Вы здесь

Мне опять нечего надеть. Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь. Глава 1. Шопинг до упаду. Когда вы покупаете больше, чем нужно (Дженифер Баумгартнер, 2012)

Глава 1

Шопинг до упаду

Когда вы покупаете больше, чем нужно

Тесса связалась со мной, когда была уже на грани. Она коротко описала свою «небольшую проблему с покупками», которая стала создавать ей «мелкие неприятности». Результатом этой проблемы стала путаница в шкафах. Ей нужно было разобраться с таким обилием вещей. Я охотно согласилась помочь ей.

Я подъехала, припарковалась рядом с ее роскошной машиной и некоторое время любовалась большим особняком в колониальном стиле. Как и все остальное в доме, гардеробная комната Тессы ослепляла огромным количеством новых и дорогих дизайнерских вещей. Переведя дух от этого изобилия, я спросила у хозяйки, в чем, по ее мнению, заключается проблема.

– Как видите, – сказала она, – у меня много всяких замечательных вещей, но мне трудно поддерживать порядок и сочетать их друг с другом. И я не понимаю, какие из них мне надо продать.

Я кивнула:

– Ну что же, мы можем начать с просмотра, чтобы определить, что оставить, а что нет. Продать ненужное – хороший способ сделать подходящие вещи более заметными и освободить место для будущих покупок.

– Видите ли, д-р. Б, – задумчиво ответила Тесса. – Я должна продать эти вещи, чтобы рассчитаться с некоторыми долгами. У меня хватает места в других шкафах.

Теперь я точно знала, почему я оказалась здесь. Как и многие люди, живущие не по средствам, Тесса создала видимость образа жизни, на который она не заработала. И теперь в попытке свести концы с концами она хотела продать те самые вещи, которые поддерживали эту видимость.

Очень скоро вся история прояснилась. Тесса рассказала, что действие всех ее кредиток приостановлено, на текущем счету копились проценты за овердрафт и «чертовы» кредиторы уже начали названивать ей. Она была раздражена, и ее неспособность навести порядок выглядела только как внешний симптом более серьезной проблемы.

Несмотря на то что свои проблемы женщина создала себе сама, ее гнев был направлен на тех, кому она оставалась должна. Она не только не желала признать свою ответственность за бездумное расходование денег, но и не хотела отказываться от этой привычки.

Когда я предложила отказаться от премиального пакета спутникового телевидения, урезать расходы на маникюр и педикюр и забыть о семидолларовом кофе, Тесса посмотрела на меня так, как будто я предложила ей жизнь без водопровода и электричества.

Ее проблемы заключались не в выборе одежды – он-то как раз был безупречен. Она не могла подавить желание покупать, несмотря на стесненность в средствах.

Привычка становится проблемой в тот момент, когда ставит под угрозу повседневное существование. И то, что Тесса тратила свою зарплату на тренчкот Burberry вместо оплаты счетов за коммунальные услуги, было для нее крайне серьезной угрозой.

Если вы похожи на Тессу – покупаете ненужные вещи, тратите деньги, которых у вас нет, или продаете ни разу не надетые предметы одежды, чтобы оплатить счета, – эта глава для вас. В ней вы найдете причины такого поведения и научитесь методам его обуздания. Самое время перестать обвинять во всем клубные распродажи дизайнерских марок в Интернете и оставить пятничные вечера в торговых центрах подросткам.

Почему мы покупаем

Хищница часами выискивает свою добычу в ожидании удобного момента для броска. Она голодна и готова напасть на жертву. Она исследует местность в поисках идеальной цели. Когда она видит ее, она сосредоточивается и исследует добычу, основываясь на главном: четкие контуры, здоровый внешний вид, блестящая мягкая кожа. Как можно сопротивляться вкусу победы? О да, охота за сумкой может быть очень приятной.

Кто из нас не испытал волнующее приключение шопинга? Хождение по магазинам в поисках идеального платья, туфель или джинсов может быть увлекательным занятием. До сих пор помню свой поход в Benetton несколько лет назад, когда я нашла потрясающее облегающее платье. Оно так идеально село по фигуре, что я не могла удержаться от восторженных «ахов», примеривая его.

Идеальный шопинг продолжился и дальше. Я просто не могла купить только одно такое платье, если оно было в трех разных цветах. К сожалению, в этом магазине не оказалось моего размера в других цветах. Убедив себя в том, что мне нужно еще несколько таких же платьев, я продолжила охоту дома. Я позвонила в несколько магазинов Benetton – везде все распродано. Наконец, обзвонив почти все магазины фирмы даже в самых маленьких городках нашей большой страны, я нашла свои платья. Результат стоил четырех часов, проведенных у телефона.

Мне знакомо это чудесное чувство, когда ты находишь нечто, что становится твоим сразу после прокатки пластиковой карточки в терминале. Желание купить – нормальное желание. Но чувства предвкушения и облегчения, которые ассоциируются с покупкой, могут стать слишком привлекательными и требовать постоянного повторения.

Существует множество психологических причин, которые подталкивают нас к совершению покупки: мы чувствуем тревожность в каких-то других областях нашей жизни, нас угнетает финансовое положение, мы чувствуем свою неполноценность по сравнению с окружающими. Или нам просто скучно. Какой бы ни была причина, покупка включает и усиливает деятельность системы мозга, которая отвечает за чувство удовольствия и награды – мезолимбического тракта. Каждый раз, когда мы предвкушаем покупку, а затем совершаем ее, у нас вырабатывается химическое вещество дофамин, вызывающее чувство удовольствия. Его хочется испытывать вновь и вновь. Вне зависимости от первоначальной психологической причины отправиться в магазин мы знаем, что наше беспокойство сразу же утихнет в момент покупки, которую будет сопровождать выброс дофамина.

Интересное исследование, проведенное учеными в 2010 году, продемонстрировало ясную связь между дофамином и навязчивым желанием покупать, также известным как ониомания. Расстройства контроля импульсивного поведения усиливались у пациентов, получавших дофамин в качестве средства лечения синдрома беспокойных ног. Когда дофамин отменяли, исчезали и проявления импульсивных расстройств.

Дома и машины, безделушки и посуда Tupperware, одежда и ювелирные украшения – мы любим покупать разные вещи, даже если у нас не хватает денег, чтобы расплатиться за них! Так почему мы покупаем лишнее? Потому, что нам кажется, будто это необходимо, потому, что хотим, и потому, что нам не хватает чего-то другого.

Погоня за трендами

Нам повезло – мы имеем доступ к тому, чего хотим, именно тогда, когда хотим. Мы живем в мире мгновенного удовлетворения желаний. 24 часа в сутки 7 дней в неделю благодаря бесконечному потоку информации мы узнаем о появлении последних новинок и модных предметов. В ответ мы готовы удовлетворить наши желания с помощью технических приспособлений, просто кликнув мышкой или набрав телефонный номер. Возможность быстрого заказа в Интернете или на специализированных телевизионных каналах может приводить к бездумным покупкам.

