Вы здесь

Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 2 класс. Методические рекомендации по проведению занятий (С. И. Гин, 2013)

Методические рекомендации по проведению занятий

До начала работы с учащимися учителю рекомендуется прочитать весь материал курса. При подготовке к занятию желательно просматривать содержание следующих занятий по этой теме, чтобы лучше представлять развитие темы.

Предполагаемое время занятия – 45 мин. Временные рамки отдельных этапов урока ориентировочные, они могут изменяться по усмотрению учителя.

Материалы ПРИЛОЖЕНИЯ помогут педагогу подобрать оптимальный вариант проведения занятия.

Иллюстративный материал и примеры, приводимые на занятии, учитель может изменять, добавлять аналогичные, исходя из своих знаний и индивидуальных особенностей класса.

В тексте курсивом выделены примерные диалоги педагога с учащимися. Они не являются жёсткими рекомендациями, их цель – дать возможность учителю «сверяться» с направлением и развитием беседы на занятии. Ответы детей в тексте взяты из реальной практики, но при этом они не являются «контрольными», к ним необязательно «подводить» учеников.

Несмотря на то что данный курс преимущественно устный, предусматриваются письменные виды заданий: тестирование, работа в группах, рисование и т. д.

В качестве иллюстративного материала используются сказки, загадки, пословицы. Желательно предварительно просмотреть тексты, чтобы эффективнее использовать их на занятии: возможны сокращения, изменения, добавления, замена другими произведениями и т. д.

Большое место в пособии отводится стихам, специально подобранным таким образом, чтобы «мораль» не выпячивалась, а пряталась внутри ситуации, нередко комичной. Учитель выразительно читает стихотворение (по возможности – наизусть), а выводы учащиеся пусть делают (или не делают) сами…

А чтобы лучше понять мир наших детей, чтобы ощутить хрупкость и беззащитность детства, советуем перечитать:

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду»

Валентина Осеева. «Динка»

Владимир Железняков. «Чучело»

Владимир Киселёв. «Девочка и птицелёт»

Владислав Крапивин. «Трое с площади Корронад», «Болтик», «Журавлёнок и молнии», «Колыбельная для брата», «Мальчик со шпагой»

Феликс Зальтен. «Бемби»

Эдуард Пашнев. «Девочка и олень»

Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Матиуш Первый на необитаемом острове»

МИРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ НАШИМ ДЕТЯМ!

Занятие 1

Зачем учиться в школе?

1. Игра с мячом «Главное» (5 мин)

Занятие начинается со стихотворения А. Усачёва «Главное»:

Зелёного крокодила

зелёная мама учила:

– Можешь ты быть учёным,

конструктором или поэтом.

Главное – быть зелёным!

Запомни, пожалуйста, это!

Пузатого гиппопотама

учила пузатая мама:

– Можешь ты быть акробатом,

конструктором или поэтом,

Главное – быть пузатым!

Счастье, сынок, в этом!

А серая мама – мышиха

учила сынка тихо-тихо:

– Можешь ты быть инженером,

учёным или поэтом,

Главное – быть серым,

маленьким и незаметным!

Затем учитель предлагает детям подумать (можно лечь на парту и закрыть глаза) и назвать главное, чему их учат мамы.

Можно организовать игру с мячом. Учитель повторяет вопрос: «Чему самому главному учит тебя твоя мама?» – и поочерёдно бросает мяч ученикам для ответа.

2. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» (15 мин).

Вы сказали, что вас мамы учат… (перечисляются типичные ответы детей), и это – главное. А в школе вас учат чему-нибудь «главному»? Чему?

– …

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, то можно сказать, что они учатся и дома и в школе, и там и там есть своё главное, и даже детёныши животных учатся не только у мамы, но и у других взрослых членов стаи, особенно у вожака.


Значит, вы согласны с тем, что в школе надо учиться?

– …

А я сегодня утром встретила соседку, девочку-первоклассницу. Помню, какая она радостная была 1 сентября. А сегодня она какая-то скучная и говорит, что не хочет больше учиться в школе: портфель тяжёлый, уроки долго тянутся, рано вставать нужно… Я спешила и не смогла ей ничего сказать, но пообещала вечером зайти. Посоветуйте, что мне сказать, как её убедить, что в школе учиться нужно? Вы уже второклассники, она вас послушает…

Во время обсуждения этой ситуации учитель от лица девочки высказывает контраргументы для того, чтобы дети учились находить более веские доказательства.


Примерный вариант диалога:

Дети: В школу нужно ходить!

Учитель: А она не хочет и не понимает зачем.

Дети: Она читать не научится!

Учитель: А она уже умеет читать.

Дети: А математике или английскому кто её научит?

Учитель: А у неё мама учительница.

Дети: А маме же на работу надо ходить!

Учитель: Она после работы будет с ней заниматься.

Дети: Одной всё время скучно сидеть.

Учитель: У неё во дворе подружек много, а на уроках всё равно ни с кем разговаривать нельзя!..


Таким образом ситуация обыгрывается с разных сторон, а в конце подводится итог: школа необходима именно для совместного обучения, чтобы ребёнок учился не только у учителя, но и у других детей, слушая их ответы, наблюдая за их рассуждениями, обогащаясь их опытом и знаниями. В школе дети учатся не только чтению, математике и другим предметам, они ещё учатся общаться друг с другом.

