© Рамиль Булатов, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Модернизация экономики и гражданское общество
Рамиль Булатов, 18.11.2015, 18:38
Российский экологический центр
Гражданские силы и элиты общества и государства находятся в непрерывном процессе поиска решений принятия рациональных решений с целью выработки оптимальный моделей и действенных макрокоманд, направленных на нейтрализацию дестабилизирующих факторов, обусловленных глобальными экономическими, политическими, социальными и историческими процессами.
Недавно вышла в свет книга «Инновационные методы создания и модернизации экопромышленных систем с позиций Общей теории критериальной оценки и Закон устойчивого развития. Экология. Социум. Экономика. Часть I» (https://beta.ridero.ru/book/#!/562b56c711db2e2a78aa2a1f/).
На страницах книги рассмотрены начала Обшей теории критериальной оценки (ОТКО), Закона устойчивого развития, принципа Эджворта-Парето и др. методов анализа при разработке агрегированных индексов, рекомендованных к внедрению и использованию ООН для выбора рациональных управленческих решений в экопромышленных и экосоциальных системах, таких, как экосоциоэкономические системы, таковыми, в основном, и являются общегосударственные системы, в том числе и на основе государственно-частного партнерства (авт. Р. И. Булатов).
Теоретические и практические основы современных методов анализа и управления в экономике, социуме, экологии, представленные в книге, являются действенным и апробированным инструментом в управлении обществом и государством, при выработке рациональных решений в эпоху формирования глобального исторического настоящего, мирового экономического состояния и перспектив развития человечества, как вида.
В современном мире часто рассматриваются различные модели развития экономик многих стран и их объединений. В качестве примера приводятся и программы модернизации экономики и социальной жизни целого ряда стран, в том числе, России, Китая, США и европейских стран в ХХ веке.
Виталий Тарховский в своей работе «Модернизация: китайский вариант»/http://www.eg-online.ru/article/187827/ пишет:
«…У всех на слуху необходимость модернизационных преобразований и инновационных разработок. Примеры эффективного развития государств, национальных экономик и компаний-лидеров хорошо известны. Равно как и факты «торможения» на всех уровнях (Россия – из этого числа). Тем актуальней неслучайный опыт успешных…
Глобальная экономика – одно из проявлений формирования интегрированной мировой системы государств как взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга подсистем (Евросоюз, АТЭС. АСЕАН, НАФТА, ОПЕК и др.) и элементов (суверенных государств). Всё более очевидно, что в современном обществе недальновидно развиваться в одиночку или за счёт других. Сегодня лидерство всё меньше определяется устрашающим авторитетом силы и всё больше – силой авторитета. Не столько завоеванными трофеями, сколько достижениями в экономике, науке, культуре, в первую очередь – качеством жизни собственных граждан.
Необходима разработка «всемирного сценария» – адекватной модели путей исторического развития цивилизации, в рамках которой государства могли бы сформулировать собственную стратегию развития и тактику взаимодействия с учетом внутренних и внешних, национальных и многосторонних интересов и обязательств.
Однако мировой финансовый кризис вскрыл значительные проблемы, существующие в межстрановых отношениях и внутри государств, что препятствует выработке действенных совместных (коллективных) усилий и накладывает отпечаток на проводимую внутреннюю экономическую политику.
Часто цитируют изречение отца китайских реформ Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка – важно, чтобы она ловила мышей». Фраза, безусловно, с глубоким смыслом, свидетельствующая об однозначном отказе от давно устаревших догматических клише и в полном соответствии с трёхэтапным планом модернизации, принятым по инициативе Дэн Сяопина ещё четверть века назад – в 1987 г.
Модернизация в России предусматривает глобальную координацию усилий всего гражданского общества, всех общественных сил.
Однако в современной России одна часть думающих граждан убеждена в необходимости скорейшего перехода к формированию прежде всего экономики знаний, а другая – в проведении новой индустриализации. Мысль о единстве и взаимообусловленности в российской действительности этих двух составляющих всесторонней модернизации, на что обращают внимание китайские специалисты, особой популярностью не пользуется. Доминируют стратегический примитивизм, конъюнктурность и взаимоисключающие позиции, борьба групп влияния и другие, неизбежные в такой ситуации издержки. Присовокупим отсутствие общественной мотивации к давно назревшим судьбоносным (не убоимся этого слова!) преобразованиям – большинство граждан «задавлено» множащимися бытовыми проблемами и неурядицами, текучкой и неопределённостью жизненных перспектив, а меньшинству и так хорошо. Не здесь ли в том числе скрыта немалая часть искомых причин пробуксовки и явного несоответствия в намечаемых планах и достигаемых результатах?…».
