Вы здесь

Мир на пике – Мир в пике. Глава 5. Вскрытие показало, что больной умер: Возможно – от вскрытия (А. Е. Анпилогов, 2014)

Глава 5. Вскрытие показало, что больной умер: Возможно – от вскрытия

В пятой главе читатель прочитает много веселых анекдотов-метафор и сможет глянуть на грустную действительность «протоколов вскрытия» сквозь «очки юмора», чтоб не впасть в депрессию и тотальную хандру. Грустные и неудобные рассуждения о преодолении «пика нефти» и ожидании «комбинированного пика минеральных топлив» показывают, что переход от сытого богатого общества к бедному миру в общем-то свершился и окончательно сформируется в полной красе на уровне ощущаемого бытия уже к 2020 году. А, как известно, если система накапливает новые и новые неразрешенные проблемы, то в какой-то момент они просто становятся катализатором перемен.

И нам жить в эпоху этих перемен. Как у мира получится трансформироваться и адаптироваться к этим переменам – вопрос сложный, но именно его и стоит поставить на повестку дня человечеству. Хорошо было бы и начать искать на него ответ.


Логика Большой Истории всеми своими наглядными примерами показывает нам, что стрела времени всегда летит только в одном направлении – вперед. Иногда это вперед получается и «ввысь», но гораздо чаще вперед оказывается еще и куда-то «в сторону», или даже «вниз». Как в случае аборигенов Австралии.

Но поверхностный взгляд практически всегда обманчив, если не залезть вовнутрь процессов, царящих в системе. А вовнутрь обычно залазят только специально обученные доктора – патологоанатомы.


[31]


Мой знакомый патологоанатом как-то рассказал мне старый анекдот о своей профессии:


Врач, который все знает и ничего не умеет, – это терапевт.

Врач, который все умеет и ничего не знает, – это хирург.

Врач, который ничего не умеет и ничего не знает, – это психиатр.

А врач, который все умеет и все знает, – это патологоанатом, но он обычно приходит к больному слишком поздно.


Посмотрим на современный мир взглядом патологоанатома. Того самого, который залез «внутрь», в систему. И увидел там нелицеприятную и неприкрытую правду. У нас совсем нет времени на раздумья. Бабочка Лоренца машет своими крылышками, S-кривая загибается, а Красная Королева уже собирается прыгать. С нами – или без нас.

Поскольку глава у нас о «пике энергии», она будет короткой, как и сам этот пик. «Пик энергии» продлится не больше десятилетия, а после этого короткого «плоскогорья» нам надо будет делать быстрый и однозначный выбор – или наверх, к новым вершинам, или же вниз – в компанию к аборигенам Австралии.

Наш современный мир, наш больной, уже начал потеть. Перед близкой, но неизбежной… впрочем, начнем сначала.

Первым человеком, который поднял и осветил тему «пика нефти» для широкой общественности, этим первым патологоанатомом будущего мирового кризиса был американский ученый Кинг Хабберт.


Кинг Хабберт. И тема «пика нефти» как формы жития современного общества


Впервые разрыв между непрерывно нарастающими потребностями человечества в энергии и ограниченностью ресурсов минерального топлива Кинг Хабберт осветил на конференции Американского нефтяного института в далеком уже сейчас 1956 году. Вот один из слайдов с той старой, «теплой, ламповой» презентации.




Рис. 14. Первое представление широкой общественности «пика нефти» в далеком 1956 году


Оставим за кадром ту наивную горизонтальную полочку для «атомной энергии» (nuclear power), которую нарисовал Кинг Хабберт в отдаленное, неизвестное для него будущее, которое уже стало для нас повседневным настоящим. Интересно другое – сейчас просто удивительно, как можно было в далеком 1956 году написать столь смелую тогда и настолько точную сейчас по итогам работу. Причем – опираясь лишь на доступный в середине 1950-х, скудный и неполный массив исходных данных о запасах нефти. Даже вопрос перехода на атомную энергию тогда еще был пророческим, ведь первая атомная электростанция появится в США только через год, а СССР к моменту написания Хаббертом доклада всего лишь два года, как запустил первую экспериментальную атомную станцию в Обнинске. И, надо сказать, патологоанатом из Хабберта получился просто-таки замечательный.

