Вы здесь

Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 3 класс. Методические рекомендации по проведению занятий (С. И. Гин, 2012)

Методические рекомендации по проведению занятий

Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать.

Дж. Родари

Диалог с оппонентом

– Учить детей придумывать? Зачем? – Они же и так все фантазёры! Да они и безо всякой учёбы могут такое придумать, что нам и не снилось!

– Однако, как писал Л. С. Выготский, никаких научных данных о том, что детская фантазия богаче и разнообразнее, чем у взрослого, нет. Детская фантазия более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, сложные и многообразные, которые могут быть только у взрослого человека…


– Пожалуй, с этим можно согласиться, если внимательно присмотреться к детским фантазиям…

– Многорукие, многоголовые монстры, путешествующие в космосе, и их приключения очень сильно напоминают разрозненные фрагменты боевиков и ужастиков… Но вместе с тем это неуклюжее фантазирование говорит нам: у ребёнка есть потребность в этом, но он не умеет её иначе выражать.


– Хорошо, этому нужно учить. Но почему в школе? Есть кружки, клубы по интересам, у нас хорошо развита система дополнительного образования. Школа – место для серьёзной учёбы, а не для всяких фантазий.

– Действительно, обучать фантазированию можно и в кружках, и даже дома, под руководством родителей. Да и в школе занятие «Мир фантазии» проводится как занятие по интересам и может быть необязательным для всех учеников (хотя желательно, чтобы на первых занятиях были все дети для создания собственного впечатления.)

Что же касается «серьёзности» школы, то именно богатое, творческое воображение и свободное, раскрепощённое мышление помогут нашим детям лучше осваивать «серьёзный» учебный материал. Тенденции развития общества таковы, что становится всё меньше и меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности.


– С этим пожалуй, можно согласиться, но, мне кажется, гораздо эффективнее будет учить не весь класс. Некоторым детям это просто не нужно и не дано…

– Дано всем! Другое дело, что у каждого ребёнка своя скорость движения и своё направление. Но именно на занятиях, подобных «Миру фантазии», слабый ребёнок сможет почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем.


– А как же с дисциплиной? Устный курс, у детей нет никаких печатных пособий, они неизбежно начнут отвлекаться – и никаких результатов не получится!

– Да, действительно, «Мир фантазии» – это устный предмет. Но на протяжении занятия предусмотрены разнообразные виды деятельности, в том числе письменной (запиши, нарисуй). К тому же, как свидетельствует практика, эти занятия проходят, что называется, на «одном дыхании», на эмоциональном подъёме учителя и детей и проблем с дисциплиной, с нежеланием работать обычно не возникает.


– А как быть с отметками? Дети захотят получать «вознаграждение» за свою работу!

– В курсе предусматривается система оценивания по критериям новизны, по уровням оригинальности. Могут проводиться выставки работ, создаваться самодельные книги с лучшими работами и др.

А вообще учителя говорили, что детям на занятиях «Мир фантазии» отметки не нужны, они только мешают. А «вознаграждением» является радость от творчества, чувства «Я могу!», «Я умею!».


– Вы всё время говорите, что курс направлен на обучение детей творчеству, нестандартному мышлению, но где же творчество учителя? В пособии всё расписано по минутам, даются примеры заданий, упражнений, игр, весь иллюстративный материал, – не превратится ли учитель в пассивного исполнителя?

– Скажите, а профессия артиста или певца – творческая? Но в чём творчество? Режиссёр указывает, где и как стоять, что говорить; музыку пишет композитор, стихи – поэт, а певец «просто» исполняет. Не просто, потому что это «чужое» пропускается через себя и только после этого предлагается «на публику» – в этом и состоит творчество.

И второй момент: когда в первый раз хочется приготовить новый необычный торт, приходится выполнять всё строго по рецепту, не так ли? (Хотя знакомые блюда делаются вообще безо всяких рецептов.) Отличие именно в этом: впервые и новый.

