Вы здесь

Многопартийность в России на рубеже XX—XXI столетий. Взгляд социолога. Глава II. Немного теории: понятие, функции и типология политических партий (Иван Разумов)

Глава II. Немного теории: понятие, функции и типология политических партий

В научной литературе существуют различные точки зрения на понятие «политическая партия». Это обусловлено тем, что каждый исследователь рассматривает содержание, сущность, функции, типологизацию политических партий с позиции той науки, которую он представляет.

С точки зрения социо- и этнопсихологов, партия – один из примеров этноса, к которому относят любое объединение людей, сознающих свою общность. В основе объединения лежат социально-биологические цели жизнедеятельности, ассоциативно-аналоговое восприятие окружающей среды, включая и её обитателей, с чётким разделением их на «своих» и «чужих»18. Степень прочности этноса связывается с характером цели: чем она значительнее, тем стабильнее, дееспособнее этнос. Нормальная политическая партия – это, непременно, определённая часть социума, ведущая борьбу за власть или её реализацию на базе конкретной политической программы.

Юридическая наука в понимании сущности партий делает акцент на наличии структурной организации и постоянного характера их деятельности. «Политическая партия – имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей»19. Аналогично трактуется политическая партия и в «Юридической энциклопедии» М.Ю.Тихомирова, с той лишь разницей, что здесь партия выражает интересы не только своих членов и сторонников, но и «определённого класса, других социальных групп и слоёв и руководит ими для достижения своих целей». Целью деятельности партий также признаётся «участие в определении политического курса государства, в формировании органов представительной и исполнительной власти в центре и на местах»20.

В.Д.Перевалов акцентировал внимание ещё и на такой особенности партий, как легальность их деятельности. По его мнению, политическая партия – это добровольное объединение граждан, создаваемое на основе общности взглядов, идей и интересов, имеющее своей целью достижение политической (государственной) власти для реализации своей программы в соответствии с действующим законодательством21.

В понимании сущности политической партии представителями политологической науки можно выделить следующие подходы:

– либеральное понимание партии как «носителя идеала», группы людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины;

– марксистская трактовка политических партий, как выразителей интересов определённого класса. Данный подход рассматривает партию, как «политическую организацию, выражающую интересы общественного класса или его слоя, объединяющую их наиболее активных представителей и руководящую ими в достижении определённых целей и идеалов»22;

– «организационный» или «структурный» подход, когда политическая партия представляет собой, прежде всего, механизм, аппарат, систему, охватывающую граждан, членов партии и депутатов (М. Острогорский, Р. Михельс);

– институциональное понимание партии как организации, действующей в системе государства, когда за основу берётся структурный аспект её деятельности (М. Дюверже)23.

Следует отметить, что практически все исследователи, как политологи, так и историки, в различное время стремились дать собственное определение понятия «политическая партия».

Марксистская литература исходила из того, что в определении сути партии первостепенное значение имеет классовый подход. Иными словами, предполагалось, что всякая партия должна иметь определённую социальную базу, выражать интересы тех или иных классов, слоёв, групп. В действительности, партии необязательно возникали на «однородной» социальной основе и далеко не всегда адекватно отражали интересы тех групп, представителями которых они номинально являлись. Во-первых, некоторые партии объявляли себя общенародными, внеклассовыми, а во-вторых, нередко партии возникали на национальной или даже конфессиональной основе, что заставляет сомневаться в универсальности тезиса о классовой природе любой партийной организации.

По мнению М. Дюверже, социальный состав партии и идеологические доктрины, на которые опираются партии в своей работе, не затрагивают их структуру. Партия – это «прежде всего, своеобразный институт, определяющей чертой которого является особая структура, особая организация её членов»24.

Предпринимались попытки дать «синтезированное» определение партии, которое не только учитывало бы структурно-организационные моменты в её деятельности, но и раскрывало бы её место и роль в политическом механизме. З. Нейманн определяет политическую партию «как организацию активных политических лиц в обществе, тех, кто заинтересован в контроле над государственной властью и кто, добиваясь поддержки народа, соперничает с другой группой или группами, придерживающимися иных взглядов. В таком качестве партия представляет собой могущественного посредника между общественными силами, идеологиями и официальными государственными институтами…»25.

