Вы здесь

Мифологические существа народов мира. Магические свойства и возможности взаимодействия. Часть вторая . Мифические животные (Д. Д. Конвей)

Часть вторая

Мифические животные




3. Единороги

Единорог, как и дракон, является, пожалуй, наиболее популярным и известным из мифических животных, особенно в Западном полушарии мира. Главная причина этой популярности заключается в том, что средневековые христиане приняли концепцию единорога и изменили его символические значения в соответствии со своей религией. Для них он стал символом их бога Христа, хотя изначально единорог не имел к нему отношения. Дракон же в христианстве стал символизировать дьявола.

Увлечение единорогом продолжается до сих пор. Например, мультфильм «Последний единорог», снятый по книге Питера Бигла, не теряет своей популярности[2] [1]. В сувенирных магазинах вы с легкостью найдете статуэтки и картины, изображающие единорога. Об этих существах написано много книг. Единорог наряду с другими сказочными животными является персонажем некоторых ролевых игр.

Единорог – одно из немногих сказочных и мифических животных, облик которого люди считают реалистичным. Другими словами, мы легко можем вообразить себе встречу с этим мифическим существом. Некоторые люди так сильно хотят его видеть и держать в качестве домашнего любимца, что прибегают к древнему методу легкого хирургического вмешательства, с помощью которого они в прямом смысле слова превращают двурогих коз и крупный рогатый скот в однорогих созданий. Но таких единорогов нельзя считать настоящими.

Некоторые древние кочевые племена Центральной Азии так сильно верили в единорогов и их магическое влияние и силу, что надевали на головы лошадям кожаные повязки, украшенные искусственным рогом. Черепа лошадей с такими повязками были найдены в местах захоронений в Сибири[3]. На некоторых доспехах для лошадей раннеевропейского периода на шлеме в области лба также есть рог.

Для того чтобы найти описание настоящего единорога, необходимо обратиться к древней истории, литературным произведениям и мифологии. Прочитав их, мы обнаружим, что описание и размер единорогов так же различны в зависимости от культуры и страны, в которых он появлялся, как и другие животные отличаются от континента к континенту.

Многие историки утверждают, что древние люди не видели разницы между похожими на единорога газелью и носорогом или антилопой, изображаемых на древних рисунках. Они совершенно игнорируют тот факт, что у древних народов были отдельные названия для антилопы, носорога и единорога.

Слово «единорог» (в англ. unicorn) дословно означает «однорогий», оно происходит от латинских слов unus, «один», и cornu, «рог». Таким образом, единорог – это уникальное создание, имеющее от природы лишь один рог, расположенный в центре лба. Животное, сломавшее один рог, не является единорогом, как и носорог, который имеет рог на конце своего длинного носа. Единорогом не может считаться и создание, которому хирургическим методом пересадили оба рога в центр лба. Единорог – это существо, принадлежащее к особому виду и имеющее от природы только один рог, существо, которое человек никогда не мог приручить, держать дома или разводить.

Это создание изображали и видели в таких регионах как Китай, Монголия, Средний Восток, Египет, Северная Африка, Индия, Япония, Европа, Флорида, области вдоль границы с Канадой, а также во многих других местах по всему миру. Однако их сфера обитания ограничивалась Северным полушарием.

Плиний писал, что единорог живет в Индии, а Геродот считал, что местом его обитания является Ливия. Жители Эфиопии утверждали, что это существо обитает в районах Верхнего Нила, его там часто видели. Тибетцы писали о существовании единорога в их регионе, это существо было также хорошо известно арабам.

В греческом и римском искусстве богиню Артемиду/Диану часто изображали восседающей в колеснице, запряженной восемью единорогами. Такая связь этих животных с богинями Луны прослеживалась в искусстве еще во времена шумеро-семитских цивилизаций.

Считалось, что европейский аналог единорога имел голову и тело лошади, задние ноги антилопы или оленя, бороду козла, львиный хвост и длинный спиралевидный рог, расположенный в центре лба. Согласно утверждениям некоторых авторов, рог был не спиралевидным, а прямым. Лодовико ди Вартема, Альберт Великий (Магнус) и Страбон сходились во мнении, что копыта единорога были раздвоенными, как у козы, хотя на некоторых иллюстрациях эпохи Средневековья показано, что на передних ногах у него копыта раздвоенные, в то время как на задних цельные. Средневековые писатели дали детальное описание единорога, которое позднее нашло свое отражение в изображении единорога на геральдических символах.

Многие авторы спорили о цвете европейских единорогов. Большинство утверждали, что они чисто белого цвета, в то время как другие, приняв за истину одно из индийских описаний, считали, что у единорога белое тело, рыжая голова и голубые глаза.

Европейский единорог обитал в лесах умеренных широт и был так быстроног, что ни одному охотнику было не под силу его поймать. Обычно он жил один, самцы и самки собирались вместе лишь для спаривания. Детеныш единорога рождался без рога и оставался с матерью до тех пор, пока рог не достигал своей полной длины. Несмотря на то, что обычно единорог является добрым и мягким существом, для защиты своей территории он, не задумываясь, использует свой острый рог.


Единорог


Европейские авторы не достигли единодушия в вопросе цвета рога. До XVI века они утверждали, что настоящий рог был полностью черного цвета. Позже стали считать, что он белый или цвета слоновой кости. Томас Фуллер выдвинул идею, что причиной разницы в цвете может быть возраст животного: у молодых особей рог был белым, когда они достигали возраста, по крайней мере, ста лет, рог их становился цвета слоновой кости, а рог черного цвета был у более старших единорогов. Другие натуралисты того времени писали, что настоящий рог единорога внутри был белым, а с внешней стороны – черным и по структуре напоминал кору.

Несмотря на то, что некоторые писатели упоминали в своих трудах прямые рога у единорогов, у изображенных на барельефах древнего Персеполя рога изогнутые. Это подтверждал и арабский литератор аль-Казвин.

Критики часто оспаривают тот факт, что древние изображения единорогов – это не что иное, как изображения двурогих животных в профиль так, что виден лишь один рог. Однако Роберт Браун обнаружил, что древние народы изображали двурогих животных таким образом, что взгляд их был обращен вправо, а единорога всегда рисовали смотрящим влево. В геральдике это положение известно как «смотрящее назад». В европейской литературе существует множество рассказов об охоте на единорогов ради добычи их рогов, которые славились своей способностью определять яды и могли служить для них противоядием. Рог единорога (иногда называемый аликорном) также очищал воду; когда рог погружали в грязный пруд или лужу, вода там становилась чистой. Любой человек, пивший из рога единорога, на всю жизнь обретал крепкое здоровье, а помимо этого избегал участи быть отравленным. Именно эти свойства аликорна заставляли древних правителей платить за него огромные суммы денег. Вплоть до XVIII века рог единорога был важным товаром в аптеках. Порошок из него стоил в десять раз больше своего веса в золотом эквиваленте, а целый рог был практически бесценен.

Два рога единорогов до сих пор хранятся в церкви Святого Марка в Венеции, сейчас они уже очень истончились от постоянного скобления. Еще один рог хранится в темном склепе французского собора Сен Денни. Считается, что сила его настолько велика, что вода, в которую предварительно был опущен рог, способна излечить любой недуг. Рог единорога был внесен в реестр сокровищ короля Англии Карла I. Еще один такой рог когда-то хранился в Виндзорском замке, где его могли увидеть все прибывающие ко двору королевы Елизаветы I. Его стоимость в то время составляла сто тысяч фунтов.

Так как рога единорогов стоили огромные суммы денег, в продаже часто появлялись подделки. Вот один из способов отличить настоящий рог от фальсификации: необходимо было на земле вокруг рога начертить круг и поместить в центр скорпиона, паука или ящерицу. Если рог единорога настоящий, то его сила не позволит им убежать.

В греческом «Физиологе»[4] сказано, что это животное затаило злой умысел против людей, и не без причины. Несмотря на то, что народы Запада считали единорога лунным существом, мягким и мудрым, они с железной решимостью охотились на него. Вскоре они обнаружили, что капканы, копья и луки были бесполезны против этого существа. Тогда, чтобы поймать его, в качестве приманки выбирали прекрасную девушку, и единорог с радостью к ней подходил и клал голову ей на колени. Пока девушка гладила животное, охотники либо убивали его, либо отпиливали его рог.

Греческий врач Ктесий прибыл ко двору персидского царя Дария II в 416 году до о. э.[5] и служил семнадцать лет придворным лекарем. По возвращении в Грецию он записал как местные истории, так и предания о единорогах, рассказанные ему гостями из Индии. Они описали индийского единорога как животное с телом белой лошади, темно-красной головой и темно-голубыми глазами. Длина рога на лбу животного по утверждению Ктесия составляла примерно полутора футов. Этот рог был трехцветным: чисто белым у основания на высоту двух ладоней, черным в середине, острый конец рога был окрашен в ярко-красный цвет. Таранная кость голени этого животного была очень тяжелой, как свинец, и имела цвет киновари.

Так как Ктесий провел в Персии семнадцать лет, ему был хорошо известен обитающий там дикий козел. Невзирая на мнение очернителей, Ктесий знал разницу между этим животным и единорогом. Он сообщал, что если пыль, образующуюся при пилении рога единорога, добавить в зелье, то оно становилось противоядием от смертельных ядов, а тот, кто использует рог в качестве сосуда для напитков, приобретает иммунитет к эпилепсии и ядам.