Сколько раз мы убеждали сами себя, что нам «нужны» эти замшевые сапоги на молнии? Лишние покупки могут представляться необходимостью, если мы стараемся угнаться за модными трендами. Гонки открыты круглый год – весна, лето, осень, зима, пред-весна, пред-осень, и так далее до бесконечности. Единственный способ угнаться за всеми новинками – это жить, дышать и питаться шопингом. В нынешнем году это могут быть ботиночки до щиколотки, в следующем – сапоги выше колен. В прошлом году в моде были принты неоновых расцветок в панк-стиле 80‑х и оборки, а в этом году будет скульптурный силуэт в гладких тканях нейтральных цветов. Быть в тренде – значит быть полностью занятой.

Если копнуть немного глубже, чем обычная реакция «быть на острие моды увлекательно и приятно», то выяснится, что мы следуем модным течениям, чтобы почувствовать себя современными и классными. Когда все остальное в нашей жизни не удается, мы стараемся хотя бы выглядеть в соответствии с «последним писком». Рабское следование модным тенденциям может означать попытку скрыть неуверенность в себе, боязнь быть непохожей, страх перед старением, опасение потерять удовольствие от жизни и так далее.

Чтобы избежать покупки, вызванной ложным пониманием ее необходимости, задайте себе два вопроса: что произойдет, если вы это не купите? И что из того, что у вас уже есть, может послужить заменой? По моему опыту, ответы на эти вопросы переводят большинство потенциальных покупок из категории необходимости в категорию пожеланий.

Снятие стресса

Покупать одежду поистине означает баловать себя. Так же, как и спа-процедуры или маникюр, совершенствование своего внешнего вида может показаться панацеей от наших бед. Если шопинг является для вас успокоительным средством, ассоциация покупки вещей со снятием стресса будет с течением времени становиться сильнее. Согласно теории обучения, разработанной бихевиористом Б.Ф. Скиннером и известной как оперантная обусловленность, если ваш первый опыт шопинга оказался положительным, впредь вы будете отправляться по магазинам или в Интернет каждый раз, когда нужно снять стресс. И каждый раз, когда вам удалось снять стресс, вы получаете позитивное подкрепление. Другими словами, вы повторите этот поступок. Как голодный голубь тревожно постукивает клювом по рычагу подачи еды в скиннеровском ящике, вы захотите отправиться в магазин всякий раз, когда у вас возникнут неприятности. Облегчение, которое вы испытываете, приобретая одежду, будет действовать как лекарство, вызывающее привыкание, и может привести к излишним тратам и захламлению гардероба.

Одни люди обожают сладости, другие с удовольствием путешествуют, третьи в восторге от массажа. Мне больше всего нравится покупать одежду. Когда у меня плохое настроение, то хочется нарядиться, чтобы почувствовать себя так, будто обо мне позаботились. После трудного дня на работе поход в магазин и покупка красивой вещи ценой в зарплату представляется мне заслуженной наградой. Я сразу чувствую, что стресс уходит. А если не удается этого сделать, первоначальный стресс дополняется стрессом из-за невозможности пойти по магазинам. Когда наконец я могу туда отправиться, беспокойство ослабевает. Негатив, накопленный в течение дня, временно исчезает, а шопинг превращается в награду за терпение.

Соответствовать

Мы делаем покупки, чтобы обеспечивать свое существование. Но экономика пошатнулась из-за того, что люди приобретали вещи, которые не могли себе позволить, и жили далеко не по средствам. В недавнем исследовании расходов американцев на потребительские цели, проведенном сайтом Creditcardhub.com, использовались собственные данные этого сайта и данные ФРС за второй квартал 2011 года. Оказалось, что задолженность населения по кредитным картам составила 771,7 миллиарда долларов. Начиная с 2009 года потребители сокращали задолженность в течении первого квартала, но во втором квартале она вновь возрастала; в 2011 году этот рост составил 66 % по отношению к 2010 году и 368 % по отношению к 2009 году. Даже те, кто может позволить себе вполне безбедное существование, тратят заемные средства, рискуя последующим банкротством. Если у соседки появилось кольцо с бриллиантом в один карат, мы хотим кольцо в два карата. Если подруга купила себе шелковый халат Calypso, нам нужно купить три таких же. Это бесконечная история разочарований, поскольку всегда найдется кто-то, у кого есть больше, чем у нас.

Когда вы оцениваете свои пожелания перед походом по магазинам, принимайте во внимание их происхождение. Может, вы насмотрелись популярных телевизионных шоу из жизни звезд? То, что вы хотите, действительно нужно вам, а не является пожеланием подруги, родственницы или общества? Часто мы покупаем только потому, что принимаем желания окружающих за свои собственные и не обращаем внимания на то, что нужно именно нам. Когда нам постоянно сообщают, что именно мы должны иметь, и бомбардируют красивыми картинками новейших и лучших товаров, мы начинаем считать, что это и есть действительно необходимые нам вещи.

Шопинг-терапия

Наконец, мы покупаем не только для того, чтобы заполнить пустоты на полках наших шкафов. Мы можем нуждаться в компании, спокойствии, счастье, развлечении и средстве от скуки. Шопинг может помочь скрасить одиночество в этом изолированном мире, приглушить болезненные переживания и отвлечь от неприятных мыслей. Покупки предоставляют нам передышку, но проблемы при этом никуда не исчезают.

Если вы находитесь в одиночестве жарким субботним вечером, вы не почувствуете его так остро в окружении покупательниц дорогих ожерелий в ювелирном магазине. Если вы привыкли к ведущему программы о покупках на радио, которую постоянно слушаете, то можете начать считать его своим другом. Вы как будто становитесь членом большой семьи покупателей. Вам постоянно шлют приглашения, расписания и даже поздравляют с днем рождения! Вы находитесь в обществе друзей, которые никогда не судят о вас и никогда ничего не требуют, но при этом вы чувствуете себя как бы обязанной покупать в виде ответной любезности. Как я могу отказаться от покупки, которую предлагает сделать Дэвид Венэйбл[2]? Это невозможно!

Приобретение лишней одежды и аксессуаров часто указывает на внутреннюю неудовлетворенность, которую мы не в силах разрешить самостоятельно. Опустошая торговый центр, мы надеемся, что эта неудовлетворенность исчезнет. Действительно, на время это ощущение может притупиться. Но очень скоро придется совершить еще одну попытку, поскольку это время будет очень коротким.

Если вы ощущаете себя недостаточно умной, недостаточно красивой, недостаточно успешной и вообще недостаточной, покупки могут помочь замаскировать эти изъяны. Кто будет обращать на них внимание, если на вас такой замечательный наряд? Кто заметит, что у вас отвратительная работа, если вы одеты по последней моде? Кто обратит внимание на ваше стареющее лицо, когда на шее красуется потрясающее новое колье?