К. Фридрих выделил конкретные цели деятельности партий. По его мнению, политическая партия – это группа людей, организованных для того, чтобы гарантировать своим лидерам доступ в правительство и контроль над ним и, в дальнейшем, обеспечить членам партии (благодаря такому контролю) материальные блага и преимущества26.

На наш взгляд, ни один из названных подходов в отдельности не исчерпывает всего сущностного содержания партии как сложной организации, сочетающей идейные мотивации, элементы доктрины, целевые ориентации и средства их достижения, аспекты организации и структуры. Это объясняется тем, что каждый исследователь, высказывая свою точку зрения на понимание сути политических партий, тесно увязывал её с изучаемыми им реалиями и процессами, протекающими в обществе. В зависимости от этого и расставлялись акценты в определении содержания термина «политическая партия». Каждая из высказанных учёными прошлого точек зрения не потеряла своей актуальности и поныне, все они имеют то или иное значение и для сегодняшнего дня. Именно поэтому авторы продолжают рассматривают политические партии в рамках того или иного из вышеперечисленных подходов.

По мнению А.И.Зевелева, партия – это «организация политического характера (что предполагает борьбу за власть), которая выражает интересы определённого класса или социального слоя, объединяя наиболее активных его представителей в борьбе за достижение поставленных целей»27. Главная цель партии – завоевание власти. Для её реализации партия должна иметь программу действий, план преобразования общества, чёткие принципы своей организации (устав), а также располагать определёнными организационными структурами, как в центре, так в регионах. Партийные организации должны наличествовать не номинально, а реально, проявляя себя в способности к проведению массовых политических акций, которые направлены на решение той или иной тактической задачи или достижение программной цели партии. Она стремится провести своих представителей в парламент и другие, законодательные и представительные, организации, а затем создать в них свои дееспособные фракции28.

Р.Т.Мухаев, соглашаясь с трактовкой политической партии американских исследователей Дж. Лапаломбары и М. Вейнера, а также французского политолога Р.-Ж. Шварценберга, предлагал следующее определение: «Политическая партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке»29. Г.Т.Тавадов понимал политическую партию как добровольную, относительно долговечную организацию, члены которой объединены общими политическими интересами, целями, идеологией и стремятся прийти к государственной власти или участвовать в её осуществлении30. Подобную точку зрения разделяли и другие исследователи-политологи31.

Таким образом, политологическая наука в своём понимании сущности политической партии делает акцент на структурно-организационных моментах её деятельности, выделяя при этом главную цель существования партии – борьбу за обладание государственной властью. Обретение же широкой поддержки среди масс населения, аккумулирование и выражение интересов электората, по мнению политологов, – всего лишь средства для достижения основной цели.

С нашей точки зрения, далеко не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские политологи Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие». Во-первых, это долговременность организации, то есть организация уповает на такой срок политической жизни, который превышает срок деятельности нынешних руководителей. Этот критерий позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями. Во-вторых, существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные и разнообразные связи с национальным руководством. Полномасштабность организации, включающей местный уровень, отличает партию от простой парламентской группы, которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями местного характера.

В-третьих, обязательным условием должно быть решительное желание руководителей национальных и местных организаций получить и осуществлять власть в одиночку или вместе с другими, а не только оказывать на неё влияние. Данный критерий позволяет установить разницу между партиями и группами давления. Непосредственная цель партии, по мнению Дж. Лапаломбары и М. Вейнера, – овладение властью или участием в её осуществлении. Партии пытаются в ходе выборов добиться мандатов, участвовать в работе парламента, войти в правительство, даже руководить им. Революционные партии вообще стремятся захватить власть путем ликвидации существующей системы. Зато группы давления не стремятся к захвату власти: они лишь пытаются влиять на её обладателей, оказывать давление на них.

Одним словом, партии добиваются власти, тогда как группы давления пытаются воздействовать на власть, влиять на неё, оставаясь вне сферы её формальной организации.

