Вы здесь

Мобильный автосервис: Практическое пособие. Практическая деятельность (В. В. Волгин, 2011)

Практическая деятельность

Выполнение работ

В этом разделе кратко рассказывается о некоторых видах работ с целью ознакомления с ними предпринимателей и исполнителей для обдумывания, оценки своих возможностей и выбора вида деятельности. Профессиональные знания об этих работах следует получать на специальных курсах.

Услуги бедствия

Довольно часты случаи утери ключей владельцами автомобилей, невозможности запуска двигателя без видимых причин, порчи замков угонщиками и т. п. В таких случаях требуется выездная техническая помощь. Вот какие услуги предлагает один из выездных сервисов:

открытие заблокированных дверей без повреждения облицовки;

– отключение охранных систем;

– отключение механических средств блокировки движения;

– открытие багажника;

– открытие капота;

– разблокировка замка зажигания (изготовление ключа по замку);

– запуск двигателя;

– эвакуация.

Эта же мастерская обычно выполняет установку и ремонт охранных систем, изготовление и программирование ключей.

На вызовы по причине появления неисправностей в пути направляют автомобили техпомощи с инструментами и оснасткой для наиболее типичных случаев и опытными специалистами. Для крупного автосервиса неуспешный визит выездного сервиса должен вызвать последующие действия: высылку более квалифицированных специалистов или высылку бригады с другим оборудованием, или доставку машины в основной сервис, при этом для нее должно быть предоставлено место в графике работ без ожидания. Для индивидуального предпринимателя неудача мобильного сервиса должна закончиться помощью в вызове эвакуатора для доставки в стационарный сервис или помощью в связи клиента с нужными специалистами.

Работы под капотом

Диагностика двигателей

Диагностика привлекательна для бизнеса, но пока еще не очень распространена, несмотря на большой спрос. Начальные инвестиции в этот вид сервиса сравнительно высоки по причине большой стоимости оборудования и технической литературы или дисков. Не имея средств на их приобретение, за диагностику браться нецелесообразно. Кроме того, требуются специалисты высокой квалификации и, соответственно, высокая зарплата для них. В диагностике применяются технологии, превосходящие по сложности технологии всех остальных работ сервиса. Квалифицированных специалистов недостаточно. Руководители сервисов считают удачей, если удастся найти диагноста, и дают ему свободу действий: покупают указанное им оборудование, возлагают на него ценообразование, работу с клиентом. Контролировать качество его работы некому.

Требования к автодиагносту:

– знание теории двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тонкостей устройства, эксплуатации и ремонта;

– знание систем впрыска;

– умение разбираться в электрооборудовании и в электросхемах;

– умение пользоваться компьютером, электронными базами, справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием;

– владение рекомендованными изготовителями машин технологиями ремонта и обслуживания;

– наличие соответствующих квалификационных свидетельств;

– умение оценить трудоемкость обслуживания и сроков исполнения работ;

– знания о потребности в запасных частях для ремонта;

– знание электроники;

– умелые руки, интуиция;

– желание, возможность и способность к самообучению;

– повышение квалификации путем периодического обучения, изучения руководств по ремонту, технических бюллетеней и т. п.

Оборудование для диагностики. На рынке известны приборы для диагностики двигателей трех групп:

– простые приборы, определяющие отдельные параметры двигателя – осциллограф, газоанализатор, тестер давления топлива, стробоскоп и др;

– сканеры, считывающие код неисправности, который определила компьютерная система автомобиля, они подходят только к определенным системам управления;

– диагностические центры – это компьютеры, к которым подключают различные анализаторы. Например, многофункциональные диагностические центры компаний “Tecnotest Visa”, “Sun”, “Bosh”, позволяющие тестировать от карбюраторных двигателей до двигателей, управляемых бортовым компьютером, отслеживающим даже срок замены масла.

Коды неисправностей для самых современных автомобилей получают только официальные дилеры. В Европе в последние годы доступ к этой информации возможен и для независимых автосервисов.

Для автомобилей двух и более лет эксплуатации коды неисправностей можно достать через европейских коллег, найти в справочниках, выпускаемых издательством “Легион-Автодата” (см. раздел “Источники информации”).

Сканеры. Система управления современного двигателя

– электронный блок управления (ЭБУ). Сканер предназначен для сканирования ЭБУ. ЭБУ получает информацию о текущем состоянии двигателя с датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на исполнительные механизмы (ИМ). ЭБУ может также обнаруживать сбои в работе системы управления.

Работая с ЭБУ, сканер позволяет:

– наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени;

– проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля;

– считывать сохраненные системой коды неисправностей;

– видеть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. д.

Сканер не является измерительным прибором, он всего

лишь считывает данные с ЭБУ. Показания сканера – это то, что “видит” ЭБУ, а не истинные значения параметров. Если датчик неточен, то на экране сканера будут неверные показания.

