Вы здесь

Мифы Греции и Рима. Глава 3. Юнона (Хелен Гербер)

Глава 3

Юнона

Супруга Юпитера

Юнона (Гера, Гере), царица небес, богиня атмосферы и покровительница брака, была дочерью Крона и Реи, а следовательно, приходилась Юпитеру сестрой. Как только он сверг родителей и захватил власть, он начал подыскивать себе подходящую спутницу. Юнона привлекла его своей необыкновенной красотой, и он сразу же начал ухаживать за ней, приняв облик кукушки, чтобы внести некоторую долю романтики. Ему удалось добиться благосклонности и согласия на брак, вскоре после этого они с большой помпой отпраздновали свою свадьбу на горе Олимп. Именно тогда безнравственный конклав богов провозгласил Юнону покровительницей брака.

Но, хотя поначалу союз казался счастливым, между супругами вскоре начались разногласия, ибо Юпитер оказался неверным супругом, а Юнона ужасно ревнивой и, подобно элементу, который она олицетворяла, чрезвычайно переменчивой в своих настроениях. Узнав об измене супруга, она приходила в ярость и осыпала мужа упреками, а тот жестоко наказывал ее за то, что она устраивала за ним слежку, и, вместо того чтобы исправиться, с новой силой предавался своим любовным похождениям.

Каллисто и Аркас

Однажды он без памяти влюбился в девушку по имени Каллисто, нежную, стройную и красивую, но, несмотря на все его предосторожности, Гера узнала об их свиданиях. День и ночь она ломала себе голову, как бы отомстить любовникам, и, наконец, придумала. Грациозная Каллисто неожиданно потеряла дар речи и превратилась в неуклюжую, грубую медведицу в гуще непроходимого леса, где отныне ей предстояло жить. Юпитер безуспешно пытался разыскать свою возлюбленную и только по прошествии длительного времени нашел ее и ее маленького сына, медвежонка Аркада. В награду за все их страдания он перенес их на небо и превратил в созвездия Большой и Малой Медведиц.

У Юноны, как и у ее мужа, была личная помощница, Ирида (Радуга), которая часто выполняла обязанности посыльной – задания Юноны она исполняла с такой же быстротой, как и Меркурий. Ее полет по воздуху был столь быстр, что ее невозможно было увидеть, и никто бы не знал, что она пролетела, если бы ее разноцветные одежды не оставляли после себя сверкающую на солнце дугу.

Юнона была матерью Марса, Гебы и Вулкана. Ее всегда описывали и изображали в виде прекрасной, величественной женщины, облаченной в развевающиеся одежды, с диадемой и скипетром. Ей были посвящены фазан и кукушка, которых часто можно было видеть рядом с ней.

Главные центры ее почитания располагались в Микенах, Спарте, Аргосе, Риме и Герауме. У нее было множество других святилищ, рассыпанных по всему Древнему миру. Ей поклонялись также и в храмах Юпитера. В Италии и Греции имелось множество статуй этой богини, некоторые из которых сохранились до наших дней. Благодаря им мы можем увидеть, какой представляли себе древние царицу небес.

Клеовис и Витон

Празднества в честь Юноны, называвшиеся Матроналиями, всегда проходили в Риме с очень большой пышностью. Менее важные праздники устраивались в каждом городе, где был храм Юноны. На одном из них одной старой жрице очень захотелось попасть в храм в Аргосе, где она долгие годы служила богине, пока не вышла замуж. Дорога туда была пыльной и длинной, поэтому старая женщина, которая не могла уже ходить на такие расстояния, попросила своих сыновей, Клеовиса и Витона, запрячь в повозку ее белых телок. Юноши поспешили выполнить просьбу матери, но, сколько они ни искали этих телок, их нигде не было. Не желая огорчать мать, которой так хотелось посетить праздник, эти заботливые юноши сами впряглись в повозку и отвезли ее через весь город к воротам храма под шумное одобрение людей, восхищавшихся подобным проявлением сыновней преданности.

Мать была так тронута любовью своих сыновей, что, преклонив колени перед алтарем, принялась с жаром молить Юнону о том, чтобы та наградила их самой дорогой наградой. После службы бывшая жрица вышла на крыльцо, где ее сыновья прилегли отдохнуть после тяжелого пути. Она думала, что оба спят, но оказалось, что оба мертвы. Царица небес перенесла их во сне прямо на Елисейские поля, в место вечного блаженства, где такие, как они, наслаждались вечной жизнью.