Вы здесь

Мир накануне ислама. Глава 2. Место рождения ислама (М. Х. Бехешти, 2011)

Глава 2

Место рождения ислама

Для того чтобы лучше узнать ислам, необходимо познакомиться с теми условиями, в которых он зародился и начал распространяться, поскольку это позволит нам обрести понимание объекта нашего исследования.

Конечно, можно прекрасно изучить какой-то феномен, не вдаваясь в обстоятельства его возникновения. Однако глубокое понимание той или иной сущности либо феномена всецело зависит от знания предпосылок его появления. Это в равной степени относится к феноменам науки, искусства и общества. Поэтому нам необходимо фундаментальное знание о предпосылках возникновения ислама. Ареалом его появления можно считать Мекку, или Мекку вместе с Мединой, или же Мекку, Медину и Та’иф, или Хиджаз, или Аравию. Стоит отметить, что когда благородный Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) начал призывать людей к исламу, он находился в Мекке. ислам еще не успел распространиться в Медине, однако же Посланник Аллаха (мир ему!) обращался к людям с такими словами:

Придите же и примите веру, свет которой простерся над Ираном, Римом, Абиссинией и другими землями.

Таким образом, с самого начала призыв Пророка (мир ему!) к исламу носил универсальный характер и был обращен ко всем цивилизациям, существовавшим в то время. Более того, спустя шесть лет после переселения Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) в Медину[3] он написал послания всем правителям своего времени, имена которых сохранились в анналах истории: Хосрову Парвизу, царю Персии; Ираклию[4], императору Византии; Мукаукису[5], правителю Египта; Наджаши (негусу) Абиссинии[6], правителю Гассана как представителю Рима[7], вождю племени али мунзир в Хире, и персидскому престолонаследнику. Всех их он (мир ему!) призвал принять ислам. Таким образом, очевидно, что в нашем исследовании условий возникновения ислама мы не можем ограничиться изучением положения в Мекке, Медине и Та’ифе или в Аравии, мы должны сделать предметом нашего рассмотрения ситуацию во всех тех регионах, поскольку Пророк (мир ему!) обращался к их жителям с исламским призывом.

Краткое описание Аравии

Словом «Аравия» называют территорию, население которой говорит на арабском языке. В то время, когда Пророк (мир ему!) появился на свет, арабский мир был не так велик, как сейчас; на востоке он, как и в наши дни, простирался до Персидского залива и, начиная с тех времен, юг его [иранского] побережья был населен арабами. В Ираке границей между арабским и неарабским миром служил бассейн рек Тигр и Евфрат, а именно – по одну сторону Тигра основным языком населения был главным образом арабский. Что касается пространства между Ираном и Тигром, то его обитатели говорили преимущественно не на арабском, а на курдском и персидском языках, а также на некоторых местных диалектах арабского. Фактически те арабы, которые в настоящее время живут в Хузестане, не являются его автохтонным населением, они мигрировали туда после прихода ислама. На севере располагались сегодняшние страны Шама – Сирия и Иордания, где на момент появления ислама проживало несколько переселившихся арабских племен[8]. На севере арабский язык не был распространен так, как ныне, несмотря на то что значительное число арабских мигрантов поселились в долине реки Иордан. Нынешние Ливан и Сирия также не были арабоязычными странами. В Иордании арабский тоже не был основным языком, на нем говорили только арабские переселенцы. В этом отношении Иордания напоминала современный Хузестан, в котором одна часть населения говорит на арабском, а другая на фарси.

В тех странах Африки, где сейчас говорят на арабском, то есть в Египте, Судане, Сомали, Ливии, Алжире, Марокко, Тунисе и даже в Абиссинии, в те времена этот язык не был основным. Так, мы видим, что во времена зарождения ислама арабский мир[9] занимал территорию, расположенную к югу от Персидского залива, на приморском побережье Омана, простираясь далее на запад вплоть до побережья Красного моря, рядом с которым жили в основном неарабы; на север вплоть до долины реки Иордан, в которой арабы также не представляли большинства, и на восток вплоть до рек Тигр и Евфрат. Таковы были географические рамки Аравии к моменту появления ислама.

