Вы здесь

Мода, стиль и управление персоналом. Респектабельно (Варвара Анченко)

Респектабельно

Вся страна ахнула, когда узнала,…

Кролик и соболь, норка и лиса, белка и выдра, мексиканский тушкан и чебурашка. С одной стороны – это все дикие и не очень дикие, реальные и не вполне реальные животные, которые относятся к разным видам, имеют разные ареалы обитания, и в любом другом случае разве что зоолог смог бы вывести объединяющую всех формулу. Но мы-то с вами знаем, что роднит их всех. Длинноворсный и густой, с подшерстком и жесткий, темно-бурый и голубоватый, легкий и тяжелый МЕХ. Один из первых материалов, который человечество использовало при изготовлении одежды. И именно благодаря всем пушным животным, которые пожертвовали молодому и агрессивному биологическому виду свои шкуры и жизни с начала времен, человек смог освоить и обжить суровые пространства так далеко от своей благословенной прародины Кении.

Имеющий поначалу исключительно утилитарное назначение материал вскоре, с развитием и расслоением человеческих групп, перестал быть «просто мехом». Оказалось, что мех разных животных имеет разную износостойкость, по-разному греет хозяйку или хозяина, далее подтянулись такие характеристики как редкость и, соответственно, стоимость, да и просто красота. Согласитесь, что зимой в величественном, но холодном замке какому-нибудь королю гораздо более пристало греться в собольей шубе, отделанной исключительно для красоты горностаем, нежели в овчинном полушубке. А уж при общении с подданными или с врагами-друзьями-соседями тем более надо продемонстрировать свое превосходство и величие, для чего мех подходит ничуть не хуже, чем золото и драгоценные камни.

Со временем совершенно естественным образом пушной промысел развился в отдельную отрасль, имеющую важное экспортное значение в некоторых странах. Да-да, вспомните: «Ворвань, пенька и пушнина». И вот уж мы забыли, что такое, например, ворвань и пенька, но что такое мех знаем и забывать не собираемся. Он обладает какой-то мистической притягательностью, нам всем его нужно иметь, и уже не важно, будет ли это соболья шуба в пол либо хвостик неведомого зверька на брелоке.

Собственно, именно эта потребность и побудила меня включить меха в свою версию базового гардероба. Жилетки, сумки, муфты, сапоги, манто и горжетки, большие шапки с ушами и маленькие беретики. Не всегда для тепла, но всегда «для красоты». Жительницы теплых стран, не имея формального повода иметь в гардеробе теплые вещи, не могут отказать себе в покупке чего-нибудь мехового и используют любой повод, например, путешествие «на север», чтобы пусть и под зимним дождем, но все-таки продефилировать по улицам в норковой шубке. Разумеется, на земле есть много стран и мест, где, несмотря на появление новых высокотехнологичных материалов, мех продолжает использоваться традиционно. На просторах Сибири и Аляски, в Гренландии и на Шпицбергене он продолжает защищать человека от пронизывающего холода, но чаще всего меховые вещи говорят о статусе и благосостоянии хозяйки или хозяина, а не о том, что им банально холодно.

До тех пор, пока демонстрация реального или желаемого статуса является одной из функций меха, призывы и акции зеленых отказаться от его ношения будут находить отклик лишь у отдельных сознательных граждан. А мы продолжаем наблюдать, как зимой в метро в час пик трутся друг о друга норка и каракуль, кролик и песец. Меходобывающая промышленность несмотря ни на что крепко стоит на ногах и обеспечивает массовое производство, при этом эксклюзив и кустарщина тоже не собираются сдавать свои позиции, торговые улицы обычных и курортных, северных и южных городов пестрят вывесками «Меха», а некоторые туристические компании предлагают своим клиентам увезти из поездки не банальные фотографии-магнитики-впечатления, а шубки-шапки-муфточки.

Мех красят в невообразимые цвета, его жестоко щиплют, из него вяжут, постепенно изгоняя изначальный утилитарный смысл использования, и, самое главное, теряется самый смысл использования именно меха как материала. Материала, который все дальше и дальше отходит от того, чтобы либо греть, либо демонстрировать статус, и который вполне можно заменить другим.

Ой, а у меня ведь никогда не было шуууубыыыы!!!!!!!!!!!!!!!