Когда мы недовольны нашей жизнью, то часто пытаемся создать другую с помощью одежды. Все эти новые вещи становятся декорацией идеальной жизни. Но только декорацией. Дорогие машины, большие дома, шикарная мебель и дизайнерская обувь – не более чем обман зрения, за которым скрываются финансовые проблемы, семейные конфликты и общее опустошение.


Желание купить что-то превращается в проблему, когда у нас недостаточно возможностей для приобретения, не хватает места для хранения и не будет возможности использовать это. Испытывать желание иметь что-либо на самом деле означает испытывать беспокойство. Чтобы избавиться от него, мы должны либо подождать, пока оно исчезнет, либо пойти в магазин. Проблемы начинаются, когда мы продолжаем покупать, только чтобы успокоиться, не занимаясь причинами нашего беспокойства и не стараясь избавиться от него другими способами.

Стремление к обладанию, потреблению и соревнованию с окружающими похоже на вечную погоню за призраком. Когда мы тратим слишком много, покупая слишком многое, мы пытаемся совершить нечто, чего невозможно достичь с помощью материальных приобретений.

Покупаете ли вы лишнее? Проверочный лист

● Думаете ли вы о покупке вещей постоянно или большую часть времени?

● Покупаете ли вы вещи, чтобы отметить какое-то событие или в качестве награды себе?

● Покупаете ли вы вещи, чтобы справиться с проблемой или от скуки?

● Согласны ли вы с тем, что испытываете некоторое беспокойство, которое исчезает после покупки?

● Быстро ли пропадает ваша радость от сделанной покупки?

● Чувствуете ли вы вину за сделанные покупки и прячете ли вы их от других?

● Говорили ли вы себе когда-нибудь, что больше ничего не будете покупать?

● Вы хотите, чтобы у вас были такие же вещи, как у ваших друзей и родственников?

● Вы чувствуете себя ущербной, когда у вас нет чего-то, что есть у других?

● Ваши покупки приносят краткосрочное облегчение и долгосрочные проблемы?

● Вы читаете эту главу, потому что в ней описаны вы?

● Вы когда-нибудь откладывали сон, общение с друзьями, работу ради того, чтобы совершать покупки в Интернете?

● Часто ли вы покупаете больше, чем планировали изначально?

● Покупаете ли вы то, что не собирались, просто потому, что увидели это в продаже?

● Вам трудно остановиться в процессе совершения покупок?

● Продавцы знают вас по имени?

● Вы получаете регулярные рассылки о распродажах, промоакциях и других событиях в магазинах?

● У вас есть перечень покупок, которые вы хотите сделать? Когда вы купили что-то из этого списка, вы сразу же переходите к следующему предмету?

● В вашем шкафу есть одинаковые предметы?

● На многих из ваших вещей до сих пор сохранились магазинные бирки?

● Вы считаете, что вам не хватает вашего платяного шкафа?

● Вы считаете, что нельзя надевать один и тот же наряд дважды?

● Комментируют ли ваши друзья и родственники ваши покупательские привычки?

● Вам не хватает денег на оплату текущих расходов?

● Вас беспокоит задолженность по потребительским кредитам?

● Большая часть вашего дохода уходит на покупку вещей?

● Вы стараетесь избежать общения с кредиторами?

● Вы одалживаете деньги у других людей?


Если вы ответили утвердительно на большинство вопросов, ваши покупательские привычки совершенно неуправляемы. Они становятся причиной серьезных проблем, могут быть вызваны неправильной внутренней мотивацией, и их следует изменить.

Кейс: почему Тесса работала, чтобы покупать одежду, которая не работала

Моя главная цель состояла в том, чтобы установить связь между вещами Тессы и ее эмоциональной мотивацией на их покупку. Она думала, что мы просто просматриваем одежду и отбираем предметы для продажи, но на самом деле я искала причины ее бесконтрольных трат.

Мы рылись в одежде в поисках спусковых механизмов, которые обусловливали поведение Тессы во время шопинга. Лучший способ работы с проявлениями компульсии[3], даже если эти проявления находятся в платяном шкафу, использовать подходы, применяемые при лечении серьезных зависимостей. Нам с Тессой нужно было определить спусковые механизмы ее поведения, найти компенсирующие поведенческие модели, устранить возможности, создать план действий для чрезвычайных ситуаций, исключить способы оплаты за вещи и создать группу поддержки, которая помогала бы ей в течение самых трудных первых недель.

Итак, процесс зачистки начался с того, что мы выгрузили всю одежду на кровать. Я надеялась, что, когда Тесса увидит перед собой всю эту кучу, ей будет труднее оправдывать любые следующие приобретения. Мы разделили вещи на две части: в одну попали те, что Тесса планировала оставить, в другую – на продажу и на благотворительность.

– Тесса, ты сделала большое дело, разделив вещи на нужные и ненужные, – сказала я, когда мы закончили сортировать одежду. – Мы определили то, что нужно продать, и я думаю, что ты выручишь приличную сумму. Теперь давай попробуем создать несколько нарядов из оставшихся вещей.

Мы разделили одежду на две основные категории: верх и низ. Когда Тесса раскладывала вещи на кровати, на многих из них я увидела магазинные бирки. Я также обратила внимание на то, что немало дорогих вещей куплены со скидками. Теперь у меня было некое представление о ее неадекватном поведении.


Наблюдение 1. Тесса не приобретает вещи по необходимости. Если бы это было так, у нее были бы комплекты одежды. Она покупает импульсивно, не отдавая себе отчета в том, что уже есть в ее гардеробе. Ее вещи очень сильно разрознены между собой.


Наблюдение 2. Тесса почти не носит то, что покупает. Она относится к вещам в гардеробе скорее как к музейным экспонатам, чем к предметам одежды.


Наблюдение 3. Наконец, она часто покупает вещи со скидкой. Я предположила, что это нужно ей, чтобы сгладить чувство вины за свое мотовство.

Это слишком красиво, чтобы носить

Вываливая вещи из шкафов на кровать, Тесса очень старалась скрывать магазинные бирки. Поскольку в этот день на ней были сильно поношенные широкие джинсы, мятая майка и громоздкий лифчик, я сделала вывод, что именно так она обычно и одевается.

Я спросила ее, почему она не носила эти вещи, рассчитывая получить один из обычных ответов в этом случае: я слишком толстая, я ненавижу мое тело, я не в форме, мне некуда это надевать. Но Тесса сказала, что ее отлично сшитые, классические вещи были «слишком хороши, чтобы их носить». Она боялась, что может «испортить или погубить» свои красивые наряды, и продолжала носить повседневную одежду, в которой я ее и застала.

