Вы здесь

Модернизация российского образования. Вызовы нового десятилетия. 2. «Человеческий капитал» как фактор повышения конкурентоспособности (П. Б. Мрдуляш, 2016)

2. «Человеческий капитал» как фактор повышения конкурентоспособности

Самые трудноискоренимые привычки те, которые давали неплохие результаты на протяжении какого-то времени и за которые их обладателя хвалили и всячески поощряли. Если ни с того ни с сего сказать такому человеку, что его рецепт успеха утратил свою силу, он вам просто не поверит – его личный опыт опровергает ваши слова. И убедить его в обратном очень и очень нелегко. Это сюжет классической трагедии[26].

Для ведущих экономически развитых стран окончание XX в. прошло под лозунгом борьбы за глобальную конкурентоспособность. В последние десятилетия глобальную конкурентоспособность увязывали с инновационным характером развития экономики и кризис способствовал усилению этой точки зрения. Переход на инновационный путь развития, формирование новых и модернизация существующих технологических платформ предъявляют качественно новые требования к человеческому потенциалу и институтам, обеспечивающим его развитие. Это касается в первую очередь сфер образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Значительную часть XX в. человека рассматривали как составную часть индустриального производства. Сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения отвечали за «технологическую готовность» населения к выполнению производственных функций. Конец XX в. ознаменовался переходом к постиндустриальному обществу – обществу услуг, креатива, прорывной интеллектуальной деятельности, где «человеческий капитал» становится ключевым ресурсом развития экономик ведущих мировых держав. Как следствие, вложения в развитие «человеческого капитала» составляют значительную долю ВВП развитых и развивающихся стран.

По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[27] средние расходы на образование в 2006 г. (% ВВП) в странах G8 и БРИК составили 4,96 % (рис. 8), а средние расходы на здравоохранение, по данным World Health Statistics 2009 Всемирной организации здравоохранения[28] – 8,47 % (рис. 9).


Рис. 8. Расходы на образование в 2006 г. стран G8 и БРИК, % ВВП


Рис. 9. Расходы на здравоохранение в 2006 г. стран G8 и БРИК, % ВВП


Мировой экономический кризис вновь подтвердил, что развитыми странами взят курс на формирование социально-экономических систем, позволяющих генерировать и воспроизводить инновации. Серьезность ситуации подтверждается принятием данной модели развивающимися государствами БРИК и нарастающей конкуренцией между ними и странами – технологическими лидерами за возможность обладания передовыми технологиями в ключевых отраслях экономики.

По данным ОЭСР[29], средние расходы на исследования и разработки в 2006 г. в странах G8 и БРИК составили 1,8 % ВВП (рис. 10).


Рис. 10. Расходы на исследования и разработки в 2006 г. в % от ВВП стран G8 и БРИК


На основании имеющихся статистических данных, по индексу развития человеческого потенциала Россия пока удерживает лидерство среди стран БРИК. Поданным отчета Human Development Report 2009[30], подготовленного United Nations Development Programme, средний индекс развития человеческого потенциала стран G8 и БРИК (Human development index) за 2007 г. составил 0,88 (рис. 11).


Рис. 11. Индекс развития человеческого потенциала (HDI) стран G8 и БРИК в 2007 г.


Современное общество формирует качественно новое положение дел, в рамках которого сфера образования является драйвером прорывных идей развития, базой совершенствования интеллектуального потенциала. Система образования часто становится платформой для разработки и апробации инновационной продукции с последующей ее передачей в мир массового высокотехнологичного производства. Передовые западные, а теперь уже и восточные системы образования стремительно двигаются в этом направлении, создавая при университетах технопарки и инкубаторы, центры превосходства, формируя инфраструктуру генерации передовых научно-технологических разработок, хотя ряд экспертов указывают на то, что традиционные образовательные структуры утрачивают первенство в научных исследованиях и инновациях в сравнении с высокобюджетными научно-техническими центрами транснациональных компаний[31].

В Российской Федерации практика формирования инновационной среды до сих пор носит локальный характер. Мировой экономический кризис, в очередной раз акцентировав внимание на проблемах сырьевой экономической модели[32], привел к активизации экспертных дискуссий и организационным действиям в указанном направлении. На сегодня в России предпринимаются шаги к формированию инновационной системы: создаются федеральные и национальные исследовательские университеты[33], на конкурсной основе оказывается государственная поддержка созданию технопарков в сфере высоких технологий[34].

Экономические вызовы ближайших десятилетий изменят сложившийся национальный «образовательный ландшафт». Интеллект, способность к креативной деятельности, предпринимательские и управленческие навыки в обществе XXI в. становятся важнейшими характеристиками конкурентоспособности и успешности человека. Передовые схемы организации трудовой и социально-культурной деятельности, формируемые в рамках глобального мира, предъявляют повышенные требования к профессиональной адаптивности человека. В современных условиях, и это продемонстрировал мировой экономический кризис, необходимость обучения на протяжении всей жизни уже рассматривается как норма, позволяя населению оперативно реагировать на возникающие социально-экономические вызовы, что потребует серьезной трансформации подходов к общему и профессиональному образованию.

Выводы

1. Современное общество формирует качественно новое положение дел, в рамках которого сфера образования является одним из ключевых драйверов создания новых принципиальных подходов, прорывных идей развития, совершенствования интеллектуального потенциала. Система образования становится платформой для разработки и апробации инновационной продукции с последующей ее передачей в мир массового высокотехнологичного производства.

2. Мировой экономический кризис еще раз продемонстрировал необходимость ориентации граждан и общества на идеологию обучения на протяжении всей жизни. Это дает возможность странам более успешно реагировать на глобальные социально-экономические потрясения.

3. Интеллект, способность к креативной деятельности, предпринимательские и управленческие компетенции в современном обществе становятся важнейшими характеристиками конкурентоспособности человеческого капитала и успешности государств.