…кто на самом деле является дедушкой чебурашки

Пропускная способность аэропорта (терминала) и среднее время доставки до склада получателя, внутренняя норма рентабельности и коэффициент текучести кадров, индекс потребительской удовлетворенности и длительность процесса производства. Это все ключевые показатели эффективности и результативности, в простонародье – KPI4. И пусть они относятся к совершенно разным отраслям, имеют разные методики расчета и методы измерения, объединяет их одно: именно все они в конечном итоге должны определять, соответственно, эффективность и результативность работы каждой компании.

Оценка сроков и качества выполненной работы существовала, в принципе, всегда. И глава ломбардского финансового дома, и владелец гончарной мастерской использовали в своей работе прообразы KPI и для планирования, и для оценки работы своих представителей и подмастерьев. Понятно, что с развитием экономики и промышленности становилось гораздо сложнее оценивать как деятельность крупных структур в целом, так и не измеряемые в обожженных горшках частные результаты. Но пришел Прометей, ой, простите, Друкер, и, систематизировав все имеющиеся на тот момент знания о принципах деятельности компаний, развил их и фактически создал новую науку – управление.

Оценка эффективности перестала быть просто оценкой производительности. Отчеты руководству и собственникам пестрят важными и сложными показателями, представленными в табличной и графической формах, в ретроспективе и в прогнозе, придавая им, отчетам, особую солидность и демонстрируя значимость и, что уж там греха таить, эффективность деятельности самих оценивающих, поскольку со временем совершенно естественным образом развившийся и окрепший класс «управленцев» стал таким-же объектом оценки. Согласно опросам уважаемых консалтинговых компаний в этом сезоне укрепляется тренд создания и развития систем KPI, многие компании, признав важность и необходимость этого инструмента, ставят себе в приоритет обеспечить научно обоснованным количеством KPI каждого сотрудника, желательно еще и автоматизировав этот процесс.

Показатели по любому виду деятельности, по любой отрасли бережно собираются, тщательно классифицируются, образуют библиотеки, издаются в печатном виде и публикуются на специализированных и не очень порталах. Любой решивший заняться построением системы оценки, может легко получить доступ к этим источникам знаний. И это, согласитесь, замечательно! Но просто выбрать для каждого сотрудника в зависимости от его функционала подходящий (маааленький вопрос – кто оценивает степень «подходящести»? ) ситуации KPI оказывается недостаточно.

Да-да, в чьи задачи входит подобное распределение? Службы HR или непосредственного руководителя, участвующего в планировании деятельности своего подразделения? А кто потом будет все это оценивать и как будут использоваться результаты этой оценки? При всей своей очевидности – «совместно и под чутким контролем служб, ответственных за планирование верхнего уровня», – ответ в реальности не так однозначен. Может быть, именно по причине этой неоднозначности по итогам реализации подобных масштабных проектов на выходе мы частенько имеем либо несколько реально откипиаенных подразделений, либо совершенно формальную, два раза в год проходящую процедуру, занимающую, впрочем, почетное место в отчетах HR. Другими словами, своего рода вязаные норковые жилетки и хвостики на брелоках.

Либо так: привлекается солидная консалтинговая компания, обследуются процессы, нормируются операции и функции, все это увязывается с текущими и стратегическими планами, затем разработанные в соответствии с лучшими практиками KPI помещаются в свежевнедренную информационную систему, все существующие на этот момент системы мотивации актуализируются и модернизируются. Цикл планирования-оценки благополучно завершается, уже можно с гордостью носить соболью шубу в пол, ой, простите, делиться историей успеха на профессиональных и отраслевых конференциях.

А дальше все с большой долей вероятности (с большой, но вовсе не стопроцентной) опять сводится к формальным ежегодным процедурам. В это же время ответственные сотрудники актуализируют перечни KPI, совершенствуют методы их оценки, согласовывая все вместе с глобальными и локальными планами и как-то незаметно от окружающих постепенно изгоняя изначальный утилитарный смысл использования системы KPI – оценивать результативность компании в целом и каждого конкретного сотрудника в отдельности не ради оценки результативности, а исключительно для поиска путей повышения совместной эффективности, и, при желании, прозрачной аргументированной мотивации.

Ой, а ведь сколько бы меня не оценивали, я ни разу (поверите ли?) не была прозрачно и аргументированно отмотивирована по итогам года!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!