И предлагаемый курс для многих тоже будет «впервые и новый», и рекомендации для учителя могут сделать его «вкусным» для Вас и Вашего класса. Ещё одна аналогия: даже опытный морской волк, заходя в незнакомую гавань, вряд ли откажется от лоцмана.

К тому же многие рекомендации носят предписывающий характер, указывают только последовательность действий и общее направление работы, а вот как эта работа будет проходить, насколько учитель сможет стать соавтором занятия – в этом и состоит Ваше творчество. Задача автора – предоставить все необходимые материалы, а строить занятие предстоит лично Вам.


– А как лучше спланировать работу в группах и что делать с домашними заданиями – есть вопросы…

– Чувствуется, что Вас уже не нужно убеждать в целесообразности и необходимости развития творческого воображения. Вопросы уже носят «технический» характер, относятся к методике обучения по курсу. Поэтому далее диалог может быть продолжен как

Разговор с единомышленнником

– По каким критериям проводился отбор учебного материала?

– Основой курса «Мир фантазии» являются приёмы нахождения новых идей, в том числе приёмы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.


– Предполагаемые результаты обучения?

– За время обучения дети научатся сочинять загадки, метафоры, сказки, освоят приёмы «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов», приёмы фантазирования, научатся преодолевать психологическую инерцию. У ребят появится стремление к новизне.

В начале и в конце года проводятся контрольные работы, позволяющие оценить эффективность обучения. Возможно проведение итоговой психологической диагностики уровня развития воображения, оригинальности и вариативности мышления.


– Как часто и с детьми какого возраста и уровня подготовки проводятся занятия «Мир фантазии»?

– Занятие «Мир фантазии» проводится 1 раз в неделю в течение одного учебного года для учащихся 3 класса. Реализация данной программы осуществляется посредством внеурочной деятельности по таким направлениям развития личности, как социальное и общеинтеллектуальное.


– Можно ли переставлять темы занятий, нужно ли темы объявлять детям?

– Планирование составлено таким образом, что темы образуют логическую последовательность, материал одних занятий является опорой для последующих, поэтому перестановки нежелательны. Иногда возможно объединение двух тем на одном занятии.

Названия тем детям объявляются в отдельных случаях, предусмотренных пособием. Но вообще темы предназначены для учителя в качестве образца записей в журнал.

А вот основную мысль занятия учитель может неоднократно повторять на занятии и стремиться к её усвоению.


– Нужно ли стараться выполнять все задания из примерного перечня?

– Нет, материал дан в избытке, чтобы каждый учитель мог подобрать задания, исходя из особенностей своего класса. В пособии оговаривается время проведения упражнений и количество примеров.


– Нужно ли стараться подводить детей к правильному, «контрольному» ответу, указанному в пособии?

– Ответы детей приводятся только для ориентации учителя в ходе беседы и носят примерный характер.

Главное, чтобы ответы детей не противоречили условию, и в этом случае они все будут тоже правильными. Если же «контрольный» ответ необходим как связующее звено со следующим этапом занятия, то учитель сам произносит его в конце обсуждения.


– Почему многие задания выполняются в группах и как лучше организовать эту работу?

– Работа в группах преследует две основные цели: «сэкономить» время занятия, когда высказываться хотят практически все, и научить детей вести конструктивный диалог друг с другом.

Обычно группа – это четыре ученика (две соседние парты). Состав групп может оставаться постоянным, меняется только спикер (представитель от группы), который сообщает о результатах.

Каждая группа получает собственный вариант задания, желательно заранее записанный на большом листе, где и будет выполняться задание.

Учитель помогает группам в случае затруднений, даёт необходимые консультации.

Время работы желательно регламентировать: на обсуждение в группе отводится 3–5 минут, для выступления спикера достаточно 1–2 минут.


– Является ли обязательным выполнение домашнего задания?

– Можно ответить так: очень желательно, особенно для малоактивных детей.