Здесь следует отметить, что обитатели всех этих регионов за пределами очерченных нами границ (то есть жители Африки, Шама, Сирии, Ливана, Иордании, а также части Ирака, расположенной к востоку от Тигра и Евфрата) говорили на разных семитских языках, которые были так же близки арабскому, как фарси – немецкому, индийскому санскриту и индоевропейским языкам. Местные языки сомалийцев, абиссинцев, египтян и части иорданцев (которые были евреями), финикийцев, проживавших на территории современных Ливана и Сирии, а также халдеев и ассирийцев в чем-то напоминали арабский, который по своему происхождению является семитским языком. Эти языки, в свою очередь, также принадлежали к семитской группе и по характеру письменности, и по лексике.

В своей книге «История цивилизации»[10] Джирджи Зийдан отмечает, что в то время, когда кто-то приезжал из Аравии в Абиссинию или из Иордании или Ливана в Хиджаз, он не чувствовал себя чужаком. Языки были настолько похожи, что он мог понять местный диалект без переводчика. Если же он на какое-то время оставался жить в этой стране, то мог выучить ее язык – точно так же, как говорящий на фарси человек начинает изъясняться на курдском языке в течение короткого срока пребывания в Курдистане. Таким образом, нынешний арабский мир был ареалом распространения семитских языков, к которым принадлежит и арабский[11]. Поэтому соседи арабов легко понимали их, в то же время именно Аравийский полуостров был родиной арабов, которые говорили на чистом арабском языке.

Происхождение арабских племен

Жители Аравийского полуострова, большинство из которых называли арабами, делились на две группы: кахтани и ‘аднани. Арабы-кахтани первоначально населяли Йемен, который в то время включал в себя сегодняшний Аден, эмираты, расположенные на побережье Персидского и Оманского заливов.

Центром расселения арабов-‘аднани были Неджд и Хиджаз, то есть, можно сказать, Мекка и пустыня Хиджаз. Арабы-кахтани и арабы-‘аднани имели общие исторические корни, одних и тех же предков. Можно, к примеру, представить себе стремительно растущую арабскую семью 3000-летней давности, которая разделяется на две ветви. Потомки Йа‘руба ибн Кахтана обосновались в Йемене. Остальные – основатели города Мекки – являлись потомками Исма‘ила и получили наименование ‘аднани в честь предка по имени ‘Аднан.

Арабы-кахтани, поселившиеся в Йемене, получили в свое распоряжение благодатную землю, поскольку Йемен занимал лучшее географическое положение по сравнению с Меккой, Недждом и Аравийской пустыней в силу более благоприятного климата и наличия водных ресурсов. Соответственно, в Йемене гораздо быстрее появилась цивилизация. В Йемене – на родине арабов-кахтани – города и ремесла начали развиваться несколькими веками раньше, нежели в Хиджазе и Неджде, населенных арабами-‘аднани. В данном контексте необходимо учитывать фактор влияния окружения на развитие двух этих групп, объединенных общими интересами, языком и многим другим. Согласно историкам, Йемен и арабы-кахтани на несколько веков обгоняли арабов-‘аднани из Неджда и Хиджаза с точки зрения как развития и цивилизованности, так и политической организации общества. Этот аспект нуждается в подробном освещении в дальнейшем.