В чем состоит теория Хабберта? Кинг Хабберт создал математическую модель добычи нефти, которая предсказывает, что общее количество добытой нефти как функция времени следует так называемой логистической кривой. График такой кривой имеет колоколообразную форму, а ее «плечи» представляют собой уже описанные нами S-кривые. Эта кривая в настоящее время известна как кривая или «колокол» Хабберта. Почему так получается – отдельный хороший вопрос, который мы разберем, когда будем рассказывать о технологиях добычи нефти, но упрощенно кривую Хабберта можно понять следующей абстракцией.

Хабберт отметил, что на первых порах освоения вновь открытого месторождения наблюдается быстрый рост объемов нефтедобычи при извлечении наиболее доступной и, соответственно, наиболее дешевой нефти. По мере дальнейшей разработки месторождения, нефтедобыча становится все более и более дорогой. Нефть, добываемая на данном месторождении, теряет конкурентоспособность, по сравнению с продукцией других месторождений, и постепенно объемы ее добычи начинают сокращаться. Аналогичный процесс идет и во всем мире – сначала отрабатываются наиболее хорошие месторождения, а потом добыча идет со все более и более плохих участков. Этот процесс называется падающей отдачей и представляет собой еще одну интересную тему для обсуждения.

Изначальный срок «пика нефти», спрогнозированный для мировой добычи самим Хаббертом еще в 1956-м году, приходился на 2000-й год. Шло время, 2000-й год прошел – и все вздохнули с неимоверным облегчением. Кинг Хабберт ошибся в своем докладе 1956 года! Добыча нефти в мире продолжила свой рост, и всем присутствующим можно было сказать: «Это все сказки». Патологоанатом ошибся! Мы не болеем! Мы здоровы! Можно расслабиться и жить дальше!

Однако модель на то и есть модель, поскольку она показывает лишь идеальную картинку. На самом деле модель Хабберта после 1956 года несколько раз пересматривалась исходя из левого, фактического плеча «колокола Хабберта». Если вы посмотрите на исторический график добычи нефти в «Прологе», то увидите, что он неидеален – в нем зияет несколько провалов и временных падений добычи. В идеале прогноз Хабберта должен был учесть нефтяные эмбарго стран ОПЕК 1973 и 1979 годов, которые снизили глобальное потребление нефти в XX веке и отложили общий пик добычи нефти.

Похожая ситуация ведь случилась с моделью Хабберта и для самих США – «пик нефти» для Америки был предсказан Хаббертом на 1970-й год. Когда в 1971 году добыча нефти все же увеличилась, хотя и на немного (вспомним S-кривую), то критики модели Хабберта начали обвинять его в неумении сложить «2+2», в манипуляции данными и вообще – во всех тяжких грехах. Однако уже в 1972 году добыча в континентальных США упала и, несмотря на «новую» нефть Аляски, нефть шельфа Мексиканского залива и новую, «сланцевую» нефть современного мира, так и не достигла с тех пор пика 1971 года.

Похожая ситуация случилась и для мирового производства нефти. Шли спокойные и сытые 2000-е, никто ни о чем не подозревал, и все считали, что уютное и спокойное нефтяное сегодня продлится вечно. Правда, как и в случае с утопленной педалью газа на скользкой дороге, и с Чернобыльским реактором, система начала вести себя как-то не очень понятно. Например, нефть за период с 1998 по 2008 год выросла в цене более чем в десять раз – с 10 до 130 долларов за «бочку» (так называемый «нефтяной баррель»). Педаль в пол, а машина не хочет ехать быстрее!

Вот фактическая добыча традиционной нефти (без «сланцевой») в мире за последние полвека. Для понимания ситуации колебания годовой добычи, эмбарго ОПЕК и ирано-иракская война на графике сглажены и представлены в виде усредненных трендов роста.


Рис. 15. Результирующий график фактической добычи традиционной нефти конец XX – начало XXI в.