И, наконец, четвёртый критерий – поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или другими способами – позволяет противопоставить партии клубам. Клубы, даже политические, не участвуют в выборах и в парламентской жизни. Клубы – это не партии: они лишь оказывают давление на партии, правительство, общественное мнение. Впрочем, эта граница не является непроницаемой: клуб может более глубоко заняться политической деятельностью и трансформироваться в партию. Точно так же и группа давления может попытаться стать союзником партии или даже спровоцировать создание той или иной партии, чему в истории есть ряд подтверждений.

Таким образом, по определению американских исследователей, партия – это непрерывно действующая организация, существующая на национальном и региональном уровнях, нацеленная на получение власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке в ходе выборов32. Эту точку зрения разделяет и французский исследователь Р.-Ж. Шварценберг33.

Отечественная наука также выделяет ряд ключевых признаков политических партий, несколько отличных от представлений западных исследователей. Для российских исследователей партия, в первую очередь, является носителем определённой идеологии или особого видения мира и человека в нём. Во-вторых, партия – это организованное объединение людей на добровольной основе, структурированное по разным уровням политики (от местного до международного). В-третьих, как и западные политологи, российские исследователи признают направленность политических партий на завоевание и осуществление власти. И, в-четвёртых, партия выражает и отстаивает в политике интересы определённой социальной группы, слоя, класса34.

Мы полагаем, что признаки, выделяемые западными и отечественными исследователями, органично дополняют друг друга. Таким образом, в качестве основных признаков российских политических партий новейшего времени можно определить:

– наличие определённой идеологии;

– выражение интересов определённой социальной группы, слоя;

– объединение людей на добровольной основе

– наличие местных организаций;

– нацеленность на получение и осуществление власти.

А вот долговременность существования для российских партий, в отличие от Запада, менее характерна (по понятным причинам). Кроме того, отечественные политические партии куда меньше ориентированы на поиск поддержки со стороны народа.

Чтобы понять роль и место партий в жизни общества, попробуем выявить их функции. Они, как правило, зависят от характера политического режима в стране, от конкретных исторических условий.

В западной политологии существуют различные подходы к определению функций политических партий. К примеру, Г. Алмонд и Дж. Пауэлл отмечали «многофункциональность» современных политических партий. По их мнению:

– партии участвуют в осуществлении «правительственных» функций, занимаясь разработкой важнейших решений, подчиняют себе или контролируют органы власти;

– создавая структуру коммуникации, они приспособлены к выполнению коммуникативной функции;

– они выполняют функции политического рекрутирования и политической социализации. При этом различаются два типа политической социализации, обеспечиваемые партией, первый из которых направлен на непрерывность развития путем укрепления существующей политической культуры (США, Великобритания), а второй ориентирован на изменение существующих моделей политической культуры (например, социалистические партии в Европе XIX века).

Важнейшими, по их мнению, функциями являются артикуляция интересов и агрегирование интересов. При этом стиль деятельности партии в выполнении этих функций может быть различным: 1) стиль прагматических компромиссов, когда улаживание и компромисс открывают идеологические перспективы; 2) непримиримо-ценностный стиль, и в этом случае партии, ссылаясь на конкретную идеологию, отказываются поступиться принципами ради компромисса, делая упор на логику и строгий рационализм; 3) традиционалистский стиль, состоящий в опоре на решения прошлых лет при определении будущего политического выбора.

К. фон Бейме, используя социологический подхода к изучению партий, считал, что партии выполняют в политической системе четыре основные функции:

– Определение цели. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить направляющую стратегию и убедить граждан в возможности альтернативных действий.

– Выражение и объединение общественных интересов. Лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.

– Мобилизация и социализация граждан.

– Формирование правящей элиты и состава правительства.

Изучением проблемы функций политических партий занимается и отечественная наука. Так, по мнению К.С.Гаджиева, главная функция политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоёв, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес путём сведения этих интересов к единому знаменателю35. В современных либерально-демократических системах партии, как правило, выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан, утвердившиеся и общепринятые в данной стране правила политической игры и т. д. С самого начала одна из главных функций политических партий и избирательной системы состояла в замене спонтанных, стихийных, неорганизованных и, зачастую, незаконных форм политических действий узаконенными, институционализированными формами участия через партии и избирательную систему. Вводя принцип смены политической власти в процессе конкуренции между двумя или несколькими партиями, избирательная система и партии как бы отделяли конкретных людей, сменявшихся у власти, от самой системы36.

