Вы здесь

Мистер КвакаМолли. Музыкант или бариста?. Бизнес-план франшизы кофе-баров «Мистер КвакаМолли» (Е. И. Попов)

Бизнес-план франшизы кофе-баров «Мистер КвакаМолли»

Резюме проекта

Цель проекта

Целью проекта является открытие торговой точки, совмещающей в себе кофе-бар (экспресс-кофейню) и магазин музыкальных аксессуаров по франшизе «Мистер КвакаМолли» на условиях франчайзингового договора. Данный бизнес-план направлен на обоснование инвестиционной привлекательности проекта для потенциального франчайзи.

Описание деятельности компании

В рамках реализации проекта предполагается регистрация нового предприятия. Рекомендуемая форма регистрации – индивидуальный предприниматель1. Оптимальная система налогообложения предприятия – упрощенная (объект налогообложения – доходы, ставка 6%).


Основные покупатели:

– мужчины в возрасте от 25 до 45 лет


Целевая аудитория музыкального магазина:

– мужчины (80%) и женщины (20%) от 15 до 70 лет


Целевая аудитория экспресс-кофейни:

– мужчины и женщины от 25 до 45 лет (более 70%)

– молодые люди/студенты (20%)

– остальные (10%)


Реализуемая продукция:

– напитки (эспрессо, американо, капучино, латте, чай, горячий шоколад)

– гитарные эффекты и аксессуары (медиаторы фирменные «Мр. КвакаМолли» от The Vilan Family; гитарные эффекты фирменные «Мр. КвакаМолли» от The Vilan Family; гитарные эффекты Electro-Harmonix, ТС Electronic, MXR; бутиковые гитарные эффекты; гитары Fender, Gibson (под заказ)).

Резюме финансовых результатов и потребности в ресурсах

Потребность в финансировании составляет 805 тыс. руб., в т. ч.:

– паушальный взнос – 150 тыс. руб.

– инвестиции в оборудование – 555 тыс. руб.

– пополнение оборотных средств (на инвестиционной фазе) – 100 тыс. руб.

Предполагается, что финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств франчайзи2.

Для реализации проекта необходимо нанять: бариста – 2 чел., бухгалтера – 1 чел. (на аутсорсинговой основе).

Проведенные расчеты финансово-экономической модели проекта3 показывают эффективность ведения бизнеса по франшизе:

– чистая приведенная стоимость (NPV) – 10,2 тыс. руб.

– дисконтированный срок окупаемости (РВР) – 0,71 года (<9 месяцев)

– внутренняя норма рентабельности (IRR) – 409,5%

– рентабельность продаж4 – 34%

– норма доходности дисконтированных затрат (PI) – 13,77 раз

Анализ рынка

Описание продукции

Кофе на вынос – это отличная возможность насладиться натуральным кофе при динамичном образе жизни. Компания «Мистер КвакаМолли» предлагает ассортимент самых популярных напитков для потребителей: эспрессо, американо, капучино, латте, чай, горячий шоколад в ярком фирменном стаканчике. Дополнительным ассортиментом точки продаж является музыкальная продукция и аксессуары (гитары, гитарные эффекты и проч.).

Рынок кофе на вынос

Сегмент кофеен развивается динамичнее остальных кластеров рынка общественного питания в России. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании NPD Group. После непродолжительного падения в 2015 году, когда рынок кофеен сократился на 2%, сегмент восстановил позиции и в первом квартале 2016 года вырос на 4%5.

Главным триггером роста стали продажи кофе на вынос: за год процент заказов с собой увеличился на 35% и в 1 квартале 2016 года уже составлял 23% продаж. Кофе на вынос в среднем для покупателя получается на 1015% дешевле, чем кофе в зале.

В 2016 году в кофейнях на 12% увеличился средний чек (до 330 руб.), тогда как по рынку в целом рост составил всего лишь 8%. На первом месте по продажам в кофейнях оказались традиционные блинчики, на втором и третьем – соответственно сладкая выпечка и торты/десерты, на четвертом – мороженое, на пятом – салат «Цезарь». В 2016 году в 73% заказов с собой непременно присутствовал кофе.

В целом стоит отметить, что потребление кофе в России ежегодно растет, о чем свидетельствует динамика его импорта: в 2016 году объем ввозимой в страну продукции вырос в натуральном выражении на 9,5%. По итогам года объем поставок достиг 171,5 тыс. тонн. Однако потребление остается низким по сравнению со странами с похожим климатом и культурой питания. Например, за год средний россиянин потребляет 1,2 кг кофе, а в Финляндии этот показатель в 10 раз выше6.