Как видите, разница в усредненных цифрах роста добычи и потребления нефти за 1970-е, 1980-е, 1990-е и 2000-е уже позволяла сделать весьма неудобный для мира прогноз. Картинка показывает нам ровно то, о чем говорил Хабберт в 1956 году. Злополучный пик традиционной нефти. Ту самую «планку» последней части S-кривой, о которой мы уже рассказали и которую весь мир безуспешно штурмовал все 2000-е годы. На самом деле в мире еще в районе 1990-х сломало вторую производную (ускорение) роста добычи нефти и сейчас, на наших глазах, добивает уже первую производную (скорость). И все попытки ускорить производство нефти в 2000-е годы закончились ничем – нефть росла на 0,1 % в год, то есть уже вполне в рамках погрешности измерений. А сейчас, как только скорость роста добычи нефти во всем мире станет отрицательной, это уже будет не рост, а падение.

Однако эпическая цифра в 0,1 % роста добычи нефти за 2000-е годы все же позволяла говорить многим аналитикам, что «нефть таки растет». Слабенько, только для себя, но очень старается! Но вот настал 2010 год, прошла половина 2011 года. Нефть балансировала на верхушке добычи, позиции критиков теории «пика нефти» непрерывно крепли.

И тут случилось непредвиденное событие – война в Ливии. Крупный производитель и экспортер выбыл из списка мирового рынка нефти.


Рис. 16. График добычи нефти 2001–2011 гг. по странам мира


В ситуации конкурентного рынка, на котором спрос определяет предложение, такое событие вызывает немедленное перераспределение долей рынка – другие игроки замещают выбывшие объемы.

Более того, такой механизм был задействован ОПЕК, и тогда, в 2011 году, квоты Ливии по добыче нефти были оперативно предложены другим членам ОПЕК, которые попытались уже с марта 2011 года заместить ливийские объемы.

Но результат оказался немного предсказуем, то есть он не удивлял почти никого.


Рис. 17. График замещающей добычи нефти Саудовской Аравией, которые не компенсируют потери добычи Ливии


Свободных объемов нефти, доступных для производства и последующей продажи, не оказалось, а общее производство нефти в мире не восстановилось до уровней начала 2011 года и сегодня. Первый громовой раскат «пика нефти» прозвучал под громкое «бабах!» разрывов бомб НАТО над нефтепромыслами Ливии.

Нельзя сказать, что сообщения о «пике нефти» не попадали в СМИ до событий в Ливии и до провала в поставках нефти на мировой рынок, который случился в 2011 году. Например, еще в 2007 году Международное Энергетическое Агентство (IEA, один из столпов нефтяной статистики) устами своего тогдашнего руководителя Нобуо Танаки максимально завуалированно, но твердо заявило о близком мировом «пике нефти». Патологоанатом Танака, как, в общем-то, и любой глава мирового статистического ведомства, имеет доступ ко всей информации. Другой вопрос, что озвучивать такие грустные новости человеку, столь плотно встроенному в мировую экономику, надо максимально осторожно и тихо. А то и впрямь услышат…


[32]


Хотя фразу «Мировая экономика, у тебя рак!» патологоанатомы-статистики самого высокого уровня сказали еще в 2007 году. Сугубо для своих. Шепотом. Данная информация, прозвучавшая тогда только один раз, потом нигде особо не тиражировалась, хотя фактически это был тектонический разлом в тогдашнем информационном поле.

Знающим людям внятный сигнал был дан, во всех отчетах начали муссировать тему замены нефти природным газом, битумозными песками и «сланцевой» нефтью, а продажная «фабрика СМИ» продолжила свою работу, рассказывая о вечном росте всего и вся.

Ведь надо понимать, что «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда». Еще 25 лет назад вполне нормальной была ситуация, когда в позднем СССР, во времена приезда Ельцина из Свердловска в Москву, новый японский видеомагнитофон с телевизором меняли на однокомнатную квартиру. Сейчас даже представить себе такую «сделку» трудно. Идиотов нет. Как в масштабах отдельно взятой квартиры, так и в целом по миру. В 1998 году нефть у нищей России покупали за 10 долларов за бочку, а теперь за российскую нефть «свободному миру» приходится платить больше ста. Кстати, если вы ненароком подумали, что вы уже свободны, расслабьтесь. Во всех англоязычных экспертных сообществах в понятие Free World («свободный мир») Россия не входит.