Однако обозначенные девочкой проблемы реально существуют, поэтому полезно придумать, как можно их разрешать.

3. Физкультминутка (3 мин)

Проводится танцевальная физкультминутка под мелодию детской песни. Желательно, чтобы в роли учителя, который показывает движения, со временем попробовал бы себя каждый из учеников: «Сейчас нашим учителем на зарядке будет …, потом мы будем учиться делать зарядку у …» и т. д.

4. Беседа о школьных правилах (10–12 мин)

Беседа проходит в виде диалога, после обсуждения одной проблемы следует логичный переход к следующей.


Примерные вопросы для обсуждения:

• Вспомним стихотворение А. Барто «Почему сегодня Петя просыпался десять раз?..» (см. Приложение). А почему Петя не пришёл в школу в три часа, когда собрался?

• Наверное, хорошо, если бы каждый приходил тогда, когда проснётся…

• А почему нельзя опаздывать?

• Чтобы никто не опаздывал, надо, чтобы уроки попозже начинались, часов в 12. Вот у нас в школе вторая смена есть, это, наверное, для тех детей, кто любит поспать подольше, не так ли?

• А вот когда я в школе училась, мне математика нравилась, а рисование нет. И я всегда думала, как было бы хорошо, если бы математика длилась два часа, а уроки рисования были по пять минут. Жалко, что так не бывает, почему?

• А как узнать, что урок закончен?

• А разве без звонка нельзя, учитель сам ведь может сказать, что урок закончен?

• Звонок звенит, кончается урок, и начинается перемена. А зачем она нужна?

• Тогда почему они такие короткие? Были бы по часу, все бы успевали и отдохнуть, и подготовиться к уроку…

• А расписание уроков зачем нужно? Можно сделать так: по понедельникам – только математика, по вторникам – только русский язык, так удобнее было бы…

• Тогда пускай будет так, как дети захотят: хотят сейчас музыку – будет музыка, захотят потом чтение – будет чтение…

В конце беседы делается вывод: все люди разные, у каждого свои вкусы и привычки, а в школе учится много детей, и сделать отдельное расписание уроков, свои звонки и переменки для каждого – практически нереально. Поэтому существуют общие правила для всех: так удобнее и детям и учителям (можно провести аналогию с правилами дорожного движения: когда торопишься – красный свет «мешает», но если убрать светофоры, будет гораздо хуже).

5. Представление факультативного занятия «Мир человека» (5–7 мин)

Учитель называет различные учебные предметы, дети говорят, для чего они нужны (можно показывать принадлежности, относящиеся к тому или иному уроку, тогда дети вначале должны определить, какой это урок, а затем его цель).


– Урок русского языка нужен для того, чтобы научиться грамотно писать. Для этого вы учите правила. А может ли быть такое, что ученик знает правило, например, как писать «жи-ши», но намеренно делает ошибку?

– …

– А на математике может быть так, что ученик знает таблицу сложения, а пишет 2+2=5, и не потому, что забыл или ошибся, а просто так ему хочется?

– …

– Выходит, что на уроках такого не бывает: если правило знаешь – то его выполняешь. А вот в реальной жизни часто получается наоборот: правила знаешь, но почему-то их не выполняешь. Например, знает мальчик, что драться нельзя, но дерётся; знает девочка, что врать нехорошо, а всё равно удержаться не может… И таких случаев каждый из вас может немало вспомнить, даже про самих себя: «Мамочка, что мне делать, если драка так и лезет из меня?!» – не приходилось ли вам говорить что-нибудь подобное?

Если спросить, почему дети ведут себя неправильно, хотя знают, как надо, обычный ответ: «Не знаем!»

В этом году у нас в расписании будет новое занятие, на котором мы будем учиться узнавать себя. Это занятие называется «Мир человека», а человек – это каждый из вас. На этом занятии можно будет задавать вопросы про себя, про свою жизнь; вы узнаете, как устроен человек и откуда берутся дети, как прожить долгую жизнь не болея; как улучшить память и как стать внимательнее; что нужно делать, если сердишься, и как дружить, чтобы поменьше ссориться…

А самое главное, мы постараемся понять, почему, даже когда человек знает, как поступать хорошо, он отчего-то поступает плохо…

Поздравляю вас с этим новым предметом и постараюсь, чтобы на занятиях «Мир человека» вам было интересно, чтобы этот предмет стал вашим любимым.

Если позволяет время, можно предложить детям высказать свои пожелания: о чём бы они хотели узнать на этих занятиях?

6. Подведение итогов

Учитель предлагает детям назвать, что было главным сегодня на занятии.


Занятие удалось, если дети поняли:

– в школе учиться необходимо;

– школьные правила возникли не случайно;

– занятие «Мир человека» нужно для того, чтобы дети смогли лучше себя узнать.

Приложение

А. Барто

В ШКОЛУ

(в сокращении)

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс!..

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал…

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог,

Даже бабушке приснилось,

Что она твердит урок…

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс!

Занятие 2

Адрес

1. Игра «Кто вы? Где вы?» (5 мин)

Цель игры: показать, что человек может выполнять множество социальных ролей и соответственно по-разному называться.