В Йемене химйарские короли правили в качестве коронованных монархов, в то время как в Хиджазе общество еще не развилось дальше родоплеменного строя. Йа‘куби, великий исламский историк, повествует, что корона, которую носил Химйар, основатель химйарской династии, была сделана из серебра и украшена большим рубином посередине. И это было весьма характерным для йеменской цивилизации явлением еще за много веков до появления какой бы то ни было формы правления в Хиджазе, Неджде и Аравии. С точки зрения технологического развития цивилизации, знаменитая плотина Ма’риб была построена задолго до начала разложения родоплеменного строя в Неджде и Хиджазе. В связи с этим историк отмечает, что эта плотина, расположенная между двумя горами, достигала в длину шести километров и была устроена таким образом, что дождевая вода и потоки стекались в нечто, напоминающее по форме озеро. У плотины были ворота для спуска воды, которая проходила через семьдесят ирригационных каналов и использовалась для орошения семидесяти сельскохозяйственных секторов. Плотина Ма’риб была построена за восемь веков до появления ислама и за два века до пришествия Иисуса (мир ему!). Таковы были условия, сложившиеся в месте ниспослания ислама, если сравнивать Йемен с Хиджазом, в лоне которого ислам появился.

Плотина Ма’риб

Плотина Ма’риб играла важную роль в развитии процветавшего благодаря ей Йемена. Страбон (ок. 63 г. до н. э. – 26 г. н. э), известный греческий географ и путешественник, чье имя часто упоминается в анналах истории, записал множество удивительных фактов о городе Ма’риб, о его чудесах и прекрасных дворцах. Эти заметки цитируются во многих трудах по истории. Город притягивал к себе путешественников с разных концов света и благоденствовал вплоть до II в. н. э., после чего Ма’риб стал приходить в упадок. Интересный момент, на который указывают историки, заключается в том, что люди не могли в одиночку поддерживать плотину в надлежащем состоянии. Эта задача была возложена на их правителей. Но их власть перестала быть эффективной, большую часть времени они уделяли пирам и яствам и к охране плотины относились безответственно, хотя йеменцы ожидали, что они все же будут исполнять возложенные на них функции. В начале II в. н. э. плотина Ма’риб стала настолько обветшалой, что все поняли: она обрушится в течение ближайших одного-двух десятков лет. Поэтому арабы-кахтани стали покидать свои дома, опасаясь, что в случае прекращения работы плотины у них не будет воды для орошения полей и выращивания плодов. Они также боялись, что с прорывом плотины поток воды разрушит их жилища и сметет все на своем пути. Все эти страхи побудили кланы кахтани к переселению.

Одна их часть мигрировала в сторону Хиры и Ирака. Они расселились на берегах Тигра и учредили правление Муназара (али мунзир). В силу своего соседства с Ираном они, по всей вероятности, поддерживали политические отношения с персидскими властями. Другая группа переселилась на территорию современной Иордании и обосновалась в цветущей долине реки Иордан. Это были первые из арабов, которые поселились там и основали гассанидскую династию, имевшую дипломатические отношения с Римом. Третья группа эмигрировала в Йасриб (сегодняшнюю Медину), который в те времена был еврейским городом, однако этот вопрос мы осветим чуть позже, в главе, посвященной иудаизму. Арабы этой группы образовали два племени – аус и хазрадж, осевшие в Йасрибе, где была плодородная земля и вода. Эти два племени часто упоминаются в истории ислама.

Еще одна группа, а именно бану хуза‘а, переместилась в Мекку и схлестнулась с мекканскими арабами-‘аднани, вытеснила их и взяла Мекку под свой контроль. Наконец, последняя группа арабов-кахтани, бану ‘адди, отправилась в Неджд и установила власть над большей частью пустыни.

Стоит отметить, что для цивилизованных людей, привыкших к городской жизни и обладавших развитой социальной организацией, случившееся было ужасной катастрофой, ибо они вынуждены были покинуть родные земли и жить в общинах в тех местах, где можно было добыть пищу.

Те из них, кто направились в Шам, учредили там правление гассанидов, а переселившиеся в Хиру основали династию али мунзир (На‘маниды и Муназариды). О йеменцах, переселившихся в Медину, а именно о племенах аус и хазрадж, будет рассказано в следующих главах. Группа, мигрировавшая в Мекку, выгнала оттуда менее развитых ‘аднанитов. Арабы-кахтани, которые двинулись в Аравийскую пустыню, стали властвовать над ее широкими просторами.

