Вы здесь

Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 1 класс. Методические рекомендации по проведению занятий (С. И. Гин, 2012)

Методические рекомендации по проведению занятий

Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале занятия можно было «отправиться в дорогу» (только не забудьте в конце «вернуться»: для детей это очень важно).

Вместе с вами путешествовать будет Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла и т. п. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и «поможет» вести занятие: ведь она «умеет» спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки. Во время занятия Игрушка может «подойти» погладить ученика, «заглянуть» в тетрадь, «посидеть» на плече, «походить» по парте и т. д.

Возможно, на первых порах вам будет не так просто «работать за двоих», ведь у Игрушки и свой характер, и свой голос, и свои манеры поведения; но, поверьте, очень скоро вы привыкнете с ней «общаться», а ребята будут её с нетерпением ждать.

Также на каждом занятии рекомендуется иметь небольшой мячик, с помощью которого увлекательно и динамично проводятся упражнения, предполагающие множество ответов. Ребятам для занятий необходим альбом для рисования на клеевой основе или папка, чтобы легко было доставать отдельные листы, и набор цветных карандашей или фломастеров.

Несмотря на то, что в первом классе домашние задания обычно не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу по желанию учащихся: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться совместно с родителями и, как показывает опыт, делается с удовольствием (нередко готовые работы дети приносят уже на следующий день: «Захотелось побыстрее сделать – так интересно было!)».

Перед началом занятия учитель собирает все работы и развешивает рисунки на доске, что позволяет каждому ученику сравнить свою работу с другими, и обеспечивает более объективный выбор наиболее интересного (оригинального, яркого, необычного, эстетичного и т. д.) выполнения задания. Желательно, чтобы после окончания занятия ребята имели возможность рассмотреть все работы. В дальнейшем их можно раздавать детям или сохранять в их личных или классном архивах.

В тексте для примера приводятся ответы детей, варианты выполнения заданий, которые взяты из реального опыта обучения первоклашек.

И напоследок загадка:

«Весёлое, но не представление,

Долгожданное, но не письмо,

Интересное, но не кино.

Что это?

Совершенно верно: это ваше занятие «Мир загадок»!»

Занятие 1

Знакомство со Страной загадок

1. Беседа «Какие бывают страны?».

Учитель рассказывает, что в мире существует много разных стран и городов и предлагает их назвать (можно в виде игры с мячом).

Кроме того, бывают сказочные страны и города. Учитель называет сам некоторые из них (Страна чудес, Страна лгунов, Королевство кривых зеркал, Цветочный город, Страна невыученных уроков, Швамбрания, Волшебная страна, Страна дураков, Тридевятое царство и др.) и предлагает детям привести свои примеры, как литературные, так и из мультфильмов, фильмов, песен и т. д.

Желательно, чтобы дети не только указывали название страны, но и сообщали краткую информацию: откуда им известно про эту страну, кто её населяет, чем она интересна и т. д.

В конце беседы обобщение: чем похожи и чем отличаются сказочная и настоящая страна?


2. Физкультминутка «Виды транспорта».

Учитель предлагает детям назвать, какими видами транспорта можно путешествовать (самолёт, корабль, машина, велосипед, поезд, байдарка и др.), после чего дети выполняют команды типа «Полетели!», «Едем на поезде!», имитируя соответствующие звуки и движения.


3. Сообщение о Стране загадок.

Учитель говорит, что есть ещё одна сказочная страна, в которую ребята будут отправляться по… (называется день недели, когда будут проводиться занятия). Снаряжение «путешественника»: альбом, цветные карандаши или фломастеры, хорошее настроение и желание многое увидеть и узнать в новой стране.

Эта страна называется Страна загадок. В ней, как и в любой другой стране, есть реки, моря, горы и города, но все они загадочные; и живут в этой стране самые разные загадки.

Учитель предлагает детям загадать классу несколько загадок, после чего подчёркивает, что, вернувшись из «путешествия» в конце учебного года, они не только узнают много новых интересных загадок, но и научатся их сами сочинять.

