Вы здесь

Можно ли жить, не страдая?. Глава 4 (П. Б. Тудвасев)

Глава 4

В таком случае очевидны и методы борьбы с психологической болью. Мы можем достаточно уверенно утверждать, что если добиться того, чтобы воспринимаемый нами факт совпадал с имеющимися в нашей голове группами знаний о желаемом нами устройстве окружающего мира и нас самих, то и боли не будет.

Достичь этого можно несколькими способами. Первый – регламентировать факты окружающего мира таким образом, чтобы они точно соответствовали имеющейся у нас системе знаний о должном и желаемом нами.

Добиться этого можно лишь путем всеобъемлющего регулирования общественной и личной жизни. Необходимо поддерживать такой порядок, при котором все явления окружающей жизни точно соответствовали бы группам знаний о должном, хорошем и желательном, господствующим в общественном сознании. В какой-то степени этого удалось добиться коммунистическим и фашистским режимам.

Вы мучаетесь завистью по отношению к богатым? Пожалуйста, уничтожим богатых. Испытываете неприязнь к евреям? Что же, истребим евреев. Вот зависть и злоба вас уже и не мучают. (Иное дело, что корень ваших проблем не в наличии в окружающей жизни богатых или носатых. Беда в том, что вы – завистливый человек. Потому в тоталитарных режимах постоянно ищут все новых «козлов отпущения», группы населения, репрессии в отношении которых способны утолить вашу жажду равенства и избавить от ощущения собственного ничтожества).

Подобный метод оказывался эффективным даже в случае столкновения жителя тоталитарного государства с личными, психологическими проблемами. Рефлексия, «самокопание» в СССР, например, объявлялись буржуазной привычкой. В старых советских фильмах герои никогда не показывались колеблющимися, задумывающимися о личной жизни. Личные проблемы затушевывались, отодвигались на задний план перед тоннами, кубометрами плана или защитой Родины от внешних врагов.

Конечно, и при социализме и фашизме добиться абсолютного соответствия жизни заявленным идеологическим нормам в полной мере не удавалось. Например, при декларации равенства в социалистических системах всегда имелись категории лиц, питавшихся и одевавшихся лучше, чем остальное население. Но для них организовывались закрытые распределители, эта тема была запретной для обсуждения в газетах. В итоге большинство населения об этом не знало и не завидовало.

В общем, факт окружающего сравнивался с некими образцами, созданными демоническими гениями Гитлера-Ленина-Сталина и в случае несовпадения с ними – уничтожался. В какой-то степени этот метод борьбы с психологической болью оказывался эффективным: при фашизме и социализме миллионы людей ощущали себя счастливыми.

Однако, длительное время поддерживать такую жизнь, подобную микроклимату теплицы, по-видимому, невозможно. Немцы при Гитлере пытались жить обеспеченно за счет ограбления всей остальной Европы. Но затем европейские народы объединились и покончили с фашизмом. Коммунистический же режим в России зашатался после того, как не стало хватать денег для закупки продуктов питания и ширпотреба на Западе вследствие падения мировых цен на нефть.

Не приходится, конечно, и говорить о нравственных и интеллектуальных издержках всеобщей регламентации, когда за одно «неправильное» слово людей отправляли на расстрел.

Конечно, для современного россиянина такие методы мало приемлемы. Однако, многого можно добиться, если пересажать в тюрьмы преступников, если строго будет следить за соблюдением правовых норм общественной жизни государство. Тогда и впрямь, не долженствующие, неприятные факты будут появляться реже, и психика людей станет испытывать меньше ударов.

Второй метод достичь совпадения воспринимаемого нами факта с имеющимися в нашем сознании группами знаний о должном и желаемом, заключается в изменении этих знаний, стандартов таким образом, что прежде неприятные факты, воспринимаемые нами, начинают с этими образцами совпадать.

Как это достигается?

Прежде всего, при помощи замены в нашей голове одних знаний о должном и желаемом устройстве мира, стандартов этого устройства – другими.

За последние 30 лет произошло несколько изменений стандартов женской красоты. Если в 80-е и первую половину 90-х годов прошлого века популярностью пользовались манекенщицы с пышными формами (Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер), то с конца 90-х и в 2000-х королевой подиумов стала «худосочная» Кейт Мосс.

Это означает, что в головах людей посредством телерекламы, публикаций в журналах мод были заменены стандарты женской красоты.

В итоге, женщина, в 80-е и 90-е испытывавшая комплексы по поводу худобы, на переломе веков ощущала себя в авангарде моды. То есть, психологически вполне комфортно, хотя ее фигура не изменилась – поменялись каноны женской физической красоты, по сути – знания, информация о стандарте должного.