Потенциал развития

Кофейный бизнес в России переживает свою трансформацию. Кофе становится напитком, который россияне пьют не только дома и в ресторанах-кофейнях, но и на ходу. Новый для нашей страны сегмент «кофе с собой», или coffee to gо (кофе на вынос), стремительно растет. Появляются сотни мини-кофеен в виде экспресс-точек уличного формата, всевозможных киосков, островков и стоек в торговых и деловых центрах, а также появились мобильные кофейни на колесах. По прогнозам экспертов отрасли, Россия должна повторить западный вариант развития рынка. На смену растворимому кофе на лидирующие позиции постепенно выйдет кофе натуральный. Причем большую долю должна занять именно торговля «на вынос» (в США составляет около 75% доли рынка).

Согласно прогнозу Euromonitor International, в 2018 году россияне будут пить 45% свежего кофе, 55% – растворимого, а объем рынка при этом составит 131 тыс. тонн кофе.

У кофе на вынос есть потенциал для развития: в крупных городах России доля кофе на вынос от всех заказов в 2016 году составляла 3%7. В регионах РФ этот показатель еще ниже, что говорит о том, что рынок не насыщен, присутствует потенциал для роста.

Потребительский анализ

Отечественный рынок мини-кофеен еще не насыщен. Кофе, как известно, второй по популярности в мире напиток после воды. Привычка пить его на ходу пришла в Россию с Запада и постепенно начинает укореняться на отечественной почве. Кофе из одноразовых стаканчиков с крышкой пьют все категории населения от студентов и школьников до бизнесменов. Наглядное подтверждение этому можно увидеть в мегаполисах, когда с 7 до 10 утра кофе в экспресс-точках покупают работники ближайших офисов и завтракающие туристы, после обеда около трех часов дня – студенты вузов, а в обеденное время или ближе к вечеру все покупатели собираются вперемешку.

48% визитов за кофе на вынос приходится на молодежь от 16 до 35 лет, что говорит о том, что для этой аудитории стаканчик с кофе – атрибут динамичного стиля жизни. Потребители ценят в первую очередь удобство и скорость, 75% заказов совершается в рабочие дни, причем на утренние часы приходится четверть всех продаж кофе.






Конкурентный анализ

Количество франшиз мини-кофеен, которые можно найти на рынке, довольно внушительно и своим многообразием может вогнать предпринимателя в тупик. Многие из сетей считаются федеральными и даже международными, так как имеют свои представительства во многих уголках России и странах СНГ и буквально каждый месяц открывают новые точки.

Одним из лидеров отрасли считается ижевский проект Coffee Like, который имеет более 200 филиалов. Среди крупных игроков можно выделить также сети кофеен «Бодрый день» (130 точек), Roils Club (91 точка), «Сокофе» (более 80 точек). Собственные сети кофеен имеются почти в каждом регионе страны, и каждая из сетей может продавать франшизу одного или нескольких форматов. В качестве примеров можно привести сеть кофеен «Перекати поле», которая работает за Уралом и продает три формата кофейни (мини-кофейня, мобильная кофейня, уличная кофейня); сеть Coffee and the City, популярную в основном в Москве и Московской области; «Мобильную кофейню», развитую в Ростовской области и на Юге России; сеть экспресс-кафе в Краснодарском крае Bon Cappuccino, которая позиционирует себя как одна из первых в регионе и т. д.

В среднем инвестиции в кофейню мини-формата составляют около 220 тыс. руб., но могут доходить до 1,5 млн руб. и больше. Вложения будут зависеть от многих параметров, основные из которых: требуемая площадь и оборудование. Здесь все определяется форматом будущей кофейни. Наименьших вложений (100400 тыс. руб.) требуют торговые стойки, островки в ТЦ площадью от 23 кв. м и павильоны, наибольших – уличные кофейни от 1530 кв. м с возможностью обустройства посадочных мест (450 тыс. —1,5 млн руб. и больше).

Далее представлены краткие характеристики наиболее востребованных на рынке франшиз.


















Стоит отметить, что предложений франшиз кофе на вынос в России очень много, причем многие из них международного или федерального уровня, а новые точки открываются практически каждый месяц.

Чтобы занять свое место на конкурентном рынке, франшиза «Мистер КвакаМолли» использует необычный подход, добавляя в ряды своих покупателей меломанов за счет продажи музыкальных аксессуаров и проведения различных акций для покупателей кофе.

Рынок музыкальных инструментов

Гитарные эффекты

Гитарные эффекты представляют собой электронные приспособления, с помощью которых разнообразными сочетаниями меняется конечный сигнал гитары.