Считанные сканером коды неисправностей – не руководство к замене чего-либо, а лишь повод для поиска причины неисправности, а их может быть несколько.

Сканеры существуют портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером.

Для работы программного сканера понадобятся:

– ноутбук (PIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM-порта или переходника PCMCI–COM (это разъем для сопряжения с диагностическим оборудованием);

– адаптер К-Line (K-L–Line) с комплектом проводов и разъемов;

– диагностическое программное обеспечение (ПО). Тут выбор широкий. Недорогая программа SMS-Diagnostic – тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно приобретает новые возможности.

Протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому для иномарок придется покупать несколько сканеров или один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.

Мотор тестер – измерительный прибор. Представляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет получать данные, недоступные сканеру. Это формы напряжений и токов датчиков и исполнительных механизмов, осциллограммы высокого напряжения, осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива и возможность проверить баланс цилиндров, измерить стартерный ток, угол опережения зажигания (УОЗ) и многое другое. Мотор-тестер позволяет проверить и работоспособность датчиков.

Газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Он служит не для регулировки СО, а как источник диагностической информации.

Все три типа приборов имеют разный принцип работы, дают разную информацию и не заменяют друг друга.

Вспомогательное оборудование:

– топливный манометр;

– установка для очистки форсунок – ультразвуковая, с проливочным стендом или жидкостная;

– стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания;

– качественный ампервольтомметр (мультиметр);

– хороший набор инструмента;

– всевозможные пробники, приспособления, изготавливаемые мастером “под себя”.

Диагностирование

Три обычных этапа диагностики: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения[4].

Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто “допрос с пристрастием” значительно облегчает дальнейший поиск. Визуальный осмотр подкапотного пространства: нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов, следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков газобалонного оборудования (ГБО) и автосигнализаций. Важно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и др. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Желательно проверить состояние воздушного фильтра. Если он порван, датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) может выйти из строя. Только после этого приступают к работе с приборами.

С помощью сканера выясняют, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро-2, Евро-3 и т. п.) имеют дело, особенности ее работы, состав, а также возможные “врожденные дефекты”. На этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы определить, не требуется ли глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам двигателю нужен моторист.

Визуальный контроль свечей выполняют при помощи опыта и интуиции: количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие (отсутствие) пробоя на изоляторе. Проверяют сканером показания датчиков и исполнительных механизмов в статике, баланс форсунок. Манипулируют регулятором холостого хода (РХХ), включают вентилятор и бензонасос. Проводят диагностику системы питания по давлению топлива. Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводят двигатель. На работающем двигателе проверяют сканером те же самые параметры. Слушают двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула. Фиксируют показания газоанализатора. При необходимости снимают мотор-тестером осциллограммы высокого напряжения. Если есть подозрение на неверную установку фаз газораспределительного механизма (ГРМ), мотор-тестером выполняют проверку давления в цилиндрах. Изучают результаты, анализируют их и делают выводы.

80 % автомобилей, эксплуатирующихся в России, имеют десятилетний пробег и не имеют диагностических разъемов. С помощью одного лишь сканера невозможно выполнить диагностику таких машин, а ведь именно на них и зарабатываются (в силу их массовости) основные деньги.

Диагностика – основа ремонта. Недаром в автосервисах приемщиками назначают самых опытных мастеров – ошибки в диагностике и определении объемов ремонта приводят к финансовым потерям клиентов, к неверному пониманию заказов механиками и повторным работам. Но правильное определение неисправностей доступно не только профессиональным механикам. Это результат знаний в сочетании с системным подходом. Диагностике нужно непрерывно учиться, а опыт приобретается только на практике.

Не полагайтесь на технику. Диагностическое оборудование не может находить причину неисправности, оно только сообщает простейшую информацию. Сканер показывает следствие неисправности, а не ее причину. Начинайте диагностику с анализа возможных причин неисправности. Проверьте состояние автомобиля, выясните манеру вождения клиента, способы ухода за автомобилем. Ищите причину, опираясь на факты. Неисправность в механической части скажется сразу же после ремонта электроники. Всегда проверяйте работу кислородного датчика

– он часто дает информацию об ошибке. Сканер не всегда может показать, что эти компоненты не в порядке. Поэтому применяйте осциллограф, сигналы которого покажут истинную причину неисправности. Правильность проведенных работ проверьте тест-пробегом и сравнением полученных данных с эталонными данными производителя.

При диагностировании неисправностей:

– применяйте метод исключения, переходите от простого к сложному, не пропускайте очевидного;

– выяснив причину неисправности, принимайте меры, чтобы она не повторилась;

– если электрическая сеть отказывает из-за плохого соединения, проверьте все остальные соединения в сети, чтобы они тоже не отказали;

– если часто перегорает какой-то предохранитель, выясните причину, а не просто заменяйте его;

– помните, что выход из строя одной детали может предшествовать поломке более важной детали или плохому функционированию системы.