Вместе с учениками «путешествовать» по Стране загадок будет Игрушка (учитель показывает её):

– Эта Игрушка будет помогать нам на занятиях, потому что она много знает и очень много путешествовала по разным странам…

Игрушка:

– Правда, последнее путешествие было таким трудным и опасным, что в нём даже потерялось моё имя. Ребята, помогите, пожалуйста, придумать мне новое имя.

Дети предлагают различные варианты, совместно выбирается наиболее подходящее имя.

Игрушка:

– Большое вам спасибо. Теперь у меня тоже есть имя и я могу с вами познакомиться!


4. Физкультминутка «Знакомство».

Дети встают, и учитель пускает Игрушку по рядам. Каждый ученик должен назвать ей своё имя («представиться») и передать Игрушку по цепочке дальше.


5. Домашнее задание.

Игрушка объявляет, что в сказочную страну не так легко попасть, вход в Страну загадок охраняет Стражник.

Домашнее задание: нарисовать портрет Стражника из Страны загадок.


6. Подведение итогов.

Обсуждение вопросов: что понравилось на занятии больше всего? какое задание показалось лёгким (трудным)? какие пожелания на следующие занятия? и т. д.

Занятие 2

Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

Оборудование:

стаканы с водой, краски, кисточка.


1. Речевая разминка.

– Сегодня мы отправляемся в первое путешествие. Поедем мы на поезде, а чтобы нам было удобнее и быстрее добираться, разучим скороговорку:

Поезд едет скрежеща:

Же, Це, Че, Ша, Ща. Дети хором проговаривают скороговорку несколько раз.


2. Проверка домашнего задания.

– Первый город, в котором мы побываем, называется Город самых простых загадок. В нём всего четыре улицы: Цвет, Форма, Размер, Вещество. А посередине города есть площадь, на которую выходят все улицы. Вначале мы отправляемся на улицу Цвет, но нам преграждает дорогу Стражник…

Учитель показывает на доске рисунки детей, давая краткий положительный отзыв о каждом.


3. Задание Стражника.

Из всех рисунков учитель выбирает наиболее красочный портрет Стражника и от его лица предлагает задание (остальные портреты используются поочерёдно на последующих занятиях):

– Этот грозный Стражник пропустит нас, только если мы сможем выполнить его задания. Каждый ряд получает свой вариант задания: первому ряду нужно назвать всё, что красного цвета, второй ряд называет всё, что жёлтое, а третий – только то, что бывает синим. Причём покрашенные предметы называть не следует. Например, лист бумаги, карандаш, забор, парта и т. д. могут быть любого цвета, но такой ответ не засчитывается. Итак, будьте внимательны и постарайтесь выполнить задание Стражника без ошибок.

Выполнение упражнения происходит следующим образом: все ученики сидят и по одному с каждого ряда называют соответствующие объекты, например огонь, солнце, море, помидор, апельсин, слива и т. д. Ученик, который дал правильный ответ, встаёт. Таким образом, к концу выполнения задания весь класс стоит.


4. Физкультминутка «Отправляемся в дорогу».

Ходьба на месте.


5. Практическая работа.

Учитель:

– Ой, ребята, пока мы с вами добирались, на улице Цвет произошла беда! Злая колдунья Стёрка все краски заточила в своё подземелье, и осталось только три цвета, про которые мы говорили: синий, жёлтый и красный. И если мы не освободим все остальные цвета, они могут исчезнуть, а вместе с ними исчезнут зелёная трава и коричневые медведи, голубые колокольчики и рыжие белки, и многое-многое другое…

(Учитель предлагает детям дополнить перечень.)

– Их надо обязательно освободить, но как это сделать? Может быть, Игрушка нам подскажет?

Игрушка:

– Да, я знаю. Нужно, чтоб засияла радуга. Тогда злое волшебство потеряет свою силу и все цвета снова будут с нами.

Учитель:

– Но как сделать радугу? Она ведь бывает только после дождя.

Игрушка:

– Не только. Радугу можно сделать и самим: взять и нарисовать.

Учитель:

– Но как? В радуге ведь семь цветов, а у нас только три!