Натуралист Элиан в III веке о. э. совершил путешествие в Индию и видел животных, описанных Ктесием. Он, однако, описывал единорога как существо с желто-рыжей шерстью и черным изогнутым рогом. Он писал, что местные брамины называли это существо картазононом, и это было одиноко живущее животное, обитавшее в пустынных областях. Находясь в Индии, Элиан также из первых уст узнал о лечебных свойствах рога единорога. Индийцы изготавливали из их рогов чашки, которые служили защитой от некоторых болезней и яда. Он писал, что рог имеет круговые кольца.

Плиний-старший также упоминал индийского единорога, которого он называл моноцеросом. По его словам, индийцы охотились на это быстроногое могучее существо главным образом из-за его рога. Описание, которое дал животному Плиний, отличается от описания Ктесия лишь в одном: Ктесий утверждал, что рог был полностью черным. Впоследствии литераторы пытались доказать, что этот моноцерос был всего лишь носорогом, но сложно поверить в то, что кто-то мог перепутать этих животных.

Греческий философ и ученый Аристотель писал, что ему были известны несколько разных видов единорогов. Он подразделял их на две категории: парнокопытных, как, например, антилопа бейза, и непарнокопытных, например, индийский осел.

Ранние труды, посвященные европейским единорогам, были написаны Юлием Цезарем во время Галльских войн. Когда его войска стояли лагерем в Херкинианском лесу в Германии, он увидел необычное животное, имевшее тело оленя и размеры быка, а между ушей у животного рос единственный рог.

В 1389 году Джон Гессенский посетил Палестину, где увидел, как единорог погружает свой рог в реку, чтобы очистить ее воду. Почти столетие спустя Феликс Фабри увидел другого единорога у подножия горы Синай. В 1502 году человек по имени Льюис Вартоман встретил несколько единорогов в парке Мекки. Вертоманнус, посетивший Мекку в 1503 году, писал о том, что видел единорогов в храме. В VI веке о. э. Косьма Индикоплевст увидел при дворе короля Эфиопии четыре бронзовые статуи единорогов. Ему сказали, что это животное существует на самом деле. Иеронимо Лобо, португальский миссионер XVII века, видел нескольких единорогов в Эфиопии.

В результате недавних раскопок в халдейском городе Ур была найдена удивительной красоты шкатулка для украшений. На ее крышке, декорированной золотом и лазуритом, изображен лев, сплетенный в схватке с однорогим животным.

В Британском музее хранится великолепный барельеф, привезенный из Ассирии, на котором изображен король Ассурбанипал, охотящийся на единорогов.

Сохранившиеся до наших дней записи неизвестного китайского путешественника XI–XII веков повествуют о том, как он видел великое множество единорогов недалеко от озера в Тибете. Еще в 1820 году некий майор Латта, служивший в Британской армии, написал письмо домой о том, что в Тибете видел единорога и что эти создания там были известны как цо по.

Чингисхан в 1224 году лично встретил единорога на вершине горы Джаданаринг в Индостане. Он посчитал его появление настолько важным событием, что прекратил свою завоевательную кампанию в этом регионе.

Алдровандус сообщал о том, что видел единорога в Польше, а Джонстон в «Натуральной истории» писал о скандинавских единорогах.

Однако места обитания единорогов не ограничиваются Средним Востоком и Европой. Конкистадоры встречали единорога во время исследования Флориды. В XVI веке два человека (один из них – Джон Хокинс) сообщали о том, что видели единорога во Флориде. Сто лет спустя доктор Олферт Деппер писал о том, что заметил нескольких единорогов в штате Мен и в регионах, граничащих с Канадой, и всегда это происходило в сельской местности. Согласно описанию доктора Деппера, эти создания по внешнему виду напоминают лошадей, но имеют раздвоенные копыта, жесткую гриву, единственный рог на лбу и черные глаза.

В литературных источниках зафиксировано несколько фактов того, что эти однорогие животные преподносились в дар людям, обычно в знак признания могущества получателя. Греческому царю Периклу в знак его превосходства подарили однорогого барана. В XV веке король Эфиопии направил двух единорогов султану Мекки, а электору Саксонии подарили единорога в XVII веке. Жители средневековой Европы считали, что помимо целительной и защитной силы рога у единорога была еще одна отличительная особенность. По их мнению, у основания рога находился волшебный карбункул, который они называли рубином. Считалось, что этот карбункул обладает могущественными свойствами, полезными как в магии, так и во врачевании, и в том числе защищает от чумы.

В европейском искусстве единороги представлены очень детально. Единорог был изображен на гербе Общества аптекарей, а также ювелиров. На королевском гербе Британии в 1693 году был изображен традиционный единорог, его также можно увидеть на французском гобелене «Девушка и единорог», созданном в 1480 году.

Изображения единорога можно встретить на гравюрах по дереву, геральдике, украшенных орнаментом рукописях как на континенте, так и в Британии. Единорог – самое красивое из мифических животных, используемых в геральдике. В этом виде искусства его изображают с телом, головой и гривой лошади, козлиной бородкой, ногами и раздвоенными копытами оленя и единственным длинным спиралевидным рогом на лбу[6]. Единорог обычно белого цвета с золотым рогом, копытами, гривой и кисточкой хвоста.

Символическое значение единорога различается в зависимости от культуры и религии, характеризующей его. В христианстве это существо означало девственность, чистоту и невинность; эти определения относились к их Богу Иисусу. На Востоке, однако, единорог считался символом доброй воли, благожелательности, долголетия и мудрого правления.

Возможно, единороги сторонятся людей, являясь лишь человеку с чистым сердцем, однако эти создания часто контактируют с эльфами, феями, лесными духами всех стихий, например, дриадами. Часто они соглашаются на некоторое время стать конями для путешествий между параллельными мирами. Они так бесшумно передвигаются, что часто удивляют тех, кто их ищет.

Единорог – это неукрощенное животное, обладающее огромными силами стихий, которое обычно является символом трансформации. Оно очищается с помощью сил разрушения. Как и ипостась богини Старухи, единорог «разрушает», чтобы воссоздавать. Он уничтожает старое, чтобы исправить и возродить его. Нам этот процесс может показаться тревожащим, грубым и даже болезненным, но он необходим, чтобы избавиться от старых циклов и подготовиться к новым.

Единороги охраняют путь в царство фей и могут проводить вас туда, если вы готовы воспринять этот опыт.

Психологические характеристики: положительные – правильное взаимодействие с единорогами способно оказать огромное влияние на ваши моральные качества, чувство пристойности и духовный рост. Единороги не будут помогать тем, кто не заинтересован в совершенствовании своих нравственных устоев. Если ваша жизнь ничем не отличается от жизни других людей (положительные события чередуются с отрицательными), появление единорога будет служить знаком приближения очень важных перемен. Эти перемены могут быть как к лучшему, так и к худшему, но они коренным образом изменят ваш образ жизни. Отрицательные – всегда излишне осторожен; даже если вы нападаете на него физически или словесно в воображении, он воспринимает это как возможную угрозу.

Магические свойства: символизирует доброжелательность, славу, процветание, мягкость, чистоту, силу ума. Имеет безграничную внутреннюю силу. Дарует мудрость в сочетании с успехом. Способствует развитию личного могущества.

Чи-лин

В Китае единорога называли чи-лин или ки-лин. По внешнему виду он значительно отличался от европейского единорога. У этого создания, существующего в восточной мифологии, была голова дракона, хвост быка и тело оленя. Кожа его была красного, желтого, синего, белого и черного цветов. Эти цвета символизировали магическую связь чи-лин с пятью стихиями: Огнем, Водой, Деревом, Металлом и Землей. Считалось, что это существо было не больше козы, но обладало огромной силой и свирепым нравом. Издаваемый им звук напоминал звон колоколов.

Китайская легенда гласит, что этот единорог жил тысячу лет и пришел в Китай из далеких земель. Китайцы считали его благороднейшим из животных и, в отличие от представителей западных культур, не охотились на него. Впоследствии чи-лин стал символом знатного происхождения и хорошего характера, а также эмблемой армейских офицеров высокого ранга.


Чи-лин


До наших дней дошло много картин и скульптур, изображающих китайских единорогов. Несмотря на то, что литературные описания чи-лин во многом схожи, его художественные изображения отличаются друг от друга. На одной китайской картине, написанной чернилами на бумаге, чи-лин изображен с одним рогом, телом и лапами льва, без копыт, стоящим на задних лапах. Тело животного покрыто перьями, голову обрамляет огненного цвета грива. Иногда его изображали двурогим. На одном из рисунков эпохи китайской династии Цин представлено существо с двумя ветвистыми рогами, красивой бородкой и копытами, тело и ноги которого покрыты чешуей, напоминающей перья. Статуэтка из клуазоне, перегородчатой эмали, изображает чи-лин с двумя ветвистыми рогами, кудрявой бородой, тонким хвостом с пышной кисточкой на конце и маленьким, как у антилопы, телом.

Как в Китае, так и в Японии, мужских особей этого животного называли «ки» или «чи», и женских – «лин» или «рин». А правильным названием этого вида является «чи-лин». Это существо известно как совершеннейшее из всех земных животных.

Согласно древней китайской мифологии, Пан Ку, первому человеку, понадобились столетия для того, чтобы создать из первозданного хаоса порядок вселенной. Помогали ему в этом четыре особых животных – дракон, черепаха, птица Феникс и чи-лин. Считалось, что эти животные приносят удачу. Когда Пан Ку умер, его тело стало вселенной, а эти существа были вольны выбрать себе места обитания. Дракон ушел жить в моря, черепаха – в болота, Феникс выбрал сушу, а чи-лин убежал в зеленые леса и стал показываться на глаза людям лишь в особых случаях. Несмотря на то, что места обитания этих животных описаны словами, понятными людям, китайцы утверждают, что эти существа населяют тайные царства, где их особые силы не будут истощаться от контактов с людьми.