Почему же она покупала то, что не собиралась носить? Кроме всего прочего, Тесса испытывала чувство вины за свои покупки, и то, что она не надевала вещи, которые ей так отчаянно хотелось приобрести, являлось своего рода наказанием. Она уже побаловала себя «неправильной» покупкой и не хотела продолжать баловать себя, надевая эту вещь. И как частенько бывает, каждый раз после очередной покупки Тесса клялась самой себе, что больше не будет так делать. И поэтому она копила неношеные вещи в шкафах – в случае, если когда-нибудь ей придется прекратить покупать, у нее будет целый запас новой одежды.

Перед моим отъездом в этот день мы с Тессой просмотрели вещи, которые были «слишком красивыми, чтобы их носить», и начали классифицировать. Мы разделили всю одежду на четыре категории:


Уровень 4: Формальная

Уровень 3: Выходная

Уровень 2: Офисная

Уровень 1: Для отдыха


Я попросила Тессу переместить одежду, которую она обычно помещала в более высокие категории, на уровень или два ниже. Например, если она считала выходной одеждой красивые джинсы, топ и открытые туфли, теперь этот наряд перемещался в раздел одежды для отдыха. Подобным же образом открытое платье, считавшееся формальной одеждой, понижалось до уровня выходной. Этот пересмотр мог помочь Тессе избежать ситуаций, когда она может быть одета не по случаю, и одновременно мотивировал на ношение красивых вещей. Позже мы проведем инвентаризацию Тессиного гардероба и заполним имеющиеся пробелы, чтобы она могла носить все, что есть в ее платяных шкафах.

Поиск причин

Теперь нужно было определить, что же именно заставляет Тессу совершать покупки. Я попросила ее понаблюдать за собой в течение недели, не изменяя обычного поведения. Она могла по-прежнему гулять по магазинам и покупать все, что захочется. Но теперь ей следовало подробно документировать события своей жизни, предшествующие желанию отправиться на шопинг.

Через неделю я вновь приехала к ней, чтобы изучить ее наблюдения. За пять дней Тесса ездила по магазинам три раза и записала все, что предшествовало этим поездкам.

– Когда ты уехала в прошлый раз, – сказала она, – я так гордилась собой, потому что решила избавиться от огромного количества вещей. Я подумала, что получу за них кучу денег, и поэтому решила немного побаловать себя. Следующим утром я встала пораньше и поехала в Neiman’s. В тот день у них была распродажа на Michael Kors. Ну и вот…

– О`кей, Тесса, здесь все понятно. У тебя было хорошее настроение, ты решила, что заслужила награду… Как это было во второй раз?

– Когда тем вечером я вернулась домой с покупками, я почувствовала себя слегка виноватой. Да еще и аренду нужно было платить. И поэтому я поклялась себе, что этот шопинг был последним. А потом я решила, что раз я с самого начала официально не объявила его последним, то теперь нужно сделать официальный последний шопинг. Так вот и получилась моя вторая поездка по магазинам…

– Ну, поехала ты во второй раз, и?…

– Я решила, что, поскольку это мой самый последний раз перед долгим перерывом, надо сделать его каким-то очень особенным. Я купила эти дизайнерские туфли, о которых мечтала тысячу лет. Хорошо, что у меня был купон на скидку, а то могло бы быть значительно хуже…

– Понимаю, что хотелось как-то отметить особый случай, но ведь дело этим не кончилось?

– Да, но в самый последний раз я была ни при чем. Коллега по работе захотела отметить свой день рождения и предложила мне отправиться на шопинг вместе. Она так радовалась, что я была не в силах ей отказать. Я увидела в Zara два чудесных платья, которые должны были отлично подойти к моим новым туфлям, а потом поняла, что для этого мне нужен еще и ремешок, и отправилась за ним в Saks. Но там я заметила отличные кожаные брюки и решила, что мне нужны такие и что это будет намного практичнее, чем просто ремень.

– Тесса, а что ты отметила в своем дневнике в качестве побуждающего фактора для покупок?

Она ответила, что отправляется за покупками, если у нее плохое или, наоборот, очень хорошее настроение и что покупки доставляют ей больше удовольствия, когда она покупает дорогие вещи со скидкой.

Эмоциональные взлеты и падения

Все слышали про эмоциональную еду. Существует и эмоциональный шопинг. Если соблюдать умеренность, ни то, ни другое не причинит значительного вреда, но если предаваться излишествам, последствия будут печальными в обоих случаях. Такие действия лишь временно улучшают настроение, отвлекают от анализа действительных причин тех или иных эмоциональных проявлений и могут негативно отражаться на многих аспектах нашей жизни. Я уж не говорю о последствиях в виде стыда и чувства вины! Это замкнутый цикл. Мы покупаем, чтобы улучшить настроение, – оно ненадолго улучшается. Потом нам становится стыдно, и мы снова покупаем, чтобы смягчить этот стыд и почувствовать себя немного лучше.

Общественный опыт, доступность, легкость и стимулирующие сигналы внешней среды делают наш шопинг все более заманчивым. Покупают все. Это массовое мероприятие. Иногда мы ходим по магазинам в одиночестве, в окружении таких же покупателей, иногда с партнером. И когда мы идем в магазин с кем-нибудь, то, как правило, покупаем больше, чем первоначально планировали. Само по себе покупательское безумие Тессы было всего лишь поверхностным явлением. Более глубокие причины ее мотовства еще предстояло идентифицировать, чтобы исправить ситуацию. Очень часто наш эмоциональный опыт представляет собой либо бурю чувств, либо, наоборот, полное опустошение. Когда я изучила дневник покупок Тессы, мне стало понятно, что она испытывала обе эти эмоции.

«Когда я радуюсь, что мне удалось сделать что-то особенно хорошо или просто произошло что-то хорошее, мне хочется поддержать и усилить это ощущение, и шопинг очень помогает». Если у Тессы было хорошее настроение, ей хотелось поднять его еще больше с помощью своего верного друга – магазинной тележки.

«Когда я чем-то расстроена, все наоборот. Очень грустно, и я хочу улучшить свое настроение покупками. Мне становится немного лучше, но этого недостаточно, и я продолжаю покупать». Когда Тесса ощущает печальную пустоту, она пытается ненадолго заполнить ее с помощью платьев, обуви и украшений.

Тесса также обратила внимание на то, что ее гардероб был очень разрознен. Она совершала свой выбор в различных эмоциональных состояниях, и вещи просто не подходили друг к другу. Когда Тесса надевала что-то из этих разрозненных элементов гардероба, ей сразу вспоминались неприятные обстоятельства их приобретения, и именно поэтому одежда оставалась неношеной.

Слушая ее рассказ об эмоциональных взлетах и падениях, я представляла себе график с пиками и провалами. Когда Тесса была в плохом настроении и ее кривая уходила вниз, под линию, которую можно было считать ее нормальным поведением, она старалась вернуть ее на место с помощью покупок. Когда она радовалась чему-либо, покупки еще больше подталкивали кривую к пиковым значениям. Тесса не замечала, что такие подъемы длились не очень долго и после пикового периода она чувствовала себя значительно хуже. Стыд за лишние траты плохо действует на психику.

