Вы здесь

Модернизация экономики и управления. Книга 1. Глава III. Понятие кластера и использование концепции кластера в организации управления АПК ( Коллектив авторов, 2014)

Глава III

Понятие кластера и использование концепции кластера в организации управления АПК

Всемирная глобализация и интеграция, а также движение к развитой экономике предполагают создание конкурентоспособного производства, достижения экономической и продовольственной безопасности страны. Это возможно лишь при наличии современного, высокомеханизированного и высокопроизводительного агропромышленного комплекса, способного обеспечить население качественными, экологически чистыми, доступными пищевыми продуктами. Соответственно, агрокомплекс должен стать индустриальным, мобильным, экономичным и высокорентабельным. Достижение этой стратегической цели возможно лишь при наличии современного мощного АПК, способного обеспечить продовольственную безопасность страны. Однако возделывать сельхозпродукцию и вырабатывать из нее пищевую продукцию, производить сельхозтехнику, не уступающую лучшим мировым образцам, возможно только при рациональном, комплексном использовании имеющихся ресурсов.

Не в последнюю очередь сложившееся положение обусловлено тем, что в экономической науке, как ни странно, до сих пор относительно мало разработаны и изучены проблемы взаимодействия сельскохозяйственных и промышленных предприятий в рамках АПК в условиях рынка, проблемы эффективности промышленной составляющей в агропромышленном комплексе, новые подходы в этой области и т. д.

Исследовались и достаточно подробно до сих пор подвергались рассмотрению и описанию хозяйственная деятельность сельского хозяйства, вопросы кооперации и интеграции сельскохозяйственных производств между собой, а промышленная составляющая АПК оставалась как бы «в тени».

Понятие агропромышленного комплекса в соответствие с современными экономическими условиями можно представить как хозяйственное объединение предприятий в границах определенного региона (района), деятельность которых нуждается в текущей согласованной работе, так как они взаимосвязаны между собой единством сырьевой базы и общностью производственного процесса.

Состав и структура АПК в рыночных условиях подверглись существенным преобразованиям, которые продолжаются и в настоящее время. Проблемы в развитии агропромышленного комплекса России в огромной степени объясняются его деформированной структурой. Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса неизбежно приводит к огромным потерям продукции. Аграрная политика должна быть ориентирована на решение комплекса проблем – это сбалансированное развитие всех звеньев АПК; повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора на внутреннем и мировом рынках; обеспечение потребителям поставок продовольствия в необходимых объемах, гарантированного качества и по доступным ценам [24]. Рациональная структура АПК как современного кластера оценивается по сбалансированному соотношению долей сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей (развитие перерабатывающих производств сдерживается возможностями сельхозпредприятий, а эффективность земледельцев и животноводов зависит от востребованности их продукции перерабатывающими производствами).

Агропромышленный комплекс Краснодарского края выступает важнейшим составляющим звеном экономики края, это один из самых сложных межотраслевых комплексов. В общем объеме производства доля продукции агропромышленного комплекса занимает около 25 %. Сегодня в агропромышленном производстве края функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства, агрокооперативные предприятия, ассоциации крестьянских хозяйств, агрокомбинаты, агроконсорциумы, агрофирмы, около 250 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, производящих широкий ассортимент продукции, которая реализуется населению на территории Кубани, в других регионах России и поставляется за рубеж [24].

Эти данные позволили выявить характерную тенденцию и главную особенность региональной экономики Краснодарского края, которая состоит в наращивании потенциала АПК за счет создания и развития агрохолдингов. В настоящее время на территории края успешно функционирует агрохолдиг «Кубань», в который входит четыре дивизиона, объединивших сельхозпредприятия с современными молочными фермами, уникальным свинокомплексом, комбикормовым заводом, собственным лабораторным комплексом по контролю за качеством кормов, сервисными центрами по обслуживанию импортной и отечественной техники, три мощных зерновых элеватора, три завода по производству качественного семенного материала, сахарный завод «Свобода», агрофирма «Кавказ» и крупнейшее в Европе элитное коневодческое предприятие – конный завод «Восход», выращивающее чистокровных лошадей английской верховой породы. В структуру агрохолдига «Кубань» входит разветвленная сеть фирменной торговли, с помощью которой население края обеспечивается качественными продуктами питания. Таким образом, подобные агропромышленные кластеры объединяют всю технологическую цепочку от производства сырья до конечной реализации готового продукта.