Согласно идеальной модели, предложенной З.М.Зотовой, политические партии выполняют следующие функции: стимулируют участие граждан в политической жизни; оказывают влияние на формирование общественного мнения; стремятся влиять на развитие политической культуры граждан и содействовать их политическому образованию; выявляют и обосновывают интересы больших социальных групп; претендуют на обеспечение постоянной связи между гражданским обществом и государством; выдвигают кандидатов на выборах органов власти и оказывают им всяческую поддержку; участвуют в деятельности выборных органов власти; готовят и выдвигают кадры для аппарата государства и общественных организаций37.

Обобщая материал, накопленный в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов, можно разделить функции политических партий на три группы:

1) Внутренние функции. Партиям, как самостоятельным структурам, необходимо обеспечивать свое существование через:

– формирование, выражение и объединение интересов больших социальных групп;

– политическое рекрутирование и политическую социализацию населения;

– разработку и определение своего политического курса, направленного на решение существующих в обществе проблем;

– расширение численного состава партии, подбор и воспитание партийных кадров и активистов;

– осуществление идеологического воздействия на своих сторонников и членов партии, создание политических доктрин и пропаганду своих ценностей, своего мировоззрения, формирование благоприятного отношения в стране к признаваемым ценностям и идеалам.

2) Одновременно, политические партии в ходе осуществления своей деятельности оказывают воздействие на общество (внешние функции):

– консультирование, политическая помощь и поддержка населения и компаний, в ней нуждающихся;

– обеспечение эффективной обратной связи между различными уровнями и ветвями государственной власти, гражданским обществом и государством;

– посредничество между общественными группами, составляющими социальную базу политической партии;

– формирование и мобилизация общественного мнения в поддержку выдвигаемых проблем;

– развитие политической культуры граждан, содействие их политическому образованию;

– работа с молодёжью, с целью вовлечения её в активную политическую и социально-экономическую деятельность;

– разработка принципов и форм отношений с другими партиями: формирование избирательных блоков, сотрудничество (или блокирование) с другими партиями в парламенте.

3) Отдельную группу составляют функции, выполняемые политическими партиями в ходе достижения одной из ключевых целей их существования – борьбы за власть, её использование или контроль над нею:

– лоббирование интересов различных общественных групп, составляющих социальную базу политической партии;

– «правительственная» функция: разработка решений, формирование правящей элиты и состава правительства;

– подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства и общественных организаций;

– организация оппозиции государственным органам, контроль за претворением политики правительства в жизнь, информирование населения о возможности альтернативных действий;

– выдвижение кандидатов на выборные должности на всех уровнях власти, оказание им поддержки;

– организация и идейное обеспечение избирательных кампаний.

Само собой, перечисленные функции – это некая идеальная «картина мира». Полнота реализации этих функций различна в разных обществах, зависит от уровня развития общества, социально-классовой сущности партии, её статуса в механизме власти, профессионализма её лидеров и т.д., и т. п.

И, наконец, ещё одной важной методологической проблемой изучения политических партий, на которой нам необходимо остановиться, является их классификация. Для неё могут использоваться самые различные критерии социально-политического и идейно-нравственного характера, например: цели и задачи партии, социальный состав, стратегия и тактика, в том числе и взаимоотношения с существующей властью, трактовка злободневных вопросов современности (аграрного, финансового, национального, рабочего и др.), религиозные доктрины, политические мотивы поведения руководящих деятелей партии (вождей).

К примеру, М. Дюверже в 1951 году предложил классификацию политических партий в зависимости от типа и формы организации, разделив все партии на кадровые и массовые. Кадровые партии имеют более длительную историю, образовались в XIX веке и вышли из парламентских групп. Они не структурированы, не имеют жёсткого членства, более расплывчаты и демократичны. Опора таких партий – финансовая элита, и они, в основном, ориентированы на парламентские методы работы и лоббирование в государственно-финансовых кругах.

Для массовых партий характерна идеологическая ориентация (в ряде случаев – жёсткая идеологическая конфронтация), сильная структурированная организация, фиксированное членство и тесная связь между членами партии.

