Глава 6. Кромешная тьма
Они плутали по тоннелям уже несколько суток. Как странно: отыскать Пещеру Воплощения было легко, но почему так трудно найти обратный путь?
Сначала друзья не теряли надежды. Каждый раз, убедившись, что свернули не туда, они возвращались и пробовали другой путь. Тогда им ещё приходилось спешить, ведь к колдуну могла прийти подмога, да и сам он рано или поздно очнулся бы. Но время шло, и таяла надежда найти выход на поверхность. Дошло до того, что Мум и Токеро уже желали найти хоть кого-нибудь, путь даже это будут подручные колдуна.
Отчаявшись выйти тем коридором, которым пришли, друзья понадеялись, что есть и другая дорога. Они стали выбирать пути, ведущие наверх, но только загнали себя в ловушку. Пещеры, которыми они шли, уже не были бывшими руслами подземных рек, теперь друзьям приходилось протискиваться сквозь трещины в теле горы. И, разумеется, здесь не было воды.
– Мум, тут какой-то камень выпер, не пролезть!
– Пусти меня. Не такой уж и большой, можно подрезать.
– А толку? Там за ним трещина смыкается.
– Ты видел? Тогда поползли обратно…
Карлик развернулся, пробрался мимо Токеро и ощупью стал спускаться. Эта трещина вела почти вертикально вверх, и друзья надеялись, что рано или поздно она раскроется каньоном на поверхности. Жаль, столько времени потеряли.
Внезапно в пещере вспыхнул свет. Мум поморщился и слегка приоткрыл глаза: с чего бы это? Проморгавшись, он увидел бледного, вжавшегося в камень эльфа. Взгляд его друга метался по стенам пещеры, а рот широко раскрылся, заглатывая всё новые и новые порции воздуха. Правая рука Токеро была объята пламенем, а левой он пытался разорвать ворот рубахи.
– Успокойся! – крикнул карлик, кидаясь прямо на огонь. – Успокойся и не дыши!
Он в два счёта оказался возле эльфа и зажал ему рот своей жёсткой грязной ладошкой. Токеро ещё несколько раз попытался вдохнуть, а потом взгляд его остановился на лице Мума, и эльф медленно, со свистом выдохнул через нос. Пламя на его руке утихло и превратилось в маленькую дрожащую искорку.
– Вот и хорошо, уймись, – прошептал Мум и убрал ладонь.
В сгустившемся сумраке он едва различал мокрое от пота лицо друга.
– На, попей, – карлик протянул ему бурдюк с водой.
– Не надо, – слабым голосом отказался эльф. – Воды мало осталось.
– Ерунда. Всё равно будем вниз спускаться, там и воду найдём. Пей.
Токеро взял бурдюк, погасил искорку на ладони и стал пить. Глоток, второй…
– Всё, больше нету.
– Знаю.
Это была последняя вода, и уже несколько дней им не встречалось ни одного ручья.
Теперь они выбирали пути, ведущие вниз. Внизу больше шансов отыскать хоть какую-то воду. Ведь попадались же тут раньше и подземные реки, и просторные пещеры, с потолка которых нет-нет, да и срывались гулкие капли. Да просто осевшей на холодной стене влаги им было бы сейчас достаточно. Но нет, пещеры, по которым они пробирались сейчас, были абсолютно сухими.
Сил почти не осталось ни у эльфа, ни у карлика, ведь шли они почти без отдыха – так торопились найти воду. К тому же сухое зерно и солёное мясо – весь их запас провианта – нельзя было есть без воды, так что друзья уже несколько дней голодали.
Обессилившие, страдающие от жажды они выбрались в какой-то горизонтальный проход и пошли по нему. Токеро настолько изнемог, что не в состоянии был зажечь даже самый слабый огонёк. Он давно уже не разговаривал, и более стойкому Муму приходилось вести его за собой, держа за пояс.
Наконец и Мум не смог больше идти. Он помог эльфу лечь, подсунул ему под голову дорожную сумку и лёг, прижавшись ухом к камню: не журчит ли где вода? Хороших новостей не было.
Когда карлик вернулся к Токеро, тот уже пришёл в себя и чем-то шуршал в сумке. Отчётливо слышался шорох мешочков с зерном, позвякивание серебра. Неожиданно среди всех звуков раздался слабый всплеск. Мум встрепенулся и придвинулся к другу.
– Вода? – еле слышно просипел он.