Приведенная структура агрохолдига «Кубань» позволяет сделать вывод о том, чем выше удельный вес в АПК перерабатывающих производств, тем он эффективнее, тем выше уровень конкурентоспособности АПК региона. Анализ структуры АПК Краснодарского края позволяет однозначно определить в качестве приоритета развитие сельскохозяйственного кластера как одного из секторов экономики региона, способного устойчиво развиваться на основе использования возобновляемого природного ресурса.

Первоначально, в момент появления АПК, в научной и экономической литературе были четко определены его роль, функции, состав и структура. Однако проблема повышения эффективности развития и совершенствования управления АПК не исчерпала своей значимости.

Поэтому для оптимизации функционирования АПК в рамках реализации стратегической цели – обеспечения продовольственной безопасности – наиболее перспективным направлением его развития может быть признано формирование кластеров, то есть объединений различных производственных и организационных структур, способных обеспечить спрос на высококачественную, доступную продукцию.

Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster), что означает буквально – «расти вместе». В экономической и экономикогеографической литературе этот термин стал интенсивно использоваться лишь в последние два десятилетия. Однако отдельными советскими и российскими экономистами (А.П. Горкиным и Л. В. Смирнягиным), шведскими специалистами по бизнес-администрированию (К. Фредрикссоном и Л. Линдмарком еще в 1970-х гг.) термин «кластер» применялся для обозначения скоплений предприятий в пространстве [16].

В настоящее время теория формирования конкурентных преимуществ посредством кластера является одной из востребованных как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Основы теории кластера были заложены в конце ХК в. А. Маршаллом, а термин «кластер» введен в обиход М. Портером в 80-е годы XX столетия. Следует отметить, что кластеры в России существовали за сотни лет до появления М. Портера, еще в XVIII в. на Урале купцом Демидовым был создан промышленный кластер, включавший десятки предприятий, передовое оборудование и лучших специалистов, для которых была характерна кооперация, специализация и логистика. Это обеспечивало не просто конкурентоспособность, но и условия выживания в тяжелых природных условиях. Гениальность М. Портера состоит в том, что кластеры были определены им как объекты проведения государственной политики на микроэкономическом уровне с целью обеспечения конкурентоспособности страны через конкурентоспособность кластеров [25].

Современная экономическая наука располагает различными методами исследования, в том числе – кластерный анализ, основы которого были разработаны классиком теории конкуренции М. Портером. В результате кластерного анализа можно выявить существующие тенденции оптимизации деятельности объединений предприятий, способные увеличить роль объединений, используя их местоположение.

Кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Создавая критическую массу для необычайного конкурентного успеха в определенных областях бизнеса, кластеры оказываются ярко выраженной особенностью практически любой национальной, региональной и даже столичной экономики, особенно кластеры государств с более прогрессивной экономикой [26].

Современную экономику следует рассматривать через призму кластеров, прежде всего, потому, что кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Кластеры лучше, чем отрасли, охватывают важные связи, обеспечивают их взаимную дополняемость, распространение технологии, информации, маркетинг и осознание требований заказчиков по фирмам и отраслям. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, другими контрагентами. То есть функционирование кластера приносит пользу сразу нескольким фирмам [25]. В современной экономике кластеры обеспечивают их участников дополнительными возможностями, способ структурирования и понимания экономики, организации теории и практики экономического развития, а также установления государственной политики [19].


