Вы здесь

Модернизация экономики и управления. Книга 1. Глава IV. Устойчивое экономическое развитие инвестиционно-строительного комплекса: инвестиционное обеспечение и земельно-имущественные отношения ( Коллектив авторов, 2014)

Глава IV

Устойчивое экономическое развитие инвестиционно-строительного комплекса: инвестиционное обеспечение и земельно-имущественные отношения

Строительная отрасль выполняет функцию макроэкономического индикатора будущих изменений и перспектив, поскольку темпы её развития служат признаком изменения ситуации, сложившейся в стране. В основе стратегии управления устойчивым развитием экономики инвестиционно-строительного комплекса лежит оптимальное взаимосогласование методов отраслевого и территориального управления инвестиционно-строительным комплексом, а также рациональное сочетание саморегулирования, рыночных и государственных рычагов регулирования экономических отношений. Устойчивое развитие является понятием многогранным, поскольку его связывают с приоритетами будущих поколений, экономическим ростом. В связи с этим, хозяйственные решения, основанные на принципах устойчивого развития, должны быть технологически реализуемыми, экономически возможными, социально желаемыми и экологически безопасными.

Устойчивое развитие инвестиционно-строительного комплекса обеспечивает значительную прибыль строительных предприятий, поскольку устойчивость позволяет сокращать транзакционные издержки, а также сказывается на привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Стабильно работающее предприятие также составляет налогооблагаемую базу для формирования бюджетов региона, государства. Потому перспективы экономического роста в регионе в значительной степени связаны с усилением инвестиционной активности. В настоящее время становится очевидным, что необходимо во взаимной увязке проводить решение инвестиционных и земельных проблем. Безусловно, без содействия государства в становлении рынка земли и прочей недвижимости, а также в развитии института ипотеки, решить эти проблемы невозможно. Высока роль государства и в стимулировании инновационно-инвестиционных мотиваций через создание соответствующей законодательной базы, страхования инвестиций, снижения налогового бремени на предприятия и т. п.


Инвестиционное обеспечение устойчивого экономического развития строительных предприятий

В связи со значительным усложнением инвестиционного процесса растёт объективная необходимость в развитии, формирующих инвестиционную инфраструктуру, правовых, экономических и социальных отношений. Состояние и развитие инвестиционной инфраструктуры фактически характеризует возможности строительных предприятий по стабильному развитию в перспективе. Инвестиционная инфраструктура состоит, прежде всего, из:

• социальной инфраструктуры, фактически обусловливающей пропорции развития кадровых ресурсов;

• кредитно-финансовой инфраструктуры, охватывающей финансовые институты, имеющие прямое или косвенное отношение к прямому инвестированию предпринимательской деятельности в строительстве;

• информационно-коммуникационной инфраструктуры, отражающей совокупность информационных систем, сетей связи, управления информационными потоками;

• институционально-правовой инфраструктуры, устанавливающей нормы и правила поведения взаимодействия предпринимательских, государственных и общественных структур в инвестиционном процессе, позволяющие создавать такой внутренний правопорядок, при котором субъекты инвестиционной деятельности могли развиваться в оптимальных возможностях.

При этом организация современной инвестиционной инфраструктуры, адекватной развитию строительной отрасли, требует от региональных органов власти эффективных механизмов управленческих взаимодействий и поддержки в соответствии со стратегическими целями и приоритетами региональной экономики путём рационального сочетания экономических, правовых и административно-хозяйственных способов, рычагов и методов воздействия.

Большая доля инвестиций приходится именно на жилищностроительный комплекс, что обуславливает огромную роль строительства в создании условий для динамического развития экономики в целом. Основным ограничением развития жилищного строительства, требующем устранения на законодательном уровне, является недостаточная развитость инвестиционных процессов. Анализ жилищного строительства в Амурской области за последние годы показывает, что финансирование осуществлялось в основном за счёт собственных и заёмных средств граждан, а также банковских кредитов, полученных заказчиками-застройщиками. В связи с этим наблюдается слабое использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы строительной отрасли и сопутствующих сфер, а также высокая степень износа основных фондов и т. д. [10].

