II. Анализ этнополитического процесса на примере ситуации в Европе в ХХI веке
Европа столкнулось с новой и неведомой ранее проблемой. Проблемой прибытия беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. К примеру современное французское общество столкнулось с серьезной проблемой иммиграции из стран Африки. Многие страны Северной Африки и Западной Африки имеют с Францией общее историческое прошлое. Французам удалось колонизировать огромную часть Африки и распространить там французский язык. Знание языка и французской культуры толкает арабов и африканцев на бегство из своих стран во Францию. Все это привело к тому, что доля арабов и африканцев уже достигает более 10 процентов от общего числа жителей Франции. И это только начало. По прогнозам социологов и политологов в самое ближайшее время эта цифра возрастет до 15 процентов. Ассимиляция арабов и африканцев проходит во Франции крайне болезненно. В современном Париже уже опасно выходить на улицу ночью. По городу промышляют банды приезжих арабов и африканцев. Если вас не ограбят на улицах Парижа ночью, то однозначно вам предложат оружие, наркотики и иные развлечения.
Самовыражение арабские и африканские диаспоры Франции также находят не только в грабежах и нападениях, но и в откровенных акциях прямого действия, направленных против жесткой иммиграционной политики правительства Франции, по мнению мигрантов. К примеру чего только стоит акция с матрасами на Елисейских полях. Не желающие интегрироваться во французское общество арабы и африканцы разложили по Елисейским полям в Париже свои матрасы и легли на них. Массовые поджоги автомобилей стали для данных диаспор обыденным делом. Некоторые кварталы французских городов стали сугубо местом жительства арабов и африканцев. Местное белое население боится посещать подобные места.
Но интересным фактом является, то, что многие французы сами далеко не либеральны по отношению к приезжим арабам и африканцам. Быть жестоким националистом на самом деле намного моднее во Франции, чем либералом. Идеи Мари Ле Пен нашли отзыв в сердцах очень многих французов. Конечно в основном в сердцах рабочей молодежи, которая обычно не верит политикам. Но эта молодежь растет и именно эта молодежь в ближайшее годы станет средней возрастной группой, которая будет определять политику Франции. Столкновения на фоне расовой ненависти станут нормой для Франции, вплоть до внутреннего раскола страны и появления автономных территорий для белого и цветного населения.
Не лучше ситуация и в соседней Германии. Политика терпимости сходит и в Германии на нет. Последние волны беженцев из Сирии просто наводнили немецкие города. Дошло уже до того, что страны Европы начали ставить заслоны и не пускать беженцев. Последние десятилетия показали немцам, что иммигранты из стран Ближнего Востока абсолютно не хотят интегрироваться в немецкое общество, не хотят жить по правилам этого общества и учить немецкий язык.
В Германии, в стране разгромленного фашизма, опять зарождаются фашистские национальные группировки. Эти нацистские группировки избивают и убивают беженцев, поджигают их дома и раскрашивают их граффити. В свою очередь беженцы отвечают коренным немцам тем же самым. Бойни между нацистами и мигрантами стали в Германии давно нормой. Местное же немецкое общество само подогревает к этому почву. В Германии можно увидеть объявления от местной полиции, постоянно предупреждающие немцев о том, что нужно быть внимательнее и осмотрительнее в делах с иммигрантами из стран Ближнего Востока и Восточной Европы, особенно из стран бывшего СССР. То и дело, что местные телеканалы передают информацию о преступниках из стран Ближнего Востока и бывшего СССР. Эти действия подталкивают местное население к ответной агрессии в отношении иммигрантов. Молодые националисты громят турецкие и африканские районы проживания иммигрантов в Германии и бывших советских мигрантов. Но несмотря на волну национализма немецкого населения, количество мигрантов только растет. Иммигранты погибают в море и на суше с целью добраться до Германии. Погибают в контейнерах и грузовых автомобилях. Абсолютно ничего не останавливает иммигрантов и становится очевидным, что новые этнополитические конфликты и междоусобицы станут серьезной проблемой для немцев.
