I Город Мозырь и его лаконичная история (общая и еврейская). О вкладе евреев в развитие страны и Мозыря
1.1 О городе Мозыре и его истории. О вкладе евреев в развитие страны и Мозыря
«На семи ветрах, На семи холмах,
Вырос Мозырь на наших глазах;
Здесь оврагов шрам,
Боль военных ран:
Припять вольная в берегах».
(Анатолий Волков)
Фото из источника в списке литературы [1]
Мо́зырь (бел. Мазы́р) – город, являющийся сегодня городом районной подчиненности в Беларуси, центром Мозырского района (Гомельская область).
Что касается Мозырского района, то он в настоящее время считается в стране одним из самых крупных центров (культурных и аграрных). А город Мозырь – большой спортивный и строительный центр Полесского края.
Город отличается комфорной атмосферой, богатой разнообразной историей, удивительным рельефом. Он настолько интересен, что иногда его называют беларуской Швейцарией.
Фото из источника в списке литературы [3]
Минск (столица Беларуси) находится от него в двухсот двадцати километрах. А с восточной стороны в ста тридцати километрах находится беларуский город Гомель.
Местность, где он стоит, – холмистая, располагается город в зоне Мозырской гряды.
На территории Мозыря имеет место размещение самого крупного в стране порта Пхова (находится на Припяти). По размерам город не маленький – его площадь равна 4418 га. По состоянию на 01.01.2017г. население Мозыря составляло 111 801 чел.
В городе наблюдается расположение его центра-площади (исторического, политического и культурного) на берегу реки.
В отношении архитектурно-планировочной системы Мозыря можно сказать, что на нее оказал (и оказывает) влияние довольно сложный рельеф (река, много холмов).
Об истории Мозыря
Фото из источника в списке литературы [4]
Мозырь считается одним из наиболее древних беларуских городов. Почему Мозырь? версий много, одна из них – от польского слова «мазур» (народность).
Мозырь всегда был городом, в который проникали важные исторические события, войны. Он был центром торговых путей, его хозяева не раз менялись. Не исключено, что он поначалу был «мазырем» («мазырь» – лакомый кусок) для древних князей. Местность его красивая и удобная в плане расположения торговых путей.
Фото из источника в списке литературы [5]
Мозырь считают одним из наиболее древних беларуских городов. Почему Мозырь? Версий много, одна из них – от польского слова «мазур» (народность). Другая – от евреев (об этом будет рассказано далее)
Мозырь всегда был городом, в который проникали важные исторические события, войны. Он был центром торговых путей, его хозяева не раз менялись. Не исключено, что он поначалу был «мазырем» («мазырь» – лакомый кусок) для древних князей. Местность его красивая и удобная в плане расположения торговых путей.
Самое первое письменное упоминание о нем относится к 1155-му году. В это время князем киевским Юрием Долгоруким он был передан князю Святославу Ольговичу (новгород-северский князь). До 1161-го года было вхождение города в состав княжества Киевского, затем таких княжеств, как Черниговское и Туровское. С 14-го столетия имело место вхождение его в ВКЛ, с 1569-го года – в Речь Посполитую.
В 1566-м году город стал центром Мозырского уезда воеводства Киевского, а в 1569-м году – воеводства Минского.
В 1577-м году Мозырю было предоставлено магдебургское право, он получил привилею.
В 17-м столетии в Мозыре произошел пожар, в результате которого не стало мозырского замка и части города. Город его жителям пришлось отстраивать по-новой.
Фото из источника в списке литературы [6]
В 1615-м году в городе произошло восстание. В 1648-м году было восстание Хмельницкого. В 1649-м году Янушем Радзивиллом была устроена в городе большая резня.
Из статьи Якова Гутмана «Мозырские страницы Холокоста» [7]:
«Дореволюционная «Еврейская энциклопедия» издательства «Брокгауз-Эфрон» свидетельствует о том, что мозырские евреи «подверглись в 1648 г. избиениям со стороны ратников Богдана Хмельницкого».