См. в приложении разделы: “Источники информации” и “Постоянные курсы”.

Ремонтные работы

Одна из фирм рекламирует выполнение следующих работ:

– замена свечей зажигания;

– замена проводов высокого напряжения;

– ремонт генератора со снятием/установкой;

– замена катушки зажигания;

– замена коммутатора;

– замена датчика положения коленвала (инжектор);

– замена датчика положения дроссельной заслонки (инжектор);

– замена датчика массового расхода воздуха (инжектор);

– замена аккумулятора;

– ремонт электропроводки (в зависимости от сложности работ);

– замена реле;

– замена генератора;

– замена электробензонасоса;

– замена стартера;

– замена реле регулятора напряжения;

– установка угла опережения зажигания;

– ремонт стартера со снятием/установкой;

– замена патрубков и хомутов;

– замена распределителя зажигания в сборе;

– замена датчика температуры охлаждения жидкости (инжектор);

– замена датчика давления масла;

– замена датчика термовыключателя вентилятора;

– регулировка карбюратора;

– замена водяного насоса;

– замена или натяжение ремня генератора;

– замена или натяжение ремня вентилятора охлаждения системы;

– замена или натяжение ремней дополнительного оборудования (кондиционер, гидроусилителя руля);

– замена фильтра тонкой отчистки топлива;

– замена воздушного фильтра;

– регулировка клапанов;

– замена механического бензонасоса;

– замена ремней ГРМ;

– замена цепей ГРМ;

– поездка в магазин за запчастями в пределах города;

– вскрытие автомобиля (при наличии документов на автомобиль);

– разблокировка иммобилайзера;

– разблокировка сигнализации;

– запуск автомобиля от внешнего источника питания (автомобиль техпомощи и/или доп. аккумулятор);

– мелкие ремонтные работы по запуску двигателя автомобиля на месте;

– замена шаровой опоры;

– замена рулевого наконечника;

– замена рулевого наконечника с тягой;

– замена моторного масла (без промывки);

– замена моторного масла (с промывкой);

– замена тосола;

– замена тормозных колодок;

– проверка уровней жидкости;

– проверка плотности электролита аккумулятора;

– зарядка аккумулятора;

– проверка шаровых опор;

– проверка и регулировка давления в шинах/ колесо;

– замена лампочек;

– замена дворников;

– замена воздушного фильтра;

– замена топливного фильтра;

– замена свечей;

– регулировка системы зажигания;

– регулировка замков дверей/ дверь;

– замена резины (колесо в сборе)/комплект;

– установка запасного колеса;

– мелкие технические работы, выполнимые на месте;

– уборка салона, чистка сидений;

– диагностика неисправностей автомобиля.

Чип-тюнинг

Чип-тюнингом называют коррекцию электронной системы управления автомобиля. Задачей коррекции может быть улучшение отдельных параметров работы двигателя, например, улучшение динамики разгона и увеличение крутящего момента, за счет ухудшения таких параметров, как токсичность выхлопа и расход топлива.

Для улучшения динамики применяют либо индивидуальное калибрование под конкретный двигатель с помощью инженерного ЭБУ, либо тщательную обкатку созданных прошивок на тестовых автомобилях до достижения требуемых результатов. Другим направлением чип-тюнинга является настройка нестандартных двигателей, включая подготовку автомобилей для соревнований. Чип-тюнинг необходим при установке на автомобиль газобаллонного оборудования. Работа на другом виде топлива требует обязательной коррекции УОЗ, отключения форсунок, создания двухрежимной прошивки и других работ[5].

Мастер должен обладать хорошими знаниями теории ДВС, представлять себе базовые алгоритмы работы ЭСУД, уметь находить и устранять неисправности, которые выявляются в ходе диагностики перед коррекцией системы управления автомобилем.

Для чип-тюнинга применяют следующее оборудование[6].

Программатор ЭБУ с флэш-памятью (Январь 5.хх, Январь 7.2, Микас 7.x, Бош МП7, Бош М7.9.7).

Программатор ПЗУ (Январь 4, GM, Микас 5, Бош Ml54, набор ППЗУ и цанговых панелек). Рекомендуют использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27С257 (32 кбайт) и 27С512/27Е512 (64 кбайт). Менее популярны ППЗУ с УФ-стиранием УФ-лампой.

Оборудование для пайки – паяльник, отсос и т. д. (лучше – паяльная станция).

Набор прошивок под все типы ЭСУД – в зависимости от уровня: бесплатных или коммерческих.

Для опытных специалистов – программа изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента и просто для творчества.

Для профессионалов – инженерный блок для калибрования непосредственно “на ходу”.

Для владельцев инженерного блока – контроллер ШДК, для контроля состава смеси. Подойдет и простой альфаметр, но он искажает показания на составах смеси, сильно отличающихся от стехиометрического состава.