В настоящее время в мировой теории и практике выделено несколько моделей кластеризации, основанных на применении новых знаний и технологий [18]:

• северно-fмериканская – отличается выраженной конкуренцией между предприятиями, за счет которой, а также за счет массового производства у головной фирмы достигается низкая себестоимость конечного продукта;

• японская – формирование вокруг фирмы-лидера с масштабным производством интегрирующей массы поставщиков на различных стадиях сбытовой цепочки. Данная модель применима для производства технологически сложной продукции, так как разработка продукта требует постоянных высоких издержек, которые могут окупиться только при большом объеме продаж;

• шотландская – существование более крупных компаний (иногда иностранного происхождения), формирующих ядро кластера, вокруг которого объединяются небольшие фирмы;

• итальянская – большое количество малых фирм, объединенных в различные ассоциации для повышения конкурентоспособности. Модель применима для продукции невысокого технологического уровня с большой степенью дифференциации и колебаниями спроса;

• китайская – ключевую роль играет государство. Основной акцент делается на зарубежные инвестиции, так как они приносят современные технологии и дают выход на мировые рынки;

• финская – высокий уровень инноваций, поддерживаемый мощным сектором научных исследований и разработок, а также развитой системой образования. Для нее характерна интернационализация бизнеса. В наибольшей степени подобная модель применима для небольших компактных стран, относительно дефицитных по природным ресурсам и ориентированных на экспорт.

В публикациях, посвященных исследуемой проблеме, обращается особое внимание на успешный опыт использования кластеров Силиконовой долины, Бостона, Китая (биотехнологии), Ирландии (информатика), Израиля (венчурное финансирование), в основу развития, которых были положены высокие технологии. Это подтверждает анализ биотехнологических кластеров, машиностроительных и электротехнических кластеров Китая, Тайваня и Японии.

Инновационный подход был положен в основу моделирования эволюции кластеров (на примере объединенной Германии), а также обоснования региональной политики и создания особых экономических зон (ОЭЗ).

Опыт стран Скандинавии, в частности, Финляндии, которая согласно исследованиям Мирового Экономического форума (World Economic Forum) занимает первые места в рейтинге текущей (Microeconomic competitiveness Index) и перспективной конкурентоспособности (Growth competitiveness Index), обогнав такие ведущие индустриальные державы, как Япония и Великобритания [12].

Основой устойчивой конкурентоспособности Финляндии стало развитие промышленных кластеров – сети независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Кластерный подход был использован для разработки промышленной политики Финляндии, что способствовало построению национальной инновационной системы с учетом кластерной природы конкурентоспособных производств.

В целом, обобщая практику стран, активно использующих метод кластеризации экономического развития, ведущие экономисты выделяют две основные модели проведения кластерной политики: либеральная и дирижистская.

Либеральная модель, использующаяся в США, Великобритании, Австралии, рассматривает кластер как рыночный механизм, роль федеральных властей в котором состоит в том, чтобы убрать барьеры, возникающие в его естественном развитии. Ее особенностью является то, что региональные власти, совместно с ведущими участниками кластеров, разрабатывают и реализуют программы экономического развития. При этом федеральные власти финансируют и поддерживают отдельные пилотные проекты.

Дирижистская модель, использующаяся в Японии, Республике Корея, Швеции, Франции, Италии, отличается активной государственной политикой развития кластеров, которая не только определяет приоритетные кластеры, но и финансирует разработку стратегий, программ и проектов, а также создание необходимой инфраструктуры.

Россия тоже имеет достаточно серьезные планы по развитию кластеризации своей экономики, используя элементы либеральной политики. В частности, федеральная поддержка развития АПК Краснодарского края, как приоритетного направления данного региона. Развитие российской экономики не соответствует условиям либеральной модели кластеризации, поэтому для России больше подходит дирижистская модель кластеризации, так как федеральные органы власти принимают основные решения и, что немаловажно, распределяют главные финансовые потоки.

Правительством России в 2007 г. была утверждена «Концепция кластерной политики в РФ», которая определила задачи и направления содействия организационному развитию инновационных кластеров [16]. Однако основной проблемой, сдерживающей процесс кластеризации в России, является недостаточное развитие рыночных институтов.