Для чи-лин существует лишь две причины обнаружить свое присутствие. Это пророческое существо появляется в лесу на глаза человеку во времена, когда царит мир и процветание и страной руководит хороший правитель. Он также появляется незадолго до смерти великого правителя.

Примерно в 280 году до о. э. император Фу Си, сидя на берегу Желтой реки, увидел единорога. Впоследствии он писал, что чи-лин выглядел как телец, но его тело было покрыто мерцающей чешуей, как у дракона. На лбу у него был серебристый рог, а на спине были начертаны магические знаки. Фу Си тщательно скопировал их, а затем с помощью этих знаков и своих знаний в области движения звезд создал первый письменный китайский язык[7]. Когда чи-лин шел в грязной воде, река становилась чистой, словно зеленое стекло. Это существо замерло перед императором, трижды ударило копытом о скалу и издало звук, похожий на звон монастырского колокола.

Позже китайский император Хуань Ти незадолго до смерти увидел чи-лин. Некоторые из его последователей также мельком видели это существо.

Спустя две тысячи лет его увидела молодая женщина по имени Чинь-Це, молившаяся в древнем храме. Чи-лин подарил ей кусочек зеленого нефрита и предсказал, что она родит сына, который станет великим, но некоронованным королем. Позже эта женщина стала матерью Кун Фу Це, или Конфуция. Говорят также, что единорог появился вновь после смерти Конфуция.

Через четыреста лет после Конфуция Ву Ти, император династии Хань, мельком увидел белоснежного чи-лин на землях, прилегающих к его дворцу. Он был так взволнован этой мимолетной встречей, что построил особую пагоду в честь этого животного, а также в надежде, что оно вернется вновь. Однако Ву Ти больше никогда его не видел.

Китайцы утверждают, что чи-лин больше не появляется, потому что китайские правители не добродетельны. Однако они до сих пор употребляют поговорку: «Пусть копыто единорога принесет тебе удачу».

Психологические характеристики: положительные – достоинство; хороший характер; яростная защита добра; огромная духовная сила. Появляется лишь в особых случаях. Отрицательные – любит предрекать беды и несчастья в отношении планов и надежд окружающих.

Магические свойства: символизирует удачу, связь с пятью стихиями, пророчество.

Ки-рин

Один из видов японского единорога называется ки-рин и напоминает существо, описываемое китайцами. Считается, что это одиноко живущее существо с достоинством вышагивает или, в редких случаях, вприпрыжку проносится мимо. На одном японском изображении ки-рин на плектре[8] из слоновой кости, датируемом XVIII веком, мы можем видеть создание с туловищем, похожим на лошадиное, одним рогом и огненно-красными крыльями, расположенными на передних лопатках и боках. Покров ки-рин состоит из нежных перьев или напоминающих перья чешуек искрящегося коричневато-золотого или просто золотого цвета. Его грива и хвост, а также рог и копыта окрашены в более темный золотой цвет. Глаза ки-рин красивого сине-фиолетового или теплого солнечно-карего цвета.

Восточный вид единорога также представлен на рисунках и в скульптурах буддийских храмов.

Психологические характеристики: см. Чи-лин.

Магические свойства: см. Чи-лин.

Син-ю

Еще один японский единорог известен как син-ю. Это свирепое существо внешне напоминает льва, имеет густую рыжевато-коричневую гриву и единственный рог. Син-ю также обладает способностью распознавать виновных и невиновных. Мудрец Кау Ю, рассматривая серьезные судебные случаи, обращался за помощью к син-ю, который появлялся перед ним в суде. Это существо замирало и устремляло неотрывный взгляд своих глаз с золотым крапинками на виновную сторону. Затем внезапно син-ю пронзал виновного рогом прямо в сердце.

Психологические характеристики: положительные – установление невиновности; действие в пределах законов нравственности и духовности. Отрицательные – слишком скор в суждениях.

Магические свойства: обучает распознаванию лжи; призывает виновного к правосудию.

Каркаданн

На Аравийском полуострове и в Древней Персии обитал еще один вид единорога, называемый каркаданном. Иногда его описывали как существо, напоминающее оленя, лошадь или антилопу. Другие источники утверждали, что у него тело носорога, хвост льва, желтые копыта и единственный черный рог в форме полумесяца на лбу. Легенда гласит, что он появился на свет, разорвав тело матери, поэтому арабы и персы считали каркаданна воинственным, несравненно жестоким животным, беспощадным в битвах. Все живые существа сторонились его из-за его агрессивного темперамента и громкого, грубого голоса. Но, несмотря на это, считалось, что его мясо, жир и рог обладают чудодейственными исцеляющими и защитными силами.


Каркаданн


Единорог был знаком жителям региона, когда-то известного как Абиссиния. Фрей Луис де Уррета писал, что в том регионе единороги обитали в месте, известном как Лунные горы. Арабы, позже населившие этот регион, также непоколебимо верили в этих созданий и рассказывали о них истории.

Древние македоняне считали, что Буцефал, конь Александра Великого, был единорогом. Дворяне, поймавшие это животное и доставившие его Филиппу, отцу Александра, называли его каркаданном. Однако утверждают, что это животное имело тело коня и один прямой рог на голове, в отличие от каркаданна, имевшего рог в форме полумесяца. После того как Филиппу и нескольким другим придворным не удалось удержаться в седле, Александр ласково поговорил с ним, а затем оседлал его и ускакал прочь. На протяжении всех военных походов императора, направленных на завоевание Дальнего Востока, Буцефал оставался его любимым конем.

Психологические характеристики: положительные – существо, обладающее внутренней силой для самозащиты. Отрицательные – существо, обладающее жестокой натурой, которому нравится причинять расстройства, беспорядок, даже сеять жестокость и ненависть среди окружающих.

Магические свойства: исцеляет и защищает.

Козы-единороги

В Египте известно два вида единорогов. Физиолог, живший в Египте в период между II и V веками нашей эры, написал бестиарий, в котором привел описание единорогов. Помимо обычного единорога, он описал еще один вид – животное размером с козу, с бородой и раздвоенными копытами. Однако детализированные различия описал энциклопедист Брунетто Латини, выделив конеподобных единорогов и гигантских однорогих коз, которых он назвал элиссерион.

Одна из наиболее известных в наше время коз-единорогов, созданных хирургическим путем, была выращена Оттером и Морнинг Глори Газель. Она размером с обычную козу и довольно красива.

Психологические характеристики: положительные – см. Единорог. Отрицательные – использование качеств единорога для удовлетворения физических страстей.

Крылатый морской единорог

Крылатый морской единорог, встречающийся в геральдике, – это странное создание-гибрид, о котором мало известно. Его изображают с передней частью туловища, головой и передними ногами лошади, рыбьим хвостом и рогом единорога на лбу. Однако на передних лапах у него также есть крылья.

Взаимодействие с крылатым морским единорогом может помочь вам эмоционально подготовиться к глубокой магической работе.

Психологические характеристики: положительные – тот, кто сочетает положительные качества единорога и Пегаса, чтобы контролировать свои эмоции. Отрицательные – человек, манипулирующий эмоциями других.

Магические свойства: способствует обретению контроля над эмоциональной ситуацией, которая, если оставить ее без внимания, может привести к еще бо́льшим беспорядкам и негативным чувствам.

4. Летающие кони

Крылатые кони с давних времен были частью мифологии многих культур. Зачастую они были напрямую связаны с божествами, часто выступая в роли божественных вестников. Если говорить о крылатых конях, на ум сразу приходит Пегас. Однако существовали и другие летающие кони, о которых обычным людям известно мало.

Любой крылатый конь является символом врожденной способности человечества перемещать астральное тело из одного уровня бытия в другой, чтобы постичь древнее духовное знание. Мифологические крылатые кони могут также помочь вам избежать любых опасностей, которые могут встретиться вам в астральных сферах.

Пегас

Крылатый Пегас из греческих мифов, белый конь с золотыми (а иногда белыми) крыльями, умеющий летать, – знакомое нам магическое мифическое существо. Разные мифы предлагают различные версии происхождения этого магического коня. Согласно одной легенде, Пегас был рожден из крови Медузы Горгоны после того, как Персей отрубил ей голову. Другая версия утверждает, что Пегас появился из пропитанной кровью земли после смерти Медузы, а еще один миф сообщает, что Посейдон создал этого коня, смешав кровь Медузы с песком. Согласно еще одной, более древней версии, Пегас появился на свет из менструальной крови Медузы Горгоны.

Другое предание гласит, что когда Персей убил Медузу, она была беременна от Посейдона двумя детьми. После ее смерти дети появились из ее тела уже взрослыми. Одним из детей был Пегас, другим – человек, воин по имени Крисаор. Пегас сразу же умчался на гору Геликон, где его с радостью приютили Музы. О дальнейшей судьбе Крисаора не сказано ни слова.

Если Пегас и волшебный конь Арион (Лунное небесное создание) являются одним и тем же существом, значит Пегаса родила греческая богиня Деметра после того, как ее похитил Посейдон. В очень древних текстах есть упоминание о женской особи Пегаса по имени Аганиппа. Этим именем часто называют Деметру в ее разрушительном аспекте Ночной кобылицы.