Выгодная покупка

Почти каждую неделю Тесса рыскала по магазинам в поисках распродаж. К сожалению, само по себе наличие скидки не должно быть основанием для покупки. Тесса возвращалась домой с мешками одежды, в которых были несколько экземпляров одной и той же вещи, ненужные аксессуары и предметы, совершенно не соответствующие остальным элементам ее гардероба.

На вопрос, зачем она все это покупала, Тесса ответила: «Приходилось – была такая хорошая скидка!» В этом нужно было разобраться поглубже. После долгого обсуждения я смогла объяснить, что ей было легче покупать вещи с этикеткой «распродажа». В этом случае ей было не так стыдно и неприятно разбираться со своими долгами после шопинга. Но распродажи имеют смысл только тогда, когда позволяют нам сэкономить, что подразумевает покупку только тех вещей, которые нам действительно нужны. С Тессой – другой случай.

Расстаться с этой привычкой непросто, поскольку на распродажах всегда можно сделать выгодные покупки. Каждый раз, когда Тесса искала какую-либо вещь по сниженной цене, она находила ее, и это служило оправданием для приобретения совершенно ненужных предметов. Она была не способна оценить отложенные негативные последствия такого поведения. Сумма, потраченная на ненужные вещи на распродаже, может равняться стоимости действительно нужных вещей без учета скидок.

Разомкнуть цикл

В наши дни покупки стали легким и приятным занятием. Трехнедельные путешествия за мешком сахара, лентами и булавками в повозке, запряженной лошадью, остались в прошлом. Мы можем совершать покупки не выходя из дома или прямо по соседству. А реклама по телевидению, в журналах и Интернете, многочисленные промоакции, купоны и прочие тому подобные предложения заставляют нас думать о покупках, даже когда мы этого не хотим. Нам кажется безумием отказываться от всех этих замечательных возможностей, которые предлагает нам мир вещей.

– Тесса, ты понимаешь, что вокруг тебя столько соблазнов купить что-то? – заметила я. – Неудивительно, что остановиться и удержаться так трудно!

Я объяснила ей, что если она действительно хочет меняться, то должна меняться и ее окружающая среда. Мы обсудили разницу между разумными переменами и теми, которые неминуемо приведут к неудачам в будущем.

После того как Тессе стала понятна связь между ее покупками и эмоциональными состояниями, она подготовила план действий на случай кризисной ситуации. Его суть состояла в том, чтобы найти действенные замены шопингу, которые не будут разорительны для ее бюджета, а, напротив, будут способствовать долговременным положительным результатам.

Тесса сообщила друзьям и родственникам, что она строго ограничивает свои покупки. Она будет рада участвовать в шопинге вместе с ними, но не сможет ничего покупать, пока не избавится от своей непреодолимой тяги к приобретениям и не приведет в порядок свой бюджет. Поэтому во время походов по магазинам она будет оставлять кошелек в машине.

Тесса согласилась составить свой месячный бюджет таким образом, чтобы у нее оставалась небольшая сумма денег на покупку вещей. Я хотела избавить ее от тяги к покупкам, но полный запрет мог привести ее к срыву.

В то же время ей можно было делать безопасные покупки в моменты, когда было необходимо что-то приобрести. Это метод, который позволяет смягчить навязчивое желание покупать. Тесса составила список вещей, которые ей хотелось, с ценами и прочей необходимой информацией. Через неделю она могла снова заглянуть в этот список, чтобы обнаружить, что ее горячее желание обладать ими исчезло. Как любительница моды, Тесса выписывала множество журналов и посещала интернет-сайты, посвященные моде. Просто отмечая понравившиеся ей модели и составляя списки, она имитировала процесс их поиска и приобретения и таким образом могла побеждать свою нездоровую тягу к покупкам.

Кроме того, Тесса получила ограничение на участие в распродажах до тех пор, пока мы не приведем в порядок ее шкафы и не избавимся от лишних вещей. Он должна была избегать посещения магазинов, где проходили акции, и проинформировала своих друзей и родственников, что ей запрещено покупать что-либо со скидками. Чтобы помочь справиться с ее зависимостью, я попросила Тессу посчитать месячный расход на покупки на распродажах, с указанием количества раз, которые эти вещи надевались. Таким образом, она могла посчитать среднюю сумму, затраченную на одну носку. Например, если она потратила на платье 80 долларов и надевала его два раза, средняя стоимость одной носки составляет 40 долларов. А если она надевала его двадцать раз, этот же показатель будет составлять всего 4 доллара. Для Тессы с ее шкафами, полными вещей с магазинными этикетками, такой расчет явился полным откровением.

На составление дневника, информирование друзей и знакомых об изменениях, подготовку бюджета и безопасные покупки понадобился месяц. После этого Тесса сообщила, что способна контролировать себя.

«Я все еще ощущаю потребность делать покупки, но теперь у меня есть альтернативные способы почувствовать себя так же, как при шопинге. Так хорошо по-настоящему испытывать собственные чувства, а не пытаться подавить их. Когда мне хорошо – мне хорошо, когда я чем-то опечалена – я печальна».

Нет ничего плохого в том, чтобы покупать одежду для улучшения настроения. Новый красивый наряд способен сделать это – я уверена. Однако очень плохо, когда неодушевленный предмет замещает подлинное выражение чувств, встает на пути необходимого конфликта и препятствует его правильному разрешению.

Благодаря ограничениям на покупки на распродажах у Тессы к концу каждого месяца накапливались свободные деньги, чтобы делать сбережения, приглашать в гости друзей или ходить с ними в рестораны и совершать путешествия, которые она так любила. Когда она смогла увидеть выгоды от совершения только действительно необходимых покупок, ограничения на распродажи были отменены. Я с радостью могу сообщить, что теперь Тесса не летит сломя голову на край света, чтобы быть первой на ликвидации какой-нибудь коллекции. Она даже научилась не глядя отправлять в мусорное ведро извещения о распродажах, которые приходят к ней по почте.

Получить поддержку от окружающих в стремлении побороть дурные покупательские привычки и неумение правильно выбирать одежду оказалось критически важным для Тессы. Эти изменения не произошли мгновенно, они потребовали много времени и усилий. Но результат, выразившийся в гардеробе, состоящем из хорошо подобранных друг к другу предметов, оказал на Тессу положительное и вдохновляющее действие.

После нашего упражнения по полному пересмотру гардероба Тесса, подобно Дороти из «Волшебника страны Оз», обнаружила, что у нее есть все, что ей нужно. Ей больше не нужно мчаться в торговый центр за чем-то еще – в ее шкафах много нарядных вещей. Нужно было просто научиться их носить. И еще она поняла, что эмоции, которые она хотела найти вовне, находятся внутри ее – и за них не надо ничего платить.

Ваша очередь

Покупки не по средствам – большая проблема. Под воздействием желания покупать вы можете перестать себя сдерживать, и после каждой следующей покупки это желание будет нарастать.