Кроме того, необходимы слесарные инструменты высокого качества.

Техническую информацию мастер должен получать всеми способами: Интернет, книги, публикации в журналах.

Программное обеспечение для чип-тюнинга и диагностики является узкоспециализированным и необходимо иметь техническую поддержку разработчика. Перед тем как купить программы, получите максимум информации о продавце, наилучший вариант – купить у автора программы. Не покупайте нелицензионные программы у пиратов – вас ждет отсутствие технической поддержки, обновлений и неправильная работа недоломанных программ, не исключено и судебное преследование.

Если на сайте продавца продаются “коллекции” программ на CD, то это – сайт пиратов, производители программного обеспечения никогда не собирают никаких “коллекций”. Не связывайтесь с “менялами”, т. е. лицами, обменивающими пиратское программное обеспечение.

Решив заниматься диагностикой и тюнингом всерьез, берегите свою репутацию в кругу коллег-профессионалов. В Интернете скрыть что-то от других почти невозможно. Купив что-то у пиратов, вы рискуете прослыть “пионэром-халявщиком” (есть такой термин), и помогать вам профессионалы не будут[7].

Техническая информация: Обширную подборку материалов по чип-тюнингу и диагностике отечественных автомобилей можно найти на сайте www.chiptuner.ru. Сайт ориентирован не только на начинающих, но и на опытных тюнеров-диагностов, посвящен контроллерам систем впрыска автомобилей, чип-тюнингу и диагностике неисправностей впрысковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ и иномарок. Полную подборку документации по чип-тюнингу, описания программного обеспечения, методы программирования ЭБУ см. на сайте, посвященном чип-тюнингу – almisoft.ru. Проводятся форумы для начинающих и профессионалов. Здесь можно приобрести программы и оборудование для тюнинга и диагностики.

autoelectric.ru – самый информативный сайт по автоэлектрике и автосигнализациям. Здесь можно приобрести программы и оборудование для тюнинга и диагностики.

autozone.ru – диагностика авто, программное обеспечение, приборы, чип-тюнинг.

chipmaster.ru – сайт посвящен диагностике и ремонту инжекторов, чип-тюнингу, железному тюнингу на автомобилях ВАЗ (2108 – 2115, Нива, классика), ГАЗ (ГАЗель), ИЖ, а также техническому и плановому обслуживанию всех моделей ВАЗ(2108–2115, Нива, классика).

super-chip.narod.ru – чип-тюнинг ВАЗ.

Hass-Dodgev.by.ru – сайт посвящен микротестеру (диагностический прибор для ВАЗов) и системам впрыска на автомобилях ВАЗ. Микротестер позволяет считывать и стирать коды неисправностей, отображать множество параметров и управлять исполнительными механизмами. Есть форум.

kartuning.ru – КарТюнинг – лаборатория тюнинга (495) 363 74 45, тюнинг автомобилей, мотоциклов, экстремальной техники, всего, что движется, ползает, плавает, летает. Запчасти. Ремонт. Тех. обслуживание. Эксклюзивные предложения. Звуковая библиотека прямоточных глушителей.

zapavto.technova.ru – запчасти для инжектора ВАЗ – оптом из Тольятти: датчики, реле, проводка, форсунки, контроллеры впрыска. Запчасти для ВАЗ 2110. Дополнительное оборудование, тюнинг. Диагностика инжектора ВАЗ. Бортовые компьютеры. На сайте: заказ по почте, обновляемый прайс.

acelab.ru – разработка и производство диагностического оборудования для автосервиса: мотор-тестеры, сканеры кодов, программаторы ECU, диагностическое программное обеспечение, датчики и приспособления.

maslov.com.ru – диагностика и чип-тюнинг без программатора через колодку диагностики. На основе адаптера К Line – RS232 Ум-KLRS из отдельных компонентов можно составить надежное и компактное устройство для диагностики и/или программирования в зависимости от потребностей.

autosurgut.ru – Сургутский автомобильный портал

ale-motors.narod.ru – компьютерная, осциллоскопическая и эндоскопическая диагностика иномарок и отечественных автомобилей. Тюнинг автомобилей.

См. разделы в приложении: “Источники информации” и “Постоянные курсы”.

Установка дополнительного оборудования

Установка аудиоаппаратуры

Автомобили становятся концертными залами и кинозалами – популярна установка качественной и не очень радио-, аудио– и видеоаппаратуры, акустических систем, мощных антенн.