Интересная ситуация разворачивается и в Великобритании. Этнополитические конфликты в данной стране имеют в отличие от Франции и Германии многовековую историю. Великобритания страна, которая собрана из множества народов, которые проживает на единой территории. Великобритания это Англия, Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия. Англичане, жители Уэльса, шотландцы, северные ирландцы сохранили свою культуру и традиции, что само собой вызывают определенные этнополитические отличия и конфликты. Некоторые разногласия как в случае с Северной Ирландией ведут к открытому кровопролитию и многолетней вражде. Бойцы «Ирландской освободительной армии» устраивают террористические акты и перестрелки с британской армией и полицией. Растут новые поколения ирландских католиков, которые как и прежде не признают власть британцев, в виду оккупации их территории и религиозных разногласий. Ситуация не сможет нормализоваться и разрешиться легко никогда. Для британцев принципиально важно сохранить свою территориальную целостность, а это значит, что ирландским фанатикам и католикам из «Освободительной армии Северной Ирландии» придется воевать с мощной военной машиной Великобритании. А война с таким гигантом, возможна только с помощью организации терактов. А это значит кровь с обеих сторон будет литься еще очень и очень долго.
Шотландия также сохраняет с Англией крайне напряженные отношения. Шотландцы постоянно подымают вопрос о выходе из состава Великобритании, но СМИ и правительство Великобритании стараются не обсуждать этот вопрос. Но сгладить очевидную проблему взаимоотношений с Шотландией, Англии уже не удастся. Новое поколение шотландцев крайне недовольно политикой правительства Великобритании, и особенно недовольно политикой в области либерального отношения к вопросу приема беженцев и иммигрантов из стран Ближнего Востока, Индии, Африки, Восточной Европы и бывшего СССР. Современный Лондон, как и многие города Великобритании уже давно превратился в город-пристанище для многих народов мира. Помимо огромного количества беженцев, которые наводнили Великобританию, в страну мигрирует огромное количество рабочей силы из стран Восточной Европы и бывшего СССР.
Многие страны Восточной Европы после искусственного крушения социалистических и коммунистических идеалов оказались в крайне тяжелом экономическом положении и принятие этих стран в европейское сообщество дало им возможность выехать на работу в Англию, Германию, Францию и другие страны. Но большой проблемой стало то, что вновь прибывших работников никто не ждал в странах Западной Европы и даже наоборот их приезд вызвал огромное недовольство у местного населения страны. Поляки, литовцы, болгары, румыны и другие народы стали серьезными конкурентами на рынке труда и оставили коренных жителей Великобритании без работы. Все это способствовало росту серьезной национальной ненависти и неприязни британцев к другим народам. И не важно какой у вас цвет кожи и религия, будь вы приехавший индус, или поляк, разницы для британцев нет. Приезжие иммигранты отняли у них работу, либо заставили больше работать, а получать менее высокую заработную плату.
Волна национализма уже давно стала серьезной проблемой для Великобритании. Для приезжих в Великобританию поляков, индусов, литовцев, арабов стало нормой, что националистические молодежные группы могут поджечь их дом, избить, написать на их домах некультурные слова и т.д.. Современный Лондон по признанию самих же британцев давно не является британским городом, это мультинациональный город, где британцев проживает уже не так много, как ранее. Британцам тяжело жить с приезжими. И не только по причине того, что приезжие иммигранты отняли у них работу, а по причине культурных и языковых различий. Приезжие иммигранты не желают разговаривать на английском языке и продолжают носить свою традиционную одежду. А также жить в соответствие со своей религией и правилами, что абсолютно не вписывается в жизнь британцев. Криминал также стал нормой для многих крупных городов Великобритании. Современная статистика говорит о том, что шанс быть ограбленным в Лондоне на порядок выше чем в Нью Йорке, уровень разбоев и грабежей стал серьезной проблемой современной Великобритании. Приезжие иммигранты часто оказываются в Великобритании в сложном финансовом положении, это толкает людей на преступления. Иммигранты начинают заниматься криминалом и жертвами становятся сами британцы.
Испания является еще одной проблемной территорией современной Европы. Басконцы однозначно имеют право на самоопределение, если рассматривать европейское сообщество как равное, свободное и демократическое объединение независимых государств. Но отделение этого гордого и самобытного народа от Испании крайне не выгодно Европейскому союзу. Если Европейский союз позволит басконцам получить независимость от Испании, то на выход попросятся и другие территории европейского сообщества, Тироль, Фландрия, Шотландия. Итогом этнополитического противостояния испанцев и басконцев стало откровенное полицейское насилие над басконцами. Все попытки басконцев отделится от Испании закончились лишь тем, что полиция их разогнала, Испания решила в корне уничтожить саму идею независимой от Испании Каталонии.