Токеро ответил не сразу. Он отложил сумку в сторону и зажёг на ладони слабенький огонёк. В свободной руке эльф держал маленькую медную фляжку. Он разлепил губы, облизнул их сухим языком и объяснил:
– У колдуна взял. Яд, наверное.
– Или лекарство, – предположил Мум.
– Думаешь, его можно пить?
– Или волшебное зелье.
– Я попробую, – решил эльф.
– А если яд?
– Значит, умру немного раньше тебя, всего-то.
Карлик взял фляжку из рук эльфа – она легко уместилась у него на ладони. Он вынул из горлышка затычку и понюхал. Эта жидкость не имела запаха. Но, даже будь она безвредна, этого не хватило бы, чтобы напоить их.
– Давай уж оба тогда, – сказал Мум и, не дожидаясь, пока эльф ответит, отпил одни глоток.
Токеро выхватил у него фляжку и испуганно посмотрел на друга. А потом зажмурился и вылил остатки жидкости себе в рот.
Некоторое время они сидели молча, эльф даже погасил огонёк на ладони. Жидкость из фляжки смочила горло, и жажда на мгновение отступила, но потом вернулась снова. Мум услышал, как Токеро стучит в темноте по донышку фляжки, пытаясь добыть из неё ещё хоть каплю жидкости.
– Это похоже на обыкновенную воду, – сказал он. – Не яд, и не волшебное зелье.
– Толку-то таскать воду в такой маленькой фляжке? Из неё и одного раза не напьёшься.
Возле лица карлика вспыхнул огонёк и Токеро внимательно осмотрел друга.
– Ничего с тобой, вроде, не случилось. Рога не выросли.
Карлик пожал плечами.
– Чего гадать? Поди заметим, если что-то случится. А сейчас давай спать, я устал.
Он положил свою сумку под голову и привычно устроился на неровном каменном полу. Хоть Мум и сказал, что будет спать, успокоиться он не мог. Внимательно, настороженно прислушивался он к своим ощущениям, пытаясь угадать, не проявится ли действие колдовского зелья. Но единственное, в чём он был более-менее уверен, так это в том, что глоток жидкости чуть-чуть успокоил его жажду. Так ни в чём и не разобравшись, он и уснул.
Ему пригрезился плеск воды, но долго наслаждаться сном карлик не смог. Токеро потряс его за плечо и испуганно прошептал:
– Мум, проснись! Во фляжке вода!
Карлик протёр глаза и ничего не увидел: они по-прежнему были в пещере, а огня эльф не зажигал. Но зато отчётливо слышался плеск воды. Мум протянул руку и взял у Токеро маленькую медную фляжку, на ощупь точно такую же, как и та, которую они осушили перед сном. Только теперь она была опять тяжёлая, наполненная какой-то жидкостью – водой, Мум был уверен в этом.
После того случая друзья не могли спать, они сидели и ждали, то и дело встряхивая фляжку. Спустя какое-то время из неё – полностью опустошённой до этого – вылилось несколько капель. Так стало ясно, что во фляжке каким-то волшебством постоянно появляется вода.
А через несколько дней друзья, собравшись с силами, дошли до реки. Мелкая, глубиной по колено, подземная речка текла в широком коридоре. Вода была тёплой, и пар заполнял всё пространство пещеры. В отблесках волшебного огонька можно было разглядеть покрытые испариной стены и гладкие, обточенные рекой валуны.
– Обратно, поди, к Пещере Воплощения пришли, – предположил Мум. – Видишь, вода какая тёплая? Если пойдём вдоль реки, то наверняка выйдем на поверхность.
– А вот если мы не вниз, а вверх по течению пойдём, как считаешь, где окажемся?
– Ну, – карлик пожал плечами, – в Пещеру бы обратно вернёмся.
– А если ещё дальше? Туда, где эта река начинается? Откуда вообще под горой берётся вся эта вода?
– Не знаю. Наверно, сверху просачивается.
– А почему она горячая? Наверху такой быть не может. Вдруг она просто под землёй так и течёт, и нет никакого выхода наружу? Вода ведь всегда вниз течёт, Значит, и мы будем только глубже под землю спускаться?
Мум не хотел думать об этом: с тех пор, как они вышли к реке, у него в голове крутилась только одна мысль:
– Вода всегда найдёт выход.
Токеро посмотрел на друга и кивнул.
– Как скажешь, пойдём вниз по течению.