Остальные арабы, оставшиеся в Йемене из-за своей лени или в надежде на то, что в результате прорыва плотины ничего дурного не произойдет, были уничтожены в конце II в. н. э. водным потоком ‘Арим. Эти события упоминаются в Священном Коране, в суре «Саба», содержащей краткую историю Йемена.

Таким образом, структура Аравии во II в. н. э. была следующей: часть арабов правила территорией современной Иордании и соседствовала с Древним Римом; другая группа основала город-государство в том месте, где располагается сегодняшний Ирак, а также Хира, и эта страна граничила с Ираном. Еще одна группа обосновалась в Йасрибе и жила бок о бок с иудеями, и, наконец, последняя группа арабов-кахтани поселилась в Мекке и ее предместьях. Такова была ситуация, сложившаяся за четыре века до появления ислама.

Культурное развитие

Все историки единодушны в том, что высшей точкой развития доисламской арабской культуры была поэзия, какой не бывало прежде. Известный историк по имени Йа‘куби писал, что поэзия для арабов заменяла науку, философию, историю и что угодно еще[12]. Если у араба появлялась ценная мысль, он облекал ее в форму нескольких поэтических строчек и выражал ее таким способом. Если бы кто-либо задал вопрос, что представляла собой тогда арабская культура, то ответить можно было бы так: «Несколько стихотворных строф».

Арабы были людьми с поэтическим даром, хотя они видели вокруг себя не цветущие сады, в которых пели соловьи, а колючки и пески. Тем не менее этот народ рождал многих поэтов. Поэзия расценивалась ими как высшее проявление культуры, арабские поэты только и искали подходящий повод, чтобы процитировать что-нибудь из стихов собственного сочинения. Лучшие из их стихотворений писались на табличках и ежегодно вывешивались на стене Ка’абы. Такая экспозиция на стене Ка’абы означала для поэта успех, ибо после нее он становился знаменитым.

Имру-л-Кайс и другие раннеисламские поэты были в числе этих прославленных стихотворцев. Они были авторами «семи подвешенных холстов», которые имели честь попасть на стены Ка‘абы и в анналы истории.

Помимо [арабской] поэзии, на территории Аравии существовало также и такое явление, как еврейская культура, которая подробнейшим образом будет рассмотрена чуть позже.

Экономическое положение

Если говорить о производстве, основным элементом арабской экономики были животноводство и сельское хозяйство, которым арабы занимались всюду, где только это было возможно. Будучи заинтересованы в торговле и обмене, они в основном торговали с другими странами. Как в Йемене, так и в Хиджазе арабы были вовлечены в эту деятельность. Но поскольку международная торговля тесно связана с внутренним производством, ибо для нее необходимо наличие своих товаров, которые можно было бы обменивать на зарубежные, арабы тех времен, как и их потомки в наши дни, обращались к той же самой практике по мере поднятия уровня их цивилизации. Сегодня в развитом мире одной из наиболее необходимых и эффективных мер является организация коммерческих и производственных ярмарок. Арабы тоже устраивали в разное время в определенных районах ярмарки в виде сезонных базаров, подобные тем, что сегодня проходят в городах и селах. В числе наиболее крупных и знаменитых ярмарок Хиджаза и Неджда были:

1) ярмарка в Даумат ал-Джандал, проходившая близ Шама в месяц раби‘ ал-аввал под надзором двух местных племен – гассан и калб;

2) ярмарка “Мусаккир”, проводившаяся в одном и том же месте в месяце джумади ал-аввал по инициативе и под эгидой племени бану тамим;

3) ярмарка «Сухар», которую организовывали в первые дни месяца раджаб [13];

