Браслет «Пролетарский»
Браслет «Пролетарский». СССР. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика. 1920-е гг. Размер 156х10 мм. Серебро. Клеймо: 875, с изображением головы рабочего, обращенной вправо, с шифром альфа, расположенным справа в овале буква «а». Именник ЛЮТ.
В моей шкатулочке сохранился и серебряный браслет, который я называю «Пролетарский». Я помню, что бабушка носила этот браслет с часами «Звезда». Часы были прямоугольной формы. На браслете я обнаружила два клейма и два именинника. Согласно именнику это Ленинградское ювелирное товарищество.
Согласно информации, полученной из справочника Н. Г. Троепольской:
«Клейма на изделиях из драгоценных металлов 1917—2000 гг., мне удалось узнать, что с 29 июня 1927-го по 1946 год шифром пробирного учреждения, обозначенного буквой греческого алфавита альфа обозначался город Ленинград. (В клеймах с изображением головы рабочего, обращенной вправо, с шифром, расположенным справа или слева.)»
Надо полагать, возраст этого браслета может соответствовать датам обозначения.
Из этой же книги я узнала, что в первые послереволюционные годы ювелирное производство пришло в упадок, сохранялось оно в основном за счет ювелиров-кустарей.
После образования в 1922 году Народного комиссариата финансов СССР и разрешения свободной торговли изделиями из золота и серебра началось некоторое оживление ювелирной промышленности.
В 1923 году было организованы ювелирные товарищества, имевшие свои конторы в ряде городов Союза, на которые был возложен контроль за торговлей и производством ювелирных изделий. Вся ювелирная продукция в период с 1923-го по 1926 год, которая выпускалась с именинником «ЛЮТ», это Ленинградское ювелирное товарищество.
Трехзначные, овальной формы клейма, заключающие в себе знак удостоверения малого размера, шифр пробирного управления и цифру 875, установлены для изделий внутреннего производства. Получается, что год выпуска браслета с 1923-го по 1926-й.
До 1926 года буквой греческого алфавита альфа обозначался город Ленинград (до 1917 года – город Петербург), в клеймах с изображением женской головки в кокошнике, обращенной вправо, с шифром, расположенным слева. А на браслете – рабочий.
Трудно разобраться… я совсем запуталась, но стараюсь. Помогает мне справочник Н. Г. Троепольской.
Ювелирное серебро пришло к нам из далекого прошлого. Ювелирное серебро в царской России, до 1927 года, в соответствии с золотниковой системой, клеймилось золотниковыми пробами. Золотниковая система клеймения серебра в России основывалась на русском фунте.
Пробирная система в России была создана великим реформатором царем Петром Первым, который своим указом определил четыре пробы серебра: 96, 90, 84 и 62. Серебро 84 пробы, именуемой сегодня как метрическая 875 проба, считалась в царской России самой популярной пробой.
875 проба серебра – это стандартное высокопробное серебро, являющееся границей между низкопробными и высокопробными сплавами. Содержание чистого серебра – 87,5 процента. Меньше, чем другие стандартные сплавы, сплав 875 пробы склонен к окислению на воздухе.
Еще очень хорошо сохраняет ярко-белый – серебристый цвет, как у чистого благородного металла. Это механически высокопрочный сплав. Сплав этой пробы был очень популярен в царское время и в Советском Союзе.
Приведу пример из справочника Н. Г. Троепольской:
«Голова рабочего ставилась в 1927—1958 годы. В 1958 году клеймо поменяли на звезду. Именники 50-х годов (до 1958 г.) от именников 60-х можно отличить только по пробирному клейму. В клеймах 50-х годов знак удостоверения – голова рабочего. Начиная с мая 1958 года знак удостоверения – серп и молот на фоне пятиконечной звезды. В именниках 1969—1978 годов цифра года изготовления изделия располагалась перед шифром предприятия-изготовителя. Например: „0 ХЮ“ – Харьковская ювелирная фабрика. „О“ обозначает год выпуска изделия – 1970-й».
Клеймо: профильная голова дамы в кокошнике, голова повернута вправо, ставилась до 1927 года.
Ольга Деомидовна Новохатская. Удостоверение 1929 года
Разглядывая через лупу профиль на клейме старинной броши, я вдруг увидела мою милую бабушку! Она таинственно и загадочно смотрела в вечность! Когда-то, очень давно, я видела бабушкину фотографию 20-х годов, где она с короткой стрижкой и с косынкой, повязанной в стиле арт-деко. Когда я начала поиски фотографии, то нашла фото бабушки моего мужа, Ольги Деомидовны Новохатской.
Потом посмотрела на клеймо и уже увидела, что это Ольга там смотрит в вечность.
Наконец, я поняла, что каждый человек может увидеть на этом клейме свою бабушку! Это такие чудеса, которые происходят с нами при рассматривании старины. Вот почему нас так притягивает винтаж.
После такого мистического превращения, открытия тайны старинной броши, которую я увидела на экране телевизора, я совсем по-другому стала смотреть на всю свою коллекцию серебряного винтажа. Каждый предмет показался мне теперь живым, будь то брошь, серьги или кольца, все я увидела по-другому.
Конец ознакомительного фрагмента.