Занятие начинается со стихотворения Б. Заходера:

Я для Вовки – друг-приятель,

В магазине – покупатель,

У врача я – пациент,

В парикмахерской – клиент.

Кто я всё-таки такой? —

Я спросил у мамы.

– Ты орёл отважный мой

И осёл упрямый!

Дайте место мне в музее,

Чтоб дивились ротозеи,

Как влезает в одного

Столько всякого всего!

Далее учитель перечисляет различные ситуации: «В магазине вы кто?» (в школе, в театре, в автобусе, на стадионе, на улице и др.), а дети хором называют соответствующую роль: покупатели (ученики, зрители, пассажиры, болельщики, пешеходы и др.).

Затем обратный вариант игры (можно в виде игры с мячом): учитель называет роль: «Где вас называют читателями?», а дети указывают ситуацию: «В библиотеке» и т. д.

2. Беседа «Путешественники» (15 мин)

В процессе беседы дети должны понять, что географические объекты, существуя «сами по себе», в то же время являются частью других, более крупных объектов (любая система есть часть надсистемы).

На занятии уточняются и систематизируются элементарные географические понятия (улицы находятся в городах, города – в странах, страны – в мире (на земном шаре); понятия «материк, часть света» не вводятся) и астрономические сведения (Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются 8 планет; Земля – это планета Солнечной системы, все звёзды пересчитать невозможно, звёзды и планеты находятся во Вселенной).

Рекомендуется использовать наглядность: различные карты (своей страны, земного шара, Солнечной системы и др.).

Примерная последовательность обсуждения: школа – улица – город – страна – земной шар – Солнечная система – Вселенная.

В ходе занятия каждое понятие уточняется и расширяется: «Какие ещё страны вы знаете?», на каждом этапе подводятся итоги: «Значит, города находятся в стране. А где находится страна?» и т. д.

Иногда ученики путают название города и страны (материка), тогда учитель исправляет: «Канада – это не город, а страна», «Африка – это не одна страна, а много стран…»

Рекомендуется на большой карте мира показать свою страну, страны-соседи и те страны, которые называют дети.

Названия планет говорить не обязательно, достаточно указать их количество: всего существует 8 планет, наша планета называется Земля.

Вариант проведения беседы:

– Вы сейчас где?

– В школе.

– Верно. А сейчас вы будете не просто учениками, а учениками-путешественниками. Кто такие путешественники?

– …

– Итак, отправляемся в путь. Сейчас мы в школе. А где находится наша школа?

– На улице.

– Как называется эта улица?

– Лазурная.

– Какие ещё улицы вы знаете?

– …

– Значит, школа находится на улице. А где находятся все улицы?

– В городе.

– Как называется наш город?..

Когда «установили» свой адрес во Вселенной, пора «возвращаться» снова в класс. Для закрепления материала карты уже можно не использовать, однако их желательно оставить, чтобы дети смогли их рассматривать во внеурочное время.

– Как мы далеко забрались, до самых звёзд!! Давайте возвращаться обратно в класс. Итак, в Солнечной системе 8 планет. Куда нам нужно попасть?

– На Землю.

– На Земле находится много стран. Как называется наша страна?…

3. Физкультминутка (3 мин)

Рекомендуется проведение зарядки на «космическую» тему.

4. Игра на внимание «Назови адрес» (5–7 мин)

– Послушайте, что у нас получилось: «Вселенная. Солнечная Система. Планета Земля. Страна Россия. Город Москва. Кронштадтский бульвар. Школа 157. Класс 2А». Как это всё можно назвать одним словом?

– Это наш адрес.

– Да, это «космический» адрес нашего класса. И у каждого человека тоже есть адрес, который он должен знать. А вы знаете свой домашний адрес?

Проводится игра с мячом (на выбывание): для тренировки внимания и избегания однотипных ответов учитель спрашивает не весь адрес, а его элементы: «Твой номер дома?», «Твоя улица?», «Твой этаж?» и т. д.

Можно предложить двум детям назвать свои адреса полностью, а затем сравнить: что в них общего и чем они отличаются?

Полезно проанализировать, почему именно в такой последовательности составляется адрес, можно ли части адреса менять местами и почему (предложить для анализа адрес типа: «дом 7, город Красноярск, квартира 19, улица Московская»).

Вывод: правильно составленный адрес подобен «матрёшке», когда более мелкие детали вкладываются в более крупные: квартиры – в дома, дома – в улицы и т. д.

5. Беседа «Если ты потерялся?» (10–12 мин)

Учитель читает стихотворение Э. Успенского про слонёнка, который не знал свой адрес (см. Приложение). Затем коллективно придумываются правила, что делать, если потерялся (заблудился по дороге в гости, отстал в толпе и т. д.).

Следует остановиться на следующих моментах:

– нужно говорить дома, куда собираешься пойти;

– надо хорошо знать свой адрес;

– если отстал, нужно оставаться на том же месте, а не уходить искать;

– нужно знать «особые» приметы своего дома: достопримечательности, крупные объекты, магазины, название остановки и др.; отличительные признаки своего подъезда;

– можно обратиться за помощью к взрослым, желательно к тем, которые «на работе»: к полицейскому, продавцу, дежурному метро и др.

При обсуждении правил рекомендуется показать их целесообразность, а не только декларативность.