Домашнее задание может быть заранее написано на доске (закрыто от детей до соответствующего этапа занятия), необходимые пояснения учитель даёт устно.

Задание выполняется на отдельном листе бумаги (с указанием фамилии) или в тетради, сдаётся до начала занятия учителю.

Примеров выполнения домашнего задания учитель на занятии не приводит, чтобы не создавались стереотипы, ограничивающие фантазию детей. В отдельных случаях учитель может дать пример выполнения, но на повторение этого примера должен быть наложен запрет. Количество вариантов выполнения задания не ограничивается. Оформление работы – произвольное, допускаются иллюстрирование, изготовление в виде книжки, игрушки и т. д. В выполнении заданий могут помогать родители.

Очень полезно, чтобы учителя также выполняли домашние задания – для стимулирования собственного творчества и поддержания себя «в форме».


– Какие школьные принадлежности необходимы учащимся на занятиях?

– Достаточно иметь обычную тонкую или полуобщую тетрадь (если в ней будут выполняться домашние задания).

На занятиях часто даются задания, связанные с рисованием, поэтому желательно иметь цветные карандаши или фломастеры.


– Нужна ли специальная подготовка учителю, чтобы работать по пособию «Мир фантазии»?

– Дополнительные знания, полученные на семинарах или из книг, конечно, помогут Вам в проведении занятий. Но есть опыт многих учителей, которые работали только по материалам пособия и достигали очень хороших результатов. Главное – Ваше желание, заинтересованность – и всё у Вас получится, можете не сомневаться!

РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Занятие 1

Понятие о фантазировании

Основная мысль занятия: фантазированию можно научиться.

1. Беседа «Легко ли выдумывать?» (7–8 мин)

Занятие начинается с чтения отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазёры»:

«Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

– Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

– Девяносто пять. А тебе?

– А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

– А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

– А я, когда был большой, мог реку переплыть, – говорит Мишутка.

– А я море мог переплыть!

– Подумаешь, море! Я океан переплывал!

– А я раньше летать умел!

– А ну, полети!

– Сейчас не могу – разучился.

– А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

– Врёшь!

– Нет, правда!

– Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

– Без головы?

– Конечно, без головы. Зачем мне голова?

– Как же ты шёл без головы?

– Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!

– Почему же ты теперь с головой?

– Другая выросла.

«Ловко придумал!» – позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.

– Ну, это что! – сказал он. – Вот я был раз в Африке, и меня там крокодил съел!

– Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.

– Вовсе нет.

– Почему же ты теперь живой?

– Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

– Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

– Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

– Ничего подобного. Я не про это.

– Ну ладно. Ври дальше.

– Вот иду я, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

– Ха-ха-ха! Вот это враки!

– А вот и не враки!

– Как же ты мог раздавить автобус!

– Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

– Ну, это неудивительно, – сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

– Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

– Не веришь? Честное слово!

– На чём же ты летал?

– На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

– Что же ты там на Луне видел?

– Ну, что… – замялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.

– Ха-ха-ха! – рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

– Конечно, летал.

– Почему же ничего не видел?

– А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

– А-а, – протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут подошёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

– Вот врут-то! И вам не стыдно?

– А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

– Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

– А ты думаешь, легко выдумывать?

– Чего проще!

– Ну выдумай что-нибудь…»


Предложение Мишутки и Стасика переадресовывается детям: «Выдумайте что-нибудь!»

Если «что-нибудь» выдумать трудно, можно предложить придумать что-то конкретное (нового зверя, одежду, игрушку и др.; что однажды видели, что однажды случилось и т. п.).

При обобщении учитель предлагает детям ответить на вопрос, трудно или легко выдумывать (чтобы было и интересно, и что-то новое).

2. Беседа о фантазировании (10 мин)

– А почему Мишутка и Стасик так разговаривали, зачем им это было нужно?

– …

– Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети – сказки, взрослые – фантастику… Как вы думаете, почему?

– …

– Назовите известные вам сказки (можно использовать игру с мячом).