В 1756-м году Мозырю присвоен статус города. Когда в 1793-м году произошел второй раздел Речи Посполитой, имело место его вхождение в состав России (тогда была Российская империя). Он превратился в центр Мозырского уезда (повета) Минской губернии. Произошло его присоединение к губернии Черниговской. Но в 1795-м году имело место восстановление Мозырского уезда в составе Минского наместничества. В 1796-м году город стал центром уезда в Минской губернии.
Когда шла война с Наполеоном, в городе не проходили военные действия. Но находился склад продовольствия и жили постояльцы-военные (квартировались у горожан, так как казарма отсутствовала).
В период 1916—1917-х годов в городе было размещение штаба речной флотилии, чтобы осуществлять контроль за припятским бассейном и не давать, чтоб германские войска шли дальше в Россию.
Фото из источника в списке литературы [9]
В конце 1917-го года (в декабре) в Мозыре произошло установление власти «советов». В 1918-м году его занимали германские войска. С зимы 1918-го года (с декабря месяца) по весну 1920-го года (по март этого года) имело место вхождение города в Украинскую НР.
В 1920-м году с пятого марта по двадцать девятое июня город на непродолжительное время заняли войска Польши.
Фото из источника в списке литературы [10]
В 1924-м году Мозырь стал районным центром. Произошло его вхождение в Беларускую ССР. Он превратился в часть Беларуси, часть беларуского Полесья.
О вкладе евреев в развитие страны и Мозыря
«По переписи 1897 г. в Мозыре жило 8076 человек, из них 5631 евреев, что составляет 69.8%. Всесоюзная перепись 1926г. показала, что 57.6% населения города были евреями. В 1939 г. в городе проживало 6307 евреев (36.09% от общей численности жителей»), (Яков Гутман, «Мозырские страницы Холокоста»)
Еврейская этническая группа в Беларуси всегда отличалась значительностью. Евреи в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) были встречены благосклонно. Их расселение поначалу имело место в таких городах как Гродно, Тракай, Брест, а позднее – по всей беларуской территории. Когда была Российская империя, ввелась «зона» еврейской оседлости, охватывающая в том числе и и некоторые беларуские земли.
Проживавшими на территории Беларуси евреями частично была воспринята культура и традиции местных жителей (беларусов), но они во все времена стремились к сохранению своих религиозных и некоторых культурно-бытовых особенностей, отделявших их от не еврейского населения.
Евреи вносили и вносят немалый вклад в развитие Беларуси, в ее экономику и культуру. Жаль, что на беларуской земле их стало намного меньше, главным образом из-за холокоста, унесшего огромное число жизней евреев Беларуси.
В Беларуси в целом, и в Мозыре в частности проживало немало выдающихся людей еврейской национальности. Об этих людях Беларуси, как стране со всеми ее гражданами, и евреям, имеющим какую-то связь с Беларусью (в том числе с Мозырем) не следует забывать.
И сегодня в Беларуси живут хорошие люди, являющиеся евреями. Некоторых из них можно назвать выдающимися. К числу таких людей относится блестящий Михаил Финберг – почетный гражданин города Мозыря.
1.2 О начале еврейской истории Мозыря и ее продолжении. Некоторые сведения о мозырских евреях перед Первой мировой войной
О начале еврейской истории Мозыря
Фото из источника в списке литературы [11]
Началом истории евреев города Мозыря можно считать день его основания в 1155-м году. В одной из легенд название города связывается с евреями. Данная легенда содержится в книге «Гомельшчына ў лягендах i паданнях», Мiнск, «Беларусь», 2001г. [7]:
«Жыў-быў адзiн заможны гандляр-яўрэй. Звалi яго Мазыр… Адного разу сабраўся ён ехаць некуды ажно пад слаўны Кiеў i загадзя Сары (его дочери, – Я. Г.) паведамiў: «Збiрайся… Ехалi яны не дзень i не два i прыехалi да шырокай рэчкi – да Прыпяцi. Супынiлiся адпачываць, каб з ранiцы переправiцца i рушыць далей…
Сонейка толькi узышло над верхавiнамi дрэў, а гаспадар ужо прыспешваў слуг: «Давайце, давайце… Далей, далей трэба… Час – гэта ж грошы…». Паспешлiвасць гэтая прывяла до бяды. Пяреднi човен ад нечага хiснуўся, i усе, хто там быў, апынулiся у вадзе. «Сара, дачушка», – загарлаў Мазыр. Але крыкi не дапамаглi, праз пару iмгненняу на паверхнi ўжо нiкога не было. Загаласiў тады гандляр, але нiчога нельга было паправiць. Не аддала рака дачку назад. Але Мазыр не паехаў далей з гэтага месца. Загадаў пабудаваць сабе жыллё i застаўся ў iм жыць. Вось з тае ранiцы тут i ўзнiкла невялiчкае паселiшча – Мазыр».
