. Повезло ему и с поступлением «в эвакуировавшийся в Самарканд «Московский художественный институт (впоследствии – им. Сурикова)». У него появился шанс трудиться и учиться в активной творческой среде, сложившейся в то время в Узбекистане. Он мог учиться и делиться опытом с такими художниками как Осьмеркин А. Фаворский В., Лабас А., Уфимцев В. и др.

Конечно, ему приходилось много трудится, рисуя портреты ради заработка, но творческая направленность его работы позволяла ему творить для себя, наслаждаясь созданием медиативных, созерцательных пейзажей.

Жил и работал он довольно ненавязчиво, скромно и тихо, особо, как говорится, не высовываясь, считаясь с окружающей его бытовой и культурной средой. Его натура созвучна месту, где он родился и вырос – Мозырю. Ведь Беларусь и ее места, ее люди известны своим спокойствием.

В таких условиях ему трудно было (если не невозможно) сиять. Еще и внешние его недостатки… И все же он сумел явить миру нечто особенное – свои символичные натюрморты, способные вызвать эмоции и глубокие размышления у не поверхностного, отягощенного глубиной натуры зрителя. И еще – он в полной мере ощущал свою исключительность как художника.

Илья Илья Табенкин, безусловно, был человеком неординарным, думающим и проникновенным, он был настрадавшимся в своей жизни человеком. И этим он симпатичен. Его талант признан и его творения оценены по достоинству, пусть даже и поздновато.

Но меня лично волнует один момент. Есть у него какая-то отдаленность от родных мест, от Беларуси, от Мозыря. В Беларуси его не знают или знают очень мало. Пора бы это как- то исправить.


Об участии работ Ильи Львовича Табенкина в выставках, аукционах


Табенкин Илья «Пейзаж» 1980-е Холст, масло 60х75,5 Фото из источника в списке литературы [40]


Об участии работ Ильи Львовича Табенкина в выставках, аукционах написано [42]:

«1968 Группа шестнадцати. Групповая выставка московских художников. Центральный Дом художника. Москва;

1977 Группа шестнадцати. Групповая выставка московских художников. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва; 1979 Выставка И. Табенкина и С. Миренской. Выставочный зал МОСХ. Москва; 1983 Персональная выставка. Дворец культуры. Вильнюс. Литва; 1985 Группа шестнадцати. Групповая выставка московских художников. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва; 1988 Аукцион „Сотби`с“. Москва; 1988 Арс Совьетика-88. Хельсинки; 1990 Русский авангард и современное советское искусство. Москва; 1991 Илья Табенкин. Галерея „Сегодня“. Москва; 1991 АРТ ЭКСПО-91. Международная художественная ярмарка. Токио; 1991 АРТ МИФ 2. Московская международная художественная ярмарка. Центральный выставочный зал „Манеж“. Москва».