– …

– Как узнать, где сказка, а где рассказ – «не-сказка»?

– …


Возможные варианты ответов:

– В сказках животные и предметы разговаривают.

– В сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои…

Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «несказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Детям предлагается узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?»


Например:

– Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак…

– Пошла девочка в лес, на неё напал волк и съел…

– Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой…

Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Желательно, чтобы исходный сюжет давал учитель.


Например:

– Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу…

– Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили…

– Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и вернулась домой…

– Наступила осень, с деревьев облетели все листья…

Возможны самые разнообразные варианты продолжения: введение сказочных героев (навстречу ему Кощей…), оживление (а телевизор говорит: «Надоело, что вы на меня всё время смотрите, я стесняюсь…»), изменение привычной обстановки, обычной последовательности действий и др.

После обсуждения предложенных вариантов делаются выводы: легко ли придумать сказку, хотят ли дети этому научиться.

3. Представление предмета «Мир фантазии» (5–7 мин)

Учитель сообщает детям о новом учебном предмете, на котором они будут учиться выдумывать и придумывать; обсуждаются организационные вопросы: расписание, необходимость тетради, порядок выполнения и сдачи домашних заданий, оценивание работ и т. д.

4. Домашнее задание (2–3 мин)

Письменно ответить на вопросы: «Может ли мышь быть больше слона? Если да, то в каких случаях?»

5. Контрольная работа (12–15 мин)

Примерное содержание работы:

1) Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось.




2) Сочини загадку про школьную принадлежность.

3) Нарисуй фантастическое животное.

4) Что будет необычного в школе будущего?

Выполненные работы не анализируются, учитель сохраняет их до конца учебного года.

6. Подведение итогов занятия (2–3 мин)

Можно обратить внимание детей на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать её лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что-то новое, его вначале нужно придумать.

Занятие 2

Что мешает придумывать?

Основная мысль занятия: для того, чтобы интересно придумывать, нужно преодолевать психологическую инерцию.

1. Проверка домашнего задания (5–7 мин)

Отвечая на вопрос: «Может ли мышь быть больше слона?», иногда под словом «больше» дети понимают «выше» и дают неправильные ответы типа: «Да, если она на слона залезет…» или «Да, если она на дереве сидит…».


Правильные варианты выполнения задания:

– если мышь и слон или один из них – «ненастоящие» (рисунок, игрушка, облака, сделан из пластилина, снега, камня…);

– «слон» – шахматная фигура;

– оптические явления: мышь – близко, а слон – далеко; мышь через увеличительное стекло, лупу;

– переносное значение слова «больше»: очень важная, хвастливая мышь может посчитать себя больше слона, раз он её боится; слонёнок-«ребёнок», который с ней играет, – маленький, а мышь-«мама» может быть взрослая – большая;

– различные ситуации (во сне, дети в масках мыши и слона, собака по кличке Мышка и попугай по кличке Слон);

Примечание. Если дети не смогли справиться с домашним заданием (ответы типа «Так не бывает!», большое количество однотипных ответов), задание выполняется на занятии коллективно.

Часто дети говорят: «А мы не так поняли, мы думали, что надо только про настоящих писать!» В таких случаях учитель предлагает подумать, почему они именно так поняли, что помешало им понять по-другому.

2. Беседа о психологической инерции (12–15 мин)

Цель данного этапа – дать понятие о психологической инерции (далее – ПИ).

Объяснение понятия строится на аналогии: машина, даже если нажат тормоз, какое-то время продолжает двигаться – то есть едет «по инерции». Человек тоже, выполняя какое-то действие, не сразу может переключиться на другое: срабатывает «психологическая инерция» – продолжение привычных действий.


Например:

– ПИ «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке;

– или называть маму бабушкой после лета в деревне;

– или в гостях искать «свою» комнату на своём месте;

– или после серии примеров на сложение делать ошибки в примерах на вычитание и т. д. (можно предложить детям рассказать подобные случаи из собственного опыта).