Кроме того, по форме организации партии бывают с индивидуальным (четким, формально закреплённым) и коллективным членством. В последнем случае институт официального членства может отсутствовать, а принадлежность к партии выражается, например, посредством голосования за её кандидатов на выборах38.

В зависимости от того, чьи интересы представляет партия на политической арене – классов, наций, верующих и т. п. – их можно классифицировать как классовые, конфессиональные, национально-патриотические и др.

С точки зрения идеологического облика различаются: 1) идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются определёнными идеологическими принципами; 2) прагматические или избирательные партии, которые не имеют каких-либо идеологических программ и ставят своей целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь, среди идейно-политических партий можно выделить (в соответствии с их отношением к действительности и способам общественного развития) консервативные партии, стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения; реформистские партии, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя, но при условии сохранения его основ; революционные партии, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену другим; реакционные политические партии, нацеленные на частичный или полный возврат к прежнему строю.

По отношению к регулирующей роли государства различают либеральные и консервативные партии. Либеральные партии строятся на совокупности идейно-политических установок, политических и экономических программ, ставящих целью снижение уровня государственного и общественного принуждения по отношению к личности. Консервативные партии базируются на политической идеологии, ориентирующейся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь её морально-правовых основ, воплощённых в нации, религии, браке, семье, собственности. Политический консерватизм – это не реакция, в нём, конечно, есть и определённые элементы реакционной идеологии, но и реформаторский потенциал, преобразуемый в политике современных консервативных партий в «консервативную революцию»: восстановление в будущем той части прошлого, которая достойна сохранения39.

Развитие идей консерватизма и либерализма привело к возникновению неоконсервативных и неолиберальных партий. Однако с 3-й четверти XX века их идеологии практически невозможно различить, настолько велико взаимопроникновение идейно-политических принципов. Консервативные партии принимают либеральные рыночные принципы, либеральные партии – этатизм, как средство поддержания порядка и законности. Всё больший акцент делается на этические аспекты существующего миропорядка, укрепление таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, ассоциативные формы жизни, рассматриваемые как связующее звено между личностью и государством, а также как преграда авантюризму и нарушению прав человека.

По спектру выражаемых партиями политических программных установок их относят к левому флангу, центру или правому флангу политических сил в обществе. Критериями такого разделения являются цели, социальные ориентиры и механизмы управления обществом, в том числе проектируемый тип политической системы, декларируемые воззрения на социальную справедливость, трактовка роли государства в управлении экономикой и т. д.

Существуют и иные градации, позволяющие анализировать партии в различных измерениях – социальном, политическом, идеологическом, организационном и т. д. В зависимости от классовых интересов, которые они выражают, партии делятся на рабочие, крестьянские, буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, а также межклассовые партии и партии промежуточных слоёв. По масштабу деятельности различают общенациональные и региональные партии. По месту, занимаемому в системе государственной власти, политические партии можно разделить на легальные и нелегальные, а также правящие и оппозиционные. По степени демократичности партии подразделяются на демократические и тоталитарные, открытые и закрытые. По мировоззренческому признаку выделяются партии коммунистические, революционно-демократические, социалистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, авторитарные, фашистские.

Кроме того, выделяются партии классического типа, имеющие разветвлённый партийный аппарат, партийного лидера, постоянное членство и источники финансирования, и так называемые политические партии нового (движенческого) типа, берущие за образец организационную структуру и деятельность общественных движений.

Следует отметить, что границы между различными типами политических партий носят весьма условный и временный характер.

Итак, мы обозначили наиболее общие вопросы, связанные с понятием, функциями и типологией политических партий. Партии обеспечивают в обществе определённый тип распределения власти, взаимоотношений государства и общества, функционирования всей политической системы. Они осуществляют политическое воспитание граждан, завоёвывают их поддержку, объединяют и выражают интересы, мобилизуют граждан на их реализацию, выдвигают и поддерживают политических лидеров (политическую элиту). По мере объективного поступательного превращения государства из средства господства в механизм согласования интересов социально-экономических, национально-культурных и региональных групп, составляющих его, характер политических партий постепенно меняется. Партии, представляя собой политическое завершение пирамиды современного гражданского общества, способствуют его всестороннему развитию.