Или в переводе на русский (М. Акулич) :
«Жил-был один состоятельный торговец-еврей. Звали его Мозырь… однажды собрался он ехать аж под славный Киев и заранее Саре (его дочери, – Я. Г.) сообщил: «Собирайся». Ехали они не день и не два, и доехали до широкой реки – до Припяти. Остановились отдыхать, чтобы с утра переправься и двинуться дальше…
Солнышко только взошло над вершинами деревьев, а хозяин уже торопил слуг: «Давайте, давайте… Дальше, дальше надо… Время – это же деньги…». Поспешность эта привела до беды. Передний челнок от чего-то качнулся, и все, кто там был, оказались в воде. „Сара, доченька“, – заорал Мозырь. Но крики н помогли, через пару мгновений на поверхности уже никого не было. Завопил тогда торговец, но ничего нельзя было поправить. Не отдала река дочь обратно. Но Мозырь не поехал дальше с этого места. Приказал построить себе жилье и остался в нем жить. Вот с того утра здесь и возникло небольшое поселение – Мозырь»
О евреях Мозыря впервые упоминается в семнадцатом столетии (во второй четверти этого столетия)».
О продолжении еврейской истории Мозыря
Фото из источника в списке литературы [13]
В 1648-м году еврейской общине пришлось немало пострадать от войск Богдана Хмельницкого.
Раввином в городе с 1830-х годов (с их конца) до 1897-го года был Гершон Анцилевич, а с 1897-го года в качестве раввина был его сын по имени Залман.
В Мозыре в 1856-м году насчитывалось три действовавших синагоги. С 1861-го года в городе был раввин Кугель Рафаил Михайлович. В 1874-м году имело место функционирование еврейской частной школы грамотности, Кугель ее содержал. В качестве гласных гордумы выступали такие фигуры как Офенгензен Л. О. и Гофштейн А. Я.
В девятнадцатом столетии – начале столетия двадцатого евреи Мозыря занимались по большей части торговлей и были ремесленниками. В конце девятнадцатого столетия лица еврейской национальности владели спичечной фабрикой «Молния», лесопильным заводом и другими предприятиями.
По словам Леонида Смиловицкого [12]:
«Базар в Мозыре был на центральной площади, которая в наши дни носит имя Ленина. После дождя бурные потоки воды сбегали с соседних холмов на базарную площадь. Если это был ливень, то его последствия вызывали переполох – вода смывала продавцов вместе с их товарами. Во избежание подобных „сюрпризов“ сделали мостик и отвели воду. Мостик стал бойким местом, и его быстро облюбовали торговцы. Каждый пятачок был заранее распределен: одна торговка сидела вплотную к другой. Зимой, чтобы согреться, держали в ногах ведро с горячими углями. Мостовая была из булыжника, на ней стояла лошадь с телегой, с которой снимали товар и тут же продавали».
В 1895-м году в городе состоялось открытие богадельни. В конце девятнадцатого столетия в качестве раввина выступал Яков-Ицхок, с 1910-го года раввином был Исроэль Ливартовский, приходившийся ему зятем.
В период 1904-го – 1906-го годов в городе осуществлялась деятельность боевого Бундовского отряда. В 1905-м году (октябрь) данным отрядом было обеспечено предотвращение погрома.