Представление о Пегасе могло зародиться в Египте, где в древней гробнице Осириса в Абидосе (примерно 2 тысячи лет до о. э.) бил священный источник Пега[9]. Возможно, этот культ Осириса позднее переняли в Коринфе, где за священным источником Пирена (Гиппокрена) ухаживали жрицы воды, известные как пеге. Эти жрицы носили маски кобылиц. Согласно греческой легенде, Фонтан Гиппокрена (что означает «колодец или ручей Лунной кобылицы») на горе Геликон, принадлежавший Музам, образовался, когда Пегас ударил о землю копытом. Поверье гласило, что любой, кому удастся проскакать на Пегасе, станет великим поэтом.

Пегас – это грациозное, прекрасное, мудрое и доброе животное. Он был настолько чист, что мог сразу достигать ворот Олимпа, и все же иногда он оказывал помощь героям, например, Персею и Беллерофону. Этот магический летающий конь помог Беллерофону победить и убить Химеру[10]. Однако эта победа так вскружила Беллерофону голову, что он попытался оседлать Пегаса и проскакать верхом на нем в царство богов. Разгневавшись, Зевс послал овода, который ужалил Пегаса, и крылатый конь сбросил своего наездника – Беллерофон разбился насмерть. В конечном счете, Пегас занял свое место среди созвездий. Возможно, прежде чем Пегас отправился на небеса, у него мог появиться отпрыск.

В дохристианские времена Пегас был эмблемой греческого города-государства Коринф. Во время эпохи Возрождения это существо стали изображать на военных доспехах, а затем он появился в геральдике.

Пегас, больше чем любой другой летающий конь, символизирует потребность человека воспарить над приземленностью физического существования, в котором мы проживаем бо́льшую часть жизни, и подсознательное желание найти ответы на вечные вопросы и поставить духовные цели.

Психологические характеристики: положительные – существо, обладающее врожденной способностью превращать зло в добро. Отрицательные – существо, обладающее знаниями, которые дают ему чувство превосходства над другими.

Магические свойства: символизирует поэтическое вдохновение, славу, красноречие; способствует постижению искусства астральных путешествий. Превращает зло в добро. Езда верхом на Пегасе в медитации или астральных перемещениях в другие миры может помочь обрести поэтическое вдохновение. Помогает в путешествии души на Луну или в подземное царство, чтобы постичь великие секреты жизни и магии. Помогает осуществлять визиты в гости к душам умерших.

Крылатый морской Пегас

Крылатый морской Пегас имеет передние ноги с копытами и заднюю часть рыбы. Морского коня в его многочисленных мифических формах (не того известного нам крошечного морского конька) часто призывал Посейдон/Нептун, ударяя своим трезубцем о дно океана и вызывая штормы и высокие волны с гребешками пены.

Хотя морской конь встречается преимущественно в античном греческом и римском искусстве, он был также известен кельтам. В кельтской мифологии эти магические существа были запряжены в морскую колесницу Мананнана Мак Лира. Морские кони также ассоциируются с водными феями, населяющими моря.

Крылатый морской Пегас является воплощением врожденной потребности человека искать духовные решения глубоких эмоциональных проблем. Пегас может олицетворять желание переступить физические и интеллектуальные границы в поисках духовного роста, но морской Пегас символизирует наше желание выйти за пределы сдерживающей, но едва различимой власти эмоций, держащих нас заложниками череды жизней и проблем.


Пегас


Крылатые морские кони могут помочь вам избежать опасных и/или ограничивающих эмоциональных связей.

Психологические характеристики: положительные – существо, использующее духовные техники, чтобы изменить и/или возвыситься над личными эмоциональными проблемами. Отрицательные – тот, кто намеренно играет на эмоциях других, чтобы добиться желаемого и выставить других людей источником проблем.

Магические свойства: см. Пегас.

Арабский Бурак

У арабов существует предание о магическом летающем коне, называемом Борак или Бурак. Это был молочно-белый скакун пророка Мухаммеда, который мог за один шаг преодолеть расстояние, большее, чем способен охватить глаз человека. Именно он перенес Мухаммеда из Иерусалима на небеса. Говорят, что отпечаток копыта этого магического животного до сих пор можно увидеть в том месте, где он оторвался от земли.


Бурак


Существует древняя персидская миниатюра, изображающая Бурака как существо с человеческой головой и павлиньим хвостом. На этой миниатюре Бурак нарисован с женским лицом, однако в традиционных легендах нет упоминания о том, что конь Мухаммеда был женского пола.

Работа с астральными энергиями Бурака может помочь вам в достижении новых духовных высот.

Психологические характеристики: положительные – существо, ищущее высшие духовные пути для улучшения собственной жизни. Отрицательные – может проявлять жестокость или оскорблять представителей других религий.

Магические свойства: помогает в достижении небесного мира во время медитации или погружения в состояние транса.

Слейпнир

Скандинавско-германские мифы повествуют об удивительном мистическом коне, принадлежавшем богу Одину, или Водану. У Слейпнира было восемь ног, дымчато-серый окрас, и несмотря на отсутствие крыльев, он мог скакать по воде и по воздуху и нести на себе практически любую тяжесть. Слейпнир являлся символом смерти и путешествия в подземное царство[11]. Он был потомком злобного Локи и гигантского жеребца Свадилфари. Когда Балдер, сын Одина, был убит, Хермод, другой сын Одина, поскакал со страшной вестью к Хел на Слейпнире, легко преодолев стену, окружающую это подземное царство.

Имя Слейпнир происходит от древнескандинавского слова, означающего «скользящий»[12]. Скальды, древнескандинавские поэты-певцы, использовали метафору «высокогрудый трос Слейпнир», имея в виду виселицу, на которую люди подвешивали жертвоприношения Одину. В древнескандинавском языке слово drasil означало и лошадь, и виселицу.

Обычно Слейпнир не позволял скакать на нем никому, кроме Одина. Однако если его бог приказывал ему, этот огромный конь мог унести на себе людей прочь от опасности.

Один, как вождь Дикой охоты, гремевшей в ночи, когда бушевала буря, проносился через леса, над горами и по всему небу над деревнями, иногда унося тех, кто насмехался над ним и его людьми. Считалось, что появление этой дикой ватаги возвещало эпидемии, войну и насилие. Для того чтобы охотники проскакали мимо, не причинив вреда людям, фермеры оставляли в полях последний сноп сена в качестве корма для Слейпнира и других коней Охоты.

Во Франции предводитель Дикой охоты был известен как Великий охотник Фонтенбло или как небесный всадник на волшебном коне. Накануне Французской революции и в ночь убийства Генриха IV люди ясно слышали крики этих охотников и завывание их собак.

В Англии Дикий охотник стал известен как Херн Охотник, необычный персонаж с оленьим рогом на голове, который охотился в Виндзорском парке. В ночи, когда бушует буря, он также проезжает по небу.

Христианству так и не удалось уничтожить веру людей в Дикую охоту, поэтому религиозные лидеры постарались найти ей объяснение, сказав, что Охоту возглавлял дьявол. Им удалось уничтожить древние упоминания об Охотнике и его волшебном коне в предании о тевтонском герое Дитрихе Бернском. (Чтобы подробнее узнать о нем, см. главу 14.)


Слейпнир


Слейпнир является мифологическим символом как страха, так и врожденного стремления к астральному путешествию, совершаемому после смерти физического тела. Каждый раз, когда мы предпринимаем контролируемое астральное перемещение, мы тренируемся перед совершением последнего астрального путешествия, совершаемого по окончании жизни на Земле.

Волшебный конь может помочь вам вступить в астральный контакт с умершими друзьями, любимыми людьми и даже дальними предками. Вы также можете вызвать Слейпнира, если вам необходимо набраться смелости и оценить собственные моральные устои, если требуется помощь перед приближающейся смертью любимого человека или наставление, как встретить теневую сторону собственной личности.

Психологические характеристики: положительные – существо, помогающее другим найти их высший духовный путь. Отрицательные – существо, которому нравится подвергать гонениям, преследовать или травить других.

Магические свойства: способствует путешествиям в подземное царство, чтобы встретиться с великими учителями прошлого. Помогает избежать опасности и принять смерть как часть жизненного цикла.

Алсвидр и Арвакр

В скандинавской мифологии Алсвидр и Арвакр – это имена двух волшебных коней, тянущих Солнце по небу. В древнескандинавском языке Алсвидр означает «очень быстрый», а Арвакр – «рано просыпающийся».

В книге «Видение Гюдьви», первой части Младшей Эдды, Снорри Стурлусон рассказывает легенду о том, почему боги отправили этих коней на небо. У человека по имени Мундилфари было двое детей, которые были так красивы, что отец назвал сына Мани (Луна), а дочь Сол (Солнце). Боги посчитали Мундилфари слишком заносчивым и забрали детей на небо. Из искры, которая упала из Муспелльхайма[13], они сотворили солнце и дали Сол задание управлять конями, тянувшими это яркое светило. Этими конями были Арвакр и Алсвидр, а чтобы небесным скакунам не было жарко, боги привязали под их плечами два кузнечных меха.

Эти скандинавские солнечные кони могут помочь вам в поисках верного физического или духовного пути и следовании ему.

Психологические характеристики: положительные – положительный настрой в достижении своих целей. Отрицательные – критика и принижение других, вызванные завистью.

Магические свойства: помогает сохранять невозмутимость в стрессовых ситуациях и тяжелых обстоятельствах.