Для демонстрации ПИ учитель предлагает выполнить несколько заданий.

Примечание. Если какое-то упражнение заранее известно детям, лучше его не давать. Задачи с ПИ – «одноразовые». Для усиления эффекта лучше использовать хоровой ответ.

Примеры заданий, демонстрирующих ПИ:

– Как глухонемому объяснить в магазине, что ему нужен молоток? (Дети показывают, как забивают гвоздь.) – А как слепому попросить ножницы? (Большинство детей тут же начинают резать пальцами воздух, хотя слепой может и сказать.)

– Кто при Екатерине Второй ходил вверх головой? (Дети дают ответы «шут», «мухи» и т. д., как будто прозвучало слово «вниз». Правильный ответ – «все люди».)

Примечание. Иногда некоторые могут даже обидеться: «Вы в первый раз «вниз» сказали! – Нет, это вы в первый раз так подумали. А почему, понятно? Это всё ПИ!»

– Как поймать тигра в клетку? (На все предложения детей учитель отвечает: «Не получится!», потому что тигров в клетку не бывает, они в полосочку!)

– Как записать строчку цифр 5, не отрывая руки? (Нужно писать пятёрки римскими цифрами.)


Это упражнение всегда доставляет детям удовольствие, что позволяет учителю перейти к анализу явления ПИ.

– Вы сейчас много смеялись, когда отвечали на вопросы. Действительно, смешно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое. Не так ли?

– …

Примечание. Анализируя ответы детей, учитель подчёркивает, что последствия ПИ могут быть и не смешными: заигрался – выбежал на дорогу, отвлёкся – получил двойку по контрольной, засмотрелся – заблудился и др.

– Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор; вы можете в темноте пройти из одной комнаты в другую, потому что вы привыкли это делать, повторяя многократно… Приведите свои примеры, когда ПИ помогает.

– …

ПИ помогает человеку, хочет облегчить его жизнь, но при этом она начинает мешать, когда условия изменяются или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения. ПИ мешает придумывать новое, «предлагая» старые ответы или быстро «сдаваясь»: «Этого не может быть!». Вот почему, фантазируя, нужно учитывать, что ПИ существует.

3. Домашнее задание (2–3 мин)

Придумать, на что похожа цифра 3, и дорисовать её. (ПИ сразу же подсказывает: «На букву З, на птицу, на крыло бабочки…» – но такие ответы учитываться не будут.)

4. Работа в группах «Боремся с ПИ» (10 мин)

Каждая группа получает по одному вопросу, на которые ПИ отвечает: «Да!» Учитель предлагает детям «побороться» с ПИ, ответить: «Нет!» – и доказать свой ответ.


Примеры вопросов:

– Все рыбы плавают?

– Машина всегда обгонит пешехода?

– Днём всегда светло?

– Железо всегда тонет?

– У всех деревьев есть листья?

– Если закаляться, то никогда не заболеешь?


Варианты ответов:

– Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать, она может быть жареная, это может быть название созвездия.

– Нет, днём не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения – темно, днём можно находиться в комнате без окон.

– Болезнь – это не только простудные заболевания. Даже закалённый человек может сломать руку или отравиться.

5. Решение задач на психологическую инерцию (5–7 мин)

Учитель предлагает задачу-ситуацию, детям нужно отгадать её, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Подобные задачи называются «да-нетки».

Если дети затрудняются решить «да-нетку», учитель может обобщить то, что уже известно; описать предложенную ситуацию другими словами, чтобы увидеть, «где ПИ зарыта»; задать детям наводящие вопросы.


Вариант решения задачи:

– По узкой горной дороге на огромной скорости мчится машина Смита, за ней несколько машин его преследователей. Свернуть некуда: справа скала, слева пропасть. Вдруг у Смита замерло сердце: за поворотом он увидел дуб, который рос прямо посередине дороги. Что делать?

– Дуб можно объехать?

– Нет.

– Проехать на боковых колёсах?