Перечень услуг, предлагаемых одним из сервисов, показывает, что объектов заработка для такой мастерской много:

– изготовление колец под акустику;

– изготовление корпуса сабвуфера;

– изготовление подиумов для ВЧ, СЧ динамиков;

– изготовление подиумов на двери, кикпанели;

– изготовление рамки для магнитолы;

– изготовление фалынпанели индивидуальной;

– изготовление полки на иномарку;

– настройка системы;

– настройка GPS;

– оклейка полки акустической тканью;

– подключение магнитолы к аккумулятору;

– протяжка акустического провода;

– протяжка кабеля с установкой вводов;

– скрытая установка колонок;

– установка 5-6-канального усилителя;

– установка TV-монитора;

– установка TV-конвертера;

– установка TV-тюнера;

– установка антенны Bosch;

– установка антенны TV;

– установка антенны активной;

– установка антенны в крышу;

– установка антенны на водосток;

– установка аудиоаппаратуры;

– установка видеокамеры;

– установка видеомагнитофона, портативного DVD;

– установка врезных колонок;

– установка ВЧ колонок;

– установка громкой связи;

– установка джойстика;

– установка колонок в двери;

– установка колонок в деревянную полку;

– установка колонок в штатные места;

– установка конденсатора;

– установка магнитолы;

– установка маршрутного компьютера;

– установка подиумов;

– установка подкосов;

– установка полки со стоп-сигналом;

– установка полки без подкосов;

– установка процессора;

– установка сабвуфера Free-Air в полку;

– установка сабвуфера активного;

– установка сабвуфера корпусного;

– автозвук: Hi-Fi, Hi-End.

Полезную информацию найдете на сайтах www.avto-zvuk.com, www.aksystem.ru,www.auto.hi-fi.ru,www.autobam.ru и др. См. также разделы в приложении: “Источники информации” и “Постоянные курсы”.

Установка охранных систем

Противоугонные системы – необходимость и спрос на их установку растет вместе с ростом парка машин. Стабильный заработок для мастерской обеспечен – ниже приведен перечень работ, указанный в рекламе такой мастерской. Эта же мастерская может организовать выездной сервис для срочного вскрытия машин, владельцы которых потеряли ключи.

Перечень услуг:

– установка Mul-t-lock на отечественный автомобиль;

– установка VIP-сигнала с врезкой кнопок;

– установка VIP-сигнала “Тайвань”;

– установка бензоклапана;

– установка блокираторара Dragon;

– установка блокиратора Барракуда;

– установка блокиратора Гарант на руль;

– установка блокиратора капота;

– установка БЛЭК 1;

– установка датчика 2 зон;

– установка датчика парковки;

– установка дистанционного ЦЗ Т-51;

– установка дополнительной блокировки;

– установка защиты стартера;

– установка зеркала с подогревом;

– установка иммобилайзера;

– установка контроллера стеклоподъемника;

– установка концевика в дверь;

– установка модуля пейджерного канала REEF S-300R;

– установка обхода иммобилайзера TR-1;

– установка пейджера (3-зонного);

– установка привода Барракуда ТТ;

– установка радара с подключением к бортовой сети;

– установка сигнала;

– установка сигнализации;

– установка сирены;

– установка стеклоподъемника;

– установка штатной кнопки;

– формирование жгута;

– врезка кнопки в обшивку;

– открывание багажника с пульта;

– пошаговое открывание дверей;

– регулировка стеклоподъемников.

См. разделы в приложении: “Источники информации” и “Постоянные курсы”.

Установка разного оборудования

Деловые люди заказывают установку систем громкой связи, навигаторов. Растет спрос на парктроники, видеокамеры для контроля положения сзади автомобиля, зеркала с подогревом и т. п. устройств.

Перечень некоторых услуг, которые оказывают мастерские:

– установка ламп ксенон;

– установка люка;

– установка стробоскопов;

– установка специальных говорящих устройств (СГУ);

– установка датчиков парковки и датчиков дождя;

– установка громкой связи;

– установка модуля запуска двигателя Абсолют;

– замена замка зажигания;

– изготовление ключей с чипом;

– установка противотуманных фар;

– установка парктроников;

– установка VIP-сигналов;

– установка электростеклоподъемников;

– установка дистанционного запуска двигателя;

– ремонт подушек и ремней безопасности;

– корректировка пробега на одометрах.

См. разделы в приложении: “Источники информации” и “Постоянные курсы”.

Установка омывателей фар

Установка омывателей фар пользуется спросом в осеннее-зимний период. Лучшими считаются струйные омыватели фар, способные убрать попавшую на поверхность оптики грязь посредством мощной направленной струи омывающей жидкости. Ведущие мировые автопроизводители устанавливают на свои новые модели именно такой тип омывателей.

Главные характеристики струйной системы омывания фар – мощность струи, а также экономичность расхода воды либо специальной жидкости. Хороший показатель для современных омывателей фар – давление 2 атм, позволяющее водной струе отмыть даже самую загрязненную поверхность.

Устройство системы омывания фар несложное: насос высокого давления подключается к бачку омывателя автомобиля и к электросистеме автомобиля. Насос создает давление воды, которая по специально подключенным шлангам поступает в установленные на бампер форсунки, где струи воды очищают фары.