Вивасват

Индийские мифы повествуют об огромном семиголовом солнечном коне по имени Вивасват. Этот бог солнца принял облик мужчины, женился на Саранья, дочери Тваштара, а вскоре у нее родились близнецы: Яма, царь мертвых, и его сестра Ями. Саранья, однако, не выдержала ужасного жара Вивасвата и сбежала от него, превратившись в кобылицу и оставив вместо себя свою копию, с которой Вивасват произвел на свет Ману. Обнаружив обман, бог солнца превратился в жеребца, от которого кобылица принесла Асвинов, полулюдей-полуконей.


Вивасват


Семь голов этого индийского солнечного коня символизируют работу чакр, необходимую часть магических действий.

Психологические характеристики: положительные – скромное отношение к своим способностям и талантам. Отрицательные – навязывание своего общества людям, которым вы неинтересны.

Магические свойства: символизирует просвещение и превращение.

Другие летающие кони

На японском плектре из слоновой кости, датируемом VIII веком, четко изображена фигура полуконя-полуптицы. У этого существа только две ноги с копытами, два крыла и длинный хвост из перьев. На голове его – украшение из перьев, напоминающее корону[14].

В легенде о фее Моргане есть упоминание о Папиллоне, огнедышащем коне. Это он принес Огира Викинга в замок Морганы и более ста лет спустя вернул его ко двору Франции. Огир с изумлением обнаружил, что Шарлемань был давно мертв и что королем стал Хью Капет.

Психологические характеристики: положительные (Папиллон) – распознавание правды в ситуациях и способность приспосабливаться. Отрицательные – отказ видеть правду, убежденность в том, что все окружающие неправы.

Магические свойства: способствует путешествиям в мир фей во время медитации.

5. Кентавры

Кентавры нам знакомы преимущественно по греческой мифологии, хотя эти существа были известны и во многих культурах Среднего и Ближнего Востока. Почти всегда кентавров изображали особями мужского пола, хотя должны были существовать и женские особи. На гобелене из Байё изображена женщина-кентавр и крылатый кентавр-мужчина.

На Крите кентавры считались потомками Левкиппы, Богини Белой кобылицы. Возможно, они были каким-то образом связаны со жрицами фонтана Пирены, поклонявшимися Пегасу и носившими маски лошади. Греки называли этих жриц «кобылицами, пожирающими мужчин».

Кентавры, изображаемые в греческом искусстве, имели туловище, голову и руки человека и нижнюю часть тела и ноги жеребца. Это были дикие, длинноволосые древние люди, известные своими колдовским чарами и населявшие в основном горные области Греции – Аркадию и Фессалию. Несмотря на то, что они обладали привлекательной внешностью, их характер зачастую оставлял желать лучшего. В семействе кентавров было две отдельные ветви, представители которых по темпераменту были абсолютными противоположностями.

Существует несколько легенд о происхождении кентавров. Роберт Грейвз рассказывает о двух совершенно разных видах кентавров и истории их создания. Человек по имени Иксион был сыном короля Лапиты Флегия. Эйоней, его будущий тесть, пригласил Иксиона на пиршество, но Иксион отомстил Эйонею, устроив огненную ловушку. Эйоней упал в яму и сгорел заживо. Зевс, который сам был подлецом, забрал Иксиона на Олимп и даровал ему отпущение всех грехов. Однако Иксион не изменился, у него тут же созрел план соблазнения Геры. Гера скрылась от него, оставив вместо себя свою копию, созданную из облака. Иксион был слишком пьян, чтобы увидеть отличие, и вступил в связь с облаком. В результате этого родился кентавр[15], который вместе с Магнесийскими кобылицами дал начало роду полулюдей-полуконей. Иногда кентавров называли магнетами[16] или «великими» – именами, происходящими от названия Магнесийский. Эта ветвь семейства кентавров была известна как Хирон и Фол – мудрая и справедливая[17].

Согласно мифам Эллады, кентавр Хирон[18] был сыном бога и умелым охотником, а также владел искусством врачевания, музыки и гадания. Этот кентавр обладал особенно глубокими знаниями в области применения лечебных трав. Одним из полубожественных учеников Хирона был Асклепий, бог врачевания и медицины. Дикие, длинноволосые греческие кентавры считались великими волшебниками, существами, способными принимать любой облик, сведущими в оккультных знаниях. Свои умения они передавали богам и избранным героям[19].

Так как кентавры часто действовали по поручению божеств подземного царства, в Греции и Риме их изображения иногда наносили на гробницы и надгробные памятники.


Кентавр


Второй и более многочисленной ветвью кентавров были дети Хроноса и его жены, прекрасной морской нимфы Филиры. Эти кентавры распутной компанией пили вино, льющееся рекой, устраивали оргии и празднования в честь этого божества, длившиеся ночи напролет. Любой женщине, которой не посчастливилось встретить одного из этих кентавров, приходилось убегать, спасая свою честь. Одним из представителей этого вида кентавров был Несс.

Когда Геракл и его жена Дейанира путешествовали, на их пути встретилась бурная полноводная река. Течение было таким сильным, что Гераклу не под силу было плыть, неся на спине жену. В это время появился кентавр Несс и предложил перенести Дейаниру на противоположный берег, если Геракл поплывет сам. Греческий герой переплыл реку, оглянулся и увидел, как кентавр убегает с его женой. Тогда Геракл выстрелил в кентавра отравленной стрелой и смертельно ранил его. Но пока герой переплывал реку назад, умирающий Несс сказал Дейанире, что если окунуть одну из рубашек Геракла в кровь кентавра, она станет любовным амулетом. Если любовь героя начнет угасать, она сможет возродить ее, попросив мужа надеть эту рубашку. Дейанира, верившая, что все кентавры были мудрыми и справедливыми, так и сделала. Несколько лет спустя Геракл захватил в плен прекрасную женщину по имени Иола и влюбился в нее. Узнав об этом, Дейанира послала мужу рубашку с пятнами крови, и Геракл немедленно надел ее. Кровь кентавра сожгла тело Геракла и убила героя[20].

Кентавр был также известен и узнаваем в других культурах. Возможно, индоевропейцы принесли знание об этом получеловеке-полуконе в свои культуры после путешествий в Грецию. В Центральной Азии также верили в чародеев с туловищем человека и ногами коня. Кентавр изображен даже на ассирийских печатях.

Кентавры были известны в касситский и среднеассирийский, а также вавилонский периоды развития цивилизации. Изображения этих существ были найдены на печатях, печатках и пломбах. Однако на Среднем Востоке у кентавров иногда были хвосты скорпионов. Часто их изображали с луком или палицей в руках, охотящимися на других животных.

В английской геральдике кентавр без лука был неслыханным явлением, а кентавр, вооруженный натянутым луком, изображен на гербах нескольких английских и шотландских родов, а также нескольких родов на континенте. И все же безоружный кентавр представлен на гербах нескольких континентальных семейств. Наиболее знаменитый герб с изображением кентавра принадлежал королю Стефану, захватившему Англию в 1135 году. Однако кентавры Стефана иногда показаны с львиным, а не лошадиным телом. В геральдике изображение кентавра стало использоваться только в эпоху Ренессанса.

Кентавры всех видов олицетворяют постоянную борьбу интеллекта и эмоций, происходящую внутри нас. Однако полное доминирование эмоций так же ненормально, как и неконтролируемые эмоции. Нам нужно стремиться к равновесию, проявляя эмоции, когда это необходимо, но не позволяя им управлять нами. Справедливо и то, что интеллект никогда не должен получать полный контроль над ситуацией.

Психологические характеристики: положительные – человек, научившийся контролировать животную сторону человеческой натуры и направлять усилия в нужное русло. Отрицательные – дух не контролирует подсознание. Полное доминирование низменных страстей. Кентавры с их человеческими головами и руками и телами животных являются олицетворением людей. Если человеку близка распутная ветвь этих существ, он может испытывать сильное, часто неконтролируемое сексуальное желание. Они гордятся своими физическими данными и/или способностями и используют эти качества, чтобы привлечь сексуальных партнеров.

Магические свойства: символизирует магию исцеления, превращения, музыку, искусство, гадание. Помогает обрести вдохновение к художественному таланту и контроль над физическими импульсами и эмоциями; помогает преодолевать физические желания, причиняющие вам вред. Мастер-учитель Хирон считался наставником и учителем, открывающим секреты древних учений. Взывайте к нему, когда вам особенно необходима эта информация.

Силени

Многие думают, что силени – это всего лишь еще одно название кентавра, но это не так. Несмотря на то, что силени также были полулошадями, они очень отличались от кентавров. У них были лошадиные хвост и уши, а остальные части тела – человеческими. Эти создания жили во Фригии, но были известны и грекам. Они также следовали за Дионисом.

Силена, вождя силени, изображали толстым, лысым и курносым существом. Несмотря на то что он всегда был пьян, он был полон мудрости и даже наставлял Диониса. Силен мог предсказать судьбу любому, так как ему было известно и прошлое, и будущее. Марсий, которого обычно называют сатиром, на самом деле был силени.

Психологические характеристики: положительные – личность, более поддающаяся контролю, чем у кентавра, но подверженная периодическим (иногда даже предсказуемым) всплескам животных сексуальных мыслей и действий. Эти мысли и действия могут быть положительными, если получают одобрение вашего партнера и ограничиваются им или ей. Отрицательные – если вы потворствуете своим желаниям, навязывая их своему партнеру, или используете эти чувства как повод запрыгнуть в постель.

Магические свойства: помогает видеть прошлое и будущее; предсказывает судьбу.