Понятие инвестиционной деятельности теснейшим образом связано с инвестиционной привлекательностью предприятия. Следует отметить, что вопросы инвестиционной привлекательности стран, регионов, хозяйствующих субъектов нашли достаточно широкое отражение в отечественной и зарубежной экономической науке, в работах таких учёных, как И. А. Бланк, Дж. Гитман, С.Ю. Глазьев, В.Н. Лившиц, У. Шарп, В.В. Шеремет, Е.Г. Ясин и др.

Существует множество определений инвестиционной привлекательности, но в целом общее понимание сущности исследуемой категории состоит в том, что инвестиционная привлекательность предприятия – это экономическая характеристика целесообразности инвестирования за счёт собственных средств и средств других инвесторов с точки зрения рентабельности, минимизации риска вложения инвестиций.

При этом инвестиционная активность организации – более широкое понятие. Это такая характеристика деятельности организации, которая предполагает, что субъект хозяйствования является не только экономически устойчивым, обладающим значительным потенциалом развития, но и владеет значительным размером свободных средств, эффективно инвестируемых. Более широкая дефиниция – «деловая активность», предполагающая экономическую устойчивость организации, высокую скорость совершаемых операций, значительный уровень рентабельности, обладание определённым сегментом рынка [6].

Для того чтобы инвестиции привели к получению положительного результата, необходимо постоянно контролировать выполнение всех работ в рамках проекта, следить за использованием средств, получать информацию о состоянии дел по тем объектам, которые строятся в рамках выполнения инвестиционной программы. Актуальность управления инвестициями обусловлена, в первую очередь, масштабом инвестиций: чем больше масштаб, тем выше вероятность неэффективного использования ресурсов и цена неправильных решений.

Управление инвестиционно-строительной деятельностью значительно отличается от процессов управления другими видами деятельности. Это объясняется многообразием сооружаемых объектов, единичным типом строительной продукции, значительной продолжительностью сооружения отдельных зданий, многочисленностью участников создания готовой продукции, множеством способов организации производства, влиянием природно-климатических условий и др. Учёт вышеперечисленных особенностей строительства является необходимым условием предпочтения тех или иных методов управления развитием строительного предприятия.

В рамках управления инвестиционно-строительной деятельностью решаются следующие задачи, влияющие на эффективность использования инвестиционных ресурсов строительными организациями:

• контроль исполнения управленческих решений в области инвестиционной деятельности;

• обеспечение инвестиционной стратегии;

• планирование инвестиционных ресурсов;

• анализ хода реализации инвестиционных проектов;

• контроль отклонения фактических результатов инвестиционной деятельности от предусмотренных инвестиционных планов;

• оперативное получение информации, что влияет на повышение качества и эффективность управления инвестиционной программой в целом и отдельными инвестиционными проектами;

• формирование портфеля инвестиционных программ, планирование инвестиционных ресурсов;

• управление материально-техническим обеспечением объектов строительства;

• управление финансово-договорным обеспечением объектов строительства.

На процессы инвестирования оказывают влияние множество факторов, обусловленных спецификой сфер инвестирования и субъектным составом инвестиционных отношений. Эффективная инвестиционная деятельность возможна при надлежащей организации взаимодействия между её субъектами.

С развитием рыночных отношений и повышением степени их зрелости изменяется соотношение государственного регулирования и саморегулирования в инвестиционной сфере, динамично развиваются формы и методы государственного регулирования инвестиций. Важным направлением совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности является разработка комплекса адекватных инвестиционной концепции принципов, методов и механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В Амурской области в целях государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе предусмотрены следующие формы и методы: проведение экспертизы инвестиционных проектов; предоставление льгот по налогам и сборам, субсидий, инвестиционного налогового кредита; развитие реального ипотечного кредитования на первичном рынке жилья; использование иных форм и методов государственной поддержки. Проблема состоит в создании нормально функционирующей системы торгов на объекты недвижимости (в первую очередь на земельные участки под строительство). В целом, инвестиционная политика региона связана с формированием благоприятных экономических, политических, социальных и иных условий, то есть созданием инвестиционного климата, создающего новые возможности и стимулы для эффективного вложения капитала [9].