Интересно слушать многих европейских политиков, заявляющих о демократии в европейском сообществе и понимать, что это абсолютный нонсенс. Европейское сообщество считает сепаратизмом любое проявление этнополитических разногласий. И события 90х. гг. XX столетия, произошедшие в Югославии показывают всю двойственность позиций Европейского союза и США. Югославы пережили по сути обычный этнополитический кризис и попытка сохранить целостность государства стала в общем то логикой развития событий любого этнополитического конфликта. Но европейское сообщество признало сербскую сторону виновной и даже нашло военных преступников, которых осудили. Почему это произошло? Все очень элементарно, этнополитической конфликт на Балканах был выгоден европейскому сообществу. Европейские бизнес кланы искали выходы на этот рынок для сбыта своих товаров, и выход был найден. Для манипулирования многомиллионным балканским рынком нужно было разделить Югославию. Сейчас же осуждать Испанию за насильственный контроль над Каталонией европейское сообщество не будет. Наоборот европейскому сообществу в настоящее время крайне не выгодно получить на своей карте новые государства с новыми правительствами. Политика двойных стандартов является в настоящее время основой развития этнополитического сообщества стран Европейского союза. К сожалению часто эти стандарты навязываются Европейскому союзу со стороны США, и страны Европы вынужденно идут на эти меры. К примеру ранее Европейский союз с удовольствием принимал новые страны Восточной Европы в свой союз, беспошлинная торговля была выгодна Европейскому союзу. Но наплыв рабочей силы из стран Восточной Европы, в частности из Польши, Прибалтики, Чехии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Словакии и других стран стал серьезной проблемой для европейского сообщества. Европейское сообщество получило рынок Восточной Европы для сбыта своих товаров, цель выполнена. Но при этом они получили наплыв рабочей силы. Итогом всего этого стал брексит в Великобритании. Великобритания первой показала всей Европе, что объединенная Европа выгодна Великобритании лишь для сбыта своих товаров, а вот в других случаях уже и не так выгодна. Британцы крайне недовольны наплывом рабочей силы из Восточной Европы и это логично, это отнимает их рабочие места и растворяет британское сообщество в многоэтническом разнообразии.
Еще одной болезненной точкой на карте Европы является Скандинавия. Современным скандинавским странам удалось создать благодатную почву для развития социальных институтов. Это в свою очередь притянуло и продолжает притягивать беженцев со всего мира в Скандинавию. Современная Скандинавия уже чем то напоминает США, крупные шведские и норвежские города имеют многообразие различных национальных общин. А эти общины в свою очередь выпускают свои газеты, строят храмы, устраивают свои традиционные праздники. По расчетам социологов население современной Швеции к середине ХХI века будет мусульманским на 30 процентов, тоже самое ожидается и в соседней Норвегии. Националист Брейвик доказал всему миру, что страны Северной Европы не готовы к этнополитической толерантности. В этих странах появится еще множество людей, которые будут похожи на Брейвика. Со временем эти люди создадут общественные и политические организации, которые начнут борьбу с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока и Африки.
Высока вероятность, что эти организации смогут получить в свои руки власть с помощью поддержки населения. В конечном итоге это сможет развязать руки националистам, что приведет к откровенному противостоянию. Приезжие же беженцы в свою очередь уже готовы к таким вызовом и не собираются уезжать. Большинство вновь прибывших в скандинавские страны беженцев прочно закрепились там, либо планирует закрепиться и не возвращаться домой. А это означает, что противостояние будет только нарастать и выливаться в терроризм и междоусобную бойню.
Самым кровопролитным этнополитическим конфликтом на европейском континенте пока стал конфликт на Балканах. Этот конфликт имеют длинную историю. И эта история пока не дописана до конца. Война между боснийцами, хорватами и сербами хоть и закончилась, но может вспыхнуть в любое время вновь. США и странам НАТО удалось насильно решить этот конфликт. Виновниками конфликта стали совсем не сербы, но при этом они были привлечены к трибуналу и понесли незаслуженное наказание. Но сам по себе этот этнополитический конфликт до сих пор не разрешен. Сербы проиграли албанцам и боснийцам, лишь благодаря агрессивному вмешательству сил НАТО и США, сербам пришлось покинуть свои дома и уехать из Косово и Боснии. Но сербы это этнос с интересной историей и как показывает эта история сербы крайне не уступчивый народ и уступать мусульманскому населению свои территории они не намерены.
