Уверенная поступь начинающего конструктора
СправкаДонской политехнический институт основан в 1907 году в городе Новочеркасск Ростовской области. В 1930-м был реорганизован в форме разделения на семь самостоятельных институтов: энергетический, химико-технологический, геологоразведочный, инженеров коммунального строительства, авиационный, металлургический, сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас функционирует под названием Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова.
Институт в Новочеркасске был основан еще в 1907 году при Николае II, но строительство продолжалось очень долго и было закончено только к 1926 году. Недавно открывшееся авиационное отделение имело сильную базу: программа была всеохватывающей, преподавательский состав был прекрасно подобран, аудитории Донского института собирали под одной крышей даже зарубежных лекторов, которые приезжали в Россию, чтобы поделиться опытом и знаниями. В Новочеркасске занятия и изучение авиации безмерно притягивали к себе Миля.
Донской политехнический институт.
Спустя некоторое время Миль организовал в институте авиационный кружок, где люди, интересующиеся авиацией, могли бы получать дополнительные знания, проявлять свои способности и высказывать идеи, пусть даже самые странные. В кружке проводились различные виды занятий: построение моделей самолетов, черчение схем, изображение моделей на бумаге и т. д. Несмотря на свой юный возраст, Миль мог с легкостью увлечь любого участника кружка в мир авиации. Кружок не был особо большим, даже можно сказать, он был мал: всего лишь 12–15 участников. В какой-то степени это являлось огромным плюсом, так как с каждым участником Миль мог спокойно и без спешки обсудить любые вопросы, помочь разобраться в материале, а если нужно, то и вступить в полемику. Кружок посещали также студенты старших классов и рабочие. К каждому Миша относился с теплотой и доброжелательностью, каждому давал работу по силам. Миль пользовался особым уважением со стороны не только студентов, но и преподавательского коллектива. Многие работы участников кружка не оставались незамеченными: самые лучшие работы отправлялись на различные конкурсы, откуда участники возвращались с заслуженными призами.
Авиамодельный кружок, Михаил Миль сидит третий справа.
Несмотря на тягу к авиации, Михаил Леонтьевич не забывал и про общественную работу. Он был обычным студентом, который так же, как и все, ездил на военные сборы в лагеря, участвовал в общественных мероприятиях, ходил на практику. Он был обычным молодым человеком, который не отлынивал от общественной работы и на совесть выполнял абсолютно все. Он говорил: «Я везде хочу приносить практическую пользу». Но значительную часть своего времени он посвящал учебе по авиационной специальности. С самых детских лет авиация навсегда завоевала сердце Михаила Миля.
Учеба в институте давалась Милю достаточно легко. Что еще более важно, многие преподаватели с огромным уважением относились к своему юному студенту, который проявил свои незаурядные способности, показал себя с самой лучшей стороны.
Миша учился у профессоров Левкова и Горячева, которые вдвоем читали лекции по аэродинамике. Аэродинамика была самым любимым его предметом, именно ей он посвятил множество своих работ. В одном из институтских корпусов был организован аэродинамический кружок, куда Миль прибегал каждое утро, чтобы прослушать дополнительную лекцию, получить знания, которые помогли ему углубить свои представления об аэродинамике. В аэродинамическом кружке Миль встретил друзей, дружбу с которыми пронес через всю свою жизнь. В книге Елены Миль «Неизвестный Миль» есть воспоминания одного из институтских друзей Миля – Михаила Захарова, который описывает свою первую встречу с Михаилом Леонтьевичем: «Среднего роста, худощавый, с серо-голубыми глазами. Стрижка под машинку, что соответствовало тогдашней комсомольской этике».
Студенческая группа Михаила Миля (первый слева), Пана (вторая справа).
Михаил Захаров сыграл очень важную роль в жизни Михаила Миля: он рассказал Мише об автожирах. В личном дневнике Миль писал об этом так: «Впервые я услышал слово „автожир“ в 1928 году от своего товарища Миши Захарова, будучи тогда студентом 2-го курса Новочеркасского института. Он с увлечением рассказал мне о новом типе диковинного самолета, у которого вместо крыла был самовращающийся винт». Эту запись приводит Елена Миль в книге «Неизвестный Миль». Миль начинает с интересом изучать все книги об автожирах. В институте имелась замечательная библиотека технической литературы. Миль приходил в библиотеку, где с увлечением читал научные брошюры и журналы по авиации, чтобы как можно подробнее изучить «очень странные и сложные летательные аппараты».