Строительные предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью выполнения требований стандартов качества, поскольку качество строительной продукции – это здоровье, комфорт и настроение граждан, безопасность, надёжность и долговечность возводимых объектов. Качество строительно-монтажных работ на предприятиях строительного комплекса обеспечивается надлежащим контролем их качества на каждом этапе их производства, соответствием технологических параметров процесса производства требованиям технических регламентов. На качество строительно-монтажных работ значительное влияние оказывает качество используемых материалов, изделий и конструкций, к которым ежегодно возрастают требования. Использование при возведении зданий и сооружений строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих требованиям стандартов в области качества, долговечности и эксплуатационной надежности, позволяет в целом снизить стоимость и обеспечить экономическую эффективность строительства [10].

При анализе работы строительных организаций обнаруживается множество факторов, оказывающих негативное влияние на качество строительной продукции:

• нормативно-технические факторы: нарушение технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; несоблюдение проектных решений при производстве строительно-монтажных работ;

• производственно-технологические факторы: низкое качество выполнения инженерных изысканий и проектирования; выполнение строительно-монтажных работ до получения строительной организацией проекта; отсутствие проектов производства работ и проектов организации строительства; нарушение технологии производства работ; нехватка необходимых машин, инструментов и материалов;

• организационно-психологические факторы: слабый уровень планирования строительно-монтажных работ; текучесть рабочих кадров и их недостаточная квалификация; несвоевременное обеспечение оборудованием, строительными материалами и конструкциями; не заинтересованность исполнителей, руководителей, подрядчиков и поставщиков в повышении качества строительства [11].

При этом следует отметить, что качество формируется на всех стадиях строительства как бизнес-процесса: предпроизводственной (проектирование), производственной (производство строительно-монтажных работ), послепроизводственной (эксплуатация). Большое значение для качества строительной продукции имеет правильная эксплуатация строительных сооружений посредством организации своевременного технического обслуживания и ремонта отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений [17].

При разработке системы управления качеством строительной продукции необходимо руководствоваться тремя основными принципами: системности, оптимальности и обратной связи. При реализации принципа системности необходимо в комплексе рассматривать вопросы планирования, проектирования, непосредственного изготовления строительной продукции, подготовки кадров, организации производства и труда, технологии выполнения процессов производства, экономического воздействия на качество продукции и организацию контроля качества. Обеспечение принципа оптимальности является очень важным требованием при построении системы управления качеством. Организация всегда стремится получить наибольший эффект за счёт обеспечения качества своей продукции, но сдерживающим фактором являются затраты на построение и функционирование системы управления качеством. Необходимо обеспечивать некоторый рациональный уровень сложности этой системы. Принцип обратной связи обеспечивается налаживанием постоянного контроля качества продукции (работ, услуг), обработкой полученных данных и внесением соответствующих изменений в систему и в процедуру управления качеством. Это необходимо делать, так как постоянно меняются стандарты, нормативы и прочие требования по обеспечению качества продукции (услуг, работ).

Кроме всего прочего, строительная организация при разработке системы управления качеством должна:

• определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

• устанавливать последовательность и взаимодействие этих процессов;

• определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

• осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

• принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов [5].

Таким образом, управление качеством строительной продукции является фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность строительной организации. Кроме всего прочего, в настоящее время принимаемые решения на всех уровнях власти в отношении Дальнего Востока направлены на расширение инвестиционной привлекательности региона.