Таким образом, зарубежным научным сообществом обосновано, а практикой развитых стран доказано, что кластерный подход к структурированию национального хозяйства и его региональных систем выступает важнейшим источником повышения эффективности производства, роста его конкурентоспособности, наращивания благосостояния населения.

Для кластера свойственны ряд особенностей, вытекающих из теории организационного развития:

• территориальная концентрация специализированных субъектов кластера (локальное расположение большого числа организаций, обеспечивающих производство продукции по одной производственной цепочке);

• внутрикластерная конкуренция (стимулирует формирование у субъектов кластера устойчивых конкурентных преимуществ);

• информационное взаимодействие (единое информационное пространство);

• устойчивость хозяйственных связей.

Учитывая специфические черты, тенденции, условия и факторы развития АПК, в том числе промышленно-производственных подсистем, считаем необходимым дополнить этот перечень другими особенностями, выявленными нами, и атрибутивно свойственные сложным экономическим системам:

• полицентричность (наличие нескольких (в редких случаях одного) организаций-лидеров (центров экономической активности), реализующих идею сбалансированного управления развитием субъектов кластера;

• сонаправленное развитие (единый вектор развития субъектов кластера обеспечивается, во-первых, на основе базовой концепции его развития, во-вторых, за счет того, что кластер выступает в качестве субъекта экономических отношений вне региона);

• адекватное проявление синергетического эффекта на основе повышения степени интегрированности в соответствии с законом эмерджентности (формирование кластеров способствует не только образованию положительной синергии как результата преобразований, но и появлению новых предпринимательских свойств, присущих только совокупности всех субъектов кластерного объединения).

Поэтому вопросы формирования кластеров и управления их развитием в российской экономике стали в последние годы предметом многочисленных исследований отечественных ученых-экономистов. Кластерные стратегии приобретают все большее признание в органах государственной власти. Более того, уже имеются официальные документы, где рассматриваются содержание и направления проведения кластерной политики.

На наш взгляд, удачно методология кластерного анализа была расширена А.А. Вороновым. Он предлагает адаптированную методологическую базу для проведения кластерного анализа, в рамках которой изучается устойчивость, локализовнность, апециализация, концентрация кластера [17].

Под устойчивостью кластера отечественные и зарубежные экономисты понимают сравнительно однородный его состав в динамике, то есть преобладающую долю специализированных предприятий, выпускающих относительно малодифференцированную продукцию.

Локализованность кластера означает, что он имеет достаточно определенные, чаще всего в пределах региона, границы. Для России наиболее актуально выделение кластеров в пределах административно-территориальных единиц (республик, краев, областей). Это обусловлено относительно высокой управляемостью промышленности на региональном уровне по сравнению с общенациональным.

Специализация – выпуск качественно однородной продукции узкой номенклатуры, как правило, в пределах одной товарной группы, в объемах, превышающих объемы потребления на данной территории. Конкурентоспособность продукции кластера определяется высокими объемами экспорта специализированной продукции с территории кластера. Только в случае высоких и достаточных объемов экспорта специализированной, профильной продукции и импорта других товарных групп можно говорить о наличии кластера как особой формы территориальной концентрации производства.

Для анализа кластеров можно использовать метод эталонов, то есть от его роли на макроэкономическом уровне, так и комплексный экономический анализ, то есть анализ предприятий, которые представляют собой кластерные ядра. Предметом кластерного анализа являются отношения, возникающие между предприятиями внутри кластера, а также отношения между кластером и внешней средой.

К методам кластерного анализа можно отнести следующие:

• метод «дерева цели», или системный подход;

• метод оценки конкурентоспособности кластера;

• метод оценки уровня специализации;

• метод оценки эффективности кластера (показатели, описывающие неаддитивность кластеров, ценность их как системы, а не механической совокупности элементов).