Игрушка:

– А я знаю, как сделать радугу из трёх цветов, и ребята, наверное, тоже знают.

Оборудование для демонстрации: на столе учителя в ряд стоят семь прозрачных баночек или стаканов с водой; три баночки гуаши (синяя, красная, жёлтая) и кисточка.

Вначале вместе с детьми нужно вспомнить последовательность цветов радуги: «Каждый охотник желает знать…» Затем учитель окрашивает воду в первом стакане в красный цвет, в третьем – в жёлтый и в шестом – в синий. После этого, смешивая эти краски, получаются все остальные цвета радуги. Учитель комментирует, как это делать: оранжевый находится между красным и жёлтым, значит, нужно смешать красную и жёлтую краски; зелёный – между жёлтым и синим и т. п.

Игрушка:

– Ура, победа! Мы освободили все краски, да здравствует разноцветный мир!


6. Домашнее задание.

Нарисовать цветной домик и его жильцов.

Например, в жёлтом домике живут солнышко, цыплёнок, одуванчик, лимон: в красном домике – мак, клубника, малина, вишня, помидор, огонь и т. п.


7. Придумывание загадок.

Учитель сообщает, что на улице Цвет растёт много цветов, деревьев, овощей и фруктов, и предлагает детям ответить, почему это так.

Но все эти растения тоже необычные: они появляются только тогда, когда про них придумаешь загадку. Учитель называет различные объекты растительного мира (берёза, ромашка, слива, арбуз, одуванчик, мак, ландыш, мухомор и др.) и предлагает сочинить про них загадки.

При подведении итогов можно сравнить загадки, придуманные детьми, с литературными загадками.

Примеры загадок:

• «Белые сапожки, зелёные серёжки». (Берёза)

• «Синий мундир, жёлтая подкладка, в середине сладко». (Слива)

• «Беленькие горошки на зелёной ножке». (Ландыш)

• «На верхушке стебелька – солнышко и облака». (Ромашка)

• «Берег зелёный, вода красная, рыбки чёрные». (Арбуз)

Вывод: при составлении загадок надо не только называть цвета, но и использовать сравнения.

Например, про ромашку может быть загадка: «Жёлтая серединка и белые лепестки», а можно придумать так: «Жёлтое солнышко, белые лучики» или: «Жёлтая ладошка с беленькими пальчиками».


8. Подведение итогов.

Занятие 3

Изменение цвета в природе

Оборудование:

схемы – приёмы разрешения противоречий, иллюстрации хамелеона, осьминога.


1. Речевая разминка.

Учитель сообщает, что в очередное путешествие дети поедут на машине, и предлагает разучить слова:

Стоп, машина.

Стоп, машина.

Стоп, машина.

Стоп!

После нескольких повторений задание усложняется: нужно сказать вслух только два первых слова («Стоп, машина…»), а всё остальное предложение – про себя. Последнее слово «стоп» тоже произносится вслух.

Упражнение учит детей согласовывать ритм, добиваясь синхронности.


2. Задание Стражника.

– Перед нами снова Стражник, который нас пропустит, только если мы сможем отгадать его загадку. А загадка такая: «Что это: зимой и летом одним цветом, но не ёлка?» Повторять ответы друг друга нельзя – это будет считаться ошибкой. И лучше придумать не один ответ, а сразу несколько.

После этого – быстрая проверка по цепочке: пары называют слово хором и встают.


3. Проверка домашнего задания.

Учитель показывает все домики, находя положительное в каждом рисунке. Причём критерии оценки могут быть самыми разными: художественное выполнение, оригинальность, аккуратность, разнообразие, общее количество объектов и др.


4. Упражнение на разрешение противоречия.

Учитель:

– Вот сколько домиков стоит на улице Цвет. Но это ещё не все жители, которые здесь живут. На этой улице ещё находится зоопарк. Но что это такое? На дверях зоопарка какие-то странные знаки!

Учитель показывает нарисованные на доске или на листе бумаги две схемы:


(«Головоножек», разные части которого раскрашены разным цветом)


(«Головоножек» одного цвета – часы – «головоножек» другого цвета)


– Что бы это значило, Игрушка, не знаешь?