Асвины и гандхарвы

В индуистском пантеоне существовали асвины и гандхарвы, и те и другие имеют отношение к лошадям. Ведическое название «асвин» означает «рыцарь» или «всадник», однако эти существа способны принимать любой облик, какой захотят. Их изображают в виде двух золотых или медового цвета мужчин, молодых и привлекательных. Иногда их называют личными именами – Дасра и Насатья. Имя Насатья также используется для обозначения их обоих.

Согласно одному источнику, имя Насатья происходит от ведического корневого слова «нас», означающего «спасать» и относящегося к их обязанностям лекарей богов и друзей больных и неудачливых. Однако согласно версии Алена Даниэлу, Насатья означает «неразлучные».

Асвины были индийскими богами-близнецами[21], лошади которых несли их трехколесную золотую колесницу по утреннему небу, прокладывая сквозь облака путь для богини рассвета Ушас. Колесница была сделана для них тремя Рибусами, сыновьями Судханвана, который был хорошим лучником. Их кнуты рассеивали утреннюю росу. Они верно поклонялись богу Индре.

Согласно индийской мифологии, их отцом был Вивасват (солнечный конь), а матерью – богиня облаков Саранью, нимфа, принявшая облик кобылицы. Женой обоих асвинов была Сурья, богиня солнца и дочь Савитри.

Асвины считались лекарями богов или божествами-целителями. Утверждали, что им известны все секреты растений и трав. Под их защитой были также любовь и брак, старость и медоносные пчелы.

Асвины схожи с греческими близнецами Диоскурами (сыновьями Зевса), Кастором и Полидевкесом, которых также никогда не видели без их коней. Греки называли Диоскуров leukippoi, что означает «имеющие белых скакунов».

Гандхарвы были полубогами и жили в небесном царстве бога Индры. Их название означает «ароматы». Эти существа изображают с человеческим торсом и ногами, но обычно с лошадиной головой, хотя иногда у них бывает птичья голова.

Они считаются очень искусными всадниками. Гандхарвы, божества воздуха, дождя и дождевых туч, как и асвины, имеют отношение к медицине, врачеванию и браку. Однако в их ведении находятся также реинкарнация, божественные истины и музыкальное искусство. Благодаря их непревзойденным музыкальным способностям и знаниям в области музыки, их считают великодушными по отношению к певцам и музыкантам. Они также являются стражами священного напитка сома.


Гандхарвы


Иногда название гандхарв ассоциируют с названием апсар, потому что гандхарвы являются распущенными любовниками апсар, водных и лесных нимф. В наши дни во время маскарадов гандхарв изображают как полулюдей-полуконей, олицетворяющих изобилие природы.

Психологические характеристики: положительные – если асвины и гандхарвы соответствуют вам как человекоподобные существа, способные контролировать свои животные проявления. Отрицательные – если эти существа соответствуют вам как полукони-полулюди, проводящие время в сексуальных фантазиях о нимфах.

Магические свойства: асвины – друзья больных и несчастных, защитники любви и брака. Символизируют целительство, растения и животные, старость. Гандхарвы – дождь, божественная истина, целительство, медицина, музыкальные способности. Связаны с браком и реинкарнацией; хранители священного напитка инициации.

Агхиски

Йитс утверждал, что этот водяной конь – то же самое, что хайлендский эч ушкья[22]. Агхиска, или агхиски когда-то были очень распространены; они часто выходили из моря, чтобы проскакать по пескам и полям. Это случалось в основном в ноябре. Если кому-то удавалось выманить одного из этих водяных коней из песков и моря, накинуть на него уздечку и оседлать, из агхиски получался замечательный скакун. Однако нельзя было позволять ему даже мельком увидеть соленую воду, в противном случае он стремительно погружался глубоко в море, унося с собой всадника, и там проглатывал его. Говорили также, что дикие агхиски во время своих вылазок на берег пожирали скот.

Психологические характеристики: если вы обнаружите, что безуспешно пытаетесь взять под контроль всевозможные неудержимые и порой опасные эмоции, вам следует всерьез заняться своей личностью. Вы позволяете агхиски проецировать на вас свою негативную силу. Это очень негативный вид магического животного.

Магические свойства: вызывать его рекомендуется только опытнейшим магам. Если агхиски увидит даже малейший намек на неуправляемые эмоции (воду), он совершенно выйдет из-под вашего контроля. Способен контролировать неприятную ситуацию, отбросив эмоции.

Кабилл ушти

Кабилл ушти – еще один водяной конь, известный на острове Мэн. Это существо бледно-серого цвета было столь же опасно и так же любило человеческое мясо, как и хайлендский эч ушкья. О кабилл ушти записано мало преданий. Одно из них повествует о существе, некоторое время навещавшем Керу Клаф на Темной реке, а затем исчезнувшем.

Психологические характеристики: порочность, получающая удовольствие от уничтожения других. Люди, обладающие этими чертами, определенно нуждаются в наставнике. В эту категорию попадают насильники и некоторые убийцы.

Магические свойства: не рекомендуется вступать с ним в контакт, очень опасно для взаимодействия.

Эч ушкья

Этот хайлендский водяной конь – самый свирепый и опасный из всех водяных коней, но и кабилл ушти от него не далеко ушел. Эч ушкья населяют море и озера Шотландии, а более добрый келпи, также обитающий в высокогорной области Шотландии, живет в проточной воде. Эч ушкья обычно появляется в виде ухоженной лошади, предлагающей проехаться на ней верхом; однако известны случаи, когда он принимает облик огромной птицы или красивого юноши. Когда это существо принимает облик коня, и человек садится на него, то он «приклеивается» – становится совершенно беспомощным и не может спешиться. Тогда эч ушкья с всадником на спине устремляется прямо в озеро, где сжирает человека, оставляя лишь печень.

Гластин, или глаштин, обитающий на острове Мэн, похож на эч ушкья. Это существо может принимать облик человека – красивого темноволосого мужчины с кудрявыми волосами и горящими глазами. Выдают его лишь уши, напоминающие лошадиные.

Психологические характеристики: любой человек, кажущийся мягким до тех пор, пока ему не удастся эмоционально привязать вас к себе, а затем начинающий «есть вас поедом», демонстрирует черты эч ушкья. В эту категорию попадают и энергетические вампиры, которые притворяются вашими друзьями, а затем питаются вашей энергией.

Магические свойства: не рекомендуется вступать с ним в контакт, очень опасен для взаимодействия.

Ирландский пука


Пука


Ирландский пука относился к царству фей и выглядел как человек, способный принимать облик лошади, что позволяет отнести его к одному из видов кентавров. Немало географических объектов в Ирландии до сих пор носят названия, связанные с пука: Пакстон, Пак Фейр, Пукаc Форд[23]. Водопады на реке Лиффи недалеко от Беддимор Юстас называются Пул-а-Пука (что в переводе значит Яма Пуки); в графстве Корк есть руины замка Карриг-а-Пука (Утес Пуки), а неподалеку от Дублина стоит замок, называющийся Пакс Касл. Ирландцы до сих пор могут случайно встретить пуку в отдаленных уединенных местах, особенно на болотах. Они верят, что встреча с этим существом – дурное предзнаменование. Многим из встретивших его хватило глупости оседлать пуку и испытать ужас во время бешеной скачки, прежде чем пука позволял ему или ей сойти на землю.

Психологические характеристики: это человек, считающий свои розыгрыши, которые на самом деле унижают других, смешными.

Магические свойства: появление пуки предвещает грядущую полосу неудач. Обычно это относится к значительным и незначительным событиям, влияющим на вашу личную жизнь. С помощью пуки опытный маг может бумерангом вернуть лишенную юмора энергию шутнику, устроившему неудачный розыгрыш. Учит видеть истинное лицо человека, спрятанное под маской. Вступление с ним в контакт можно рекомендовать лишь опытным магам.

Келпи

В Шотландии обитает животное, известное как келпи, а в Корнуолле его называют шони. Это дух фейри, живущий в воде. Иногда он может принимать облик человека или даже тюленя, но чаще всего он появляется в виде белой лошади, грива которой напоминает гребешки волн. Определить присутствие келпи в близлежащем водоеме можно по их громкому завыванию перед бурей.

В облике человека келпи появляется из воды в виде волосатого получеловека с волосами из водорослей. Он прячется в кустах, поджидая проезжающего мимо всадника, и выпрыгивает на дорогу перед ничего не ожидающим человеком. Келпи хватает жертву своими волосатыми руками и стягивает его с лошади, пока человек не потеряет над ней контроль. Испуганную лошадь келпи преследует вдоль берега до тех пор, пока не устанет от этой игры, затем снова прыгает в воду. Еще один облик, в котором келпи появляется на берегах рек – великолепная молодая лошадь в уздечке. Любого, кому придет в голову несчастливая мысль оседлать келпи, он немедленно уносит на самую глубину, рискуя утопить его, прежде чем неудачливому всаднику будет позволено сойти.

Человек, знающий повадки келпи, может захватить с собой в путь обычную уздечку. Если он заметит келпи в виде лошади, он может взобраться на него, затем быстро заменить ту уздечку, что надета на животном, своей. Если все пройдет удачно, то келпи можно заставить служить человеку, однако, согласно преданию, плененного келпи нельзя заставлять слишком много работать или слишком долго удерживать, иначе он проклянет человека, поймавшего его, и всех его потомков.


