Глава 3. Ужасы нового века
Болезни, которые ждут нас в новом веке
Игорь Прокопенко
Люди стоят в очереди за телефоном, кто-то провел ночь в палатке, кто-то готов переплатить, чтобы попасть поближе к двери – и все для того, чтобы купить телефон в первые часы продаж. Это происходит не только в России – практически во всех странах наблюдается примерно одна и та же картина, и это очень похоже на массовое безумие. Модель телефона стоит в пределах от 57 до 68 тысяч рублей, место в очереди продают в среднем за 30 тысяч рублей. Что же заставляет огромное количество людей так поступать?! Ведь через одну-две недели эти же телефоны будут доступны во всех магазинах без всяких очередей и переплат…
Сегодня существуют целые индустрии с продуманными схемами и способами подчинения людей, и набор этих манипуляций становится всё более изощренным, чтобы мозг каждого из нас не успел выработать защиту. В настоящее время активно развивается наука, которая называется «нейробиология принятия решений». Ученые исследуют, каким образом можно воздействовать на работу мозга, чтобы человек стал управляем. В этой работе достигнуты определенные успехи, которые радуют крупнейшие корпорации мира, а методики управления сознанием уже применяются чуть ли не в каждом продуктовом магазине, и человек всё больше становится марионеткой в чьих-либо руках…
Насколько нужно быть одержимым фанатом телефонов, чтобы отстоять целые сутки в очереди и легко расстаться с зарплатой, а то и двумя?! Ответ, возможно, кроется в том, что корпорация, производящая эти гаджеты, спонсирует институты нейрофизиологии мозга для управления как раз человеческим сознанием. Не потому ли мы, даже осознавая свою зависимость, все равно ни на секунду не расстаемся с телефоном? При этом неважно, нужен ли нам телефон, ждем ли мы звонка или нет. Человек стал номофобом – этот термин возник недавно на Западе, он образован от слов «no-mobile-phone phobia». Иными словами, это страх остаться без мобильного телефона. Понятно, что телефон является крайне необходимой вещью, но уж слишком быстро у человечества сформировалась полная зависимость от этого гаджета, и сейчас внезапно севшая батарея зачастую становится причиной панической атаки или невротического состояния.
В принципе сделать человека управляемым действительно можно за очень короткое время. Ярчайшим доказательством этому стал эксперимент 1967 года, который вошел в историю под названием «Третья волна». Слово «третья» в этом названии совсем не случайно, поскольку эксперимент имеет отношение к нацистскому Третьему рейху. Все началось с того, что один из учеников 10 класса в обычной школе небольшого американского города спросил учителя о том, как могли жители нацистской Германии притворяться, что ничего не знают о концлагерях и истреблении людей? Учитель решил не просто ответить, а продемонстрировать непосредственно на самих школьниках, насколько управляемо сознание людей. Он одел учеников в одинаковую форму, вооружил их лозунгами и идеей, и к концу эксперимента этот класс реально превратился в нацистское движение. Учитель ввел в классе жесткую дисциплину и строгие правила, постоянно говорил об избранности их группы «Третья волна», которая изначально состояла из 30 учеников только одного класса, но очень быстро расширилась до 200 участников за счет остальных классов. Показательно, что другим школьникам тоже захотелось принадлежать к «высшей расе», пусть и понарошку, в рамках учебного заведения. На третий день среди учеников уже появились доносчики, которые докладывали учителю о тех, кто недовольно высказывается по поводу новых правил. Менталитет немецкого народа времен Третьего Рейха сформировался у американских школьников настолько быстро, что на пятый день испуганный учитель прекратил эксперимент. Он объяснил ученикам, как легко они поддаются манипуляциям, и их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан нацистской Германии.
Человека можно сделать управляемым за очень короткое время.
В настоящее время нейрофизиологи могут объяснить с научной точки зрения, за какие ниточки надо дергать, чтобы человек стал марионеткой. Сейчас можно проникнуть внутрь черепной коробки человека и при помощи различных медицинских аппаратов посмотреть, каким образом мозг принимает те или иные решения. Это дает совсем другой уровень понимания человека и механизма, при помощи которого он делает тот или иной выбор.