– Нет.

– Смит остановил машину и дальше побежал?

– Нет.

– Он свалил дуб, чтобы перегородить дорогу, а сам убежал?

– Нет. Попробуйте пересказать всё, что мы уже знаем.

– В горах едет машина, посередине дороги растёт дуб. Машина не может его объехать никаким способом, повалить дуб тоже не получается…

– Совершенно верно. А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе эту ситуацию…

– Я вижу машину, посередине большой дуб, машина может врезаться в него…

– Внимание, ПИ!

– А дуб был большой?

– Нет, маленький, только пробился сквозь асфальт.

– Тогда можно смело ехать дальше, аварии не произойдёт!

– Молодцы!


Примеры задач «да-неток» – см. в приложении.

6. Подведение итогов занятия (2–3 мин)

Желательно обсудить способы борьбы с ПИ:

– «не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего малоинтересным и неоригинальным;

– замечать, когда начинает действовать ПИ (можно предложить ученикам подавать сигнал одноклассникам – «ПИщать», когда они будут повторять с небольшими изменениями уже высказанные идеи и решения);

– учиться видеть ситуации с разных точек зрения;

– развивать воображение на занятиях «Мир фантазии»;

– выработать привычку: «Не повторять и не повторяться».

Приложение

Задачи «да-нетки»

(в скобках даны ответы)

1. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но не поперёк, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?» – «Да».

Как она догадалась?

(Он был в форме пожарника.)


2. Послевоенное время. В пригороде Парижа – кафе на улице. Туда садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе – диверсант». Как он это узнал?

(«Садится» в смысле «приземляется»: это был парашютист.)


3. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счётом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

(Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)


4. Лётчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить?

(Самолёт ещё не взлетел.)


5. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок». Как такое может быть?

(Отец был лысым.)


6. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Всё это происходило на глазах полицейского, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему?

(Дама шла пешком.)


7. Лев гулял по дорожкам парка. Вдруг он заметил маленькую девочку, но она его не испугалась. Почему?

(Лев – это имя человека).


8. Бывший моряк поместил в газете объявление: «За умеренную плату высылаю способ борьбы с морской болезнью». Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул. Почему?

(Способ заключался в словах: «Сидите дома!»)


9. Профессор Квиббл прославился демонстрацией уникального опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в неё. Как ему это удавалось?

(В неё – то есть в комнату.)


10. В зоомагазине продавец уговаривал покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнёс ни слова. Тем не менее продавец не врал. Как такое может быть?

(Попугай был глухой.)

Занятие 3

Критерии оценки творческих работ

Основная мысль занятия: творческие работы оцениваются по оригинальности; существуют приёмы, как придумывать оригинально.

1. Игра «Теремок» (5–7 мин)

Учитель кратко напоминает детям сюжет сказки «Теремок» и объявляет: «Чтобы участвовать в этом занятии, нужно получить «пропуск».

– А в моём теремке живёт… (показывается или называется школьная принадлежность, связанная с занятием МФ). Если вы хотите «попасть» на занятие, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож на него.


Например, в теремке поселился мел. Ручка на него похожа тем, что пишет; лист бумаги – белым цветом; пенал имеет такую же форму; булочка тоже крошится и т. д.

Когда ученики «зашли» в теремок, учитель предлагает им подумать и предположить, какая тема сегодняшнего занятия (придумывание, на что похоже, что напоминает…).

2. Проверка домашнего задания. Уровни новизны (12–15 мин)

После демонстрации всех работ учитель обращает внимание детей на то, что одни идеи повторяются часто («тройка» похожа на недорисованное сердце, лепестки цветка, цифру 8, облако), другие – редко (усы, волны, вешалка, губы), есть оригинальные идеи, которые не повторяются (цифра 3 «превращается» в гусеницу танка, чешую рыбы…).

Таким образом, можно выделить несколько уровней выполнения задания:

I уровень (высокий) – неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

II уровень (средний) – интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали некоторые!»