Келпи


Некоторые верят, что келпи ест людей, однако это привычка не его, а другого шотландского водяного коня. Хищных водяных коней называли эч ушкья и обитали они в озерах. Они появлялись на берегах в виде маленьких пони, и как только человек взбирался на эч ушкья, он обнаруживал, что не может сойти на землю. Тогда водяной конь устремлялся в самую глубокую часть озера, унося жертву под воду. Иногда спустя некоторое время после этого на поверхности воды появлялась какая-либо часть тела жертвы.

Психологические характеристики: существо, играющее на эмоциях окружающих, но не желающее завоевать их привязанность или вызвать чувство зависимости. Или существо, предпочитающее более злые розыгрыши.

Магические свойства: вступать в контакт с ним можно рекомендовать только опытным магам. Несет усмирение бурных эмоций.

Ноггл

Населению Шетландских островов[24] известно существо под названием ноггл (наггл или найджел). Когда оно появлялось, всегда недалеко от воды, внешне оно было похоже на серую лошадь в уздечке и с седлом, хвост загнут вверх над спиной. Обычно он не представлял опасности для людей, но у него были две вредные привычки. Если ночью работала мельница, он останавливал водяное колесо. Если кто-то садился верхом на ноггла, он тоже устремлялся в воду вместе с седоком. Когда он выходил из воды, то исчезал в синем пламени. Иногда люди называли его шупилти – именем, которое он делил с Морскими людьми.


Ноггл


Психологические характеристики: человек, которому нравится привлекать другого или заинтересовывать в себе, проекте или виде деятельности, а затем бросать его без всякого объяснения.

Магические свойства: хороший маг может с помощью ноггла обратить отрицательную привычку человека, любящего коллекционировать «победы», на самого нарушителя спокойствия.

Нокке

Датские легенды повествуют о нокке, или неке, водном духе, который может жить как в пресной, так и в соленой воде. Нокке бывают только мужского пола, у них человеческая голова, грудь и руки и лошадиное тело, которое обычно скрыто под водой. У этого существа лицо привлекательного юноши, обрамленное золотыми локонами, а на голове надета красная шапочка. Теплыми летними ночами он любит сидеть у поверхности воды и играть на золотой арфе. Иногда нокке принимает облик бородатого старика и сидит на скалистом берегу моря, выжимая свою бороду. Существуют легенды о том, как нокке влюблялся в обычных женщин; это существо всегда вежливо и внимательно, но все же опасно, так как предмет обожания он уносит с собой под воду, и больше этого человека никто никогда не видит.

Как и других Морских существ, нокке можно отпугнуть металлом, особенно сталью или железом. Рыбаки и те, кому приходится путешествовать по воде, защищаются от нокке, положив на дно лодки нож или гвоздь.

Психологические характеристики: привлекательный человек, зачастую обладающий приятной внешностью, влюбляющийся в человека, а затем насколько возможно отделяющий возлюбленного от прежней жизни и занятий. Он делает это, чтобы получить полный контроль над жертвой и чувство власти.

Магические свойства: не рекомендуется вступать с ним в контакт.

6. Сатиры и фавны

Несмотря на то, что многие не видят разницы между фавнами и сатирами, темперамент представителей этих двух видов существ и легенды о них имеют огромные отличия. Сатиры даже более, чем кентавры, символизируют преобладание сексуального желания человека над его интеллектом. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание. Мы позволяем нашим гормонам втянуть нас в отношения, которых лучше было бы избежать, и когда интеллект в конечном итоге берет верх, а это обычно происходит после того, как нами воспользовались каким-либо образом, мы смущаемся своей собственной глупости.

Фавны, напротив, олицетворяют нормальное отношение к сексуальным эмоциям, на которые оказывают влияние и гормоны, и интеллект. В этом случае человек не бросается безоглядно в новые отношения, а дает им время для естественного развития, и секс, вместо того чтобы быть единственным связующим звеном, становится дополнением крепкой дружбы.

Сатиры

В греческой мифологии сатиры были рогатыми божествами дикой природы, следовавшие за богами Паном, Дионисом и Бахусом. У них были тело, руки и половые органы мужчины, а также раскосые глаза, приплюснутые носы, заостренные уши, ноги с раздвоенными копытами, маленькие рожки и хвост козла. Их тела были в основном покрыты жесткой курчавой шерстью, их лица с плоским или вздернутым носом и низким лбом скорее напоминали обезьяньи, чем человеческие. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Они были очень злостными шутниками, разгоняли стада овец и пугали одиноких путников, а также получали удовольствие от пьяного вандализма, который часто приписывали людям.

Гесиод писал, что сатиры в основном были ленивыми, бесполезными существами, которые делали лишь то, что доставляло им удовольствие. Некоторые мифы утверждают, что сатиры были братьями лесных нимф и куретов[25]. Древнегреческий поэт Нонн писал, что сатиры были родственниками кентавров.


Сатиры


Сатиры чаще всего обитали в чащах лесов, где им нравилось танцевать под музыку своих флейт, называемых сиринксами. Их особый танец был известен под названием «сикиннис», а чтобы его исполнять, требовалась резвость коз.

Как и бог Дионис, образ сатиров был связан с короной из плюща, тирсосом (жезлом), виноградом, рогом изобилия и змеями. В своем подземном аспекте Дионис был известен как Меланайгис (имя, которое связано с тем, что он носил черную козью шкуру) и трубил в рог-трубу. Этой ипостаси Диониса поклонялись во время старейшего афинского религиозного празднества Апатурия («Пир всеобщего родства»). Менады, смертные женщины, принимавшие участие в оргиях, посвященных Дионису, добровольно отдавались сатирам.

В римской мифологии сатиров иногда изображали с козьими ногами, в остальных случаях это были юноши, сопровождавшие Бахуса. В человеческом облике у них были заостренные уши и маленькие рожки на головах, они были одеты в шкуру пантеры, а в руках держали флейты. Римских сатиров считали более добрыми и менее агрессивными в навязывании своих сексуальных желаний женщинам.

Римские силени по темпераменту напоминали сатиров, но внешне отличались – это были юноши с конскими ушами и хвостами. (См. главу 5.)

Письменные свидетельства того, как людям удавалось увидеть сатиров, – большая редкость. Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина. Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров[26].

Средневековый писатель Андрованд утверждал, что много сатиров обитало в Ирландии.

Психологические характеристики: человек, чье существование заключается в вечеринках, веселье, сексуальных связях и алкоголе. Тот, кто будет навязывать свои сексуальные ухаживания другому. К этой категории относятся насильники, а также те, кто преследует детей и подростков.

Магические свойства: Сфера деятельности сатиров – это музыка, танцы, занятия любовью. Они укрощают похотливые и необузданные эмоции. Помогают научиться, как обращаться с неприятными, помешанными на сексе людьми. Вызывая сатиров, исключите употребление наркотиков, алкоголя и других стимулирующих веществ.

Фавны

В римской мифологии также был известен другой, более добрый вид сатира, называемый фавном. Согласно более позднему описанию, эти лесные духи были полулюдьми-полукозлами, у них были изогнутые бараньи рога[27], заостренные уши и козлиный хвост.

Однако в более ранних описаниях они представлены как существа с оленьими ногами, хвостом и ушами и телом и лицом молодого мужчины. Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Эти нежные создания заманивали людей на свои лесные пирушки, а не преследовали их, как сатиры. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе. Музыка, которую играли фавны, иногда ночью выманивала женщин из домов и заставляла их танцевать обнаженными в лунном свете.

Фаунус, известный также как Луперкус, был италийским богом сельской местности. Римляне отождествляли его с греческим богом Паном, но на самом деле Фаунус очень от него отличался. Он изобрел шоум, музыкальный духовой инструмент типа гобоя, и фавны виртуозно на нем играли. Фаунус, которого одни источники называли внуком Сатурна, другие – потомком Марса, считался богом предсказаний. Когда-то этому богу был посвящен остров Капри.


Фавн


Исконно италийский бог лесов Сильванус был популярен в римской Британии. Иногда его называли Каллириус (Король лесов). В Британии его изображали с молотами, котелками и секатором в руках, инструментом настоящего лесника. Его ассоциировали с оленями.

Подобное лесное божество, Дикий пастух, часто встречается в валлийских мифах, таких как «Килхух и Олвен» и «Госпожа Фонтен». В этих преданиях он описывается как черный гигант с огромной дубиной. Он является хранителем лесных животных, первозданных лесов и мудрым советчиком. Одно из его ранних кельтских имен – Цернунн (Рогатый).

Психологические характеристики: положительные – любовь к природе и всему, что с ней связано. Отрицательные – удовольствие от ужаса других; замечают, что он считает своих сексуальных партнеров.

Магические свойства: стихия фавнов – это земледелие, стада, пчелы, рыболовство, сады и палисадники, животные, плодородие, природа, леса, музыка, танец, медицина, предсказания. Фавнам свойственна мягкость в отношениях.

Английский пука и пак

Английский пука был лесным человекоподобным существом, относящимся к царству фей. Название «пука» образовано от английских слов spook – привидение и Puck[28]. «Уведенный пукой» было часто употребляемым выражением, означающим человека, сбившегося с пути, которого ввел в заблуждение пука. Хоть английский пука и озорной, но он не распутный.

В самой Британии это существо стало известно как пак, лесное создание, причиняющее различные неприятности[29]. Пак был безвредным эльфом, от его имени образовалось английское слово puckish, что в переводе значит «озорной, проказливый». Эйто утверждает, что именем и характером пака позже был наделен Робин Гудфеллоу[30]. Паку, обладавшему способностью перевоплощаться, нравилось помогать людям, если они ценили и признавали его существование. Однако тех, кто насмехался над своими возлюбленными, пак не любил, а часто даже наказывал.