Тесса покупала вещи на распродажах и не носила их. И снова покупала, не обращая внимания на свои ощущения. Если вы похожи на Тессу, вы – далеко не единственная в этом смысле. Вы можете справиться с этой проблемой самостоятельно, но, если не получается, обратитесь за помощью к профессионалам. Помните, что ваши шкафы могут быть заполнены, при том что вы сами пребываете в опустошенном состоянии. Самые лучшие инвестиции, которые вы может сделать, – инвестиции в себя.

Затратная спираль

Вы тоже используете одежду, чтобы заполнить эмоциональную пустоту и почувствовать себя лучше? Вас также преследует привычка покупать вещи, которые не сочетаются с остальными предметами вашего гардероба и которые вам не нравятся? Есть ли у вас одежда, напоминающая об утраченной любви, потерянной работе и других жизненных разочарованиях?

Вы можете не сознавать того, что используете одежду в качестве успокоительного. Непреодолимая тяга к покупкам похожа на любую другую зависимость. Потребность очень сильна, и ее удовлетворение приносит кратковременное облегчение. Но в долгосрочном плане последствия выражаются в чувствах вины, беспокойства и, как у Тессы, в бесполезной одежде. Является ли ваша тяга к покупкам клиническим случаем, требующим профессионального лечения, или вам просто время от времени хочется «слегка развеяться», пройдясь по магазинам, вы можете использовать модель лечения зависимостей для того, чтобы прекратить набивать вещами шкафы!

В первую очередь нужно понять стереотипы потребления и механизмы, определяющие ваше поведение. Как и в случае с любыми зависимостями, зная побудительные причины поведения, можно успешно выбрать способы его исправления. Многие делают покупки для повышения настроения, но не все. Например, вы можете покупать и для того, чтобы что-то отпраздновать, или просто если у вас завелись лишние деньги. Задайте себе вопрос: зачем вы покупаете конкретную вещь – она вам необходима или вы делаете это просто так? На данном этапе речь не идет об изменении поведения, важно просто обратить на это внимание.

Но после того как вы прояснили, что именно побуждает вас к определенному поведению, настает время приступить к изменениям. Один из самых полезных способов борьбы с тягой к шопингу – переключиться в нужный момент на что-то другое: пообщаться с друзьями, заняться спортом, сделать запись в дневнике, посмотреть кино или принять пенную ванну. Для разных людей способы отвлечения могут быть разными, и вам стоит потратить время, чтобы найти наиболее подходящий именно вам. И тогда ваш шопинг перестанет быть функциональным расстройством и превратится в сплошное удовольствие!

Сопротивление распродажам

Тесса не просто не носила свою одежду, она покупала ее по сниженным ценам. Мне пришлось диагностировать у нее распродажное помешательство. В качестве первого шага в ее лечении необходимо определить, насколько проблематичной является любовь к скидкам. Если вы покупаете вещи, которые вам нравятся и которые вы носите, поиск наиболее выгодного предложения стоит потраченных усилий, времени и денег. Но если эти вещи вам не нужны или не приносят радости, ваши ресурсы были израсходованы впустую.

Чтобы изменить подход к покупкам по сниженным ценам, смотрите на процесс наполнения шкафа так же, как на процесс накопления на вашем сберегательном счете. Купить какую-то вещь со скидкой необязательно означает, что вы сделали удачную инвестицию. Чтобы действительно сэкономить деньги и увеличить баланс вашего счета, вы должны носить то, что покупаете, и получать от этого удовольствие. В противном случае вы просто потеряли деньги на том, что представлялось вам удачной покупкой.

Другой хороший способ изменить отношение к распродажам – учитывать фактическую стоимость предмета одежды в пересчете на одну носку. Как и Тессе, этот метод поможет вам оценивать расходы во временной перспективе.

С появлением магазинов-складов, дисконт-центров и фабричных аутлетов все больше и больше людей получают доступ к самым разнообразным вещам. И эти вещи можно покупать без угрызений совести, поскольку они продаются со значительными скидками. Исследования показывают, что покупатели покидают такие магазины, приобретя значительно больше товаров, чем предварительно планировали, просто потому, что им предложили «отличную цену». Это похоже на результаты исследований в области потребления пищи, которые проводил доктор Брайан Уонсинк из Корнельского университета. Его опыты показали, что чем больше еды оказывалось на тарелках участников опытов, тем больше они ели. Будучи верными нашей человеческой природе, мы стремимся потребить то, что оказывается перед глазами.

Европейцы значительно лучше преуспели в распродажах – они ничего на них не покупают. Они приобретают меньше вещей, но лучшего качества, более модных и более дорогих. Я хорошо помню, как моя французская подруга-профессор говорила, что не понимает американский способ покупки «мешками». Она утверждала, что француженке нужны только черная кашемировая водолазка, брюки, джинсы, белая блузка с воротником, шарф Hermes, тренч, пара туфель без каблука и пара туфель на высоком каблуке. Цена не имеет значения, поскольку действительно дорогие вещи способны служить верой и правдой всю жизнь.

Как вырваться из замкнутого круга покупок

Кажется, что вырваться из замкнутого круга невозможно. Независимо от того, требует ли ваша страсть к шопингу врачебного вмешательства или вы находитесь в «пределах нормального». Желание купить может быть очень сильным, а последующее облегчение будет нарастать с каждым разом, заглушая чувство вины и страх перед ростом задолженности. Выгоды отказа от компульсивного покупательского поведения должны перевесить удовлетворение, которое вы испытываете, наполняя тележку товарами.

Чтобы отказаться от импульсивных покупок, следует начать с подавления самих импульсов. Непреодолимое желание покупать вызывает непроизвольную реакцию: я расстроена (нервничаю, неудовлетворена) и пойду по магазинам, чтобы отвлечься от этого. Ваши действия обусловлены эмоциями. Чтобы замедлить или прекратить этот процесс, эмоции должны приводить к размышлению, результатом которого будет определенное действие. Дать себе возможность внимательно и логически рассмотреть собственные чувства и выбрать наиболее приемлемое действие – критически важный элемент в снижении вероятности «разгульного» шопинга.

Если вы, как и многие, покупаете без надобности, без достаточных средств и без ясного понимания того, что вы делаете, есть несколько способов, которые помогут навести порядок в вашей голове и в вашем бумажнике.


Шопинг без. Все любят смотреть на одежду, мерить ее и знакомиться с последними моделями. Предметы одежды – произведения искусства, которые висят на плечиках. Вы можете захотеть пройтись по магазинам и тогда, когда вам необходимо сдерживать ваши желания покупать и тратить деньги. Под шопингом без имеется в виду шопинг без портмоне. Ни наличных, ни кредиток, ни чеков – вообще ничего! Особо отъявленные любительницы походить по магазинам могут посчитать такой способ особо изощренной медленной пыткой. Действительно, сначала он может оказаться немного болезненным. Но постепенно приучит вас к тому, что между порывом к покупке и самой покупкой должен существовать интервал времени, в течение которого можно обдумать ее необходимость и целесообразность.