Раньше россиянам вовсю рассказывали, что русская нефть сорта Urals несвободная, плохая и высокосернистая. И платили за нее намного меньше, чем за английскую нефть марки Brent. А теперь обе марки нефти стоят на мировом рынке практически одинаково. Наверное, все же свобода продается дешевле, чем покупается нефть. Да и нефти Brent уже просто нет физически – само месторождение Brent в Северном море уже исчерпано, и скважины закрыты.

Что, это нефть и квартиры так подорожали? Да нет, свобода и видеомагнитофоны подешевели. Уходит время «гаджетов» и «конца истории», приходит время дорогой нефти. Ну и дорогой энергии – в целом. Сейчас, при желании, вы можете обеспечить себя всеми функциями по связи, развлечениям, быту и даже глобальному позиционированию в очень небольшие деньги.

А вот отопление собственного дома, которое в 1990-е годы было чем-то вроде «мелочи, оставшейся в кошельке», сейчас повергнет вас в тихий ужас и пробьет брешь в вашем бюджете. Потому что, скорее всего, оно у вас на природном газе. А природный газ сейчас уже вовсю используют для замены нефти, и он растет в цене вместе с ней.

Есть и другие признаки близкого «пика нефти» и «пика энергии» вообще. Будет, как в анекдоте: «Нами отмечена ускоряющаяся положительная динамика процесса отрицательного роста». Одно слово – «отрицательного», а какие бездны смыслов открылись. Тут тебе и замкнутая система под названием «мiръ», тут тебе и недостаток у нее энергии, тут тебе и крах структуры.

Поэтому сейчас ситуация с «пиком нефти» доходит до смешного, ведь официально показать «пик нефти» в мире – это признать, что ни о каких сырьевых придатках цивилизационных гегемонов говорить уже не приходится. Потому что «придаток», который может продать вам дефицитный и невосполнимый ресурс, а может его вам не продать, это уже вроде как и не придаток, а, как минимум, равноправный партнер в сделке. И он уже не «мышь позорная», которой место за плинтусом цивилизации, не бедный русский, у которого можно купить бочку его «плохого Urals» за копейки, а злой фокстерьер, который уже может вполне законно сожрать будущее цивилизационного гегемона, который и сам сидит на сдувающейся нефтяной бочке. Признать «пик нефти» в мире – это подтвердить, что злые «фокстерьеры», которые сидят на нефтяной бочке, могут продавать динозавру нефть и по 100, и по 200, и по 300 долларов за бочку, ибо им она не столь нужна, как динозавру-гегемону. Они могут терпеть, а вот динозавр – нет.

И миру приходится показывать длинное кино с невнятным сюжетом «все хорошо, прекрасная маркиза», а кое-где скороговоркой говорить неудобное о «пике нефти», как это сделал «патологоанатом» Танака еще в 2007-м.

Составляющие этого сюжета и будут героями нашего длинного рассказа о мире «нефтяного сегодня».

В марте 2013 года был опубликован новый обзор Energy Watch Group, посвященный мировым энергетическим ресурсам. Хорошей стороной этого обзора является то, что в нем учтены все известные человечеству минеральные топлива, разрабатываемые по состоянию на 2013 год. Это нефть, газ, газовый конденсат, каменный и бурый уголь, и даже уран. Это еще одни мировые патологоанатомы рынка энергии. Правда, они режут правду-матку гораздо откровеннее официальной «мягкой» и завуалированной позиции IEA.

Ведь вы, наверное, уже подумали ненароком: «Нефть, может, и на пике, но вот газа, угля, урана у нас просто завались!».

Да, есть такое. У нас, в России, всего завались. А вот в мире – нельзя сказать, что уж очень и много. На экспоненту уже явно не хватит. Скорее – хватит только на последний, замедляющийся участок S-кривой.


