«Демографический фактор», трудовые ресурсы и человеческий капитал
Рамиль Булатов, 15 ноября 2015, 11:57
Российский экологический центр
В статье «Какова ситуация с российской демографией в середине 2015?» Александр Латса сделал крайне интересный аналитический обзор о динамике демографических факторов изменений населения страны происходящих в настоящее время.
Июнь – крайне нестабильный в плане демографии месяц. С 165.764 рождениями против 154.805 в июне 2014 (то есть рост на 7.1%) и 161.267 смертями против 148.787 в июне 2014 (рост на 8.4%), меньшее, что можно сказать, что демографическая ситуация развивается в понятном направлении.
Разумеется, в июне 2015 года в России отмечен естественный прирост населения на 4.497 человек, но ― для сравнения ― естественный рост в июне 2014 года составил 7.018 человек.
В первом полугодии 2015 ситуация следующая.
Первые шесть месяцев 2015 года родилось 926.776 человек против 932.460 за первые шесть месяцев 2014, то есть на 5.684 рождений меньше (снижение на 0,6%), в то время как в стране умерло 988.097 человек против 961.103 за тот же период 2014 года, то есть смертность выросла на 26.994 человек, или на 2,8%.
В то время как в стране в первом полугодии 2014 года была отмечена естественная убыль населения на 28.643 человек, в первом полугодии 2015 года это естественное сокращение населения составило 61.321 человек.
Рождаемость резко упала на российском Крайнем Севере (Карелия, Архангельск, Коми …) и на Северном Кавказе (со снижением от 10 до 12% в Ингушетии и Карачаево-Черкесии), а также в расширенной области Волги (Татарстан, Башкортостан, Чувашия…), в Республике Алтай, в южной Сибири и в зоне от Новосибирска до Кемерово.
Естественная убыль населения с начала года была компенсирована иммиграцией, поскольку на 1 июня 2015 года население Российской Федерации, увеличившись на 13.100 жителей, составило 146,3 миллионов человек.
Вероятно, в 2015 году, если не случится никаких катаклизмов, будет отмечен низкий естественный прирост населения, а общая численность населения с иммиграцией (особенно украинцев) вырастет, чтобы достигнуть почти 146,5 или 146,6 миллиона человек к началу 2016 /alexandrelatsa.ru/2015/08/какова-ситуация-с-российской-демогра/.
В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).
Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ – верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.
В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.
Актуальность исследования данного процесса обусловлена высокой степенью теоретической и практической значимости проблемы воспроизводства и оптимального использования трудовых ресурсов для динамичного развития страны в условиях модернизации экономики /ru.wikipedia.org/wiki/Трудовые_ресурсы/.
В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45% всего населения, или около 2 миллиардов человек /http://geographyofrussia.com/trudovye-resursy-mira/.
В настоящее время, в век четкой внутренней политики государства на монетизацию социально-экономических процессов, принято больше говорить о человеческом капитале, нежели о трудовых ресурсах.
В эпоху глобализации экономики транснациональные корпорации в большей мере интересует, естественно, человеческий капитал, в силу его более высокой способности к конвертации, купле-продаже на рынке труда, способности к перемещению и транспортировке, а также высокой способности вырабатывать прибавочную стоимость.
Государство и гражданское общество не должно упускать определенной выгоды при вывозе и использовании трудовых ресурсов страны и человеческого капитала. Естественно, рассматривая проблему с этой позиции, никто не призывает вводить тотальные меры контроля и ограничений, но вести соответствующий учет и разработать критерии оценки такого учета с целью выработки равноценной позиции на рынке трудовых ресурсов, – этого никто не запрещает. Здесь, всего лишь на всего, необходимо учесть синергетический эффект страны и общества, используемый на мировом рынке трудовых ресурсов, порой не в пользу отечественной экономики и гражданского общества. Иными словами, вывозимый и используемый за рубежом человеческий капитал недооценен.
Конец ознакомительного фрагмента.