4) ярмарка «Рийа Фаджр», открывавшаяся вслед за «Сухар» в тот же самый месяц раджаб и проходившая под патронажем племени джулунди и его вождя[14];

5) ярмарка «‘Адан» [15], проводившаяся в начале месяца рамадан. По данным историков, на этой ярмарке продавались исключительно благовония, и это было большим событием для парфюмеров;

6) ярмарка «Сан‘а’», которую устраивали в середине месяца рамадан;

7) ярмарка «Рабийа», проходившая в современном Хадамауте;

8) ярмарка «Указ», проводившаяся в месяц зу-л-ка‘да близ Та’ифа;

9) ярмарка «Зу-л-Маджаз». Она начиналась тогда, когда заканчивались все прочие ярмарки и все участвовавшие в них торговцы, разъезжавшие по разным местам в течение всех этих месяцев, возвращались наконец в Мекку и совершали паломничество к Ка‘абе в месяц зу-л-хиджжа, а затем разъезжались, выполнив все обряды хаджжа.

Эти ярмарки и сезонные базары были самым важным и почитаемым событием в тогдашней Аравии. Класс торговцев, обогащавшихся за счет этих ярмарок, прилагал все усилия к тому, чтобы они не становились только лишь выставками. Торговцы проводили красочные церемонии, устраивали музыкальные шоу и прочие празднества, равно как и выставки произведений литературы, поэзии и изящных искусств, то есть ярмарки превращались в места для представлений. Сюда шли и те, кто приехал за новыми нарядами и товарами, и те, чья цель была послушать новые стихи и музыку, что привлекало также поэтов, которые стекались на эти ярмарки для декламации своих произведений перед жюри, оценивавшим их поэтическое творчество. Таким образом ярмарки служили как целям торговцев, так и интересам литераторов.

Форма правления во времена язычества

Социологи утверждают, что в те дни, когда человек жил один (если таковые действительно когда-либо были!), он не нуждался в хозяине – он был сам себе и хозяином, и слугой, и правителем, и государством, и нацией. Но как только он переставал быть одиноким и создавал семью и как только количество ее членов возрастало до четырех человек, вставал вопрос о том, кто же является главой этой семьи. По данным социологов, в большей части мира главенство принадлежало мужчинам, а в некоторых его уголках – женщинам. То есть можно сказать, что в большинстве случаев отец играл в семье первоочередную роль, а мать – второстепенную. По мере роста семей они начинали образовывать группы, именуемые племенами, и семейства обрели форму кланов. В силу этого на повестку дня встали вопросы о лидерстве и старшинстве, о статусе молодежи и пожилых людей, поскольку это касалось дел всей группы.

Когда племена начали объединяться, этот вопрос сделался еще более острым, и тогда появились национальные правительства. Со временем стали складываться отношения между разными племенами, однако интернационального правительства не возникло.

Могущество отдельных племен росло, но при этом разные племена, жившие по соседству, не знали о том, что у них общие предки, и не воспринимали представителей иных племен как своих сородичей. Поскольку племена сосуществовали в общем ареале обитания и их интересы совпадали, то им не было нужно правительство для сохранения существующей у них социальной системы. По мнению историков и социологов, формирование правительства началось тогда, когда племена стали осознавать необходимость единого руководителя, который защищал бы их интересы и сложившуюся социальную систему. Такой вождь и становился их «правительством».

С точки зрения политики, это была наиболее критическая фаза, ибо она знаменовала собой разложение родоплеменного строя и появление централизованного государства. Йемен прошел эту стадию своего социального развития за много веков до появления ислама, ибо в нем, так же как в Гассане и Хире, было сформировано централизованное правительство.

Йа‘куби пишет в своем труде по истории:

Разногласия между племенами и индивидуумами обычно регулировала группа людей, которые были известны своей мудростью, прозорливостью и отсутствием ангажированности. Они решали споры за счет вмешательства и арбитража старейшин. Таких арбитров называли магистратами (хукам).