Анализ на уровне кластера был бы неполным без анализа экономической эффективности кластеров, выделяющей их в особую структурную форму территориальной концентрации производства. Анализ эффективности кластеров предполагает оценку его вклада в формирование экономических показателей региона. При анализе кластера необходимо выявить не только его конкурентоспособность, но и устойчивость в краткосрочном периоде. Но более эффективными будут те конкурентоспособные кластеры, которые устойчивы во времени, для которых характерен ряд признаков:

• устойчивая позиция на рынке;

• технологическое превосходство в отрасли и способность к инновациям;

• способность к самообновлению.

Оценка конкурентоспособности кластера предполагает необходимость комплексной оценки всех признаков.

Оценивать эффективность кластеров целесообразно по группе составляющих его предприятий, используя:

• производительность труда

• уровень затрат на 1 р. товарной или реализованной продукции

• рентабельность продукции головного (головных) предприятия кластера;

• норму прибыли (рентабельность активов).

Вывод об экономической эффективности кластеров делается на основе сравнения этих показателей по кластеру и отрасли промышленного производства или промышленности региона в целом [18].

Таким образом, кластер – это упорядоченная, относительно устойчивая совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Упорядоченность кластера предполагает наличие прямых хозяйственных связей в пределах кластера, ориентированных на поставку сырья, специализированных факторов производства и рабочей силы и образующих иерархическую систему. Важнейшей составной частью кластера являются научно-исследовательские и учебные заведения. Это связано с квалификацией рабочей силы, которая в вузах и НИИ повышает производительность своего труда до необходимого уровня. Именно в этом превышении сконцентрирован положительный эффект синергизма кластера – превышение эффективности деятельности кластера как системы над эффективностью его составных частей.

Синергетический эффект деятельности предприятий в составе кластера, основан на оценке инвестированного капитала (операционная синергия), прироста рентабельности собственного капитала предприятий кластера (инвестиционная синергия), возможности создания новых рабочих мест (социальный эффект), прирост доходов предприятий кластера, что обусловлено повышением производственного потенциала и завоеванием новых рынков сбыта (финансовая синергия). Все это позволяет согласовать тактические и стратегические цели предприятий кластера, а также меры регионального воздействия на общие процессы кластеризации региональной экономики. В конечном счете, это обеспечит прирост доходов регионального бюджета и поступательную динамику региональной экономики.

Уровень кластеризации регионального агропроизводства выступает фактором его конкурентоспособности, то есть способности эффективно функционировать, используя свой конкурентный потенциал, обеспечивая устойчивый экономический рост, что обусловлено сущностью кластера как эффективной формы развития обобществления производства.

В основе формирования агропромышленного кластера заложен принцип территориального единства, что позволяет дифференцировать традиционные вертикально интегрированные структуры в рамках локализованной экономической системы. Кластерный анализ позволил выделить ряд преимуществ АПК за счет диверсификации производства, интеграции науки и производства, модификации и качества, что создает возможность инновационного развития предприятий внутри кластера.

АПК функционирует не сам по себе, а в составе экономки (края, округа, страны), взаимодействуя в своей деятельности с предприятиями других комплексов – структурных элементов экономического механизма (топливно-энергетического комплекса и других). АПК – это система взаимосвязанных элементов, дающих на выходе единый продукт, в создании которого принимают участие практически все предприятия в составе комплекса. Это подчеркивает необходимость организации управления АПК как на макроуровне (со стороны государства), так и на микроуровне, а также необходимость реализации скоординированной государственной политики в отношении других промышленных комплексов в составе экономики страны.

Особенностью внутрихозяйственных связей между предприятиями в составе АПК является то обстоятельство, что все они – обратные и оказывают серьезное влияние на все структурные элементы комплекса. Оптимальной моделью организации таких структур может быть использована модель субконтрактного сельского хозяйства, получившая широкое распространение за рубежом и используемая внутри страны. Результатом использования данной модели для ее участников достигается снижение издержек на производство, реализацию и сбыт, так как продукция приобретается прямо с поля. Выявленные достоинства и недостатки современных представлений об организации управления в АПК позволяют обосновать необходимость использования концепции кластера в управлении АПК.