Например, вместо категоричной рекомендации «Обращайтесь к полицейскому!» проводится обсуждение: «А почему лучше обратиться к полицейскому, чем к случайному прохожему?» или «Почему нельзя уходить с места, где потерялся, ведь так же можно быстрее найтись?»

Если позволяет время, можно инсценировать ситуацию «Потерялся»: что делать? к кому обратиться? что сказать?..

В конце можно прочитать «Вредный совет» Г. Остера (см. Приложение) и предложить оценить такой способ «путешествия».

6. Подведение итогов

Занятие удалось, если дети поняли:

– у любого объекта есть адрес, по которому его можно найти;

– адрес составляется по принципу «матрёшки»;

– если потерялся, главное – не растеряться.

Приложение

Э. Успенский

ЖИЛ-БЫЛ ОДИН СЛОНЁНОК

(в сокращении)

…В одном огромном парке,

а может, и не в парке,

а может, в зоопарке,

у мамы с папой жил

один смешной слонёнок,

а может, не слонёнок,

а может, поросёнок,

а может, крокодил.

Однажды зимним вечером,

а может, летним вечером,

он погулять по парку

без мамы захотел.

И заблудился сразу,

а может, и не сразу,

уселся на скамеечку

и громко заревел.

Какой-то взрослый аист,

а может, и не аист,

а может, и не взрослый,

а очень молодой,

решил помочь слонёнку,

а может, поросёнку,

а может, крокодильчику,

и взял его с собой.

– Вот это твоя улица?

– Вот это моя улица!

А может быть, не эта,

а может, не моя.

– Вот это твоя клетка?

– Вот это моя клетка!

А может быть, не эта:

Не помню точно я.

Так целый час ходили,

а может, два ходили,

от клетки до бассейна,

под солнцем и в пыли,

но дом, где жил слонёнок,

а может, поросёнок,

а может, крокодильчик,

в конце концов нашли!..

Г. Остер

Из цикла «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»

Потерявшийся ребёнок

Должен помнить, что его

Отвезут домой, как только

Назовёт он адрес свой.

Надо действовать умнее.

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На далёких островах».

Потерявшийся ребёнок,

Если он не дурачок,

Не упустит верный случай

В разных странах побывать.

Занятие 3

Наш организм

1. Игра «Сколько?» (3–5 мин)

Цель игры: повторить основные подсистемы человека, систематизировать знания об их количестве.

Правила игры: дети называют различные подсистемы, встречающиеся в организме человека столько раз, сколько раз учитель ударяет в бубен или стучит карандашом.

Возможные варианты ответов:

2 – руки, ноги, глаза, почки, пятки, уши…;

5 – пальцы;

1 – голова, нос, рот, сердце, желудок…;

4 – конечности;

«много-много» – волосы, кости, кровеносные сосуды…

2. Занимательная математика (7–10 мин)

– Молодцы, вы хорошо знаете, сколько каких частей есть в организме. Но если их можно посчитать, то, наверное, можно и придумывать про них примеры. Вы знаете, что 1+1=2, а вот про организм человека можно составить такой пример: 1+1=1. Одна губа и ещё одна губа, а получается один рот (или одна ноздря и ещё одна равно один нос). А ещё 1+1 может быть равно 10, как это?

– Одна рука и одна рука – получится 10 пальцев!


Учитель на доске записывает подобные примеры, а дети должны их «решить»: придумать вариант объяснения, опираясь на знание устройства человека.

Чтобы дать возможность поучаствовать каждому и высказать свой вариант ответа, рекомендуется, чтобы дети не произносили ответы вслух, а нашёптывали их учителю «на ушко» (приём из опыта Ш. А. Амонашвили).

Варианты примеров (ответы детей могут отличаться от приведённых в тексте):

5+5=2 (руки, ноги),

1+1+1+1+1=1 (ладошка),

1+1+2+2=1 (нос + рот + глаза + уши = голова),

10+10=1 (зубы (верхняя челюсть) + зубы (нижняя челюсть) = рот),

Можно предложить детям самим придумать подобные примеры.

3. Игра «Путаница» (10–12 мин)

Учитель называет различные ситуации, связанные с изменением местоположения различных частей тела. Детям надо оценить последствия таких изменений.

– Мы привыкли, что пальцы находятся на руках и на ногах, волосы – на голове, колени – на ногах, нос – посередине лица… А давайте представим себе, что части тела поменялись местами. Для чего это было бы удобно и чем – неудобно?

Примеры ситуаций: нос на затылке, пальцы на спине, уши на коленках, глаза на ногах, рот на пальцах и т. д.

В конце вывод: как будет лучше – так, как человека создала природа, или так, как придумывали?

4. Физкультминутка (3 мин)

Рекомендуется во время зарядки предлагать задания, связанные с ограничениями: одной рукой открыть пенал, сесть и встать на одной ноге, поздороваться с соседом за руку с закрытыми глазами, открыть книгу без помощи рук и т. п.

5. Беседа «Одна голова хорошо…» (10–12 мин)

Учитель читает стихотворение П. Калмыкова

ПЕСНЯ ТРЁХГОЛОВОГО ДРАКОНА

Как можно одной головой обходиться?

Кто скажет, что можно, тому вы не верьте.

Отрубит случайно какой-нибудь рыцарь,

И будешь ходить безголовым до смерти.