В будущем у сербов есть все шансы вернуться в Косово и Боснию, и заявить свои права на ряд территорий. Современное руководство республики Сербия сгладило краеугольные края конфликта, но большинство населения Сербии остались недовольны итогами разрешения конфликта, их права были ущемлены и их вынудили признать поражение и уступить мусульманам. США в будущем будет сосредоточено на решение внутренних проблем и это развяжет руки сербам, которые в свою очередь захотят вернуться в Косово и Боснию, и потеснить мусульман. Этот сценарий очень вероятен и скорее всего является наиболее логичным и оптимальным для современного Балканского полуострова.
Страны Прибалтики очень похожи на Балканы. Но если на Балканах США и силы НАТО временно решили вопрос с помощью войны, уничтожив сербов и утопив их в крови, лишив крова и территорий, то в Прибалтике конфликт только назревает. В итоге пока сотни тысяч человек остались без гражданства, государственной помощи и без будущего. Русскоязычное меньшинство в Прибалтике кране недовольно своим положением, но переходить на силовые методы пока не готово без поддержки России. В свою очередь этническое прибалтийское большинство пытается любыми методами вынудить русскоязычное население покинуть Прибалтику. Профашистские и националистические организации весьма популярны в Прибалтике и правительства прибалтийских стран не охотно борются с подобными организациями, или считает, что в этом нет проблематики для них. Но не все так прекрасно для Прибалтики. На самом деле Прибалтика во многом напоминает современную Украину и в районах проживания русскоязычного населения может в любой момент вспыхнуть недовольство, что может привести к конфликтам и столкновениям.
Украина много лет закрывала глаза на русскоязычное население в ряде своих регионов, считая, что проблем не видно. Но это было ошибочным мнением для Украины, проблематика была и существовала давно. Русскоязычное население было недовольно действиями украинского правительство и было лишь в шаге от начала конфликта. Итогом конфликта стали события произошедшего на Украине Майдана и активизации профашистских радикальных организаций.
Нынешняя Прибалтика во многом напоминает Украину. Длительное время в Луганской и Донецких областях русским и украинцам удавалось жить мирно, хотя разногласий было много. Майдан и революция разделили эти области между народами. Почти половина населения Луганской и Донецкой областей русские, не знающая украинского языка. В свою очередь новая украинская власть дала возможность националистам поднять вопрос о целесообразности запрета русского языка на Украине. Наиболее радикальные украинские националисты занялись откровенными притеснениями русскоязычной этнической группы с применением насилия, итогом этого конфликта стала затяжная война и раздробление Украины. Логичным завершением этого конфликта будет являться создание независимых и признанных Россией русскоязычных государств. Тоже самое может произойти в Прибалтике. В этих странах значительная доля русского населения, которая не знает к примеру эстонского и латвийского языка. Если же эти государства развяжут руки местным националистам, то украинские события повторятся и это раздробит эти страны. Подобные конфликты всегда носят затяжной и кровопролитный характер. И угроза повторения украинского сценария в настоящее время сохраняется в странах Прибалтики.
Напряженная этнополитическая ситуация сохраняется также в других странах Европы, в Нидерландах, Бельгии, Италии, Австрии, и т.д.. Проблемы в этих странах сходны с этнополитической проблематикой Франции, Германии, Скандинавии и поэтому описывать их отдельно смысла нет.
Этнополитические проблемы существуют и на острове Кипр. В XX столетии между киприотами возник этнический конфликт. Конечным итогом этого конфликта стала оккупация Турцией северной части острова Кипр и провозглашение независимой Северной Республики Кипр. Несмотря на то, что не одна страна мира так и не признала существование независимой страны Северный Кипр, Турция признала эту территорию независимой и была построена зеленая зона, граница между двумя странами. Эту буферную зону между южной частью острова Кипр и северной частью контролируют миротворческие силы ООН. Этот конфликт по всей своей жестокости стал не менее серьезным чем конфликт в Югославии. Люди пропадали без вести, многие были убиты, турки отрезали головы непокорным киприотам, захватывая их города и деревни. Сейчас несмотря на спокойствие на острове Кипр, обе стороны конфликта до сих пор помнят этот кровопролитный конфликт. И ситуация остается весьма напряженной. В будущем не исключено, что обе стороны все же решат объединить этот остров в одно государство и тогда мы можем стать наблюдателями новых кровопролитных межэтнических войн на острове Кипр.