Концепция кластерного управления деятельностью предприятий АПК должно рассматриваться с различных сторон:

• органов государственной власти;

• сельхозпредприятий;

• предприятий обеспечивающих и перерабатывающих отраслей.

Очевидно, что каждая сторона имеет свои приоритеты и особенности организации управления, резко отличающие ее от других сторон.

Основная роль правительства в экономике состоит в достижении макроэкономической и политической стабильности. В конечном счете, роль правительства в экономике состоит в разработке и внедрении положительной, четкой и долгосрочной экономической программы или процесса изменений, мобилизующего правительство, бизнес, организации и граждан на совершенствование как обшей экономической обстановки, так и всего массива местных кластеров. Прогресс в экономике может разрушаться как бездействием, так и недостаточным пониманием необходимых шагов. Экономическому обновлению противостоят мощные силы, возникающие как из устаревших взглядов на конкурентоспособность, так и из устоявшихся интересов, формируемых на основе существующей ситуации. Только длительный процесс, с вовлечением в него соответствующих институтов, может обеспечить противодействие этим силам. Такой процесс должен охватывать все основные условия, влияющие на все отрасли, а также на совершенствование кластеров. В идеале он должен происходить не только на национальном уровне, но и на уровне каждого штата и города.

Все кластеры предлагают возможности для повышения производительности и поддержки роста заработной платы, даже те, которые не конкурируют с компаниями в других регионах. Каждый кластер не только вносит непосредственный вклад в производительность на уровне своей страны, но и может влиять на производительность других кластеров. Это означает, что традиционные кластеры, такие как сельскохозяйственный, не должны оставаться забытыми – все они должны совершенствоваться. Усилия, направляемые на совершенствование кластеров, могут являться следствием практических соображений, но цель должна состоять в общем направлении их в каждый данный момент. Безусловно, не все кластеры смогут добиться успеха, а совершенствование в некоторых из них будет снижать общую занятость по мере перехода фирм к более производительной деятельности. Однако такие следствия должны определяться рыночными силами, а не решениями правительства.

Усилия по развитию кластера должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не через попытки повторения того, что уже присутствует в других регионах. Это требует построения кластеров на местных различиях и источниках необычных преимуществ, где это возможно, с превращением их в сильные грани данного кластера. Поиск областей специализации обычно оказывается более эффективным, чем непосредственная конкуренция с регионами, в которых расположены известные конкуренты. Специализация предлагает также возможности удовлетворения новых потребностей и расширения рынка [22].

Таким образом, необходимо четко понимать, что не государство, а предприятия, в том числе и промышленные, являются основным, самым сильным и нуждающимся в постоянном росте элементом АПК. Роль государства в управлении промышленностью АПК – мониторинг, анализ и прогнозирование ее развития, корректировка дисбалансов и обеспечение устойчивого роста промышленных предприятий в составе комплекса.

Предприятия обеспечивающих отраслей в составе АПК обладают следующей спецификой:

• они, как правило, были ориентированы и создавались в расчете на потребности АПК страны;

• существует острый дефицит оборотных средств и инвестиционных ресурсов у потребителей продукции предприятий обеспечивающих отраслей в составе АПК;

• не работают рыночные механизмы конкурентной борьбы на рынках сбыта продукции.

В этих условиях концепцией развития, на которую должно быть ориентировано управление предприятиями отраслей обеспечения АПК, является выход и конкурентная борьба именно на национальном, а в перспективе – и мировом рынках. Только в этих условиях предприятие сможет обеспечить себе необходимые объемы сбыта и рентабельность производства. Естественно, что для этого должна быть отлажена и четко функционировать рыночная концепция управления предприятием, включающая маркетинговые исследования: рынка, потребителей, конкурентов, SWOT-анализ, планирование стратегии, планирование тактики, планирование мероприятий, обратную связь.