В своем историческом трактате Йа‘куби упоминает имена многих из этих магистратов, бывших не главами правительств, а только третейскими судьями. В истории Аравии соответствующей эпохи мы можем найти только два случая упоминания о правительствах внутри Аравии, а именно в Хиджазе и Неджде. Среди документальных свидетельств – запись иудейского историка V в. н. э. о том, что одним веком раньше появления ислама король Йемена Абу Кариб сделал своего сына регентом Медины. Поскольку этот правитель был назначен царем Йемена, едва ли можно говорить в таком случае о собственно мединском правительстве.

Таким образом, в тот период аравийское племенное сообщество еще совершенно не созрело для того, чтобы в его среде возникло государство, – за исключением пограничных государств Гассан и Хира, находившихся за пределами Аравии, а также Йемена и местных правительств на берегу Персидского залива.

Роль иудаизма и христианства

Для обстоятельного исследования истории ислама нам следует уделить внимание той роли, которую иудаизм и христианство играли в Аравии.

Никто из нас не знает точной даты появления евреев в Аравии. Тем не менее автор «Истории иудаизма» пишет по этому поводу следующее:

Существуют разные мнения относительно причин и факторов миграции евреев в Аравию, однако мало сомнений в том, что большинство этих евреев покинули свои дома и искали прибежища в Аравии в связи с притеснениями со стороны римских властей. Если в Палестине, Европе и на других завоеванных Римом территориях евреи не знали мира и спокойствия, в Аравии, напротив, их жизненные условия были вполне удовлетворительными, поскольку там они чувствовали себя в безопасности от угроз и преследований со стороны христианских священников, а соседи обращались с ними доброжелательно.

Что очевидно, так это то, что в силу отдаленности Хиджаза и Неджда некоторое количество евреев переселилось в Аравию до появления ислама – предположительно, сразу после прихода Иисуса (мир ему!), то есть во II или III в. н. э.

Согласно существующим историческим источникам, миграция евреев в Хиджаз началась примерно за пять веков до возникновения ислама – в конце I в. н. э. Основные еврейские поселения были сосредоточены в Йасрибе – сегодняшней Медине. Евреи, обосновавшиеся в Аравии, обнаружили в Йасрибе землю и воду, поэтому они построили там крепость и поселились в ней. В Мекке также жили евреи, однако в меньших количествах. Те из евреев, которые двигались с севера на юг, добрались до Йемена, где евреев не было много, однако в связи с определенным событием иудаизм стал официальной религией этой страны. Так получилось, что сын Абу Кариба, царствовавшего в V в. н. э., стал правителем Йасриба. Жители Йасриба подняли мятеж против этого правителя и убили его. Абу Кариб, несмотря на то что он был поглощен войной, которую цари Ирана вели против Йемена, отправился в Йасриб, чтобы покарать евреев и арабов, восставших против него, а затем продолжить войну с Ираном. Когда он прибыл в Йасриб, его жители затворили ворота и укрылись внутри, спрятавшись в своих башнях. Абу Кариб осадил эти крепости, и вскоре их обитатели ощутили резкую нехватку еды. В то время несколько еврейских раввинов покинули крепости и подошли к Абу Карибу. Они убеждали его, что только четыре безумца повинны в убийстве его сына, и умоляли царя о пощаде. Они начали излагать язычнику Абу Карибу положения иудейского вероучения с таким пылом, что тот принял иудаизм и тотчас же вернулся в Йемен. Когда Абу Кариб и его придворные стали иудеями, они начали пропагандировать эту веру. После смерти Абу Кариба один из его сыновей по имени Зу Нувас, став королем Йемена, принялся рьяно проповедовать иудаизм, так что он стал официальной религией Йемена, где приступили к строительству ряда синагог для евреев. Это случилось за восемьдесят или за сто лет до возникновения ислама.

Конец ознакомительного фрагмента.