После похода по магазинам без денег вы вернетесь домой с представлением о том, что именно хотели бы купить. Реально оцените содержимое своих платяных шкафов, чтобы понять, является ли ваше желание импульсом или покупка будет действительно удачной инвестицией в пополнение гардероба. Не исключено, что только десятая часть ваших пожеланий нуждается в воплощении.


Техасский холдем. Суть моего метода «техасский холдем» заключается в том, что вы просите оставить для вас понравившиеся в магазине вещи до конца этого или следующего дня. Вернувшись домой, внимательно проверьте, что именно вы замените в своем гардеробе, если купите то, что выбрали. Принимайте окончательное решение только после детального сравнения того, что у вас есть, с тем, что вам нужно.


Лимит времени. Метод лимита времени предполагает, что в случаях, когда вам очень хочется что-то купить, но нет материальной возможности это сделать, стоит как следует обдумать свое желание и принять решение на основе разума, а не чувства. Каждый раз после того, как вам удастся победить желание покупать, вы будете ощущать, что позывы к шопингу становятся слабее. Если сможете отложить покупку на неделю или на месяц, по прошествии этого времени обдумайте ее необходимость еще раз. И разрешите себе сделать ее только после того, как все сомнения будут развеяны.


Получите! Я использовала этот метод, когда работала в магазине. Странным образом мое желание покупать что-либо испарилось, несмотря на то что вокруг было огромное количество красивых и модных вещей и я могла пользоваться значительной скидкой. Я возненавидела торговый центр, презирала шопинг, меня мутило от вида одежды, я выбрасывала в помойку модные каталоги и практически ничего не покупала. Магазин, в котором я работала, представлялся мне моим большим гардеробным шкафом с красивой одеждой, из которого я в любой момент могла выбрать практически любую вещь. Порывы приобрести что-то и ощущения прикосновения к запретному плоду при покупке исчезли полностью. Когда мне казалось, что у меня это уже есть, я в этом больше не нуждалась.

Вам не надо идти работать в магазин, чтобы использовать метод «Получите!». Если у вас есть изображение желанного предмета, повесьте его перед собой, чтобы видеть каждый день. Постоянное любование видом предмета вожделения часто приводит к пресыщенности им. Таким образом я избавлялась от горячего желания объектов, которые никогда не смогла бы себе позволить: туфель Manolo Blahnik, обручальных колец с бриллиантами Asscher или часов Cartier Tank Americaine. Интернет также может помочь в том, чтобы предмет надоел вам, не будучи приобретенным: после многократного просмотра содержимого вашей корзины в интернет-магазине вы можете ясно осознать, что нет никакой необходимости в заказе на дом той или иной разновидности финансовой западни.


Фрустрация без регистрации. Интернет делает импульсивное потребление легким и приятным. Не надо никуда ехать, не надо парковаться, не надо мерить, и нет очередей. Можно заниматься шопингом, не выходя из дому, в три часа ночи, с головой в бигуди, с банкой «Нутеллы» и ложкой в руках. Это нехитрое занятие может быть очень опасным для тех, у кого есть серьезные проблемы с шопингом.

В условиях неограниченной доступности товаров отказаться от их приобретения непростая задача. Когда я решила сделать тайм-аут в бесконтрольных покупках на время Великого поста, я понимала, что возникнет проблема с интернет-магазинами. С открытыми личными аккаунтами в Ralph Lauren, Neiman Marcus, Saks, Burberry, Banana Republic, Tory Burch и Nordstrom это довольно сложно. И что я сделала? Я закрыла свои аккаунты, создав самой себе фрустрацию без регистрации.

Перейти из корзины в раздел оформления заказов одним кликом стало невозможно. А когда мне потребовалось время на заполнение всех регистрационных форм, я поняла, что его лучше использовать на то, чтобы взять паузу между эмоцией и действием и получше обдумать необходимость покупки. И даже после окончания поста мои покупательские порывы на некоторое время оставили меня в покое.


Осознанное приобретение. Импульсивное поведение зачастую равносильно бессознательному. Еще один способ изменить подход к шопингу – сделать паузу на обдумывание покупки, чтобы совершить ее осознанно. Вы можете внимательнее отнестись к своим ощущениям перед тем, как поехать по магазинам, в тот момент, когда совершаете покупки, после того как их закончили, и в следующий раз, когда почувствуете желание отправиться на шопинг. Кроме того, осознанное приобретение – еще один способ оценить вашу потребность в новом предмете гардероба, сопоставить ваше желание с содержимым шкафа и четко разделить желание и необходимость.

Мне очень трудно усидеть на месте, тем более сидеть в размышлениях. Иногда просто не хочется прислушиваться к себе. Но мое обучение психологии предусматривало развитие навыков достижения сосредоточенности у клиентов, что подразумевало собственное умение концентрироваться на своих мыслях. После долгих усилий это стало получаться, и очень скоро я поняла всю пользу медитации, расслабления, глубокого дыхания и записи своих чувств для развития умения чувствовать ситуацию «здесь-и-сейчас», которое отличает практики сосредоточенности. Способность сознавать свои ощущения и чувства и обусловленное ими поведение позволила мне поставить под контроль мое покупательское безумие. Теперь вместо того чтобы размахивать кредиткой при каждом удобном случае, я детально обдумываю каждую покупку.

Основы: как удачно купить одежду

Иногда покупка лишних вещей не является результатом любви к шопингу, одержимости модой или внутренних противоречий. Вы просто не знаете, как составить гардероб из разрозненных вещей. Когда шкафы наполнены одеждой, элементы которой плохо сочетаются между собой, единственным спасением часто становится поход в магазин за тем элементом, которого не хватает в конкретном случае.

Вещи, которые куплены в ситуациях «мне нечего надеть!», обычно плохо подходят к остальным предметам одежды. Такая привычка имеет тенденцию к усилению. Чем чаще вы покупаете под влиянием момента, тем больше вещей вам необходимо. По теории гештальта, целое всегда больше, чем просто слагаемое его составных частей.

Даже когда ваши шкафы наполнены восхитительными вещами, у вас не получится создать полноценный гардероб, если они не подходят друг к другу. Избавиться от привычки делать покупки в стрессовом состоянии поможет освоение искусства сочетать между собой различные предметы одежды, которые имеют многофункциональное назначение.

Лучшие подсказки при создании гардероба начинаются с элементов убранства дома. Его основные рабочие элементы – стулья, кресла, столы и диваны – должны быть пропорциональны размеру помещения, обладать простой классической формой, соответствовать по стилю и цветовой гамме другим предметам домашнего декора. Аксессуары – подушки, картины и ковры – должны выделяться на общем фоне и быть подобраны так, чтобы их можно было безболезненно заменить в случае изменения модных тенденций. Основная мебель служит как бы холстом картины, а аксессуары – красками на этом холсте.