Таким образом, все заинтересованные в организации агрокластеров субъекты – государство и предприятия – объединены единой целью: необходимостью обеспечения устойчивого развития на базе роста конкурентоспособности. Результатом концепции кластеризации АПК должно стать скоординированное, взаимоподдерживающее, устойчивое развитие всего агропромышленного комплекса и превращения его в конкурентоспособный по мировым меркам кластер, обеспечивающий постоянный рост благосостояния России. На современном этапе развития теорию кластеров следует рассматривать как наиболее адекватную требованиям региональной промышленной политики, позволяющую обеспечить устойчивые темпы экономического роста и повышение конкурентоспособности на всех уровнях хозяйствования.

Краснодарский край выступает одним из лидеров в процессе кластеризации агробизнеса, результатом его реализации станет повышение эффективности функционирования регионального АПК, увеличение объемов сельскохозяйственного производства и стабильное удовлетворение внутреннего спроса населения края на продукты питания, но и устойчивое увеличение доходов и прибылей комплекса в целом, его отраслей, предприятий и сельского населения. Все это обеспечит продовольственную и социальную безопасность Краснодарского края, а учитывая роль региона в объемах производства продовольствия, и страны в целом. Подводя итог сказанному, следует отметить, рыночные преобразования в РФ неизбежно привели к изменению научных представлений об агропромышленном комплексе страны. Функционирование экономики, с точки зрения промышленных комплексов (кластеров), гораздо более точно и корректно в сравнении с отраслевыми и региональными структурами, поскольку акцентирует внимание на взаимосвязях и организации взаимодействия предприятий в составе комплекса для решения крупных народнохозяйственных задач.

Предприятия АПК действуют не только в составе комплекса, но и в значительной мере зависят от предприятий других комплексов (топливно-энергетического и т. д.). Если в других комплексах будут нарушены пропорции воспроизводства, экспорта и внутреннего потребления, это обязательно скажется на результатах работы предприятий АПК. В настоящее время АПК – это система взаимосвязанных элементов, дающих на выходе единый продукт, в создании которого принимают участия практически все предприятия в составе комплекса. Это подчеркивает необходимость организации управления АПК как на макроуровне (со стороны государства), так и на микроуровне, а также необходимость реализации скоординированной государственной политики в отношении других промышленных комплексов в составе экономики страны.

Существующая сегодня совокупность подходов к управлению предприятиями АПК может быть представлена следующим образом. Каждое предприятие в составе АПК функционирует, руководствуясь собственной волей, навязывая своим деловым партнерам собственную корпоративную культуру. Государство, в лице соответствующих органов управления, практически самоустранилось от управления агропромышленным комплексом, а разнообразные министерства и ведомства, пользуясь отсутствием реализации базовых принципов управления и прежде всего единоначалия, пытаются отстаивать собственные узкие цели. Говорить об организации управления АПК страны сегодня нельзя, управление существует лишь на уровне отдельных предприятий. Вместе с тем осознана необходимость возобновления хозяйственных связей в составе комплекса с использованием прежде всего интеграции сельских и промышленных товаропроизводителей в единые структуры с единым собственником, обеспечивающим единство управления такими структурами и извлекающим дополнительный эффект от их взаимного функционирования.

Цель государственного регулирования – обеспечение устойчивого роста основных показателей, характеризующих эффективность функционирования промышленных предприятий в составе комплекса. Задачи государства в отношении промышленной составляющей АПК: не мешать созданию хозяйственных связей между предприятиями в составе АПК; снизить до минимума свое регулирующее воздействие на промышленные предприятия АПК, оставшись только в социально значимых областях; реализовать полноценную и достоверную систему информационной поддержки принятия управленческих решений; реорганизовать систему комплексирующих и обслуживающих производств в составе АПК, обеспечить финансирование образования и науки в АПК. В итоге государство должно получить возможность определенного управления в части промышленных предприятий в составе АПК, направленного на корректировку диспропорций в ходе развития и создание фундамента устойчивости такого развития.

АПК и его составные элементы – сельское хозяйство и промышленная составляющая – должны обеспечить не только устойчивое развитие АПК, но и способствовать продовольственной безопасности России.