В 2004 году стало известно, что производитель одного из самых известных в мире газированных напитков начал на деле применять новые знания нейрофизиологов. Ученых заинтересовало, почему опросы показывают, что людям нравится вкус одного напитка, но покупают они при этом другой. Сканирование мозга участников исследования выявило, что решение принимается помимо сознания, и поведение людей при выборе покупки резко меняется на неосознанное! По мнению экспертов в области нейроэкономики, большая часть неосознанных решений принимается гораздо раньше того, как человек начал о нем думать. Они утверждают, что за 30 секунд до принятия решения его в принципе можно предсказать, если иметь возможность посмотреть внутрь головного мозга – это касается в том числе и решения, какую газировку купить.
Но как повлиять на этот процесс принятия решения? Как заставить обычных потребителей выбрать то, что выгодно производителям и продавцам? На самом деле таких техник воздействия на мозг и способов внушения сегодня существует очень много. По мнению психологов, это происходит при помощи так называемого косвенного внушения, которое не означает прямого зомбирования людей и приказов – для этого необходимо подтолкнуть человека в нужную сторону, когда у него нет жесткой позиции между двумя полюсами «да» и «нет».
Возможности нейровлияния используются при создании новых продуктов, разработке упаковки и рекламы, и совокупность всех этих факторов можно назвать глобальной манипуляцией поведением человека. Казалось бы, какой вред могут принести скидки, которые используются ради того, чтобы завлечь покупателя в магазины? А вред есть, и он заключается в том, что может произойти побочное воздействие на подсознание и психическое состояние человека, например, тем, что цифры скидок мерцают красным цветом. Были случаи, когда человек, находившийся в невротическом состоянии, при виде этих мерцающих цифр срывался! У маркетологов, конечно, нет задачи довести людей до психических нарушений – им нужно всего лишь привлечь внимание потребителя и увеличить продажи. Поэтому они используют возбуждающий красный цвет, когда надо просигналить о скидках, и успокаивающий зеленый, когда речь идет о продаже молочной продукции. По мнению маркетологов, грамотно используя сочетания цветов в оформлении торговых рядов, можно так или иначе сформировать нужное продавцу покупательское поведение.
Однако медики и психологи предупреждают, что в играх с цветовой палитрой можно переусердствовать. Еще в середине XIX века физиолог Герман Гельмгольц создал «концепцию бессознательных умозаключений», которая посвящена особому восприятию мозгом некоторых цветов. Примерно в тоже время стало известно о «синдроме Стендаля» – заболевании, которое было названо по имени писателя. Именно он первым описал странные ощущения от просмотра картин с многоцветными мазками: у него учащалось сердцебиение, начинала кружиться голова и появлялись галлюцинации.
Известно, что банки не для всех людей являются приятным местом, особенно когда приходится брать кредит под высокий процент и потом выплачивать его долгие годы. Чтобы люди делали это более охотно, помещения банков ароматизируют по особой технологии. Согласно статистике, в ароматизированных помещениях люди задерживаются в среднем на 27–30% дольше. Ароматизаторы, грубо говоря, не бьют прямо в нос клиенту, их задача – влиять на людей на бессознательном уровне, и для этого работает огромная сеть парфюмеров по всему миру.
Есть и другая категория запахов, которые нельзя отнести к ароматам, но они тоже могут быть манипуляторами. Например, путрисцин – запах разложения. Его зловоние воздействует на психофизиологию настолько сильно, что для этого феномена придумали даже специальный термин «бей или беги». Почувствовав путрисцин, человек испытывает приступ агрессии и страха одновременно. Маркетологи уверяют, что они этот запах не используют, поскольку нет ситуации, чтобы агрессия и страх приносили прибыль. Однако как способ управления массовым сознанием страх – самая подходящая эмоция. Это было доказано еще во времена Юлия Цезаря, когда каждого десятого в римской армии казнили, чтобы повысить дисциплину. Легионеры знали, что если кто-то испугается на поле боя, то может быть наказан жесточайшим образом, если ему по жребию выпадет быть десятым.
Конец ознакомительного фрагмента.