Оптимальная основа гардероба – черный или бежевый костюм, темные джинсы прямого покроя, платье-футляр, классические твидовые одноцветные брюки. Откажитесь от вычурных узоров и украшений в виде блесток, кристаллов, кисточек и тому подобного. Избегайте остромодных вещей при составлении основы гардероба, но будьте максимально креативны при выборе аксессуаров: обуви, поясов, шарфов и украшений. В этой части вы можете экспериментировать с цветом, тканями, отделкой и узорами.

Вдумчиво подобрав основные элементы гардероба, вы увидите, что их можно использовать в различных случаях, варьировать в зависимости от времени дня и температуры воздуха и приспосабливать к любому из четырех уровней одежды, по которым, как вы помните, мы распределили гардероб Тессы:


Уровень 4: Формальная

Уровень 3: Выходная

Уровень 2: Офисная

Уровень 1: Для отдыха


У вас может быть больше или, наоборот, меньше подобных уровней классификации. Важно определить элементы гардероба, применимые сразу на нескольких уровнях (классические), и те, которые уместно использовать только на одном (специальные предметы).

Начните с какого-то одного предмета, который вы достали из шкафа. Пусть это будет белая блузка на пуговицах. Попробуйте сочетать ее с другими элементами гардероба:


Уровень 4. Формальная одежда: белая блузка под черные брюки с лампасами или с длинной атласной юбкой, открытые туфли на ремешках, волосы, убранные назад в невысокий шиньон.


Уровень 3. Выходная одежда: белая блузка с облегающей юбкой (возможно, мини) или шортами, туфли на платформе, завитые распущенные волосы.


Уровень 2. Офисная одежда: белая блузка под платье-футляр без бретелек с вырезом, с блейзером или кардиганом, широкими брюками или юбкой-карандашом, с туфлями на среднем каблуке или дамскими лоферами, волосы убраны в небольшой хвост.


Уровень 1. Одежда для отдыха: белая блузка с жилетом из искусственного меха, облегающие джинсы с сапогами для верховой езды, волосы убраны назад под ленту.


Из этого упражнения видно, что белая блузка на пуговицах является неотъемлемым и обязательным основным элементом гардероба. Вне зависимости от того, куда именно вы отправляетесь, можно ее надеть. Такая блузка всегда уместна и хорошо сочетается с другими предметами гардероба. Теперь давайте представим себе, что вы собрались по магазинам, но никак не можете решить, что вам более необходимо: длинная нитка жемчуга или высокие сапоги на шпильке. Давайте проделаем упражнение еще раз.


Уровень 4. Формальная одежда: белая блузка под черные брюки с лампасами или с длинной атласной юбкой, открытые туфли на ремешках, волосы, убранные назад в невысокий шиньон. Вы сможете носить жемчуг в виде колье из нескольких слоев и подвесить на него алмазную брошь.


Уровень 3. Выходная одежда: белая блузка с облегающей юбкой (возможно, мини) или шортами, туфли на платформе, завитые распущенные волосы. Вы сможете носить жемчуг, выпустив его на всю длину, а вместо туфель на платформе использовать сапоги на шпильке.


Уровень 2. Офисная одежда: белая блузка под платье-футляр без бретелек с вырезом, с блейзером или кардиганом, широкими брюками или юбкой-карандашом, с туфлями на среднем каблуке или дамскими лоферами, волосы убраны в небольшой хвост. Вы сможете носить жемчуг на полную длину.


Уровень 1. Одежда для отдыха: белая блузка с жилетом из искусственного меха, облегающие джинсы с сапогами для верховой езды, волосы убраны назад под ленту. Вы можете намотать жемчуг на руку в виде браслета.


Жемчуг подходит к одежде любого уровня, а сапоги на шпильке уместны только в единственном случае. Выбор очевиден!

Иметь и сохранять

Если, как у Тессы, ваши шкафы ломятся от неношеной одежды, это означает, что вы совершаете наиболее вопиющее преступление в области моды. Носите свои вещи – самое подходящее время для них уже наступило! А если вы не уверены, что будете их надевать, отдайте тем, кто точно будет это делать.

Найти смысл жизни – означает понять, что мы можем дать другим людям. Мы приходим в этот мир с определенными ресурсами, талантами и способностями для того, чтобы жить и помогать другим. Если есть что-то, чем вы можете поделиться с окружающими, делитесь! Это относится и к вашему гардеробу. В вашем шкафу скопилась красивая одежда, которую вы не носите? Отдайте ее.

Каждый раз, когда вы покупаете новую вещь, избавляйтесь от чего-то старого в вашем шкафу. Таким образом вы достигаете двух целей: во-первых, сможете кого-то осчастливить, а во-вторых, используете возможность избавиться от ненужных вещей, освободив место для новых.

Так что для вашей одежды не потребуется дополнительное место по сравнению с тем, которое она занимает сейчас.

* * *

Жить становится проще, когда мы избавляемся от ненужного и окружаем себя вещами, которые не просто собирают пыль, но что-то значат для нас.

Несколько слов о синдроме компульсивного приобретательства

Люди, скупающие все подряд, невзирая на негативные последствия, нуждаются в медицинской помощи. Настоящий синдром компульсивного приобретательства (СКП) также известен под названием «омниомания». СКП проявляется менее чем у 10 % населения, обычно у девушек в возрасте около двадцати лет. Эта болезнь впервые была определена в начале двадцатого века, а в последние годы в странах с развитым массовым потреблением она получает все большее распространение. Однако до сих пор омниомания как следует не изучена и не описана.

Первые проявления синдрома компульсивного приобретательства начинаются с чувства напряженности и беспокойства перед совершением покупки. После того как вожделенный товар приобретен, эти симптомы исчезают. Такое поведение становится импульсивным, эксцессивным и повторяющимся. А стереотипное нарастание беспокойства и последующее облегчение во время совершения покупок ведет к эмоциональным расстройствам, ухудшению общего состояния здоровья, финансовым трудностям, проблемам в семейной жизни и профессиональной деятельности. Это нарушение системы контроля влечения крайне инвазивно, и его сложно компенсировать, поскольку избавление от негативных эмоций с помощью покупок имеет моментальный успокаивающий эффект. И он кажется более существенным, чем отложенные негативные последствия.

СКП может передаваться между членами семьи и имеет нейробиологические причины. Он часто сочетается с другими психологическими нарушениями, на фоне которых его трудно выделить и диагностировать. Смена настроения, тревожность, злоупотребление лекарственными веществами, расстройства питания, нарушения эмоционального контроля, обцессивно-компульсивное поведение и личностные расстройства – частые спутники СКП. Многие из компульсивных покупателей становятся также одержимы болезненной страстью к накопительству. Болезнь трудно поддается лечению, но антидепрессанты и когнитивно-поведенческая групповая терапия дают некоторые положительные результаты.