Утекая всё дальше, река медленно остывала. А спустя какое-то время она разлилась в тёплое и мелкое подземное озеро. Сначала друзья шли по колено в воде, а потом слева появилась полоска суши. Мум и Токеро пошли по ней, и спустя какое-то время она превратилась в широкий песчаный пляж, на который накатывали низкие волны. Подземное озеро – а может даже море – спокойно и умиротворённо плескалось в темноте.
Друзья порядком устали от тесных пещер, и теперь радовались неожиданному простору. Они сидели на берегу и слушали шум волн и шорох песка. Мум достал из мешка горсточку крупы и разделил пополам.
– Держи, – он отдал эльфу его долю.
Токеро взял крупу и всю разом ссыпал себе в рот. Энергично разжевав пищу, он зажёг на ладони огонёк и принялся ковырять песок рядом с собой.
– Гляди, что тут есть, – позвал он.
Среди чёрного песка поблёскивали белые вкрапления. Крохотные плоские кусочки, чешуйки. Мум поворошил песок и нашёл маленькую белую раковину. Друзья стали выковыривать их из песка одну за другой, некоторые были почти прямые, как рог единорога, другие сильно изогнутые. Собирая находки, они подбирались к озеру. Там карлику попалась большая, с ладонь, ракушка. Внутри у неё что-то было. Мум перевернул её, и на песок вытекла чёрная мерзко пахнущая жижа.
– Протухла, – сообщил эльф, глядя на находку. – Думаешь они съедобные, если живую добыть?
– Почему бы и нет, свои-то припасы у нас не вечные… – внезапно карлик осёкся и вскинул руку. – Тише! Не гаси огонь!
Своим волшебным огнём Токеро мог осветить только небольшую часть пещеры. Зато когда друзья замолчали, в темноте стали слышны шаги: один, второй, третий, четвёртый. После четвёртого шага последовала пауза и шорох. Потом шаги возобновлялись…
Мум и Токеро побросали найденные ракушки и бегом вернулись к своим вещам. Закинув сумки за спину, они приготовили оружие к бою. Пока было неизвестно, что им предстоит делать: убегать или сражаться.
Из темноты явственно слышались тяжёлые, гулкие шаги. Прошло немало времени, прежде чем показалось существо, издававшее этот странный шум. Сначала огонёк Токеро осветил огромную неясных очертаний тушу. Потом существо приблизилось, и друзья увидели моллюска-великана. Его раковина напоминала лежащий на боку сталактит. Только в высоту она достигала роста Токеро, и в длину была не меньше двадцати шагов. Монстр передвигался при помощи четырёх коротких толстых лап. Он по очереди выбрасывал их вперёд и, загребая песок, подтягивался следом. Ещё у него были два длинных щупальца – они лежали в глубоких бороздах, протянувшихся вдоль раковины.
– Ничего себе, да? – восхищённо прошептал Токеро.
Моллюск тотчас остановился и подобрал под себя короткие щупальца.
– Он что, слышит нас?
Словно в ответ на его слова существо приподнялось на коротких лапах, так, что широкий конец раковины оторвался от земли, и быстро поползло в сторону эльфа. На ходу оно выпростало из ложбин свои длинные щупальца, и взмахнуло ими, подобно плетьми.
Друзья, не сговариваясь, бросились в разные стороны. Длинные щупальца метнулись следом. Мум не собирался принимать бой, он думал, что и Токеро поступит так же. Вдруг свет в пещере погас, а затем карлик услышал позади удар и звук падения. В кромешной тьме, полагаясь только на слух, трудно было бы сказать наверняка, но Мум не сомневался, что это щупальце ударило Токеро. Почти тотчас же шум возобновился, сначала шорох песка, а потом оглушительный удар, звон и опять падение.
– Токеро! – крикнул карлик.
– Всё в порядке! – ответил эльф. – Сейчас я его!
Было слышно, как он поднимается на ноги и подтягивает к себе меч. Но эльф не успел воплотить свою угрозу: по песку загрохотали торопливые шаги. Вспыхнул свет, и друзья увидели, как гигантский моллюск, перебирая мощными лапами, убегает в сторону озера. Спустя несколько мгновений он достиг воды, прошлёпал по мелководью и скрылся в глубине.
– Испугался, – презрительно бросил Токеро. – То есть, не я испугался, конечно, а этот зверь. Я-то ничуть.
– Ты его что, стукнул?
– Уж постарался, со всей силы огрел. Только ему это, кажется, нипочём. Меч отскочил, будто он заговорённый, а я чуть руку не вывихнул.
Конец ознакомительного фрагмента.