В 1910-м году в городе было много синагог (восемь).
Еврейская семья из г. Мозыря. 20 в. – начало. Фото из источника в списке литературы [14]
Осуществлялась работа еврейского мужского училища, талмуд-торы и иешивы, были еврейские кладбища (в количестве двух). Были ссудо-сберегательные товарищества (два). 1913-й год стал годом открытия еврейской библиотеки. В собственности еврейских лиц находились три аптечных склада, одна кондитерская, отели (их было всего в городе восемь, всеми ими владели евреи), трактиры (два). Были магазины и лавки (в количестве ста тридцати (из них тридцать семь были бакалейными, шестнадцать мануфактурных и восемь галантерейных). Единственным в Мозыре лесопромышленником был еврей.
Фото из источника в списке литературы [115]
В. П. Семеновым-Тян-Шанским о Мозыре в 1905-м году было написано следующее [15]:
«В настоящее время в Мозыре насчитывается 12300 жителей, из них 4100 православных, раскольников 70, католиков 620, протестантов более 20, евреев 7300; по сословиям преобладают в городе мещане 9890 чел.; затем крестьяне – 883, купеческое сословие – 315, дворяне – 250, а затем следуют прочие сословия».
В то время в городе было: 3 церкви, 1 костёл, 1 синагога и 10 еврейских молитвенных домов.
О жизни евреев в дореволюционной Беларуси написал В. Шур. («Про белорусских евреев») [15]:
«До революции 1917 года евреи компактно жили в местечках и небольших городах, занимались разнообразными ремеслами: были торговцами, держали магазины, кабаки, корчмы, были мастерами по обработке металла, дерева, ювелирных изделий, учили и лечили людей. В местечках и деревнях занимались сельским хозяйством. В отдельных белорусских местечках и городах евреи являлись основной частью населения».
Некоторые сведения о мозырских евреях перед Первой мировой войной
Полесская корчма. XIX век, перв. половина. Фото из источника в списке литературы [16]
О мозырских евреях перед Первой мировой войной сведений не много. Но некоторые имеющиеся сведения довольно любопытны. Они содержатся в источнике «В. А. Лякин. «Мозырь в 1812 году» [16].
1. Сведения о коморском «словесном суде».
В указанном источнике написано [16]:
«При полицмейстере функционировал мозырский «словесный суд», рассматривавший мелкие дела в упрощенном порядке.
11 февраля 1812 года был утвержден в должности и приведен к присяге на верность службе новый состав этого суда: мещане Алексей Санковский, Автоней Оношко и Авраам Мордухович».
Имя Авраам Мордухович – явно еврейское.
2. Сведения о контроле за реализацией подакцизного спиртного.
В указанном источнике написано [16]:
«За реализацией подакцизного спиртного следила мозырская питейная откупная контора, которую на тот момент возглавлял поверенный Константин Шульц (винный откуп в Мозыре с 1811 года принадлежал минскому помещику И. Гоувальду)».
3. Сведения о мозырском кагале. Согласно указанному источнику [16]:
«Мозырский кагал был органом управления еврейской общины города, являясь посредником между ей и властями. Он избирался на 3 года местным еврейским населением в составе нескольких уполномоченных, которые утверждались в этой должности Минским губернским правлением. На кагал возлагался сбор всех податей, расход и хранение „кагальных сумм“, помощь больным, престарелым, неимущим членам еврейской общины и ряд других обязанностей. С помощью этого органа еврейская религиозно-финансовая верхушка держала всю общину в беспрекословном повиновении».
4. Сведения о проживавших в 1812 году в городе купцов 1-й гильдии. В источнике приведена следующая информация [16]:
«Архивные источники называют имена проживавших в 1812 году в городе купцов 1-й гильдии Мейера Файбишевича Фрейнлина и Иосифа Фридмана, купцов 3-й гильдии Арона Мовшевича Уфенгендена, Абеля Гершковича, Тимофея Литовского и Федотьева».