Роль инвестиционно-строительного комплекса в воспроизводстве жилищной недвижимости в регионе

На протяжении последних двадцати лет Дальний Восток РФ оставался неблагополучным регионом в социально-демографическом отношении. Численность постоянного населения Дальнего Востока РФ на начало 2012 г. сократилась по сравнению с 1991 г. более чем на 22 %. (в 1991 г. была зафиксирована максимальная численность населения в ДФО.) Основным фактором потерь населения на Дальнем Востоке РФ был и остаётся миграционный отток в направлении западных регионов страны [16]. Сокращение населения на Дальнем Востоке РФ связано с более высокой стоимостью жизни в целом, а также слабым уровнем обеспечения населения качественным жильём в необходимых объёмах. В Амурской области – субъекте ДФО – эксплуатируется жилищный фонд в размере 18,8 млн кв. метров, 82 % которого находится в частной собственности, в государственной – 4 %, муниципальной – 14 %. В городской местности расположено около 69 % всего жилищного фонда, в сельской -31 %. Степень благоустройства городского жилищного фонда немного выше, чем в сельской местности. Ваннами (душем), горячим водоснабжением, напольными электроплитами, которые больше присущи городскому жилищу, оборудовано, соответственно, 29,1 %, 24,7 %, 16,7 % жилого фонда в сельской местности [3].

По состоянию на 01.01.2014 г. в Амурской области зарегистрированы 19,4 тыс. семей, нуждающихся в жилье, что составляет 5,9 % от общего числа семей в регионе. Жилищный фонд Амурской области устаревает, 7,8 % жилья на начало 2014 года перешло в разряд ветхого. Но следует признать, что удельный вес ветхого и аварийного жилья в общей площади всей жилой недвижимости Амурской области в 2013 г. сократился по сравнению с 2009 г. (за 5 лет) на 14 %. Объём ввода жилой площади составил 0,45 кв. м на человека против 0,55 кв. м в 1990 г. (1990 г. – год наибольшего ввода жилья на душу населения) [3]. Амурская область устойчиво занимает 3-е рейтинговое место по показателю ввода жилья среди субъектов Дальневосточного федерального округа, что свидетельствует о создании более благоприятных условиях для строительства в регионе по сравнению с соседними краями и областями (табл. 1).

Перечислим факторы, негативно сказывающиеся на развитии строительства жилищной недвижимости.

Во-первых, низкий платёжеспособный спрос населения. В соответствии со статистическими данными, в Амурской области только 9,2 % семей в 2013 г. были способны улучшить жилищные условия за счёт собственных и заёмных средств [3].

Во-вторых, недостаток обеспеченных инфраструктурой земельных участков под застройку жилищной недвижимости и наличие административных барьеров, не способствующих получению необходимых согласований и разрешений на осуществление строительства, повышающих финансовые расходы застройщиков.


Таблица 1. Ввод в действие жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности в субъектах Дальневосточного федерального округа, тыс. кв. м общей площади


В-третьих, низкий уровень доступности кредитных ресурсов, обусловленный высокой процентной ставкой кредитов, несовершенством залогового законодательства, а в последнее время ещё и нестабильной экономической обстановкой в стране и ростом процентных ставок. Из-за сокращения финансового потока одна из благовещенских строительных компаний даже была вынуждена приостановить возведение дома, в котором продано всего несколько квартир. Анализ строительства жилья в Амурской области показывает, что финансирование жилищного строительства осуществлялось в основном за счёт собственных, заёмных средств граждан и банковских кредитов, полученных заказчиками-застройщиками.

В-четвёртых, увеличение цен на строительные материалы, составляющих более половины в структуре затрат строительных предприятий. Повышению цен на строительные материалы также способствует увеличение цен на энергоносители, топливо и транспортные перевозки. (Согласно статистическим данным, в Амурской области в 2013 г. по сравнению с 2012 г. цены на электроэнергию, газ и воду выросли на 10,2 %, грузовые перевозки – 15 %) [3].

Выше перечислены самые значительные проблемы жилищного строительства в Амурской области. Позитивная динамика развития строительства жилищной недвижимости может быть достигнута лишь увеличением объёмов инвестиций в отрасль, поскольку приток инвестиционных вложений является гарантией стабильности инвестиционно-строительного комплекса независимо от внешних условий. В соответствии со статистическими данными, инвестиции в строительную отрасль в Амурской области в 2013 г. составили 5,3 % от инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности [3]. Результатом недостаточности масштабов инвестирования в инвестиционно-строительный комплекс является неудовлетворительное состояние его материально-технической базы. За 2011 – 2013 гг. доля отдельных видов машин с истекшим сроком службы достигла 48 %, а общая степень износа основных средств в инвестиционно-строительном комплексе Амурской области на начало 2014 года составила 50 % [3]. Положительным моментом является то, что строительные предприятия Амурской области в основном прекратили сокращать парк машин. Тем не менее, удлиняются сроки использования неэффективных машин и оборудования, а значит, создаются большие сложности с реализацией задач, стоящих перед жилищным строительством. Соответственно, одним из важнейших рычагов создания условий для строительства жилищной недвижимости является привлечение инвестиций, а формирование привлекательных условий для инвесторов – одной из главных задач органов власти и управления всех уровней [12].