III уровень (низкий) – неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»

Больше всего ПИ выражена в работах третьего уровня.

Затем все работы оцениваются, исходя из уровней новизны, и учитель высказывает пожелание детям, чтобы в дальнейшем все задания были выполнены на первом, высшем уровне.

3. Работа в группах «Кляксы» (8–10 мин)

Каждая группа получает лист с чернильным пятном, нужно придумать и записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. При этом лист разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя.

При оценке работы группы нужно учитывать не только общее количество идей, но и количество идей первого уровня.

Примечание. Распределение работ по уровням новизны носит субъективный характер и зависит от конкретных условий: один и тот же рисунок в одном классе может получить максимальную оценку, а в другом – нет, если эта идея ранее проговаривалась.

4. Объяснение приёма «Думай о другом!» (10–12 мин)

– Многие изобретения имеют «аналоги» в природе: самолёт похож на птицу, вертолёт – на стрекозу, подводная лодка напоминает рыбу, а ковш экскаватора – лапу крота. Значит, чтобы изобретать, нужно быть наблюдательным, уметь придумывать, на что похожи кляксы, облака, тени, различные предметы…

Но для того чтобы получить интересные, оригинальные идеи, простого наблюдения недостаточно, ведь ПИ сразу же подсказывает привычные аналогии: кружок похож на солнышко, буква М – на горы…

Есть приём, как преодолевать ПИ, который помогает придумывать оригинально и необычно. Он называется «Думай о другом».

Последовательность работы по приёму:

1) На доске изображается один какой-либо законченный рисунок, желательно схематичный (можно использовать рисунки из теста Торренса), например:




2) Высказывается несколько вариантов, на что похоже данное изображение (записываются на доске в столбик).

3) Предлагается назвать 3–4 любых объекта (предметы, живые существа, сказочные герои…), как можно более разнообразных и непохожих на данный рисунок (записываются на доске во второй столбик).

4) Нужно доказать, что исходный рисунок является объектом из второго столбика (указать, чем они похожи). Можно провести аналогию: есть условие задачи и ответ, нужно найти решение – как этот ответ получился.

5) Анализ вариантов ответов в первом и во втором столбике: где сравнения более интересные и почему.


Алгоритм можно повторить несколько раз на разных рисунках. Пример выполнения задания:


5. Домашнее задание (2–3 мин)

Подобрать рисунки-загадки «Что бы это значило?» типа «Мексиканец на велосипеде»:


6. Подведение итогов занятия (3 мин)

В конце занятия можно прочитать стихотворение Р. Сефа и придумать оригинальные сравнения для названных объектов:

На свете всё на всё похоже:

Змея – на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъёмный,

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

Занятие 4

Сочинение загадок

Основная мысль занятия: можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.

1. Проверка домашнего задания (5 мин)

Ученики поочерёдно показывают классу рисунки, предлагая отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не только правильность, но и оригинальность ответа.

2. Игра «Отгадай-ка» (5–7 мин)

Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимальное количество сравнений).

По выбору учителя можно поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задаёт вопросы типа: «Если бы этот человек был деревом, то каким?», «Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (Животным, временем года, едой, мебелью, домом, одеждой, сказочным героем…)

3. Сочинение загадок (7–10 мин)

Цель данного этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

На доске – таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:




Последовательность работы:

1) Выбрать объект (записывается на верхней строчке). Например, расчёска.

2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (всего 3–4 сравнения). Например, расчёска похожа на забор, на пилу, на траву…

3) Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?» Например: чем расчёска отличается от забора? (Через забор можно перелезть.) Чем расчёска отличается от пилы? (Пилой можно пилить.) Чем расчёска отличается от травы? (Трава растёт.)

4) Вставить слова-связки «как…, но не…».

5) Прочитать готовую загадку. Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растёт?».

Образец заполненной таблицы:


Примечание. Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, учитель организует работу соответственно алгоритму.