Как видно, среди купцов были лица еврейского происхождения.
5. Сведения о раввине. В источнике приведено следующее [16]:
«Мозырским раввином в 1812 году был Берка Арович Уфенгенден. Его прихожане проживали компактно в центре и западнее торговой площади, здесь же находилась и заново отстроенная после городского пожара синагога».
6. Сведения, касающиеся отношений между конфессиями. В источнике дано описание отношений [16]:
«Отношения между конфессиями были довольно ровными, но далеко не безоблачными. Одной из причин этого были случавшиеся переходы верующих из одной конфессии в другую (в основном из униатства в католичество, из иудейства в православие)».
1.3 Еврейская история Мозыря начиная с 1919-го года. Как жили евреи Мозыря до второй мировой войны?
Фото из источника в списке литературы [8]
Еврейская история Мозыря начиная с 1919-го года
«В 1919 году в Мозыре у Лейки и Шлеймы родился первенец Борис. Это был смышленый и способный мальчик. Борис любил языки, свободно владел не только идиш и русским, белорусским, но и немецким, а потом самостоятельно овладел испанским. Писал стихи на идиш и по-русски, сочинял пьесы, подражая своему любимому поэту Пушкину» и Маяковскому. (Леонид Смиловицкий, «Девушка из Госбезопасности»)
В 1919-м году в городе был погром, который учинили польские части, трех евреев убили.
В 1920-м году евреи Мозыря пострадали от учиненного отрядами
Булак-Балаховича погрома. Имело место ограбление еврейского населения. Тридцать двух человек убили, триста женщин изнасиловали.
В 1920-х годах (в их начале) в городе все более влиятельной становился Бунд. В 1919-м году произошло запрещение спектакля ради «Дер Векера» – центрального бундовского органа. Была временная реквизиция помещения, в котором планировалось проводить спектакль.
Фото из источника в списке литературы [18]
В 1919-м году в Мозыре осуществлялась деятельность отделения Евсекции. В 1922-м году: проходила культурная еврейская конференция; имело место закрытие клуба «Маккаби» и открытие спортсекции КСМ. При предприятии «Прима» открыли еврейскую школу. Произошло открытие ряда кружков – драматического, литературного, политических знаний. Подпольно действовал ЦК «Ге-Халуц».
В 1922-м году (весной) в Ярцево, где готовили евреев к сельхозработам из Мозыря было оправлено девять чел. В 1920-х годах (в их начале) при содействии Джойнта произошло открытие четырех детских домов. Осуществлялась работа хедеров.
В 1922-м году проходил процесс над меламедами (еврейскими учителями).
В 1923-м году осуществляла работу школа для еврейских детей при клубе имени Томского (в ней обучалось двести восемьдесят чел.).
В 1920-х годах (в их середине) наблюдались аресты представителей «Га-Шомер га-Цаир» (молодежная организация сионистов).
До 1935-го года в городе в качестве раввина был ребе З. Анцилевич.
В период с 1930-го по 1934-й год произошло закрытие всех синагог. В 1939-м году имело место закрытие еврейской школы, являвшейся одной из последних еврейских школ на востоке Беларуси.
Из существовавших до наступления революции шести синагог в Мозыре перед началом войны было лишь два молитвенных дома. Если говорить о еврейской общине, ее официальное существование прекратилось в 1934-м году. Но тем не менее, многими верующими еврейские традиции соблюдались.
До 2-й мировой войны в некоторых из поселений Беларуси существовали отдельные артели, еврейские колхозы, и др.
Как жили простые евреи Мозыря до второй мировой войны?
Фото из источника в списке литературы [19]
Леонидом Смиловицким жизнь простых евреев Мозыря описана следующим образом [12]:
«Открыли клуб «Красны саматужнiк», проводили собрания, вечера отдыха. Работала художественная самодеятельность, ставили буффонады – справлялись своими силами. Приезжих артистов, когда дождешься? Пели, танцевали, собственные стихи читали. Собрания созывали часто – День Парижской коммуны или 8 Марта, события в Китае, Испании… А как торжественно проходили Первое Мая и годовщины Октябрьской революции седьмого ноября! Помню, как человек не большой грамотности заведующий клубом Арье Бабицкий делал доклад, читая по бумажке: «Мы, женщины, в день 8 Марта…» Потом все хихикали о том, как Арье стал «женщиной».