Итак, современное состояние ресурсов большинства предприятий строительной отрасли можно охарактеризовать как не соответствующее задачам инвестиционно-строительного комплекса, но концепция его устойчивого развития предполагает форсирование темпов роста объёмов строительного производства. Следовательно, изменения в инвестиционно-строительном комплексе должны обеспечивать:

• качественное обновление производственного аппарата инвестиционно-строительного комплекса;

• учёт дифференциации платёжеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей предприятий и организаций;

• потенциал разработки и реализации новейших архитектурных и градостроительных концепций, схем транспортного обслуживания и т. д.;

• упрощение предоставления земельных участков под строительство, согласования проекта строительства, присоединения к коммуникациям и др.;

• создание, освоение и диффузию инноваций в строительстве;

• сокращение сроков строительства;

• повышение качества строительной продукции и др. [4].

При этом отметим границы развития инвестиционно-строительного комплекса.

Внешние границы его развития обусловливаются требованиями, предъявляемыми к потребительским качествам строительной продукции, т. е. жилья; необходимостью решения проблемы строительства инфраструктуры; усилением конкуренции на строительных рынках; научно-техническими открытиями во всех сферах человеческой деятельности, позволяющими удовлетворить все запросы в создании новых зданий, сооружений, строительных материалов, строительных технологий и машин [7]. Внутренние границы и предпосылки развития строительного комплекса зависят от состояния инвестиционной активности региональной экономики, а также обусловлены необходимостью количественного и качественного совершенствования материально-технической базы инвестиционно-строительного комплекса, отраслевой науки, проектирования и т. д. Минимальные границы развития строительного комплекса определяются не только наличием мощностей строительного комплекса, но и требованием необходимых строительных мощностей для удовлетворения минимальных гарантируемых государством социальных потребностей населения в продукции инвестиционно-строительного комплекса. Предельные границы развития строительного комплекса зависят от инвестиционных возможностей национальной экономики (в целом) и инвестиционных предпочтений её хозяйствующих субъектов (в частности), изменения перспективных потребностей и стандартов уровня и качества жизни населения.

В государственной жилищной политике ключевыми представляются две проблемы: повышение объемов строительства жилья и платежеспособный спрос населения. В качестве фактора, оказывающего влияние на решение жилищной проблемы, выступает доступность жилья. Уровень доступности жилья зависит от цен на рынке жилья и семейных доходов, на которые, в свою очередь, оказывают влияние различные факторы: факторы спроса и предложения на рынке жилья, а также внешние факторы, то есть политическая, законодательная (в том числе налоговая) стабильность (табл. 2) [14].

Итак, решение жилищной проблемы в Амурской области неизбежно повысит уровень жизни населения, а также создаст условия для ускоренного социально-экономического развития региона. Конечно, кризис внёс свои коррективы. Рынок стремится в сторону более экономичного и дешёвого жилья. Тем не менее, любой кризис – это скрытые возможности. И эти возможности увеличиваются при реализации не отдельных инноваций, а группы или пакета инноваций. В успешных организациях Амурской области сейчас происходят изменения, связанные с внедрением инноваций:

• организационно-кадровых инноваций, которые включают корректировку организационной стратегии, перестройку и оптимизацию организационной структуры управления;

• продуктовых инноваций, то есть переход к применению экономичных современных материалов и ресурсосберегающих технологий;

• финансовых инноваций, которые включают поиск новых источников финансирования, разработку новых финансовых схем, снижение накладных расходов и т. д.