Гитарные эффекты включаются физически в линию сигнала между инструментом и усилителем звука. Технически они выполняются следующим образом:

– педали эффектов;

– раковые аудиопроцессоры для гитары;

– гитарные эффекты, вмонтированные в усилитель звука или предусилитель.

Приобрести гитарные эффекты можно на специализированных интернет-ресурсах (muztorg, pedalzoo, pop-music, pedalgeek и др.) или в музыкальных магазинах («Мир музыки», «Вивальди» и др.).

Медиаторы и струны

Медиаторы и струны – расходные предметы музыкантов. Поэтому это одни из самых популярных аксессуаров для гитариста, которые подлежат обновлению.

За свою творческую жизнь каждый гитарист использует не одну дюжину разных струн и не раз меняет свои предпочтения, потому что требования и вкус со временем меняются, к тому же технологии производства струн тоже не стоят на месте. Довольно часто профессионалы имеют у себя несколько разных гитар и, соответственно, для каждой подбирают отдельный комплект струн, которые лучше всего подходят по физическим и звуковым параметрам.

Медиатор, или плектр (от греч. plectrum – «ударяю»), представляет собой тонкую пластину, обычно в форме треугольника. Медиаторами пользуются как профессиональные рок-музыканты, так и начинающие гитаристы-школьники. Такое специальное приспособление позволяет с легкостью играть на гитаре и добиваться более четкого и острого звучания.

Тенденции рынка музыкальных аксессуаров

Поскольку музыкальные аксессуары – это узкоспециализированный рынок, по нему не представлено общих статистических данных.

На рынке музыкальных аксессуаров можно выделить следующих игроков:

– интернет-магазины;

– специализированные музыкальные магазины.

Среди основных тенденций стоит отметить следующее: рынок музыкальных инструментов частично перетекает в интернет. Недостатком интернет-магазина может послужить тот фактор, что товар из интернета покупатель получит только спустя определенное время доставки, а в специализированных музыкальных магазинах не представлено разнообразие выбора гитарных эффектов.

К преимуществам точки продаж «Мистер КвакаМолли» относится то, что в ней представлен широкий ассортимент музыкальных аксессуаров по конкурентоспособным ценам.

Правовые аспекты бизнеса

Чтобы открыть точку продаж, необходимо зарегистрироваться в качестве ИП или ООО, встать на учет в налоговую инспекцию.

Для регистрации бизнеса следует указать коды ОКВЭД. Наиболее подходящим для кофе-бара является код: 56.1 – Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10.21 – Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос): для музыкального магазина – код 47.1 Торговля розничная в неспециализированных магазинах.

Для регулирования отношений между франчайзером и франчайзи потребуется зарегистрировать договор коммерческой концессии. Помощь и сопровождение в юридических аспектах открытия бизнеса франчайзер берет на себя.

Регистрация договора коммерческой концессии

Франшиза подразумевает передачу прав на пользование товарным знаком, а значит, без соответствующих документов – лицензионного договора или договора коммерческой концессии – не обойтись.

В российской юридической практике западному термину «franchising» в наиболее полной мере соответствуют понятие «коммерческая концессия». Соответственно, существует и договор коммерческой концессии (ДКК), призванный регулировать отношения между сторонами во франчайзинге. ДКК предусматривает передачу от правообладателя пользователю исключительных прав на использование товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения и секрета производства или ноу-хау.

Существует ряд требований, которым обязательно должен отвечать договор коммерческой концессии: сторонами договора могут быть только субъекты предпринимательской деятельности; договор носит возмездный характер; регистрация договора в Роспатенте обязательна.

Рассмотрение заявления о государственной регистрации ДКК в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте), регистрация или отказ в регистрации и уведомление заявителя осуществляются в 2-месячный срок со дня поступления документов.

По договору ДКК франчайзер будет обеспечивать юридическую защиту интересов партнеров-франчайзи.

Разрешительная документация

Никаких особых разрешений или лицензий для открытия точки по продаже кофе на вынос нет. Согласования с СЭС, пожарным надзором или другими инстанциями получать не потребуется. Достаточно предупредить государственные органы об открытии.

Что касается персонала: бариста должен иметь медицинскую книжку установленного образца.

Маркетинговый план

Планируемый ассортимент продукции


Тактика маркетинга

Позиционирование

Предприятие позиционирует себя как точку продаж кофе на вынос уникального формата, который также подразумевает реализацию музыкальной продукции и фирменных аксессуаров.

Конец ознакомительного фрагмента.