Подобно этому, христианка, искренне принявшая ислам, может спокойно воспринимать наличие у своего мужа других жен. Знания, информация о должном в ее голове изменились.

Можно отметить два наиболее очевидных механизма замены знаний в нашей голове.

Прежде всего это институты массового распространения информации в обществе: телевидение, школы, вузы периодически меняют массовые знания о должном и желаемом нами устройстве мира.

Например, до 1991 года, школьные учебники истории характеризовали годы правления в России Коммунистической партии (1917 – 1991) как период экономического процветания и социальной справедливости. Позднее, с крахом коммунистического режима, в учебных пособиях появились прежде скрытые от общества факты о том, что строительство по приказу коммунистов каналов и гидроэлектростанций привело к множеству жертв среди насильно привлеченных к стройкам рабочих, которых скудно кормили и с которыми бесчеловечно обращались. В 2000-е годы газеты и телевидение вновь стали оценивать коммунистический режим позитивно.

В итоге, знания, касавшиеся этой эпохи, в течение нескольких десятилетий поочередно менялись на прямо противоположные. Соответственно, люди регулярно получали возможность то грустить при мыслях о периоде коммунизма, то радоваться.

Обучаясь в учебных заведениях, молодые люди заменяют изначально имевшиеся у них знания об образце должного устройства мира иными, более соответствующими окружающей жизни.

Представьте, что у вас в голове имеется идея (внушенная, например, чрезмерно любящими вас родителями), что каждая встреченная вами девушка должна непременно в вас влюбиться. Когда подобного не происходит, вы испытываете психологическую боль. Между тем, даже начальные знания по психологии позволят вам узнать, что вполне нормально, если вы нравитесь не всем.

Знания, составляющие стандарты должного и желаемого, заменяются также в сознании людей индивидуально: по мере их взросления, воспитания, социализации. Взрослея (прежде всего, психологически), вы перестаете грустить при столкновении с фактами, которые вас огорчали, когда вы были моложе.

Мой университетский приятель полагал, что мужчина ни в коем случае не должен извиняться, даже если он не прав, потому, что тем самым он унизит свое мужское достоинство. Свою позицию он излагал образно: «Мужчина своего плевка не поднимает». С возрастом он изменил свою точку зрения и стал считать, что нет ничего зазорного в том, чтобы попросить прощения, если ты кого-нибудь обидел несправедливо.


Сад прощения. Лаури Бланк.


Люди средних лет более терпимы к супружеской измене, чем, например, молодые. Бабушки и дедушки, как правило, снисходительнее к проказам внучат, чем их родители. Почему многие факты, приносящие боль молодым, для стариков приемлемы? Потому, что личный опыт показал им, что физическая верность – не самое главное во взаимоотношениях супругов. Много значат психологическая близость, взаимопонимание и взаимная поддержка. Пожив, они пришли к выводу, что отнюдь не из каждого своенравного ребенка вырастает бандит. Повидав жизнь, пережив любовь и ненависть, погонявшись за деньгами и карьерой, зрелые люди убедились в ложности одних общепринятых ценностей и поменяли их на другие – истинные.

Наиважнейшей в таком случае становится проблема того, какие знания выбрать, чтобы заменить ими имеющуюся в вашей голове информацию о должном и желаемом?

Прельстившись обещаниями счастливой жизни, раздаваемыми сторонниками какой-нибудь тоталитарной секты, во многих случаях рискуешь лишиться имущества, психического здоровья, а то и самой жизни. Знакомые, родственники, телевидение также способны внушить вам множество вредной или опасной информации в качестве должной и желаемой для вас.

Разобраться, какие именно знания должны заменить имеющиеся у вас стандарты и образцы очень непросто. Иногда это очень длительный процесс, когда «правильные» знания далеко неочевидны даже для образованных людей.

В Х1Х веке узаконенным общественным мнением способом разрешения конфликта между представителями высших слоев являлась дуэль. Уклонявшихся от поединка почитали трусами и окружали всеобщим презрением, независимо от степени их вины в ссоре. Подлец и негодяй выходил из противостояния с высоко поднятой головой, если его противник, человек честный и порядочный боялся подставить голову под пулю.

Писатели А. Куприн в повести «Поединок», Ф. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» показали безнравственность и бесчеловечность дуэли, этого «узаконенного убийства». И все же, представления о том, что нравственная обязанность честного человека не уклоняться от поединка с оружием в руках, в головах россиян были заменены только в начале ХХ века.

Конец ознакомительного фрагмента.