[33]


Процитирую вам фразу из заключительной главы данного обзора. Патологоанатомы из Energy Watch Group пишут нам в протоколе вскрытия: «Согласно нашему исследованию, добыча угля и газа достигнет пика около 2020 года. Комбинированный пик всех видов ископаемого топлива произойдет немного ранее, когда максимум добычи угля и газа практически совпадет с ускоряющимся снижением добычи нефти. Таким образом, снижение добычи нефти, ожидаемое нами в ближайшем будущем, приведет к растущему дефициту энергии, который будет слишком большим, чтобы быть закрытым природным газом или углем. Замещение нефти другим ископаемым топливом также невозможно при существующих темпах роста добычи газа и угля. Кроме того, дальнейший рост добычи газа и угля приведет к быстрому истощению этих ресурсов, схожему с истощением запасов нефти».

Вот эта картинка – наглядно. Как видите, современный нам мир до сих пор стоит на трех энергетических «динозаврах» – нефти, природном газе и угле. Вокруг них уже бегает один энергетический фокстерьер – уран. Ну и есть какие-то непонятные эфемерные создания – немножко газоконденсата, немножко бурого угля, совсем мало возобновляемых источников энергии, – да так мало, что их даже трудно разглядеть на этом графике.


Рис. 18. График добычи топлив в мире


Если же хочется рассмотреть эфемерные «возобновляемые источники» поподробнее, то я могу дать вам увеличенную картинку по ним.


Рис. 19. Диаграмма процентного соотношения используемых топлив в мировом хозяйстве


В рамках всего мира возобновляемой энергии, вместе с ураном, который дает нам целых 6 % энергии – не более 10 %. Из этих «не более 10 %» у нас 4 % заключено в энергии дров и соломы и 3 % – в энергии гидроэлектростанций. Ну а все остальное – фотоэлементы, ветряки, жидкие биотоплива и геотермальная энергия дает и вовсе около 1 % в общее производство энергии. А львиную долю(а это без малого 85 % – минеральные топлива) обеспечивают нам нефть, уголь и природный газ.

Читатель этих строк, с моей точки зрения, в этот момент должен просто подпрыгнуть в кресле. «Комбинированный пик минеральных топлив настанет в срок до 2020 года». Если кто не осознал – этот момент произойдет в течение 5–6 лет от сегодняшнего дня. После этого дня в мире начнется неизбежное сжатие «энергетического пирога», завязанного на минеральные топлива. Где-то на 3–5 % в год. А у нас «на подхвате» 6 % атомной энергии и еще 8 % всего «возобновляемого» пирога, включая и гидроэлектростанции, которые уже просто негде строить.

Еще несколько фраз для вас из этого отчета:

«Энергетический вклад ядерного топлива пока слишком мал, чтобы оказывать заметное влияние на глобальном уровне, хотя для некоторых стран оно может иметь решающее значение. Кроме того, подобно ископаемым топливам, дешевые и легкие в разработке месторождения урана так же истощаются, и, как следствие, цена добычи будет расти».


Рис. 20. График потребления Уран-235 (с учетом динамики изменения цены за кг)


Вот так. Фокстерьер пока маловат. Но не исключено, что он подрастет. И я объясню почему. И, скорее всего, быстрее всего фокстерьер подрастет именно в одной «некоторой стране». На севере Евразии, где «возможно все». Но пока – вернемся к вскрытию.

«Совокупные мировые энергетические ресурсы близки к своему пику, ведомые пиком добычи нефти. Сокращающаяся добыча нефти в ближайшие годы приведет к дефициту энергии, который другие ископаемые топлива не смогут компенсировать».

Дездемона? Ты почему не дышишь? А, воздух отключили… Мавры? Несвободные тоталитарные мавры? Да, бывает.

Вот детальные данные о вскрытии. Подробные, в виде графиков по каждому из видов минеральных топлив. Вы можете в деталях рассматривать их сами. Все из протоколов вскрытия, все по-честному.

Конец ознакомительного фрагмента.