Вы здесь

Модульная программа третьего урока по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений по спортивной скакалке (jump rope). V. Методическая часть программы (В. В. Бойко, 2017)

V. Методическая часть программы

5.1 Историческая справка

Прыжки через веревку практикуются на протяжении веков по всему миру.

Считается, что первые трюки с веревкой появились в Китае, где игра под названием Hundred Rope Jumping была одним из любимых видов спорта во время китайского новогоднего фестиваля. Прыгали через веревку и в Финикии, и в Древнем Египте. Греки прыгали через веревку на рассвете западной цивилизации, а художники Золотого Века рисовали детей, играющих с веревкой.




Римские фрески, изображения бродячих артистов Средневековья, более поздние гравюры и рисунки изображают действия, сходные с теми, что мы можем наблюдать в каждом дворе, где после школы резвятся ребята.

Даже спортивная форма не была для занятий необходимостью. Ещё наши прапрабабушки прыгали через «верёвочку» в пышных платьях и на каблучках, поражая кавалеров грацией и ловкостью.

Тем временем, тренеры быстро сообразили, что дамское развлечение можно применять для подготовки спортсменов.

Уже в 13 веке лондонские боксеры и жокеи сгоняли вес и накачивали мышцы ног прыжками до полного изнеможения.

Ещё раньше во французских и итальянских школах фехтования тот же способ применялся для формирования мышц нижних конечностей.

По английской легенде, скакалка – это напоминание о кожаном шнуре, которым удавился предавший Христа Иуда Искариот. Скакалка была популярна весной, особенно в пасхальное время. Каждую Великую пятницу через них прыгали в Кембридже и Восточном Суссексе.

Зарождение скиппинга в России упоминается в летописях приблизительно в 9 веке нашей эры в Киевской Руси во времена крещения ее князем Владимиром Светлым Солнышком. Кто придумал этот вид развлечения, сейчас доподлинно неизвестно, но имеется упоминания о тренировках ратников княжеской дружины 7-аршинным кнутом. Через оный, натянутый кнут, ратник должен был прыгать, облачившись в кольчугу и шлем, с мечем или палицей. А нерадивый, или же не прыгнувший, али спутавшийся в ногах, оным кнутом должен был сечен быть как сидорова коза. Возможно, именно наблюдая за тренировкой княжеской дружины, княжеские дети и придумали свой вид развлечений с веревкой. Известно, что, появившись сначала, исключительно как забава княжеских детей, прыжки через скакалку очень быстро завоевали популярность среди детей знатных бояр, а затем и среди их челяди и черни. Надо заметить, что крестьянские и холопские дети тут же проявили присущую им природную смекалку и сноровку, чем быстро утерли нос изнеженным знатным детишкам, придумав массу новых сложных как групповых, так и индивидуальных прыжков, выполнить которые тем было не всегда по силам. Простые дети, не могли использовать для занятий атласные веревки и шнуры со сложным плетением и золотыми нитями, коими пользовались дети их знатных хозяев, но они с легкостью управлялись с тяжелыми пеньковыми канатами, что, в свою очередь, способствовало развитию силы мышц.

5.2 Теоретические основы спортивной скакалки

Прыжки через скакалку укрепляют различные группы мышц (рис 1.), улучшают координацию и подвижность стоп; они помогают развитию как аэробных, так и анаэробных возможностей организма.


Рис. 1 Группы мышц, задействованные в процессе прыжков через скакалку.


5.3 Основные понятия, используемые в упражнениях со скакалкой

Термин – краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Основная стойка – положение стоя (соответствует основной стойке без предмета), руки слегка согнуты в локтевых суставах, предплечья несколько отведены вперед – в стороны, кисти повернуты пальцами кверху, скакалка впереди или сзади. Для определения положения занимающегося в исходном положении употребляется термин «стойка» и положение скакалки. Например: «стойка, скакалка сзади (спереди)».

При выполнении упражнений используется скакалка разной длины. Специфичность этого предмета позволяет придать ей различную форму. При описании упражнений длину скакалки, если она сложена вдвое или вчетверо, указывать обязательно. Хват за концы двумя руками не указывается. Любой другой способ удержания скакалки указывать дополнительно. Например: «скакалка, сложенная вдвое, в правой руке впереди, свободный конец касается пола».

Круги и махи скакалкой, сложенной вдвое, одной рукой или держа за концы обеими руками. Махи и круги выполняются в боковой, лицевой и горизонтальной плоскостях:

Круги и махи скакалкой делятся на большие (выполняемые движением в плечевом суставе), средние – в локтевом, и малые – кистью. Если круги выполняются одной рукой, необходимо указать, какой.

Вращение скакалки скрестно или петлей – выполняется в основном движением в лучезапястном суставе, руки скрестно так, чтобы кисти выходили за линию тела чуть выше уровня тазобедренных суставов.

Перевод скакалки применяется для изменения направления вращения скакалки.

Различают:

а) в крутом одной рукой назад из положения «скакалка спереди» или вперед из положения «скакалка сзади»;

б) дополнительным махом в боковой или лицевой плоскости с последующим поворотом;

в) перемахом через голову вперед или назад;

г) в крутом – двумя руками во время поворотов.


После перевода должны следовать либо прыжки через скакалку, либо повороты или подобные движения, т. е. необходимо избегать остановок движения скакалки.

На перовом уровне обучающиеся повторяют базовые прыжки через скакалку, разученные ранее. После овладения этими прыжкам добавляются новые.

По мере знакомства с техникой выполнения прыжков через скакалку, обучающиеся переходят на второй и более высокий уровень постепенно овладевают более сложными прыжками в различных сочетаниях, умением дифференцировать степень напряжения различных мышечных групп, сохранять запас своих сил на более длительный период работы, решая задачи физического развития.

Прыжки через короткую скакалку – сложные координационные действия у новичков, впервые взявших скакалку в руки, вызывают чрезмерное напряжение мышц всех частей тела, что приводит к быстрой утомляемости.

Не получаются прыжки, как правило, из-за неумения сочетать вращательные движения руками с прыжком. Тем более что и вращение скакалки, и прыжок – довольно сложные двигательные действия и требуют самостоятельного изучения каждого в отдельности, а затем сочетания их движения по частям, начиная с самых простых.

5.4. Подготовка к занятиям спортивной скакалкой

5.4.1. Выбор скакалки

Перед тем, как начать занятия с обучающимися необходимо научить их подбирать себе скакалку, то есть подгонять длину скакалки под свой рост и цель тренировки.

Предлагаем 3 способа выбора скакалки:

1 способ. Чем короче скакалка, тем выше частота прыжков. При выборе скакалки: возьмите обе рукоятки в руки. Наступите на скакалку в середине одной ногой, поднимите ручки вверх:

– если ручки на уровне подмышек. Скорость вращения скакалки составляет до 200 прыжков в минуту (3,3 прыжка в секунду). В этом случае ее длина будет оптимальной для вашего роста, что является непременным условием качественных, эффективных тренировок (рис 2).

Более длинная скакалка будет тащиться, запутываться и быстро рваться.

Конец ознакомительного фрагмента.