Вы здесь

Модернизация российского образования. Вызовы нового десятилетия. 4. Направления развития системы образования в условиях кризиса и необходимость инновационной трансформации экономики России (П. Б. Мрдуляш, 2016)

4. Направления развития системы образования в условиях кризиса и необходимость инновационной трансформации экономики России

В существующих условиях наиболее реальными агентами развития образования представляются:

• государство;

• бизнес-сектор как непосредственный потребитель результатов профессионального образования;

• корпус менеджеров, осуществляющих управление образовательными организациями.

Государство как агент развития образования

Развитие образования предполагает активное участие в этом процессе государства. Именно государство может способствовать ускорению прогресса или существенно затормозить его.

Обсуждение развития образования как части «социально-экономической конструкции» имеет прямое отношение к вопросу о механизмах влияния государства на экономический рост.

А. Гершенкрон выделяет две группы факторов деятельности государства в догоняющем обществе – «негативную» и «позитивную»[65]. Если первая создает общую основу для структурной трансформации и ускоренного экономического роста, то вторая представляет собой набор социально-экономических обстоятельств, трансформирующих рост из принципиально возможного, потенциального в реальный.

1. Изменение институциональных условий деятельности («негативные факторы в терминологии А.Гершенкрона) формирует среду, способствующую распространению наилучших педагогических, психологических и управленческих образовательных практик. Так, важной институциональной мерой, обеспечивающей условия развития всей системы образования, могла бы стать отмена диплома государственного образца.

При этом институциональные меры направлены на достижение наиболее долгосрочных целей и в максимальной степени соответствуют идеологии развития.

2. Дискретные действия («позитивные» факторы) производятся государством в соответствии с определенным представлением о целевом результате (пример – создание федеральных университетов). Фактически такие действия являются «ручным вмешательством» в работу системы образования. Учитывая ограниченный организационный ресурс государства, применение данного инструмента не может носить всеобъемлющего характера. Другой вариант дискретных действий – поддержка позитивных инициатив в соответствии с некоторыми формализованными критериями (характерный пример – поддержка инновационных образовательных программ, лучших школ, учителей в рамках ПНП «Образование») или наказание наихудших (например, лишение образовательных учреждений государственной аккредитации или лицензий на право ведения образовательной деятельности).

Обсуждение оснований выбора того или иного подхода длится как минимум на протяжении двух столетий. Какова роль государства в образовании постиндустриального общества? Должно ли государство снижать степень своего участия в системе образования постиндустриального мира? Кто должен быть основным агентом развития в глобальной системе образования XXI в.? За последние десятилетия наблюдается постепенный пересмотр роли образования в обществе. Технологическая революция привела к пониманию того, что образование становится одной из базовых отраслей экономики развитых стран.

Конец ознакомительного фрагмента.