Таблица 2. Классификация факторов, влияющих на доступность жилья


На наш взгляд, только творческий инновационный подход позволит строительным организациям достойно выдержать кризисные испытания, наиболее сильно отражающиеся именно на инвестиционно-строительном комплексе. Крайне важную роль на рынке жилой недвижимости играют институциональные факторы и являются обязательным и приоритетным объектом воздействия государства.


Влияние земельно-имущественных отношений на градостроительную политику

Градостроительную политику в нашей стране определяют двенадцать основных принципов, приведённых в Градостроительном кодексе Российской Федерации [1] в ст. 2. Это:

Обеспечение устойчивого развития территории на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

Обеспечение сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной политики.

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение такого участия.

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.

Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.

Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

Возмещение вреда, причинённого физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объёме [1].

На основе анализа принципов градостроительной деятельности можно сделать вывод, что создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечение безопасности становятся главными стратегическими целями градостроительной политики государства. Системность решения задачи по достижению стратегической цели зависит от правильного определения перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также от чёткой организации деятельности саморегулируемой организации и участников строительного рынка. Действующий Перечень видов работ охватывает спектр работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства [15]. Выполнение работ по данному перечню контролируют саморегулируемые организации. Однако непосредственное создание объектов недвижимости имеет свои особенности: привязка к земле, сравнительно длительные сроки возведения строительных объектов, большие единовременные затраты капитальных вложений, и т. п. [13].

Важным вопросом градостроительной политики является механизм формирования цены земли, поскольку эта цена значительно увеличивает затраты на строительство. Качество объектов недвижимости, в частности жилой, в последнее время значительно повысилось, но значительная часть увеличения расходов вызвана ростом цен на землю и не связана с качеством. Потому инвестиционная политика должна заключаться в стимулировании инвестиционного процесса на основе совершенствования земельноимущественных отношений, которые, несмотря на различные определения, в экономической литературе в основном трактуются как право владения, пользования и распоряжения землёй и объектами, находящимися на ней, т. е. право собственности на них [8].

В настоящее время существует многоуровневая и сопряжённая со смежными областями правовая система регулирования земельных отношений (гражданское, налоговое, жилищное, градостроительное и пр. законодательство). Исходные положения правового регулирования современных земельных отношений в России заложены в Конституции РФ. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», № 78-ФЗ «О землеустройстве» и подзаконными нормативными актами. Таким образом, особенности земельно-имущественных отношений приводят к всевозможным сочетаниям различных законов правового регулирования данной сферы общественных отношений. По мнению многих экспертов, часто возникающие конфликты между инвесторами и населением, связанные с земельными участками, указывают на то, что наше земельное законодательство непрозрачно и создает почву для развития коррупции и всякого рода махинаций. Следовательно, напрашивается вывод о том, что процесс формирования цивилизованного земельного рынка в России еще не завершён, а негативные тенденции оказывают отрицательное влияние на привлечение инвестиций в экономику [8].

В настоящее время становится очевидным, что необходимо во взаимной увязке проводить решение инвестиционных и земельных проблем. Без содействия государства в становлении рынка земли и прочей недвижимости, а также в развитии института ипотеки, решить эти проблемы невозможно. Как показывает мировая практика, значение городской земельной ипотеки для экономики трудно переоценить: с её помощью создаётся возможность решить проблему недостатка финансовых ресурсов для осуществления различных инвестиционных проектов развития производственных комплексов, обеспечить территорию стабильной ресурсной базой. Однако переход к рыночным механизмам (к которым относится и ипотека) предполагает наличие определённых условий, подготовленных законодательно-правовыми и институциональными преобразованиями, а также заинтересованность финансового капитала [10].

Следует законодательно решать вопрос корректного определения цены земли. Ведь результатом улучшения системы оценки земли станет активизация сделок на рынке земли и иной недвижимости, а также рост объёмов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятие эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости. Последствия данных изменений положительно скажутся не только на устойчивом развитии инвестиционно-строительного комплекса, но и на социально-экономической ситуации в регионе [13].