Для установки систем омывания специального оборудования и особой квалификации персонала не требуется. Иногда возникают сложности при врезке форсунок в бампер – на некоторых моделях машин приходится снимать детали передка. Встречаются автомобили со слишком маленькими бачками и нужен дополнительный бачок, а ему нет места под капотом.

Кнопку управления устанавливают на панели управления около включателя фар или на руле около включателя омывателя лобового стекла.

Установка подогрева сидений

Немалым спросом пользуются накидки на автомобильные сиденья, снабженные системой подогрева, производства компаний “Теплодом” (http://www.teplodom.ru/), “Прайд”, “Золотой барс”. Многие автомобилисты просят сервисы помочь с их подключением к бортовой сети.

Установка системы пожаротушения

Система автоматического пожаротушения – эффективный способ защитить автомобиль от пожара, а ее установка выгодна автосервисной мастерской. Аэрозольное пожаротушение во всем мире считается наиболее эффективным. На рынке есть системы автоматического пожаротушения для автомобилей – генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА). Всего 50 г аэрозолеобразующего состава могут ликвидировать пожар в объеме 1 м3. Аэрозоль генерируется в процессе пожара, не требует перемешивания или других подготовительных операций. ГОА не требует контроля проверки состояния. Они устанавливаются на автомобиль, повышая пожарную безопасность при возгорании или при аварии.

Производители рекомендуют установку трех ГОА в легковой автомобиль: два в моторном отсеке, в той части, где находятся трамблер и бензонасос, и третий там, где генератор. По статистике здесь происходит до 80 % возгораний. Один ГОА ставят в багажнике, около бензобака.

ГОА должен стоять в нижней части защищаемого отсека, так как аэрозоль легче воздуха. Он поднимается вверх и держится под капотом. Тепловые детекторы важно расположить там, где наиболее вероятно возникновение пожара. Чтобы раскрутить эту услугу, целесообразно выходить с предложениями об установке ГОА на автопредприятиях, в том числе в парки маршрутных такси типа “ГАЗель”.

Замечено, что чаще горят не новые, а изношенные автомобили, поэтому владельцев таких машин легче заинтересовать в установке системы пожаротушения. Генераторы огнетушащего аэрозоля выпускаются в России и экспортируются в другие страны. Для легкового автотранспорта выпускаются генераторы серии АГС11 производства “НПГГранит-Саламандра”, “МАГ” и “ПУРГА” производства компании “Союз” и “Допинг-2” производства компании “Эпотос”.

Установка предпусковых подогревателей

Целесообразно предлагать установку предпусковых подогревателей. Предпусковой подогреватель устанавливается под капотом, подключается к топливной системе и к системе охлаждения. Через специальную форсунку топливо автономным насосом подается в камеру сгорания подогревателя. Вентилятор подает в камеру сгорания атмосферный воздух. Топливовоздушная смесь поджигается свечой или штифтом накаливания. Сгорая, смесь нагревает теплообменник, а от него, в свою очередь, нагревается охлаждающая жидкость. Теплый антифриз прокачивается через систему охлаждения двигателя встроенным насосом. Кроме того, автоматически включается вентилятор печки, что позволяет прогревать салон автомобиля.

На рынке известны предпусковые подогреватели компаний Webasto, Eberspacher и самарской компании “Адверс”[8].

Работы по кузову

Автокосметика

Автокосметика – это восстановительные и профилактические работы по улучшению внешнего вида автомобиля или видимых деталей. Оперение, стекла, бамперы нередко повреждаются, и требуется восстановление их внешнего вида.

Конкуренция в этом бизнесе незначительна – специалистов очень мало и хороший мастер всегда будет прилично зарабатывать.

Автокосметика:

– это множество разных услуг;

– всегда востребована, и персонал всегда занят;

– самый доходный вид сервиса – себестоимость работ невелика, а цены за услуги высокие;

– предусматривает обслуживание автомобиля в короткие сроки – не более одной смены;

– не требует больших площадей, достаточно места на одну машину;

– требует малогабаритного оборудования;

– это хороший бизнес для семьи – на многих услугах с успехом работают женщины;

– потребляет минимум электроэнергии, все электрооборудование 12 В;

– многие работы можно выполнять на выезде, если у клиента есть необходимые условия;

– может быть организована в форме постоянного выездного сервиса.

Вот какие услуги пользуются спросом:

Профессиональная полировка всех типов лакокрасочных покрытий автомобилей:

– удаление мелких и крупных царапин;

– снятие окислившегося слоя покрытия;

– удаление матовых участков;

– перешлифовка лакокрасочных покрытий;

– простая полировка кузова;

– полная восстановительная полировка кузова;

– полная восстановительная полировка кузова с защитой;

– защита покрытия;

– сглаживание мест подкраски;

– удаление дефектов подкраски.