Авторы работы «Основные этапы модернизации Китайской Народной Республики» /http://articlekz.com/article/7314/ по-своему оценивают китайский экономический феномен:
«…Экономический подъем в Китае стал одним из наиболее важных событий в мире в конце прошлого века. За 30 лет системно-структурных и социально-экономических преобразований в условиях социализма с китайской спецификой КНР добилась грандиозных успехов в социально-экономическом развитии и создала высококонкурентоспособную экономику, которая и в условиях глобального кризиса обеспечивает высокие темпы экономического роста.
На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям. Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.
Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать ее как процесс изменений, долгосрочный переход от одного состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определенной среде, не схожей с западной…»
В наше время недостаточно рассматривать модернизацию в духе ХХ столетия: только как процесс перехода от традиционных обществ к современным. Конечно, это классическое ее понимание сохраняется по отношению к традиционным обществам. Но в контексте глобализации возникли планетарные экологические риски, угрозы национальной безопасности стран в век ядерного оружия, разрывы между условиями жизни трех-четырех миллиардов бедных/нищих людей и одного «золотого миллиарда». В условиях этих и иных фундаментальных рисков обостряется конкуренция между странами и обществами за успешное развитие. Поэтому процессы модернизации происходят и в современных обществах, но они приобретают иной характер и требуют новых подходов к их изучению.
Модернизация в XXI веке есть комплексный способ решения политических и управленческих, экономических и социальных, культурных и личностных задач, которые в полном объеме стоят перед государствами, обществами и индивидами в контексте внутренних и внешних угроз и рисков; это совокупность процессов технического, экономического, социального, культурного, политического развития общества (страны и ее регионов). Целевые функции современной модернизации: безопасность государства и общества, устойчивое функционирование всех их структур, включая повышение условий жизнедеятельности населения (качества жизни) не ниже среднего состояния, достигнутого странами того мегарегиона человеческого сообщества, к которому относится данное общество. Достижение этих целей той или иной страной требует отчетливого знания состояния и динамики ее модернизации в сравнении с другими странами (China Modernization Report Outlook (2001—2010)»/Chuanqi He/Peking university press, 2010//Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001—2010) / Пер. с англ. Под общей редакцией Н. И. Лапина/М.: Издательство «Весь Мир», 2011. – 256 с.// http://www.ifes-ras.ru/attaches/books__texts/He_Chuangqi.pdf).
В Татарстане гражданские силы общества совместно с представителями Общественной палатой РТ также направляют свои усилия для поиска и выработки решений с позиций развития экономики республики и общественного согласия в социально-экономической среде.
Сегодня, 18 ноября 2015 года в 13:00 в зале заседаний нового корпуса (НКО) по адресу: ул.8 Марта, д.18. состоялось заседание Рабочей группы ОПРТ в повестке дня которой: – «Обсуждение участия в выездном заседании Постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека».
Евгений Ясин сменил на этом председателя комиссии Ирину Хакамаду, которая внесла такое предложение на специальном заседании «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», а присутствующие члены СПЧ инициативу поддержали.
Постоянная комиссия по гражданскому участию в модернизации экономики входит в структуру Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с ноября 2012 года. Ее основные вопросы: развитие государственной программы по модернизации экономики, вопросы реформирования налоговой системы, законодательные и бюджетные решения для увеличения конкурентоспособности экономики, вопросы инвестирования в промышленность, наукоемкое производство, анализ антикризисных действий.
В состав комиссии на настоящий момент входят 9 человек: Ирина Хакамада, Сергей Воробьев, Даниил Дондурей, Кирилл Кабанов, Сергей Караганов, Ирина Киркора, Елена Николаева, Игорь Юргенс и Евгений Ясин / http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2734/.
Республиканский общественно-гражданский Форум (РОГФ) Татарстана – ряд мероприятий, проводимых гражданами, общественностью, представителями СО НКО, депутатами всех уровней, научными и профсоюзными организациями, представителями от структур государственной власти.
В соответствии с Меморандумом, выпущенном и принятом на I-м Республиканском общественно-гражданском Форуме функционирует Совет РОГФ и секции по направлениям: экология и инновации; СМИ; профсоюзы; ЖКХ; работа с гражданами с ограниченной трудоспособностью и пенсионерами и др.
За предшествующие годы проводились I, II Республиканские общественно-гражданские Форумы, где были рассмотрены целый ряд вопросов и программ развития гражданского общества и социально-экономического развития в Республике Татарстан, принят Меморандум. В работе Совета Форума действуют как представители официальных структур и организаций, так и рядовые граждане РТ и РФ.
Идет подготовка к III РОГФ. /https://vk.com/public107327391/.