В конце работы учитель подчёркивает, что, пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

4. Работа в группах по сочинению загадок (10–12 мин)

Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект для загадки.

При подведении итогов представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен её отгадать. При этом желательно оценивать работу группы как с точки зрения правильности выполнения, так и с точки зрения стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.

Примеры объектов для загадок:

пуговица, кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, гвоздь, щётка, шляпа…

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Пользуясь алгоритмом, придумать загадку про любой предмет, который есть дома.

6. Анализ применимости алгоритма (5–7 мин)

– А вот моя загадка: «Как солнце, но не светит; как глобус, но не на подставке; как клубок, но без ниток». Можете ли вы точно определить, что это такое: арбуз или мячик?

– …

– А как надо составить загадку, чтобы было понятно, что речь идёт именно о мячике (об арбузе)?

– …

– Итак, можно «отстроиться» от неправильного ответа. Например, если загадан мячик, то, чтобы не спутали с арбузом, нужно добавить: «Как арбуз, но несъедобный». (Аналогично, если загадан арбуз, то добавляется: «Как мячик, но не поиграешь…»)

– Какие ещё есть варианты изменения загадки?

– …

– Совершенно верно, можно в загадку вставить дополнительные признаки, характерные для этого предмета и отличающие его от других такой же формы. Например, если загадан мячик, добавляем слова: «Материал как у галош, а по назначению – как шахматы». (Аналогично для арбуза: «Цвет снаружи как у зебры, а внутри – как у помидора; косточки как у тыквы…»)

– Есть ли ещё предложения?

– …


Желательно обсудить, какой вариант лучше и почему (второй, потому что в первом случае нужно исключать очень много объектов, похожих по форме, что загромождает загадку).

Можно придумать отличительные признаки для загадок про стакан и ведро, пенал и спичечный коробок, кота и тигра.

7. Подведение итогов занятия (3–4 мин)

Учитель может загадать, на что похожи буквы, из которых надо составить слово, – итог занятия.


Например:

– Два бублика, одни очки, усы, перекладина и раскрытый клюв – какое это слово? (ЗВОНОК)

– Три кольца, плюс с наклоном, расчёска и флажок – что это? (ХОРОШО)

Занятие 5

Придумывание метафор

Основная мысль занятия: существуют правила придумывания метафор (образных сравнений).

1. Игра «Море волнуется…» (5 мин)

Во время слов ведущего: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три…» – можно по-разному двигаться.

После слов: «Морская фигура – на месте замри!» – нужно замереть в виде какого-либо живого существа (можно сразу дать ограничение – морского).

По просьбе ведущего игроки называют, кого они изображают. Если, по мнению ведущего, изображение «не похоже», игроки выбывают.

Игра разыгрывается с оставшимися несколько раз, пока не останется 3–4 победителя.

2. Работа в группах «Превращения» (10–12 мин)

– Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и кран, шторы и розетки… А давайте представим себе, что наш класс заколдовали и превратили его, например, в лес. В лесу парт не бывает – во что тогда превратятся наши парты, чтобы было всё как в лесу?

– …


Каждая группа получает название места, в которое превращается класс. Нужно придумать соответствующие превращения для предметов, находящихся в нём.


Например:

Если класс – это лес, то кран – родник, стул – пенёк, шкаф – медведь… Если класс – самолёт, то учитель – пилот, дети – пассажиры, портфели – спасательные жилеты…

Можно придумывать, отталкиваясь от предложенного названия.


Например:

Дано – лес.

Что есть в лесу? (Деревья, трава, звери, овраги, мох, кусты, гнёзда птиц, норы животных…)

Что в классе похоже на перечисленные объекты? (…)

Названия мест для превращения класса:

лес, море (морское дно), стройка, театр, самолёт, вокзал, организм человека, апельсин…

При подведении итогов учитывается, насколько группе удалось преодолеть ПИ, суметь интересно и разнообразно описать окружающую обстановку с учётом превращения.

Конец ознакомительного фрагмента.