ВВЕДЕНИЕ
Мир находится на пороге глобальных изменений: новое Информационное общество приходит на смену обществу Индустриальному, в результате информационные технологии начинают играть ключевую роль во всех областях деятельности человека.
В Окинавской Хартии глобального информационного общества, подписанной главами «восьмерки» 22 июля 2000 года, государства провозглашают следующий принцип: «все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества». В то время как в Европе и США переход к постиндустриальному обществу стал следствием преобразований в экономике, в России локомотивом информационного общества является общественная жизнь, наиболее ярко выраженная в политических процессах.
В меню современных демократий конкурентоспособность России требует наличия собственных блюд, возможность приготовления которых коренным образом зависит от того, когда в стране появятся новые продукты и как их будут развивать и осваивать на государственном уровне.
23 августа 1994 года Указом Президента Российской Федерации была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». ГАС «Выборы», использующаяся с 1995 года в ходе подготовки и выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также при проведении референдумов регионального уровня, стала неотъемлемой частью избирательной системы России.
С 2002 года в стране реализуется ФЦП «Электронная Россия», важнейшая политическая задача которой состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Единственной средой для построения гражданского общества является информационная, основанная на использовании современных технологий. На уровне обывателя «Электронная Россия» – это компьютеры плюс интернетизация всей страны. Однако уже сегодня существует иное, более доступное гражданам средство коммуникации – мобильный телефон.
Голосование с помощью мобильного телефона может стать прозрачным и понятным know-how как для россиян, так и для всего мирового сообщества. В случае его использования Россия имеет шанс вырваться в абсолютные лидеры на рынке цифровой демократии. Таким образом, использование технологий мобильной связи в политических процессах приведет к трансформации общей логики проведения избирательной кампании.
– Проблема неявки избирателей на участки будет решена, что, в свою очередь, приведет к борьбе за традиционно аполитичные слои электората – молодежь и представителей среднего класса.
– Наличие публичного контроля за ходом голосования ликвидирует саму возможность предположения о подтасовках его результатов.
Введение
Книга состоит из трех частей. Первая представляет собой справочник по использованию технологий мобильной связи в политических процессах. Во второй части автор раскрывает предпосылки введения в России на государственном уровне технологий Мобильного правительства. В завершение читателю предлагается осмыслить варианты технологического и правового обеспечения проведения голосования с помощью мобильного телефона.
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ
Чтобы упростить восприятие информации читателем, в книге используются специальные символы:
– для обозначения термина;
– для примера из российской практики;
– для примера из зарубежной практики;
– для прямой речи;
– для описания технического решения.