Также снижает инвестиционную активность, и вообще является проблемой эффективного управления и использования земельных ресурсов слабое развитие различных форм землепользования. Не развиты отношения по поводу залога земли. Распоряжение большими площадями земли не приводит к её рациональному использованию в силу неотрегулированности земельных платежей. В настоящее время от выбранной формы земельных отношений практически не зависит активность инвестиционной деятельности. Она полностью определяется наличием крупных инвесторов и прибыльных предприятий в городе [8].

Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации [2] сделал земельные отношения в стране поддающимися правовому регулированию, но решение проблем в сфере обеспечения стабильности и устойчивости в развитии земельных отношений только наметилось. Следовательно, в целом, земельные и градостроительные требования необходимо рассматривать как инструмент правовой реализации основных решений, заложенных в генеральном плане каждого населённого пункта, но земельные требования оперируют своей системой терминов и понятий, а градостроительные требования – своей.

Земельные и градостроительные требования понимаются нами как комплекс управленческих воздействий различных уровней, направленных на достижение основных целей градостроительной деятельности – формирование среды для устойчивого развития территории – основанных на использовании норм и правил правового государства, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. При разработке правил застройки необходимо руководствоваться весьма детальными требованиями к составу градостроительной документации, изложенными в Градостроительном кодексе. Состав правил застройки и градостроительного регламента, требования к их принятию и ответственность за применение ясно прописаны в законодательстве.

Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, существует разнообразие методик формирования проектных решений генерального плана, являющегося основой для градостроительного зонирования, с другой – необходимость строго следовать определённому законом составу правил застройки. Следовательно, целесообразно установить применительно к конкретному населённому пункту свой порядок системы реализации земельных и градостроительных требований в соответствии с особенностями планировочной структуры, уровнем проработки информационной базы градостроительной деятельности, особенностями градостроительного развития территории. Территория любого населённого пункта неоднородна по своей структуре, включает в себя зоны, испытывающие разные влияния. Активно развивающиеся части населённого пункта, где градостроительная деятельность осуществляется довольно интенсивно, нуждаются в дополнительном и первоочередном регулировании. Деградирующие территории, дальнейшее развитие которых не имеет ясных перспектив, где градостроительная деятельность незначительна, нуждаются лишь в самом общем регулировании. Территории, стабилизировавшиеся в своём развитии, нуждаются в дополнительном регулировании, но не в первую очередь, как активно развивающиеся территории. Градостроительный кодекс оставляет определённую свободу органам местного самоуправления в определении того, для какой территории в первую очередь следует разрабатывать правила землепользования, предоставляя возможность принимать их поэтапно для всего города. Однако на практике при низком уровне градостроительной культуры среди представителей органов власти, плохом состоянии информационной базы градостроительного проектирования степень проработки проектных решений в рамках сочетания земельных и градостроительных требований остаётся весьма слабой.

В целом градостроительное регулирование должно соответствовать региональной политике, которая состоит в принятии и реализации органами власти решений, позитивно изменяющих структуру территориальной организации производства, совершенствующих земельно-имущественные отношения.

Таким образом, проведённые исследования позволили обозначить ряд условий, необходимых для успешного и устойчивого развития инвестиционно-строительного комплекса:

• налаживание эффективной системы землеотведения и инфраструктурного обеспечения территории застройки;

• вовлечение в хозяйственный оборот для целей жилищного строительства земельных участков на территории Амурской области, находящихся в федеральной собственности;

• создание эффективной системы землеотведения и инфраструктурного обеспечения территории застройки;

• обеспечение законности и справедливости сделок с земельными участками;

• снижение административных барьеров в строительстве и эффективная государственная поддержка малых строительных предприятий;

• создание системы территориального планирования, разработка градостроительной проектной документации, позволяющей участникам рынка прогнозировать объёмы строительства;

• стимулирование предпринимательского интереса к инновационному развитию строительства;

• обеспечение экологической безопасности и осуществление природоохранных мероприятий при выполнении работ на строительных объектах;

• реализация кадровой политики в отрасли, обеспечение строительной отрасли высококвалифицированными кадрами и другие.