И мы повторять не устанем слова:

Одна голова – это не голова!

Не слушайте всяких там, слушайте нас:

Одна – ерунда, а вот три – в самый раз!

Дракон трёхголовый – в три раза храбрее

(Поскольку бояться в три раза стыднее),

Жуёт и глотает в три раза быстрее,

И – самое главное – втрое умнее.

И мы повторять не устанем слова:

Одна голова – это не голова!

Не слушайте всяких там, слушайте нас:

Одна – ерунда, а вот три – в самый раз!

Одна – всех мудрее и любит ромашки,

Другая – глупа, но стихи сочиняет…

Допустим, две спят или режутся в шашки,

А третья – дежурит, покой охраняет…

Поэтому мы повторяем слова:

Одна голова – это не голова!

Не слушайте всяких там, слушайте нас:

Одна – ерунда, а вот три – в самый раз!

Затем обсуждаются различные ситуации, связанные с изменением количества частей тела.

Вначале рассматриваются ситуации, в которых количество частей тела увеличивается.

– Мне тоже кажется, что с одной головой жить неудобно. Три или хотя бы две головы гораздо лучше: они могут поговорить между собой, по очереди делать уроки, смогут гораздо больше увидеть… Даже пословица такая есть: «Одна голова хорошо, а две лучше». Жалко, что у нас одна голова…

(При анализе выясняются возможные неудобства: головы могут захотеть идти в разные стороны; когда одна спит, другая может разбудить; если каждая питается отдельно – живот потом заболит; будет непонятно, когда обе говорить начнут, и т. д.; а в пословице про головы говорится в переносном смысле: два человека могут придумать лучше, чем один.)

– Или вот – две руки. По-моему, это мало. Если было бы рук больше, то можно было бы и больше дел сделать… (Можно прочитать отрывок из стихотворения «Две руки» – см. Приложение.)

– …

Затем анализируются ситуации, в которых количество частей тела уменьшается.

– Во время зарядки вам пришлось выполнять упражнения одной рукой, без рук, на одной ноге, с закрытыми глазами… Было ли вам удобно?

– …

– Хорошо ли, когда каких-то частей в организме «не хватает»?

В дальнейшей беседе говорится о людях-инвалидах, которые «не понарошку», а в реальной жизни испытывают множество различных неудобств и трудностей.

– Инвалидам в нашем мире очень непросто жить, поэтому нужно стараться им помогать, внимательно к ним относиться. Но очень часто дети смеются над такими людьми, передразнивают их, показывают пальцами… Как вы думаете, почему дети это делают?

– …

Вы ещё маленькие, но уже можете помочь этим людям. Подумайте, что для этого вы могли бы сделать?

6. Подведение итогов

Занятие удалось, если дети поняли:

– человеческий организм – совершенное чудо природы;

– инвалидам жить трудно, к ним надо относиться внимательно.

Приложение

А. Шлыгин

ДВЕ РУКИ

(в сокращении)

Две руки – как это мало!

Десять рук имел бы я —

вот тогда бы не хромала

успеваемость моя.

Вот тогда бы, вот тогда бы

я отлично поживал —

без особого труда бы

всё на свете успевал!

Никого не огорчал бы,

удивляя всех вокруг,

никогда не отвечал бы:

– У меня не десять рук!

Вот была бы благодать:

левых – пять и правых – пять!

Я в пяти тетрадках сразу

умудрился бы писать.

В той бы – делал упражненье,

а в другой – решал пример.

В третьей – вёл бы наблюденье

за погодой, например.

А в четвёртой – над волнами

я бы парус рисовал…

Еле-еле за руками

я следить бы успевал…

А с двумя – умрёшь от скуки…

Занятие 4

Как устроен человек?

1. Отгадывание загадки (3–5 мин)

Занятие начинается с загадки «Кто в клетке живет?».

Дети должны угадать, что именно задумал учитель. Поэтому, когда дети перечисляют различных животных, учитель отвечает: «Нет, я загадал другое».

Следует остановиться и отдельно отметить, когда прозвучит вопрос: «Это какое-нибудь животное?» Такой вопрос позволяет отойти от беспорядочного перебора вариантов и вывести обсуждение на другой уровень.

Ответ – «сердце», а «клетка» имелась в виду «грудная»; если дети уточнят: «Вы же сказали «кто», можно ответить, что сердце – живое, так как без него человек не может жить.

Далее учитель сообщает, что на прошлом занятии «Мир человека» говорилось о тех частях организма, которые видны, т. е. о наружных. На этом занятии речь пойдет о внутренних органах – «невидимых».

2. Рисование «Что внутри?» (10–12 мин)

Учитель раздаёт листы бумаги с контурным изображением человека, учащимся необходимо изобразить и подписать известные им внутренние органы.

По окончании работы учитель обобщает результаты, несколько отдельных наиболее выразительных работ можно показать классу, остальные рисунки остаются у детей.

Как показывает практика, по мнению большинства детей 7–8 лет, внутри человека находятся кости, сердце, мозг, иногда нарисованы желудок и позвоночник (остальные органы – в единичных случаях).

Учитель благодарит детей за работу и выражает уверенность, что к концу занятия они будут больше знать о том, как устроен человек.