Ремонт бамперов, спойлеров, обвесов и всех элементов из пластика:

– сварка трещин на бамперах, спойлерах и т. д.;

– восстановление недостающих элементов разбитых бамперов, спойлеров и т. д.;

– устранение дефектов трудно ремонтируемых изделий;

– ремонт всех типов пластиков, начиная с бамперов и заканчивая боковыми частями радиатора;

– покраска всех типов пластиков;

– модернизация изделий и самостоятельное изготовление из лома пластиков.

– обновление всех пластиковых изделий автомобиля.

Химическая чистка автомобильных салонов всех типов:

– удаление трудно выводимых пятен;

– чистка обычных салонов;

– чистка кожаных салонов;

– чистка заказных салонов;

– обновление всех элементов салона;

– нанесение защиты на все элементы салонов.

Предпродажная подготовка автомобиля:

– косметический ремонт кузова автомобиля;

– ремонт элементов салона;

– косметическое сокрытие дефектов кузова, которые требуют значительных затрат;

– восстановление внешнего вида дисков колес;

– косметическое приведение всех без исключения элементов салона к новому состоянию.

Ремонт сколов и трещин на стеклах автомобилей:

– сколов от ударов камней;

– наружных и внутренних трещин;

– сколов и трещин на фарах.

Полировка автомобильных стекол и фар.

Антикоррозийная обработка внутренних и внешних полостей автомобиля:

– обработка внутренних полостей;

– обработка внешних полостей;

– локальная обработка участков.

См. разделы в приложении: “Источники информации” и “Постоянные курсы”.

Устранение сколов и царапин на краске

Восстановить лакокрасочное покрытие помогает технология ChipsAway. При этой технологии ремонт выполняется с минимальным расходом материалов. Основу технологии составляет набор из 85 пигментов и химикатов, позволяющих составить краску, аналогичную практически любой, используемой в современном автопроизводстве.

Локальная покраска кузова

При ремонте сколов лакокрасочного покрытия автомобиля необходим точный подбор цвета. Для этого применяются системы подбора цвета компаний ChipsAway, Dupont. Мастер, пользуясь образцами, определяет заводской номер краски для данного автомобиля и по информации на микрофишах составляет краску необходимого цвета из 5–9 компонентов. Для локального ремонта смешивается до 30 г краски, этого хватает на устранение пятишести дефектов. Цвет покрытия автомобиля со временем несколько изменяется под воздействием агрессивной окружающей среды, поэтому необходима некоторая корректировка первоначального цвета краски. Основным инструментом при нанесении краски является аэрограф.

Оборудование и материалы для локального ремонта позволяют точно подобрать цвет и изготовить краски более 58 тыс. оттенков, имеется возможность колеровки.

На локальный ремонт повреждения лакокрасочного покрытия уходит около 1 ч плюс время для подбора и смешивания краски. Для высыхания краски достаточно теплого воздуха от обычного фена. Если краска израсходована не вся, она долго хранится, автовладелец обязательно вернется с ней и следующий ремонт займет еще меньше времени.

Стоимость работ зависит от количества и размеров дефектов. Чем больше царапин и сколов желает отремонтировать клиент, тем дешевле будет стоить работа по каждому из них.

Восстановительная полировка

Для того чтобы избавиться от косметических дефектов на отдельных частях кузова, применяется восстановительная полировка отдельных деталей. В частности, при локальном ремонте, после ремонта и покраски глубоких царапин место ремонта полируется.

Восстановительная полировка кузова включает:

– удаление мелких и крупных царапин;

– снятие окислившегося слоя покрытия;

– удаление матовых участков;

– удаление дефектов подкраски;

– сглаживание мест подкраски;

– перешлифовку лакокрасочных покрытий;

– простую полировку кузова;

– защиту покрытия;

– полную восстановительную полировку кузова с защитой.

Защитная полировка

Защитная полировка кузова – это нанесение слоя силиконового или воскового покрытия, который, создавая защитную пленку на лакокрасочном покрытии:

– эффективно отталкивает влагу и грязь;

– позволяет без лишних усилий вымыть автомобиль;

– способствует меньшему выгоранию краски под солнцем;

– бережет краску от негативного воздействия соли и химреагентов; применяемых во время гололеда;

– защищает краску от абразивного действия песка и грязи.

Защитное полимерное покрытие, например Alfa-3, химическим путем создает идеально гладкую прозрачную пленку на поверхности краски, защищает ее от солнечного излучения и коррозии. Alfa-3 устойчиво держится более чем 6 мес. при круглогодичной эксплуатации. Существуют защитные полировки более длительного действия. Американская технология защиты кузова S-2000 позволяет в течение 5 лет (по утверждению производителя) сохранять блеск краски, обезопасить краску от пескоструйного эффекта, химических воздействий, соли, липовых почек. Сначала краска очищается специальным составом, который одновременно электростатически заряжает поверхность. Затем наносится заряженный электростатикой противоположного знака содержащий тефлон состав, чем достигается плотное соединение краски и тефлонового состава. Затем кузов полируется полировочной машиной при 1800 об/мин, при этом выделяется тепло. Под действием тепла и химического катализатора молекулы тефлона образуют устойчивые цепи, создавая прочное и гладкое покрытие. Процесс продолжается еще в течение 48 ч после нанесения состава[9].