Игрушка:

– Первый рисунок могу объяснить: это, наверное, так обозначаются разноцветные животные, у которых разные части могут быть разного цвета.

Учитель:

– А разве такие бывают?

Игрушка:

– Сколько угодно! Например, гусь: сам белый, а лапки красные; или пингвин, у него живот белый, а всё остальное туловище чёрное, как будто он во фраке на концерте выступает! Да ребята и сами могут назвать много таких разноцветных животных!

Учитель предлагает детям назвать разных птиц, рыб, зверей, насекомых и т. д., части которых окрашены в разные цвета. Можно предложить придумать «разноцветные» загадки про животных, например: «Что это за птица: чёрно-жёлто-белая?» (Синица).


5. Физкультминутка «Зоопарк».

Учитель называет различных живых существ (заяц, медведь, лягушка, слон, обезьяна, змея, крокодил, рыба и др.), которые нужно изобразить.


6. Упражнение на разрешение противоречия (продолжение).

Учитель:

– Спасибо, тебе, Игрушка! Помогла нам с одной схемой разобраться. А вот что вторая обозначает?

Игрушка:

– Я не знаю, я по часам ещё не умею разбираться.

Учитель:

– А может быть, тут по часам и не надо уметь разбираться. Давайте ещё раз посмотрим на рисунок: вначале что-то одного цвета, потом нарисованы часы и цвет изменился. А может быть, часы обозначают слово «время»? Как тогда можно объяснить эту схему?

– …

Вариант ответа:

животное было одного цвета, а потом прошло какое-то время, и оно стало другого цвета, то есть эта схема обозначает изменение окраски животных, связанное со временем, например сезонные изменения (заяц, белка) или возрастные (цыплёнок жёлтый, а курица – другого цвета).

Учитель предлагает детям привести свои примеры изменения окраски у животных. Можно в виде загадок: «Летом – белый, зимой – серый» или «Маленькие – жёлтенькие, а большие – белые с красными бантиками».

Затем учитель сообщает, что есть такие живые существа, которые могут изменять свой цвет в зависимости от цвета окружающей обстановки, например хамелеон, осьминог и др. (рекомендуется показать соответствующие иллюстрации).

После этого обсуждение вопросов: для чего нужны такие «превращения»? зачем природа так придумала?


7. Домашнее задание.

Изготовить осьминожка, чтобы он мог менять цвета.

Желательно, чтобы это задание дети выполняли совместно с родителями.


8. Чтение стихотворения.

Учитель предлагает послушать историю, которая произошла с осьминожками (читает стихотворение Э. Успенского «Разноцветная семейка).

В процессе чтения учитель останавливается в «проблемных» местах и предлагает детям ответить на вопросы:

Была у детишек плохая черта —

они как хотели меняли цвета.

– Почему это плохая черта?

Нет, он купаться нисколько не хочет,

просто он голову маме морочит.

– Как купать детей?

Баловаться отучу, всех сейчас поколочу!

– Как осьминожкам избежать наказания?

Я своих маленьких пальцем не трогаю,

с вами сейчас поквитаться хочу:

дайте я вашего поколочу!

– Правильно ли рассуждал чужой папа?

Как нужно «выбирать», чтобы больше не ошибиться? …Ну когда ж наши мамы вернутся: мамы-то в детях своих разберутся!

– А как без мам разобраться, где чьи дети?


9. Подведение итогов.

Занятие 4

Цвет в рукотворном мире

Оборудование:

бархатная бумага, шерстяные нити.


1. Речевая разминка.

Желательно с сюжетом на тему движения, например:

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

Можно повторить несколько раз хором с увеличением темпа.


2. Задание Стражника.

– На этот раз Стражник приготовил для вас очень сложное задание. На прошлом занятии мы говорили, что многие животные могут изменять свой цвет. Но человек ведь тоже относится к живым существам, значит, он тоже должен уметь менять свой цвет или хотя бы изменять цвет каких-то отдельных частей. Придумайте ситуации, когда такое может быть.

Конец ознакомительного фрагмента.