3. Беседа «Знакомимся с анатомией» (15–20 мин)

Цель беседы: систематизировать имеющиеся знания, дать первоначальные сведения по анатомии.

На занятии желательно использовать схемы и таблицы по анатомии, по возможности упрощённые (рекомендуется воспользоваться иллюстрациями соответствующих детских книг).


Примерный план беседы:

• обсуждение, что общего есть у человека и у животных (можно напомнить названных в начале занятия), какие действия выполняют и люди и животные;

• всё «живое» дышит, питается, передвигается, человек думает;

• человек ходит – какие органы помогают ему в этом (кости скелета); основные кости: череп, грудная клетка, позвоночник, кости рук и ног, кости таза;

• человек дышит – какие органы участвуют в дыхании (нос, горло, лёгкие);

• человек питается – при помощи каких внутренних органов происходит пищеварение (рот, пищевод, желудок, печень, кишечник);

• человек думает и реагирует на окружающее – при помощи каких органов он это делает (мозг, нервы);

• если поранишься, идёт кровь – где она находится (в организме есть сердце и кровеносные сосуды).

Если возникнут вопросы, учитель кратко сообщает о коже, органах выделения и размножения.

Желательно по ходу объяснения называть и показывать отдельные органы не только на таблицах, но и, по возможности, на самих детях: «Потрогайте голову, вы почувствуете твёрдые кости черепа», «Внизу между рёбрами находится желудок», «Приложите руку к левой стороне груди и послушайте, как бьётся ваше сердце» и т. д.

В конце беседы учитель обязательно подчёркивает, что на занятии назывались только самые «главные» органы; говорит о том, что существует наука анатомия, которая изучает строение человека, и о том, что в человеческом организме скрыто ещё много тайн, например, до сих пор непонятно, как йоги могут ходить босиком по раскалённым углям. Можно предложить детям привести примеры подобных удивительных явлений.

4. Физкультминутка (5 мин)

Учитель называет загадки про различные части тела, дети встают и хором называют отгадку, а затем выполняют соответствующее задание.

Примеры загадок и заданий к ним (по выбору учителя):

Отворю я хлевец,

выпущу стадо белых овец. (Постучать зубами.)

На ночь два оконца сами закрываются,

а с восходом солнца сами открываются. (Различные движения глаз.)

Не сеют, не сажают,

а сами вырастают. (Помотать головой.)


Вот гора, а у горы

две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

то заходит, то выходит (Дыхательные упражнения.)


У двух матерей по пяти сыновей,

одно имя всем. (Пальчиковая гимнастика.)


Всегда он в работе, когда говорим,

а отдыхает, когда мы молчим (Движения в стороны языком.)


День и ночь стучит оно,

словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

прекратится этот стук. (Жест благодарности «От всего сердца».)


Мы на них стоим и пляшем,

ну а если им прикажем,

нас бегом они несут.

Подскажи, как их зовут? (Ходьба, прыжки, приседания, бег на месте.)

5. Подведение итогов

Можно предложить по цепочке назвать, что нового узнали на занятии.


Занятие удалось, если дети поняли:

– у всего живого есть общее;

– у каждого органа есть своя «работа»;

– человеческий организм – сложный и не до конца изученный.

Занятие 5

Болезни

1. Игра «Назови болезни» (5 мин)

Учитель предлагает детям по цепочке или в виде игры с мячом назвать болезни, которые они знают.

Игра проходит на выбывание: если ребёнок повторяет уже сказанное или не знает, что сказать, он садится и в дальнейшей игре не участвует.

Правильными ответами считаются не только «взрослые» названия болезней (типа: инфаркт, паротит, ангина, кариес и др.), но и «детские», описательные (типа: горло болит, нос заложен, прыщики и др.).

2. Беседа о причинах болезней (15–20 мин)

– Существует очень много разных болезней – «простых», с которыми организм легко может справиться, если ему немного в этом помочь, до тяжёлых, которые приходится лечить в больнице. От некоторых болезней люди даже умирают…

Сами врачи говорят так: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Но чтобы предупредить болезнь, нужно знать, почему она возникает. Дети чаще всего болеют простудными и кишечными заболеваниями, нередко получают различные травмы… Давайте обсудим, по каким причинам это происходит, как себя нужно вести, что нужно делать, чтобы не заболеть этими болезнями.

Класс делится на три группы (можно по рядам), каждая из них должна найти причины, по которым может возникнуть одно из этих заболеваний (простуда, травма, «живот болит»).

После обсуждения группы по очереди высказывают причины «своего» заболевания (например, простудиться можно, когда ходишь раздетый, когда пьёшь холодную воду, когда промочил ноги, когда находишься на сквозняке, когда долго сидишь на холодной земле, когда перегреваешься, а потом резко охлаждаешься, и т. п.).

Можно организовать соревнование: какая группа назовёт больше причин за определённое время?

– А может быть, чтобы не болеть, нужно усиленно беречься: как можно теплее одеваться, пореже выходить из дома, а в помещении закрывать все форточки?… А может быть, нужно мыть все продукты с мылом?

– …

Обобщая ответы детей, учитель объясняет, что подобные действия не помогут, они, наоборот, приведут к ослаблению защитных механизмов. Известно, что изнеженные дети болеют чаще. Путь к здоровью – закаливание. Нужно постепенно приучать себя к действию «вредных» факторов: холода, сырости и т. д.