.
До второй мировой войны многие из мозырских евреев были лубяночниками (они занимались изготовлением из фанеры выгнутых чемоданчиков, имеющих полукруглую форму), жестянщиками, портными, сапожниками, шапочниками (все это изготавливалось кустарно).
В 1920-х годах (в их конце) имело место возникновение «по указке сверху» кооперативов (артелей). Люди несли туда свои собственные инструменты (или швейные машинки, если артелей была портновской). И работали сообща.
Еврейские семьи были, как правило, дружными. С соседями-не евреями они ладили. Все было, как говорится, по-человечески.
Ну а затем война, оккупация…
1.4 О численности евреев в Мозыре. О «Мозырьдреве» и евреях. О верованиях и традициях евреев Мозыря до второй мировой войны
О численности евреев в Мозыре. Список известных мозырских евреев
Фото из источника в списке литературы [20]
Данные о численности евреев в Мозыре на сайте
«Еврейские корни» [21]:
«В 1766 в М. проживало 896 евреев, в 1801 в уезде – 781, в 1847 в М. – 2256, в 1897 – 5361 (69,7%), в 1910 – 7044 (66,5%), в 1913 – 7842 (50,6%), в 1923 – 5655, в 1926 – 6901 (71,7%), в 1939 – 6307, в 1947 – ок. 4500 евреев (ок. 26%)».
О предприятии «Мозырьдрев» и евреях
Фото из источника в списке литературы [21]
Сегодня в Мозыре есть ОАО «Мозырьдрев», осуществляющий производство по принципу «замкнутого цикла» – от заготовки древесины до производства мебельной продукции.
В 1919-м году оно было заводом, называвшимся «Кипротех», построенном на станции «Мозырь» (ее называли еще «Ясной горой»), принадлежавшим помещику, имевшему фамилию Заремба (Заремба – еврейская фамилия, произошедшая от названия польской деревни Заребы). Образование завода было связано с военными нуждами. До революции на нем было несколько станков для деревообработки и 2 лесопильные рамы.
С двадцатого января по первое сентября 1944-го года упомянутое ОАО называли «фанерным заводом «Красный Октябрь» (с первого сентября 1944-го года – «Мозырский ДСК»). Его директором назначили Вильнера Иосифа Наумовича, продолжавшего управлять данным предприятием и в 1945-м году.
О верованиях и традициях евреев Мозыря до второй мировой войны
О верованиях и традициях евреев Мозыря до войны написано статье доктора Леонида Смиловицкого «Девушка из Госбезопасности», опубликованной в журнале Мишпоха, №13 2003 год [12]:
«В Мозыре из существовавших до революции 6 синагог перед войной оставались только два молитвенных дома. Еврейская община официально прекратила свое существование в 1934 году, хотя многие верующие продолжали соблюдать традицию. Бабушка Аси по маминой линии – Брайна Рогинская всю жизнь оставалась очень набожной. Не успев зажечь свечи в субботу, она просила это сделать детей, по-своему полагая, что для них это грехом не будет: „Не понимают – не пристанет“. В Йом-Кипур к концу поста Шлейме забирал ее из синагоги и приводил домой на ужин. В субботу бабушка никогда не держала в руках денег – „борони Боже“. Самый вкусный обед был на Пасху в первый день, когда в доме Брайны собиралась вся семья. На столе стояли цимес, тушеная фасоль, монэлах (маковки в меду), гефилтэфиш (фаршированная рыба) и другие лакомства, которые удавалось попробовать нечасто. На седер собирались все близкие родственники, Шлейме читал „Агаду“ на иврите, что было предметом общей гордости. Долгое время родители Аси жили с бабушкой и дедушкой».