Ремонт лобовых стекол

Сколы и небольшие трещины на лобовых стеклах и фарах ремонтируют по технологии Trim-Fix специальным светоотверждаемым полимером при помощи вакуумного насоса. Для ремонта стекол необходимы: бормашина, которая работает от аккумулятора (например, фирмы “Sturm”), сверла, светоотверждаемый полимер, монтажный мост, инжектор, ультрафиолетовая лампа.

Монтажный мост на липучках прикрепляется к стеклу в месте ремонта. На мост устанавливается шприц-инжектор для ввода полимера в трещину. Инжектор вакуумный применяется для ремонта сколов “бычий глаз”, когда внутри скола образуется пузырь из воздуха. Мастер тянет поршень шприца от ремонтируемой поверхности, заставляя вакуумный инжектор высасывать воздух из внутренних полостей, замещая его полимером. Затвердевание полимера происходит под воздействием ультрафиолетовых лучей специальной лампы. Поэтому ремонт стекол нельзя проводить на солнце: солнечное ультрафиолетовое излучение отвердит полимер не тогда, когда нужно. Полировка отремонтированного места производится полировочным диском со специальной пастой.

Полировка автомобильных стекол и фар

Американская технология позволяет эффективно полировать лобовые стекла и оптику фар. Основой ее являются пасты и специальные диски, которые устанавливаются на полировочной машине. Преимущества технологии по сравнению с другими – минимальный риск появления “эффекта линзы”.

Популярной становится установка “ангельских глазок” в фары.

Ремонт бамперов и пластиковых деталей

Перечень работ включает:

– восстановление недостающих элементов разбитых пластиковых бамперов, спойлеров и т. п.;

– устранение дефектов пластиковых изделий;

– покраску всех типов пластиков;

– модернизацию и самостоятельное изготовление изделий из лома пластиков;

– обновление пластиковых изделий.

Устранение сколов, трещин, глубоких царапин бамперов, корпусов боковых зеркал и других пластиковых деталей, а при помощи специальных армирующих сеток восстановление их утраченных фрагментов позволяет сочетание технологий Trim-Fix и ChipsAway.

Бронирование фар

Прозрачная пленка толщиной около 1 мм наклеивается на поверхность фары. Визуально бронированная фара практически не отличается от небронированной. Однако пленка надежно защищает стекло от ударов небольших камней.

Тонирование автостекол

Тонирование (затемнение) стекол автомобиля способствует обеспечению безопасности – снаружи не видно расположения людей и вещей в салоне. Тонирование выполняется путем наклеивания специальных пленок. Тонирование становится популярнее с каждым годом, и спрос на него растет.

Антидождь

Покрытие “Антидождь” действует до 6 мес. Выраженный эффект держится в течение нескольких недель – даже при незначительном встречном ветре вода легко сдувается со стекла. Затем сохраняется “неприлипаемость”, т. е. на стекле не образуется пленки, вода собирается в бусины. Это упрощает управление автомобилем в дождь и при мокром снеге – стеклоочиститель можно включать лишь иногда.

Защита капота и порогов

Переднюю часть капота повреждают мелкие камешки и песок, создавая мелкие сколы. Пороги страдают от агрессивных растворов, вылетающих из-под колес. Защищают эти части кузова антигравийной пленкой. Тонкая, эластичная, прочная и упругая пленка надежно защищает лакокрасочное покрытие.

Пленка практически не заметна, а при необходимости ее можно снять.

Ремонт салона автомобиля

В перечень работ по ремонту салонов входят:

– удаление царапин, трещин, порезов, сквозных отверстий, прожженных сигаретами участков, потертостей обшивки салона и обивки сидений.

– восстановление поверхностей из пластика, кожи или кожзаменителя, велюра и винила.

Использование особых полимеров и специального оборудования позволяет осуществлять ремонт поврежденных элементов интерьера салона автомобиля. Современные технологии обеспечивают совершенный подбор цвета и воссоздание обрабатываемой поверхности, благодаря чему незаметны границы и переходы между заводским и ремонтным покрытиями.

Технология Trim-Fix позволяет восстановить форму цвет и текстуру пластиковых деталей. Независимо от того, гладкая поверхность у детали или ее покрытие имитирует, например, кожу, трещины, отверстия и порезы ликвидируются без следа. В набор компонентов Trim-Fix входят специальные составы для ремонта.

Конец ознакомительного фрагмента.