При подведении итогов работы учитель говорит о необходимости ответственного отношения к собственному здоровью:

– Сейчас вы показали, что ЗНАЕТЕ, отчего можно заболеть. Но порой почему-то «забываете» об этом, а потом болеете. Почему так происходит?

– …

– Можно ли «нечаянно» наесться немытых яблок? Или «нечаянно» забраться на стройку? Или «нечаянно» попробовать на вкус сосульку?

– …

– Должен ли ребёнок сам заботиться о своём здоровье или это дело родителей, учителей, врачей? Может быть, только взрослые должны говорить, что можно и чего нельзя?

– …

– Может быть, в следующий раз, когда вы попадёте в одну из рискованных ситуаций, нужно спросить самого себя, почему и зачем я это делаю (не знаю? не понимаю? может быть, я просто глупый? я хочу заболеть? я хочу, чтобы за меня отвечал кто-то другой?..).

Некоторые из вас не соблюдают правила сохранения здоровья, чтобы доказать всем, что вы уже «взрослые», что эти правила к вам не относятся: «Подумаешь! Ничего со мной не случится!» Иногда действительно не случается, но чаще бывает иначе… И может быть, взрослый – это тот, кто отвечает за себя, а не просто делает что хочет?

3. Физкультминутка (3–5 мин)

Можно показать комплекс ритмической гимнастики, которую дети могут использовать как утреннюю зарядку: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

4. Тест «Если заболел…» (10–12 мин)

Для проверки и дальнейшего углубления знаний о способах лечения рекомендуется проведение теста.

Методика проведения: учитель читает вопросы, дети на листочках в строчку записывают ответы: «да, согласен» – знаком «плюс», «нет, не согласен» – знаком «минус». Затем учитель открывает на доске правильную последовательность ответов, дети сами себя проверяют (можно предложить встать тем, кто правильно ответил на все вопросы, и поздравить их; всем остальным высказать пожелание успехов в дальнейшем).

Тест:

1. Когда заболеешь, надо напиться разных таблеток.

2. Если болит живот, нужно лежать.

3. Когда заболел, никому не надо об этом говорить.

4. Если заболели зубы, их надо почистить.

5. Когда при нормальной температуре болит голова, надо пойти погулять.

6. Если отравился, надо много пить.

7. Если поднялась температура, надо съесть мороженое, чтобы охладиться.

8. В школу надо ходить, даже если болеешь.

9. Если болит горло, его надо полоскать.

10. Если появились на коже прыщики, их никому не надо показывать.


Правильные ответы:

– + – + + – + —

После проверки теста рекомендуется обсудить, почему именно так надо (или не надо) делать: «А почему надо гулять, когда голова болит?», «А почему нельзя больному в школу ходить?» и т. д.

5. Подведение итогов

Учитель читает стихотворение Б. Павловича «Болезни»: Много болезней разных —

заразных

и не заразных.

Но все они при случае

ужасно приставучие.

Пристанет – и болей,

лежи, лекарства пей.

Лекарства бывают всякие —

и горькие, и сладкие,

Но все, во всяком случае, —

невкусные и скучные.

Лежи, скучай и пей,

а то – зови друзей!

Друзья бывают разные —

весёлые, ворчливые,

болтушки, молчаливые,

но все они – прекрасные!

К больным, во всяком случае,

приходят только лучшие!

В конце занятия учитель выражает надежду, что дети понимают, что самое ценное у человека – это здоровье, и постараются сами отвечать за своё здоровье, а если они всё же (вдруг!) заболеют, то пусть и к ним приходят самые лучшие друзья (если, конечно, болезнь незаразна).


Занятие удалось, если дети поняли:

– здоровье – самая большая ценность в жизни;

– здоровье зависит от самого человека;

– лечиться надо правильно.

Приложение

Дополнительно можно обсудить вредные советы «Как нужно и не нужно лечиться».

Г. Остер

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши, голова,

Всё равно лекарств не пейте

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол…

Занятие 6

Что такое здоровый образ жизни?

Занятие проходит по индивидуальному плану учителя.

Возможные формы проведения:


Театрализованный праздник.

Например: «В гостях у Мойдодыра», «Дружим с Неболейкой», «Путешествие в страну Здоровья», «На балу у королевы Зубной Щётки» и т. д. Желательна такая организация мероприятия, чтобы оно прошло с эмоциональным подъёмом, побуждающим детей соблюдать правила здорового образа жизни.


Защита творческих работ.

За неделю до занятия класс делится на группы, каждая из которых получает задание подготовить материал по одной из тем, например: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Режим дня», «Чистота – залог здоровья», «В движенье – жизнь!», «Полезные и вредные продукты», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Красота – это осанка!», «Ты не бойся ни жары и ни холода, закаляйся как сталь!», «Вредные привычки», «Опасная игрушка – компьютер» и др. Во время занятия группа оформляет плакат, содержание которого отражает правильные и неправильные варианты поведения по рассматриваемой теме, и затем презентует его классу.


Создание Паспорта здоровья.

За неделю до занятия каждый ученик получает страничку Паспорта здоровья, которую нужно ежедневно заполнять.