Паку, внешне напоминавшему пикси своими заостренными ушами, нравилось носить зеленый облегающий костюм. Он дружил со всеми феями и лунными ночами играл на флейте из ивовой веточки, а феи танцевали под его музыку. В отличие от Пана, покровительствовавшего домашним животным, пак оберегал лис, зайцев, белок и других диких животных. Однако пак также уделял внимание и помогал всем растениям и животным, населяющим леса и поля.

Валлийский пука – аналог английского пака. Кум пука считается одним из его любимых мест. Валлийские пука безобразны, сварливы и часто ссорятся между собой. В отличие от других пука, валлийские представители этих существ проникают в дома людей через печную трубу. Валлийцы утверждают, что Шекспир создал образ пака, взяв за основу их пуку.

В скандинавских и германских странах пука известны под именем Корнбок; считается, что у них тело козы, и внешне они, возможно, напоминают фавнов. Они помогают выращивать зерновые и кукурузу, но если у них появляется возможность испортить или украсть урожай, они не преминут ей воспользоваться. В древненемецком языке пак известен как путц, или бутц, а в Исландии его называют пуки и считают злым духом.


Корнбок (пука)


Психологические характеристики: положительные – существо, обладающее искаженным, но безвредным чувством юмора; тот, кто чувствует особую близость с землей и ее созданиями. Отрицательные – тот, кто любит разыгрывать других, но избегает ответственности, если что-то пошло не так, как было задумано.

Магические свойства: символы пака – флейта, дикие животные, танцы и музыка. Наказывает тех, кто бросил возлюбленного. Взывайте к паку, чтобы научиться тонкому чувству юмора. Озорной, но всегда готов помочь.

Джек в зеленом

В Англии в сельской местности также обитал другой вид существ, известных как Зеленые люди. У этих существ, напоминающих фей, было человеческое тело зеленого цвета, и они носили откровенные наряды из листьев. Зеленые люди, безобидные для всех, кроме лесорубов и егерей, ухаживали за деревьями в густых лесах. Простые люди редко видели Зеленых людей.

Еще одним видом Зеленого человека был кельтский Цернунн, бог лесов, животных и плодородия. В древневаллийском языке его имя было Ардду (Темный), Ато или Рогатый бог.

Джек в зеленом – известный по многим преданиям британский лесной дух. Как и Лесовик (Woodwose), он был хранителем хвойных и лиственных лесов. Его часто изображали на резных орнаментах потолков в церквях смотрящим сквозь листья.

В Шотландии и Корнуолле обитали низкорослые худые существа мужского пола, известные как Коричневые люди или Болотные люди. У них были медно-рыжие волосы и одежда из коричневой листвы болотных растений, позволявшая им быть незаметными. Хотя они спокойно относятся к людям, они стараются избегать их, когда это возможно. Их задача – защищать и кормить животных, обитающих на болотах.

В Германии и некоторых районах Скандинавии жили Дубовые люди, охранявшие священные дубовые рощи. Хотя они не дружественно настроены по отношению к людям, они не стараются причинить им вред.

Психологические характеристики: положительные – тот, кто чувствует потребность оберегать леса. Отрицательные – фанатичный защитник лесов, даже с ущербом для людей.

Магические свойства: защищает леса и деревья, особенно дубы; охраняет диких животных.

Пан

Греки называли Пана «Маленьким богом», Рогатым богом природы, Богом с козлиными ногами. Местом его происхождения считают Аркадию. Часто Пан сопровождал Диониса. Возможно, слово panoply, означающее пышные религиозные церемонии, произошло от его имени.

Пан был одним из древнейших греческих божеств и положительной жизненной силой мира. У него было человеческое тело и голова, руки с копытами, ноги, маленькие рожки и длинные уши большого козла. Он играл на своей свирели приятные, притягательные мелодии. Однако ему было известно о силе магических слов, и с помощью своего голоса он вводил людей в заблуждение или управлял ими. Согласно мифам, Пан вступал в связи со всеми менадами, а также Афиной, Пенелопой и Селеной[31].

В своей более мягкой ипостаси Пан символизировал леса и диких существ, врачевание, садоводство, растения и животных, музыку и танцы, предсказания и занятия любовью. В отличие от сатиров, Пан помогал пастухам и охотникам, если те не обижали его. Однако у него была и темная сторона, и, пребывая в этой ипостаси, он вызывал дикий беспричинный ужас в людях в уединенной лесной или горной местности. Своей магией и ужасным криком он заставлял своих врагов бросаться врассыпную, наполняя их сердца страхом. От такого его поведения произошло слово «паника». От его священной драмы смерти и воскрешения произошла традиционная греческая «трагедия» (греческое слово tragoidos означало «козлиная песня»[32]).


Пан


Греки ассоциировали с Паном Египетского бога Амона-Ра и называли его священный город Хеммис Панополисом, «городом Пана». Древние греческие писатели утверждали, что в Панополисе жил сам Пан и многие сатиры[33]. В римском искусстве сатиров изображали с такими же изогнутыми горизонтальными бараньими рогами, как у этого египетского бога.

Психологические характеристики: положительные – Пан является олицетворением порождающих энергий. Таким образом, человек, обладающий чертами Пана, всегда будет использовать свои силы и энергию созидания. Отрицательные – человек, применяющий свою энергию, чтобы вселить страх в других.

Магические свойства: символы пана – музыка, магические слова, леса и дикие существа, целительство, садоводство, травы, танец, пророчества, физическая близость. Пан помогает преодолевать преграды в отношениях. Создает беспричинный ужас – это верно только в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, насильников и убийц.

Уриск

В Шотландии живут странные маленькие домовые, известные как уриски. Эти одинокие создания были полулюдьми-полукозлами. Обычно они обитали вокруг заброшенных водоемов, но иногда искали компании людей. Хотя одной из их шуток было преследовать ночью путников и пугать их, иногда они перебирались жить поближе к домам людей. Считалось, что уриски приносят удачу, так как они помогали выполнять работу на ферме и пасти коров. Обычно уриски жили по одному, но в некоторых случаях они собирались группами. Хотя неясно, в каких случаях происходили эти встречи – вероятнее всего, уриски, как и фейри и другие земные существа, собирались в дни равноденствия, солнцестояния и других четырех языческих праздников.

Психологические характеристики: положительные – человек, обладающий удивительным взаимопониманием с животными. Отрицательные – тот, кому нравится пугать других.

Магические свойства: приносит большую удачу. Вызывайте уриска, как и Пана, когда нужно вылечить животных и помочь в саду.

Леший

Иногда утверждали, что славянский, а точнее русский, лесной дух, известный как леший, напоминал сатира человеческим телом и козлиными рогами, ушами и ногами. Возможно, это одна из ветвей вида леших, так как другие представители этого вида существ в основном населяли водоемы и прилегающие к ним территории. Лешие, населяющие леса, являются их хранителями. Они наиболее активны весной и летом на закате и на рассвете. Они никогда не причиняют людям физического вреда, но любят заманивать и бросать их в чаще леса. Слово «леший» относится и к славянскому Хозяину лесов, и к множеству лесных духов, населяющих леса Прибалтики. Некоторые из них являются опасными, злобными существами, тогда как другие просто шаловливы. Люди, однако, могут почувствовать их присутствие, как только эти существа приближаются. Лесники и те, кто хорошо знает лес, говорят, что лешие – очень худые существа с синей кожей, зелеными волосами и глазами.


Леший


Лешие предпочитают жить в самых глухих частях леса. Они не терпят вторжения на территории, которые считают своим царством, и пытаются увести путников подальше. Зимой, когда земля покрыта снегом, леший заметает следы, чтобы не было видно тропы. В другие времена года они так запутывают путников, что те все глубже и глубже уходят в лес и безнадежно теряются.

Лесники утверждают, что всегда можно понять, когда леший преследует человека: кажется, что деревья движутся и обступают путника, появляется странное чувство, что за ним наблюдают. Но как бы быстро человек ни обернулся, ему никогда не удастся увидеть лешего, ведь они передвигаются гораздо быстрее людей. Единственный способ сбить его с вашего следа – это надеть обувь на другую ногу, а одежду – задом наперед. Кажется, это настолько запутывает лешего, что его чары разрушаются и человеку удается убежать.

Психологические характеристики: человек, которому нравится намеренно или даже подсознательно давать другим неверную информацию, преподнося ее в форме шутки. Ему также нравится давать плохие советы просто для того, чтобы посмотреть, как вы ему последуете и затрудните себе жизнь. Многие из тех, кто дают этот «плохой совет», делают это со скрытыми мотивами: получить контроль над вами и наблюдать ваши неудачи.

Магические свойства: Помогает защищать леса и деревья, но опасен для человека.

Лесовик

Еще одним видом британских лесных существ были лесовики, или Дикие лесные люди. Их также называли вузер, или узер. Они населяли и оберегали дикие леса. В отличие от Зеленого человека, покрытого листьями, лесовик был покрыт волосами или длинной шерстью и не носил одежды. В литературе XVI и XVII веков есть несколько упоминаний об этих существах, но информации очень мало. В Средневековье их изображения часто использовались в масках. В Восточной Англии они попадались особенно часто, резные изображения лесовиков до сих пор можно встретить в церквях.


Лесовик


Психологические характеристики: положительные – человек, который может жить в обычных социальных условиях, но все же если необходимо, он выделяется из окружения. Отрицательные – тот, кто отдаляется от общества, например, фанатичные или экстремистские сторонники движения за выживание.

Конец ознакомительного фрагмента.