Существует ли «цивилизация муравьев»?
Что может быть общего между человеком и муравьем? Казалось бы, ничего. Человек – существо разумное, гомо сапиенс. А о разуме муравьев, даже в зачаточном состоянии, говорить не приходится. По крайней мере, в человеческом понимании. А размеры? Мы ведь можем нечаянно раздавить муравья, даже не заметив этого. И все же внимательное изучение жизни муравьев не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека этих насекомых.
Муравьи с момента рождения и до самой смерти как бы находятся в системе общественных взаимоотношений, где каждый прекрасно знает и исполняет свои функции. Что это, как не цивилизация?
В каждом муравьином сообществе обязательно есть королева – крылатая муравьиная самка. Ей все подчиняются, потому что она является родоначальницей той или иной колонии, состоит ли эта колония из десятка муравьев или из нескольких сот. Происходит это следующим образом.
Известно, что главные муравьиные самки и самцы – крылатые, а все остальные муравьи – бескрылые. В брачный период самки и самцы покидают колонии и поднимаются высоко в небо. После спаривания самцы сразу же погибают, а самки возвращаются на землю и основывают новую колонию. Сначала самка зарывается в землю, устраивает там гнездо и откладывает в нем яйца. Когда из яиц вылупливаются безногие личинки, каждой из них матка помогает свить кокон, и как только внутри него подрастет муравейчик, она разрывает кокон с одного конца и вытаскивает детеныша наружу. Так рождаются рабочие муравьи, которые сразу же начинают работать и заботиться о своей матке – королеве.
Только что родившихся муравьев выращивают в специальных питомниках – «яслях». За ними присматривают профессиональные «воспитатели», которые регулярно выводят малышей из муравейника на свежий воздух.
За больными муравьями ухаживают «доктора» – настоящие специалисты своего дела. Они ежедневно проводят профилактические осмотры, в случае необходимости изолируют больных и даже проводят хирургические операции – например, ампутируют изувеченные конечности.
Есть муравьи – молочные фермеры. Они занимаются содержанием тли – растительных вшей, организм которых выделяет сладкую жидкость – медвяную росу, излюбленное лакомство муравьев.
Есть также муравьи-мельники. У них большие головы и мощные челюсти, которыми они размалывают зерно. После того, как они запасут достаточное количество еды, им откусывают головы, чтобы на зиму оставалось поменьше едоков.
Специальная группа муравьев занимается тем, что принимает от рабочих муравьев цветочный нектар, который те собирают и приносят. Специально назначенные для этой работы муравьи забирают его и проглатывают. Зимой они делятся нектаром с другими обитателями колоний, выдавая каждому порцию из своего рта.
В каждом муравейнике есть особый отряд муравьев-воинов, которые защищают муравейник от врагов и сами нападают на чужие муравейники, забирая там еду, строительный материал и личинки, из которых выращивают себе муравьев-рабов.
Всего существует около 6000 различных видов муравьев, и среди них есть такие, которые отличаются особой воинственностью.
Захватнический инстинкт развит у муравьев, живущих на берегах реки Амазонки. Они так и называются «амазонские муравьи». Эти муравьи стаскивают к себе личинки из других колоний, а когда из них вылупятся муравьи, делают их своими рабами, заставляя работать на себя.
Кроме амазонских муравьев, в Америке живут и другие воинственные муравьи, которые едят мелких животных: крыс, мышей, тараканов, ящериц. Этих муравьев называют легионерами. Они путешествуют огромными отрядами. Рассказывают, что при их приближении даже люди покидают свои дома, а когда возвращаются, то находят их очищенными от всех грызунов и мелких насекомых, от которых трудно избавиться другими способами.
Еще одна разновидность воинственных муравьев обитает в Африке. Это плотоядные муравьи, которые поедают живых существ. Их опасаются даже хищники – львы, крокодилы, не говоря уж о более мелких зверях. Этих муравьев еще называют бродячими. Они переходят с места на место многотысячными колониями и убивают всех животных, которые попадаются на их пути, набрасываясь на них целыми полчищами. Беда тем зверям, которые заболели, ослаблены или ранены и не могут спастись от воинственных муравьев бегством. В этом случае им грозит неминуемая гибель.
В Южной Америке живут муравьи-фермеры. Они засыпают частичками земли трещины в стволах деревьев и высаживают на полученных «полях» семена различных культур. Некоторые виды муравьев засевают участки вокруг муравейника. Урожай собирают все члены муравьиного сообщества. Семена идут в пищу, соломка используется как строительный материал.
Муравьи-жнецы, живущие в Центральной Америке, строят настоящие дороги от муравейника до кормовых угодий. Длина их может достигать полутора километров. Если дорога по какой-то причине перекрывается, муравьи-строители прерывают работу и ждут. Через некоторое время должны появиться муравьи-«полицейские», чтобы навести порядок. Правда, пока непонятно, как поступает сигнал в муравейник.
Переход муравьев в мир иной также производится по ритуалу, сравнимому с человеческим: «носильщики» относят усопшего на кладбище, расположенное за пределами муравейника, а «могильщики» предают его тело земле на глубине 2–2,5 см.
Так что же определяет столь сложную и многообразную жизнедеятельность муравьев, если не разум? Ученые считают, что это сложная система врожденных инстинктов, очень развитая у этих общественных насекомых.