Например:




На занятии полученная информация обобщается, делается вывод о соблюдении правил здорового образа жизни каждым учащимся и всем классом в целом. Желательно организовать обсуждение, какие правила легче (труднее) всего соблюдать и почему, совместно придумать способы, как сделать выполнение правил хорошей привычкой.

Можно оформить Паспорт здоровья второклассника: на первой странице указать фамилию, имя, возраст, рост, вес; далее могут быть описаны жалобы (часто болит голова, беспокоит живот, ноют зубы, не высыпаюсь, нередко простужаюсь и др.); в Паспорт заносится участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях; можно записывать случаи болезней и предполагаемые, по мнению учащегося, причины; несколько раз в год проводятся «контрольные срезы» соблюдения правил ЗОЖ (заполнение таблицы) и отмечается соответствующая динамика. Основная цель ведения Паспорта здоровья: формирование сознательного отношения к своему здоровью, понимания того, что здоровье во многом зависит от самого человека.

Возможен вариант комбинированного занятия, включающего различные элементы представленных вариантов.

Занятие 7

Развитие ребёнка до школы

1. Игра «Кто кем был?» (5 мин)

Занятие начинается со стихотворения М. Яснова:

Стала наша бабочка

Старенькою бабушкой.

Вспоминает бабочка

Давние дела.

– Кем была ты, бабушка?

Отвечает бабочка:

– Утром, в раннем детстве,

куколкой была!

Учитель называет различных животных, дети хором говорят, кем они были раньше (названия детёнышей). Например, кем был раньше конь (петух, бык, медведь, кабан, гусь, белка, собака, слон и т. д.)?

2. Проблемная ситуация «Доказательство» (5–7 мин)

– А вы кем были раньше?

– …

– А как вы можете доказать, что вы раньше были вот такими маленькими (показывает)? Может быть, вы родились вот такими (показывает примерный рост трёхлетнего ребёнка)?

– …


На все дальнейшие доказательства («У меня фотография есть», «Мне мама сказала», «У меня чепчик остался» и др.) учитель приводит «контраргументы»: «Откуда ты знаешь, что на этой фотографии – ты, а не какой-нибудь другой ребёнок?», «А может, мама пошутила, другим говорят, что их в капусте нашли, это что – тоже правда?», «Чем ты можешь доказать, что это именно твой чепчик?» и др.

Ситуация осложняется тем, что дети себя в младенческом возрасте не помнят, и для доказательства приходится либо полагаться на мнение других, либо делать логические выводы по аналогии: «Я такой же, как и другие дети. Все люди рождаются маленькими (грудными), значит, я тоже был таким».

В конце обсуждения учитель соглашается с аргументами: «Согласен. Вы меня убедили».

3. Беседа «Путешествие в прошлое» (15 мин)

Для проведения беседы понадобится наглядность: рисунки с изображениями школьника, дошкольника, грудного младенца, зародыша («в животе»); класса, группы детского сада, малыша в коляске, беременной женщины (см. Приложение в конце пособия).

– Итак, сейчас вы школьники (учитель прикрепляет соответствующий рисунок к доске), а кем вы были раньше? А до этого?


После того как на доске в обратном хронологическом порядке выстраивается вся цепочка рисунков (последний по счёту, но первый от начала доски – рисунок «в животике»), следует вопрос: «А где вы были до этого?»

Обобщая ответы детей, достаточно примерно такого объяснения: папина клетка (как семечко) попадает к маме в живот, где встречается с маминой клеткой и начинает расти, а когда вырастает – у мамы рождается ребёнок. Можно показать рисунки зародыша на разных стадиях внутриутробного развития.

Как показывает практика, не стоит перегружать детей избыточной информацией про сперматозоиды, яичники, процесс оплодотворения и пр. Если возникнет необходимость, можно отдельно обсудить эту тему в другое время, используя специальную литературу для детского возраста.

Затем из соответствующих рисунков сверху выстраивается ещё одна цепочка (надсистемы). Обсуждение: где ещё могут бывать дети в соответствующем возрасте («Дошкольники ходят в детский сад, что показано на рисунке. А куда ещё они могут ходить?» и т. п.).

После этого под рисунками «плюсами» отмечаются умения ребёнка в разных возрастных периодах, начиная с внутриутробного: «Что умеет делать ребёнок, находясь в животе?» и т. д.

В конце делается вывод о том, что по мере взросления расширяется жизненное пространство человека и увеличивается число различных умений.

4. Физкультминутка (3 мин)

Рекомендуется предложить «вспомнить детство» и воспроизвести различные потешки, например: «Сорока-ворона кашу варила…», «Мальчик с пальчик, где ты был?», «Птички полетели, на головку сели…», «Идёт коза рогатая…» и др.

Обычно подобные упражнения служат эмоциональной разрядкой и способствуют осознанию себя «взрослыми».

5. Беседа «Мальчики и девочки» (10 мин)

Примерные вопросы для обсуждения:

• Почему в грудном возрасте игры и игрушки одни и те же у мальчиков и девочек, а потом разные?

• В какие игры (с какими игрушками) больше любят играть мальчики, а в какие – девочки? А какие игры одинаково интересны и мальчикам, и девочкам? Почему?

• Какие книги и фильмы обычно больше любят мальчики, а какие – девочки? А какие интересны и тем и другим?

Конец ознакомительного фрагмента.